Введение / Introduction
Отличительная черта современного мира – быстрые и интенсивные перемены во всех областях жизнедеятельности. Сегодня люди поставлены в условия необходимости безотлагательного решения вопросов, связанных с последствиями пандемии, вооружёнными столкновениями, ускоренной глобализацией мирового сообщества и актуализацией цифровой трансформации пространства жизнедеятельности человека. Цифровизация самых разнообразных сфер жизнедеятельности стала неотъемлемой частью социальных преобразований современного мира. В связи с этим лидер Кремниевой долины Т. Сибел акцентирует важность цифровых технологий, которыми должен владеть каждый руководитель. Среди них учёный выделяет искусственный интеллект, большие данные, интернет вещей, облачные вычисления [1]. С. Юй, Ю. Ф. Катханова, А. И. Корыгин отмечают в своём исследовании, что «в связи с глобальными изменениями в развитии цифрового общества искусственный интеллект входит в образовательный процесс достаточно стремительно» [2].
Однако стремительность появления процессов цифровой трансформации общества в целом и высшего образования в частности не позволила на данный момент оценить степень и широту необходимости использования её инструментов, а также последствий применения. Возможно, это связано с тем, что единый подход к понятиям цифровой грамотности и цифровой компетентности до сих пор отсутствует [3–5].
Таким образом, зарубежные источники научной информации по теме исследования в основном посвящены выделению проблемы цифровой трансформации и причин её появления в обществе. Проблема же подготовки выпускника с высшим образованием в условиях социальной трансформации в них не затронута в должной мере и всё также остаётся актуальной для мирового научного сообщества.
Обзор литературы / Literature review
Во время пандемии вопрос цифровой трансформации общества вызвал бурный поток отечественных публикаций, которые с различных сторон рассматривали цифровизацию социума, в том числе в пространстве высшей школы. Так, «открытия пандемии» в высшем образовании проанализировали М. Н. Бычкова и П. Л. Смирнова [6]. В. И. Блинов, И. С. Сергеев и Е. Ю. Есенина в своём исследовании сделали акцент на изучении различными организациями, «с одной стороны, готовности педагогических коллективов к реализации онлайн-обучения в дистанционной форме, с другой – педагогических возможностей и ограничений самого дистанционного обучения на разных уровнях образования» [7]. О. А. Кондрашихиной были изучены факторы повышения эффективности дистанционного обучения студентов-психологов в период пандемии COVID-19 [8], а также вопросы толерантности к неопределённости у студентов высшей школы в условиях стресса, вызванного пандемией COVID-19 [9].
О. И. Башлакова [10] анализирует проблемы в дистанционном обучении, которые обострились в период пандемии. С. С. Демцура и В. Р. Якупов [11] рассматривают особенности организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, С. И. Десненко и Т. Е. Пахомова [12] – особенности цифрового образовательного контента при организации дистанционного обучения в профессиональном образовании, Е. Е. Кувшинова [13] – устойчивость вузов в условиях перехода в цифровой формат обучения. И. В. Бушуев, Ю. Б. Нектаревская, О. Н. Толстокора отмечают, что «опыт активного применения дистанционных методов обучения в современной российской высшей школе в период пандемии 2020 г. свидетельствует о наличии наряду с определёнными достоинствами существенных недостатков системы дистанционного обучения» [14].
Аспекты концепции цифровых навыков рассматриваются в исследовании учёных В. А. Сухомлина, Е. В. Зубаревой и А. В. Якушина [15]. Р. Х. Садыкова [16] представила опыт обучения студентов-иностранцев в цифровом формате. Р. Г. Петрова и Т. В. Рябова [17], П. Ю. Тазов [18] анализируют организацию и содержание образовательного процесса, его проблемы в новых условиях, однако, так же как и упомянутые выше учёные, не касаются методологических оснований для определения корректности их выбора и осуществления.
В. А. Ларионова, О. Г. Малая [19] выявили условия и проблемные зоны образовательного процесса в режиме дистанционного обучения. П. Л. Горелик, Н. В. Петэн и Т. А. Бояльская [20] посвятили своё исследование сложностям, которые сопровождают обучение с использованием платформы для электронных образовательных курсов и ресурсов MOODLE. Накопленный научный материал, который рассматривает различные аспекты цифровой трансформации образования с точки зрения её последствий для здоровья, указывает на негативные факторы, такие как резкое падение зрения при становлении личности в процессе обучения [21], снижение уровня психической, физической и социальной составляющих здоровья [22], а также на необходимость учёта здоровьесберегающего аспекта применения информационных средств обучения и технологий в период пандемии [23, 24].
