Введение / Introduction
Тенденцией развития современного образования становится его цифровизация, которая охватила все сферы человеческой жизнедеятельности. В федеральном проекте «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» [1], федеральном проекте «Кадры для цифровой экономики» [2], Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг. [3] и других документах обозначены задачи перевода образовательной среды в цифровой формат для реализации доступности и эффективности образовательных услуг к 2024 г. [4], обеспечения экономики страны высококвалифицированными кадрами, обладающими ключевыми компетенциями для работы в условиях цифровизации. Это актуализирует принятие оперативных решений и внесение изменений в целевой, содержательный и технологический, управленческий компоненты образовательного процесса на всех ступенях обучения.
Данная тенденция нашла свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в котором указывается на необходимость «овладения обучающимися современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирования культуры пользования ИКТ…» [5]. В течение обучения каждый школьник и его родители/законные представители должны иметь доступ к электронной информационной образовательной среде (ЭИОС) школы, учебным планам, программам, расписанию, электронному журналу и другим документам, а также указывается на необходимость применения современных информационных образовательных ресурсов и технологий в процессе обучения, воспитания и мониторинга учебных достижений ребенка с учетом требований СанПин и норм безопасности.
При безусловной значимости и многофункциональности цифровизации непродуманный переход на цифровое образование, по мнению педагогов-практиков, нередко приводит к негативным последствиям, проявляющимся в снижении уровня и качества образовательных результатов обучающихся, перегруженности и ухудшении их физического и психологического здоровья, профессиональном выгорании педагогов, формальном подходе при проведении учебных занятий с использованием ИКТ, в отсутствии оптимальности баланса между количественными показателями внедрения цифровых ресурсов, инструментов в процесс обучения и его качественными результатами и др.
Очевиден тот факт, что процессы цифровизации системы образования в целом и образовательной системы отдельной школы в частности зачастую затрудняются отсутствием соответствующих материально-технических, кадровых и содержательно-технологических условий в образовательной системе, недостаточной разработанностью научных подходов к ее проектированию и функционированию.
Рассматривая школу как образовательную систему и в соответствии с нормативными требованиями и научными разработками, считаем необходимым определить возможности и пути преобразования данной системы в экосистему, частью которой является цифровая обучающая экосистема начальной школы.
На сегодняшний день экосистемный подход – явление достаточно актуальное, принятое многими исследователями и управленческими кадрами за методологический ориентир при проектировании образовательного процесса.
Солидарны с мнением Е. А. Шмелевой, которая отмечает, что проблема превращения образовательной среды в экообразовательную весьма сложна, в связи с чем важно прежде всего ее научное обоснование [6]. Отсутствие четкого понимания содержательного и структурного аспектов цифровой экосистемы, свойств данного понятия, выработанных на основе методологических подходов, интегрирующих эколого-биологическое, экономическое, сетецентрическое, психолого-педагогическое и другое научное знание, приводит к снижению эффективности процесса обучения младших школьников и цифровизации.
Цель нашего исследования заключена в выявлении на основе анализа научных источников сущности термина «цифровая обучающая экосистема начальной школы», раскрытии его характеристик и специфики функционирования.
Полученные результаты имеют теоретико-методологическое значение для развития экосистемного подхода в образовании, научных подходов к проектированию и созданию цифровой среды начальной школы.
Материалы статьи имеют практическую ценность с точки зрения совершенствования процессов планирования, организации и управления развитием цифровой обучающей системы начальной школы.
Обзор литературы / Literature review
Для нашего исследования большое значение представляет анализ источников по различным аспектам рассматриваемой темы.
С. Хекер, М. Хаклай и другие относят цифровизацию к инновациям в политике, обществе, образовании, определяя ее как динамичный и продуктивный интерфейс науки, служащий развитию гражданского общества [7]. Джеральд С. Кейн отмечает, что цифровая трансформация, о которой постоянно ведутся дискуссии, – неверное название, речь должна идти об адаптации общества и системы образования, в частности, к новым условиям цифровой экономики [8].
