Full text

Введение / Introduction

 

В настоящее время во всем мире наблюдается усиление научной составляющей высшего образования. Современные выпускники высших учебных заведений должны быть подготовлены не только к востребованности в рамках своей профессии, но и к занятиям научной деятельностью, что предполагает и проведение научных исследований, и их представление в виде научных статей и докладов. В соответствии с ФГОС ВО «Лингвистика» (бакалавры) «студенты должны быть способны оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования» [1]. Согласно ФГОС  ВО «Лингвистика» (магистратура), «магистры должны быть способны применять современные технологии при осуществлении сбора, обработки и интерпретации данных эмпирического исследования и составлять и оформлять научную документацию» [2]. В Программе обучения РКИ в вузах по специальности «Русский язык» (Китай) написано, что «на продвинутом этапе студенты должны иметь возможность работать независимо, то есть способность проведения предварительной научно-исследовательской работы и самостоятельного написания научных статей» [3]. Это обусловливает интерес к формированию у обучающихся комплекса умений, связанных с оформлением результатов научных исследований. В настоящей работе представлена модель обучения китайских студентов написанию научных статей с использованием распространенной в Китае платформы WeChat.

По толковому словарю «статья – это сочинение небольшого размера в периодическом издании или непериодическом сборнике» [4]. «Статья – это самостоятельное научное произведение, представляющее изложение своих мыслей по актуальной научной проблеме» [5]. «Научная статья является законченным и логически цельным произведением, освещающим какую-либо тему, которая входит в круг проблем, связанных с темой исследования» [6].

WeChat – это своевременное и бесплатное средство мобильной связи, которое стало необходимым мобильным программным обеспечением для студентов. Оно поддерживает отправку текста, изображений, видео, аудио и выполняет другие функции [7]. «На ней [платформе] могут быть реализованы безграничное общение и взаимодействие определенных групп, чтобы сформировать основную онлайн и офлайн интерактивную форму WeChat. Она является не только программным обеспечением, но и предложением времени, которое содержит множество сложных значений, содержащих культурное общение, межличностное общение и социальную психологию» [8].

Модели представляют собой идеализированные и концептуальные репрезентации реальных объектов, систем и процессов [9]. Любая модель – это объект-заместитель, который в определенных условиях может заменять объект-оригинал, воспроизводя свойства и характеристики оригинала, интересующие исследователя [10]. Соответственно, модель обучения – это объект, воспроизводящий свойства и характеристики варианта обучения, разработанного специалистом в области педагогических наук.

Существуют различные варианты моделей: теоретические и практические, структурные и функциональные и пр. [11] Для настоящего исследования важно, что модель обучения как один из видов деятельности может быть выражена в виде текста, схем или таблиц, алгоритма обучающих действий. В лучшем случае в научных работах могут быть представлены все три варианта модели обучения, но при этом алгоритм как некая строгая последовательность действий выступает в качестве первичного, базового варианта. В настоящей статье представлен именно этот вариант модели обучения.

Для того чтобы разработать алгоритм обучающих действий, необходимо иметь представление о том, какие умения должны быть сформированы у обучающегося, а состав этих умений определяется на основе анализа той деятельности, которой предполагается обучить. В нашем случае необходимо иметь представление о том, какие умения должны быть сформированы в процессе обучения написанию научных статей. Состав таких умений, в свою очередь, определяется на основе анализа последовательности действий, которые выполняет автор научной статьи. Анализ этой последовательности действий и будет первым шагом в создании модели обучения написанию научной статьи.

 

Обзор литературы / Literature review

 

В научной литературе представлены разные подходы к созданию моделей обучения написанию научных статей. В основе модели обучения О. В. Аникиной и Е. В. Якименко лежат следующие этапы работы над статьей: 1) подготовительный этап – определение типа и темы статьи; 2) моделирование – обсуждение того, каким образом цель определяет текстовую организацию статьи, информация предъявляется в сравнении с текстами других жанров; 3) планирование – определение темы статьи и установление смысловых связей на уровне словосочетаний, предложений, отбора средств и способа формулирования мысли; 4) перегруппировка, укрупнение единиц текста, их расширение и сокращение, повторение грамматических конструкций и единиц; 5) самостоятельное написание текста статьи с опорой на образец; 6) проверка и редактирование чернового варианта статьи с возвращением к предыдущим этапам работы [12].