Проведённый нами теоретический анализ состояния проблемы на современном уровне научных исследований позволил сформулировать цель статьи, состоящую в необходимости выделения и обоснования методологического базиса для использования факторов цифровой трансформации в образовательном пространстве высшей школы с целью нахождения ответа на вопрос о содержании, результате и качестве высшего образования в условиях цифровой трансформации, соответствии системы высшего образования задачам устойчивого развития и поступательного движения по эволюционному направлению.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
В качестве основного метода исследования нами был выбран системный метод [25], базирующийся на дидактическом принципе природосообразности. Системный метод позволяет использовать возможности обоих полушарий коры головного мозга человека.
Жизнедеятельность человечества протекает в условиях действия Законов Природы. Подчёркивая единство Макрокосмоса и микрокосмоса, Мира и человека, Г. Гегель в своих трудах отмечал, что всякое изменение в Природе несёт за собой изменение в личностных психических качествах людей, которые представляют собой не что иное, как проекцию свойств пространства Вселенной [26], и показывают связь и влияние Природы на человека. «Невозможно изучить систему Вселенной, не изучая человека, и вместе с тем невозможно изучать человека, не изучая Вселенную. Человек – это образ мира. Он был создан теми же законами, которые создали мир в целом. Познавая и понимая себя, человек будет понимать и познавать весь мир, все законы, которые творят мир и управляют им самим. В этой связи некоторые законы легче усвоить и понять благодаря изучению объективного мира, в то время как другие законы человек может понять только благодаря изучению самого себя. Поэтому изучение мира должно идти параллельно изучению человека, и одно будет помогать другому» [27]. Так, о необходимости учёта в жизнедеятельности людей закона цикличности писали Полибий, Г. Лейбниц, О. Шпенглер, П. Сорокин и другие. Как пример можно привести описание влияния объективных неосознаваемых факторов окружающей Природы, проявляемых при воздействии Солнца, на изменение личных свойств человека и общества, на природные, социальные, экономические и другие процессы на планете, отражённое в трудах А. Л. Чижевского «Земля в объятиях солнца», «Земное эхо солнечных бурь» и, наконец, в научной работе «Физические факторы исторического процесса». Учёный отмечает цикличность воздействий Солнца по 11-летнему циклу активности.
В целом современная философская наука даёт образованию методологическую платформу в виде законов диалектики, закона причинно-следственной связи, которые вместе с законами социокультурной динамики проецируются на ось образования как законы, закономерности, принципы образования. На их основе в материалах ЮНЕСКО о высшем образовании: программном документе «Реформирование и развитие высшего образования» (1995); докладе Международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» (ЮНЕСКО, 1997); рабочем документе и заключительном докладе Всемирной конференции по высшему образованию ЮНЕСКО (Париж, 5–9 октября 1998 г.) [28–30], в материалах Бухарестской декларации по этическим ценностям и принципам высшего образования (Бухарест, 2004) [31] – были сформулированы современные мировые тенденции развития высшего образования. Таким образом, был сделан важный шаг в эволюционном продвижении современного социума, ибо в «образовательном пространстве находится исток социальных перемен и социального единства общества» [32].
В процессах познания человеком Мира и постижения закономерностей его развития важно опираться на Законы существования и эволюции Вселенной (Природы, Мира). Условием же для обеспечения действия законов в высшем образовании, как установила современная наука, является осуществление процесса психокомпетизации [33], основная цель которого состоит в обеспечении качества высшего образования. Нормативные документы ЮНЕСКО определяют качество как категорию, включающую «качество соответствующего персонала и программ и качество обучения как результат преподавания и исследований… качество подготовки студентов, инфраструктуры и учебной среды. Все эти вопросы, связанные с качеством, наряду с надлежащим стремлением к хорошему руководству и управлению, играют важную роль в определении характера функционирования того или иного конкретного учебного заведения, оценке его деятельности и формировании институционального имиджа о нём в академическом сообществе и обществе в целом» [34].
