Full text

Введение / Introduction

 

Одной из задач ЮНЕСКО является инвестирование в подготовку высококвалифицированных педагогов. Эта задача может рассматриваться как конкретизация четвёртой цели в области устойчивого развития всемирной организации, реализуемой с помощью международных программ, конкурсов, фестивалей [1].

Ч. Эдвардс, А. Эдвардс, П. Спенс, Х. Лин отмечают, что требования общества к профессиональной компетентности будущего педагога постоянно возрастают [2]. В условиях модернизации образования важной ценностью становится формирование личности, обладающей такими характеристиками, как активность, творчество, самостоятельность, ответственность. Среди перечисленных качеств именно творчеству, согласно Т. И. Забродиной, В. А. Куриной, Л. Ф. Мурьясовой, С. Ю. Широковой, отводится ведущее место. По их мнению, творчество формируется в процессе обучения и целенаправленного воспитания [3].

Творчество как интегральное качество личности проявляется и в способности к активной познавательной работе, и в самостоятельной социально полезной деятельности [4]. По выводам Е. В. Дорофеевой, способность к творчеству позволяет педагогу увидеть дидактическую проблему, предложить способы решения и реализовывать их. Формирование творческого потенциала студентов – будущих педагогов необходимо рассматривать в контексте целостного формирования личности [5].

Однако предлагать оригинальные способы решения проблем при выполнении трудовых функций, направлять творческие силы на воплощение новаторских предложений, на удовлетворение познавательных интересов и потребностей – действия, которые, по мнению М. П. Прохоровой, А. А. Семченко, вызывают объективные трудности у многих наставников [6].

Чтобы будущие специалисты могли быть инициативными, креативными, самостоятельными профессионалами, в образовательной среде университета необходимо создавать условия, способствующие выявлению и развитию творческого потенциала личности студентов в процессе их подготовки, практики и общественной деятельности.

Согласно заключениям E. В. Соболевой, T. Н. Суворовой, A. В. Гриншкуна, M. M. Ниматулаева, ключевое значение для развития творческих способностей студентов в современном информационном обществе имеет организованная и систематизированная проектная деятельность студентов, предполагающая использование цифровых средств и технологий [7].

Итак, развитие творческого потенциала личности предполагает организацию целенаправленной проектной деятельности, в рамках которой студенты – будущие педагоги смогут приобрести умения работать с информацией, использовать различные средства для создания творческого проекта и представлять в нем необходимые образовательные ресурсы [8].

Проектная деятельность на семинарах и лабораторных работах, будучи естественной ситуацией оценки будущим учителем своих профессиональных знаний, умений и навыков, может реально способствовать и профессиональному развитию в сфере информационных технологий.

Цель работы – оценить влияние вовлечения будущих педагогов в проектную деятельность на уровень развития их творческого потенциала.

Гипотеза исследования – включение обучающихся в проектную деятельность позволит повысить уровень развития творческого потенциала, если будет:

– уточнена сущность понятия «творческий потенциал личности»;

– конкретизирована сущность проектной деятельности по наполнению практико-ориентированного информационного ресурса;

– применены формы и методы деятельности, стимулирующие развитие таких качеств, как организованность, самостоятельность, самоанализ и саморефлексия, познавательная активность, креативность, умение работать с информацией;

– использован диагностический инструментарий, содержащий критерии и показатели развития творческого потенциала, адаптированный для системы вузовского обучения.

 

Обзор литературы / Literature review

 

При анализе литературы выявлено, что важное условие поддержки конкурентоспособности государства в направлении инновационного развития науки и образования на мировом уровне – наличие большого числа специалистов, готовых к самостоятельной творческой деятельности, к новаторству, к совершению открытий в различных отраслях деятельности.

Х. Михайлишин, О. Кондур, Л. Шерман отмечают, что информационные технологии обладают существенным дидактическим потенциалом для развития творческого, креативного, инновационного мышления [9]. Они представляют подход, в котором под образовательными инновациями понимаются процедуры или методы деятельности, существенно отличающиеся от сложившейся практики и используемые для повышения уровня эффективности в условиях конкуренции на рынке труда. Образовательные инновации, по мнению П. Яскелла, С. Нуканен, П. Тарппала, включают в себя такие компоненты, как педагогические идеи, научно-методические разработки, цифровые технологии [10].

