Введение / Introduction
Организация образовательного процесса в вузе направлена на получение ответов на вопросы: «кого учить?», «чему учить?» и «как учить?». Решение данных вопросов требует постоянной актуализации, так как объем знаний, умений, необходимых современному выпускнику вуза, непрерывно растет. Возникает необходимость формирования у студентов способности самостоятельно получать информацию из открытых источников. Процесс обучения характеризуется двусторонностью. С одной стороны, это преподаватель, который предоставляет учебный материал и руководит этим процессом, а с другой стороны, студенты. Данный процесс немыслим без их активного взаимодействия.
Важнейшая и постоянная задача преподавателя в вузе – сформировать у студентов глубокие знания, способности использовать их на практике. Необходимо организовать процесс обучения так, чтобы студенты хорошо усвоили изучаемый материал, то есть содержание обучения. Все это требует от преподавателей глубокого осмысления теоретических основ образования и развития соответствующих методологических навыков.
Одним из важнейших компонентов организации обучения являются теоретические основы (педагогические подходы и принципы). Они отражают закономерности педагогического процесса и способствуют более эффективной организации обучения студентов, реализации форм, методов и средств обучения; целесообразной разработке содержания обучения. Не нужно рассматривать педагогические подходы и принципы, их совокупность как обязательный свод законов. К их использованию нужно подходить творчески. Их реализация должна быть направлена на подготовку кадров, соответствующих реальным потребностям общества. В настоящее время для социально-экономического развития страны требуются квалифицированные экономические кадры различных специализаций.
Обзор литературы / Literature review
Серьезные изменения в социально-экономической сфере продемонстрировали, что сложившаяся система экономического образования требует существенной модификации. Докторами экономических наук М. В. Шишкиным и О. Н. Мисько в работе «Экономическое образование в современной России: тенденции и перспективы» отмечается недостаточное количество квалифицированных экономистов (обладающих необходимыми знаниями, умениями, опытом деятельности, а не только дипломом об экономическом образовании) различных профилей в России и повышение спроса на специалистов данной сферы деятельности. Основной целью высшего образования по любому направлению и профилю подготовки является подготовка выпускников, способных решать профессиональные задачи в соответствии с требованиями экономики страны. При этом необходимо большее внимание уделять не получению знаний, а способности принимать обоснованные решения на их основе. Авторами отмечается необходимость организации договорных работ университета и профильной организации (заинтересованной в квалифицированных профильно ориентированных экономических кадрах) для осуществления плавного перехода от процесса обучения к будущей профессиональной деятельности. Содержание образования необходимо разрабатывать исходя из заказа будущих работодателей. М. В. Шишкин и О. Н. Мисько подчеркивают, что возникла необходимость подготовки экономических кадров различных профилей [1], и проблемы, оказывающие отрицательное воздействие на экономическое образование, возможно решить, если будет предложена новая модель обучения студентов в вузе (переход от экстенсивной к интенсивной модели). Это подтверждается результатами исследований О. И. Сандэй и Ф. Манильо, в которых описывается взаимосвязь между уровнем полученных в результате обучения знаний и экономическим ростом региона и страны (Италии) [2, 3]. Мы не можем полностью опираться на данные результаты из-за различий в экономических системах стран (России и Италии), но возникает необходимость их проверки в рамках нашей страны.
В. С. Лазарев также считает, что одним из путей развития системы образования является формирование интенсивной модели, соответствующей требованиям времени. Современные социально-экономические условия предполагают, что в каждой образовательной системе должен присутствовать механизм ее саморазвития, способный повысить результаты образовательной деятельности. Чтобы система образования обновлялась, необходима разработка новых педагогических систем и технологий. В. С. Лазаревым образовательная модель понимается как система взаимосвязанных элементов, включающая в себя образовательные цели, содержание обучения, цели руководства обучающимися, формы организации процесса обучения, методику оценивания и др. Образовательная система будет активнее совершенствоваться, если будет открыта для внедрения инновационных процессов. По мнению автора, современное образование должно включать педагогическую и инновационную системы, не только позволяющие реализовывать учебно-воспитательную деятельность, но и способные находить способы совершенствования процесса обучения с учетом внешних и внутренних возможностей [4]. С. М. Маркова и В. Г. Горлова также отмечают, что последнее время обострилась проблема несоответствия качества подготовки кадров требованиям, предъявляемым рынком труда. Уровень квалификации не отвечает задачам совершенствования системы профессионального образования. Развитие современного высшего образования возможно лишь при организации инновационного образования [5].
