Введение / Introduction
Согласно «Стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования до 2030 года», утвержденной Минобрнауки РФ, цифровая инфраструктура вуза рассматривается как важнейший параметр конкурентоспособности системы образования [1]. Электронная информационно-образовательная среда вуза (ЭИОС) может включать следующие компоненты:
− Организационный – система электронного планирования образовательного процесса.
− Методический – учебно-методические комплексы (учебные планы и программы), размещенные в открытом доступе для преподавателей и обучающихся.
− Коммуникационный – программное обеспечение для организации видеоконференций, а также адаптированные к дистанционному режиму педагогические технологии и средства, обеспечивающие групповую работу обучающихся на лекционных и практических занятиях.
− Информационный – облачное хранение учебных материалов по модулям или тематическим разделам программ по каждому курсу.
− Научно-исследовательский – сервисы для разработки, сбора и анализа информации, необходимые для проведения на базе вуза научных исследований [2].
Качественно спроектированная ЭИОС позволяет создать оптимальные условия для эффективного взаимодействия между субъектами учебно-воспитательного процесса в дистанционном режиме. Перенос образовательной среды из аудиторной в виртуальное пространство не должен отражаться на качестве обучения. Содержательное наполнение структурных компонентов ЭИОС, систематизация электронных ресурсов в соответствии с конкретной учебной задачей напрямую влияют на качество обратной связи между преподавателем и студентами, следовательно, на качество получаемого образования.
В докладе, подготовленном коллективом Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ к XXIII Ясинской международной научной конф., подчеркивается значимость использования диагностических инструментов для отслеживания и мониторинга качества обучения в цифровой среде с использованием дистанционных образовательных технологий [3]. Педагогическая диагностика эффективности спроектированной ЭИОС вуза позволяет, во-первых, устранить недочеты, влияющие на эффективность дистанционного обучения, во-вторых, разработать новые способы взаимодействия, отдав предпочтение альтернативному программному обеспечению.
В научных исследованиях, посвященных диагностике качества информационно-образовательной среды вуза, авторы используют разнообразные параметры, позволяющие оценить состояние конкретной ЭИОС. Таким образом, для современной системы высшего образования характерно наличие противоречия между необходимостью организации электронной информационно-образовательной среды и отсутствием единых критериев для ее оценки, а также единой диагностической методики. Учет данных критериев при проектировании содержания компонентов ЭИОС, а также определение наиболее эффективного диагностического инструментария позволят обеспечить качество взаимодействия в рамках дистанционного обучения, что и определяет актуальность настоящего исследования.
Обзор литературы / Literature review
Большинство исследователей, рассматривая функции и компоненты электронной информационно-образовательной среды вуза, основного средства организации обучения в дистанционном режиме, акцентируют внимание на ее информационной и организационной составляющих, отражающих, с их точки зрения, качество организации данной среды.
Теоретический анализ такого сложного и многоаспектного вопроса, как определение критериев для оценки качества информационно-образовательной среды вуза, предполагает следующую логику исследования:
Во-первых, необходимо рассмотреть предложенные в научных трудах критерии для оценки качества ЭИОС, обосновать целесообразность их выделения.
Во-вторых, охарактеризовать апробированные отечественными и зарубежными исследователями диагностические методики, разработанные на основе наиболее оптимальных критериев.
Таким образом, в результате обзора научной литературы, посвященной оценке влияния цифровых ресурсов, составляющих электронную информационно-образовательную среду вуза, на качество дистанционного обучения, будет определен диагностический инструментарий, который в рамках настоящего исследования необходимо проанализировать с помощью методов математической статистики на предмет оптимального количества наиболее информативных критериев.
Критерии, составляющие основу диагностической методики, должны отражать основные компоненты ЭИОС, а также возможность взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях дистанционного обучения. Контент-анализ научных работ отечественных и зарубежных авторов позволил выделить основные подходы к определению параметров для разработки диагностических методик, позволяющих оценить качество ЭИОС вуза.
Исследователи, придерживающиеся аналитического подхода, рассматривают качество дистанционного образования как соотношение цели и результата, а также как меру достигнутых образовательных целей [4]. В связи с этим эффективность организации ЭИОС определяется соответствием выбранного инструментария − программного обеспечения и сервисов на основе искусственного интеллекта – педагогическим задачам по контролю и оценке уровня знаний обучающихся. В рамках данного подхода важна информативность ЭИОС, которая позволяет проанализировать качество усвоения учебного материала.
Е. Г. Пушина, анализируя результаты обучения средствами ЭИОС в военном вузе, делает вывод о том, что контроль уровня сформированности у обучающихся компетенций, предусмотренных образовательной программой, является важным показателем качества взаимодействия в условиях дистанционного обучения [5]. Автор выделяет критерии «доступность курса», отражающего содержательное наполнение и удобное размещение баз данных, и «доступность системы оценивания», которая выражается в наличии обратной связи от преподавателя.
И. В. Сараев рассматривает электронную информационно-образовательную среду как часть инфраструктуры вуза, основное назначение которой − распространение учебного курса в виртуальном пространстве. К критериям качества данной среды автор относит наличие планов по развитию системы электронного обучения (ЭО), количественные и качественные показатели материально-технического обеспечения ЭО, изучение мирового и отечественного опыта в области ЭО, мониторинг ЭО [6]. Параметр «взаимодействие» не отражен в данных критериях; мониторинг отражает качество усвоенных программ, а то, каким образом учебный материал будет усвоен посредством использования ЭИОС, не указано.
С. Г. Русак считает, что оценка качества организации электронной информационно-образовательной среды вуза должна включать следующие критерии: объемность − базы данных и контрольно-измерительные средства их усвоения обучающимися); системность – ссылки на дополнительные источники информации (на сторонних ресурсах); распределенность – удобный поиск информации, удобство ее размещения; гибкость – доступный инструментарий [7]. Данные показатели сводят функции ЭИОС к хранению и распространению информации, исключая возможность онлайн-коммуникации между субъектами учебного процесса в дистанционном режиме.
