Full text

Введение / Introduction

 

Изучение мотивации студентов в процессе обучения иностранным языкам, ее повышение и поддержка на высоком уровне всегда вызывали интерес как отечественных, так и зарубежных исследователей. Считается, что «мотивация является предиктором успешности обучения и психологического благополучия студентов» [1], а также залогом подготовки качественного специалиста с определенным набором компетенций [2]. На основании этого одной из задач современной системы образования становится поиск оптимальных форм, методов и средств повышения мотивации у обучающихся к изучению иностранного языка.

 Обычно мотивация к изучению иностранного языка на ранних этапах обучения высокая, она стимулируется за счет видимого прогресса и академических успехов, поскольку базовые знания грамматики и лексики на элементарном уровне усваиваются легче и не требуют повышенной когнитивной нагрузки. Однако мотивация обучающихся к изучению иностранного языка может постепенно снижаться за счет перехода на повышенный языковой уровень. Студенты начинают испытывать трудности в использовании сложных грамматических и синтаксических конструкций, специальной терминологии и лексики. Угасающая мотивация студентов к учебной деятельности приводит к пассивному изучению иностранного языка и отсутствию динамики овладения им.

Интерес к проблеме развития мотивации у обучающихся высших заведений к изучению иностранного языка возрастает в силу их ориентации не только на повышение уровня владения иностранным языком, но и на изучение методических возможностей технологий Web 2.0 как одних из мотивирующих средств в обучении на сегодняшний день. К ним можно отнести разные мобильные приложения, блог-технологии, социальные сети, вики-технологии, аудиоинструменты, онлайн-геймификацию, виртуальную реальность, хранилище открытых учебных материалов, онлайн-учебники [3].

Наиболее перспективным инструментом технологий Web 2.0, по мнению автора, где обучение строится с учетом персональных особенностей и потребностей студентов, отражая интеграцию инновационных и традиционных технологий в обучении рецептивным и продуктивным видам речевой деятельности, является учебный блог [4].

Учебный блог представляет собой датированные записи в блоге мультимедийного характера, расположенные в хронологическом порядке и относящиеся к определенной тематической сфере [5]. Что касается учебного блога в обучении иностранным языкам, он содержит информационное пространство обучающихся и преподавателя, имеет обучающий характер по предмету и общую выстроенную коммуникацию в онлайн-среде [6]. Учебные блоги могут не только включать тексты, картинки, видео и ссылки, но и специализироваться по конкретной области, таким образом, существуют арт-блоги, фотоблоги, видеоблоги/влоги, микроблоги и т. д. [7]

Актуальность исследуемой проблемы: учебный блог можно рассматривать как средство обучения в повышении уровня мотивации студентов, как интегративной, так и инструментальной, к изучению иностранного языка в вузе.

В связи с этим цель исследования – выявление и обоснование оптимальных методических условий в повышении мотивации студентов к изучению иностранного языка средствами учебного блога.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

– отобрать научно-педагогическую и методическую литературу с целью выявления методических условий развития мотивации студентов к изучению иностранного языка с использованием учебного блога;

– осуществить анализ и интерпретацию методических условий развития мотивации студентов к изучению иностранного языка с использованием учебного блога;

– дать обоснование эффективности выявленных методических условий в повышении мотивации студентов к изучению иностранного языка посредством учебного блога.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Вопросы сущности и специфики учебного блога в обучении студентов иностранным языкам стали предметом изучения в трудах ученых с начала 2000-х годов.

В отечественной практике обучения иностранным языкам учебный блог был впервые применен А. В. Филатовой.  В рамках академического курса «Американская литература» А. В. Филатова предложила организацию обучения иностранным языкам при помощи блог-технологии, направленной на развитие у студентов навыков чтения и аудирования на основе следующих дидактических условий [8]:

  1. Актуальность применения блог-технологии с учетом отобранных тем предложенного курса.
  2. Выбор оптимальных форм обучения и форм контроля студентов.
  3. Объективные критерии оценки качества обучения с использованием блог-технологии.
  4. Своевременный мониторинг качества обучения с использованием блог-технологии и анализ динамики развития текущих знаний и уровня обученности.