Однако, по выводам А. Д. Каплана и коллег, несмотря на широкое распространение инновационных цифровых технологий в сфере образования и появление разнообразных программных платформ дидактического назначения, эти сервисы пока не стали органичной частью образовательного пространства [11].

Исследуя психологические особенности творческого процесса, Л. С. Выготский выделяет два этапа творческой деятельности: первый – репродуктивный, второй –творческий [12].

Именно проектная работа, согласно выводам В. Зырянова, П. С. Татаринова, позволяет ориентировать обучающихся на самостоятельную постановку целей, определение способов деятельности и овладение этими способами, анализ, оценку результатов обучения [13]. В ходе проектной деятельности педагог, по мнению К. Досс, Л. Блум, имеет время и возможность оказать помощь обучающимся в овладении ими новыми способами получения знаний и формирования системы действий [14]. Происходит развитие творческих способностей (мышления, воображения), качеств личности, отвечающих требованиям общества, таких как организованность, самостоятельность, самоанализ и саморефлексия, познавательная активность, креативность, умение работать с информацией. Указанные качества личности и являются компонентами творческого потенциала. Именно их формирование планомерно будем отслеживать в ходе проектной деятельности.

Теория П. Я. Гальперина также определяет дидактические возможности управления траекторией познания обучающихся в ходе проектной деятельности. Это происходит, когда студент решает задачу методом «проб и ошибок», выдвигает гипотезу, собирает и анализирует информацию [15]. Наставник может не просто формулировать подводящие вопросы, вспомогательные задачи, «подсказки». Педагог предоставляет обучающемуся дополнительные инструменты, при помощи которых тот может проектировать траекторию своего познания и развития [16].

Это актуально, по мнению C. Бечирович, М. Дервич, и потому, что под влиянием цифровизации меняются требования к компетенциям будущих выпускников; усложняются задачи, которые специалистам необходимо решать [17]. Традиционные должности трансформируются в мультифункциональные. Будущие педагоги вынуждены постоянно расширять и «пересобирать» набор необходимых знаний [18].

Согласно С. А. Баркову, Е. Е. Романцеву, в рамках проектной деятельности в информационной среде студент любой специальности получает уникальную возможность [19]:

-     для целенаправленного развития рефлексии как процесса познания самого себя в качестве профессионала;

-     создания нового продукта (проекта) средствами информационных технологий;

-     самостоятельной работы с электронными образовательными ресурсами;

-     применения усвоенных знаний или самостоятельно полученной информации в новых дидактических условиях;

-     анализа собственных мыслей и переживаний в связи с будущей профессиональной деятельностью.

Применение информационных технологий, по выводам Ч. Эдвардс, А. Эдвардс, П. Спенс, Х. Лин, также может повлиять на психологические стратегии, связанные с творческим развитием личности [20]. Происходит интеграция интеллектуальных технологий с дидактическими. Соответственно, требуются новые методы и способы, чтобы педагоги и обучающиеся научились согласовывать технологии со своими целями.

Б. Депро, К. Роуз описывают возможности кейс-метода как профессионально ориентированной технологии для студентов [21]. По их мнению, применение кейсов позволяет предоставить студентам наибольшую меру в самостоятельном творческом поиске.

Э. Морни справедливо отмечает, что участие в дидактическом взаимодействии одновременно педагога и компьютера активизирует развитие личности. Например, повышается интерес студентов к изучаемой дисциплине, достигается большая глубина понимания учебного материала [22].

В. Л. Назаров, Д. В. Жердев, Н. В. Авербух считают, что педагог в информационной образовательной среде должен не только владеть традиционными методами формирования личности, но и уметь совершенствовать их в соответствии с особенностями обучаемых, используя современные достижения науки и техники [23].

Интересный подход представлен в исследованиях П. Миддлдич, У. Моиндрот, С. Радкин. Авторы рассматривают возможности Twitter для развития творческого потенциала обучающихся. Взаимодействие в Twitter рассматривается авторами как способ цифровой идентификации в электронном пространстве, средство построения имиджа и продвижения индивида [24].