В. В. Евсин, Р. В. Ковалев отмечают, что основной функцией ЭИОС является информационная поддержка учебного процесса и научных исследований в условиях вуза. Качество как показатель информативности данной среды возможно оценить с помощью информационно-коммуникационных технологий в рамках мониторинга результативности образовательного процесса, выраженного в показателях успеваемости обучающихся [8].
С. Е. Корышева [9], Т. И. Рицкова [10] связывают качество дистанционного обучения и качество информативности ЭИОС. Авторы на примере инструментария образовательной системы Moodle описывают как способы представления учебного материала, так и средства проверки знаний и контроля успеваемости, которые и являются показателями качества организации электронной информационно-образовательной среды вуза.
В диссертации И. П. Хвостовой рассмотрены педагогические основы построения образовательной автоматизированной информационной системы с элементами искусственного интеллекта, которая по содержательному описанию полностью соответствует структуре ЭИОС [11]. С точки зрения автора, показателями качества рассматриваемой информационной системы являются средства и методы стимулирования познавательной активности студентов (тестирование, система наводящих вопросов и т. п.), наличие системы упражнений и задач для определения усвоения материала; программное обеспечение, позволяющее реализовать целостную систему контроля за усвоением знаний, умений и навыков обучающихся.
Аналитический подход к оценке качества организации ЭИОС прослеживается и в ряде современных зарубежных исследований. И. Ю. Алиуссеф, преподаватель кафедры образовательных технологий университета короля Фейсала (KFU), описывая разработанную авторскую модель перехода студентов очного отделения в режим дистанционного обучения, которая была внедрена в пятнадцати коммерческих университетах Саудовской Аравии, выделяет два критерия: академическую успеваемость, уровень удовлетворенности обучающихся информативностью виртуальной среды (в нее входят система планирования и оповещения о занятиях, удобство размещения электронных курсов и тестов к ним) [12]. Если первый критерий отражает объективные показатели, больше относящиеся к качеству дистанционного обучения, а не самой ЭИОС, то второй критерий основан на субъективном отношении студентов, которое может быть негативным ввиду отсутствия соответствующих информационных компетенций, т. е. неумения пользоваться информационными ресурсами, а значит, никак не отражает качество, информативность и содержательность компонентов данной среды. М. Алинэзи, профессор из Университета принца Султана, разработчик альтернативной модели электронного обучения с опорой на цикл PDCA, дополнил критерии И. Ю. Алиуссефа таким показателем, как наличие обратной связи от преподавателя на платформе для промежуточной и итоговой проверки знаний по курсу [13]. Безусловно, объяснение оценки за тестовые задания – один из важных этапов взаимодействия в рамках ЭИОС, однако сотрудничество в виртуальной среде также должно включать способы коммуникации во время лекций и семинаров в режиме онлайн.
А. Пурванто и Дж. Т. Пурба, специалисты из индонезийского университета Пелиты Харапан (UPH), в исследовании, посвященном изучению цифровой трансформации в деятельности университетов, рассматривают качество виртуальной среды вузы как показатель совокупности двух критериев: показателей успеваемости, удобства ресурсов для взаимодействия субъектов учебного процесса (методы организации групповой работы в режиме онлайн, использование виртуальных досок для интерактивной работы) [14]. М. Джаварне, М. Альшари, Д. А. Деви, М. Аль Насар, описывая влияние технологии виртуальной реальности на учебную среду университетов Иордании, также использовали данные критерии для оценки качества ЭИОС [15]. Исследователи аргументируют необходимость выделения показателя «успеваемость» тем, что основная функция совокупности сервисов на основе искусственного интеллекта, составляющих электронную информационно-образовательную среду высшего учебного заведения, заключается в том, чтобы в первую очередь получить информацию о том, насколько хорошо освоен учебный материал, размещенный в цифровом пространстве.
Таким образом, с позиции аналитического подхода к выявлению критериев для системы мониторинга ЭИОС невозможно полностью оценить качество данной среды, поскольку выделенные исследователями показатели прямо пропорционально зависят не от информативности инструментария для проведения контроля и оценки уровня знаний студентов, а от разработанности содержания системы диагностических заданий.
Второй подход к определению параметров качества ЭИОС – системный, при котором виртуальная среда рассматривается как целостное явление, анализируется взаимовлияние субъектов образовательного процесса в дистанционном режиме, оценивается вклад каждого субъекта в повышение качества подготовки выпускников вуза.
Преподавателями Самарского государственного социально-педагогического университета Т. В. Добудько, С. В. Горбатовым, А. В. Добудько, О. И. Пугач были выделены восемь интегрированных макропараметров для оценки качества ЭИОС вуза: согласованность, мобильность, открытость, неформальность, полнота, детерминированность, доступность, информационная безопасность [16]. С точки зрения авторов, данные критерии могут быть трансформированы в вопросы-индикаторы, составляющие диагностическую методику. Указание на сотрудничество субъектов учебно-воспитательного процесса содержит критерий «неформальность», включающий технические и организационные возможности неофициального общения (блоги, чаты). Безусловно, подобное взаимодействие допустимо, но онлайн-образование им не ограничивается. Следовательно, вышеперечисленные параметры не позволяют в полной мере проанализировать эффективность взаимодействия в дистанционном режиме обучения, поскольку не учитывают оптимальное сочетание средств и организационных форм.