Результаты исследования / Research results
В современном мире происходит разбалансировка социальных явлений, в том числе в высшем образовании. Многие научные источники при характеристике особенностей протекания социальных процессов современности используют термин «кризис». Социальная трансформация перенесла значительную часть процесса жизнедеятельности человека в цифровую среду, за счёт этого изменились процессы самоорганизации, в том числе в системе образования. Кроме того, изменяются и условия, в которых протекает подготовка будущего специалиста-профессионала. Поэтому надлежит иметь чёткие ориентиры, чтобы вовремя скорректировать те отклонения от них, которые неизбежно возникают в эпоху социальной трансформации. Необходимо постоянно осуществлять проверку следования в образовательном процессе законам Природы, прежде всего, введённому в дидактику Я. А. Коменским принципу природосообразности. Далее следует балансировать возникшие в системе образования, в содержании и результате образования, отклонения.
Кризис современного образования вообще и высшей школы в частности может указывать прежде всего на отклонения в направлении реформирования образования от вектора эволюционного развития, законов Природы. Поэтому основная и важнейшая задача для человека в процессе познания чётко представлять устройство Вселенной, законы её существования, а также то, каким образом законы отражаются на жизни общества и культурном развитии людей.
Образование как часть культуры подчиняется тем же законам социокультурной динамики, диалектики и поэтому должно выстраивать свои программы подготовки, принципы образовательной политики в соответствии с ними. От образования зависит, какими будут специалисты-профессионалы будущих поколений, что им передаст сегодняшний мир. По сути, образование – главный стержень, вокруг которого выстраиваются все основные институты общества, запускаются социальные процессы.
С познанием законов Природы становится возможным применить их правильным образом в соответствующей области жизнедеятельности человека. Проводя проекцию законов Природы на «ось образования», можно получить законы образования, которые должны соблюдаться всеми специалистами, работающими в данной области. На их основе представляется целесообразным выбирать направление развития системы «Образование».
На основе использования для анализа системного подхода рассмотрим структуру системы «Образование».
Система «Образование», согласно системному подходу к рассмотрению явлений окружающего мира и человека, включает следующие составляющие: элементы системы, связи между элементами системы, композицию системы, направление движения системы. Характеризуя составляющие структуры системы «Образование», можно отметить, что её элементами выступают преподаватели и обучающиеся; связи между элементами системы представляют дидактические характеристики образовательного процесса; композиция системы определяется выбором средств, форм, методов, видов обучения и образовательных технологий. Движение системы по пути эволюции или в другом направлении определяет вектор системы «Образование», создающий в педагогическом пространстве «силовые линии напряжённости образовательного поля», струны пространства высшего образования. Мировые же тенденции развития высшего образования, указанные нами выше, будут представлять собой направление движения для эволюционной изменчивости высшего образования в соответствии с законами Природы в пространстве действия процесса психокомпетизации, в том числе в эпоху социальной трансформации.
Проанализируем данное положение, применяя его к основным мировым тенденциям развития высшего образования.
Согласно материалам ЮНЕСКО, важнейшей мировой тенденцией развития высшего образования является его диверсификация, которая предполагает разнообразие педагогических технологий, дидактических форм, методов, видов, способов образовательного воздействия для достижения результата образования. Таким образом, при применении в высшем образовании принципа диверсификации реализуется закон построения Вселенной: как наверху, так и внизу, Закон подобия и единства всех протекающих в Природе процессов, осуществляется соответствие принципу природосообразности, при этом образование с использованием цифровых технологий является одним из способов реализации образовательного процесса.
В своё время ещё Г. Лейбниц отмечал, что между философией и построением Вселенной, определяемой теософией, с одной стороны, и механикой, с другой стороны, существует живая сила – энергоинформация. Современная наука отмечает, что Вселенная построена по двоичному принципу и энергия передаётся квантами. Поэтому цифровой способ передачи энергоинформации соответствует закону существования и обмена энергии в Природе и принципу природосообразности.
Преимуществами цифровой формы занятий, онлайн-образования как одной из форм организации занятий является возможность осуществления массового высшего образования. Но самое важное, на наш взгляд, создание возможности для людей, которые по ряду причин не могут получать образование в очной или очно-заочной форме обучения. Это прежде всего касается лиц с ограниченными возможностями здоровья: через онлайн-образование обучающиеся с ОВЗ могут приобрести специальность и социализироваться.