Данные дидактические условия составляют основу программно-методического обеспечения образовательного процесса, нацеленного на развитие перцептивных видов речевой деятельности у обучающихся. 

Т. Ю. Павельева выделила следующие педагогические условия для развития у студентов языкового вуза навыков письменной речи при помощи интернет-блога [9]:

– наличие системы упражнений, ориентированных на развитие иноязычного письменного текста с учетом жанровой принадлежности;

– ориентация на выражение личного мнения и способов аргументации обучающимися в письменной коммуникации;

– взаимосвязь с пользователями интернет-блога.

Обозначенные А. А. Полетаевым методические условия в целях обучения письменной аргументированной речи старшеклассников на основе применения учебных блогов включают в себя [10]:

– получение отзыва на сообщение (наличие конструктивного отзыва от учителя на выполненное задание с учетом указанных недочетов/ошибок);

– гипертекстовую навигацию (посредством блога ученик может цитировать понравившиеся источники и тем самым демонстрировать способы своей аргументации);

– комментирование (возможность оставлять сообщения на посты своих сверстников);

– создание интернет-опроса (ученики сами могут создавать опросы к оценке содержания своих работ и организации представленного текста-рассуждения на определенную тему).

Важно отметить, что центральным элементом данных условий является учебный блог как средство обучения, играющее узкую компенсирующую роль в совершенствовании навыков письменной аргументированной речи и обеспечивающее активное функционирование в сетевой среде.

Характерные преимущества учебного блога были отражены в статьях П. В. Сысоева. Он рассматривает учебный блог как социальный сервис, направленный на развитие таких видов речевой деятельности, как чтение и письмо [11]. В отличие от других авторов, П. В. Сысоев выделил дидактические свойства и функции блог-технологии, которые создают среду для языковой и культурной практики в изучении иностранных языков. Учебный блог рассматривался автором как средство, обеспечивающее совокупность условий [12]:

– для развития умений самостоятельной учебной деятельности обучающихся;

– реализации педагогической технологии на основе метода обучения в сотрудничестве;

– имплементации индивидуальной образовательной технологии в обучении иностранным языкам.

Выполнив контент-анализ более поздних работ, относящихся к методике обучения иностранному языку студентов при помощи учебных блогов, можно отметить ряд благоприятных условий в развитии не только тех или иных видов речевой деятельности, но и цифровых навыков субъектов образовательного процесса. Так, Ю. И. Сёмич обосновала психолого-педагогические условия, направленные на формирование письменного высказывания на иностранном языке на основе корпусных технологий, где отметила как одно из условий сформированность ИКТ-компетенции как студентов, так и преподавателя. Второе условие характеризует мотивацию студентов к изучению иноязычного письменного высказывания на основе корпусных технологий. Третье условие ориентировано на сформированность иноязычной коммуникативной компетенции студентов на уровне В1. Четвертое условие включает учет этапов обучения иноязычному письменному высказыванию на основе корпусных технологий [13].

А. А. Гареев акцентировал внимание на следующие педагогические условия для организации самостоятельной работы студентов посредством учебного блога с целью развития у них профессиональной и иноязычной компетенции [14]: 

  1. Обратная связь (блог предоставляет возможность взаимодействовать с аудиторией и видеть ее реакцию на опубликованные посты).
  2. Аутентичность англоязычных материалов (аутентичные материалы помогают моделировать будущую профессиональную деятельность студентов).
  3. Проектирование индивидуальных траекторий с целью развития самостоятельной работы студентов (выбор предложенных траекторий обучения зависит от личных и профессиональных интересов обучающегося).
  4. Готовность преподавателя к использованию блог-технологии в обучении (компетентность преподавателя и его готовность к осуществлению учебной деятельности студентов с помощью учебного блога).
  5. Мониторинг самостоятельной работы студентов (учебный блог позволяет анализировать результаты самостоятельной работы студентов и определить эффективность проделанной работы). 

