Введение
В современной жизни мы нередко задаемся вопросом: лидерами рождаются или становятся? Существуют врожденные психологические качества, способствующие дальнейшему развитию в человеке лидерского потенциала. Вместе с тем можно говорить о необходимости развития лидерских способностей на протяжении всей жизни.
Огромные возможности в развитии лидерских способностей, по мнению различных исследователей, имеет старший дошкольный возраст. Именно в старшем дошкольном возрасте возрастает значимость межличностного взаимодействия, у детей возникает интерес к стабильным дружеским объединениям, повышается внимание и интерес ребенка к сверстнику.
На основе анализа психолого-педагогической литературы составим некий личностный портрет ребенка-лидера в старшем дошкольном возрасте.
Е. О. Смирнова, Е. В. Калягина считают, что популярные дети (в сравнении с другими детьми) демонстрируют эмоциональную вовлеченность в деятельность сверстника, сочувствие и сопереживание [1].
Т. В. Каширских отмечает высокую адекватную самооценку и высокий уровень притязаний, а также преобладание разрешающего типа фрустрационных реакций у ребенка-лидера [2].
М. М. Иралина считает, что лидер-дошкольник – это прежде всего активный, инициативный ребенок, обладающий ярко выраженной потребностью в общении и признании, при этом доброжелательный и справедливый [3].
Е. А. Истратова к вышеперечисленным характеристикам ребенка-лидера добавляет уверенность в себе, ответственность, умение добиваться своего, способность убеждать [4].
К набору лидерских качеств ребенка старшего дошкольного возраста Т. Д. Савенкова, С. И. Карпова относят: инициативу, коммуникативные умения, творческое мышление, речевую активность [5].
Е. В. Смирнова, С. Т. Менлибаева отмечают, что дети-лидеры более коммуникабельны, чаще других находятся в центре внимания, проявляют любознательность [6].
Е. В. Глубоцкая отмечает наличие у детей старшего дошкольного возраста с ярко выраженным лидерским потенциалом стремления к доминированию, инициативности, а также речевую и поведенческую активность, эмоциональность (впечатлительность, импульсивность, лабильность), умение придумывать и организовывать разные игры [7].
Тем самым развитие лидерских способностей у ребенка происходит через формирование у него определенных качеств личности. Среди всех качеств ребенка‑лидера особое место, по мнению исследователей, занимают те, которые связаны с его эмоционально-чувственной сферой.
Одним из таких качеств, регулирующих взаимоотношения детей в группе сверстников, является эмпатия, которую Е. Р. Овчаренко характеризует как «свойство личности, выражающееся в постижении эмоциональных состояний другого человека, понимании его чувств и переживаний, а также стремлении к оказанию поддержки и действенной помощи другим людям» [8]. В механизме эмпатии традиционно выделяют когнитивный, эмоциональный и поведенческий (действенный) компоненты, при этом учеными отмечается тот факт, что эмпатия дошкольника может быть направлена на другого человека (принимать гуманистическую форму) либо на самого себя (быть эгоцентрической) [9].
Методология и результаты исследования
Цель эмпирического исследования – выявить особенности проявления эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем лидерских способностей.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что существуют особенности проявления эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем лидерских способностей, а именно:
– дети старшего дошкольного возраста с высоким уровнем лидерских способностей обладают высоким уровнем развития эмпатии (в целом и ее отдельных компонентов), эмпатия чаще всего носит гуманистический характер;
– дети старшего дошкольного возраста со средним уровнем лидерских способностей обладают средним уровнем развития эмпатии (в целом и ее отдельных компонентов), эмпатия имеет смешанный характер (проявляется как гуманистическая, так и эгоцентрическая эмпатия);
– дети старшего дошкольного возраста с низким уровнем лидерских способностей обладают низким уровнем развития эмпатии; эмпатия имеет эгоцентрический характер.
Эмпирическое исследование проводилось в 2022 году. В исследовании приняли участие 60 детей старшего дошкольного возраста – воспитанники МАДОУ «Детский сад № 129» г. Череповца Вологодской области.
В качестве конкретных методик исследования выступили следующие:
- наблюдение за детьми (на основе выделенных К. Истратовой умений и качеств лидера);
- социометрическая методика Т. Д. Марцинковской «Два домика»;
- методика «Изучение социальных эмоций» (Г. А. Урунтаева, Т. А. Афонькина);
- методика «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой;
- методика «Изучение взаимопомощи дошкольников в совместной деятельности» (А. Д. Кошелева).
С целью математико-статистической обработки данных нами использовался критерий φ*– угловое преобразование Фишера.
На первом этапе эмпирического исследования мы выявили уровень лидерских способностей старших дошкольников, при этом использовали социометрическую методику Т. Д. Марцинковской «Два домика», а также результаты личных наблюдений за характером взаимодействия детей со сверстниками в дошкольном образовательном учреждении.
