Введение / Introduction
В системе дополнительного профессионального образования медицинских специалистов среднего звена происходит постепенная интеграция симуляционных технологий в традиционное обучение, не так стремительно, как у врачей. Широко используется симуляционное оборудование разных уровней по степени реалистичности: фантомы, муляжи, манекены, интерактивные роботы, которые позволяют достигать основной цели симуляционного обучения – отработки профессиональных навыков и умений до автоматизма. При этом не уделяется должного внимания освоению коммуникативных навыков медицинскими сестрами. Формирование коммуникативных навыков должно начинаться еще на этапе среднего профессионального образования и продолжаться на протяжении всей профессиональной деятельности специалиста. С целью удовлетворения образовательных потребностей медицинских сестер следует тщательно подходить к разработке практико-ориентированных модулей формирования и развития компетенций. Новые инновационные технологии в образовании помогают решить поставленную задачу, сохраняя требования к качеству последипломного медицинского образования.
При появлении COVID-19, в период режима самоизоляции, произошли изменения в системе дополнительного профессионального образования. Все занятия, включая и практическую часть, были переведены в онлайн-режим. Вынужденная мера, дистанционное обучение, помогла не прерывать процесс повышения квалификации медицинских сестер, но пострадала другая сторона образования – коммуникативная, которая и так была не в лучшем состоянии. Изучение модулей развития коммуникативных навыков медсестер проводилось дистанционно, отмечалось стремление специалистов к повышению мобильности ключевых компетенций, но чувствовались технические сложности и компьютерная неграмотность части слушателей.
По истечение времени, когда произошло послабление введенных ковид-ограничений, система образования медицинских специалистов начала восстанавливаться, но значительное влияние дистанционных образовательных технологий осталось. Тем актуальнее становится проблема обучения медицинских сестер деловому общению. Коммуникативную компетентность медсестры следует рассматривать с позиции многокомпонентности, которая состоит из коммуникативных знаний, коммуникативных навыков, коммуникативных способностей, личностных свойств [1]. Надо понимать, что уровень развития коммуникативной компетентности специалиста напрямую отражается на его повседневной работе и помогает держать высокую планку медицинского работника, в том числе в направлении профилактики выгорания. В сравнении с врачами средний персонал медицинских организаций подвергается выгоранию через 4–5 лет [2]. Уровень эмпатии специалиста выражается в гуманном отношении к пациенту в процессе оказания медицинской помощи, позволяет оценить и увидеть ситуацию со стороны пациента [3]. Наблюдение за профессиональной средой медицинских сестер свидетельствует о наличии постоянных стресс-факторов и психологического напряжения, связанных отчасти с дефицитом коммуникативных навыков. Психологические трудности при проведении двусторонней коммуникации могут привести к тому, что специалист может не получить работу, даже если он и вполне квалифицирован [4].
Становится очевидной необходимость развития обучения коммуникативным компетенциям с применением симуляционных технологий. В медицинской педагогике высшего образования используется методика «стандартизированный пациент», которая широко применяется за рубежом. Но имеются некоторые ограничения, возникающие при внедрении методики «стандартизированный пациент» в область среднего и дополнительного профессионального образования медсестер. В большинстве своем это связано с привлечением в образовательный процесс людей-актеров в качестве «стандартизированных пациентов», не привязанных ко времени и месту, подходящих под определенные требования, которым требуется специальное обучение не менее одного года. Минус этого – нерешенным остается вопрос оплаты с учетом того, что должность «стандартизированный пациент» отсутствует в штатном расписании учреждений образования.
Как вариант решения проблемы можно привлечь медицинских специалистов к исполнению роли «симулированный пациент», имеющих определенный профессиональный стаж по специальности и обладающих определенными психологическими, лидерскими качествами. Подготовка таких «симулированных пациентов» не требует много времени, достаточно провести инструктаж по теме занятия. Имитация «симулированным пациентом» симптомов заболевания, демонстрация типов характера больного обучает слушателей элементам психологии [5], способствует повышению уровня межличностного и профессионального опыта специалиста, что повышает качество оказания медицинской помощи населению.
Следует уделить внимание анализу мнения медицинских сестер – слушателей, обучающихся по программам дополнительного профессионального образования, об уровне удовлетворенности обучением. Результаты опроса рекомендуется учитывать при пересмотре образовательных программ, включая в них коммуникативные модули, создании отдельных программ, касающихся данной тематики, в том числе в системе непрерывного профессионального образования медицинских сестер.