В работах П. Брентона отмечается значимость технологизации для развития всех институтов гражданского общества, совершенствования системы образования и улучшения повседневной жизни людей [9].
Цифровизация как культурная ценность рассмотрена Т. Ф. Кузнецовой [10], отмечающей, что данный феномен в обязательном порядке необходимо связывать с культурной спецификой страны и народа, сохраняя традиционные ценности. Е. В. Масланов [11] подчеркивает, что это тем более важно, что цифровые технологии оказывают искажающее воздействие на идентичность человека, приводя к появлению ее техноцифровой разновидности при нивелировании других.
А. А. Строков [12], характеризуя проблемы и перспективы цифровизации, также рассматривает указанный процесс с противоречивых позиций «за» и «против», выделяя, с одной стороны, преимущества (формирование актуальных компетенций, совершенствование взаимодействия между участниками процессов, усиление ответственности и самостоятельности обучающихся, развитие коммуникативных способностей и творческого потенциала и др.); а с другой – тенденции к росту прагматизма и индивидуализации, дегуманизацию человека на основе сугубо личных ценностей и др.
Значительное количество отечественных и зарубежных исследований посвящено изучению влияния «цифры» на систему образования. Так, в работах О. Н. Томюк, М. А. Дьячковой, Н. Б. Кирилловой, А. Ю. Дудчик [13] цифровизация образовательной среды представлена как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся, инструмент для формирования планируемых результатов в условиях усиления персонализации и индивидуализации обучения.
Т. В. Кормилицина [14] подчеркивает революционный характер перехода к цифровой дидактике и, так же как предыдущий автор, отмечает высокий уровень индивидуализации и образовательных результатов обучения в условиях новой философии образования. О. Маллахи, исследуя эффективность использования цифровых инструментов при обучении, также отмечает, что ИКТ позволяют повысить эффективность данного процесса [15]. Моджтаба и Мортеза Теймурташ выявили возможности экранированного онлайн-образования в эпоху Covid, подтвердив значимость цифровизации при обеспечении достойного качества образования в целях сохранения интеллектуального потенциала социума [16].
В контексте нашего исследования важным является обращение к позиции Лоуренса А. Кремина, который ввел в научный оборот термин «образовательная экология» и трактовал его как метод исследования взаимосвязей образовательных систем и социума [17].
По мнению М. Е. Вайндорф-Сысоевой, М. Л. Субочевой [18], образовательной экосистеме должны быть присущи свойства саморазвития и саморегулирования в соответствии с новейшими достижениями науки и практики, общественного развития. Н. Махновец, О. А. Попова наделяют данную систему свойствами целостности, многоуровневости, самоорганизации, открытости, саморегулирования [19]. В качестве ключевых характеристик образовательных экосистем выступают также многосторонность, сотворчество и целенаправленность [20]. Н. Ю. Фоминых [21] выделяет свойства образовательной экосистемы как саморегулируемой, самоуправляемой и саморазвивающейся среды.
Б. В. Олейников и С. А. Подлесный считают, что образовательная экосистема обеспечивает реализацию новых возможностей организации обучения с использованием цифровых образовательных ресурсов и инструментов, цифровых образовательных технологий [22].
И. В. Васютенкова, раскрывая сущность данного феномена, делает акцент на технологическом аспекте понятия, включая в него совокупность образовательных технологий и ресурсов, в том числе информационных, необходимых для развития всех субъектов образовательных отношений с учетом принципов персонификации, информатизации, доступности и мобильности [23].
Е. В. Шкарупета [24] изучены концептуальные положения экосистемного подхода к управлению развитием различных систем в условиях цифровой трансформации. Однако следует отметить недостаточную разработанность вопросов функционирования цифровой обучающей экосистемы начальной школы.