В исследовании А. В. Лыфенко, Л. Н. Солодун критерии оценки качества ЭИОС выделены исходя из принципов ее проектирования, целевых характеристик и дидактических свойств [17]. Данная среда рассмотрена как инфраструктура педагогической деятельности, которая создает условия для достижения высоких образовательных результатов обучающихся за счет использования информационно-коммуникативных технологий, обеспечивающих взаимодействие между преподавателями и студентами. Авторы выделяют такие критерии для оценки качества ЭИОС, как открытость, структурированная избыточность, интегративность, нелинейность, наличие подсистем управления информационным контентом и образовательным процессом, адаптивность, информационно-психологическая безопасность, информационная компетентность пользователей ЭИОС, вариативность, полифункциональность. Взаимодействие участников дистанционного образовательного процесса отмечено в каждом из критериев. А. В. Лыфенко, Л. Н. Солодун описывают различные модели и организационные формы, обеспечивающие эффективное сотрудничество в онлайн-режиме.
С. В. Даниленко, Н. Н. Хабаров, Ю. М. Мартынюк, специалисты с кафедры информатики и информационных технологий Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, предложили критерии оценки эффективности функционирования ЭИОС разделить на две группы: 1) эффективность организации образовательного процесса оценивается преподавателями; 2) эффективность использования ресурсов ЭИОС – студентами [18]. Качество взаимодействия оценивается в двустороннем порядке, но с помощью разных показателей. Преподаватели характеризуют эффективность сотрудничества в рамках ЭИОС с помощью информационно-организационного критерия (разнообразие и удобство средств связи для реализации образовательного процесса в дистанционном режиме); обучающиеся оценивают взаимодействие с помощью таких критериев, как полнота контента, учет индивидуальных особенностей мышления, средства коммуникации. Выделенные параметры позволяют определить характер сотрудничества, но, с нашей точки зрения, эмпирические данные, полученные с помощью методики, разработанной на основе данных критериев, не могут в полной мере отражать качество ЭИОС, поскольку интерактивное учебное взаимодействие – процесс двусторонний, а следовательно, оно должно оцениваться по одинаковым параметрам как студентами, так и преподавателями. Данной точки зрения также придерживаются О. К. Шевченко, К. С. Федяев, Т. С. Смирнова, преподаватели с кафедры информатики и управления Военного университета им. князя Александра Невского [19, 20]. Авторами выделены в качестве критериев оценки качества ЭИОС материально-технические условия, кадровые и информационные условия. Каждая группа условий оценивается экспертами (обучающимися − курсантами и слушателями; преподавателями и администрацией), что позволит определить возможные недостатки и наметить пути их устранения.
В диссертационном исследовании Д. А. Гагариной электронная информационно-образовательная среда вуза описывается как средство повышения эффективности обучения гуманитарным дисциплинам [21]. Автор считает, что эффективность организации данной среды необходимо рассматривать по критериям: открытый доступ к различным источникам информации, мобильность публикации электронных ресурсов, наличие эффективных инструментов поиска информации (удобные варианты навигации), наглядность передачи учебного материала, высокая технологичность информационно-ресурсного обеспечения, наличие обратной связи в дистанционном режиме обучения. Данные показатели качества организации ЭИОС нашли отражение в диссертации А. А. Якумова, где информационно-образовательная среда рассматривается как фактор развития профессионального мастерства педагогов [22].
Н. Б. Стрекалова, описывая в своей докторской диссертации открытую информационно-образовательную среду как педагогическую систему, отмечает, что основным функциональным назначением данной среды является создание условий для взаимодействия с информационно-образовательными ресурсами в рамках учебного процесса [23]. Автор выделяет такие критерии, применяемые для оценки ее качества, как доступность ресурсов, саморазвитие и самоорганизация среды, возможность сетевого сотрудничества студентов и преподавателей. Охарактеризованные исследователем отличительные признаки открытой ЭИОС позволят скорректировать структуру данной среды для удовлетворения социального заказа на подготовку специалистов, способных применять информационные технологии во всех сферах жизнедеятельности.
В научных трудах зарубежных исследователей прослеживается системный подход как к качеству электронного обучения, так и к организации ЭИОС в виртуальном пространстве вуза.
Ф. Дангаисо, Ф. Макудза, Д. К. Жараваза, Ж. Кусвабадика, специалисты научно-педагогического университета Биндура (BUSE), в результате анализа перспектив дистанционной формы обучения сделали вывод, что системный подход к разработке компонентов электронной информационно-образовательной среды высшего учебного заведения, во-первых, обеспечивает ее целостную структуру, что выражается во взаимодополняемости электронных ресурсов и программного обеспечения, а во-вторых, влияет на качество данной среды, выражающейся в информативности и удобстве использования [24].
И. Милошевич, Е. Русо, А. Ракис, С. Асик, преподаватели Белградского университета, в исследовании, посвященном типам поведения студентов в условиях дистанционного обучения, приводят критерии качества ЭИОС с позиции системного подхода, в рамках которого каждая составляющая цифровой среды рассматривается во взаимосвязи с остальными [25]. Авторы, характеризуя критерии «удобство сотрудничества», «информативность сайта вуза», «способы аттестации», описывают их взаимовлияние, от которого в конечном счете зависит такой показатель, как качество ЭИОС.
Дж. Шах, профессор Оттавского университета, рассматривая факторы, влияющие на адаптацию электронного обучения в высших учебных заведениях Канады, к ключевым относит критерии качества электронной информационно-образовательной среды, на основании которых данное виртуальное образовательное пространство должно быть разработано [26]. Исследователь с позиции системного подхода к качеству ЭИОС выделяет следующие показатели: технологичность, разнообразие способов связи (как в режиме реального времени, так и в условиях удаленной учебной работы).