Востребованные в условиях развивающейся цифровой экономики качества личности могут быть сформированы в условиях дидактической среды, построенной на основе новых подходов к использованию форм, методов и средств обучения (в том числе и реализованных с помощью образовательных электронных ресурсов) [25]. Поэтому одной из главных целей образования, по мнению А. Делекчи, Х. Каратай, является поддержка развития обучающихся с применением информационных материалов [26].

Итак, с одной стороны, проектная деятельность способствует развитию творческого потенциала личности. В то же время педагогам современной школы необходим опыт разработки собственных проектов средствами цифровых технологий.

 

 

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

В работе используется комплекс методов:

-      теоретические (анализ учебной литературы и направлений деятельности ЮНЕСКО, сравнение, обобщение, классификация);

-      эмпирические (наблюдение, эксперимент, анализ материалов анкетного опроса).

Теоретический этап исследования направлен на уточнение сущности понятий «творческий потенциал личности» и «проектная деятельность» в условиях информационно-образовательной среды вуза. Определялась последовательность действий по проектированию электронного ресурса, а также происходил выбор диагностической методики.

Творческий потенциал личности, по авторскому представлению, это проявление духовности, неповторимости и уникальности человека. Компонентами творческого потенциала будем считать и творческие способности (мышление, ориентированное на решение задач, воображение), и качества личности (организованность, самостоятельность, самоанализ и саморефлексия, познавательная активность, креативность, умение работать с информацией).

Проектная деятельность в исследовании – это совокупность действий, позволяющая ориентировать обучающихся на самостоятельную постановку целей; определение способов работы с информационным ресурсом и овладение ими; анализ, оценку результатов обучения.

Для создания электронного образовательного ресурса будущего педагога используются сервисы Google Sites.

Для развития креативности, учета познавательных интересов применяются интерактивные упражнения, разработанные в ProProfs. ProProfs – это онлайн-приложение для поддержки учебного процесса. В ProProfs педагоги, как в бесплатном сервисе, могут создавать электронные пособия, опросы, викторины и флэш-карточки. Сервис Timeline JS позволяет отобразить линию времени, организовать управление проектом.

Интеллект-карты, оформленные в MindMap, используются в деятельности и педагога, и студента. Они позволяют выделять из огромного количества текста только самые важные моменты, поддерживают структурное представление большого объема информации и позволяют выстроить причинно-логические связи.

В ходе опытно-поисковой работы выполнен анализ и обобщение результатов деятельности (проектов обучающихся с описанными цифровыми сервисами).

Исследование проведено на базе Вятского государственного университета. В эксперименте принимали участие 48 обучающихся по программе подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (52% – девушки, 48% – молодые люди). Средний возраст респондентов – 19 лет. Проектная деятельность по развитию творческого потенциала реализована в рамках курса «Цифровые технологии в образовании».

Для оценки творческого потенциала личности использована методика, основанная на адаптации теста, разработанного В. И. Андреевым. Были проанализированы также метод Дж. Брунера (определение типа мышления и уровня креативности), тест П. Торренса на творческое мышление и его различные модификации [27].

Тест В. И. Андреева содержит 10-балльную шкалу для самооценки личностных качеств (частоты их проявления). Всего 18 вопросов. Преимущество выбранной методики заключается в том, что материалы В. И. Андреева позволяют проследить переход развития личности в творческое саморазвитие [28]. Другими словами, в специально организованных условиях проектной деятельности и при планомерном отслеживании личностных качеств, характеризующих творческую личность, можно определить существенные количественные и качественные изменения [29].

В исходном тесте применена следующая шкала самооценки степени выраженности качеств: «очень низкий», «низкий», «ниже среднего», «чуть ниже среднего», «средний», «чуть выше среднего», «выше среднего», «высокий», «очень высокий». Но для обучающихся высшего учебного заведения было принято решение показатели «очень низкий» и «низкий» объединить в один – «низкий».

Статистическая обработка результатов выполнена при помощи критерия χ2 (хи-квадрат) Пирсона.