Среди перечисленных условий особенно важным является методическая готовность преподавателей и их отношение к организации обучения студентов при помощи учебных блогов, поскольку наличие опыта использования данного инструмента обеспечит более высокую результативность учебной деятельности обучающихся.

Что касается зарубежного опыта в контексте применения учебных блогов в целях формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов, то зарубежные ученые больше обращают внимание на разработку непосредственно заданий, выполняемых в учебном блоге.

Группа ученых (Дж. Фатхи, Н. Юсофи и др.) в своем исследовании указывают на одно из важнейших условий в формировании навыков письменной речи посредством блога. Авторы считают, что формирование особой профессионально ориентированной среды при помощи подбора аутентичных материалов будет способствовать развитию речевых и социокультурных умений, необходимых для будущей профессиональной деятельности [15].

К условиям формирования языковой компетенции студентов в контексте профессиональной подготовки студентов-лингвистов Т. Хоуриган и Л. Мюррей отнесли поэтапное выполнение заданий в учебном блоге, нацеленных на решение коммуникативной задачи и содержательного наполнения. Так, деятельность студентов выстраивалась с учетом трех этапов [16]:

1)   ознакомление с содержанием заданий и поиск путей их решения (работа с преподавателем);

2)   выполнение заданий с учетом требований, выдвинутых ограничений и норм, которые заранее были определены (самостоятельная работа студентов);

3)   проверка решения заданий.

Данной стратегии обучения иностранному языку студентов посредством блог-технологии придерживался Дж. Фатхи, однако в третий этап автор внес некоторые изменения. Прежде чем отправить задания на итоговую проверку, студентам предлагалось проверить свои задания с учетом элементов пруфридинга (proofreading), а именно выверить грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки [17].

Я. К. Ким и Т. Я. Ким, изучая блог-технологию в обучении студентов старших курсов навыкам чтения, выделили такие условия [18]:

– наличие рекомендаций для студентов по ведению учебного блога и описание его функциональных возможностей;

– своевременный мониторинг студентами выполненных заданий;

– использование личностно ориентированного подхода, способствующего повышению мотивации, уровня сформированности умений и навыков, необходимых для читательской грамотности;

– наличие критериев оценивания уровня сформированности навыков чтения посредством учебного блога;

– введение способов диагностики уровня сформированности читательских навыков и динамики их развития;

– формирование индивидуальной траектории обучения с учетом специфики профессиональной дисциплины, а также уровня владения иностранным языком.

Для того чтобы выявить эффективность тех или иных условий, Х. Дью с соавт. предложила регулярно изучать интересы, предпочтения студентов и отслеживать их уровень мотивации в процессе выполнения заданий в учебном блоге [19]. Поскольку учебный блог является одним из социальных сервисов, то важно наблюдать за вовлеченностью, а также динамикой развития общей самооценки студентов.

Эту же мысль разделяет и З. Дёрней, который считает, что вовлеченность студентов является детерминантом восприятия, усилий и той энергии, которые направлены на формирование академического опыта [20]. Отчасти вовлеченность имеет взаимосвязь с мотивацией, поэтому о том, насколько мотивированы обучающиеся, будут свидетельствовать результаты их академического процесса.

В современных зарубежных исследованиях вместо дидактических условий чаще рассматриваются теоретические аспекты инструментов Web 2.0, например свойства и функции. Группа ученых (С. Юсефифард и Дж. Фатхи) в рамках собственного исследования описывает свойства учебного блога, где каждому из свойств соответствует методическая функция. Так, к свойствам блога они отнесли [21]:

– интерактивность, функцией которой выступает взаимодействие с внешними и внутренними пользователями; 

– безопасность, функцией которой выступает защита личной информации, авторские права на опубликованный письменный текст, предотвращение угроз и т. д.;

– доступность, функцией которой является возможность использовать в синхронном и асинхронном формате, возможность скачать на мобильный телефон и т. д.