Х. Янг, А. Я. М. А. Ислам, X. Гу, преподаватели Восточно-Китайского педагогического университета, разработавшие модель дистанционного обучения для шести университетов в пяти муниципалитетах Китая, в качестве критериев оценки качества электронной информационно-образовательной среды рассматривают простоту использования платформ электронного обучения, возможность коллективной учебной работы с параллельным консультированием преподавателей, способы взаимодействия между студентами и преподавателями и студентами [27]. Л. Ли, профессор Уханьского технологического университета, считает, что данные критерии необходимо дополнить таким показателем, как наличие сервисов и платформ для дополнительного культурного просвещения обучающихся вне рамок учебной программы [28].
Таким образом, отечественные и зарубежные исследователи, придерживающиеся системного подхода к оценке качества электронной информационно-образовательной среды вуза, настаивают на том, что в первую очередь средства и способы взаимодействия в условиях дистанционного обучения, а также педагогические технологии, адаптированные к данной форме сотрудничества, являются показателем информативности ЭИОС, который напрямую влияет на качество обучения. Сравнивая данный подход с аналитическим, необходимо отметить, что представители последнего рассматривают эффективность e-Learning и качество ЭИОС как синонимичные категории, что не является верным.
Электронная информационно-образовательная среда университета является одновременно и условием, и средством дистанционного обучения; разработанность ее компонентов, включая коммуникативный, оказывает косвенное, но не прямое влияние на качество усвоенного студентами учебного материала. Большинство выделенных исследователями критериев включает субъективное отношение, которое может быть негативным ввиду отсутствия соответствующих информационных компетенций.
Следовательно, диагностическая методика, позволяющая оценить качество ЭИОС, должна включать объективные критерии, выделенные исследователями на основании обоих подходов, аналитического и системного; процедура опроса или анкетирования должна включать мнение как обучающихся, так и профессорско-преподавательского состава.
Ключевым критерием является возможность взаимодействия (средства, технологии и методы) в дистанционном режиме обучения посредством электронной информационно-образовательной среды вуза. Исследователи, освещающие вопрос проектирования ЭИОС, отмечают, что виртуальное сотрудничество в процессе обучения с помощью грамотно организованной виртуальной среды создает условия для профессионально-личностного развития будущего специалиста, формирования его познавательных потребностей; а также снижает уровень академической прокрастинации и повышает уровень информационной компетентности. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркиной обозначены четыре критерия, при соблюдении которых достигается эффективность дистанционного обучения: возможность взаимодействия преподавателей и студентов; эффективность используемых педагогических технологий; качество методических материалов и разнообразие способов их доставки; эффективность обратной связи [29]. Первый и последний критерии относятся к условиям организации ЭИОС. М. Л. Субочева, М. Е. Вайндорф-Сысоева, Г. Н. Некрасова подчеркивают необходимость разработки соответствующих компонентов ЭИОС для организации эффективного взаимодействия преподавателя и обучающихся, что является показателем ее качества [30].
Диагностический инструментарий, разработанный в отечественных вузах для оценки влияния ЭИОС на качество образовательного процесса и характер взаимодействия между его субъектами, полностью соответствует указанным характеристикам.
В докторской диссертации С. Л. Атанасяна «Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза» апробирована методика для оценки качества ЭИОС, состоящая из анкет для студентов и преподавателей. Учеными в разных ракурсах исследуются такие показатели электронной информационно-образовательной среды вуза, как информативность ресурсов, способы проверки знаний, возможность сотрудничества. Бо̀льшая часть вопросов анкет посвящена самостоятельной разработке студентами, аспирантами ресурсов ЭИОС, что не является характерной и распространенной практикой в вузах, в связи с чем данная методика не может быть использована в рамках настоящего исследования [31].
В диссертации Н. Б. Сэкулич качество информационно-образовательной среды рассматривается в контексте интерактивности [32]. Автором разработана методика для оценки интерактивности электронных учебных курсов Moodle, используемых в образовательном процессе. Критериями интерактивности являются следующие: «социальный элемент» − наличие и характер социального взаимодействия в дистанционном режиме; «дизайн среды» − способы передачи информации и проявления индивидуальной активности студента; «интерактивность ресурсов» − использование технологий двунаправленного обмена информацией. В связи с тем что методика ограничивается оценкой качества организации дистанционного обучения с помощью только одного ресурса, платформы Moodle, данный диагностический инструментарий не соответствует цели и предмету настоящего исследования.
Л. А. Горовенко в диссертационном исследовании «Построение информационно-образовательной среды с элементами искусственного интеллекта» использует авторскую методику для оценки качества ЭИОС [33]. Анкета, предназначенная для экспертов, позволяет в б̀ольшей степени оценить технологическую составляющую исследуемой среды, критерий «взаимодействие» отражен в двух вопросах (наличие технических средств для обработки и анализа ответов обучающихся; возможность реализации активных методов обучения в дистанционном режиме), в связи с чем данная методика может быть задействована в настоящем исследовании в качестве дополнительной.
С. С. Новиковой в кандидатской диссертации, посвященной исследованию информационной образовательной среды военного вуза, была использована диагностика степени выраженности характеристик ЭИОС (методика Н. П. Бадьиной, модифицированная автором для информационной среды военного вуза) [34]. Предложенная автором анкета позволяет определить уровни психологической комфортности среды для обучающихся, возможность индивидуализации обучения, степень открытости и демократичности среды, оснащенность ЭИОС информационными ресурсами. Однако критерий «взаимодействие» оценивается в одностороннем порядке, т. е. отражает отношение к дистанционному обучению курсантов, не принимая во внимание мнение преподавателей. В диссертации О. В. Башарина вышеперечисленные критерии послужили основой для анкетирования преподавателей [35], что не позволяет оценить эффективность организации информационной образовательной среды вуза с позиции студентов. Всё вышеизложенное свидетельствует о том, что упомянутые методики не дают полную оценку качества ЭИОС.
