Введение / Introduction
Современный мир чрезвычайно сложен, полон трудноразрешимых противоречий и конфликтов, вызванных целым комплексом взаимосвязанных причин, в том числе противостоянием цивилизаций [1] и «множественностью реальностей» [2]. Согласно индексу терроризма в странах мира за 2022 год, Россия занимает 45-ю позицию среди 90 стран мира, пропустив вперед не только Афганистан, Сирию и Индию, но и Израиль, Турцию, США, Францию, Германию и Великобританию [3]. Однако не может не беспокоить тот факт, что в 2022 году количество экстремистских преступлений в Российской Федерации рекордно возросло за последние пять лет [4]. На этом фоне оптимистичным выглядит положение КНР, которая продемонстрировала нулевой индекс терроризма за 2022 год, добившись данного показателя не только благодаря эффективной и систематической борьбе с бедностью в результате поступательного развития экономики, но и с помощью организации системной воспитательной работы с подрастающим поколением [5]. В таких условиях перед профессиональным сообществом высшей школы РФ остро стоит задача обеспечения эффективной социализации молодежи через морально-нравственное и гражданское воспитание. Такое социальное явление, как распространение идеологии экстремизма, настолько сложное по своей сути, причинам возникновения, способам распространения, что обеспечить его профилактику в среде учащейся молодежи возможно только совместными усилиями специалистов разных областей знаний на междисциплинарной основе. В этом плане дисциплина «Иностранный язык» имеет большой потенциал и различные возможности, которые мы попытаемся раскрыть в рамках данной статьи. Цель статьи – описать опыт реализации модели гражданского воспитания студентов разных уровней высшего образования на междисциплинарной основе в рамках дисциплины «Иностранный язык» (на примере профилактики экстремизма) и проанализировать полученные результаты.
Обзор литературы / Literature review
Гражданское воспитание является областью оживленных исследований и практики [6], которому в последние годы уделяется приоритетное внимание как в России, так и за рубежом. Согласно О. Ю. Муллер, оно направлено на развитие понимания обучающимися своей «принадлежности к обществу, в котором он живет, к своей стране» [7]. По мнению С. В. Ивановой, гражданское воспитание включает в себя осознание своих прав и обязанностей, подразумевает формирование ценностного отношения к национальной идентичности [8], родному языку, культуре, религии, направлено на осознание связей между глобальными, национальными и местными проблемами. Реализация государственной политики страны по укреплению традиционных ценностей способствует «сохранению общероссийской гражданской идентичности», «поддержанию гражданского мира и согласия в стране», а также «повышению конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации» [9]. Лори Морган считает, что особую актуальность приобретает формирование гражданской грамотности обучающихся [10] посредством развития у них таких навыков, как способность анализировать и критически переосмысливать информацию, готовность к ответственности и принятию решений, умений вести переговоры и взаимодействовать с разнообразными людьми. В последние годы появляются инновационные формы и методы гражданско-патриотического воспитания, направленные на изучение традиций и ценностей своего народа, развитие чувства гражданской идентичности, формирование гражданской ответственности. По мнению Л. Н. Авдеевой, О. Ю. Колпачевой, Н. А. Сиволобовой, большую результативность и эффективность в этом направлении приобретает оптимальное сочетание традиционных и инновационных форм воспитательной работы [11].
Серьезной опасностью на пути становления здорового гражданского общества сегодня становится угроза распространения экстремистской идеологии, под влияние которой в первую очередь попадают представители молодого поколения. По мнению Д. М. Абдрахманова, К. В. Максимова, М. М. Нугуманова, Э. Н. Сафиной, радикализация взглядов молодежи вызвана рядом причин, среди которых можно выделить такие, как структурные социальные изменения, имущественное расслоение, отрицательная оценка текущей ситуации, фактов коррупции, социальной несправедливости, а также рост производства и распространения экстремистских материалов с целью вовлечения молодых людей в противоправную деятельность [12]. В связи с этим одной из комплексных задач образовательной политики государства является разработка мер, способствующих противодействию распространения идей экстремистской пропаганды и вовлечения молодежи в радикально настроенные сообщества.