Совершенствование существующей системы образования возможно при разработке содержания обучения в соответствии с требованиями рынка труда, разработке открытых моделей обучения, цифровой трансформации. Далее рассмотрим работы, связанные с решением вышерассмотренных аспектов развития системы образования.
В результате исследования С. М. Марковой и В. Ю. Полунина было определено, что обучение будет более эффективным, если при разработке теории и методики профессионального образования будут учитываться: профессиональная деятельность различных профилей как системообразующий фактор; единство понятийного аппарата; связь теории с практикой; научный передовой опыт исследователей в области профессионального образования. Соответствие данным требованиям, повышение гибкости педагогической системы позволят повысить качество подготовки студентов [6]. По мнению С. М. Марковой и А. К. Наркозиева, на содержание профессиональной деятельности специалистов влияют социально-экономические изменения. Изменение содержания трудовой деятельности требует совершенствования системы обучения студентов в вузе: целей, содержания обучения (на основе комплексных межпредметных связей), источников информации, способов ее предоставления [7]. Позитивное влияние на качество профессионального образования реализации межпредметных связей при организации процесса обучения также отмечает О. А. Лихарева [8]. Схожие результаты по исследованию эффективности реализации содержания обучения с учетом межпредметных связей были получены А. Н. Эплби [9].
Возможности совершенствования системы образования в соответствии с условиями цифровой трансформации актуализируют данное направление ее развития. Н. В. Боровских было проведено исследование по оценке вовлеченности населения в цифровое пространство. Отмечается, что более 20% населения не пользуются цифровыми технологиями, «остаются неинтегрированными в цифровое пространство» [10]. Т. Сиарли отмечает зависимость всех секторов экономики от уровня развития цифровых технологий [11]. М. Л. Груздева и Н. И. Тукенова также выявили, что одним из важнейших факторов развития высшего образования в России в настоящее время является уровень его цифровизации. Одним из направлений цифровой трансформации образования авторы называют развитие в вузах информационной образовательной среды [12]. Н. Н. Савченкова и Д. А. Бояринов отмечают ее как положительную сторону цифровизации высшего образования, способствующую возникновению новых возможностей реализации педагогических подходов к обучению, критериев и шкал оценки его результатов [13].
М. Д. Л. Проаньо считает, что для реализации содержания обучения студентов преподаватели должны использовать цифровые технологии. По его мнению, средства обучения необходимы для реализации информационной и контролирующей функций преподавателя. Они помогают формировать интерес студентов, повышают наглядность занятий, делают учебный материал более доступным для понимания, повышают интенсивность самостоятельной работы студентов. С ростом учебной информации растет и число применяемых средств обучения. Одними из наиболее используемых цифровых средств являются открытые интернет-источники [14]. Г. А. Кручинина отмечает повышение роли цифровых технологий в формировании профессиональных компетенций студентов, которая заключается в информационном обеспечении образовательной деятельности, в расширении образовательных возможностей, дифференциации и индивидуализации процесса обучения [15].
В работе В. Е. Гаибовой и Л. Н. Даниловой представлено описание специфики педагогических систем с использованием цифровых технологий. Отмечается низкий уровень пользовательских умений в области применения передовых цифровых средств у педагогов, склонных к традиционному обучению. Но традиционная система обучения нуждается в совершенствовании, модернизации в соответствии с условиями цифровой трансформации высшего образования [16]. По мнению Э. К. Самерхановой, эффективность процесса профессионального образования будет выше при включении в традиционное обучение интерактивных технологий (кейс-метода) [17], а также метода проектов с использованием цифровых технологий [18].