Обзор литературы / Literature review
На сегодняшний день проблемы формирования и развития коммуникативной компетентности с использованием симуляционных технологий в системе дополнительного профессионального образования широко отражены как в отечественной, так и зарубежной научно-педагогической литературе.
Понятие «коммуникативная компетентность» активно используется в современной гуманитарной науке, особенно в тех исследованиях, которые посвящены межкультурному, поликультурному, межнациональному и международному общению и пониманию.
Существует ряд исследований, посвященных коммуникативной компетентности, критериям, показателям и оценке уровня сформированности коммуникативных компетенций. При этом между авторами нет единого мнения о термине «коммуникативная компетентность» и единого подхода к его определению. Так, некоторые ученые вместо оценочных предлагают использовать какие-то другие категории, например, О. Б. Сиротинина выделяет типы речевой культуры: полнофункциональный, неполнофункциональный, среднелитературный, литературно-жаргонизирующий и обиходный типы [6].
Медицинские работники являются представителями типа профессий «человек – человек», поэтому для них коммуникативные навыки являются приоритетными на протяжении всей профессиональной деятельности. Важность коммуникативного компонента специалиста описывается в статье С. Ю. Леоновой и проявляется в речи, мимике, жестикуляции, стиле общения, а коммуникация осуществляется через реализацию мотивационной, информационной, контрольной и экспрессивной функций [7].
По мнению Т. Л. Мироновой, коммуникативная компетентность – это система коммуникативной культуры и в деловом общении, включающая коммуникативную, интерактивную и социально-перцептивную стороны. Медицинский специалист использует личностные ресурсы: личностные диспозиции, знания личности, умения, личностные качества. При общении с пациентом следует соблюдать следующие принципы биомедицинской этики: принцип «не навреди», принцип милосердия «делай благо», принцип уважения, автономии пациента, принцип справедливости [8].
Н. В. Громова отмечает, что успешность профессиональной деятельности специалиста в значительной мере определяется профессиональной компетентностью, являющейся результатом профессионального образования [9].
В своей монографии Л. В. Фарисенкова дает теоретические основы и описание уровней коммуникативной компетенции [10].
Пути формирования коммуникативной компетентности предлагает О. В. Журавлева и считает, что традиционное и активное обучение определяет констатирующую (обмен информацией), интерактивную (организация взаимодействия) и перцептивную (восприятие и формирование образа другого человека для установления взаимодействия) функции и виды коммуникативной компетентности. В статье автор рассматривает развитие показателей коммуникативной компетентности с предложением измерять их с помощью анкет и тестов [11].
Необходимость применения системного подхода к развитию коммуникативной компетентности медицинских специалистов с применением симуляционных технологий в обучении обозначали в своих работах М. П. Гринберг, А. Н. Архипова, Т. А. Кузнецова с предложением внедрения в программу дополнительного профессионального образования медицинских специалистов курса по развитию коммуникативной компетентности с использованием методики симуляционных технологий «стандартизированный пациент». Пристальное внимание авторами уделено формированию профессионального образа специалиста и профилактике профессионального выгорания медицинских работников в рамках коммуникативного тренинга [12].
Эффективность специального тренинга показана в публикации Н. С. Давыдовой, С. А. Чернядьева, Е. В. Дьяченко и др. Результаты пилотного исследования «Оценка практических навыков в первичной аккредитации специалиста по методике “симулированный пациент”» показали, что аккредитуемые, прошедшие тренинг по навыкам общения, имели более высокий уровень коммуникации с пациентами. Это позволило сделать вывод о целесообразности интегрирования специальных тренингов по коммуникативным навыкам со специально подготовленными симулированными пациентами, валидными методами оценки по предмету [13].
Опыт внедрения в основные программы междисциплинарного модуля «Коммуникативные навыки врача», базирующегося на пациент-ориентированной модели общения врача с пациентом Калгари-Кембриджского руководства, представлен Н. С. Давыдовой, Е. В. Дьяченко, Н. В. Самойленко [14].
В условиях глобальной пандемии, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, С. А. Булатов разработал и внедрил 36-часовой востребованный тренинговый курс по подготовке студентов IV курса медицинского университета с применением методики «стандартизированный пациент» и «виртуальный пациент» на комплексе БодиИнтеракт (Россия), проведением интернет-анкетирования (n = 48). В исследовании доказана большая степень достоверности имитирования работы врача с акцентом на важности психологического взаимодействия с пациентом и достижения поставленной педагогической цели [15].