Относительно новым направлением противодействия экстремистской идеологии является идея формирования антиэкстремистского сознания у обучающихся, которое, согласно Ю. А. Давыдовой, Е. В. Каргаполовой, Т. В. Платовой, представляет собой «закрепление представления об экстремизме как общественно опасном явлении», представляющем угрозу личности, обществу и государству [13]. В. М. Шинкарук, П. П. Фантров, Н. А. Соловьёва считают систему образования одним из основных институтов гражданского общества, которое может создать все условия для формирования антиэкстремистского сознания [14]. Этой же позиции придерживается А. Ч. Асильдаров, высказывая мнение, что именно образование представляет наиболее организованную структуру, охватывающую практически все сферы жизнедеятельности человека [15]. Однако, по мнению Саманты де Силва, образование может быть использовано как «для радикализации, так и для дерадикализации молодых людей» [16], поэтому крайне важной является включенность органов государственной власти в поддержку мер противодействия экстремизму и терроризму в рамках образовательных программ.
Российский педагог-исследователь О. Ю. Годунов уделяет большое внимание необходимости предотвращения опасности вовлечения молодежи в «деструктивные социальные группы» [17], мнение которого поддерживают Б. М. Камергоев и М. К. Курманова, считая, что преступная деятельность по распространению экстремистской идеологии и вербовке молодежи осуществляется преимущественно в цифровом пространстве [18], месте наибольшей социальной активности представителей молодого поколения. В связи с этим принципиально важным становится формирование у обучающихся критического мышления, воспитания чувств патриотизма, гражданской ответственности, духовно-нравственных ценностей. Необходимо отметить, что гражданско-патриотическое воспитание, нравственное воспитание, поликультурное воспитание взаимосвязаны и в равной степени важны для формирования личности молодого человека в контексте понимания и уважения родной культуры, достижений русской цивилизации, героического прошлого страны, осознания своих обязанностей перед обществом и с учетом важности для нашей страны межнационального и межэтническое взаимодействия, взаимопонимания, необходимости противодействовать национализму и расизму.
Анализ отечественных исследований позволяет определить приоритетные направления в образовании по предотвращению распространения экстремистской идеологии в обществе:
1) повышение роли нравственного воспитания молодежи (Р. А. Хачидогов) [19]:
- включение в рабочие программы дисциплин модулей, направленных на воспитание духовно-нравственных ценностей;
- проведение внеклассных и внеаудиторных мероприятий, направленных на формирование навыков сотрудничества и взаимопомощи в коллективе;
- привлечение обучающихся к участию в волонтерской деятельности;
2) повышение роли патриотического воспитания (А. И. Кирсанов) [20]:
- проведение мероприятий, направленных на формирование гражданской идентичности, чувств причастности к своей родине, гордости за историю России;
- привлечение обучающихся к деятельности, направленной на улучшение качества жизни в своем городе, регионе;
- включение в рабочие программы дисциплин материалов по реализации регионального компонента;
- организация конкурсов, связанных с историей, культурой и традициями родного края;
3) формирование культуры межнационального общения (М. Х. Шигалугова) [21]:
- организация мероприятий, нацеленных на формирование уважительного отношения ко всем нациям, этносам и религиям (Л. И. Галеева) [22];
- проведение занятий по основам культуры мирного поведения, обучению навыкам бесконфликтного общения, нахождению конструктивных, компромиссных решений проблем;
4) повышение роли поликультурного образования (А. В. Зорина, Н. Н. Выгодчикова) [23]:
- создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся, их креативности и культурного развития;
- включение в учебный план дисциплин, направленных на формирование навыков общения, основанных на принципах диалога культур, осознания ценностей чужих культур и их принятия;
- организация мероприятий по формированию толерантной позиции по отношению к культурному многообразию и развитию бережного отношения к культурному наследию разных народов (И. В. Васютенкова) [24].
