Full text
Введение Современная образовательная ситуация в России характеризуется очень высокой популярностью среднего профессионального образования и приравнивается по численности поступающих к высшим учебным заведениям. При этом еще не так давно данная ступень образования рассматривалась абитуриентами, как неперспективная из-за низкой конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Соответственно, является значимым изучение и анализ исторического развития системы среднего профессионального образования. Представляется важным рассмотрение исторических периодов и вызовов, с которыми сталкивалась система СПО, и как на них отвечала. Знания истории развития СПО позволяют акцентировать внимание на лучших практиках и применять их с фокусом на реалии современного мира. Актуальность применения успешных опытов особенно важна сегодня, когда перед Российской Федерацией в рамках национального проекта «Образование» поставлена цель войти в десятку ведущих стран мира по качеству образования и сделать его конкурентоспособным как у нас в стране, так и за рубежом. Рассмотрим, как формировалась система среднего профессионального образования с Киевской Руси и до наших дней, какие ставились перед ней задачи и какие были варианты решения. Обзор отечественной и зарубежной литературы Основные идеи становления системы среднего профессионального образования в советской и досоветской России показаны в научно-методических и научных трудах российских ученых. С.Г. Новиков изучает процесс советской модернизации, то есть смену традиционного уклада общества с готовыми образцами на инновационное, постоянно изменяющееся, и его влияние на становление молодежи рабочего класса. Результатом промышленного роста в 20–30-е годы XX века и значительных новшеств в обществе становится формирование «нового человека» [1]. Привлекает внимание работа В.П. Попова, показывающая корреляцию между историческим развитием профессионального обучения и его современной моделью. Автор уделяет особое внимание влиянию идеологии и политики государства на образовательный процесс в среднем профессиональном звене в XX столетии, а также говорит об условиях успешной работы СПО сегодня: учет актуальных в наши дни форм и методов обучения, а также традиционных подходов; содержание образования, отвечающее современным вызовам; совместная работа государства, промышленников и педагогов [2]. Научные труды В.А. Ситарова анализируют причины, последствия и эффективность реформ в образовательной сфере России в досоветский, советский и постсоветский периоды. Согласно исследованию автора, в исторический период до 1917 г. большое значение для развития системы образования имели личности. Автор показывает закономерности между особенностями исторического периода и способами обновления и изменения образования выдающимися государственными деятелями и министрами. В последующие годы целью реформ было не только повышение качества образования, но и мощное идеологическое воспитание подрастающего поколения, коллективно принимаемые решения на партийных съездах [3]. Период с 1991 г. по настоящее время насыщен значимыми преобразованиями в политической, идеологической и экономической сферах, показаны преобразования в обществе, что не могли не отразиться в виде новых законов и трендов в образовании разного уровня [4]. Исследования, представленные в сборнике «Индикаторы образования: 2022» показывают хорошую привлекательность системы СПО сегодня, так в 2022 г. наблюдается рекордно высокий показатель – практически 50% [5]. В качестве объяснений популярности СПО некоторыми авторами (А. Р. Бессуднов, В. М. Малик [6], Л.Н. Денисова [7]), рассматриваются когнитивные и некогнитивные особенности обучающихся, а именно, невысокая академическая успеваемость и мотивация к учению, низкий социальный, образовательный и имущественный статус семей. Кроме того, для многих выпускников 9-х классов приоритетна возможность получить бесплатное обучение не далеко от дома, поступить в СПО не сдавая экзамены, так как многих пугает перспектива продолжить обучение в школе и не сдать ЕГЭ. Авторы Н. В. Бородина, И. И. Украинцева, А. Л. Ховякова обращают внимание на корреляцию между контингентом обучающихся, содержанием программ и методами, способствующими овладению компетенциями, изучают такие понятия, как «социальный портрет», «социологический портрет» учащихся СПО, их предпочтения и профессиональные ожидания по востребованным и перспективным специальностям, показывают особенности данных студентов, некоторые «подводные камни», мешающие реализовать ожидания [8]. Относительно иностранных авторов, Теодор Гербер характеризует политическую и экономическую ситуацию постсоветского периода, которая повлияла на образовательную сферу, ее расслоенность и