В настоящее время актуальным является развитие дистанционного формата организации обучения студентов. Е. Г. Радыгина отмечает, что дистанционное образование представляет собой обучение, основанное на применении цифровых технологий и интерактивных методов взаимодействия участников образовательного процесса на расстоянии. Рассматриваются, как достоинства, так и недостатки данного формата. В качестве одного из главных преимуществ называется гибкость образовательного процесса, недостатков – снижение уровня взаимодействия преподавателя с обучающимися [19]. А. Ю. Зверкова и Е. А. Омельченко сделали обобщение положительного опыта цифровой трансформации образования. Авторы отмечают положительное отношение студентов в вузе: к переходу на дистанционный формат обучения, к возможности получать информацию из любых открытых источников, к возможности самостоятельно планировать учебную нагрузку и др. [20] По мнению Р. Фойтика, использование цифровых технологий позволит улучшить качество обучения, предложить качественные учебные материалы и обеспечить надлежащее управление учебой [21]. По мнению Д. Д. Шариповой, отсутствие аудиторных занятий при дистанционном обучении является и преимуществом, и недостатком. Внедрение цифровых технологий позволило сделать современную образовательную систему более открытой и гибкой. Дальнейшее развитие системы образования и процесса организации учебного процесса связано с цифровой трансформацией [22].
По мнению И. В. Непрокиной и Е. А. Акимовой, современный учебный процесс требует комплексного использования современных педагогических, цифровых технологий, что позволит интегрировать учебную, профессиональную и социальную деятельность обучающихся. Среди цифровых технологий авторами выделяются «синхронные и асинхронные средства интернет-коммуникации, персональные и групповые информационные менеджеры» и др. [23]
Н. Б. Стрекалова считает, что в настоящее время электронное обучение является одним из актуальных направлений развития современного высшего образования. Растет потребность в переходе образовательной среды из закрытого в открытое состояние. Педагогическая система, включающая традиционно цель, содержание, формы, методы, способы взаимодействия, должна быть направлена не на пассивное обучение студентов, а на формирование у них способности самостоятельно приобретать знания из открытых источников посредством использования средств цифровых технологий [24].
И. Ю. Лавриненко среди цифровых образовательных технологий выделяет LMS‑технологии, определяет их позитивное влияние на результаты обучения студентов. Возможности LMS позволяют своевременно корректировать содержание обучения, персонализировать образовательный процесс. Применение данных технологий обеспечивает гибкость системе обучения в вузе. Курсы, разработанные на платформе LMS, делают образование более доступным, менее затратным по времени и финансовым ресурсам [25]. Ж. В. Смирновой и М. Л. Груздевой также отмечается актуальность использования открытых образовательных курсов в учебном процессе, соответствующем современным социально-экономическим условиям. В результате проведенного исследования было выявлено, что их применение оказывает позитивное влияние на результаты образовательной деятельности в вузе. «Отмечается эффективное использование аудиторного времени, гибкость образовательного процесса» [26]. В результате исследования В. Б. Ваксом было выявлено, что обучающиеся вуза положительно относятся к дистанционному обучению, основанному на применении LMS [27–29].
Т. Н. Шутовой и Л. Б. Андрющенко было проведено исследование по оценке процесса цифровизации образовательного процесса в университетах физической культуры и спорта. По результатам исследования выявлено: большая часть участников эксперимента отметили необходимость повышения уровня своих IT-навыков; в современных вузах физической культуры и спорта процесс цифровой трансформации должен идти более активно, чем в настоящее время [30, 31]. По результатам исследований Е. В. Киселевой можно констатировать, что в настоящее время при реализации дистанционного формата обучения студентов в вузе физкультурно-спортивной направленности недостаточно используются интерактивные методы и отмечается готовность участников образовательного процесса к повышению интенсивности их применения [32].