Таким образом, принципиально важным направлением гражданского воспитания обучающихся является разработка теоретических и методологических основ по противодействию распространения экстремистской идеологии во всех ее проявлениях, которые могут стать фундаментом формирования антиэкстремистского сознания обучающихся и способствовать созданию комплекса эффективных мер, направленных на борьбу с данным явлением.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Следует отметить, что иноязычное образование имеет широкие возможности для формирования как профессиональных [25], так и универсальных [26] компетенций обучающихся. Иностранный язык может выступать инструментом познания и воздействия на окружающий мир [27]. Дисциплина «Иностранный язык» содержит в себе неисчерпаемый дидактический потенциал при обучении студентов нелингвистических специальностей. Будучи напредметной дисциплиной [28], иностранный язык может включать в свое содержание неограниченное количество тем для изучения и обсуждения, в том числе и по профилактике экстремизма, с целью формирования у обучающихся негативного отношения к этому явлению и становления их гражданской позиции. В вузовском образовании сегодня широко распространено обучение иностранному языку в профессиональных целях, отвечающее требованиям общества и потребностям самих обучающихся. В то же самое время в рабочие программы по иностранному языку включены универсальные модули, связанные с современной реальностью, например с необходимостью решения глобальных проблем, которые представлены в целях в области устойчивого развития, поставленных ООН в 2015 году [29]. Так, согласно повестке дня в области устойчивого развития [30], проблема отсутствия безопасности остается серьезной угрозой для современного мира.
С учетом вышесказанного специалистами кафедры иностранных языков гуманитарных направлений Петрозаводского государственного университета была апробирована экспериментальная модель гражданского воспитания студентов разных уровней высшего образования на междисциплинарной основе в рамках дисциплины «Иностранный язык» (на примере профилактики экстремизма), что описано ниже.
В эксперименте приняли участие 119 (N = 119) студентов гуманитарных институтов ПетрГУ, из них 23 бакалавра с первого по второй курс специальности 46.03.01 История международных отношений, 62 бакалавра I–II курсов направления подготовки 40.03.01 Юриспруденция, 20 магистрантов специальностей 46.04.01 Новейшая история России, 46.04.01 Единая Европа: от идеи античной империи до Европейского Союза, 43.04.02 Проектирование в индустрии туризма, 44.04.02 Психология карьерного консультирования, 14 аспирантов гуманитарных направлений подготовки (специальности: 5.1.3 Частно-правовые (цивилистические) науки, 5.1.4 Уголовно-правовые науки, 5.9.5 Русский язык. Языки народов России, 5.9.8 Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика, 5.6.1 Отечественная история). В качестве методов исследования применялись наблюдение, эксперимент, анкетирование открытого и закрытого типов. Ниже в табл. 1 представлена Модель организации гражданского воспитания студентов разных уровней высшего образования на примере комплекса мероприятий по профилактике экстремизма среди обучающихся вуза.
Описание блоков и расшифровка их содержания для каждого уровня образования
Бакалавры. Блок 1: установочный. Цель – предоставить историческую справку о развитии экстремизма и терроризма в России и за рубежом, проинформировать бакалавров об опасности данных явлений. В рамках данного блока студенты-бакалавры изучают проблему угрозы экстремизма и терроризма как одну из тем модуля рабочей программы «Навстречу глобальным вызовам». На данном этапе студенты получают информацию об истории возникновения этих явлений, о самых ранних проявлениях экстремизма в истории человечества, обсуждают причины совершения террористических актов, различие методов и способов совершения данных преступлений, конфликты, где одним из инструментов борьбы с противниками являлся терроризм. Студенты анализируют цели террористов, а также причины, толкающие людей на совершение подобных преступлений, такие как бедность, низкий уровень образованности, ненависть, неудовлетворенность жизнью и др. Глубокий анализ причин данных явлений позволяет понять необходимость принятия мер, обеспечивающих безопасность жителей планеты.