 

Результаты исследования / Research results

 

Опишем особенности реализации проектной деятельности, в ходе которой создаются условия, способствующие формированию у будущих педагогов компонентов творческого потенциала личности, т. е. качеств, выявленных при анализе литературы на подготовительной стадии опытно-экспериментальной работы (далее – ОЭР): организованность, самостоятельность, самоанализ и саморефлексия, познавательная активность, креативность, умение работать с информацией.

Представим логику формирующего этапа ОЭР по разработке проекта, который организовывал преподаватель вуза в курсе «Цифровые технологии в образовании» для обучающихся экспериментальной группы.

Первое занятие. На локальном диске (например, на Рабочем столе) создайте папку «Ваши ФИО_Ваша Группа_Отчет 01». Все последующие файлы сохраняйте именно в эту папку. Совет: для выполнения работы воспользуйтесь справкой, доступной по ссылке (https://support.google.com/accounts#topic=3382296).

Далее на ресурсе Google.com создайте новый аккаунт (или используйте уже действующий для сервисов Google), который в дальнейшем будет использоваться для выполнения проекта. После этого в папку браузера «Закладки» добавьте папку с вашей фамилией (Закладки / Диспетчер закладок / Новая папка).

Эффективность поиска информации в Интернете во многом зависит от умения формулировать грамотно поисковый запрос. Поэтому полезно будет прочитать статью «Как правильно искать информацию в Интернете».

После прочтения статьи ответьте на следующие вопросы:

a.  Как осуществить поиск информации по точной фразе? Приведите конкретный пример.

b.  Как осуществить выделение наиболее важных слов в поисковом запросе (укажите оператор-значок)? Приведите конкретный пример.

c.  Как осуществить исключение из результатов запроса страниц, содержащих нежелательные слова (укажите оператор-значок)? Приведите конкретный пример.

В заключение первого занятия организовывалась рефлексия. Например, в один документ на сетевом диске каждый из студентов записывал слова, характеризующие его состояние или отношение к выполненной работе. Слова можно было выделять цветом или использовать графику.

Второе занятие. На своем Google-диске в разделе «Мой диск» необходимо создать папку «Мой творческий проект». Откройте окно настроек прав доступа для папки «Мой творческий проект». Внимательно изучите возможные варианты предоставления доступа и ответьте на вопросы (ответы должны быть краткими):

a.  Как открыть доступ по ссылке к папке «Мой творческий проект» (вставьте скриншот, подтверждающий выполнение задания)?

b.  В каком случае можно обнаружить в документе, таблице или презентации незнакомые Вам имена пользователей или значки?

c.  Какие роли для доступа можно предоставить конкретному пользователю?

d. Как восстановить случайно удаленный с Google-диска файл?

e.  Сколько хранятся в корзине файлы, удаленные с Google-диска?

Настройте почтовый ящик (https://mail.google.com/mail/) таким образом, чтобы при написании нового письма автоматически добавлялась ваша подпись: ваши Ф. И. О. и шифр группы (вставьте скриншот диалогового окна с установленными настройками).

Подумайте, какие правила сетевого этикета необходимо соблюдать при написании электронного письма (приведите не менее 5 ВАЖНЫХ правил). Оформите их в своем проекте в произвольной форме.

Далее, используя личную почту Google (***@gmail.com), создайте и отправьте на свой корпоративный адрес (stud******@vyatsu.ru) письмо с темой «Проверка связи». При написании письма обязательно соблюдайте сетевой этикет. Проверьте факт получения письма на своей корпоративной почте (вставьте скриншот с изображением содержимого полученного письма)

В отчет по занятию занесите ответы на следующие вопросы (можно использовать Справку в верхнем правом углу). Ответы должны быть краткими:

-     Для чего нужно заполнять поле «Тема» в заголовке письма?

-     Опишите разницу между копией письма и скрытой копией письма.

-     Как запланировать отправку созданного письма в нужное время?

Следующий момент – фильтрация писем.

Изучите настройки фильтрации писем. Сделайте так, чтобы письма, приходящие от преподавателя, никогда не попадали в «Спам». Вставьте скриншот с настройками, подтверждающими выполнение задания.