О. В. Кириллова и ее коллеги описывают подготовку результатов исследования к публикации в журналах, индексируемых в международных наукометрических базах данных. Они акцентируют внимание на методологическом замысле и результатах проведения исследования [13].

Н. В. Барковская и О. Ю. Багдасарян отмечают, что в процессе написания статьи необходимо решить, о чем писать, т. е. выбрать материал, затем четко представить, для кого будет написана статья, выбрать и сформулировать тему, определить основные содержательные блоки статьи, ее композицию и, наконец, написать и оформить ее [14].

А. В. Оленчук и В. И. Черных предлагают свой алгоритм написания научной статьи: 1) что нужно знать о научной статье (для чего писать статьи? Что такое научная статья и какие виды научных статей бывают? Что такое научный стиль изложения?); 2) с чего начать написание научной статьи? (выбор темы исследования и структуры статьи; подбор литературы и первичный анализ источников); 3) структура и содержание научной статьи (метаданные – название статьи, сведения об авторах, аннотация статьи, ключевые слова, библиотечный код статьи; Введение; Основная часть статьи; Заключение статьи; Список используемой литературы – пристатейная библиография) [15].

По мнению Е.  А. Захаровой, при написании научных статей необходимо обращать внимание на следующие элементы исследования: проблему, предпосылки, подтверждение уровня инновации исследования, концептуальную модель, методологию или процедуру, материалы, оборудование, программное обеспечение, методы, достигнутые результаты, анализ и интерпретацию этих результатов, перспективы исследования [16].

Мэй Фан считает, что обучение написанию научных статей следует разделить на четыре этапа: опрос, планирование, исполнение и оценка. Этап планирования включает в себя создание планов обучения, контента, учебных материалов и учебных программ [17].

Следовательно, в указанных работах представлены этапы написания статьи, но при этом отсутствует единство взглядов на содержание каждого из них. Таким образом, в ходе исследования будет необходимо решить вопрос о действиях автора при написании научной статьи и, соответственно, умениях, которые должны быть у него сформированы.