При всем этом З. А. Зарипова, Н. С. Сляднева отмечают, что доктрина качественного образования еще не устоялась и наблюдается крен в сторону «легких», зачастую неэффективных образовательных услуг. Как перспективный метод обучения авторы предлагают модель формирования навыка работы в команде и указывают на возможные сложности этого процесса в виде временного лимита, личности преподавателя, базового уровня и менталитета слушателей, актуальности и применимости образовательной программы, способа подачи материала [16].
Зарубежные авторы А. Блэкмор, Е. В. Касфики и М. Пурва, с целью влияния в процессе обучения на основе моделирования на развитие коммуникативных навыков медицинских работников, в исследованиях MEDLINE, CINAHL, EMBASE и PsycINFO проанализировали и дали оценкустатей по навыкам общения. В результате обращается внимание на проблемные вопросы, касающиеся недостатка информации для разработки эффективной симуляционной программы, данных в обзоре литературы. Предложено тщательно продумать надежную систему оценки навыков общения в сфере здравоохранения [17].
Особо обращают внимание Г. С. Кемелова, С. Т. Тулеутаева, Д. Б. Аимбетова на то, что при проведении симуляционного курса важна отработка межличностного взаимодействия в командной работе студентов, при этом следует увеличивать продолжительность обучения коммуникативным навыкам, в том числе навыкам общения с пациентами [18].
Джон Д. Митчелл с соавторами на основании исследования с использованием CG-CAHPS в качестве инструмента оценки результатов рекомендует разрабатывать программы с проведением коммуникативных тренингов по общению с пациентами, персоналом по уходу за пациентами с целью демонстрации навыков и улучшения результатов. При этом обучение коммуникации должно состоять из серии образовательных сценариев для каждого обучающегося, а не из одного симуляционного занятия [19].
Преобразование медицинского образования в Казахстане особо отчетливо видно в работах В. Риклефса, Г. Абакасовой, А. Букеевой и соавторов, где происходит адаптация учебных программ в области общественного здравоохранения и сестринского дела на проблемном, командном обучении с использованием симуляционных технологий [20].
Связь низкого уровня навыков общения с качеством ухода за пациентами отмечают Сю Хуэй Тан, Малия Александра Фу, Шон Ли Хе Лим и др. Проблемой является то, что нестандартизированным программам обучения навыкам общения не уделяется должного внимания на медицинских кафедрах последипломного образования [21].
Основываясь на принципах руководства BEME (Best Evidence in Medical Education), И. Мотола, Л. А. Девайн, Х. С. Чунг, Дж. Е. Салливан, С. Б. Айзенберг провели выборочный обзор передовых практик и описали практические рекомендации для преподавателей по эффективному использованию симуляции на практических занятиях с фокусом на принципах образования и включением в том числе таких тем, как обратная связь и опрос после выполнения задания [22].
Приведенный анализ отечественных и зарубежных исследований показывает, что при обучении медицинских работников все больше внимания уделяется формированию и развитию коммуникативных навыков.
Накоплены теоретические материалы и данные клинических исследований по навыкам общения, которые следует включать в учебные программы по коммуникации [23], но нерешенной остается проблема создания единого подхода к разработке и внедрению образовательных программ, методик, критериев и оценочных средств по формированию и развитию коммуникативной компетентности медицинских специалистов с использованием симуляционных технологий.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Центра аккредитации и симуляционного обучения государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Башкортостан «Центр повышения квалификации».
В исследовании использовались следующие методологические принципы:
– принцип единства теории и практики;
– принцип творческий;
– принцип комплексности;
– принцип системности;
– принцип детерминизма;
– принцип активной деятельности личности;
– принцип развития личности.
В опытно-экспериментальной работе приняли участие медицинские сестры по специальности «Сестринское дело», обучающиеся по программе повышения квалификации. Контрольная группа – 102 человека, женского пола, с разным профессиональным стажем, в возрасте от 20 до 68 лет. Экспериментальная группа – 102 человека женского пола, с разным профессиональным стажем, в возрасте от 20 до 68 лет. Всего в исследовании приняли участие 204 человека с профессиональным стажем от 1 до 48 лет.
Цель тренинга определялась в развитии имеющихся профессиональных коммуникативных компетенций медицинских сестер. Контрольная группа проходила обучение с использованием традиционных методов обучения, экспериментальная группа – с применением симуляционных методов обучения. Экспериментальная группа проходила симуляционный тренинг по разработанному стандартному имитационному модулю на станции «Общение с трудным пациентом» с участием 10–12 слушателей в группе.
