Full text

Введение / Introduction

 

Тенденцией развития современного образования становится его цифровизация, которая охватила все сферы человеческой жизнедеятельности. В федеральном проекте «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» [1], федеральном проекте «Кадры для цифровой экономики» [2], Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг. [3] и других документах обозначены задачи перевода образовательной среды в цифровой формат для реализации доступности и эффективности образовательных услуг к 2024 г. [4], обеспечения экономики страны высококвалифицированными кадрами, обладающими ключевыми компетенциями для работы в условиях цифровизации. Это актуализирует принятие оперативных решений и внесение изменений в целевой, содержательный и технологический, управленческий компоненты образовательного процесса на всех ступенях обучения.

Данная тенденция нашла свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в котором указывается на необходимость «овладения обучающимися современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирования культуры пользования ИКТ…» [5]. В течение обучения каждый школьник и его родители/законные представители должны иметь доступ к электронной информационной образовательной среде (ЭИОС) школы, учебным планам, программам, расписанию, электронному журналу и другим документам, а также указывается на необходимость применения современных информационных образовательных ресурсов и технологий в процессе обучения, воспитания и мониторинга учебных достижений ребенка с учетом требований СанПин и норм безопасности.

При безусловной значимости и многофункциональности цифровизации непродуманный переход на цифровое образование, по мнению педагогов-практиков, нередко приводит к негативным последствиям, проявляющимся в снижении уровня и качества образовательных результатов обучающихся, перегруженности и ухудшении их физического и психологического здоровья, профессиональном выгорании педагогов, формальном подходе при проведении учебных занятий с использованием ИКТ, в отсутствии оптимальности баланса между количественными показателями внедрения цифровых ресурсов, инструментов в процесс обучения и его качественными результатами и др.

Очевиден тот факт, что процессы цифровизации системы образования в целом и образовательной системы отдельной школы в частности зачастую затрудняются отсутствием соответствующих материально-технических, кадровых и содержательно-технологических условий в образовательной системе, недостаточной разработанностью научных подходов к ее проектированию и функционированию.

Рассматривая школу как образовательную систему и в соответствии с нормативными требованиями и научными разработками, считаем необходимым определить возможности и пути преобразования данной системы в экосистему, частью которой является цифровая обучающая экосистема начальной школы.

На сегодняшний день экосистемный подход – явление достаточно актуальное, принятое многими исследователями и управленческими кадрами за методологический ориентир при проектировании образовательного процесса.

Солидарны с мнением Е. А. Шмелевой, которая отмечает, что проблема превращения образовательной среды в экообразовательную весьма сложна, в связи с чем важно прежде всего ее научное обоснование [6]. Отсутствие четкого понимания содержательного и структурного аспектов цифровой экосистемы, свойств данного понятия, выработанных на основе методологических подходов, интегрирующих эколого-биологическое, экономическое, сетецентрическое, психолого-педагогическое и другое научное знание, приводит к снижению эффективности процесса обучения младших школьников и цифровизации.

Цель нашего исследования заключена в выявлении на основе анализа научных источников сущности термина «цифровая обучающая экосистема начальной школы», раскрытии его характеристик и специфики функционирования.

Полученные результаты имеют теоретико-методологическое значение для развития экосистемного подхода в образовании, научных подходов к проектированию и созданию цифровой среды начальной школы.

Материалы статьи имеют практическую ценность с точки зрения совершенствования процессов планирования, организации и управления развитием цифровой обучающей системы начальной школы.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Для нашего исследования большое значение представляет анализ источников по различным аспектам рассматриваемой темы.

С. Хекер, М. Хаклай и другие относят цифровизацию к инновациям в политике, обществе, образовании, определяя ее как динамичный и продуктивный интерфейс науки, служащий развитию гражданского общества [7]. Джеральд С. Кейн отмечает, что цифровая трансформация, о которой постоянно ведутся дискуссии, – неверное название, речь должна идти об адаптации общества и системы образования, в частности, к новым условиям цифровой экономики [8].