Кроме того, в настоящее время широко распространены различные виды электронного обучения, расширяющие возможности усвоения учебного материала. Так, например, в Китае широко используется многофункциональная платформа WeChat, позволяющая создавать электронные продукты для использования в онлайн-обучении, смешанном обучении и самообучении. В системе российского образования дидактические возможности этой платформы вызывают большой интерес. И. Г. Актамов и О. В. Самбуева рассматривают WeChat как китайский мессенджер и пытаются определить его место в российском дистанционном образовании. Они считают, что WeChat стал одной из платформ, которая стимулирует познавательную активность молодежи, изучающей китайский язык [18]. Внимание Е. А. Павлюк также сосредаточивается на потенциале оказания библиотечных услуг с помощью WeChat [19]. Е. В. Казанская и Н. Г. Цой основательно работают над креативным обучением на основе WeChat культурному обмену с погружением. Они считают, что платформа WeChat органично сочетает в себе как микросреду – ее функции адекватны для управления курсом и преподавания на трех уровнях (индивидуальный/групповой чат, обмен «моментами», размещение статей на платформе), так и макросреду, которая подразумевает беспрепятственный доступ к Интернету [20]. Удобство ее использования привело к тому, что на  основе платформы разрабатываются и средства обучения русскому языку как иностранному. М. Ю. Антропова исследует мобильные технологии в учебном процессе (на примере WeChat). Она представляет педагогический опыт организации процесса обучения и самостоятельной работы обучающихся с применением WeChat в мобильных устройствах [21]. При изучении модели смешанного обучения Янь Жуйтин также указала на большие возможности WeChat в обучении русскому языку как иностранному. С ее точки зрения, такая модель c помощью публичной платформы WeChat способствует оптимизации процесса обучения и позволяет удовлетворить индивидуальные запросы студентов и обеспечить дифференцированный подход к обучению русскому языку китайских студентов [22]. Ван Дечжуан также изучает применение мультимедийных технологий в преподавании русского языка, особенно приложение WeChat. Он считает, что, поскольку мультимедиа обладает особыми характеристиками: наличие изображений, текстов и звука, подобные технологии могут обеспечить среду обучения, соответствующую психологическим законам памяти учащихся, и значительно улучшить эффект обучения [23]. Сюй Шилин и Ван Иешу одновременно проводят исследование о применении информационных технологий в преподавании русского языка. Они считают, что достижения сетевых технологий коренным образом меняют методы обучения РКИ учащихся, но в реальной сетевой среде большинству студентов часто не хватает стратегий обучения, поэтому педагоги должны осознанно ориентировать учащихся на освоение и использование информационных технологий для повышения эффективности обучения [24]. Чжу Шуан, Цюй Яцзин и Ву Пин уделяют внимание тому, что виртуальное ресурсное пространство коммуникативной платформы WeChat реализует разумное использование фрагментированного времени учащихся, адаптируется к их разнообразным и персонализированным методам обучения и становится эффективным дополнением к традиционному обучению русскому языку в аудитории [25]. Лю Кайдун и Лю Юйся полагают, что Интернет и смартфоны стали неотъемлемой частью жизни всех людей. Зависимость студентов от мобильных телефонов побудила вузы искать новые приемы и методы обучения, чтобы студенты с радостью и огромным желанием учились. Будучи наиболее широко используемым социальным программным обеспечением, WeChat в первую очередь стала инструментом для создания диверсификации в вузах [26]. Го Байчен и Кан Вэй считают, что студенты используют свое свободное время для нахождения в WeChat, получая доступ к платформе через смартфон или другие мобильные устройства в любом месте и в любое время суток, и реализуют эффективное обучение, что делает мобильное обучение мощной поддержкой традиционного, аудиторного обучения и его дополнением [27]. Взгляды Го Цзюнь похожи на идеи Го Байчен и  Кан Вэй. Исследователь приходит к выводу, что благодаря использованию действующей платформы WeChat можно построить совершенно новую мобильную модель обучения русскому языку, на основе которой через поиск по категориям в строке меню студенты могут быстро получить нужные им знания после оформления подписки, а через автоматический ответ и поиск по ключевым словам могут сделать процесс обучения удобным [28]. Однако методика обучения китайских студентов написанию научных статей на платформе WeChat пока еще не была разработана.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Материалом исследования послужили научная литература, работы по методологии научного исследования, рекомендации по написанию научных статей, работы по методике обучения иностранных студентов созданию письменных продуктов на русском языке, данные бесед с обучающимися.

Методы исследования: теоретический анализ литературы источников, изучение опыта обучения иностранных студентов написанию научных статей, обобщение и систематизация данных, моделирование системы обучения китайских студентов написанию научных статей при помощи платформы WeChat.

 

Результаты исследования / Research results

 

Основываясь на методологической базе исследования, мы получили определенные выводы и результаты.

1. Умения, необходимые для написания научной статьи

Этапы деятельности автора при написании научной статьи, в сущности, такие же, как и при написании любого самостоятельного текста. В них целесообразно выделять подготовительный этап, на котором происходит формулирование замысла статьи и подготовка к ее написанию, исполнительский этап – написание текста статьи – и завершающий этап – оформление и редактирование статьи. При этом содержание действий автора на каждом из этапов специфично: оно обусловлено жанровой спецификой научной статьи. Соответственно, спецификой будут обладать и умения, которые необходимо сформировать у иностранных студентов на каждом из этапов написания научной статьи (под умением в настоящей статье понимается сформированное свойство личности, при наличии которого человек может успешно осуществлять деятельность).