Опора на вышеназванные позиции является значимой для нашего исследования с нескольких точек зрения: считаем, во-первых, необходимым интегрировать технологичность и аксиологический характер цифрового образования; во-вторых, адаптировать современные разработки к имеющимся реалиям российской действительности; в-третьих, рассматривать цифровизацию образования с позиций эффективности, экологичности и безопасности.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Методологией исследования в статье являются: системный, сетецентрический, экологический, средовой подходы в образовании. Основополагающим выступает системный подход, определяющий образовательную экосистему как целостную, иерархически структурированную совокупность взаимосвязанных элементов образовательной среды, имеющих цель, ресурсы, взаимодействующие объекты, связь с внешней средой, обратную связь [25].
Средовой подход [26] придает рассматриваемому понятию вектор создания и использования возможностей образовательной среды, в том числе цифровой, в целях обеспечения благоприятных условий для полноценного развития личности.
С точки зрения сетецентрического подхода образовательную экосистему школы можно рассматривать как некую сетевую структуру, которая позволяет использовать большие объемы информации с целью организации эффективного взаимодействия различных субъектов образовательного процесса [27, 28].
Вслед за биолого-экологическим пониманием экосистемы как совокупности «сообществ живых организмов, среды их обитания, системы связей, обмена энергией, веществами» и т. д. [29] экологический подход определяет образовательную экосистему как единство таких условий для развития личности, где в гармонии функционируют человек, его социальное и физическое окружение, предполагающих создание образовательного пространства, использование природной и социальной среды школы. Образовательная экосистема представлена также как взаимодействие всех субъектов образовательного процесса с использованием современных технологий, нацеленных на развитие личности каждого субъекта [30]. Важно отметить, что существенное значение здесь приобретает природосообразный характер выстраиваемой модели, учет психолого-возрастных возможностей ребенка, реализация принципа «Не навреди!».
Источниками исследования стали работы современных исследователей по вопросам цифровизации и реализации экологического подхода в образовании, проектирования цифровой среды. На основе межпредметного подхода использовались методы: анализ литературы, индукция и дедукция, сравнение, анализ и синтез.
Результаты исследования / Research results
Анализ сущности дефиниции «образовательная экосистема» приводит к выводу, что цифровая обучающая экосистема является частью образовательной экосистемы начальной школы. Разработка ее содержания и структуры осуществляется в русле Концепции цифровой трансформации и реализуется путем создания и внедрения цифровых инструментов и технологий обучения и управления образованием, в результате чего обеспечивается достижение нормативно закрепленных планируемых результатов начального общего образования и целевых показателей цифровой трансформации социальной сферы.
Цифровая обучающая экосистема начальной школы (ЦОЭС) – это целостная иерархически структурированная обучающая система как совокупность предметной цифровой среды (техническое, программное обеспечение в виде цифровых инструментов, ресурсов, платформ), а также организационно-технологического, дидактического и методического, кадрового сопровождения, системы управления взаимодействием субъектов образовательного процесса в цифровой среде.
На основании анализа источников по теме статьи, результатов изучения практического опыта в данной области выделим следующие характеристики цифровой обучающей экосистемы начальной школы, определяющие ее специфику.
Целенаправленность. ЦОЭС как часть образовательной экосистемы начальной школы в целом обеспечивает реализацию задач начального общего образования по достижению обучающимися планируемых результатов, ИКТ-компетентности в соответствии с требованиями ФГОС НОО, высокого качества образования.