А. В. Капцовым, доктором психологических наук, заведующим кафедрой психологии управления Самарской гуманитарной академии, и Е. И. Колесниковой, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры философии Института гуманитарных наук и технологий Самарского государственного технического университета, была разработана экспресс-методика оценки образовательной среды вуза в условиях ее цифровизации. Данная диагностическая методика основана на экопсихологическом подходе. Анкета, предназначенная для студентов и преподавателей, разработана для исследования эффективности взаимодействия в цифровой среде вуза. Показатель качества методики − согласованность пунктов шкалы или надежность, подтвержденная системой статистического анализа STATISTICA 10.0 [36]. Экспресс-методика включает необходимые для оценки качества ЭИОС критерии, в связи с чем может быть использована в рамках настоящего исследования.
М. Г. Сороковой, М. А. Одинцовой, Н. П. Радчиковой, преподавателями Московского государственного психолого-педагогического университета, была разработана шкала оценки цифровой образовательной среды университета (AUDEE Scale) [37]. Данная диагностическая методика позволяет исследовать качество ЭИОС по следующим критериям-индикаторам: удовлетворенность учебным процессом и коммуникативным взаимодействием, стрессонапряженность, доступность образования, необходимость поддержки преподавателей, нечестные стратегии при контроле знаний. Вопросы анкеты могут быть адресованы преподавателям, в связи с чем она может быть задействована для исследования качества ЭИОС вуза.
Таким образом, в диагностических методиках отечественных исследователей информационные ресурсы ЭИОС оцениваются в контексте технологичности, интерактивности и возможности осуществлять сотрудничество (онлайн в режиме реального времени) в процессе дистанционного обучения.
Исследование качества ЭИОС вуза в трудах зарубежных авторов осуществляется преимущественно с помощью диагностических шкал, в которых отражено отношение к ней всех ее участников.
Диагностическая шкала (авторы Г. Родригес-Абития, С. Мартинес-Перес, М. С. Рамирес-Монтойя, Э. Лопес-Каудана) была применена в исследовании качества дистанционного образования, а также информативности цифровой образовательной среды трех университетов в Испании и четырех в Мексике [38]. В качестве критериев специалистами были рассмотрены такие компоненты ЭИОС, как информационно-коммуникационные технологии (индикаторы: частота и удобство использования); педагогические технологии, обеспечивающие передачу знаний (интерактивные и традиционные, адаптированные для онлайн-обучения); технологии организации коллективного сотрудничества студентов. Существенным недостатком данной шкалы в рамках исследуемого вопроса – диагностики качества ЭИОС − является отсутствие критерия «вовлеченность» преподавателя вуза в образовательную среду. Данный критерий учтен в поведенческих шкалах для оценки качества смешанного (комбинация занятий в режиме онлайн и офлайн) и дистанционного образования, разработанных Л. Матозасом-Лопесом, Дж. C. Агуадо-Франко, Дж. Гомесом-Галаном [39]. С помощью предложенной методики возможно выявить степень мотивации и эмоционально-ценностное отношение преподавателей к организации ЭИОС (в частности, к перенесению образовательного процесса в цифровую среду). Однако данная методика, во-первых, не позволяет определить те же самые личностные характеристики у студентов, а во-вторых, не позволяет оценить качество организации занятий в онлайн-режиме. В связи с этим необходимо задействовать дополнительный диагностический инструментарий.
Юан Кьюинг Джин, Шэн-Лианг Лин, Кьюн Жао, Сунг-Вен Ю, Ю-Шенг Су, специалисты Технологического университета Нинбо (NBUT) и национального университета Пиндун (NPTU), разработали шкалу-опросник, с помощью которого было исследовано качество организации ЭИОС, а также уровни социальной включенности студентов в процесс дистанционного обучения в период пандемии COVID-19 [40]. В результате апробации данный диагностический инструментарий позволил определить закономерность от влияния виртуальной образовательной среды на позицию студента в образовательном процессе. Один из важных критериев диагностической методики − возможность социального взаимодействия в цифровой образовательной среде, а также ее безопасность. Шкала включает следующие критерии: интерактивность, педагогическое сопровождение обучающихся; коллективное учебное взаимодействие внутри студенческого сообщества; взаимодействие обучающихся в режиме онлайн с профессорско-преподавательским составом вуза; наличие обратной связи от педагога при проверке тестовых работ. С помощью данного диагностического инструмента возможно оценить качество ЭИОС вуза, в связи с чем методика будет задействована в настоящем исследовании.
Таким образом, диагностические шкалы, разработанные зарубежными исследователями, позволяют посредством оценки качества ЭИОС оценить эффективность управления учебным процессом в дистанционном режиме.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
В качестве методологических подходов к оценке качества электронной информационно-образовательной среды в настоящем исследовании использованы следующие: системный, личностно ориентированный, деятельностный и средовый.
Системный подход позволил выявить существующие в исследованиях отечественных и зарубежных авторов критерии эффективности ЭИОС высшего учебного заведения, а также определить влияние данной среды как совокупности компонентов на качество дистанционного обучения. Выявление связей внутри любой системы, в частности внутри ЭИОС, позволяет создать процессуальную основу для ее мониторинга. С позиции системного подхода в настоящем исследовании были комплексно проанализированы диагностические методики.
Необходимость применения личностно ориентированного подхода обусловлена тем, что при подборе наиболее оптимального диагностического инструментария он позволяет учесть информационные компетенции как обучающихся, так и профессорско-преподавательского состава вуза. Учет предпочтений студентов и преподавателей к организации дистанционного обучения, выявленный с помощью системной оценки качества электронной информационно-образовательной среды, позволит скорректировать содержательное наполнение и технический инструментарий компонентов ЭИОС для достижения наибольшей результативности учебного процесса в удаленном режиме.