В задачи симуляционного тренинга входило:
– развитие эффективного взаимодействия в коллективе, в команде;
– умение определять психологические типы пациентов;
– отработка навыков общения с пациентами;
– отработка навыков управления конфликтами в медицинской деятельности;
– отработка навыков управления стрессом в профессиональной деятельности медсестры.
При проведении тренинга для слушателей экспериментальной группы были использованы: методика «Симулированный пациент», тренажерная симуляция. Симуляция представляла собой средство оценки эффективности обучения [24]. В задачи симулированного пациента входило не только исполнение роли пациента из особой группы хронических заболеваний, с которыми важно обсуждать вопросы мотивации и приверженности к лечению и образу жизни [25], но и оценка действий слушателя – медицинской сестры по разработанному чек-листу. В качестве профессионального общения с пациентом использовалась ролевая игра с развитием коммуникативных навыков [26].
Тренажерная симуляция включала в себя применение манекенов с целью создания реалистичности клинического случая. Так, для оснащения станции «Навыки общения с трудным пациентом» использовался манекен Nursing Kelly VitalSim, предназначенный для освоения навыков ухода с имитацией жизненных признаков и мониторингом жизненно важных показателей сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Основная практическая направленность тренажерной станции заключалась в оценке действий слушателей в клинической ситуации с упором на отработку soft skills («мягких навыков»), командного взаимодействия и коммуникации с «симулированным пациентом» [27].
Анонимный анкетный опрос слушателей контрольной и экспериментальной групп проводился на формирующем этапе научно-экспериментальной работы. Опрос осуществлялся по анкете, разработанной преподавателями, входящими в состав комиссии по медицинскому симуляционному обучению. Анкета состояла из трех частей: вводной, содержательной и заключительной. Вводная часть включала в себя инструктаж: «Уважаемый респондент, Вам предлагается заполнить анкету для проведения самооценки сформированности коммуникативных навыков. Опрос анонимный, фамилию и имя указывать не нужно. На каждый вопрос выберите один из вариантов ответа “Да”, “Нет”, “Не в полной мере”. На вопросы 1, 2, 3 предлагается ответить “Да” или “Нет”». Далее слушатель указывал свой возраст, пол, стаж работы в медицинском учреждении. Содержательная часть состояла из 10 вопросов, направленных на определение самооценки коммуникативных компетенций, которые должны быть сформированы у слушателя по завершении обучения: готовность эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде (ОК-1), готовность осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста (ОК-2), готовность профессионально общаться с пациентами (ПК-1), готовность находить выход из конфликтной ситуации (ПК-2), готовность повышать стрессоустойчивость (ПК-3). Заключительная часть содержала слова благодарности респонденту.
Для оценки надежности вариантам ответов были присвоены баллы за ответ: «Нет» – 1 балл, «Не в полной мере» – 2 балла, «Да» – 3 балла. Тремя экспертами была определена валидизация анкеты с применением критерия альфа Кронбаха, который составил 0,994. Содержание вопросов соответствовало тематике анкеты. На основании полученного результата можно предполагать, что внутренняя согласованность анкетного опроса является «превосходной».
Результаты исследования / Research results
В результате анкетного опроса сформулированы следующие выводы.
Исходя из ответов, все анкетируемые (100%) были нацелены на развитие soft skills («мягких навыков»),что показывает осознание необходимости обучения по образовательным программам развития коммуникативной компетентности медицинскими сестрами на этапе последипломного образования (см. таблицу).
Достаточные знания для выполнения клинической ситуации имел 51 человек (50,00%) контрольной группы и 53 человека (51,96%) экспериментальной группы. Причинами недостаточной теоретической подготовки можно назвать не только значительную, монотонную переработку медицинского персонала, но и то, что многие медицинские сестры, в том числе и главные медсестры, хотят работать по-старому, не меняя и не развивая профессиональные компетенции.
Выяснилось, что гораздо хуже обстоят дела с тренингами по коммуникации. Опыт участия в них отметили всего лишь 70 человек (68,63%) в контрольной группе и 67 человек (65,69%) в экспериментальной группе. Проблема заключается в недостаточном методическом и симуляционном оснащении, финансовом обеспечении баз симуляционных центров учреждений дополнительного профессионального образовании, в том числе малом количестве модулей по формированию и развитию коммуникативных компетенций студентов в среднем профессиональном образовании, а также на этапе последипломного образования медицинских сестер.