Покажем в табл. 1 соотношение этапов работы автора над научной статьей и соответствующих умений.

Таблица 1

Соотношение этапов работы над научной статьей и соответствующих умений

 

Этапы работы над статьей

Умения

Подготовительный

1. Умение определить цель статьи, ее содержание и рабочее название.

2. Умение составить подробный план статьи.

3. Умение найти опубликованные работы по теме статьи и проанализировать их

Исполнительский

 

4. Умение написать введение к статье.

5. Умение описать методологию исследования.

6. Умение изложить результаты исследования.

7. Умение сделать выводы

Завершающий

 

8. Умение уточнить название статьи.

9. Умение составить и оформить список литературы

10. Умение написать аннотацию и ключевые слова

 

Опишем особенности каждого из выделенных умений.

Подготовительный этап. Умение определить цель статьи, ее содержание и рабочее название предполагает, что студенты могут понять, для чего пишется эта статья, какой материал будет отобран для включения в нее и как она может называться с учетом цели и содержания. Умение составить подробный план статьи позволяет студентам определить ее структуру, продумать логику развертывания научного изложения и содержание ее структурных частей. Умение найти опубликованные работы по теме статьи и проанализировать их предполагает, что студенты могут работать с разными источниками информации, собирать в них нужные данные, анализировать и обобщать их.

Исполнительский этап. Умение написать введение подразумевает, что студенты могут обосновать актуальность и новизну своей статьи. Студент, владеющий данным умением, должен знать, как во введении поставить проблему, описать степень ее изученности. Умение описать методологию исследования позволяет студентам уточнить цель, материал и методы исследования, представить объекты и основные этапы исследования. Умение изложить результаты исследования предполагает последовательное и систематичное описание результатов своей работы. Оно показывает, насколько четко и логично выстраивается основная часть статьи, обосновываются ее основные положения, излагаются промежуточные выводы. Умение сделать выводы позволяет студентам обобщить промежуточные выводы, отсечь наименее существенные, соотнести их с целью статьи, представить их в виде нескольких пунктов. Указанные умения предполагают владение речевой и лингвистической компетенциями, умение пользоваться программой MS Word или ее аналогами, а также ресурсами справочно-информационных порталов ГРАМОТА.РУ (http://gramota.ru/), СЛОВАРИ.РУ (https://www.slovari.ru/start2.aspx?s=0&p=5638) и др.

Завершающий этап. Умение уточнить название статьи позволяет студентам соотнести название статьи с ее целью и основными результатами, критически оценить, насколько название соответствует содержанию статьи, и в случае необходимости изменить его. Умение составить список литературы предполагает знание, с одной стороны, требований ГОСТа Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» [29], с другой стороны, требований конкретного журнала к оформлению внутритекстовых и затекстовых ссылок, умение оформить ссылки в соответствии с этими требованиями, в случае необходимости – умение транслитерировать список и переводить его на английский язык. Умение написать аннотацию и ключевые слова позволяет студентам кратко изложить основные результаты исследования, обладающие научной новизной, при необходимости расширить аннотацию, дав в ней описание актуальности, цели, методов и материалов, основных результатов исследования и выводов, выделить основные понятия исследования и представить их в перечне ключевых слов.

2. Модель обучения

При разработке модели обучения китайских студентов написанию научной статьи с использованием платформы WeChat, помимо определения умений, необходимых для написания научной статьи, важно продумать обучающие действия преподавателя при формировании каждого умения и соотнести их с возможностями платформы WeChat.

Основой для разработки последовательности действий преподавателя, направленных на формирование умений написания научной статьи, послужила трехэтапная схема формирования умений Л. В. Московкина, в которой выделяются этапы организации ориентировки учащихся в изучаемом материале, тренировки учащихся и совершенствования умений [30]. Среди них наибольшую сложность представляет тренировочный этап, предполагающий использование тренировочных заданий и упражнений. При этом формирование каждого из умений требует использования определенных видов учебных заданий рецептивного и репродуктивного характера.