В соответствии с деятельностным подходом как теоретико-методологической стратегией настоящего исследования было учтено субъект-субъектное взаимодействие обучающихся и преподавателей. Деятельность профессорско-преподавательского состава в рамках ЭИОС направлена на создание условий для освоения студентами знаний и умений; деятельность обучающихся – на освоение электронных баз данных, формирование культуры самостоятельной деятельности в информационной среде, применение теоретических знаний в практической учебной деятельности (решение проблемных заданий; подготовка индивидуальных или коллективных проектов, лабораторных работ с помощью информационных технологий и т. д.).
Средовый подход позволил рассмотреть потенциал ЭИОС в контексте повышения эффективности дистанционного образования. Электронная информационно-образовательная среда оказывает влияние на формирование не только познавательных, но и социокультурных потребностей обучающихся, которые могут быть реализованы посредством определенного ее компонента. Данная среда способствует развитию информационной компетентности субъектов учебно-воспитательного процесса; позволяет ретранслировать научную деятельность в рамках определенного вуза с помощью мультимедиа и гипермедиа; создает условия для открытого и доступного образования в дистанционном режиме.
Теоретическую основу исследования составили научные исследования отечественных и зарубежных авторов, посвященные оценке качества ЭИОС вуза; концепция влияния образовательной среды на интеллектуальное развитие личности обучающихся (Э. Н. Ильясова [41], В. А. Ясвин [42]); основы педагогического менеджмента по проектированию и оценке эффективности электронных образовательных ресурсов в условиях ЭИОС (И. Ю. Руднев [43]).
В настоящем исследовании был применен комплекс методов психолого-педагогического исследования:
− общетеоретические: контент-анализ научной педагогической литературы, сравнительно-сопоставительный анализ, систематизация материалов по проблеме исследования; интерпретация, синтез, индукция, классификация;
− эмпирические: автоматизированный метод сбора и обработки статистической информации (Google-анкеты, Google-опросы); статистические методы обработки экспериментальных данных (корреляционный, кластерный и факторный анализ); обобщение опыта работы и массовой практики.
Опытно-экспериментальная база исследования − Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова (г. Ульяновск).
Таким образом, достоверность научных результатов и выводов настоящего исследования обеспечивается методологической обоснованностью концептуальных положений системного, личностно ориентированного, деятельностного и средового подходов к оценке качества электронной информационно-образовательной среды педагогического вуза; применением совокупности методов, соответствующих целям и задачам исследования; использованием математических методов обработки статистических данных.
Результаты исследования / Research results
Электронная информационно-образовательная среда как средство аккумулирования и систематизации различных информационных платформ и сервисов сети Интернет влияет на взаимодействие между субъектами учебного процесса, результат которого отражается на качестве дистанционного обучения. Вопрос качества образования в удаленном режиме необходимо рассматривать с позиций обучающихся, преподавателей, администрации высшего учебного заведения и общества.
Каждый субъект образовательного процесса имеет собственные представления о качестве дистанционного образования посредством ЭИОС:
− для профессорско-преподавательского состава данная категория означает удобство электронного документооборота, учебно-методических комплексов, возможность организации с помощью информационных технологий различных форм занятий (лекции, семинары с выполнением практических групповых проектов);
− для обучающихся (студентов, магистрантов, аспирантов) – доступное размещение учебной информации, эффективная система электронного оповещения (расписание занятий, сроки сдачи заданий и тестов), наличие обратной связи по вопросам итоговой и промежуточной аттестации;
− для родителей обучающихся – положительные оценки в экзаменационную сессию;
− для администрации вуза – высокие показатели успеваемости по каждому направлению подготовки за учебный период;
− для общества – компетентность будущих специалистов в определенной отрасли, соответствие профессиональных знаний и умений мировым стандартам.
Следовательно, качество ЭИОС должно отражать все вышеперечисленные запросы к организации учебного процесса в удаленном режиме, которые, в свою очередь, должны быть отражены в вопросах диагностической методики.
Эффективность организации компонентов данной среды не должна оцениваться исключительно с позиции достижения результатов образования; качество ЭИОС заключается в возможности использования разнообразных форм и способов дистанционного взаимодействия преподавателей и обучающихся, которое не может ограничиваться проведением видеоконференций и проверкой онлайн-тестов с использованием технологий искусственного интеллекта.
В контексте использования ресурсов ЭИОС субъекты учебного процесса должны обладать соответствующей информационной компетентностью. У преподавателя данное интегративное качество проявляется в умении использовать различное программное обеспечение и сервисы сети Интернет для разработки дидактических интерактивных материалов; в готовности продуцировать креативные способы передачи информации; в способности адаптировать традиционные педагогические технологии обучения и воспитания к дистанционному режиму. Информационная компетентность обучающихся заключается в способности использовать цифровой контент для получения знаний и умений, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Таким образом, поиск оптимальных критериев для оценки качества организации ЭИОС затрагивает такие категории, как качество дистанционного образования и уровни информационной компетентности субъектов учебного процесса.
Исследование проводилось на базе Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова (г. Ульяновск). В нем приняли участие 60 респондентов: 30 магистрантов заочного отделения, получающих образование в дистанционном режиме (профиль «Научно-методическое обеспечение начального образования»); 30 преподавателей, активно использующих компоненты ЭИОС (образовательные платформы Moodle, Google Classroom; виртуальные диски Google Jamboard, Padlet, Miro; сервисы Google Meet, Zoom; электронные библиотечные системы и т. д.) для организации онлайн-взаимодействия.
Необходимо отметить, что обучающиеся (магистранты) являются учителями и методистами общеобразовательных школ, в своей профессиональной деятельности используют информационные технологии, участвуют в разработке компонентов ЭИОС школ, что повышает актуальность настоящего исследования. Эффективность дистанционного обучения педагогических работников в условиях ЭИОС вуза влияет на качество их профессиональной деятельности. Выявленные критерии могут быть использованы для разработки диагностического инструментария для оценки качества ЭИОС школы.