Диверсификация высшего образования предполагает осуществление возможности постоянно совершенствовать свой уровень образованности, получая образование в течение жизни. С использованием цифровой формы занятий, онлайн-образования обучающийся получает шанс делать это максимально комфортно. Однако здесь появляются свои «подводные камни»: наши исследования показали, что 27% выпускников, окончивших вуз с целью получения второго и последующих образований в «цифровом формате», прикрепляют полученный диплом в своём рабочем кабинете для престижа, без получения прочных знаний, умений, навыков и приобретения соответствующих компетенций в указанной специальности. Беседы с такими выпускниками отразили существующую у них цель подобным образом создавать для себя и других видимость своего обучения в течение жизни. Такое положение дел наиболее характерно для получения дополнительного профессионального образования, включающего переподготовку и повышение квалификации лиц, которые уже имеют одно или несколько высших образований. Таким образом, цифровая трансформация высшей школы в данном случае способствует появлению для ряда людей в условиях социального реформирования возможности получения образования только по форме, а не по содержанию (в платном порядке).
Откуда появляются такие примеры? Результат образования отражает, как зеркало, целостный педагогический процесс вуза, реализацию в нём присутствия не только обучения в онлайн- и офлайн-формах, но и воспитательного процесса. Воспитание позволяет будущему выпускнику сформировать осознанность и осмысленность своей жизни.
Следовательно, для использования эволюционных возможностей диверсификации высшего образования в эпоху социальной трансформации следует особое внимание уделить духовно-нравственной составляющей образовательного процесса, дающей возможность сформировать соответствующие личные качества как для обучающегося, так и для обучающего. Только имея высокий уровень духовно-нравственных ресурсов, ценностно-смысловых ориентаций, способность к рефлексии и эмпатии, выпускник вуза будет использовать полученные квалификацию и компетенцию в области неразрушающих знаний и созидательного труда на благо и во имя государства и человечества, тем самым способствуя эволюционному пути развития планеты. В конечном счёте результат образования зависит от того, через какой образовательный процесс прошёл обучающийся.
Следующая мировая тенденция высшего образования включает радикальное изменение программ подготовки в высшей школе, которое делает акцент прежде всего на изменении содержания программ, а не их формы.
Задача радикального изменения программ подготовки будущего специалиста-профессионала исключительно важная и актуальная. Следует так изменить программы подготовки, чтобы при их усвоении у будущего выпускника высшей школы формировалось гармоничное мышление с равноправным включением в мыслительный процесс обоих полушарий. Однако включение в образовательный процесс онлайн-формы проведения занятий приводит к увеличению интеллектуальной составляющей готовности к профессиональной деятельности будущего выпускника высшей школы в противовес эмоциональной составляющей. Вследствие этого усугубляется ситуация с направлением человечества по технотронному пути развития. Поэтому необходимо изменять содержание программ подготовки в направлении гуманизации и гуманитаризации высшего образования, в том числе при проведении занятий в цифровой форме, которые позволят обеспечить оптимальный уровень готовности к профессиональной деятельности будущего выпускника университета.
Основанием для формирования готовности к профессиональной деятельности будущего выпускника университета является духовно-нравственная составляющая, от неё зависит вся наша жизнь и вероятность существования человечества в будущем. Духовно-нравственный потенциал отражает возможность осуществления процесса социализации как превращения индивида в личность на основе познания и постижения социальных компонентов культуры. Безусловно, цифровая трансформация общества приводит к увеличению возможностей соприкосновения с Прекрасным, с сокровищами человеческой культуры. Но вместе с тем в цифровой передаче информации утрачивается «живая сила», передаваемая непосредственно в офлайн-форме контакта с произведениями искусства и приводящая к переживаниям личности, поднимающими её на новый уровень сознания, эмпатийного понимания, обретения смысла и целеполагания.
Отметим, что важным моментом формирования духовно-нравственной составляющей будущего выпускника является обеспечение доступа к материалам, не только формирующим профессиональные неразрушающие знания, но и противостоящим агрессивности, террористической направленности использования полученных компетенций, которые обеспечивают возможность осуществления созидательного, благородного творчества. К сожалению, цифровая среда сегодня изобилует не только сомнительной и непрофессиональной, но и нарушающей законы этических норм взаимодействия между людьми информацией. Последнее свидетельствует о возможности выбора системой «Образование» в условиях социальной трансформации направления движения и развития с нарушением соблюдения Законов Природы, которое может привести к уничтожению, деградации и инволюции.