Оказалось, что 57% детей старшего дошкольного возраста имеют средний уровень лидерских способностей, 30% – низкий уровень лидерских способностей, 13% – высокий уровень лидерских способностей.
На втором этапе эмпирического исследования мы провели сравнительный анализ отдельных проявлений эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем лидерских способностей. Так, для диагностики когнитивного компонента эмпатии использовали методику Г. А. Урунтаевой, Т. А. Афонькиной «Изучение социальных эмоций», для изучения эмоционального компонента эмпатии – методику «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой, а для выявления особенностей поведенческого компонента эмпатии – методику А. Д. Кошелевой «Изучение взаимопомощи дошкольников в совместной деятельности». Заметим, что перечисленные выше диагностические процедуры позволили нам получить большой массив эмпирических данных, выделить тем самым особенности эмпатии старших дошкольников в разных ситуациях взаимодействия (со взрослыми людьми, сверстниками, детьми более младшего/более старшего возраста, животными); а также выявить преимущественный характер эмпатии (гуманистический, эгоцентрический, смешанный).
Представим результаты анализа когнитивного компонента эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем лидерских способностей.
Обратим внимание на то, что методика Г. А. Урунтаевой, Т. А. Афонькиной «Изучение социальных эмоций» позволила нам получить, во-первых, ответы детей на вопросы, касающиеся взаимодействия с другими (например, «Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?»), и, во-вторых, завершение ими конкретных ситуаций взаимодействия с другими людьми (например, по отношению к указанному выше вопросу: «Катя и Вера играли в догонялки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера... Что сделала Вера? Почему?»).
В табл. 1 представлены обобщенные данные по когнитивным проявлениям эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем лидерских способностей.
Таблица 1
Когнитивные проявления эмпатии
у детей старшего дошкольного возраста
с разным уровнем лидерских способностей
Уровень когнитивных проявлений эмпатии |
Уровень лидерских способностей |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Высокий |
0 |
9 |
17 |
Средний |
100 |
91 |
72 |
Низкий |
0 |
0 |
11 |
Мы видим, что для всех детей, вне зависимости от уровня лидерских способностей, в большей мере характерен средний уровень когнитивных проявлений эмпатии. В ответах детей не было однозначности: в одной ситуации, с их точки зрения, нужно проявить сопереживание по отношению к другому, в другой – сделать так, как требуют того социальные нормы, в следующей – сделать хорошо прежде всего для себя самого.
Однако всё же небольшая часть старших дошкольников с низким (17%) и средним (9%) уровнями лидерских способностей в своих ответах выразили сочувствие и сопереживание другому, тем самым продемонстрировали знание социальных норм (нельзя драться, нельзя обижать, нужно помочь, нужно делиться и т. д.) и эмоциональную вовлеченность в ситуацию взаимодействия с другими. Ответы 11% детей с низким уровнем лидерских способностей не предполагали выражение сочувствия и сопереживания другим участникам взаимодействия.
В табл. 2 представлена информация по преимущественному характеру эмпатии (гуманистический, эгоцентрический, смешанный) детей выделенных групп.
Таблица 2
Формы эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
с разным уровнем лидерских способностей
Формы эмпатии |
Уровень лидерских способностей |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Гуманистическая |
50 |
35 |
45 |
Смешанная |
50 |
38 |
33 |
Эгоцентрическая |
0 |
27 |
22 |
Анализируя полученные данные, можно отметить, что у детей-лидеров в равной степени проявляется гуманистическая и смешанная формы эмпатии (50%), эгоцентрическая эмпатия отсутствует.
В группах детей со средним и низким уровнями лидерских способностей в ответах проявляются все три вида эмпатии, причем в большей мере представлены смешанная (38% и 33% соответственно) и гуманистическая (35% и 45% соответственно) формы эмпатии. Доля детей с эгоцентрической формой эмпатии чуть больше в группе детей со средним уровнем лидерских способностей (27% по сравнению с 22%).
Математико-статистический анализ показал отсутствие статистически значимых различий по формам эмпатии между группами старших дошкольников с разным уровнем лидерских способностей.
Изучение эмоционального компонента эмпатии у детей с разным уровнем лидерских способностей предполагало определение уровней сформированности восприятия и понимания эмоциональных состояний и определение на этой основе общего уровня.