По итогам тренинга выявлено, что в экспериментальной группе большинству слушателей было комфортно работать в команде, 100 человек (98,04%), они чувствовали ответственность за проведенные действия, открыто и активно обсуждали выполнение заданий. При этом в контрольной группе показатель комфорта в команде составил 73,53% (75 человек) и ответственность за проведенные действия – 59,80% (61 человек).
Анализ анонимного анкетного опроса контрольных (102 человека)
и экспериментальных групп (102 человека) слушателей в %
по завершении симуляционного тренинга
n/n |
Вопрос анонимного |
Количество слушателей чел. (%) |
Количество слушателей группы, чел. (%) |
||||
Да |
Нет |
Не в полной мере |
Да |
Нет |
Не в полной мере |
||
1 |
Вы считаете, что развивать soft skills («мягкие навыки»), коммуникативные навыки необходимо в течение профессиональной деятельности? |
102 (100%) |
0 |
0 |
102 (100%) |
0 |
0 |
2 |
Вы имели достаточные знания для выполнения клинической ситуации? |
51 (50,00%) |
51 (50,0%) |
0 |
53 (51,96%) |
49 (48,04%) |
0 |
3 |
Вы принимали раньше участие в симуляционных тренингах? |
70 (68,63%) |
32 (31,37%) |
0 |
67 (65,69%) |
35 (34,31%) |
0 |
4 |
Вам было комфортно работать в команде? |
75 (73,53%) |
12 (11,76%) |
15 (14,71%) |
100 (98,04%) |
0 |
2 (1,96%) |
5 |
Вы чувствовали ответственность за свои действия во время выполнения задания в команде? |
61 (59,80%) |
19 (18,63%) |
22 (21,57%) |
100 (98,04%) |
0 |
2 (1,96%) |
6 |
Вы удовлетворены действиями в ходе выполнения заданий? |
64 (62,74%) |
15 (14,71%) |
23 (22,55%) |
97 (95,10%) |
0 |
5 (4,90%) |
7 |
Вы считаете себя готовым к принятию решения в конфликтной, стрессовой ситуации? |
71 (69,61%) |
16 (15,69%) |
15 (14,71%) |
99 (97,10%) |
0 |
3 (2,94%) |
8 |
У вас появилась уверенность, что сможете самостоятельно справиться в реальной трудной ситуации? |
60 (58,82%) |
19 (18,63%) |
23 (22,55%) |
100 (98,04%) |
0 |
2 (1,96%) |
9 |
Хватило ли вам времени на выполнение задания? |
61 (59,80%) |
0 |
41 (4,20%) |
97 (95,10%) |
0 |
5 (4,90%) |
10 |
У вас есть желание обучаться в дальнейшем в симуляционном классе на тренингах по коммуникативным навыкам? |
100 (98,04%) |
0 |
2 (1,96%) |
102 (100%) |
0 |
0 |
В части удовлетворенности своими действиями в ходе выполнения задания слушатели экспериментальной группы оценили себя выше, 95,10% (97 человек), чем слушатели контрольной группы, 62,74% (64 человека). Отметили, что стали готовыми к принятию решения в конфликтной, стрессовой ситуации, 99 человек (97,10%) экспериментальной группы при показателях 69,61% (71 человек) контрольной группы.
Высокую оценку дали слушатели экспериментальной группы, ответив, насколько уверены они в принятии решения при возникновении трудной ситуации в реальной профессиональной среде, 98,04% (100 человек), что говорит об уверенности в себе, в своем эмоциональном интеллекте. Слушатели отметили, что в условиях регулярных перегрузок, постоянной эмоциональной напряженности отработка коммуникативного аспекта крайне важна и требует систематического совершенствования, по крайней мере раз в 2–3 года. С этим стоит согласиться: «натренированный» мозг человека в стрессовой ситуации запускает эмоциональную систему навыков, что позволяет справиться с трудной ситуацией и принять правильное решение на данный момент времени.
Часть слушателей контрольной группы, 41 человек (4,20%), и 5 человек (4,90%) экспериментальной группы указали на недостаточность времени при выполнении задания. Возраст слушателей, не уложившихся в установленное время для выполнения симуляционной задачи, был от 55 лет и старше. Возможно, данный факт связан со снижением когнитивной функции мозга, темпа психической деятельности в целом у слушателей пожилого возраста. При этом слушатели старше 55 лет проявили больший коллективизм, командную сплоченность и оптимизм – такие качества, которые тоже ведут к успеху, профессиональному развитию.
