Введение
Ученые считают, что подростковый возраст является чрезвычайно важным и значимым переходным этапом в развитии личности растущего человека. Именно в этот период происходит расширение жизненного опыта подростков, круга их общения. В данный период у подростков появляется целый набор новых потребностей, одной из которых становится очень важная и значимая потребность найти и занять особое место в группе сверстников, добиться авторитета и уважения в группе. Если вдруг подросток в силу каких-то обстоятельств остается не востребованным, не признанным в группе своих сверстников, то он зачастую болезненно на это реагирует. Объяснить это можно не только потребностью быть лидером в своей группе, но и естественными психологическими особенностями их возраста – потребностью подростков быть принятым группой и завоевать в ней авторитет различными путями [1]. Так, в настоящее время особенно актуальным становится вопрос о деструктивном и конструктивном лидере и их влиянии на группу сверстников.
И педагогика, и психология накопили обширный эмпирический материал по проблеме подросткового лидерства, изучены многие аспекты этого феномена. В то же время теоретический анализ отдельных сторон проблемы лидерства в психологии показывает, что вопросы о конструктивных и деструктивных лидерах, особенно в подростковых группах, требуют более подробного исследования [2, 3]. Исследованию феномена лидерства, его проявлению и определению характеристик лидера посвящено большое число работ в зарубежной и отечественной психологии. К рассматриваемой теме лидерства в разное время обращались Е. Богардус, К. Берд, Р. Стогдилл, Г. Хоуманс, Л. Картер, Ф. Книккербоккер, Ц. Джибб, Р. Бейлз, Ф. Фидлер, Р. Лорд, Д. Филлипс, Л. И. Уманский, И. П. Волков, Р. Л. Кричевский, В. И. Зацепин, Н. П. Аникеева, Я. Л. Коломинский и др.
Проблема подросткового и молодежного лидерства рассматривается в исследовательских работах Г. Ш. Тажутдиновой, в которых автор рассматривает взаимосвязь лидерства и направленности личности подростков [4]. Она раскрывает взаимосвязь между лидерством и личностной ориентацией подростков, проявляющуюся в том, что лидеры могут оказывать влияние на так называемых «последователей», которые в свою очередь тоже воздействуют на лидера через сформировавшуюся в данной референтной группе систему норм и ценностей. Г. Ш. Тажутдинова установила, что в структуре личности лидеров из обычных общеобразовательных школ наблюдается тенденция к коллективистской направленности, в то время как в инновационных образовательных учреждениях (лицеях, гимназиях) чаще обнаруживается тенденция либо к личной, либо к лично-престижной направленности [5]. Часто лидеры определяются на основе тех критериев, которые выделяют их сверстники – члены конкретной группы.
В соответствии с этим мы можем выделить несколько отличающихся друг от друга типов лидеров:
1) «Один из нас». Этот тип лидера даже трудно назвать таковым, потому что он ничем не выделяется среди остальной группы. Он считается «первым среди равных» в какой-либо области знаний или своих интересах, наиболее удачливым и успешным, которому довелось оказаться на лидерской позиции. В целом в глазах группы он, как и вся группа, живет, празднует, страдает, принимает правильные решения, ошибается и т. д.
2) «Лучший из нас».Этот тип лидера может отличаться от своих сверстников многими качествами, в частности особой деловитостью, нравственными принципами, коммуникативными особенностями и т. д., и поэтому он в основном считается образцом для подражания.
3) «Хороший человек».Это такой лидер, которого считают и ценят как образец и пример, проявляющий лучшие нравственные качества: тактичность, сдержанность, порядочность, доброту, внимание к другим, готовность помочь и т. д.
4) «Служитель». Это тип лидера, который всегда старается представлять интересы своих сторонников и группы в целом, обращая внимание на их мнение и действуя от их имени.
Лидеров различают по степени влияния на членов группы (сторонников, последователей). Иногда случается, что мнение лидера полностью учитывается, в то время как советы или указания другого лидера принимаются только в том случае, если они не противоречат их собственным интересам и принципам [6]. В зависимости от направленности на достижение целей, затрагивающих конкретные группы, лидерство можно разделить: на конструктивное (функциональное), т. е. способствующее достижению групповых целей; деструктивное (дисфункциональное), то есть формирующиеся на основе компрометирующих желаний группы; нейтральное, то есть не влияющее напрямую на эффективность жизнедеятельности группы. Лидерство в подростковых группах имеет свою специфику, влияющую на его тип. Лидерами могут быть как положительные подростки, так и подростки-«хулиганы». Лидеры-хулиганы, как правило, возглавляют группу из послушных подростков, которые привыкли к послушанию и без колебаний следуют за своим лидером.