В вашей папке «Мой творческий проект» на Google-диске создайте документ Google, содержащий свою краткую биографию, опыт педагогической работы и применения информационных технологий. Откройте доступ для редактирования к данному документу одному или нескольким вашим одногруппникам (вставьте скриншот, подтверждающий выполнение задания).

В заключение второго занятия также организовывалась рефлексия. Например, «Картина по кругу». Каждый из студентов в графическом редакторе добавлял деталь/фрагмент к общему изображению.

Третье занятие. На диске в папке «Мой творческий проект» создайте форму для опроса ваших одногруппников (на любую тему), состоящую из 10 вопросов. Используйте вопросы пяти разных типов (как минимум). Выберите понравившийся стиль оформления (добавьте в отчет ссылку на заполнение формы).

Далее отправьте ссылку для заполнения формы двум одногруппникам. Посмотрите результаты их ответов. Обязательно – с генерацией сводной таблицы и диаграммы. Добавьте в отчет скриншот таблицы и диаграммы с результатами формы (должно быть минимум три записи).

Используя справочный материал, создайте персональный сайт-визитку, состоящий из трех страниц: «Биография», «Достижения», «Педагогическая деятельность», «Полезные сервисы».

На третьем занятии студенты заполняли страницу «Биография» информацией о себе, добавляли фотографии.

В заключение третьего занятия также организовывалась рефлексия. Например, «Комплимент». Последний высказывался участниками устно. Но (при желании) мог быть отправлен на электронную почту. При этом необходимо было соблюдать правила сетевого этикета.

Четвертое занятие. На страницы «Достижения» и «Педагогическая деятельность» необходимо было внести информацию о своих грамотах, аттестатах, медалях, достижениях в области спорта, музыки и т. д. (можно с фотографиями).

Например, участники оформляли отчет о молодежном форуме, мероприятии в Инженериуме или об организации школьной олимпиады.

На этом же занятии проектировался шаблон страницы «Полезные сервисы». В дальнейшем этот шаблон заполняли следующие ссылки: разработанные интерактивные тренажеры (ProProfs); ленты времени (Timeline JS); ментальные карты (MindMap); презентации (Prezi).

Изучение и разработка сервисов по каждому приложению проходили в рамках отдельных занятий.

Пятое занятие – составление интерактивных тренажеров; шестое занятие – планирование ленты времени; седьмое занятие – оформление ментальной карты; восьмое занятие – изучение инструментов Prezi.

В конце каждого занятия обязательно отводилось время для рефлексии или саморефлексии.

Девятое занятие. Публикация сайта и добавление ссылки на него в отчет.

Самопредставление и защита отчета.

 

Описание опытно-экспериментальной работы

Основная цель эксперимента заключалась в проверке эффективности участия студентов педагогических специальностей в проектной деятельности для развития их творческого потенциала.

На подготовительной стадии ОЭР была выполнена диагностика личностных качеств и их проявлений, которые характеризуют уровень развития творческого потенциала.

«Очень высокий» уровень творческого потенциала характеризуется активной познавательной деятельностью; абсолютной самостоятельностью в выборе содержания для Google-site, проектирования интеллект-карты, освоения возможностей интерактивного тренажера; сдачей и защитой работы раньше контрольных сроков; наличием собственных оценочных суждений, критичностью к чужим высказываниям; глубокой рефлексией в проектной деятельности.

«Высокий» уровень творческого потенциала характеризуется сильной познавательной активностью; самостоятельностью в выборе содержания учебного материала для сервиса в Google-site, определении структуры интеллект-карты; применением того или иного вида интерактивного тренажера; организованностью при сдаче работы и подготовке проекта; креативностью при оформлении ленты времени и дизайна ресурса; умением работать с информационными источниками, способностью к их анализу и адаптации для нужд проекта; наличием и собственных оценочных суждений, и учетом чужой точки зрения; глубокой рефлексией себя в проектной деятельности.

