Full text

Введение / Introduction

 

Цифровые технологии позволяют преподавателям и студентам быстро обмениваться информацией с коллегами в режиме реального времени. Цифровой контент создал среду, позволяющую пересмотреть подход к выполнению различного рода заданий. Использование цифровых устройств дает возможность координировать различные образовательные организации по научным, учебным и конкурсным мероприятиям. Такое взаимодействие повышает коммуникативные навыки, а участие в различных конкурсах развивает творческий потенциал. Цифровые технологии естественным образом влились в создание конкурсных и олимпиадных заданий.

Цель данной статьи – исследовать творческий потенциал в языковых конкурсах и олимпиадах с демонстрацией информационных технологий при разработке заданий. В данной статье мы анализируем существующие языковые конкурсы и олимпиады, учитывая тот факт, что все они проводятся онлайн с применением цифровых технологий в качестве платформ и программ: Big Blue Button, Moodle, Skype, Zoom и других. В результате научного исследования планируется доказать положительный потенциал таких творческих конкурсов и олимпиад. В научно-практической части статьи описывается метод разработки олимпиады по английскому языку и излагаются полученные результаты.

При разработке творческого языкового конкурса учитываются все перечисленные выше направления, тем самым повышается его популярность и создается атмосфера соперничества, увеличивается мотивация среди участников, а если оценивание конкурса проходит по командным или личным подсчетам, то здесь проявляется заинтересованность образовательной организации в конкурсе.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Современный мир предлагает разные цифровые платформы, имеющие технические характеристики для анализа данных и использования языка в образовательных, профессиональных и компьютерных системах. В. К. Барашян [1] в статье исследует важные характеристики процесса обучения иностранному языку в условиях цифровизации российских вузов. Автор О. Н. Бессарабова [2] рассматривает использование ИКТ в языковом образовании, выдвигая серьезные требования к профессиональной компетентности. А. В. Внуковская и К. З. Киржинов [3] утверждают, что не существует нейролингвистического программирования, с помощью которого человек может достичь любой цели и эффективного общения через любые ресурсы. Авторы Т. Е. Исаева, Ю. Ю. Котляренко, Л. А. Недоспасова, М. Н. Черкасова, М. П. Чуриков [4] утверждают, что факторы, препятствующие формированию и поддержанию мотивации обучающихся на должном уровне, приводят к определенной проблеме, которая должна решаться комплексно через внедрение в учебный процесс активных методов, коммуникативных тренингов и профессионально ориентированных заданий. Е. В. Федорович и О. А. Полякова [5] в статье «К вопросу о развитии языковой компетенции в условиях дистанционного обучения» предлагают решения языковых проблем с помощью различного плана методических мероприятий. Авторы О. А. Полякова и Е. В. Федорович [6] делятся своим опытом использования системы управления обучением Moodle при разработке курса английского языка. О. Б. Симонова [7] в своей диссертации актуализирует проблему оценки потенциала городской культуры, распространение которой составляет главное содержание процесса мировой урбанизации. В. И. Петрова, Т. П. Гаврилова [8] рассматривают важность формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов, если речь идет о студентах неязыкового профиля, а также предлагают модель образовательного пространства с применением цифровых технологий.

В статье А. П. Кононенко, М. А. Кравченко, Л. Н. Недоспасовой, Е. В. Федорович [9] рассказано об онлайн-платформах для образовательных целей, дан анализ положительного и отрицательного опыта их практического применения. Тесное переплетение информационных технологий, языка и специальности создает уникальную гибридную форму в образовании, которая затрагивает эти три абсолютно разные области, сочетая их в единой системе, придавая этой работе актуальность во всех смыслах. Например, K. Тейлор-Лич и A. Дж. Лиддикоут [10] предлагают различные методики преподавания иностранных языков в цифровом формате. С. Палвиа с соавт. [11] рассматривают решения проблем предоставления образовательных услуг и их качества в системе высшего образования дистанционном формате. Западные коллеги Abrami P. C. Абрами, Р.М. Бернард, E. M. Бурес и др. [12] исследуют вопрос о взаимодействии дистанционного образования и онлайн-обучения: использование фактических данных и теории для улучшения практики их применения для разных специальностей. В работе Д. Бенты, Г. Болога и Д. Дзитака [13] рассматриваются проблемы онлайн-обучения с учетом интересов обучающихся, их заинтересованности и мотивации. Авторы статьи о разработке онлайн-ресурсов для обучения, M. Аншари, Я. Алас, Сэй Гуан Лим [14], исследуют процессы, связанные с базой данных методического оснащения учебного процесса, которые являются необходимой частью контрольно-измерительных процессов в учебном заведении. П. С. Чен, А. Д. Ламберт, К. Р. Гидри [15] утверждают о необходимости вовлечения обучающихся в образовательный процесс посредством влияния сетевых технологий на соревновательные мероприятия, используя иностранные языки как выбор направления специальности.