Таблица 1
Комплекс мероприятий на английском языке по профилактике экстремизма
в рамках реализации Модели гражданского воспитания студентов
разных уровней высшего образования ПетрГУ
Мероприятие |
Цель проведения |
Участники |
Аналитическая беседа «История развития терроризма, причины и последствия» |
Обсуждение и анализ политических, экономических, социальных, идеологических, этнонациональных и правовых факторов, способствующих распространению идеологии экстремизма и терроризма |
Бакалавры |
Круглый стол «Способы предотвращения преступлений экстремистского и террористического характера» |
Изучение УК РФ с целью анализа понятий «террорист», «террористический акт», «экстремизм» и других, а также предусмотренных законом наказаний за данные виды преступлений |
Бакалавры |
Образовательная дискуссия «Крупнейшие террористические атаки» |
Ознакомление обучающихся с последствиями крупнейших террористических атак в мире и обсуждение мер предотвращения подобных преступлений |
Бакалавры |
Образовательная викторина, посвященная противодействию терроризму |
Составление алгоритма действий и поведения человека, оказавшегося в экстремальной ситуации |
Бакалавры |
Конкурс аудирования англоязычных фильмов по релевантной тематике |
Критический анализ содержания англоязычных фильмов, посвященных проблемам финансирования и распространения международного терроризма, анализ положительного опыта |
Магистранты |
Брифинг на английском языке по проблемам экстремизма, причинам радикализации учащейся молодежи, мерам профилактики |
Критический анализ источников на английском языке из сети Интернет, выявление и постановка проблем, анализ их причин, обсуждение и поиск возможных решений |
Магистранты |
Конкурс эссе «Как можно победить явление экстремизма среди молодежи: мои предложения» |
Рефлексия и осознание сложности изучаемого явления, выработка собственной позиции и предложений по профилактике опасных социальных явлений |
Магистранты |
Круглый стол на английском языке по проблемам экстремизма среди молодежи РФ |
Критический анализ и отбор источников на английском языке из сети Интернет, посвященных данной теме, выявление и постановка проблем, их обсуждение и поиск возможных решений |
Аспиранты |
Индивидуальные информационные ролики по тематике «Профилактика экстремизма» |
Информирование студентов первой и второй ступеней обучения об экстремизме, истории и причинах его появления в мире и в РФ, мерах противодействия |
Аспиранты |
Круглый стол по обсуждению тематических роликов аспирантов после их просмотра |
Ознакомление с содержанием роликов, обсуждение заявленной в них тематики, осознание сложности и опасности явления, формирование собственной гражданской позиции |
Бакалавры, магистранты аспиранты |
Инструменты и педагогические технологии: цифровые ресурсы MovieMaker, Платформа Мудл, Гугл диск, цифровые ресурсы машинного перевода DeeplTranslate, ресурсы нейросетей для визуализации FusionBrain |
||
Этапы эксперимента: установочный, основной, завершающий |
||
Принципы и подходы к обучению: коммуникативный подход, личностно ориентированный, деятельностный, наставничество, социально-культурный, междисциплинарный, интегративный подходы |
Блок 2: основной. Цель – представить обучающимся информацию об ответственности за причастность к преступлениям экстремистского и террористического характера. В рамках данного блока студенты знакомятся с основными понятиями, определениями преступлений, связанными с экстремизмом и террористической деятельностью, обсуждают статьи и наказания за данный вид преступлений, предусмотренные законом в России и других странах. Обсуждают преступления, связанные со стрельбой в школах, организацией взрывов и других терактов в общественных местах, а также последствия этих преступлений. Студенты предлагают варианты возможного предотвращения данных видов преступления, а также обсуждают правила поведения в учебных заведениях, соцсетях, компаниях и т. д., которые помогут обратить внимание на неадекватное поведение людей. Кроме того, студенты изучают статистику преступлений подобного рода и получают информацию о крупнейших терактах современности, унесших тысячи жизней. После просмотра документальных видеоматериалов студентам предлагается написать краткое эссе-впечатление, в котором необходимо выразить те чувства, которые ты переживал во время просмотра. Материалы, обсуждения, дискуссии в данном блоке носят профилактический характер.
Блок 3: завершающий. Цель – обобщить полученные знания и разработать алгоритм действий в случае экстремальной ситуации, связанной с угрозой террористической атаки. Участие в викторине, ответы на предлагаемые в ней вопросы, проявление способности разрешить предложенные ситуации свидетельствуют о сформированной устойчивости обучающихся к любым проявлениям экстремистского поведения.
Магистранты. Блок 1: установочный. Цель – проинформировать магистрантов об опасности экстремизма, радикализации учащейся молодежи и важности формирования личной гражданской позиции. На данном этапе преподаватель информирует студентов о целях и задачах планируемых мероприятий в рамках дисциплины «Иностранный язык», обеспечивает обучающихся инструментами для выполнения индивидуальных и групповых заданий (они представлены на Образовательном портале кафедры ИЯГН на платформе Moodle, а также в пособиях преподавателей кафедры).
Блок 2: основной. Цель – обучить магистрантов навыкам критического отбора и анализа англоязычных интернет-материалов по релевантной тематике, сформировать у них собственную гражданскую позицию по острым социально значимым темам. В рамках дисциплины «Иностранный язык» проводятся четыре мероприятия по профилактике экстремизма среди магистрантов: брифинг по проблемам экстремизма, причинам радикализации учащейся молодежи, мерам профилактики; круглый стол по обсуждению тематических роликов аспирантов после их просмотра; конкурс аудирования англоязычных фильмов по релевантной тематике; конкурс эссе «Как можно победить явление экстремизма среди молодежи: мои предложения» (см. табл. 1).