По мнению некоторых исследователей, с лидерством тесно связано не только стремление к авторитету, но и существующий авторитет у подростков. В то же время популярность важна для подростков-лидеров, которых привлекают внешние факторы. Таким образом, именно в подростковой группе подростки подчиняются тем, кто наиболее материально благополучен, имеет более высокий социальный статус в группе [7].
Оправданный риск и смелость являются важными характеристиками лидерства в подростковой группе. Такая провокационная смелость может приводить к асоциальным явлениям в жизни подростка – алкоголизму, наркомании и т. д.
Следовательно, подросткам с очевидными лидерскими качествами необходимо прививать морально-нравственные установки, а также учить понимать последствия своих действий. Это позволит подростку-лидеру превратиться в зрелую всесторонне развитую личность.
Методология и результаты исследования
Обзор литературы и научных исследований позволяет рассматривать лидерство и с позиции личностных детерминант, и ситуационных составляющих, и в ракурсе выявления типов лидеров, стилей лидерства, а также определения его социальной роли. Проблема лидерства особенно актуальна для подросткового периода развития личности. Это и обусловило цель нашего исследования: теоретическое и экспериментальное изучение особенностей конструктивного и деструктивного лидерства в подростковой группе – и разработку программы тренинга, способствующей развитию конструктивного лидерства.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
– провести анализ и систематизацию научной литературы по проблеме конструктивного и деструктивного лидерства в подростковой среде;
– выявить психологические критерии и особенности конструктивного и деструктивного лидерства в подростковой группе;
– провести экспериментальное изучение конструктивного и деструктивного лидерства в подростковых группах;
– составить психологический портрет конструктивного и деструктивного лидера в подростковой группе.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 68 им. Н. И. Долгих г. Тулы. Выборку составили 92 подростка 8–9-х классов: 50 мальчиков и 42 девочки.
Для выявления конструктивных и деструктивных лидеров была составлена диагностическая программа, представленная в таблице.
По результатам социометрического теста Дж. Морено из общей выборки были выявлены учащиеся со статусом «звезда» (6,5%) и «предпочитаемый» (17,3%) как потенциальные лидеры. С данными учащимися была проведена диагностика для выявления уровня организаторских и коммуникативных склонностей и индивидуально-психологических особенностей.
Применив методику КОС, установили, что для 54,2% потенциальных лидеров характерен высокий уровень коммуникативных склонностей, а для 31,8% респондентов – средний уровень. При этом обнаружено, что у 13,6% испытуемых определен низкий уровень коммуникативных склонностей. Близкая картина получилась и по распределению респондентов по уровням организаторских склонностей. Так, из числа потенциальных лидеров для 54,5% подростков характерен высокий уровень организаторских склонностей, для 40,9% испытуемых – средний уровень и только для 4,5% испытуемых характерен низкий уровень организаторских склонностей (см. рис. 1).
Характеристика диагностической программы
№ п/п |
Название методики, автор |
Цель методики |
Исследуемые параметры |
1 |
Социально-психологический тест Дж. Морено |
Оценка межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы |
Степень сплоченности/разобщенности в группе. Авторитеты членов групп по признакам симпатии (лидеры, звезды, отвергнутые) |
2 |
Методика (КОС) «Коммуникативные и организаторские склонности» (В. В. Синявский, В. А. Федорошин) |
Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей
|
Уровень организаторских и коммуникативных качеств |
4 |
Тест-опросник Кеттелла для подростков |
Определение основных подструктур темперамента и характера |
Черты личности: доминантность, самоконтроль, принятие моральных норм |
5 |
Опросник Айзенка (подростковый) |
Выявление особенностей личности подростка |
Индивидуально-психологические особенности: экстраверсия, интроверсия, эмоциональная устойчивость/неустойчивость |
Рис. 1. Распределение испытуемых по уровням коммуникативных и организаторских склонностей по методике «Коммуникативные и организаторские склонности» («КОС») на констатирующем этапе эксперимента
Применяя тест-опросник Кеттелла, мы выделили четыре наиболее значимых для лидера фактора: фактор E (пассивность/доминантность), фактор F (осторожность/легкомыслие), фактор Q3 (степень самоконтроля), фактор G (степень принятия моральных норм) (см. рис. 2).