Опираясь на опыт отечественных образовательных учреждений, можно проследить выраженный интерес к проведению языковых конкурсов в цифровом формате. Так, А. Н. Колесниченко [16] подчеркивает в своем исследовании важность социолингвистической компетенции как неотъемлемой составляющей мотивации к изучению иностранных языков. Для развития коммуникационных навыков на занятиях по английскому языку используются мультимедийные технологии [17]. Авторы О. Б. Симонова и Ю. Ю. Котляренко [18] полагают, что цифровизация процесса развития коммуникативной иноязычной компетенции не должна ограничиваться внедрением специализированных платформ и сервисов для изучения языка, а должна учитывать специальность обучающихся. Ю. Ю. Котляренко [19] отмечает, что мотивация изучения языка расширяет горизонты знания и стимулирует образовательный процесс. Применение онлайн-конкурсов, квестов и олимпиад по иностранному языку для мотивации студентов к изучению иностранного языка описано в статье А. П. Кононенко [20]. Некоторые конкурсы и олимпиады уже получили статус важных и необходимых для участия и удовлетворения каких-то своих личных достижений у студентов разных специальностей. Тематика и направленность конкурсов разнообразна: «Письменный перевод» в виртуальной обучающей среде; «Олимпиада (с международным участием) по английскому языку»; олимпиада с международным участием «Культур и стран связующая нить»; олимпиада по переводу общественного политического текста (МОПОПТ-2022); конкурс эссе на иностранном языке «Иностранный язык – дорога к профессиям будущего»; конкурс эссе на английском языке «Вопросы устойчивого развития глобального общества: язык, культура, образование»; конкурс эссе на иностранном языке «Моя родина – Россия» и другие. Все эти олимпиады и конкурсы проводятся онлайн, то есть основой для них становятся цифровые технологии, которые дают возможность привлекать неограниченное количество участников из разных вузов России и стран СНГ.

Применение цифровых технологий для творческих заданий и использование метода кейса подогревают интерес не только участников, но и руководства образовательной организации к проведению мероприятия и достижению желаемого результата. Регулирование таких конкурсных заданий возможно только в том случае, если в команде разработчиков присутствуют программисты или люди, обладающие особыми знаниями и навыками цифрового плана. Так, авторы А. П. Кононенко и Л. А. Недосека [21] представляют систему образовательного процесса с гибридным подходом к обучению, подчеркивая необходимость использования цифровых платформ в процессе преподавания, так как они стимулируют процесс обучения иностранным языкам. А. П. Кононенко и Л. А. Недосека [22] приходят к выводу, что введение элементов профессионально ориентированного обучения английскому языку способствует развитию общенаучных знаний студентов, тем самым помогает ознакомиться с изучаемой специальностью. И. В. Одарюк, М. П. Чуриков в статье [23] представляют дистанционное общение между студентами и преподавателем затруднительным в процессе самопрезентации. Этот недостаток усложнял процесс представления учебного материала, объективного оценивания полученных знаний, поэтому были предприняты меры стимулирования изучения иностранного языка с помощью страноведческих мини-конкурсов на занятиях. Изучающие языки проявляют интерес к межкультурной коммуникации и тем самым обладают необходимой мотивацией для участия в конкурсах и олимпиадах, утверждает И. В. Тоцкая [24]. О. В. Маруневич, Н. А. Малишевская [25] в своей работе подчеркивают необходимость владения иностранным языком для эффективного осуществления профессиональной деятельности выпускником вуза. Железнодорожная отрасль является сферой, где обмен опытом с иностранными коллегами происходит наиболее интенсивно, полагают О. В. Маруневич и А. С. Гампарцумов [26]. Исследование Д. Мацумото и Х. Хвана [27] построено на межкультурном взаимодействии обучающихся с использованием онлайн-платформ как эффективного способа обмена информацией. Межкультурная коммуникация и профессиональное взаимодействие при обсуждении проектных работ по образовательным грантам в зарубежных странах отражены в публикации Д. У. Нойлипа [28].