Блок 3: завершающий, включает индивидуальную рефлексию магистрантов через анкетирование открытого типа.
Аспиранты. Блок 1: установочный. Цель – проинформировать аспирантов об актуальности данной тематики и важности гражданской позиции, а также о целях и задачах планируемых мероприятий в рамках дисциплины «Иностранный язык», обеспечить аспирантов инструментами для выполнения индивидуальных и групповых заданий.
Блок 2: основной. Цель – обучить аспирантов навыкам критического отбора и анализа англоязычных интернет-материалов по релевантной тематике, сформировать навыки и умения создавать качественный цифровой контент по острым социальным темам, разъясняющим студентам младших курсов опасность радикализации учащейся молодежи в современных условиях, сформировать у аспирантов компетенцию наставничества. В рамках дисциплины «Иностранный язык» проводятся два основных мероприятия по профилактике экстремизма. Первоначально аспиранты самостоятельно готовят дискуссионный круглый стол по проблемам экстремизма и терроризма в мире, самостоятельно анализируя большой массив интернет-источников, отбирая наиболее достоверные источники и факты, вырабатывая собственное видение явления и предложения по его преодолению. Следующим мероприятием является самостоятельное создание цифрового контента информационной направленности на английском языке для последующего просмотра и анализа бакалаврами и магистрантами. В роликах освещаются следующие темы: «Международные организации Европы по борьбе с молодежным экстремизмом», «Роль Интернета в распространении идей экстремизма и радикализации молодежи РФ», «Особенности распространения идеологии экстремизма в современных условиях», «Криминологическая характеристика экстремизма и терроризма», «Правовые основы противодействия: административная и уголовная ответственность за распространение экстремизма», «Профилактика радикализации: зарубежный и российский опыт»,
Блок 3: завершающий, включает индивидуальную рефлексию аспирантов через анкетирование открытого типа.
Результаты исследования / Research results
Для диагностирования динамики изменения информированности бакалавров о причинах возникновения экстремистских и террористических явлений, о способах их распространения им было предложено ответить на несколько вопросов авторской анкеты закрытого и открытого типов до и после эксперимента, наиболее релевантные данные представлены в табл. 2. Что касается магистрантов и аспирантов, они после завершения эксперимента должны были развернуто ответить на более сложные вопросы, отражающие их гражданскую позицию по данной проблеме: «Какие причины распространения идей экстремизма среди российской молодежи Вы считаете самыми важными?» и «Какие меры необходимо предпринять для профилактики радикализации российской молодежи?»
Таблица 2
Результаты экспериментального обучения бакалавров
по Модели гражданского воспитания (профилактика экстремизма)
в рамках дисциплины «Иностранный язык»
Динамика степени информированности бакалавров о стремительном распространении экстремистской идеологии во всем мире (%, до и после участия в эксперименте) |
|
|||||||
Высокая |
Средняя |
Низкая |
|
|||||
До |
После |
|
До |
После |
До |
После |
|
|
14,1 |
90,5 |
47 |
7,2 |
38,9 |
2,3 |
|
||
Динамика осведомленности бакалавров об основных причинах возникновения экстремизма среди молодежи (%, до и после участия в эксперименте) |
|
|||||||
Высокая |
Средняя |
Низкая |
|
|||||
До |
После |
|
До |
После |
До |
После |
|
|
9,4 |
91,7 |
36,4 |
5,9 |
54,1 |
2,3 |
|
||
Динамика осведомленности бакалавров о способах распространения информации об экстремистских организациях в РФ и способах вербовки (%, до и после участия в эксперименте) |
|
|||||||
Высокая |
Средняя |
Низкая |
|
|||||
До |
После |
|
До |
После |
До |
После |
|
|
25,88 |
90,5 |
36,4 |
7,2 |
37,6 |
2,3 |
|
||
Уровень информированности бакалавров о мерах административной и уголовной ответственности за экстремизм (до и после эксперимента, %) |
|
|||||||
Высокая |
Средняя |
Низкая |
|
|||||
До |
После |
До |
После |
До |
После |
|
||
14,1 |
95,2 |
40,0 |
3,5 |
45,88 |
1,7 |
|
||
Причины возникновения экстремизма среди молодежи, названные бакалаврами |
||||||||
До обучения |
После обучения |