Данные дидактические свойства и функции дополняются У. Чен, С. Хэпгуд, они выделяют мультимодальность как еще одно из свойств, включающее процесс познания и усвоения новых знаний, функцией которой выступают разные каналы восприятия [22]. В статье других авторов (М. А. Альхарби и др.), можно отметить следующее из свойств – мультимедийность, которая предоставляет возможность использовать и оформлять материал в разном виде [23].

В свою очередь С. Хан [24] и С. П. Гимире [25] считают, что определение дидактических свойств и методических функций учебного блога является особенностью организации обучения студентов иностранному языку, а также важно для разработки методики обучения в целом.

Вышеперечисленные педагогические условия позволяют создать оптимальные требования к образовательному процессу и контролировать внешние обстоятельства в пределах заданной педагогической стратегии с целью повышения эффективности учебной деятельности студентов.

Важно отметить, что ранее в психолого-педагогической и методической литературе не были выявлены условия, направленные на развитие мотивации обучающихся посредством блог-технологии.

Таким образом, в рамках данного исследования раскроем методические условия, способствующие повышению мотивации студентов вуза к изучению иностранного языка средствами учебного блога.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Методологическую базу исследования составляют теоретические методы, среди которых – анализ предмета исследования на основе педагогической и методической литературы; контент-анализ продуктов письменной деятельности студентов в процессе обучения иностранному языку посредством учебного блога “WordPress” [26].

В качестве эмпирического метода по апробации методических условий был применен педагогический эксперимент. Экспериментальной базой исследования стал Институт филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета г. Казани. В исследовании приняли участие 59 студентов II курса по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (русский язык и иностранный (английский) язык). Экспериментальная работа проводилась в период с 9 февраля 2022 года по 31 мая 2022 года по дисциплине «Иностранный язык». В экспериментальной группе (ЭГ) участниками стали 30 студентов, в контрольной группе (КГ) – 29 студентов.

Диагностирующий инструментарий исследования включал мотивационное анкетирование, направленное на выявление динамики развития мотивации студентов к изучению иностранного языка. Предложенная модифицированная анкета была разработана с учетом требований З. Дёрней [27], Р. M. Райан, Э. Л. Деси [28], Т. Тагучи [29]. Она включает 5-балльную шкалу Лайкерта, преобразованную из оригинального опросника “AMTB Test Baterry” Роберта Гарднера, варьирующуюся от «Вы абсолютно согласны с утверждением» до «Вы абсолютно не согласны с утверждением» [30]. Анкетные утверждения направлены на выявление групп мотивов, раскрывающих интегративный или инструментальный типы мотивации.

Мотивационная анкета состоит из трех частей, в ней фиксируются 53 утверждения, 6 биографических и 2 открытых вопроса. Анкетирование проводилось через созданную онлайн Google-форму. Результаты опроса были проанализированы с помощью статистической программы SPSS (Statistical Package From Social Sciences).

 

Результаты исследования / Research results

 

Повышение мотивации студентов к изучению иностранного языка посредством учебного блога является сложным процессом, который требует тщательной подготовки со стороны преподавателя и учета методических условий с целью повышения инструментальной и интегративной мотивации студентов. 

В рамках данного исследования предложим методические условия, способствующие повышению мотивации студентов вуза к изучению иностранного языка средствами учебного блога. 

Одним из главных методических условий повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка является иммерсивная среда обучения (immersive learning environment). При выборе платформы с целью создания учебного блога предпочтение желательно отдать иноязычным блогам, включающим достаточное количество пользователей, которые являются носителями изучаемого языка.  Например, отобранный нами англоязычный сервис “WordPress” для обучения иностранному языку погружает студентов в языковую среду. Во-первых, этому способствуют опубликованные аутентичные материалы в виде постов, во-вторых, отсутствует русский интерфейс, что стимулирует восприятие и развитие иноязычной письменной речи обучающихся без опоры на родной язык и исключает возможность проявления языковой интерференции.