В работах П. Брентона отмечается значимость технологизации для развития всех институтов гражданского общества, совершенствования системы образования и улучшения повседневной жизни людей [9].

Цифровизация как культурная ценность рассмотрена Т. Ф. Кузнецовой [10], отмечающей, что данный феномен в обязательном порядке необходимо связывать с культурной спецификой страны и народа, сохраняя традиционные ценности. Е. В. Масланов [11] подчеркивает, что это тем более важно, что цифровые технологии оказывают искажающее воздействие на идентичность человека, приводя к появлению ее техноцифровой разновидности при нивелировании других.

А. А. Строков [12], характеризуя проблемы и перспективы цифровизации, также рассматривает указанный процесс с противоречивых позиций «за» и «против», выделяя, с одной стороны, преимущества (формирование актуальных компетенций, совершенствование взаимодействия между участниками процессов, усиление ответственности и самостоятельности обучающихся, развитие коммуникативных способностей и творческого потенциала и др.); а с другой – тенденции к росту прагматизма и индивидуализации, дегуманизацию человека на основе сугубо личных ценностей и др.

Значительное количество отечественных и зарубежных исследований посвящено изучению влияния «цифры» на систему образования. Так, в работах О. Н. Томюк, М. А. Дьячковой, Н. Б. Кирилловой, А. Ю. Дудчик [13] цифровизация образовательной среды представлена как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся, инструмент для формирования планируемых результатов в условиях усиления персонализации и индивидуализации обучения. 

Т. В. Кормилицина [14] подчеркивает революционный характер перехода к цифровой дидактике и, так же как предыдущий автор, отмечает высокий уровень индивидуализации и образовательных результатов обучения в условиях новой философии образования. О. Маллахи, исследуя эффективность использования цифровых инструментов при обучении, также отмечает, что ИКТ позволяют повысить эффективность данного процесса [15]. Моджтаба и Мортеза Теймурташ выявили возможности экранированного онлайн-образования в эпоху Covid, подтвердив значимость цифровизации при обеспечении достойного качества образования в целях сохранения интеллектуального потенциала социума [16].

В контексте нашего исследования важным является обращение к позиции Лоуренса А. Кремина, который ввел в научный оборот термин «образовательная экология» и трактовал его как метод исследования взаимосвязей образовательных систем и социума [17].

По мнению М. Е. Вайндорф-Сысоевой, М. Л. Субочевой [18], образовательной экосистеме должны быть присущи свойства саморазвития и саморегулирования в соответствии с новейшими достижениями науки и практики, общественного развития. Н. Махновец, О. А. Попова наделяют данную систему свойствами целостности, многоуровневости, самоорганизации, открытости, саморегулирования [19]. В качестве ключевых характеристик образовательных экосистем выступают также многосторонность, сотворчество и целенаправленность [20]. Н. Ю. Фоминых [21] выделяет свойства образовательной экосистемы как саморегулируемой, самоуправляемой и саморазвивающейся среды.

Б. В. Олейников и С. А. Подлесный считают, что образовательная экосистема обеспечивает реализацию новых возможностей организации обучения с использованием цифровых образовательных ресурсов и инструментов, цифровых образовательных технологий [22].

И. В. Васютенкова, раскрывая сущность данного феномена, делает акцент на технологическом аспекте понятия, включая в него совокупность образовательных технологий и ресурсов, в том числе информационных, необходимых для развития всех субъектов образовательных отношений с учетом принципов персонификации, информатизации, доступности и мобильности [23].

Е. В. Шкарупета [24] изучены концептуальные положения экосистемного подхода к управлению развитием различных систем в условиях цифровой трансформации. Однако следует отметить недостаточную разработанность вопросов функционирования цифровой обучающей экосистемы начальной школы.