Решение проблемы подготовки квалифицированных экономических кадров различных профилей возможно при организации процесса обучения студентов, направленного на формирование их экономической компетентности.
Е. Е. Овакимян считает, что экономическая компетентность связана с формированием экономического мировоззрения, экономического практико-ориентированного поведения студента. Автор предполагает, что экономическая компетентность будет развиваться более качественно при реализации модели обучения, которая учитывает: требования общества, изменение содержания профессионального образования, реализацию педагогических подходов, специфику экономической деятельности [33]. Важность формирования экономической компетентности у студентов вуза отмечается в исследовании В. А. Комелиной [34]. О. Ю. Муллер и А. Н. Боталова в качестве основы модели формирования экономической компетентности предлагают реализацию дидактических подходов, направленных на реализацию содержания обучения экономической направленности, повышение роли самостоятельной работы студентов [35]. По их мнению, экономическая компетентность обучающихся является одной из главных составляющих профессиональной компетентности современных выпускников вуза.
В результате теоретического исследования было выявлено, что формирование экономической компетентности студентов по направлению подготовки «Физическая культура» не являлось предметом исследования. Исходя из этого нами была разработана структурно-содержательная модель формирования экономической компетентности студентов по направлению подготовки «Физическая культура» с использованием цифровых технологий, реализация которой позволит повысить результаты обучения студентов и уровень их экономической компетентности.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
В настоящее время неуклонно растет количество экономической информации, подлежащей освоению студентами на учебных занятиях по экономическим дисциплинам. В процессе обучения студентов появляются проблемы: как донести всю учебную информацию до обучающихся и каким должен быть образовательный процесс, чтобы содержание обучения было усвоено студентами?
Среди педагогических подходов к организации процесса обучения студентов в вузе, способных повысить результативность формирования экономической компетентности обучающихся, нами были выявлены компетентностный, личностно ориентированный, контекстный, системный, деятельностный подходы. Реализация данных подходов в обучении будет возможной при разработке интегративной методологии, основанной на их синтезе.
В результате теоретического анализа исследований была выявлена необходимость разработки и использования в процессе обучения студентов передовых инновационных средств. Средствами, способными повысить качество обучения студентов в вузе, являются цифровые технологии.
Для повышения результатов обучения студентов по направлению подготовки «Физическая культура» необходима разработка модели формирования экономической компетентности (И. А. Сорокин) [36], которая способна объединить педагогические подходы, дидактические принципы, формы, методы и средства обучения.
Для обеспечения реализации данной модели, соответствия процесса обучения социальному заказу, требованиям нормативных документов и условиям цифровой трансформации высшего образования необходима разработка системы педагогических условий.
Результаты исследования / Research results
Разработанная нами структурно-содержательная модель формирования экономической компетентности студентов по направлению «Физическая культура» включает в себя следующие системные компоненты: вход, процесс, выход, ограничения, цели и обратная связь. Общая структура обучения студентов по экономическим учебным дисциплинам и неэкономическим, содержащим элементы экономических знаний, представлена на рисунке.
Проектирование структурно-содержательной модели осуществляется на базе интегративной методологии, включающей синтез педагогических подходов (компетентностного, системного, личностно ориентированного, контекстного и деятельностного) и совокупность дидактических принципов.
Предложенная методология способствует разработке:
– системы взаимодействия двух процессов: входа – начальное состояние системы подготовки студентов – и выхода – предполагаемый результат обучения: экономическая компетентность студентов и разработанные материалы, необходимые для ее формирования;
– системы взаимосвязей между элементами структурно-содержательной модели. Образовательное пространство обучения студентов направления «Физическая культура» включает две платформы. Первая содержит три элемента: цели, содержание и обучающийся студент. Обучающиеся должны освоить содержание экономических учебных дисциплин «Экономика и предпринимательская деятельность в спорте», «Финансы физкультурно-спортивных организаций» и других, неэкономических «Правовые основы профессиональной деятельности», «Организация спортивно-зрелищных мероприятий» и др. Вторая платформа образуется из трех компонентов: процесс, преподаватель/учебник, формы обучения.