Все цифровые конкурсы должны соответствовать техническим нормам и сопровождаться методическими документами государственного образовательного учреждения, а также внутренними приказами и положениями [29]. Документация по проведению конкурса или олимпиады, регламентирующая вопросы оперативной разработки заданий, делится на несколько этапов:

– Первый этап – это обоснование проведения конкурса и планирование заданий. Трудоемкость и разработка заданий характеризуют направление подготовки участников.

– Второй этап – это выбор команды, состоящей из разработчиков, программистов-исполнителей. Выбор направления и образовательных учреждений.

– Третий этап – это результативность. Обобщение полученных результатов и предоставление необходимой документации участникам.

Творческой составляющей онлайн-олимпиады на базе РГУПС стала железнодорожная тематика, так как по такой узкой тематике не проводились конкурсы и олимпиады. Ожидаемые результаты от проведения онлайн-олимпиады в три этапа на базе РГУПС были положительными без явно выраженных недостатков, которые могли бы повлиять на результативность участников. Переход участников олимпиады от одного этапа к другому происходит по достижении минимальной границы в количестве баллов, запланированных разработчиками заранее [30]. Последний этап – это возможность проявить свои языковые и профессиональные навыки при выполнении кейс-задачи. По итогам двух последних этапов определяются победители и призеры.

Представленные в работах отечественных и зарубежных ученых теоретические тезисы подтолкнули авторов сделать следующие выводы:

  1. Применение цифровых технологий придает конкурсу или олимпиаде особый статус.
  2. Применение иностранного языка при решении профессиональных задач является необходимым в современном развивающемся обществе.

Творческий потенциал имеет свое отражение в мероприятиях, связанных с использованием иностранного языка.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

В данной работе выполнен анализ существующих языковых конкурсов и олимпиад, учтены применяемые методические и технические документы, регламентирующие вопросы проведения конкурсов с применением цифровых технологий, а также на основе осуществленного исследования разработана и проведена олимпиада по английскому языку с творческой составляющей на основе цифровых технологий Moodle и Big Blue Button. Проанализирован процесс проведения конкурса на соответствие положению конкурса, критериям оценивания и уникальных заданий по железнодорожной тематике для второго и третьего этапов. При планировании и обосновании конкурса сначала необходимо разработать задания, основываясь на конкретной цели – кто является участником или для какого направления это подходит. Разработанные положения утверждаются методическим советом образовательной организации или ученым советом. Не стоит забывать о критериях оценивания конкурса, так как на их основе будет проводиться анализ результативности полученных данных. Определение технической документации предлагает образовательное учреждение, так как разработчики выполняют все цели и задачи, поставленные перед ними. После того как утверждены положения, критерии и задания, необходимо создать информационное письмо о проведении такого конкурса, выбрать даты и образовательные учреждения для участия.

Наступает второй этап проведения конкурса. Все участники отобраны, всем отправлены логины и пароли для участия, получены первые результаты конкурса. С этого момента недоработки системы и самих заданий проявляются в системе программы:

1. Не все участники внимательно читают инструкции к участию в конкурсе. Появляются проблемы, как количественные, так и качественные.

2. Не все участники обладают требуемым уровнем языка – полученные результаты отражают существенные ошибки грамматического и лексического плана.

3. Для всех участников разработан один конкурс, то есть существует вероятность передачи заданий другим участникам с помощью фото- или видеофиксации. Для проведения конкурса нужно определить конкретный день и время, только так можно получить чистоту результатов. Но здесь появляются вопросы: может ли программа или цифровая платформа принять такое количество одновременно? Выбранное время прохождения конкурса должно учитывать часовые пояса страны? Должна ли информационная платформа отслеживать списывание или открытие дополнительных поисковых окон на экране?

4. Как проверить уникальность работы (например, эссе), если есть предположение, что участник воспользовался мнением какого-то другого автора?