Установлено, что большинство испытуемых обладает средней степенью выраженности (45,5%) фактора E (пассивность/доминантность). В результате были получены следующие данные. Из числа потенциальных лидеров 18,2% и 45,5% испытуемых характеризуются высокой средней (соответственно) степенью выраженности фактора E (пассивность/доминантность). Высокая и средняя степени выраженности фактора Е свидетельствуют о том, что человек может быть временным лидером в экстремальных ситуациях или в неформальных группах. При этом 36,4% подростков демонстрируют низкую степень выраженности данного фактора, что может характеризовать такую личность как уступчивую и навязчивую в поведении, зависящую от других и пр.
Рис. 2.Распределение испытуемых по факторам на основе результатов диагностики
по методике «Тест-опросник Кеттелла для подростков» на констатирующем этапе эксперимента
По фактору F (осторожность/легкомыслие) установлено, что для 54,5% испытуемых характерна высокая степень выраженности, характеризующая человека как импульсивного, активного, с хорошими организаторскими способностями. У 45,5% испытуемых выявлена низкая степень выраженности фактора, что характеризует таких подростков в большей степени как осторожных, молчаливых и неторопливых. На них можно положиться, но они не эффективны как организаторы.
Высокая и средняя степени выраженности самоконтроля (фактор Q3) выявлены у 59,1% респондентов, т. е. они способны контролировать свое поведение, отличаются социальной чувствительностью, характеризуются заботой о собственной репутации. У 40,9% испытуемых выявлена низкая степень выраженности самоконтроля. Такие люди не обращают внимания на социальные требования, импульсивны и, следовательно, подвержены ошибкам.
По фактору G (степень принятия моральных норм) у 86,4% потенциальных лидеров выявлены высокая и средняя степени выраженности, что характеризует их как сознательных, настойчивых, требовательных к себе, обязательных и ответственных. Для 13,6% характерна низкая степень выраженности фактора, что говорит о неустойчивости в достижении цели, поверхностности.
Анализируя результаты по опроснику Айзенка, можно сделать вывод, что большинство испытуемых (45,5%) относятся к экстравертам со статусом «значительный», для 36,4% испытуемых присуща умеренная экстраверсия. Для данных респондентов характерна общительность, потребность в контактах. Также выявлено, что 27,3% испытуемых характеризуются высокой эмоциональной неустойчивостью, что способствует сохранению организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях (см. рис. 3).
Заключение
Проанализировав данные, полученные в ходе проведения констатирующего этапа, мы можем сделать вывод о том, какие качества личности присущи конструктивному и деструктивному лидеру.
Характеризуя конструктивного лидера, можно говорить, что он положительно влияет на командную работу. Конструктивный лидер инициирует обмен информацией, способствует общим интересам, чувствует эмоции и «волны» коллектива, видит потребности команды как свои собственные и может активно действовать.
Рис. 3. Распределение испытуемых по эмоциональной устойчивости и неустойчивости на основе результатов диагностики по методике «Опросник Айзенка (подростковый)» на констатирующем этапе эксперимента
При этом он также берет на себя часть работы, которую другие не могут взять на себя по разным причинам: из-за пассивности, некомпетентности, лени и т. д. Его открытость, естественность, искренность привлекают окружающих, побуждают их к творчеству, активному сотрудничеству. Его оптимизм помогает ему верить в собственные силы, чего от него часто и ждут. Анализируя проблему, вместе с собеседником умеет находить выход из сложного положения.
Неформальные лидеры деструктивного типа используют свое влияние, чтобы саботировать решения учителя или конструктивного лидера, подвергнуть сомнению их указания, инструкции, тем самым снижая эффективность работы и мотивацию учеников к участию в различных видах деятельности. Деструктивный лидер обладает властью и влиянием на своих товарищей. Его действия носят заведомо провокационный характер, даже если он прекрасно осознает, что его поступки не признаются окружающими. Он активно и шумно во все вмешивается, ежеминутно готов вступить в драку, мгновенно вскипает при любом противоречии или ограничении. Он заботится о статусе, а не коллективе.
Проведенное исследование, безусловно, имеет теоретическую и практическую значимость, определяемую тем, что в работе обобщены и систематизированы теоретические подходы отечественных и зарубежных психологов к проблеме конструктивного и деструктивного лидерства в подростковой группе; выявлены критерии конструктивного и деструктивного лидерства у подростков; составлен психологический портрет конструктивного и деструктивного лидера в подростковой группе. Данный материал можно использовать школьным психологам, учителям для проведения соответствующей психопрофилактической, психокоррекционной работы с подростками. Методический материал можно применять как на индивидуальных, так и на групповых занятиях с подростками для выявления и формирования конструктивного лидерства.