Опора на вышеназванные позиции является значимой для нашего исследования с нескольких точек зрения: считаем, во-первых, необходимым интегрировать технологичность и аксиологический характер цифрового образования; во-вторых, адаптировать современные разработки к имеющимся реалиям российской действительности; в-третьих, рассматривать цифровизацию образования с позиций эффективности, экологичности и безопасности.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Методологией исследования в статье являются: системный, сетецентрический, экологический, средовой подходы в образовании. Основополагающим выступает системный подход, определяющий образовательную экосистему как целостную, иерархически структурированную совокупность взаимосвязанных элементов образовательной среды, имеющих цель, ресурсы, взаимодействующие объекты, связь с внешней средой, обратную связь [25].

Средовой подход [26] придает рассматриваемому понятию вектор создания и использования возможностей образовательной среды, в том числе цифровой, в целях обеспечения благоприятных условий для полноценного развития личности.

С точки зрения сетецентрического подхода образовательную экосистему школы можно рассматривать как некую сетевую структуру, которая позволяет использовать большие объемы информации с целью организации эффективного взаимодействия различных субъектов образовательного процесса [27, 28].

Вслед за биолого-экологическим пониманием экосистемы как совокупности «сообществ живых организмов, среды их обитания, системы связей, обмена энергией, веществами» и т. д. [29] экологический подход определяет образовательную экосистему как единство таких условий для развития личности, где в гармонии функционируют человек, его социальное и физическое окружение, предполагающих создание образовательного пространства, использование природной и социальной среды школы. Образовательная экосистема представлена также как взаимодействие всех субъектов образовательного процесса с использованием современных технологий, нацеленных на развитие личности каждого субъекта [30]. Важно отметить, что существенное значение здесь приобретает природосообразный характер выстраиваемой модели, учет психолого-возрастных возможностей ребенка, реализация принципа «Не навреди!».

Источниками исследования стали работы современных исследователей по вопросам цифровизации и реализации экологического подхода в образовании, проектирования цифровой среды. На основе межпредметного подхода использовались методы: анализ литературы, индукция и дедукция, сравнение, анализ и синтез.

 

Результаты исследования / Research results

 

Анализ сущности дефиниции «образовательная экосистема» приводит к выводу, что цифровая обучающая экосистема является частью образовательной экосистемы начальной школы. Разработка ее содержания и структуры осуществляется в русле Концепции цифровой трансформации и реализуется путем создания и внедрения цифровых инструментов и технологий обучения и управления образованием, в результате чего обеспечивается достижение нормативно закрепленных планируемых результатов начального общего образования и целевых показателей цифровой трансформации социальной сферы.

Цифровая обучающая экосистема начальной школы (ЦОЭС) – это целостная иерархически структурированная обучающая система как совокупность предметной цифровой среды (техническое, программное обеспечение в виде цифровых инструментов, ресурсов, платформ), а также организационно-технологического, дидактического и методического, кадрового сопровождения, системы управления взаимодействием субъектов образовательного процесса в цифровой среде.

На основании анализа источников по теме статьи, результатов изучения практического опыта в данной области выделим следующие характеристики цифровой обучающей экосистемы начальной школы, определяющие ее специфику.

Целенаправленность. ЦОЭС как часть образовательной экосистемы начальной школы в целом обеспечивает реализацию задач начального общего образования по достижению обучающимися планируемых результатов, ИКТ-компетентности в соответствии с требованиями ФГОС НОО, высокого качества образования.