Отметим следующее методическое условие повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка посредством учебного блога – контекстный подход к обучению. Данный подход ориентирован на отбор актуальных тем в рамках заданной учебной траектории и выбора УМК. Обсуждение профессионально значимых тем, вызывающих эмоциональный отклик у студентов, является триггером для активного вовлечения в процесс обучения, что способствует повышению познавательной мотивации. Важно отметить, что учебный блог как канал коммуникации обеспечивает гибкое переключение студентов с офлайн-занятий на социально-ролевую онлайн-среду с сохранением контекста обучения.

Необходимым методическим условием в повышении мотивации студентов к изучению иностранного языка посредством учебного блога является мотивирующий дизайн онлайн-домашних заданий (motivational online task design). Дж. Келлер, основоположник теории мотивационного дизайна, определил, что завладеть вниманием обучающихся можно при помощи [31]:

– наглядно-образного восприятия (например, для того чтобы студентов заинтересовать домашним заданием, можно дополнить его интересными деталями и необычными фишками, добавить мотивирующие цитаты или чередовать форму подачи домашнего задания: текст, картинки или видео и т. д.);

– исследовательской/проектной деятельности (домашние задания с элементами проблематизации стимулируют обучающихся к самостоятельному поиску ответов и повышают уровень их учебной мотивации);

– разных методов подачи материала (к домашним заданиям можно прикреплять дополнительный учебный материал в виде проблемных ситуаций, проектов, использовать аналогии и т. д.).

Однако, несмотря на мотивирующий дизайн онлайн-домашних заданий, мотивация так или иначе может теряться, если представленный учебный материал не имеет значимости и актуальности для обучающихся. В связи с этим изучение сфер интересов студентов будет являться неотъемлемой частью организации учебной деятельности.

Следующим условием повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка является методическое сопровождение в условиях сетевого взаимодействия. Преподаватель как организатор сетевой деятельности студентов в учебном блоге является фасилитатором учебного процесса, обеспечивающим успешную групповую коммуникацию студентов и их взаимодействие друг с другом. Это позволяет увеличить объем речевых действий студентов и коммуникацию, в том числе с носителями изучаемого языка, а также управлять учебной мотивацией студентов с помощью инструментов фасилитации.

Зарубежные ученые Б. Монтеро-Флета и К. Перес-Сабатер отметили в своем исследовании, что для успешного внедрения учебных блогов требуется обратная связь с преподавателем [32]. Следовательно, можно выделить как одно из методических условий регулярную обратную связь. Учебные блоги оснащены достаточно широким функционалом, таким образом, обратная связь может быть организована при помощи функции комментариев либо отправлена через личные сообщения студентам. В целях повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка с использованием учебного блога преподавателю необходимо реализовывать своевременную обратную связь студентам, которая должна быть [33]:

1)   конкретной (отправлять структурированное сообщение с замечаниями);

2)   своевременной (соблюдать установленные даты регулярной обратной связи);

3)   конструктивной (учитывать недостатки выполненного задания с последующими рекомендациями на исправление);

4)   сбалансированной (как положительная, так и конструктивная обратная связь);

5)   диалогичной (отправлять обратную связь только конкретному студенту).

Тезис о том, что категоричная обратная связь негативно влияет на мотивацию, находит свое подтверждение в различных исследованиях. С целью подачи преподавателем мотивирующей и развивающей обратной связи обучающимся по поводу выполненного задания в учебном блоге предлагается применять следующие техники: похвала – критика – похвала; feedforward; «4 пальто». Также можно организовать между студентами-блогерами взаимную обратную связь (peer feedback), это один из способов развития рефлексии и учебной автономии обучающихся.