Собирая и анализируя полученную информацию, приходится сталкиваться с недочетами, о которых не подозреваешь при планировании и разработке конкурса. Третий этап самый простой для выполнения по сравнению с двумя предыдущими. Могут возникнуть непредвиденные трудности, но уже после самого этапа, а именно: апелляция, рассылка дипломов по адресам организаций или на личные адреса. Без практического опыта участия в конкурсах и разработки заданий невозможно выстроить модель конкурса и воплотить ее, так как следует тщательным образом разработать задания, которые впоследствии будут обсуждаться участниками, от вашего творческого подхода зависит дальнейшая судьба конкурса, и планирование конкурса следует начать с представления тематики и количества этапов. Из проведенного научного исследования приведенных конкурсов следует выявление творческого компонента и временных рамок. Творческая сторона играет огромную роль: во-первых, формулировка задания должна иметь определенную актуальность и уникальность; во-вторых, разнообразные задания улучшат чистоту конкурса; в-третьих, специальность направления сузит круг участников (табл. 1).

Таблица 1

Творческая составляющая языкового конкурса

 

Конкурс

Творческая составляющая

1. Написание эссе по предложенной теме

Проявление интереса к проблеме

2. Олимпиада

Выполнение заданий разного уровня для применения знаний в этой области

3. Конкурсы страноведческие, языковые, комбинированные (язык и информационные технологии)

Решение поставленной задачи в формате онлайн

4. Конкурсы в формате выступления (доклады, защита презентации, решение задачи и др.)

Способность демонстрировать знания в предложенном формате

5. Конкурс кейс-задачи

Демонстрация знаний и умений в онлайн-формате

 

Согласно приведенной таблице разнообразие конкурсов не может существовать без творческой составляющей. Предложенные конкурсы демонстрируют творческий потенциал конкурса и самих участников. Конкурсы, основанные на кейс-задаче, являются инновационными, демонстрирующими навыки языковые и профессиональные, так как такие конкурсы проводятся по узким специальностям гуманитарного и технического плана.

В одних олимпиадах проверялся уровень владения языком в разнообразных заданиях, имеющих социальную значимость; в других все сводилось к пониманию построенного вопроса и выбору из предложенных вариантов, но все они четко сформулированы и разработаны таким образом, чтобы участник мог проявить свою творческую сторону так, как это у него получается. Творческая сторона языкового конкурса ярко выражена в разработке презентационного материала, так как все участники имеют необходимые навыки создания презентаций и обладают базовыми языковыми компетенциями.

 

Результаты исследования / Research results

 

Проведенное исследование конкурсов подтолкнуло авторов статьи разработать и провести онлайн-олимпиаду технической (железнодорожной) направленности на английском языке, а выбор железнодорожной тематики олимпиады стал творческим элементом. Проанализировав конкурсы и олимпиады с применением цифровых технологий, представленные в табл. 1, в которых принимали участие студенты РГУПС, приходим к следующим выводам:

– участие в онлайн-конкурсах, проходящих в один день, по форме лексико-грамматического теста, не требует определенных знаний;

– владение базовыми знаниями грамматических структур дает возможность участия в онлайн-конкурсах при переводе текстов общей тематики;

– выступление онлайн может быть заранее отработано и отрепетировано, поэтому постановка вопросов, относящихся к тематике выступления, очень существенна.

Создатели таких языковых конкурсов работают над улучшением заданий и дополняют содержание, консультируясь со специалистами в определенной области: технической или гуманитарной. Разработчики такого конкурса должны понимать, что только единицы смогу справиться с кейс-задачей, используя язык, то есть если задание подразумевает кейс-задачу по механике, то участник использует знания по механике, объясняет или выполняет ее с применением иностранного языка. Таких заданий еще никто не разрабатывал, поэтому такое олимпиадное решение применили в этом году разработчики РГУПС. Олимпиада имеет узконаправленную тематику железнодорожного характера:

1. Написание эссе по предложенной теме. Эссе выполняется в системе Moodle в онлайн-режиме за отведенное время.

2. Выполнение лексико-грамматического теста железнодорожной тематики, который состоит из разнообразных заданий.

3. Выступление онлайн, то есть участник заходит в систему, ему предлагают кейс-задачу, на подготовку отводится не более 3 минут, и 5 минут – для объяснения своего решения в системе Big Blue Button.