Согласно системному, сетецентрическому, средовому и экологическому подходам при создании цифровой обучающей экосистемы в начальной школе сформулируем ее задачи:

1) объединение в единую информационно-обучающую сеть младших школьников, их родителей/законных представителей, педагогов, администрации школы с целью систематического обмена информацией для достижения общих целей начального образования, вовлечение родителей/законных представителей в образовательный процесс;

2) формирование единой образовательной среды начальной школы в целях обеспечения доступности образования для всех категорий младших школьников, в том числе с ОВЗ, находящихся на домашнем обучении, а также для географически разрозненных образовательных объектов;

3) создание комфортной, персональной, экологической образовательной ниши для каждого обучающегося;

4) интеграция систем управления взаимодействием субъектов образовательного процесса и компьютерного моделирования; налаживание сетевого взаимодействия в системах «школа – вуз», «школа – музей», «школа – театр», «школа – библиотека» и других; получение оперативной информации об удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг.

Многокомпонентность. ЦОЭС начальной школы состоит не только из цифровой образовательной среды, которая объединяет в себе все средства аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, оказывающие необходимую поддержку при передаче информации и организующие учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся могли получать качественные образовательные услуги и самостоятельно осваивать профессиональные знания и умения [31]. В ЦОЭС должны быть включены организационно-технологическое, дидактическое и методическое, кадровое сопровождение, управление системой взаимодействия субъектов образовательного процесса в цифровой среде.

Полисубъектность, предполагающая включение участников образовательных отношений в процесс обучения младших школьников за счет открытости информационной среды школы, привлечения родителей к выполнению заданий в дистанционном формате на различных цифровых платформах, организации взаимодействия с представителями вузов, работниками сферы культуры и образования.

Открытость и доступность. ЦОЭС начальной школы предоставляет возможность получения обучающимися, родителями (законными представителями) в любое удобное время оперативной информации об учебных достижениях, проводимых предметных олимпиадах и конкурсах, рейтинге обучающихся. Важным становится использование таких доступных цифровых сервисов и платформ, на которых смогут работать все обучающиеся, используя технические возможности домашнего компьютера и мобильного Интернета.

Вариативность и гибридность форматов обучения в ЦОЭС: гармоничное использование очного и дистанционного взаимодействия ребенка и учителя, ребенка и цифрового контента, обеспечивающего комфортность, смену видов деятельности и форматов общения, поддержание необходимого уровня мотивации и интереса к учебным занятиям, проводимым в виде онлайн-мастер-классов и консультаций, с использованием тренажеров и онлайн-игр, интернет-тестирования и др.

Безопасность для всех субъектов образовательного процесса, предполагающая обеспечение зашиты персональных данных и конфиденциальности информации, учет требований СанПин при внедрении цифровых образовательных ресурсов и цифровых образовательных технологий, использование безопасных цифровых сервисов и платформ, ресурсов в обучении младших школьников; соблюдение временного регламента при цифровом обучении и дистанционной работе обучающихся. Должен быть создан актуальный возрастосообразный цифровой контент, что требует от педагога тщательного ознакомления и проработки его содержания и возможностей.

Экологичность системы обеспечивается: экономией ресурсов, универсальностью, многоразовостью и постоянной обновляемостью компонентов цифровой экосистемы с учетом современных реалий и конкретной ситуации; экологичностью взаимоотношений обучающихся, педагогов, родителей, предполагающих уважительное отношение, соблюдение личных границ партнеров и позитивное влияние ЦОЭС на их личностное развитие и самочувствие.

Оптимальность ЦОЭС: включаемые в обучающую систему компоненты должны обеспечивать получение высоких результатов обучения при невысокой затратности физических, временных и психологических ресурсов обучающихся, учителя и родителей, при условии сохранения их здоровья и позитивного эмоционального состояния.

Адаптивность, гибкость и персонифицированность: созданная ЦОЭС должна работать с учетом имеющихся технических возможностей, потребностей и уровня подготовленности обучающихся и учителя, содействовать реализации индивидуальной образовательной траектории, легко и быстро модифицироваться с учетом изменившихся условий.

Для эффективного функционирования ЦОЭС начальной школы необходима грамотно выстроенная система управления развитием данной системы, включающая следующие блоки.