 Значимым методическим условием повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка является ориентация на субъективный опыт обучения обучающихся. Проблематизация – основа формирования и открытия нового опыта обучающихся, вокруг которой выстраивается обучение иностранному языку с применением проблемных задач и ситуаций. А. М. Матюшкин, автор теории проблемного обучения, писал, что преодоление интеллектуальных препятствий в учебной деятельности происходит путем ситуации затруднения, когда обучающийся не может выполнить задание ранее известными способами, а только при помощи творческого поиска осмысления проблемы и нового знания альтернатив ее решения [34]. Опубликование постов и их обсуждение в учебном блоге на темы с элементами проблематизации способствуют активизации речемыслительной деятельности студентов путем репрезентации личного опыта, а также актуализации внутренней мотивации к выполнению такого рода заданий. 

Изучение иностранного языка нельзя считать однородным процессом, так как эмоциональный и личный опыт приобретения знаний является одним из факторов, который предопределяет эффективность учебного процесса. Так, положительный и негативный опыт приобретения языковых навыков в процессе изучения иностранного языка может благоприятно/неблагоприятно воздействовать на самооценку студентов и желание продолжать изучать язык [35]. С целью повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка посредством блога преподавателю необходимо давать методические рекомендации в конкретных ситуациях, поощрять за хорошо выполненную работу, создавать ситуации успеха и т. д. Следовательно, в качестве следующего методического условия повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка посредством блога можно выделить систему поощрений. Различные формы поощрения мотивируют поведение обучающихся, задействуя внутренние или внешние убеждения, нравственные мотивы. Поскольку работа в блоге предполагает регулярное опубликование постов и активное комментирование записей однокурсников, то поощрять студентов за их взаимную обратную связь предлагается посредством дополнительных баллов. Однако вектор такого поощрения задействует механизмы внешней мотивации у студентов.

Существуют сомнения в эффективности внешнего стимулирования к изучению иностранного языка, поскольку внешние вознаграждения и поощрения могут подавлять внутреннюю мотивацию. Так, в исследованиях Э. Л. Деси, Р. Кестнер, Р. М. Райан [36] С. Г. Курицина и других [37] было обнаружено, что внутренняя мотивация к изучению языка значительно снизилась у студентов, которых максимально поощряли за выполнение творческих заданий. Зарубежные ученые пришли к выводу, что внешние стимулы подавляют внутренние мотивы, особенно когда от студента требуются навыки самостоятельного выполнения задания и сообразительности. Но если в процессе выполнения задания от студента требуются механические усилия, то внешние мотивы дают положительный эффект: чем выше вознаграждение, тем выше продуктивность.

Отдельное внимание целесообразно уделить такому методическому условию повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка посредством блога, как использование практики достижений. Система достижений рассматривается как механизм движения студентов к цели и их мотивация к высоким результатам в учебной деятельности. Иллюстрация внедрения системы достижения включает очки, значки, фишки за определенное выполненное задание.

В учебном блоге элементами контроля достижений учеников в онлайн-среде может являться система ачивок (achieves system) или доски почета (achievement boards). Так, например, ачивки удерживают внимание обучающихся, совершенствуют мастерство отдельных навыков, а также активизируют дополнительную мотивацию для преодоления сложных и монотонных заданий, являясь дополнительным стимулом к достижению поставленной цели. Кроме того, студенты могут визуализировать прогресс и отслеживать свой рейтинг (насколько хорошо справляется с поставленными задачами) в сравнении с другими студентами.

К одному из самых существенных условий в повышении мотивации студентов к изучению иностранного языка при помощи учебного блога является наличие свободы в онлайн-среде. Расширение прав и свобод обучающихся при ведении учебного блога приносит больше пользы. Важно учесть, что потребность студентов в индивидуальном самовыражении и есть стимул к использованию своих накопленных знаний, способностей и навыков, а также развитию своей креативности. Отмечается, что у студентов, которые самостоятельно могут выбрать тему блога, оформить личную страницу в учебном блоге с учетом базовых элементов дизайна, подписаться на внешних пользователей платформы, комментировать понравившиеся посты и т. д., увеличивается уровень самоактуализации, автономности и языковой гибкости.