Представим виды заданий, рекомендуемые при обучении китайских студентов написанию научных статей (табл. 2).

Таблица 2

Задания для формирования умений написания научных статей
в аудитории и в онлайн-обучении с использованием платформы WeChat

 

Умения

Задания

В аудитории (без помощи платформы WeChat)

Онлайн (с помощью платформы WeChat)

Формирование умения определить цель статьи, ее содержание и рабочее название

– Напишите на листе бумаги или наберите в файле, о чем Вы хотите написать статью, что нового Вы хотите об этом написать, с какой целью Вы хотите написать статью, какое можно дать ей название.

– Найдите и проанализируйте статью на сходную тему. Изложите, о чем пишет автор, что нового он предложил (выяснил, открыл), как сформулирована цель статьи.

– Внесите исправления в Ваши записи

– Войдите на платформу WeChat, прочитайте комментарии, опишите содержание научной статьи, которую Вы хотите написать, и назовите ее.

– Отсканируйте QR-код платформы WeChat, проанализируйте ключевые слова написанного содержания и на основе полученных результатов найдите и проанализируйте статью на сходную тему. Опишите содержание этой статьи, определите, что нового предложил (выяснил, открыл) автор, как сформулирована цель статьи.

– Идентифицируйте QR-код на платформе WeChat, проанализируйте лексику статьи в соответствии с предоставленным содержанием ссылки (https://textometr.ru/) и внесите исправления в Ваши записи

Формирование умения составить подробный план стать

– Определите, по какому плану составлена статья на сходную тему. Вам подходит такой план или Вы выберете свой план?

– Требует ли журнал, в который Вы хотите направить статью, оформить ее по определенному плану?

– Напишите на листе бумаги или наберите в файле план своей статьи

– Войдите на платформу WeChat, щелкните ссылку на соответствующую статью (или вкладку темы статьи) и составьте план статьи. Вам подходит такой план или Вы выберете свой план?

– Войдите на платформу WeChat, проверьте, соответствует ли Ваш план статьи стандартам журнала, в который Вы хотите ее отправить.

– Войдите на платформу WeChat, запомните содержание, связанное с «планом статьи», с помощью функции перелистывания карты (например, отображаются сначала слова на русском языке, нажмите на пустое место, чтобы появились слова на китайском языке) и составьте план своей статьи

Формирование умения найти опубликованные работы по теме статьи и проанализировать их

– Выберите ключевые слова и словосочетания Вашей статьи. Внесите их в строки поисковой системы «Яндекс».

– Выберите из списка статей в поисковой системе «Яндекс» статьи на темы, близкие Вашей, и скачайте их. Прочитайте их и выпишите из них то, что относится к теме Вашей статьи.

– Расскажите, почему Вы выбрали именно эти фрагменты

– Войдите на платформу WeChat, введите статью на близкие темы, выберите ключевые слова и фразы с помощью функции извлечения ключевых слов и отсканируйте QR‑код, чтобы напрямую войти в Яндекс для поиска.

– Откройте платформу WeChat, извлеките ключевые слова из статей, загруженных из Яндекса, сохраните статьи, соответствующие теме Вашей статьи, прочитайте их и опишите контент, связанный с темой Вашей статьи.

– Используйте «Интеллект-карту», чтобы отобразить эти фрагменты и загрузить их на платформу WeChat, и расскажите, почему Вы выбрали именно эти фрагменты

Формирование умения написать введение к статье

– Проанализируйте раздел «Введение» в статьях на близкие темы.

– Продумайте, какую проблему Вы будете решать в этой статье, и опишите ее своими словами. Зачем необходимо решать ее?

– Определите и опишите степень изученности этой проблемы

– Выполните автоматический тест «Введение» и проанализируйте раздел «Введение» в статье по соответствующей теме.