Уровень «выше среднего» характеризуется тем, что обучающийся активен в познании, но есть большая зависимость от настроения; достаточно самостоятелен и организован, но креативность проявляет избирательно (при выполнении тех заданий, которые у него «особенно получаются»). Студент умеет работать не со всеми информационными источниками; выполняет их анализ и адаптацию для нужд проекта; в большинстве случаев имеет собственное оценочное суждение и критически аргументированные замечания; осуществляет рефлексию в проектной деятельности.

Уровень «чуть выше среднего» творческого потенциала характеризуется тем, что обучающийся в основном активен в познании, но есть и зависимость от настроения. Студент организован при определении плана, выборе цифровых инструментов. Может самостоятельно сочетать уже известные идеи в попытках создать что-то новое. Выполняет анализ и адаптацию информационных материалов для решения задач проекта; в некоторых случаях имеет собственное оценочное суждение и критически аргументированные замечания. Обучающийся не всегда осуществляет рефлексию в проектной деятельности.

«Средний уровень» характеризуется мотивированным и осмысленным усвоением знаний; выраженным интересом к творческой деятельности, а не только к результату. Студент стремится проявлять самостоятельность при выборе инструмента реализации (например, вид вопроса в Google-формах). Умеет работать не со всеми информационными источниками, выполняет их неполный анализ и адаптацию под содержание проекта. Обучающийся формулирует собственное оценочное суждение, но без аргументированных выводов; редко осуществляет рефлексию.

Уровень «чуть ниже среднего» творческого потенциала характеризуется слабой познавательной активностью; работой по предписанию наставника при выборе содержания учебного материала для электронного образовательного ресурса и его оформлении. Студент часто не организован при сдаче работы и подготовке проекта. Он готов работать только с отдельными информационными источниками материала (например, Википедией); не желает проверять факты и собирать точные данные для проекта; не умеет правильно оценивать ситуации и результаты проектной деятельности (своей и чужой).

Уровень «ниже среднего» характеризуется незначительной мотивацией и познавательной активностью, низким стремлением действовать самостоятельно. Интерес к творческой деятельности, ее результату выражен слабо. Студент не проявляет интереса работать с информационными источниками, использует неоптимизированные поисковые запросы. При обсуждении проектов выражает сугубо личное отношение и мнение, без конкретных аргументов.

«Низкий» уровень творческого потенциала определяется во всех остальных случаях.

Результаты диагностики представлены в таблице.

Таким образом, удалось собрать данные о 48 студентах, из которых были сформированы экспериментальная и контрольная группы. В каждой по 24 человека.

Результат творческой работы обучающихся экспериментальной группы выражался в персональном выборе цифрового инструмента, наполнении проекта информационным материалом и сервисами. Повышение уровня творческого потенциала личности происходило и через виды деятельности, предполагавшие:

-     самостоятельное планирование и анализ: отбор содержания для ресурса, обобщение и систематизацию материала в виде интеллект-карт, постановку образовательных целей на учебный период, планирование ленты времени, подведение итогов саморазвития и др.;

-     организацию совместной работы с применением облачных технологий в едином образовательном пространстве;

-     изменение характера взаимодействия между участниками образовательных отношений;

-     индивидуализацию в ходе учебно-познавательной деятельности;

-     учет образовательных потребностей будущих педагогов (индивидуальные образовательные маршруты) и практико-ориентированность проектируемого ресурса;

-     развитие творческих способностей (мышления, ориентированного на решение задач, воображения);

-     развитие качеств личности (организованность, самостоятельность, самоанализ и саморефлексия, познавательная активность, креативность, умение работать с информацией).

Участники в контрольной группе также изучали основные принципы работы с веб-браузерами и поисковыми системами; приемы работы с сервисами Google. Например, выполняли задание: изучить правила работы в сети Интернет, в том числе сетевой этикет, и оформить «памятку» для друга. В группе применялись официальные сетевые сервисы и ресурсы университета; интерактивные сервисы, потенциально полезные начинающему педагогу. Однако к специально организованной деятельности по разработке и наполнению электронного проекта участники контрольной группы не привлекались.

На фиксирующей стадии ОЭР также проводилось тестирование по материалам, разработанным В. И. Андреевым. Результаты теста до и после эксперимента приведены в таблице.