Следует отметить как еще одно методическое условие повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка функциональные возможности платформы для ведения иноязычного учебного блога. На сегодняшний день существует большое количество учебных блогов (Blogger.com, Joomla.com, Ghost.org, Tumblr.com, Kidblog, Edublog.org и др.), которые обладают настройками программного обеспечения. Например, отобранный нами сервис “WordPress” имеет большой функционал настроек и полезные фичи. Преимуществом данного сервиса является адаптивность под мобильные устройства, визуализация, а также простой интерфейс и большой функционал программного обеспечения: настаиваемый дизайн, гибкое управление медиафайлами, SEO-дружественность и т. д. Развитая экосистема платформы служит для повышения числа возвращений, вовлечений и мотивации, выработки привычки к использованию разных функций.

Таким образом, к вышеперечисленным методическим условиям развития мотивации студентов к изучению иностранного языка средствами учебного блога относятся: иммерсивная среда обучения, контекстный подход к обучению, мотивирующий дизайн онлайн-домашних заданий, методическое сопровождение в условиях сетевого взаимодействия, регулярная обратная связь, ориентация на субъективный опыт обучения обучающихся, использование системы поощрений и практики достижений, наличие свободы в онлайн-среде, наличие функциональных возможностей платформы.

Предлагаемые методические условия были апробированы в педагогическом эксперименте с применением учебного блога “WordPress” с целью выявления их эффективности в повышении мотивации студентов к изучению иностранного языка.

В содержание эксперимента входило еженедельное выполнение письменных заданий в качестве домашней работы участниками ЭГ и КГ. Однако КГ выполняла задания в традиционном формате, который предполагал сдачу рукописного письменного текста, а студенты ЭГ выполняли задания посредством учебного блога на сервисе “WordPress” согласно разработанному алгоритму обучения иноязычной письменной речи.

По итогу педагогического эксперимента было выявлено несколько методических условий, удовлетворяющих поставленным целям образовательного процесса. Для этого было применено модифицированное анкетирование, которое позволило определить уровни сформированности мотивации у студентов к изучению иностранного языка на констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента. Так, представим показатели исходного и итогового уровней сформированности мотивации студентов к изучению английского языка в табл. 1 и 2.

Данные табл. 1 и 2 свидетельствуют о том, что студенты как контрольной, так и экспериментальной групп повысили мотивацию в сторону высоких значений, однако наблюдаются различия в пользу экспериментальной группы студентов.  Так, высокий уровень мотивации студентов ЭГ на констатирующем этапе составлял 13.3%, а на контрольном этапе – 53.3%, тогда как в КГ на констатирующем этапе количество составило 20.7%, а на контрольном – 17.2%. Если на среднем и низком уровнях сформированности мотивации ЭГ наблюдается спад в сторону высокого уровня, то в КГ отмечается спад на высоком и низком уровнях и заметный прирост на среднем уровне в количестве трех человек.

Таблица 1

Показатели сформированности мотивации студентов ЭГ и КГ
к изучению английского языка по результатам констатирующего этапа

 

Компонент

Студенты ЭГ

Студенты КГ

Группа 1

(n = 4)

Группа 2

(n = 16)

Группа 3

(n = 10)

F

Группа 1

(n = 6)

Группа 2

(n = 11)

Группа 3

(n = 12)

F

Внутренние мотивы

4.00

3.44

2.32

37.5

4.05

3.08

2.50

29.7

Внешние мотивы

3.86

2.37

2.45

22.6

4.03

3.30

1.70

41.6

Когнитивные мотивы

4.04

3.02

2.15

20.3

4.10

3.15

2.16

44.3

Перспективные мотивы

3.99

2.98

2.20

56.8

3.95

2.55

1.55

36.2

Социальные мотивы

3.10

1.95

1.15

46.1

3.05

2.59

1.15

42.7

Мотивы достижения

успеха

4.08

3.15

2.20

31.3

4.15

3.29

2.02

38.1

Мотивация поведения

3.15

3.02

2.15

15.0

3.26

3.53

2.85

13.0

 

*n число респондентов каждой группе;  р < .001.