неравные возможности к получению среднего образования, что еще более усугубилось в позднесоветский период с развитием экономического кризиса и политического хаоса [9]. Интерес представляют работы, посвященные смене парадигм трудовой деятельности сегодня, анализу современных технологий, способных значительным образом изменить рутинный и физический труд. Так, Фил Джонс в книге «Work Without the Worker: Labour in the Age of Platform Capitalism» («Работа без работника: труд в эпоху капитализма платформ») обращает внимание читателя на новые формы труда, отличающиеся от традиционных, представляющие собой сочетание человека и машины и все больше набирающие вес в условиях цифровизации. Однако труд в условиях платформенного капитализма обладает отрицательными последствиями для социума и человека, в частности, а именно отсутствие гарантий на труд и его оплату и непонимание рабочего степени своей эксплуатации и невозможности соотношения себя и выполняемого труда, что не происходит при работе с материальными объектами [10]. Бернард Марр акцентирует внимание на особенностях современного BANI мира, его турбулентности во всех сферах и на пяти основных навыков для успешного функционирования в будущем, а именно: эмоциональный интеллект, креативность, мобильность мышления, адаптивность, информационная грамотность, техническая подкованность, коммуникабельность, что требует пересмотра образовательной деятельности сегодня, перехода от адаптивной парадигмы подготовки будущих специалистов на преадаптивную, позволяющую человеку не приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям, а быть успешным, и способствующую развитию навыков BANI-мира. Это особенно актуально для специалистов среднего профессионального звена, так как многие из них задействованы в сфере малого и среднего бизнеса, ориентированного на предоставление услуг и тесное сотрудничество с клиентами [11]. В докладе «Сломанный социальный лифт? Как улучшить социальную мобильность» авторы рассказывают о недостатке мобильности в связи с «липкими полами» и «липкими потолками», где первые рассматриваются как слои населения с низким социальным статусом, низким доходом и плохим материальным положением, а вторые – обеспеченные слои населения. При этом более 60% бедных не поднялись выше своего социального уровня, а 70% богатых не опустились, что связано с накоплением возможностей. Отсутствие перспектив изменить свой социальный статус может иметь социальные, политические и экономические последствия. Согласно докладу, существует пространство для государственной политики и организации образовательного пространства, способствующей развитию, получению качественного образования и реализации [12]. Х. Девид делится опытом организации конкурсов, чемпионатов, соревнований, например, World Skills, где обучающиеся и специалисты совершенствуют свои профессиональные навыки, обмениваются опытом и достижениями, что способствует подготовке высококвалифицированных и конкурентных специалистов, востребованных на рынке труда [13]. Е. Н. Байдало [14] обращает внимание на практико-ориентированную (дуальной) модель профессионального образования, интегрирующую теоретические и практические знания. Методологическая база исследования Теоретические и методологические основы исследования представлены работами, показывающие исторические, cоциально–экономические изменения в обществе, которые способствовали развитию образовательной сферы системы среднего профессионального обучения. Исторический экскурс начинается со времен образования Киевской Руси, когда, по мнению Нуретдинова, Р. И, экономический рост страны создал предпосылки для появления термина «профессиональное обучение» [15]. Работы С.С. Уварова характеризуют эпоху Просвещения, отличающуюся продвижением образования и созданием большого числа учебных заведений, что позволило трансформировать Россию в зрелую державу [16]. Авторами А.В. Скоробогатовым, Е. А. Иуковым [17] и Е.В. Сломинской [18] рассматривается вторая половина XIX в. — 1917 г., когда уделяется большое внимание образованию рабочих. Среди личностей некоторыми авторами [19] выделяется А.Г. Неболсин, как инициатор продвижения профессионального образования. Так, В.Д. Пурин [20] отмечает популяризацию школ фабрично-заводского ученичества с 1917 по 1958 гг, играющих значимую экономическую и воспитательную роль в государстве, предоставляющих возможности социального лифта для населения. При этом реализовать себя молодое поколение могло не только в учебе и работе, но и в большом количестве конкурсов и патриотичных мероприятиях («Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) (1931 г.), «Ворошиловский стрелок» (ВС) (1932 г.), «Готов к ПВХО» (1935 г), «Трудовые резервы» (1959 г.) и др). 1960-1980гг учеными (В.