Вход представляет собой изначальное состояние условий подготовки студентов. К этому компоненту отнесем субъектов образовательной деятельности; ресурсы, необходимые для обучения студентов направления подготовки «Физическая культура» (оборудование, материалы, средства цифровых технологий).
К выходу мы относим предполагаемый результат обучения студентов, сформированность у них экономической компетентности, разработанность организационно-методического обеспечения занятий, направленных на ее формирование.
Одним из основополагающих элементов структурно-содержательной модели является процесс. Он представляет реализацию подготовки студентов, формирование экономической компетентности – преобразование входа в выход. Процесс обучения студентов направления подготовки «Физическая культура», направленный на формирование экономической компетентности, невозможен без обеспечения его системой педагогических условий (Г. А. Кручинина, И. А. Сорокин) [37].
Структурно-содержательная модель формирования экономической компетентности студентов
по направлению подготовки «Физическая культура» с использованием цифровых технологий
В результате нашего исследования были выявлены педагогические условия, без обеспечения которыми структурно-содержательная модель формирования экономической компетентности студентов не может быть полноценно реализована. К ним относятся: социокультурные условия, содержательно-деятельностные, информационно-коммуникационные и средства цифровых технологий, программно-методические, учебно-методические.
Социокультурные условия основываются на определении ценностных ориентаций, реализации образовательного процесса, отвечающего требованиям цифровой трансформации экономики и высшего образования.
Нормативно-правовые условия включают совокупность нормативно-правовых актов, определяющих порядок и нормы использования в образовательном процессе цифровых технологий.
Содержательно-деятельностные условия направлены на определение целей обучения, способов его реализации, позволяющих повысить качественные показатели формирования экономической компетентности студентов.
Организационно-методические условия включают в себя формы обучения (фронтальную, групповую, индивидуальную); методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский, метод проектов и др.); комплекс оценочных средств диагностики эффективности разработанной модели для определения уровней сформированности экономической компетентности (базовый, средний и высокий).
Информационно-коммуникационные условия связаны с определением условий активного использования цифровых технологий в процессе формирования экономической компетентности студентов.
Средства цифрового обеспечения включают комплекс средств цифровых технологий:
– технических: сеть Интернет, компьютер и др.;
– программных: Microsoft Office; Zoom, Discord, Skype; Viber, Whatsapp, Telegram; ВКонтакте и др.; 1С: Предприятие, «Декларация» и др.;
– дидактических: информационно-образовательная среда университета, электронные управляемые курсы – «Экономика и предпринимательская деятельность в спорте» и др.; электронное методическое пособие; хот-листы по учебным дисциплинам.
Ограничениями в данной структурно-содержательной модели называются требования к образовательному процессу направления «Физическая культура», которые определяют требуемые для системы характеристики целевых показателей.
Социальный заказ – наиболее общая цель и ценность построения образовательной системы подготовки специалистов в системе образования. В ходе экспериментальной апробации структурно-содержательной модели мы ввели диагностируемые параметры диагностичности цели социального заказа, включая показатели, основанные на компонентах экономической компетентности.
Обратная связь необходима для обеспечения соответствия предполагаемого результата (выхода) входу (цели обучения), позволяет вносить корректировки в процесс профильно ориентированного обучения студентов через изменение содержания, форм, методов и средств обучения.
Заключение / Conclusion
Таким образом, обращение к интегративной методологии и междисциплинарным связям при разработке основных профессиональных образовательных программ подготовки студентов по направлению «Физическая культура» позволило нам определить проблему научного исследования и установить, что, когда фактический выход системы полностью или частично не соответствовал желаемому, т. е. существующая система подготовки уже перестала обеспечивать желаемый выход и неадекватна требованиям социального заказа в новых реалиях социокультурной действительности, требовалось выявленную практическую проблему решать научным методом, обратившись к методологии и технологии профессионального образования.