|||||||
Религиозные убеждения 88,9% Недемократические политические режимы 57,1% Бедность 44,4% Безграмотность 27,8% Вооруженные конфликты 57,1% Недовольство сложившейся ситуацией в отдельно взятой стране 72,2% Этнонациональные факторы 38,9% |
Религиозные убеждения 54,5% Недемократические политические режимы 45,5% Бедность 54,5% Безграмотность 0% Вооруженные конфликты 72,7% Недовольство сложившейся ситуацией в отдельно взятой стране 78,6% Этнонациональные факторы 63,6% |
|||||||
Способы распространения информации об экстремистских организациях в РФ и способах вербовки, выделенные бакалаврами (вопрос открытого типа) |
||||||||
До обучения |
После обучения |
|||||||
С помощью Интернета Различные воздействия на граждан из группы риска Запугивание Обман Ищут людей с такими же взглядами Завлекают в секты Обещание хорошего заработка |
С помощью Интернета, соцсетей Вхождение в доверие «Промывание мозгов» Манипуляция людьми Посредством сетей Интернет и Даркнет Внушения правильности этих действий авторитетными людьми Шантаж |
|||||||
Какой, на Ваш взгляд, самый эффективный способ борьбы с глобальным терроризмом? (вопрос открытого типа) |
||||||||
До обучения |
После обучения |
|||||||
Проведение воспитательных мероприятий Усиление контроля за населением со стороны государства Ужесточение наказания за это преступление Повышение грамотности людей Создание оперативных групп и служб, специализирующихся на борьбе с терроризмом Усиление надзора в общественных местах Проведение реформ |
Совершенствование законодательства Сплочение всех государств для борьбы с терроризмом Повышение уровня международной безопасности Проведение воспитательных мероприятий Совершенствование социальной и молодежной политики Повышение бдительности самих граждан |
|||||||
Согласно данным табл. 2, в общем и целом обучающимся первой ступени высшей школы были известны определенные факты по данным вопросам, но в то же самое время бакалавры повысили уровень информированности о явлениях экстремизма и терроризма, а именно: увеличили степень осведомленности об их опасности, причинах их возникновения, возможных способах вербовки молодежи в преступные организации, а также предложили собственные варианты решения данной проблемы. До начала обучения в рамках данной модели 14,1% опрошенных считали, что они достаточно осведомлены о стремительном распространении экстремистской идеологии во всем мире, тогда как после окончания изучения данной темы 90,5% опрошенных понимают реальную опасность данного явления на глобальном уровне. До эксперимента основной причиной возникновения экстремизма и терроризма 88,9% опрошенных считали религиозные убеждения, тогда как после окончания обучения 54,5% студентов называют это в качестве основной причины. Кроме того, до обучения бакалавры считали, что причины данного явления – бедность (44,4%), вооруженные конфликты (57,1%), недовольство сложившейся ситуацией в отдельно взятой стране (72,2%), безграмотность (27,8%), недемократические политические режимы (57,1%), этнонациональные факторы 38,9%, тогда как после обучения были названы следующие причины: бедность (54,5%), вооруженные конфликты (72,7%), этнонациональные факторы (63,6%), недемократические политические режимы (45,5%), а безграмотность не названа в качестве причины вообще. В качестве возможных вариантов решения проблемы бакалавры предлагают следующее: проведение воспитательных мероприятий, совершенствование социальной и молодежной политики, усиление контроля за населением со стороны государства, повышение уровня международной безопасности, сплочение всех государств для борьбы с терроризмом, повышение бдительности самих граждан. Однако, что не может не беспокоить, большинство респондентов считают, что на данный момент не представляется возможным остановить распространение данного явления. Таким образом, основными результатами обучения бакалавров в рамках данной модели стали: повышение уровня информированности по данному вопросу, увеличение степени осведомленности о возможностях распространения экстремистской идеологии и способах вербовки молодежи в преступные организации, а также переосмысление мер предосторожности и анализ методов противодействия экстремизму и терроризму.