По анализу анкетного опроса слушателей станция «Общение с трудным пациентом» оценена положительно большинством участников; слушателями экспериментальной группы дана оценка как наиболее реалистичной и приближенной к основной деятельности медицинской сестры. Симулированные пациенты в полном объеме исполнили свои роли, изображая психические изменения на фоне соматической патологии. Симуляция помогла слушателям создать позитивную установку на восприятие ее пациентом, распознать тип характера пациента и определить особенности коммуникативного подхода к нему, установить взаимопонимание и взаимную ответственность.
Желание обучаться в дальнейшем в симуляционном классе на тренингах по коммуникативным навыкам выразили большинство слушателей как контрольной (98,04%), так и экспериментальной групп (100%). По итогам проведенного занятия большинство медсестер рассматривали симуляционный тренинг как один из векторов, направленных на разностороннее развитие профессионализма на всех уровнях медицинского образования. Применение методики «симулированный пациент», тренажерной симуляции дает основание думать о более грамотном выстраивании общения на разных уровнях развития конфликта и его урегулирования, меньшем страхе взаимодействия между участниками коммуникативного тренинга.
Автоматизированная обработка полученных данных осуществлялась на платформе системы для статистического анализа данных Statistica 10. Проанализировано 204 анкеты. Надежность анкеты определялась при помощи расчета коэффициента альфа Кронбаха. Для экспериментальной группы коэффициент альфа Кронбаха составил 0,8 и для контрольной группы – 0,9. Высокая корреляционная связь между вопросами анкеты была показана полученными значениями коэффициента Пирсона, равного 0,85, и коэффициента Спирмена, равного 0,97. Проведенная оценка на надежность показала, что анкета может использоваться для опроса слушателей, прошедших обучение по формированию коммуникативной компетентности.
Заключение / Conclusion
Таким образом, по итогам анкетирования в полном объеме достигнута обратная связь от слушателей о практической ценности коммуникативных тренингов, об эффективных методах симуляционного обучения. При проведении симуляционного тренинга одним из основных условий являлась возможность создания на станции моделей реальных клинических ситуаций с использованием симуляционных технологий, таких как «симулированный пациент», тренажерная симуляция. Из потребностей, перечисленных в теории Маслоу, по нашему мнению, у слушателей страдает потребность в познании. Частичное неудовлетворение слушателей своими действиями при выполнении задания, возможно, связано с нехваткой времени, связанной с проблемой самоорганизации, недостаточным уровнем адаптации в социальной среде, слабой теоретической подготовкой. Однако надо учитывать, что сами потребности не могут быть удовлетворены полностью, поэтому у слушателя есть повод для мотивации к дальнейшему профессиональному и личностному развитию. Необходимо учитывать, что отличительной чертой медицинских сестер на этапе последипломного образования выступает их принадлежность к периоду взрослости. Это определяет мотивацию к непрерывному обучению при наличии уже сформировавшихся личностных компетенций, в том числе и коммуникативных [28].
Результаты анкетирования показывают эффективность применения симуляционных технологий в процессе формирования коммуникативной компетентности специалиста, способного и готового решать нестандартные задачи при общении с пациентами. Эффективное взаимодействие в социуме тесным образом связано с социально-перцептивной компетентностью человека [29]. Общительность как свойство личности медицинской сестры позволяет поддерживать эффективные, доверительные взаимоотношения с пациентами, коллегами, что положительно отражается на качестве оказываемой медицинской помощи [30]. Умение выслушать, улыбнуться, вовремя вставить нужное слово, установить доверительные отношения – это должно характеризовать профессионализм медицинской сестры и быть его первостепенными качествами, так как в большинстве случаев контакт пациента начинается с общения с ней.
Изложенное выше подтверждает важность применения анкетного опроса как одного из элементов анализа внедрения симуляционных технологий в образовательный процесс при реализации дополнительных профессиональных программ. Симуляционный тренинг по формированию soft skills способствовал развитию hard skills («жестких навыков»), профессиональных навыков медсестры, необходимых при выполнении ухода за пациентом в амбулаторных условиях.
Представляется возможным и необходимым дальнейшее развитие и интеграция современных симуляционных форм обучения в традиционные схемы учебного процесса дополнительного профессионального образования медицинских сестер с целью их личностного роста, развития коммуникативных навыков с отработкой на тренингах.