Таблица 2

Показатели сформированности мотивации студентов ЭГ и КГ
к изучению английского языка по результатам контрольного этапа

 

Компонент

Студенты ЭГ

Студенты КГ

Группа 1

(n = 16)

Группа 2

(n = 10)

Группа 3

(n = 4)

F

Группа 1

(n = 5)

Группа 2

(n = 14)

Группа 3

(n = 10)

F

Внутренние мотивы

4.42

3.72

2.66

32.6

4.25

3.24

3.00

36.3

Внешние мотивы  

3.88

2.67

1.44

22.8

4.40

3.60

2.67

44.1

Когнитивные мотивы                 

4.45

3.76

2.44

18.6

4.41

3.59

2.50

42.3

Перспективные мотивы                               

4.35

3.41

2.15

46.8

4.25

2.96

1.29

27.2

Социальные мотивы                                                          

3.67

2.35

1.30

56.1

3.48

2.15

1.38

41.8

Мотивы достижения                                                                

успеха

4.60

3.55

2.45

28.3

4.42

3.49

2.17

38.8

Мотивация поведения

4.58

3.28

2.35

13.0

4.46

3.88

2.93

12.0

 

*n число респондентов в каждой группе; р < .001.

 

Наглядно представим итоговые изменения в уровнях сформированности мотивации студентов к изучению иностранного языка в ЭГ и КГ (см. рисунок).

 

 

Уровни сформированности мотивации студентов к изучению иностранного языка
в ЭГ и КГ на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

 

 Далее проведем вычисления, использованные при обработке результатов диагностического и контрольного анкетирования с помощью статистического анализа углового преобразования Фишера. Сравнивая значения ȹ*эмп = 1.955, что больше ȹ*крит = 1.64 при уровне значимости α = 0.05, делается вывод, что различия между результатами, полученными в ЭГ и КГ, являются статистически достоверными.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что организация опытно-экспериментальной работы, которая включала в себя проверку эффективности предложенных методических условий, доказала свою эффективность в повышении мотивации студентов к изучению иностранного языка с использованием учебного блога.

 

Заключение / Conclusion

 

Отечественные и зарубежные образовательные практики позволяют сделать особый акцент на развитии мотивации студентов к изучению иностранного языка посредством технологий Web 2.0. Отобранный инструмент в качестве учебного блога “WordPress” является одним из эффективных средств обучения, которое не только способствует развитию навыков иноязычной коммуникативной компетенции, но и повышает интерес к достижению высокого уровня владения иностранным языком в контексте профессиональной направленности.

С целью имплементации учебного блога в процесс обучения иностранному языку необходимо учитывать ряд методических условий, направленных на развитие мотивации студентов к изучению иностранного языка, а именно учитывать наличие иммерсивной среды обучения, предлагать обучающимся контекстный подход к обучению, разрабатывать мотивирующий дизайн онлайн-домашних заданий, организовывать методическое сопровождение студентов в условиях сетевого взаимодействия, регулярно отправлять обратную связь по поводу выполненных заданий в блоге, разрабатывать задания с ориентацией на субъективный опыт обучения обучающихся, использовать систему поощрений и практики достижений, дать свободу в самовыражении и использовании всех функциональных возможностей, которые предлагает платформа.

Эффективность реализации перечисленных методических условий в обучении иностранному языку посредством учебного блога “WordPress” как инструмента повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка подтверждается результатами опытно-экспериментального исследования.

Таким образом, анализ результатов эксперимента позволяет сделать вывод, что реализация предложенных методических условий способствует положительному изменению уровня сформированности мотивации студентов к изучению иностранного языка в вузе.