– Опишите проблему, которую Вы будете решать в этой статье, объясните причины этого и разместите этот фрагмент Введения на платформе WeChat.

– Нажмите на картинку, чтобы она попала в соответствующий вагон «поезда», выучите появившиеся языковые средства, определите и опишите степень изученности этой проблемы

Формирование умения описать методологию исследования

– Проанализируйте разделы «Методология исследования» или «Цель, материал и методы исследования» в статьях на близкие темы.

– Определите, какие результаты Вы хотите получить, и сформулируйте цель исследования.

– Определите, что именно Вы будете анализировать для получения результатов, и опишите материал исследования.

– Продумайте, какие действия Вы будете выполнять при получении результатов. Опишите их, используя названия методов исследования, представленных в методологической литературе

– Войдите на платформу WeChat, чтобы прочитать и проанализировать разделы «Методология исследования» или «Цель, материал и методы исследования» в статьях на близкие темы.

– Определите, какие результаты Вы хотите получить, и сформулируйте цель исследования, изложите ее в виде «Интеллект-карты» и разместите на платформе WeChat.

– Определите, что именно Вы будете анализировать для получения результатов, и опишите материал исследования, изложите его в виде «Интеллект-карты» и разместите на платформе WeChat.

– Продумайте, какие действия Вы будете выполнять при получении результатов. Опишите их, используя названия методов исследования, представленных в методологической литературе, изложите их в виде «Интеллект-карты» и разместите на платформе WeChat

Формирование умения изложить результаты исследования

– Проанализируйте раздел «Результаты» в статьях на близкие темы и оцените, являются ли предлагаемые в них результаты инновационными.

– Используются ли в нем таблицы и рисунки (например, диаграммы)? Если да, то перечислите достоинства таблиц и рисунков, использованных в разделе «Результаты».

– Опишите результаты своего исследования

– Войдите на платформу WeChat и посмотрите видеоролик, чтобы проанализировать раздел «Результаты» в статьях на близкие темы. Оцените, являются ли предлагаемые в них результаты инновационными.

– Используются ли в видеоролике таблицы и рисунки, например диаграммы? Если да, то перечислите достоинства таблиц и рисунков, использованных в разделе «Результаты». Нарисуйте другие диаграммы в соответствии с рисунком и таблицей в видеоролике и загрузите их на платформу WeChat в качестве общей библиотеки для всеобщего ознакомления.

– Опишите результаты своего исследования и опубликуйте на платформе WeChat

Формирование умения делать выводы

– Проанализируйте раздел «Выводы» или «Заключение» в статьях на близкие темы и определите, чем он отличается от раздела «Результаты».

– Имеют ли выводы в этих статьях практическую и теоретическую значимость?

–Напишите «Выводы» по Вашей теме исследования

– Зайдите на платформу WeChat, проанализируйте раздел «Выводы» или «Заключение» в статьях на близкие темы и определите, чем он отличается от раздела «Результаты».

– Имеют ли выводы в этих статьях практическую и теоретическую значимость? Напишите об этом на платформе WeChat.

– Напишите «Выводы» по теме вашего исследования и разместите их на платформе WeChat

Формирование умения уточнить название статьи

– Проанализируйте, совпадают ли название статьи и результаты в статьях на близкие темы, и если Вы считаете, что они не совпадают, то предложите свое название.

– Совпадают ли название статьи и результаты исследования в Вашей статье? Если Вы считаете, что они не совпадают, внесите изменения в ее название

– Войдите на платформу WeChat и проголосуйте за название статьи, которое лучше всего соответствует результатам исследования в статьях на близкие темы, и, если Вы считаете, что ни один из вариантов не подходит, предложите свое собственное название.

– Войдите на платформу WeChat и проверьте, соответствует ли название Вашей статьи результатам исследования. Измените название, если Вы считаете, что они не совпадают, разместите ее на платформе WeChat

Формирование умения составить список литературы

– Изучите общие требования к составлению списка литературы в ГОСТ «Библиографическая ссылка».