Согласно системному, сетецентрическому, средовому и экологическому подходам при создании цифровой обучающей экосистемы в начальной школе сформулируем ее задачи:
1) объединение в единую информационно-обучающую сеть младших школьников, их родителей/законных представителей, педагогов, администрации школы с целью систематического обмена информацией для достижения общих целей начального образования, вовлечение родителей/законных представителей в образовательный процесс;
2) формирование единой образовательной среды начальной школы в целях обеспечения доступности образования для всех категорий младших школьников, в том числе с ОВЗ, находящихся на домашнем обучении, а также для географически разрозненных образовательных объектов;
3) создание комфортной, персональной, экологической образовательной ниши для каждого обучающегося;
4) интеграция систем управления взаимодействием субъектов образовательного процесса и компьютерного моделирования; налаживание сетевого взаимодействия в системах «школа – вуз», «школа – музей», «школа – театр», «школа – библиотека» и других; получение оперативной информации об удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг.
Многокомпонентность. ЦОЭС начальной школы состоит не только из цифровой образовательной среды, которая объединяет в себе все средства аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, оказывающие необходимую поддержку при передаче информации и организующие учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся могли получать качественные образовательные услуги и самостоятельно осваивать профессиональные знания и умения [31]. В ЦОЭС должны быть включены организационно-технологическое, дидактическое и методическое, кадровое сопровождение, управление системой взаимодействия субъектов образовательного процесса в цифровой среде.
Полисубъектность, предполагающая включение участников образовательных отношений в процесс обучения младших школьников за счет открытости информационной среды школы, привлечения родителей к выполнению заданий в дистанционном формате на различных цифровых платформах, организации взаимодействия с представителями вузов, работниками сферы культуры и образования.
Открытость и доступность. ЦОЭС начальной школы предоставляет возможность получения обучающимися, родителями (законными представителями) в любое удобное время оперативной информации об учебных достижениях, проводимых предметных олимпиадах и конкурсах, рейтинге обучающихся. Важным становится использование таких доступных цифровых сервисов и платформ, на которых смогут работать все обучающиеся, используя технические возможности домашнего компьютера и мобильного Интернета.
Вариативность и гибридность форматов обучения в ЦОЭС: гармоничное использование очного и дистанционного взаимодействия ребенка и учителя, ребенка и цифрового контента, обеспечивающего комфортность, смену видов деятельности и форматов общения, поддержание необходимого уровня мотивации и интереса к учебным занятиям, проводимым в виде онлайн-мастер-классов и консультаций, с использованием тренажеров и онлайн-игр, интернет-тестирования и др.
Безопасность для всех субъектов образовательного процесса, предполагающая обеспечение зашиты персональных данных и конфиденциальности информации, учет требований СанПин при внедрении цифровых образовательных ресурсов и цифровых образовательных технологий, использование безопасных цифровых сервисов и платформ, ресурсов в обучении младших школьников; соблюдение временного регламента при цифровом обучении и дистанционной работе обучающихся. Должен быть создан актуальный возрастосообразный цифровой контент, что требует от педагога тщательного ознакомления и проработки его содержания и возможностей.
Экологичность системы обеспечивается: экономией ресурсов, универсальностью, многоразовостью и постоянной обновляемостью компонентов цифровой экосистемы с учетом современных реалий и конкретной ситуации; экологичностью взаимоотношений обучающихся, педагогов, родителей, предполагающих уважительное отношение, соблюдение личных границ партнеров и позитивное влияние ЦОЭС на их личностное развитие и самочувствие.
Оптимальность ЦОЭС: включаемые в обучающую систему компоненты должны обеспечивать получение высоких результатов обучения при невысокой затратности физических, временных и психологических ресурсов обучающихся, учителя и родителей, при условии сохранения их здоровья и позитивного эмоционального состояния.
Адаптивность, гибкость и персонифицированность: созданная ЦОЭС должна работать с учетом имеющихся технических возможностей, потребностей и уровня подготовленности обучающихся и учителя, содействовать реализации индивидуальной образовательной траектории, легко и быстро модифицироваться с учетом изменившихся условий.
Для эффективного функционирования ЦОЭС начальной школы необходима грамотно выстроенная система управления развитием данной системы, включающая следующие блоки.
