Full text

Введение

 

В современной жизни мы нередко задаемся вопросом: лидерами рождаются или становятся? Существуют врожденные психологические качества, способствующие дальнейшему развитию в человеке лидерского потенциала. Вместе с тем можно говорить о необходимости развития лидерских способностей на протяжении всей жизни.

Огромные возможности в развитии лидерских способностей, по мнению различных исследователей, имеет старший дошкольный возраст. Именно в старшем дошкольном возрасте возрастает значимость межличностного взаимодействия, у детей возникает интерес к стабильным дружеским объединениям, повышается внимание и интерес ребенка к сверстнику.

На основе анализа психолого-педагогической литературы составим некий личностный портрет ребенка-лидера в старшем дошкольном возрасте.

Е. О. Смирнова, Е. В. Калягина считают, что популярные дети (в сравнении с другими детьми) демонстрируют эмоциональную вовлеченность в деятельность сверстника, сочувствие и сопереживание [1].

Т. В. Каширских отмечает высокую адекватную самооценку и высокий уровень притязаний, а также преобладание разрешающего типа фрустрационных реакций у ребенка-лидера [2].

М. М. Иралина считает, что лидер-дошкольник – это прежде всего активный, инициативный ребенок, обладающий ярко выраженной потребностью в общении и признании, при этом доброжелательный и справедливый [3].

Е. А. Истратова к вышеперечисленным характеристикам ребенка-лидера добавляет уверенность в себе, ответственность, умение добиваться своего, способность убеждать [4].

К набору лидерских качеств ребенка старшего дошкольного возраста Т. Д. Савенкова, С. И. Карпова относят: инициативу, коммуникативные умения, творческое мышление, речевую активность [5].

Е. В. Смирнова, С. Т. Менлибаева отмечают, что дети-лидеры более коммуникабельны, чаще других находятся в центре внимания, проявляют любознательность [6].

Е. В. Глубоцкая отмечает наличие у детей старшего дошкольного возраста с ярко выраженным лидерским потенциалом стремления к доминированию, инициативности, а также речевую и поведенческую активность, эмоциональность (впечатлительность, импульсивность, лабильность), умение придумывать и организовывать разные игры [7].

Тем самым развитие лидерских способностей у ребенка происходит через формирование у него определенных качеств личности. Среди всех качеств ребенка‑лидера особое место, по мнению исследователей, занимают те, которые связаны с его эмоционально-чувственной сферой.

Одним из таких качеств, регулирующих взаимоотношения детей в группе сверстников, является эмпатия, которую Е. Р. Овчаренко характеризует как «свойство личности, выражающееся в постижении эмоциональных состояний другого человека, понимании его чувств и переживаний, а также стремлении к оказанию поддержки и действенной помощи другим людям» [8]. В механизме эмпатии традиционно выделяют когнитивный, эмоциональный и поведенческий (действенный) компоненты, при этом учеными отмечается тот факт, что эмпатия дошкольника может быть направлена на другого человека (принимать гуманистическую форму) либо на самого себя (быть эгоцентрической) [9].

 

Методология и результаты исследования

 

Цель эмпирического исследования – выявить особенности проявления эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем лидерских способностей.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что существуют особенности проявления эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем лидерских способностей, а именно:

– дети старшего дошкольного возраста с высоким уровнем лидерских способностей обладают высоким уровнем развития эмпатии (в целом и ее отдельных компонентов), эмпатия чаще всего носит гуманистический характер;

– дети старшего дошкольного возраста со средним уровнем лидерских способностей обладают средним уровнем развития эмпатии (в целом и ее отдельных компонентов), эмпатия имеет смешанный характер (проявляется как гуманистическая, так и эгоцентрическая эмпатия);

– дети старшего дошкольного возраста с низким уровнем лидерских способностей обладают низким уровнем развития эмпатии; эмпатия имеет эгоцентрический характер.

Эмпирическое исследование проводилось в 2022 году. В исследовании приняли участие 60 детей старшего дошкольного возраста – воспитанники МАДОУ «Детский сад № 129» г. Череповца Вологодской области.

В качестве конкретных методик исследования выступили следующие:

-      наблюдение за детьми (на основе выделенных К. Истратовой умений и качеств лидера);

-      социометрическая методика Т. Д. Марцинковской «Два домика»;

-      методика «Изучение социальных эмоций» (Г. А. Урунтаева, Т. А. Афонькина);

-       методика «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой;

-      методика «Изучение взаимопомощи дошкольников в совместной деятельности» (А. Д. Кошелева).

С целью математико-статистической обработки данных нами использовался критерий φ*– угловое преобразование Фишера.