– Изучите требования к составлению списка литературы в том журнале, куда Вы собираетесь направить статью.

– Оформите список литературы к своей статье

– Войдите на платформу WeChat, изучите общие требования к составлению списка литературы в ГОСТ «Библиографическая ссылка», обобщите все требования к различным категориям литературы и разместите их на платформе WeChat.

– Войдите на платформу WeChat, выберите журнал, в который Вы собираетесь отправить свою статью, и прочитайте его требования к библиографии. Если у Вас есть какие-либо вопросы, Вы можете оставить сообщение на платформе WeChat через окно чата для консультации.

– Оформите список литературы к своей статье, разместите его на платформе WeChat

Формирование умения написать аннотацию и ключевые слова

– Проанализируйте раздел «Аннотация» в статьях на близкие темы и определите, содержатся ли в нем следующие элементы: актуальность, цель, материал, методы, результаты и выводы. Если нет, то чего не хватает? От чего это зависит?

– Напишите аннотацию к своей статье.

– Проанализируйте ключевые слова в статьях на близкие темы. Отражают ли они основные понятия исследования?

– Составьте ключевые слова к своей статье

– Войдите на платформу WeChat, проанализируйте раздел «Аннотация» в статьях на близкие темы и определите, содержатся ли в нем следующие элементы: актуальность, цель, материал, методы, результаты и выводы. Если чего-то не хватает, выберите слова на платформе и объясните, от чего это зависит.

– Напишите аннотацию к своей статье и опубликуйте ее на платформе WeChat.

– Используйте функцию извлечения ключевых слов для анализа ключевых слов в статьях на близкие темы. Отражают ли они основные понятия исследования?

– Используйте функцию извлечения ключевых слов, чтобы составить ключевые слова к своей статье

 

Из сказанного выше следует, что обучение студентов написанию научных статей на платформе WeChat отличается от обучения в аудитории тем, что эта платформа берет на себя функции преподавателя. Те задания, которые в аудитории выполняются под руководством преподавателя, при онлайн-обучении выполняются самостоятельно. Тем не менее существуют возможности взаимоконтроля и взаимооценки, а также получения консультации преподавателя. Преимущества обучения на платформе WeChat заключаются в более разнообразных формах представления учебного материала (видео, аудио, текст и т. д.), в возможности обучаться в любое время и в любом месте, в более высокой степени свободы учащихся, в неограниченном охвате обучающихся, в возможности получения моментальной обратной связи.

                                                                                                                                               

Заключение / Conclusion

 

1. Обучение написанию научных статей с использованием платформы WeChat позволяет регламентировать деятельность китайских студентов, построить ее по алгоритму, предполагающему последовательное формирование умений определить цель статьи, ее содержание и рабочее название, составить ее подробный план, найти опубликованные работы по теме статьи и проанализировать их, написать разделы «Введение», «Методология исследования», «Результаты исследования», «Выводы», уточнить название статьи, составить список литературы, написать аннотацию и ключевые слова.

2. Формирование каждого из умений, необходимых для написания научных статей, представляет собой относительно автономную совокупность действий, включающих действия рецептивного (чтение и анализ близких по тематике статей других исследователей) и репродуктивного характера (выполнение действий по образцу).

3. Обучение китайских студентов написанию научных статей с использованием платформы WeChat предлагает более разнообразные формы представления учебного материала (видео, аудио, текст и т. д.), чем обучение в аудитории, возможности обучаться в любое время и в любом месте и получать моментальную обратную связь. Оно позволяет охватить неограниченное количество обучающихся и предоставляет им высокую степень свободы. Онлайн-обучение учитывает, что для современных китайских студентов интернет-среда является вполне привычной и комфортной, принимает во внимание особенности их мышления, памяти и воображения, способствует формированию субъект-субъектного характера обучения, повышающего степень самостоятельности в решении учебных задач.