В. Кистанов, Н.В. Копылов [21], А.А Дозморовым [22]) характеризуются введением «микстовых» образовательных программ, так как происходило усложнение существующих профессий и появление новых. Однако, политический дисбаланс в обществе привел к тому, что к 1990 гг система среднего профессионального образования перестала отвечать интересам и жизненным идеалам подрастающего поколения [23]. Согласно исследуемой литературы [24-27], введение стандартов по объему времени, программам, результатам обучения, финансам, кадрам, техническим и другим вопросам позволило нормализовать ситуацию. Принимая во внимание значимость системы СПО, как залога успешного промышленного функционирования страны, ученые обращают внимание на перспективные национальные проекты, такие как «Образование» [28], «Профессионалитет» [29-30], дуальная система [31], а также многочисленные ппрофессиональные конкурсы и соревнования. Изучение научных работ в области истории, социологии, педагогики позволило проследить развитие сферы СПО, выявить предпосылки организации данного образования, трудности и способы их преодоления. Такие подходы, как поисково-эмпирический, социально-экономический и социокультурный выявили основы для развития СПО сегодня, возможные способы перспективного развития, а также решения современных вызовов. При этом исторический экскурс играет большое значение, так как помогает видеть данную систему образования в историческом разрезе. Результаты исследования Согласно анализу исследуемой литературы, профессиональное обучение рассматривается как получение обучающимися знаний, умений и компетенций для выполнения профессиональной деятельности [32, 33]. Почва для применения термина «профессиональное обучение» начала формироваться в Киевской Руси. Экономический рост в России сделал необходимым акцентировать внимание на получении образования большим количеством населения. В связи с чем начинает развиваться ремесленное ученичество, означающее передачу практических навыков от мастера ученику или группе учеников в определенном виде ремесла и их усовершенствование. Эпоха Просвещения, при которой Россия начала экономически и социально преобразовываться, делала запрос на большое количество людей с хорошим образованием и профессионально обученными в различных сферах деятельности, что, в свою очередь, мотивировало Петра I (1672-1725) и Екатерину II (1729–1796) на строительство профильных учебных заведений в России и создание светской образовательной системы для служения государственным интересам. Зарождающаяся государственная образовательная система ориентировалась на западноевропейский образец и отличалась вестернизацией. Безусловно, реформаторская деятельность Петра I и Екатерины II позитивно влияла на необходимость обязательного образования в специально организованных учебных заведениях (государственных и частных), хотя и встречалась религиозной общественностью с предубеждением и достаточно сложно внедрялась в педагогическую практику. Главная идея образования заключалась в «создании» светски образованного, обладающего широким взглядом на мир и в тоже время сохраняющего национальные и религиозные традиции человека. Кроме того, при Екатерине II была проведена реформа образования и положено начало третьему чину (сословию), так как выпускники Воспитательного дома и Коммерческого училища получали освобождение от крепостной зависимости. Дальнейший ход истории показывает продолжение образовательных тенденций, еще большее внимание уделялось всесословному образованию, обучению крепостных крестьян, например, в Школе практического земледелия (1797) и Рисовальном училище (1798), открытых при Павел I (1754—1801) и его супруге императрицы Марии Федоровны (1752-1828). При Александре I (1777–1825) народное образование рассматривалось значимой составляющей «государственной попечительности», появились первые министерства, в том числе и Министерство народного просвещения, которые основывалась на единоличной власти и личной ответственности министра за работу министерства в отличие от прежнего коллегиального начала. При Николае I (1796–1885) Россия позиционировалась «молодой» страной с огромными возможностями и системе образования отводилась значительная роль для ее трансформации в «зрелую» держав. Вторая половина XIX в. — 1917 г. ознаменована отменой крепостного права Александром II (1818 – 1881) в 1861г., развитием крупного машинного производства в стране. Существующая система профобразования не удовлетворяла вызовы того времени на актуальные знания и профессиональные умения рабочего класса. Огромную историческую роль в развитии профессионального образования сыграло Русское техническое общество (1866—1929) (РТО) и Постоянная комиссия во главе с А.