В результате теоретического анализа были выбраны наиболее информативные диагностические методики (М):
М1 – анкета оценки образовательной среды вуза (А. В. Капцов, Е. И. Колесникова [44]);
М2 − шкала-опросник «Качество организации виртуальной среды вуза» (У. К. Цзинь, С.-Л. Линь, К. Чжао, С.-Ш. Ю, У.-С. Су [45]);
М3 − шкала оценки цифровой образовательной среды университета (AUDEE Scale) (М. Г. Сорокова, М. А. Одинцова, Н. П. Радчикова [46]);
М4 – опрос «Оценка показателей информационно-образовательной среды по степени их важности (Л. А. Горовенко [47]).
Необходимо подчеркнуть, что целью настоящего исследования являлась не оценка качества ЭИОС вуза, а поиск критериев, позволяющих оптимизировать диагностический инструментарий. Каждая из вышеперечисленных методик отражает определенные критерии (К) качества ЭИОС вуза, которые могут быть исследованы с помощью соответствующих вопросов-индикаторов (В), что отражено в табл. 1.
Таблица 1
Описание критериев диагностических методик для оценки качества ЭИОС вуза
Критерии качества ЭИОС вуза |
Диагностические методики / вопросы-индикаторы |
|||
М1 |
М2 |
М3 |
М4 |
|
К1 Интерактивность |
В13 |
В9, В26 |
В3, В35 |
В2, В5 |
К2 Возможность взаимодействия между студентами в режиме онлайн |
В3, В8, В9, В12, В19 |
В10, В19 |
В22 |
В7, В26 |
К3 Открытость |
В2, В15, В27 |
В2 |
В16 |
В1, В11 |
К4 Доступность |
В1, В6, В16, В26, В36, В37 |
В1, В21, В22, В27, В28, В29, В37 |
В1, В4, В6, В12, В14, В27, В36 |
В4 |
К5 Информативность |
В4, В11, В17 |
В3, В4, В5, В6, В36 |
В7, В10, В17, В23, В26, В33 |
|
К6 Достоверность данных, полученных с помощью платформ для проведения контроля и оценки уровня знаний студентов |
В14 |
В13, В17, В18, В25 |
В2, В15 |
|
К7 Наглядность |
В30 |
В20 |
|
В8, В21 |
К8 Высокая технологичность информационно-ресурсного обеспечения |
В20 |
В35 |
В21 |
В9 |
К9 Полнота и системность образовательного контента |
В5, В18, В28 |
В14 |
В5, В8, В28, В30 |
|
К10 Информационно-психологическая безопасность |
В24 |
В11, В15, В23, В24, В30 |
В11, В13, В19, В24, В25, В29, В32, В34 |
В10 |
К11 Наличие средств стимулирования познавательной активности обучающихся |
В32 |
В12 |
В20, В31, В38 |
|
К12 Разнообразие средств коммуникации |
В25, В29 |
В8, В16 |
В18 |
В12 |
К13 Возможность взаимодействия между студентами в режиме онлайн |
В22, В23, В34 |
В7 |
|
В17 |
К14 Использование программного обеспечения и сервисов на основе искусственного интеллекта для контроля и оценки уровня знаний обучающихся |
|
В31 |
|
В16 |
К15 Доступность системы оценивания |
В10, В21, В35 |
В32 |
|
В21, В22 |
К16 Доступность инструментария |
В7 |
В33 |
|
В6, В15 |
К17 Наличие подсистем управления информационным контентом |
В33 |
В34 |
|
|
К18 Наличие средств аналитики дистанционного обучения |
В31 |
В37 |
|
В13 |
К19 Цифровой след развития личностного потенциала |
|
В36 |
|
В14 |
К20 Программные средства обеспечения индивидуального образовательного маршрута |
|
В38 |
В9 |
В3 |
Математическая обработка эмпирических данных, полученных в ходе эксперимента, осуществлялась с помощью программы Statistica 10.0. На первом этапе анализа данных осуществлялась оценка корреляционных связей между вопросами. Проверка статистических гипотез проводилась с помощью коэффициента корреляции Пирсона, а результаты статистической обработки считались значимыми при p < 0,01. В результате проведения корреляционного и кластерного анализа (метод К‑средних, метод Варда) были выявлены значимые корреляционные связи между вопросами-индикаторами, что позволило сократить их количество, оставив наиболее информативные для каждой методики.
Наиболее значимыми являются следующие вопросы-индикаторы:
− для методики М1: В1, В4, В9, В27 (соответствуют критериям «открытость», «доступность», «информативность», «возможность взаимодействия в режиме онлайн»);
− для методики М2: В6, В28, В35 (соответствуют критериям «доступность», «информативность», «высокая технологичность информационно-ресурсного обеспечения»);
− для методики М3: В14, В15, В21 (соответствуют критериям «доступность», «достоверность данных, полученных с помощью платформ для проведения контроля и оценки уровня знаний студентов», «высокая технологичность информационно-ресурсного обеспечения»);
− для методики М4: В2, В8 (соответствуют критериям «интерактивность», «наглядность»).
Согласно проведенному исследованию, критерии К1-К8 включают в себя содержательные характеристики критериев К9-К20. Таким образом, была доказана возможность сокращения числа критериев, дублирующих друг друга внутри методик.