После завершения экспериментального обучения среди причин радикализации современной молодежи магистранты и аспиранты выделили следующие: 1) в активный трудоспособный возраст все больше вступают представители того поколения, кто родился и сформировался в трудные годы перестройки и после нее; 2) в этот период были пересмотрены нравственные и духовные ценности и установки, что не могло не сказаться на жизненных взглядах современных молодых людей; 3) в отличие от старших поколений, воспитанных в советское время, молодежь не имеет положительного опыта общения и взаимодействия с разными народами; 4) низкий уровень патриотизма среди подрастающего поколения, деформация традиционных ценностей; 5) незаконное использование сети Интернет для пропаганды экстремистской деятельности; глобальная цифровизация, Даркнет, анонимность преступников и в то же время быстрое распространение информации в криминальных кругах; 6) проявление так называемого «исламского фактора» (пропаганда религиозного экстремизма), религиозные противоречия среди конфессий; 7) вовлечение влиятельных людей с целью наживы в преступные схемы и заговоры; бесконечный поток денег на поддержку террористической деятельности от незаконных благотворительных организаций; 8) отсутствие четкой, скоординированной контртеррористической работы на межгосударственном уровне по всему мире.
Отвечая на вопрос, какие меры необходимо предпринять для профилактики данных явлений, обучающиеся второй и третьей ступеней высшей школы высказали следующие мнения: «Приоритетом в борьбе с экстремизмом должно стать устранение причин и условий, способствующих девиантному поведению: социальное неравенство среди молодежи, неравенство в образовании и карьере»; «должна быть выработана эффективная государственная молодежная политика, что является одним из важнейших инструментов формирования активной гражданской позиции у молодых, воспитания социальной инициативы, чувства гордости за свою страну»; «…я считаю, что для достижения наибольшего результата в борьбе с молодежным экстремизмом необходимо начинать формирование духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения с раннего возраста – школьных лет, а не через разовые выступления среди молодых людей, у которых уже сформировалось определенное мировоззрение в отношении многих жизненных позиций»; «…ликвидировать глобальную угрозу можно только путем систематической, порой рутинной работы, иногда подвергая свою жизнь риску и полагаясь на веру в лучший исход…»; «…гибель невинных людей, сломанная психика граждан – этого можно избежать, если бороться с терроризмом: усилить наркоконтроль, запретить свободную покупку оружия, ужесточить условия приобретения оружия и взрывчатки».
Заключение / Conclusion
Предложенная Модель гражданского воспитания на примере реализации комплекса мероприятий по профилактике предупреждения распространения экстремизма в рамках дисциплины «Иностранный язык» для студентов разных уровней высшего образования ПетрГУ доказала свою эффективность в ходе практической апробации. Она позволила сформировать у обучающихся основы антиэкстремистского сознания, повысить устойчивость к отдельным проявлениям экстремистской идеологии за счет формирования в рамках экспериментального обучения неприятия экстремистской деятельности, а также развить гражданскую грамотность.
Кроме того, в процессе экспериментального обучения специалистам КИЯГН удалось сформировать у студентов всех уровней обучения эмоциональное отношение к данной проблеме, что отразилось в следующих высказываниях: «…страшно жить в мире, где терроризм так распространен»; «…из-за террористических актов тысячи людей больше никогда не увидят своих близких, десятки тысяч людей не смогут продолжать жить прежней жизнью», «человеческая жизнь больше не является самой главной ценностью, и это очень печально...» и другие.
Тем не менее следует признать, что причины экстремизма недостаточно хорошо изучены, существует мало эмпирических данных, демонстрирующих эффективность предпринимаемых мер в образовательной сфере, поэтому продолжается поиск методов и форм воспитания, которые будут способствовать неприятию экстремистской идеологии. Только усилиями всего профессионального сообщества педагогов высшей школы на междисциплинарной основе возможно разработать и внедрить в практику новые модели, методики, технологии воспитания гражданской позиции выпускников вуза, способных справляться со все более серьезными вызовами современного мира. Авторами статьи была предпринята попытка решить задачу формирования антиэкстремистской личностной позиции обучающихся в процессе проведения профилактических мероприятий по предотвращению распространения экстремистской идеологии в молодежной среде средствами иностранных языков при обучении студентов гуманитарного профиля. Подобный опыт может быть рекомендован для распространения и при организации воспитательной работы среди студентов технических и естественно-научных специальностей.