Г. Неболсиным, который инициировал съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию (1903г.), съезд директоров училищ и предпринимателей фабрично-заводской промышленности, акцентировал внимание на образовании рабочих и их детей, уменьшении рабочего дня и улучшении бытовых условий. В 1910г. в России насчитывалось более 80 тыс. обучающихся в 1423 ремесленных школах и училищах. В целом, образование было ориентировано на потребности общества и трансформировано из сословного элитарного во всесословное эгалитарное. Революция 1917 года кардинально изменила жизнь России и образовательный процесс в том числе, основу которого составляли коммунистические идеи воспитания, трудового обучения, политехнического образования. Необходимо отметить, что для данного времени была характерна достаточно плачевная социально- экономическая ситуация в стране из-за Первой мировой (1914–1918 гг.) и Гражданской (1917–1922 гг.) войн. Первостепенная задача по восстановлению хозяйственно-промышленного сегмента лежала на индустриализации промышленности и сельского хозяйства, на развитии энергетического комплекса. Системе профессионального образования уделялось особо значимое внимание. Так, С 1917 по 1922 год было представлено более 20 законодательных актов по вопросам профобразования. С 1919 года вся система образования в стране была унифицирована и контролировалась Главным комитетом профессионально-технического образования при Народном комиссариате просвещения РСФСР. Государственные мужи страны предпринимали попытки вовлечь юное поколение в новую систему профобразования. В 1920 году была основана школа фабрично-заводского ученичества для работающей молодежи (4 года обучения), которая, с одной стороны, играла важную экономическую функцию, обучая квалифицированную рабочую силу для конкретного предприятия, а с другой, воспитывала сознательных коммунистов. Обучение носило ярко выраженный практический характер на предприятии с освоением теоретической основы и коммунистическим воспитанием. Что касается педагогических моментов, была характерна децентрализация управления школами ФЗУ, не приветствовалась самодеятельность, инициатива со стороны учеников и учителей, дисциплина становилась все более строгой, наблюдалась сильная нехватка педагогических кадров, учебников, учебных программ, отвечающим требованиям того времени. Система фабрично-заводского ученичества к 1930 г все меньше отвечала потребностям быстро развивающейся промышленности, механизированному сельскому хозяйству и техническому прогрессу. В связи с большой нехваткой квалифицированных рабочих в стране в марте 1929 г было принято решение сократить программы и сроки обучения, курирование школ ФЗУ осуществлялось хозяйственными органами и Высшим советом народного хозяйства (ВСНХ), а с октября 1940 г. Главным управлением трудовых резервов (ГУТР), предполагающий создание двух типов учебных заведений: школы фабрично-заводского обучения и железнодорожные и ремесленные училища. Первые занимались обучением рабочих массовых профессий в течение 6 месяцев, вторые готовили квалифицированных рабочих в течение двух лет. К 1940 году в СССР насчитывалось 3773 средних специальных учебных заведения, в которых обучалось около миллиона человек, что подтверждает их популярность, так как образование было бесплатным, проходило в сжатые сроки, обучающиеся награждались знаками отличия, предоставлялись общежития [34]. В годы Великой Отечественной войны система трудовых резервов была единственной организованной опорой промышленности, подготовившей 2,5 млн молодых квалифицированных рабочих, благодаря централизованной системе обучения и распределения рабочих кадров. Однако, качество профессионального образования во время войны значительным образом снизилось, так как было ориентировано на выполнение простых операций, обучение большого количества рабочих, производство военной техники [35]. Послевоенный период 1945–1958 гг. характеризуется увеличением втрое выпуска промышленной продукции, оснащением производства новой техникой, механизацией трудоемких работ. Время восстановления народного хозяйства требовало большего числа рабочих, поэтому наблюдается дальнейший интерес к системе трудовых резервов, происходит внедрение профессионального обучения в систему общего семилетнего образования, устанавливается список наиболее востребованных профессий, сроки обучения и возраст обучающихся. Всего за 1941–1958 годы более 10 млн молодых квалифицированных рабочих было подготовлено для народного хозяйства СССР. Необходимо отметить, что система профессионального образования рабочих кадров была крайне важна, так как давала возможность социального лифта для сельской молодежи, обеспечивала промышленные предприятия молодыми кадрами. Кроме того, молодые советские маргиналы могли