Далее, радикальное изменение программ подготовки должно предполагать для соблюдения их соответствия эволюционному пути развития формирование у будущего выпускника высшей школы осознания необходимости осуществления мирного сосуществования между народами на основе «Мира через культуру». 2022 год как Год культурного наследия народов России ещё более актуализировал необходимость радикального изменения программ подготовки обучающихся в вузе, предоставляя условия для познания и постижения культуры народов России не только в материальном, но и в духовном аспектах, в осознании силы народов в единстве разного. В Указе Президента Российской Федерации от 30.12.2021 г. № 745 «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России» (http://www.kremlin.ru/acts/bank/47407) говорится о необходимости «популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации». Поэтому при составлении программ подготовки обучающихся высшей школы следует при выборе онлайн- или офлайн-формы подачи материала руководствоваться принципом природосообразности и соблюдения рассмотренных нами законов Природы. Для этого воспринимаемый обучающимся материал должен быть донесён в наиболее оптимальной форме, чтобы сделать процесс формирования компетенций эффективным.
Важнейшими в получении прочных компетенций являются трудовой и социальный контексты. Поэтому мировые тенденции развития высшего образования включают тенденцию усиления взаимосвязи высшей школы с миром труда, которая требует от обучающегося фундаментальных знаний, освоения, прежде всего на практике, трёх типов технологий мирового уровня: know how (знаю как), knоw what (знаю что), know way (знаю путь). Компьютеризация социума, с одной стороны, проявляет возможность столкновения выпускников с необходимостью смены работы, повышения квалификации, освоения новых компетенций, форм и методов работы, осознания и осмысления необходимости обновления уже полученных знаний в течение жизни и получения новой квалификации, с другой стороны, создаёт условия для получения большей информации в области новых технологий и их освоения в своей профессиональной деятельности.
Следовательно, будущему выпускнику необходимо получать не только квалификацию, но и компетенцию, которая позволяет реализовать эволюционную программу развития общества. Здесь важно при осуществлении образовательного процесса на практике составлять и осуществлять программы с учётом принципа не только межпредметных, но и трансдисциплинарных связей. Поэтому реализация мировой тенденции развития высшего образования, представляющая движение от понятия «квалификации» к понятию «компетенциия», включает синергетический подход и принцип трансдисциплинарности.
Все перечисленные вышемировые тенденции развития высшего образования обеспечивают качество образования. Без достижения качества образования эволюционная изменчивость социума невозможна. Это положение и введено в мировую тенденцию развития высшего образования – обеспечение качества образования, которая является «общим знаменателем» реформы образования и достигается при условии выполнения законов Природы.
В целом следует отметить, что ускоренное прогрессирование цифровой трансформации общества, приведшее к усилению цифровизации высшего образования, углубляет кризисные явления в образовании, поэтому для реализации положительных моментов онлайн-обучения рекомендуется придерживаться принципа золотого сечения при составлении программ профессиональной подготовки будущих выпускников высшей школы, где 0,62 будет отражать офлайн-, а 0,38 – онлайн-форму организации занятий. Автор исследования предлагает считать данное соотношение критерием соблюдения качества высшего образования в условиях социальной и цифровой трансформации высшей школы. Такая позиция, на наш взгляд, позволит обеспечить качество высшего образования на всех уровнях его осуществления.
Заключение / Conclusion
Таким образом, наши исследования, выполненные на основе системного подхода, показали, что в новом тысячелетии, сопровождающемся нарастанием факторов, приводящих к неустойчивости условий жизнедеятельности, таких как пандемия и цифровизация общества, человечество не может не поставить перед собой задачу нахождения критериев и устойчивых методологических оснований для эволюционного развития.
Было установлено, что целесообразно выделять методологические основания развития высшего образования с учётом действия законов Природы. Поэтому в качестве методологической базы развития системы «Образование», в том числе высшего образования, мы обосновали использование главных мировых тенденций развития высшего образования, представленных в документах ЮНЕСКО. Были рассмотрены содержательные аспекты данных тенденций и важность их учёта в педагогическом пространстве высшего образования в условиях социальной трансформации для нивелирования отрицательного влияния последней и использования положительных сторон цифровой трансформации. Рекомендуется при составлении программ образовательной подготовки и выборе форм, методов, способов и технологий обучения и воспитания специалиста-профессионала, от деятельности которого будет зависеть прочность нашего бытия и дальнейшая эволюция мира, учитывать необходимость следования дидактическому принципу природосообразности образовательного процесса и выбирать серединный вариант в соответствии с законом золотого сечения.
Дальнейшие исследования мы видим в коррекции и радикальном обновлении в условиях социальной трансформации программ образовательной подготовки на основе рассмотренных тенденций мирового развития высшего образования, а также внедрения программ образовательной подготовки в практическую деятельность педагогов высшей школы.