На первом этапе эмпирического исследования мы выявили уровень лидерских способностей старших дошкольников, при этом использовали социометрическую методику Т. Д. Марцинковской «Два домика», а также результаты личных наблюдений за характером взаимодействия детей со сверстниками в дошкольном образовательном учреждении.

Оказалось, что 57% детей старшего дошкольного возраста имеют средний уровень лидерских способностей, 30% – низкий уровень лидерских способностей, 13% – высокий уровень лидерских способностей.

На втором этапе эмпирического исследования мы провели сравнительный анализ отдельных проявлений эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем лидерских способностей. Так, для диагностики когнитивного компонента эмпатии использовали методику Г. А. Урунтаевой, Т. А. Афонькиной «Изучение социальных эмоций», для изучения эмоционального компонента эмпатии – методику «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой, а для выявления особенностей поведенческого компонента эмпатии – методику А. Д. Кошелевой «Изучение взаимопомощи дошкольников в совместной деятельности». Заметим, что перечисленные выше диагностические процедуры позволили нам получить большой массив эмпирических данных, выделить тем самым особенности эмпатии старших дошкольников в разных ситуациях взаимодействия (со взрослыми людьми, сверстниками, детьми более младшего/более старшего возраста, животными); а также выявить преимущественный характер эмпатии (гуманистический, эгоцентрический, смешанный).

Представим результаты анализа когнитивного компонента эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем лидерских способностей.

Обратим внимание на то, что методика Г. А. Урунтаевой, Т. А. Афонькиной «Изучение социальных эмоций» позволила нам получить, во-первых, ответы детей на вопросы, касающиеся взаимодействия с другими (например, «Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?»), и, во-вторых, завершение ими конкретных ситуаций взаимодействия с другими людьми (например, по отношению к указанному выше вопросу: «Катя и Вера играли в догонялки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера... Что сделала Вера? Почему?»).

В табл. 1 представлены обобщенные данные по когнитивным проявлениям эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем лидерских способностей.

Таблица 1

Когнитивные проявления эмпатии
у детей старшего дошкольного возраста

с разным уровнем лидерских способностей

 

Уровень когнитивных проявлений

эмпатии

Уровень лидерских способностей

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

0

9

17

Средний

100

91

72

Низкий

0

0

11

 

Мы видим, что для всех детей, вне зависимости от уровня лидерских способностей, в большей мере характерен средний уровень когнитивных проявлений эмпатии. В ответах детей не было однозначности: в одной ситуации, с их точки зрения, нужно проявить сопереживание по отношению к другому, в другой – сделать так, как требуют того социальные нормы, в следующей – сделать хорошо прежде всего для себя самого.

Однако всё же небольшая часть старших дошкольников с низким (17%) и средним (9%) уровнями лидерских способностей в своих ответах выразили сочувствие и сопереживание другому, тем самым продемонстрировали знание социальных норм (нельзя драться, нельзя обижать, нужно помочь, нужно делиться и т. д.) и эмоциональную вовлеченность в ситуацию взаимодействия с другими. Ответы 11% детей с низким уровнем лидерских способностей не предполагали выражение сочувствия и сопереживания другим участникам взаимодействия.

В табл. 2 представлена информация по преимущественному характеру эмпатии (гуманистический, эгоцентрический, смешанный) детей выделенных групп.

Таблица 2

Формы эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
с разным уровнем лидерских способностей

 

Формы эмпатии

Уровень лидерских способностей

Высокий

Средний

Низкий

Гуманистическая

50

35

45

Смешанная

50

38

33

Эгоцентрическая

0

27

22

 

Анализируя полученные данные, можно отметить, что у детей-лидеров в равной степени проявляется гуманистическая и смешанная формы эмпатии (50%), эгоцентрическая эмпатия отсутствует.

 В группах детей со средним и низким уровнями лидерских способностей в ответах проявляются все три вида эмпатии, причем в большей мере представлены смешанная (38% и 33% соответственно) и гуманистическая (35% и 45% соответственно) формы эмпатии. Доля детей с эгоцентрической формой эмпатии чуть больше в группе детей со средним уровнем лидерских способностей (27% по сравнению с 22%).

Математико-статистический анализ показал отсутствие статистически значимых различий по формам эмпатии между группами старших дошкольников с разным уровнем лидерских способностей.

Изучение эмоционального компонента эмпатии у детей с разным уровнем лидерских способностей предполагало определение уровней сформированности восприятия и понимания эмоциональных состояний и определение на этой основе общего уровня.