претендовать на достойное место в обществе при прилежном отношении к учебе и труду. Проявить себя молодые люди могли не только в учебном заведении, но и принимая участие в разных спортивных, трудовых и патриотичных мероприятиях и конкурсах, такие как «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) (1931 г.), «Ворошиловский стрелок» (ВС) (1932 г.), «Готов к ПВХО» (1935 г), «Трудовые резервы» (1959 г.) и др. 1960 -1980-е гг. XX века характеризуются качественно новым этапом научно-технического развития, началом промышленной автоматизации, усложнением существующих и появлением новых профессий. Работа на станках с числовым программным управлением требовала подготовки высокоинтеллектуальных и квалификационных рабочих широкого профиля, которых начали обучать в профессионально-технических училищах (ПТУ) на базе восьмилетней школы, срок обучения варьировался от 1 до 3 лет в зависимости от сложности обучения. ПТУ ориентировались как на предоставление общего среднего образования, так и на приобретение обучающимися профессиональной квалификации. Данные «микстовые» образовательные программы были достаточно востребованными среди абитуриентов, так как, с одной стороны, представляли из себя структурные подразделения советских предприятий, использовали их производственные площади, заводское и лабораторное оборудование, социальную инфраструктуру, привлекали мастеров наставников, с другой, были ориентированы на квалифицированный педагогический штат с обновленными учебными планами, что делало возможным выстраивать обучающимися дальнейшую образовательную траекторию в высшем учебном заведении. Для воссоздания более полной картины в профессионально-техническом образовании стоит обратить внимание на тот факт, что государственные деятели в 1960-1980 гг. активно вносили сомнения относительно исторического прошлого, критиковали деятельность определенных личностей, тем самым создавая некоторый политический дисбаланс в обществе, что значительно отражалось на молодежи, которая становилась все более неоднородной, с разными интересами и мечтаниями. В 1960-80 –е гг. нарастало противоречие между уровнем жизни рабочего класса, их социальным положением в обществе и социалистической идеологией об их важности; рыночным поведением рабочих, способных самостоятельно выбирать место труда и пытающихся найти более приемлемое и высокооплачиваемое предложение, и советской, достаточно немобильной, системой производств. Некоторые исследователи [36, 37] считают процесс данного противоречия источником краха советского союза. Поэтому к 80-м годам все больше и больше абитуриентов при выборе будущего образовательного пути ориентировались на престижность профессии и ее материальную перспективность, выбирая вуз, что не удовлетворяло показатели по набору обучающихся в ПТУ и, как следствие, экономические запросы государства. Грандиозные планы по улучшению ситуации с системой профтехобразования не увенчались успехом из-за ряда причин. Согласно ряду исследований, у обучающихся ПТУ наблюдалась психология троечника, низкий уровень успеваемости, отсутствие мотивации и желания учиться, творческая ориентация была только у каждого седьмого. Надо отдать должное государственной политике, которая инициировала создание кружков технического творчества в ПТУ с целью развития творческой составляющей, выявления талантливой молодежи и молодых новаторов, а также для улучшения народного хозяйства, так к 1980-му г. их насчитывалось более 60 тыс. Усугубляла ситуацию проблема с преподавательским штатом, их профессиональными умениями и навыками, которая так и не была решена. Более того, преподавателям приходилось работать по часто меняющимся учебным планам и программам, не имея возможности для их качественной отработки, при этом уровень материала постоянно усложнялся, чтобы отвечать возрастающим потребностям автоматизированных производств с использованием компьютеров, роботов, микропроцессорных средств и гибких технологий. Однако уровень материально-технического оснащения ПТУ был крайне низким, а базовые предприятия, не рассчитывающие теперь на трудоустройство выпускников в связи с ослаблением порядка их распределения, вели себя крайне пассивно. Также система профессионального обучения курировалась субъектами федерации, что не давало возможности отслеживать тенденции в целом и правильно выстраивать политику планирования и распределения рабочих резервов. Таким образом, к началу 90-х г. система среднего профессионального обучения (СПО) не отвечала требованиям народного хозяйства, интересам и жизненным идеалам подрастающего поколения. Ситуация усложнялась идеологическими, политическими и экономическими изменениями в стране, сопровождающимися разрывом отношений между промышленными организациями, спадом