На втором этапе обработки эмпирических данных осуществлялась оценка корреляционных связей между отобранными информативными вопросами М1−М4. Результаты статистической обработки считались значимыми при p < 0,01. Проведенный корреляционный анализ позволил сделать вывод о наличии значимых корреляционных связей между M3В15 с М3В14 и М3В21; М235 с M3В15 и М3В21. Дублирующие вопросы были исключены, оставшиеся отражают наиболее информативные критерии, что позволяет сделать вывод о наличии возможности разработки адаптированной методики, базирующейся на меньшем количестве критериев для оценки качества ЭИОС. Результаты отбора информативных вопросов на основе кластерного (метод К-средних) и факторного анализов (метод главных компонент), представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты отбора информативных критериев диагностических методик
оценки качества ЭИОС (матрица корреляционных связей)
M1В1 |
M1В4 |
M1В9 |
M1В27 |
М2В6 |
M4В2 |
M4В8 |
M2В28 |
M3В15 |
|
M1В1 |
1,000 |
–0,094 |
–0,145 |
0,143 |
–0,026 |
0,114 |
0,153 |
0,052 |
0,073 |
M1В4 |
–0,094 |
1,000 |
–0,023 |
0,230 |
0,151 |
0,043 |
–0,087 |
0,091 |
–0,095 |
M1В9 |
–0,145 |
–0,023 |
1,000 |
0,110 |
0,011 |
0,017 |
–0,086 |
–0,285 |
–0,015 |
M1В27 |
0,143 |
0,230 |
0,110 |
1,000 |
–0,166 |
0,161 |
–0,106 |
–0,056 |
–0,064 |
М2В6 |
–0,026 |
0,151 |
0,011 |
–0,166 |
1,000 |
–0,004 |
0,062 |
–0,161 |
0,126 |
M2В28 |
0,052 |
0,091 |
–0,285 |
–0,056 |
–0,161 |
–0,081 |
0,005 |
1,000 |
0,137 |
M3В15 |
0,073 |
–0,095 |
–0,015 |
–0,064 |
0,126 |
–0,014 |
–0,011 |
0,137 |
1,000 |
M4В2 |
0,114 |
0,043 |
0,017 |
0,161 |
–0,004 |
1,000 |
0,187 |
–0,081 |
–0,014 |
M4В8 |
0,153 |
–0,087 |
–0,086 |
–0,106 |
0,062 |
0,187 |
1,000 |
0,005 |
–0,011 |
В табл. 2 отображено отсутствие корреляционных связей между отобранными информативными критериями. Следовательно, было выполнено условие для исключения явления мультиколлинеарности, которое затрудняет оценку и анализ общего результата (проведение регрессионного и кластерного анализа).
Заключение / Conclusion
В результате проведенного исследования были определены информативные критерии из каждой рассмотренной методики (М1-М4) оценки качества ЭИОС:
− Интерактивность − использование технологий двунаправленного обмена информацией; возможность коммуникации (между преподавателем и студентом; между студентами в больших и малых группах) в режиме реального времени в рамках дистанционного обучения.
− Возможность взаимодействия между студентами в режиме онлайн − разнообразие средств коммуникации в дистанционном режиме, наличие указаний (гиперссылок) в ЭИОС на платформы и сервисы, обеспечивающие взаимодействие субъектов образовательного процесса.
− Открытость – отсутствие сложного протокола регистрации для доступа к ресурсам ЭИОС.
− Доступность − простота использования ресурсов ЭИОС (в том числе платформ для электронного обучения) пользователями с разными уровнями информационной компетентности.
− Информативность − возможность свободного доступа к различным (внутренним и внешним) источникам информации, необходимым для реализации процесса обучения в дистанционном режиме; наличие эффективных инструментов поиска информации внутри ЭИОС.
− Достоверность данных − платформы для проведения контроля и оценки уровня знаний студентов позволяют исключить фальсификацию онлайн-тестов.
− Наглядность – визуализация изучаемых алгоритмов и процессов с помощью ресурсов ЭИОС.
Учет данных критериев при проектировании компонентов электронной информационно-образовательной среды вуза позволит усовершенствовать процесс организации дистанционного обучения. Другими словами, если рассматривать данную среду в контексте предоставляемых ею образовательных возможностей, то критерий качества ее организации – это в первую очередь наличие ресурсов для взаимодействия. Предоставление обучающемуся возможности проявлять активность в рамках использования ресурсов ЭИОС позволяет создать условия для его саморазвития посредством дистанционных технологий, т. е. ведет к реализации субъектности в образовании; отсутствие данной активности приводит к тому, что он остается объектом влияния факторов данной среды. Качество данного взаимодействия зависит от критериев «открытость среды» и «доступность инструментария платформ», которые отражают технические и методические характеристики компонентов ЭИОС. Критериями, отражающими качество образовательного контента в рамках дистанционного режима обучения, являются «информативность», «наглядность», а также «достоверность данных». Полученные результаты позволят в дальнейшем усовершенствовать процесс организации дистанционного обучения посредством электронной информационно-образовательной среды. Необходимо подчеркнуть, что, с точки зрения авторов, онлайн-взаимодействие субъектов учебного процесса в рамках ЭИОС не должно ограничиваться проведением видеоконференций и проверкой практических заданий. В настоящее время преподаватель вуза должен владеть соответствующим инструментарием сервисов и платформ, позволяющим адаптировать эффективные технологии коллективного обучения к дистанционному режиму. Выделенные в настоящем исследовании критерии могут быть использованы для разработки единого пространства классификации респондентов-преподавателей (участников эксперимента оценки качества ЭИОС).
Таким образом, были определены направления дальнейшего исследования:
− определение универсальных критериев, по которым можно классифицировать респондентов по уровням их готовности и способности использовать в своей профессиональной деятельности ресурсы ЭИОС;
− разработка унифицированной (единой) методики оценки качества ЭИОС (УМОК ИОС), эффективного диагностического инструментария для оценки ЭИОС, состоящей из меньшего количества наиболее информативных вопросов-индикаторов;
− апробация методики УМОК на базе нескольких вузов с идентичными компонентами ЭИОС.