  1. Обеспечение всех классов начальной школы современным оборудованием, необходимым для работы с использованием цифровых образовательных технологий и ресурсов, и наличие автоматизированного рабочего места педагога; выбор такого информационного и программно-аппаратного обеспечения, которое обеспечит возможность работы всех обучающихся в цифровой среде школы и с использованием домашнего Интернета и компьютера.
  2. Совершенствование методического и информационного обеспечения цифровой экосистемы начальной школы: приведение реализуемых в начальной школе программ и учебных дисциплин в соответствие с требованиями цифровизации образования; формирование инструментально-методического цифрового интерфейса учителя, включающего безопасные контенты и веб-порталы; обновление технологий организации самостоятельной домашней и классной работы с использованием ИКТ, в том числе дистанционного обучения.
  3. Модернизация и актуализация практической подготовки педагогов и специалистов, привлеченных к работе в цифровой среде: организация практико- и проектно-ориентированного онлайн-обучения в цифровых специализированных средах; обучение в рамках элективных курсов с привлечением наставников – вузовских преподавателей и профильных специалистов; обучение работе с электронными библиотечными системами и способам их использования в обучении младших школьников; проведение семинаров, тренингов, мастер-классов, нацеленных на овладение навыками создания современного персонального сайта учителя, работы с электронными учебниками, цифровыми досками, облачными технологиями, создания и проведения веб-квестов, интерактивных упражнений и заданий, онлайн-игр и тренажеров, виртуальной книжной полки, онлайн-экскурсии и прочего, технологией организации дистанционного обучения младших школьников с учетом требований экологичности и безопасности.
  4. Повышение уровня цифровой грамотности родителей/законных представителей: обучающее знакомство с официальным сайтом образовательной организации, его структурой, информационными возможностями, с расписанием, электронным дневником и журналом, проведение мастер-классов по работе в цифровой среде совместно с ребенком, обучение навыкам использования рекомендованных цифровых платформ и сервисов, электронных библиотечных систем, которыми безопасно смогут пользоваться обучающиеся. Форматы работы должны быть гибридные (очно, онлайн, офлайн), в зависимости от возможностей родителей, что необходимо для более широкого охвата участников.
  5. Комплексная система управления взаимодействием субъектов образовательного процесса в цифровой обучающей экосистеме: создание новых форм сотрудничества с государственными учреждениями, объединениями, некоммерческими организациями и профессиональными сообществами, родителями/законными представителями младших школьников, проведение общественно-профессиональной экспертизы образовательных программ, качества и эффективности цифровых образовательных технологий, применяемых в обучении младших школьников.

 

Заключение / Conclusion

 

Таким образом, цифровая обучающая экосистема начальной школы – это необходимый и значимый на сегодняшний день компонент образовательной экосистемы школы, включающий в себя как программное обеспечение, так и организационно-технологическое, дидактическое и методическое, кадровое сопровождение, систему управления взаимодействием субъектов образовательного процесса в цифровой среде.

Цифровая обучающая экосистема начальной школы, на наш взгляд, должна обладать свойствами целенаправленности, многокомпонентности, полисубъектности, открытости и доступности, вариативности и гибридности форматов, безопасности, экологичности и оптимальности, адаптивности, гибкости и персонифицированности.

Для эффективного функционирования ЦОЭС начальной школы необходимо грамотно выстроенное управление развитием данной системы, предполагающее разработку модели экологичной и безопасной цифровой обучающей среды, ее материально-техническое оснащение, совершенствование методического и информационного обеспечения цифровой экосистемы начальной школы, актуализация подготовки учителей и специалистов, повышение уровня цифровой грамотности родителей/законных представителей, комплексную систему управления взаимодействием субъектов образовательного процесса в цифровой экосистеме.

Материалы статьи могут быть полезны для учителей начальных классов, IT‑специалистов и представителей администрации образовательных организаций для более эффективного решения задач цифровизации образования, создания благоприятных условий для личностного развития обучающихся и повышения качества начального образования.