производства, ростом инфляции, высоким уровнем преступности, безработицы, снижением дохода населения. Реформирование общества происходило на основе демократических ценностей, рыночная экономика изменила рынок труда и стала ориентироваться на новые профессии и квалификации. При этом четко регулируемая подготовка специалистов среднего звена стала неактуальной в связи с их автономностью и необходимостью самостоятельно искать решения на сигналы рыночной экономики. СПО получили возможность разрабатывать собственные учебные программы с учетом контингента обучающихся в определенном учебном заведении и запросов образования. Данный факт привел только к хаосу, поэтому для упорядочения действий учебных заведений были введены стандарты. Стандарты были актуальны для всех уровней образования и устанавливали объем времени и содержание программы, соотношение обязательной и вариативной частей, результаты обучения, финансовые, кадровые, технические и другие важные условия. В 2008 г. были утверждены два типа средних специальных учебных заведений: техникум, где обучение велось три года и учитывало программу средней школы и колледж с более углубленной программой, рассчитанной на четыре года. Еще одна особенность данного времени – распределение зон ответственности между государством, например, разработка федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), целевых программ, перечней специальностей и профессий и регионами. Регионализация СПО имела ряд положительных моментов, например, влияние работодателей на содержание учебной программы, компетенций, качество подготовки и итоговой аттестации обучающихся, внедрение современных методов и форм обучения, оперативное изменение квалификационного профиля и объема обучения. Что касается отрицательных аспектов, необходимо отметить ухудшение финансирования и недостаточная материально-техническая оснащенность учебных заведений, слабая заинтересованность предприятий в инвестициях учебных заведений. Таким образом, в 2011-2015 гг. была запущена федеральная программа, стимулирующая взаимодействие бизнеса и образовательных учреждений по разным направлениям. На сегодняшний день представлено три вида учебных заведений СПО, которые отличаются по взаимодействию с промышленными предприятиями и работодателями и обеспечению региона кадрами. Первый тип (250-300) – колледжи, активно взаимодействующие с высокотехнологическими предприятиями (нефтяные, газовые, металлургические и др.), способными выстраивать долгосрочные стратегии развития, которые значительно влияют на процесс обучения и предоставляют достаточно хорошие инвестиции в материально-техническое оснащение колледжей. Второй тип СПО (1000-1200) стабильно сотрудничает с региональными предприятиями разных сфер деятельности, такие как строительные, химические, транспортные, авиационные, сельскохозяйственные, оборонно-промышленные, которые ориентируются на среднесрочные перспективы развития, имеют возможность организовывать дуальное и целевое обучение, итоговую аттестацию, но не располагают значительными возможностями в плане обустройства учебных заведений. Третий тип СПО (1700-2000) обучает студентов для социальной сферы, предприятий малого и среднего бизнеса, которые не всегда экономически процветающие и стабильные. Влияние данных организаций на учебный процесс, качество обучения и финансовую поддержку крайне мало. Соответственно, данные учебные заведения наибольшим образом нуждаются в дополнительных мерах федеральной и региональной поддержки. Понимая важность развития системы СПО, как залога успешного промышленного функционирования страны, государственные деятели внедряют национальные проекты, например, «Образование», где направление «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» акцентирует внимание на качестве подготовке обучающихся с учетом региональных приоритетов [38], разрабатывают список ТОП/50 профессий для СПО, включая как традиционные, например, сварщик, парикмахер, повар, так и отвечающие современным требованиям: специалист по защите информации, обслуживанию роботов, медицинского и биотехнического оборудования. Это особенно актуально сегодня, когда многие ученые (И.М. Кублин, М.А. Еремеев, С.В. Плеханов [39]) говорят о трансформации ландшафта профессий в ближайшем будущем в связи с переформатированием экономических систем и общественного уклада, преобладанием ситуации неопределенности, цифровизацией, автоматизацией, экологизацией, регионализацией, преобладанием кризисов, способствующих турбулентности современного мира. Анализ литературы (И.