К участию в онлайн-олимпиаде на базе РГУПС приглашаются обучающихся I и II курсов технического направления подготовки и технических специальностей. Всероссийская олимпиада проводится по единой модели: участники выполняют одни и те же задания. Сложность заданий соответствует уровням B1-B2 (Intermediate/Upper Intermediate) по английскому языку. Написание эссе по теме «Место железнодорожного транспорта в цифровой экономике» объемом не более 300 слов на английском языке. Эссе предполагает выражение своего мнения с аргументацией и контраргументацией и оформляется в нейтральном стиле. За содержание представленных материалов ответственность несет автор. Работы, полученные после указанного срока, а также не соответствующие заявленным требованиям, не рассматриваются. С помощью цифровой платформы, запрограммированного времени и системы антиплагиат были выявлены работы низкого качества, работы из сети Интернет или переводные работы с одного языка на другой.

Второй этап олимпиады состоял из выполнения лексико-грамматического теста. В рамках теста предлагается пять видов заданий:выполнение лексико-грамматического теста;выполнение задания на знание грамматики английского языка;выполнение задания на словообразование;выполнение задания на соответствие;прослушивание аудиозаписей и выполнение заданий по содержанию услышанного. Все задания построены с учетом времени и железнодорожной тематики. Явным недостатком при выполнении теста стало незнание участниками железнодорожной тематики. Этот же недостаток проявился в третьем этапе решения кейс-задачи в виде прохождения устного собеседования. Разработчики пришли к выводу, что учебные программы подготовки специалистов железнодорожной направленности по иностранному языку в вузах отличаются не только количеством часов, но и наполняемостью этих учебных программ.

Чистота проведения олимпиады сопровождается устранением недостатков, представленных выше. Чтобы избежать недобросовестного выполнения заданий олимпиады, мы проанализировали возможные проблемы. Критерии оценивания были предложены для каждого этапа проведения олимпиады (табл. 2).

Таблица 2

Критерии оценивания каждого этапа

 

Этапы проведения олимпиады

Критерии оценивания

Первый

Проявление творческого и языкового потенциала в содержании эссе по заявленной теме: грамотный анализ проблемы; организация текста (введение, основная часть, заключение); грамматика и лексика (владение терминологией отрасли)

Второй

Автоматический подсчет баллов

Третий

На базе решения кейс-задачи оценивались: организация монологической речи (вступление, раскрытие содержательных аспектов, аргументация, свое отношение к проблеме); корректность использования грамматических форм и конструкций; владение терминологией отрасли

 

Согласно прописанным критериям оценивался каждый этап олимпиады, но во втором этапе уже были заложены баллы в соответствии с трудностью выполнения задания. Выраженная мотивация к проведению языкового конкурса демонстрирует идею языковой пригодности в выбранной сфере. Решая основные задачи и цели таких конкурсов, студенты пытаются через выполнение заданий показать свою причастность к стране, культуре, истории изучаемого языка. Абсолютно все языковые конкурсы и олимпиады, их название и направление содержат творческий потенциал. Все они имеют очень характерную творческую особенность именно для предложенного конкурса или олимпиады, то есть творческая составляющая остается основой языкового решения.

 

Заключение / Conclusion

 

Представленные этапы проведения языкового конкурса, цели и актуальность нашли свое отражение в статье. Внешние и внутренние факторы, влияющие на проведение языковых конкурсов и олимпиад, становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Авторы статьи определили главные критерии для достижения цели конкурса, описав их в трех этапах проведения, а также поделились недостатками, с которыми столкнулись при выполнении поставленной задачи самого конкурса. В статье представлено описание олимпиады всероссийского уровня на базе РГУПС с применением цифровых технологий; подобное мероприятие проводилось впервые. Проблемы, которые были представлены и проанализированы, помогут в дальнейшем избежать недочетов и предвидеть их решение. Основываясь на опыте, полученном при проведении и участии в языковых конкурсах и олимпиадах, авторы предложили свое видение творческой составляющей языковой олимпиады с использованием кейс-задачи. Такой взгляд представлен впервые, и его результат может быть применен во всех образовательных учреждениях для повышения интереса обучающихся.

Изучив новые тенденции использования цифровых технологий в разработке конкурсных языковых заданий с применением железнодорожной тематики, основываемся на единстве трех направлений, необходимых для достижения целей: демонстрации знаний железнодорожной тематики, знании языка и наличии профессиональных навыков. Следовательно, проверяются знание языка, профессиональное решение задачи и творческий потенциал участника. Объединение этих трех задач отражает языковые и профессиональные компетенции участника.