Таблица 3
Эмоциональные проявления эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
с разным уровнем лидерских способностей
Показатели |
Уровни |
Уровень лидерских способностей |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||
Восприятие эмоций |
Высокий |
50 |
21 |
12 |
Средний |
25 |
50 |
44 |
|
Низкий |
25 |
29 |
44 |
|
Понимание эмоций |
Высокий |
76 |
15 |
22 |
Средний |
12 |
50 |
39 |
|
Низкий |
12 |
35 |
39 |
|
Общий уровень |
Высокий |
50 |
0 |
5 |
Средний |
38 |
85 |
67 |
|
Низкий |
12 |
15 |
28 |
По результатам диагностики большинство детей с высоким уровнем лидерских способностей хорошо воспринимают экспрессивные признаки (50%), понимают и идентифицируют эмоции (75%).
Дети старшего дошкольного возраста, обладающие средним уровнем лидерских способностей, преимущественно имеют средний уровень развития эмоционального компонента эмпатии и его отдельных показателей (восприятия и понимания эмоций)
Дети с низким уровнем лидерских способностей продемонстрировали в основном средний и низкий уровни восприятия эмоций (по 44%) и их понимания (по 39%). В целом же по совокупности двух показателей 67% детей данной группы имеют средний уровень развития эмоционального компонента эмпатии.
Математико-статистический анализ данных показал существование значимых различий между детьми с высоким и средним уровнями лидерских способностей по высокому (φ = 3,326 при p ≤ 0,01) и среднему (φ = 2,158 при p ≤ 0,05) уровням понимания эмоций, а также между детьми с высоким и низким уровнями лидерских способностей по высокому уровню восприятия эмоций (φ = 2,099 при p ≤ 0,05). Доля детей с высоким уровнем развития эмоционального компонента эмпатии статистически больше в группе детей-лидеров по сравнению с другими группами старших дошкольников.
С помощью методики А. Д. Кошелевой «Изучение взаимопомощи дошкольников в совместной деятельности» мы выявили особенности поведенческого компонента эмпатии у детей трех групп. Результаты представлены в табл. 4.
Таблица 4
Поведенческие проявления эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
с разным уровнем лидерских способностей
Уровни |
Уровень лидерских способностей |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Высокий |
50 |
18 |
6 |
Средний |
38 |
73 |
83 |
Низкий |
12 |
9 |
11 |
Дети-лидеры в большинстве (50%) имеют высокий уровень поведенческого компонента эмпатии. Доля детей с высоким уровнем развития поведенческого компонента эмпатии статистически больше в этой группе детей по сравнению с детьми со средним (φ = 1,794 при p ≤ 0,05) и низким (φ = 2,572 при p ≤ 0,01) уровнями развития лидерских способностей. Они склонны самостоятельно, без участия взрослого помогать другим.
Дети же со средним и низким уровнями лидерских способностей значительно чаще детей-лидеров демонстрируют (73% и 83%) средний уровень развития поведенческого компонента эмпатии. Данные различия также являются статистически значимыми (φ = 1,888 при p ≤ 0,05 и φ = 1,958 при p ≤ 0,05). Такие дети готовы оказать помощь другим людям после наблюдения соответствующих действий взрослых либо при постановке взрослым нравственной задачи.
Интегральные показатели эмпатии детей с разным уровнем лидерских способностей, представленные в табл. 5, наглядно демонстрируют различия между группами детей. Если дети с высоким уровнем лидерских способностей имеют высокий и средний уровни эмпатии (50% и 50% соответственно), то дети со средним и низким уровнями лидерских способностей в основном обладают средним (100% и 89%) уровнем эмпатии.
Таблица 5
Интегральные показатели эмпатии
у детей старшего дошкольного возраста
с разным уровнем лидерских способностей
Уровни |
Уровень лидерских способностей |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Высокий |
50 |
0 |
0 |
Средний |
50 |
100 |
89 |
Низкий |
0 |
0 |
11 |
Заключение
Результаты проведенного эмпирического исследования позволяют говорить о существующих особенностях проявления эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем лидерских способностей.
Выдвинутая гипотеза подтверждается частично. Дети старшего дошкольного возраста с высоким уровнем лидерских способностей обладают высоким уровнем развития эмоционального и поведенческого компонентов эмпатии (и эмпатии в целом). Дети старшего дошкольного возраста со средним и низким уровнями лидерских способностей имеют, как правило, средний уровень эмпатии, а также ее эмоциональных и поведенческих проявлений. При этом значимых различий в когнитивных проявлениях и формах эмпатии между выделенными группами дошкольников нами не было обнаружено.
Таким образом, в процессе развития лидерских способностей в старшем дошкольном возрасте важно уделять особое внимание развитию эмпатии. Конкретными задачами этой работы могут выступать следующие: развитие умения проявлять сочувствие при отсутствии собственного опыта аналогичных переживаний (в рамках когнитивного компонента), развитие умения понимать собственные эмоциональные состояния и эмоциональные состояния других людей (в соответствии с содержанием эмоционального компонента эмпатии), воспитание стремления оказывать практическую помощь другим ввиду понимания их эмоций (в рамках поведенческого компонента).