Г. Баканова [40], А. А. Федченко, И. В. Филимонова, В. Н. Ярышина [41]) показывает, что успешная деятельность в VUCA мире (нестабильность (volatility), неопределенность (uncertainty), сложность (complexity) и неоднозначность (ambiguity)) или уже во все более доминирующем BANI мире - мире хаоса, как его характеризует Jamais Cascio [42] (хрупкий (brittle), тревожный (anxious), нелинейный (nonlinear), непостижимый (incomprehensible), в котором происходящие события не просто двусмысленны, они непонятны, требует наличия как «жестких» и «мягких» компетенций, такие как технические и цифровые, навыки удаленной работы, экологическая грамотность, умения работать в команде, управления людьми и ведения дискурсов, а также лидерство, коммуникабельность, эмоциональный интеллект, критическое мышление, гибкое мышление, научное мышление, творчество и инновационная деятельность. Безусловно, современные реалии диктуют необходимость применения новых методов и подходов к обучению и ставят значительные вызовы перед системой среднего профессионального образования. Согласно Приоритетному направлению реализации Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 года [43] первостепенными задачами являются учет современных требований к квалификации работников и регулярное обновление содержания образования; быстрое реагирование на изменения в обществе и экономике; улучшение финансового положения учебных заведений и расширение государственной поддержки; повышение квалификации преподавательского состава и руководителей; оптимизация качества образования за счет проектной деятельности и участия в соревнованиях профессионального мастерства. Успешное выполнение данной Стратегии развития СПО предусматривает активное вовлечение обучающихся в проект Профессионалитет, акцентирующим внимание на практике на предприятиях, а не на зубрежке учебников и таким образом, позволяющим сократить сроки обучения до 2,5 лет. Данный проект позволяет синхронизировать потребности рынка труда и возможности СПО. Проект дуального обучения также предполагает тесное сотрудничество между предприятием и учебным заведением для ранней адаптации выпускников и обеспечения их рабочим местом, при этом выполнение функциональных обязанностей позволяет уже студентам получать зарплату. Большое значение в обоих проектах имеют мастера-наставники, помогающие приобретать профессиональные навыки. Необходимо отметить, что основные идеи проекта Профессионалитет и дуального обучения активно внедрялись в среднее профессиональное обучение еще в 1920 г., позднее в 90-х годах турбулентная экономическая и политическая ситуация не позволила предприятиям быть ответственными за подготовку подрастающего поколения. В данный момент времени активно внедряется демонстрационный экзамен, представляющий из себя независимую оценку компетенций ведущими специалистами, успешная сдача которого позволяет получить Паспорт компетенций (Skills Passport), что делает молодого специалиста более востребованным. Сегодня, во время поисков путей инновационного развития экономики страны, все более значимым является опыт развития творчества обучающихся, представленный в СССР, хотя в свое время он был далеко не в полной мере востребован плановой экономикой, отторгавшей многие инновации. Вовлечение обучающихся СПО в соревнования профессионального мастерства, например, позволяет развивать как жесткие, так и мягкие навыки, делает данную сферу обучения более популярной, заставляет повышать профессиональный уровень преподавателей, чтобы соответствовать международным стандартам. Следовательно, популярность среднего профессионального образования сегодня, вызванная некоторыми экономическими, социальными тенденциями, а также возможностью обучения по треку школа – СПО – ВУЗ требует анализа исторического развития системы среднего профессионального обучения и внедрения лучших практик. Заключение Современное общество ориентировано на высококвалифицированного специалиста среднего звена, обладающего не только «хардами», но и «софтами». Следовательно, необходимо создать условия для получения качественного образования, тем более, что оно пользуется сейчас значительным спросом среди подрастающего поколения. Сегодня активно внедряется дуальная система обучения, конкурсы разного масштаба, «Профессионалитет», национальная программа «Образование», ориентированные на повышение уровня подготовки будущих специалистов. Необходимо отметить, что многое из приоритетного направления сегодня активно применялось в Советском Союзе. Соответственно, знание исторического опыта позволяет внедрять успешно реализованные ранее проекты с учетом современных реалий. Представляется важным понимать исторический срез системы СПО, причины ее возникновения и цели реализации на протяжении многих лет, чтобы и сегодня эта сфера образования играла существенную роль для экономического, политического развития страны, давала возможности реализации и социального лифта для молодого поколения.