- Обеспечение всех классов начальной школы современным оборудованием, необходимым для работы с использованием цифровых образовательных технологий и ресурсов, и наличие автоматизированного рабочего места педагога; выбор такого информационного и программно-аппаратного обеспечения, которое обеспечит возможность работы всех обучающихся в цифровой среде школы и с использованием домашнего Интернета и компьютера.
- Совершенствование методического и информационного обеспечения цифровой экосистемы начальной школы: приведение реализуемых в начальной школе программ и учебных дисциплин в соответствие с требованиями цифровизации образования; формирование инструментально-методического цифрового интерфейса учителя, включающего безопасные контенты и веб-порталы; обновление технологий организации самостоятельной домашней и классной работы с использованием ИКТ, в том числе дистанционного обучения.
- Модернизация и актуализация практической подготовки педагогов и специалистов, привлеченных к работе в цифровой среде: организация практико- и проектно-ориентированного онлайн-обучения в цифровых специализированных средах; обучение в рамках элективных курсов с привлечением наставников – вузовских преподавателей и профильных специалистов; обучение работе с электронными библиотечными системами и способам их использования в обучении младших школьников; проведение семинаров, тренингов, мастер-классов, нацеленных на овладение навыками создания современного персонального сайта учителя, работы с электронными учебниками, цифровыми досками, облачными технологиями, создания и проведения веб-квестов, интерактивных упражнений и заданий, онлайн-игр и тренажеров, виртуальной книжной полки, онлайн-экскурсии и прочего, технологией организации дистанционного обучения младших школьников с учетом требований экологичности и безопасности.
- Повышение уровня цифровой грамотности родителей/законных представителей: обучающее знакомство с официальным сайтом образовательной организации, его структурой, информационными возможностями, с расписанием, электронным дневником и журналом, проведение мастер-классов по работе в цифровой среде совместно с ребенком, обучение навыкам использования рекомендованных цифровых платформ и сервисов, электронных библиотечных систем, которыми безопасно смогут пользоваться обучающиеся. Форматы работы должны быть гибридные (очно, онлайн, офлайн), в зависимости от возможностей родителей, что необходимо для более широкого охвата участников.
- Комплексная система управления взаимодействием субъектов образовательного процесса в цифровой обучающей экосистеме: создание новых форм сотрудничества с государственными учреждениями, объединениями, некоммерческими организациями и профессиональными сообществами, родителями/законными представителями младших школьников, проведение общественно-профессиональной экспертизы образовательных программ, качества и эффективности цифровых образовательных технологий, применяемых в обучении младших школьников.
Заключение / Conclusion
Таким образом, цифровая обучающая экосистема начальной школы – это необходимый и значимый на сегодняшний день компонент образовательной экосистемы школы, включающий в себя как программное обеспечение, так и организационно-технологическое, дидактическое и методическое, кадровое сопровождение, систему управления взаимодействием субъектов образовательного процесса в цифровой среде.
Цифровая обучающая экосистема начальной школы, на наш взгляд, должна обладать свойствами целенаправленности, многокомпонентности, полисубъектности, открытости и доступности, вариативности и гибридности форматов, безопасности, экологичности и оптимальности, адаптивности, гибкости и персонифицированности.
Для эффективного функционирования ЦОЭС начальной школы необходимо грамотно выстроенное управление развитием данной системы, предполагающее разработку модели экологичной и безопасной цифровой обучающей среды, ее материально-техническое оснащение, совершенствование методического и информационного обеспечения цифровой экосистемы начальной школы, актуализация подготовки учителей и специалистов, повышение уровня цифровой грамотности родителей/законных представителей, комплексную систему управления взаимодействием субъектов образовательного процесса в цифровой экосистеме.
Материалы статьи могут быть полезны для учителей начальных классов, IT‑специалистов и представителей администрации образовательных организаций для более эффективного решения задач цифровизации образования, создания благоприятных условий для личностного развития обучающихся и повышения качества начального образования.