Таблица 3

Эмоциональные проявления эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

 с разным уровнем лидерских способностей

 

Показатели

Уровни

Уровень лидерских способностей

Высокий

Средний

Низкий

Восприятие эмоций

Высокий

50

21

12

Средний

25

50

44

Низкий

25

29

44

Понимание эмоций

Высокий

76

15

22

Средний

12

50

39

Низкий

12

35

39

Общий уровень

Высокий

50

0

5

Средний

38

85

67

Низкий

12

15

28

 

По результатам диагностики большинство детей с высоким уровнем лидерских способностей хорошо воспринимают экспрессивные признаки (50%), понимают и идентифицируют эмоции (75%).

Дети старшего дошкольного возраста, обладающие средним уровнем лидерских способностей, преимущественно имеют средний уровень развития эмоционального компонента эмпатии и его отдельных показателей (восприятия и понимания эмоций)

Дети с низким уровнем лидерских способностей продемонстрировали в основном средний и низкий уровни восприятия эмоций (по 44%) и их понимания (по 39%). В целом же по совокупности двух показателей 67% детей данной группы имеют средний уровень развития эмоционального компонента эмпатии.

Математико-статистический анализ данных показал существование значимых различий между детьми с высоким и средним уровнями лидерских способностей по высокому (φ = 3,326 при p ≤ 0,01) и среднему (φ = 2,158 при p ≤ 0,05) уровням понимания эмоций, а также между детьми с высоким и низким уровнями лидерских способностей по высокому уровню восприятия эмоций (φ = 2,099 при p ≤ 0,05). Доля детей с высоким уровнем развития эмоционального компонента эмпатии статистически больше в группе детей-лидеров по сравнению с другими группами старших дошкольников.

С помощью методики А. Д. Кошелевой «Изучение взаимопомощи дошкольников в совместной деятельности» мы выявили особенности поведенческого компонента эмпатии у детей трех групп. Результаты представлены в табл. 4.

Таблица 4

Поведенческие проявления эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

с разным уровнем лидерских способностей

 

Уровни

Уровень лидерских способностей

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

50

18

6

Средний

38

73

83

Низкий

12

9

11

 

Дети-лидеры в большинстве (50%) имеют высокий уровень поведенческого компонента эмпатии. Доля детей с высоким уровнем развития поведенческого компонента эмпатии статистически больше в этой группе детей по сравнению с детьми со средним (φ = 1,794 при p ≤ 0,05) и низким (φ = 2,572 при p ≤ 0,01) уровнями развития лидерских способностей. Они склонны самостоятельно, без участия взрослого помогать другим.

Дети же со средним и низким уровнями лидерских способностей значительно чаще детей-лидеров демонстрируют (73% и 83%) средний уровень развития поведенческого компонента эмпатии. Данные различия также являются статистически значимыми (φ = 1,888 при p ≤ 0,05 и φ = 1,958 при p ≤ 0,05). Такие дети готовы оказать помощь другим людям после наблюдения соответствующих действий взрослых либо при постановке взрослым нравственной задачи.

Интегральные показатели эмпатии детей с разным уровнем лидерских способностей, представленные в табл. 5, наглядно демонстрируют различия между группами детей. Если дети с высоким уровнем лидерских способностей имеют высокий и средний уровни эмпатии (50% и 50% соответственно), то дети со средним и низким уровнями лидерских способностей в основном обладают средним (100% и 89%) уровнем эмпатии.

 

 

Таблица 5

Интегральные показатели эмпатии
у детей старшего дошкольного возраста
с разным уровнем лидерских способностей

 

Уровни

Уровень лидерских способностей

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

50

0

0

Средний

50

100

89

Низкий

0

0

11

 

Заключение

 

Результаты проведенного эмпирического исследования позволяют говорить о существующих особенностях проявления эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем лидерских способностей.

Выдвинутая гипотеза подтверждается частично. Дети старшего дошкольного возраста с высоким уровнем лидерских способностей обладают высоким уровнем развития эмоционального и поведенческого компонентов эмпатии (и эмпатии в целом). Дети старшего дошкольного возраста со средним и низким уровнями лидерских способностей имеют, как правило, средний уровень эмпатии, а также ее эмоциональных и поведенческих проявлений. При этом значимых различий в когнитивных проявлениях и формах эмпатии между выделенными группами дошкольников нами не было обнаружено.

Таким образом, в процессе развития лидерских способностей в старшем дошкольном возрасте важно уделять особое внимание развитию эмпатии. Конкретными задачами этой работы могут выступать следующие: развитие умения проявлять сочувствие при отсутствии собственного опыта аналогичных переживаний (в рамках когнитивного компонента), развитие умения понимать собственные эмоциональные состояния и эмоциональные состояния других людей (в соответствии с содержанием эмоционального компонента эмпатии), воспитание стремления оказывать практическую помощь другим ввиду понимания их эмоций (в рамках поведенческого компонента).