 

Результаты включения обучающихся в проектную деятельность
для развития их творческого потенциала

 

Уровень

Группы

Экспериментальная

(24 студента)

Контрольная

(24 студента)

До ОЭР

После ОЭР

До ОЭР

После ОЭР

Низкий

4,2% (1)

0% (0)

4,2% (1)

4,2% (1)

Ниже среднего

8,3% (2)

4,2% (1)

8,3% (2)

8,3% (2)

Чуть ниже среднего

8,3% (2)

4,2% (1)

25% (2)

21% (2)

Средний

25% (6)

4,2% (1)

20,8% (5)

20,8% (5)

Чуть выше среднего

16,7% (4)

16,7% (4)

16,7% (4)

25% (3)

Выше среднего

29,2% (7)

16,7% (4)

33,3% (8)

37,5% (9)

Высокий

4,2% (1)

37,5% (9)

4,2% (1)

4,2% (1)

Очень высокий

4,2% (1)

16,7% (4)

4,2% (1)

4,2% (1)

 

Таким образом, χ2набл.1< χ2крит (0.1576< 14.067), и χ2набл.2> χ2крит (14.5993> 14.067). Следовательно, сдвиг в сторону повышения уровня творческого потенциала для студентов экспериментальной группы, можно считать неслучайным.

 

Заключение / Conclusion

 

Итак, в ходе обсуждения было установлено, что творческая работа, поддерживающая полный цикл деятельности над проектом (от идеи до реализации в цифровой среде), может стать средством профессионального развития педагогов.

В этом контексте участники ОЭР также выявили следующие преимущества применения цифровых технологий для развития творческого потенциала личности:

-     расширение возможностей для представления учебного материала;

-     появление дополнительных ресурсов для вариации и трансформации содержания материала;

-     развитие коммуникативных навыков;

-     обогащение спектра учебных задач и применяемых инструментов;

-     использование разных форм работы (индивидуальной, групповой);

-     повышение мотивации, самоконтроля, способности к рефлексии.

Также были сформулированы трудности предлагаемых нововведений: как отслеживать и координировать ход творческой работы над проектом; каким образом разграничить текущий, промежуточный, итоговый контроль; какие цифровые сервисы выбрать в соответствии со спецификой подготовки и т. п.

Анализ всех достоинств и недостатков предложенной системы занятий для проектной деятельности по наполнению практико-ориентированного информационного ресурса позволил сформулировать следующие условия развития творческих качеств личности:

1. Определение содержания проекта, целей его создания и требования к оценке. Студенты должны понимать: структуру проекта; какие компоненты им необходимо включить в проект; каким образом и по каким критериям будет оцениваться их работа.

2. Четко планировать время и длительность работы. И преподаватель, и студент должны быть максимально сосредоточены на креативном созидании.

3. Выполнять качественный анализ структурных элементов (разделов) проекта и отбирать фрагменты для презентации. С позиции рефлексии такой отбор представляет интерес для развития критического мышления личности.

4. Проводить презентацию проекта. В ходе защиты результатов наставник курса оценивает все компоненты портфолио: фото- и видеозаписи, ментальные карты, интерактивные упражнения, презентацию, качество самоанализа и самооценки.

Таким образом, выявлены условия, при которых включение обучающихся в работу по созданию и наполнению информационного ресурса будет способствовать развитию качеств личности (организованность, самостоятельность, креативность и т. п.). Полученные выводы позволяют говорить о значительном дидактическом потенциале проектной деятельности для формирования творческого потенциала личности.

Материалы исследования соответствуют приоритетам ЮНЕСКО и системы российского образования в плане обеспечения непрерывности обучения, развития технологий для переосмысления будущего [30]. Полученные выводы о дидактическом потенциале проектной деятельности по наполнению практико-ориентированного информационного ресурса подтверждают и дополняют результаты работ М. П. Прохоровой, А. А. Семченко [31]. Значимым результатом исследования является описание базовых идей подхода, расширяющих представления П. Миддлдич, У. Моиндрот, С. Радкин о возможностях цифровых средств для развития творческого потенциала студентов педагогических специальностей [32].