Full text

Введение

 

Государственная поддержка малого предпринимательства, в частности в сфере розничной торговли, осуществляется на разных уровнях управления: федеральном, региональном, муниципальном (местном). С позиции отраслевого баланса на современном этапе есть объективная необходимость развития малого сектора в промышленных отраслях, однако не менее важной становится государственная поддержка малого предпринимательства в розничной торговле, имеющей не только экономическое значение, но и социальное [1]. Связано оно главным образом с «обеспечением занятости, повышением качества и уровня комфорта среды для проживания» граждан [2]. Одной из главных нерешенных проблем в розничной торговле остается неоднородность ее развития во многих городах (по ценовому критерию, ассортименту, обеспеченности площадью торговых объектов). Это негативно отражается на обеспеченности и удовлетворенности граждан торговым обслуживанием, являющегося элементом комфорта среды проживания, обеспечение которого – задача местных органов власти. С позиции выравнивания диспропорций торгового обслуживания населения в городах малые предприятия розничной торговли обладают существенным потенциалом ввиду своей большей мобильности и небольшого радиуса обслуживания. Однако с учетом тенденции сокращения количества субъектов малого розничного бизнеса, наметившейся еще в период экономической рецессии, высокого уровня их убыточности (выше 20% [3]), решение вопроса диспропорций торгового обслуживания населения без участия государства не представляется возможным. Государство осуществляет поддержку малых предприятий розничной торговли, однако обозначенный аспект неоднородности обеспечения населения услугами отрасли учитывается не в полной мере. Наблюдается неэффективность поддержки на местах в рамках региональных и местных программ, так как не всегда учитывается специфика местных условий и потребности субъектов малого розничного предпринимательства, а также используются стандартные подходы и формы поддержки, определяемые на федеральном уровне. Ввиду вышеизложенного встает вопрос совершенствования форм государственной поддержки малого предпринимательства в сфере розничной торговли с учетом аспекта пространственного развития отрасли с целью обеспечения торгового обслуживания граждан независимо от территории проживания. Это требует уточнения существующих форм государственной поддержки, выработки новых подходов к их систематизации (типологии), что должно позволить сформировать комплексные предложения по совершенствованию государственной поддержки малого бизнеса розничной торговли с учетом аспекта ее пространственного развития в целях оптимизации размещения торгового обслуживания в городах для повышения комфортности потребительской среды.

 

Методология и результаты исследования

 

Методология исследования основывается на анализе базовых нормативно-правовых актов в области государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в сфере розничной торговли, научных публикаций по вопросам форм и видов государственной поддержки развития малого розничного бизнеса, а также аналитических обзоров и статистических данных, отражающих тенденции развития отрасли.

Анализ трудов в области развития форм и видов государственной поддержки малого предпринимательства в сфере розничной торговли показал, что данный вопрос затрагивается в относительно небольшом количестве трудов. Например, в научной электронной библиотеке elibrary.ru по запросу «государственная поддержка розничной торговли» (в названии публикации, аннотации, ключевых словах) за последние 10 лет выявлено чуть более 100 публикаций (или 0,0003% от их общего числа), а по запросу «государственная поддержка малого предпринимательства в розничной торговле» – и того меньше. Отчасти это объясняется сложившимся лидерством отрасли розничной торговли в структуре малого предпринимательства России, что закономерно устремляет внимание на проблемы развития и приоритетную поддержку других отраслей национальной экономики, прежде всего реального сектора. Тем не менее можно выделить два ключевых аспекта (направления), рассматриваемых различными авторами: видовой (конкретная форма поддержки) [4, 5], региональный (территориальный) [6–9]. При этом в научных публикациях второго направления по большому счету представляется обзор форм поддержки предпринимательских структур в розничной торговле, реализуемых на конкретной территории. Ряд авторов [10, 11], акцентируя внимание на тенденциях и проблемах развития малого розничного бизнеса в современных условиях, поднимают вопрос о необходимости его государственной поддержки, но не предлагают конкретных решений в области развития форм и видов поддержки.

В настоящее время основу регулирования розничной торговли в России составляют: Закон о торговле [12]; закон «О защите прав потребителей»; закон «О защите конкуренции»; Закон о розничных рынках [13]; Закон о развитии малого и среднего предпринимательства [14], региональные и муниципальные целевые программы развития торговли; торговый реестр и порядок его формирования [15] и др. Следует отметить, что на федеральном уровне по 2020 год также реализовывалась стратегия развития торговли [16]. В 2019 году был разработан проект новой стратегии на период до 2025 года [17], направленный на дерегулирование отрасли, но он так и не был утвержден.

Специфика государственного регулирования в сфере розничной торговли связана с необходимостью, во-первых, обеспечения баланса экономических интересов всех субъектов, участвующих в торговых отношениях (не только хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю непосредственно, но и субъектов, осуществляющих поставки товаров, и населения как целевой группы торговой деятельности); во-вторых, развития механизмов саморегулирования; в-третьих, создания условий для формирования комфортной не только предпринимательской, но и потребительской среды.

Основные характеристики госрегулирования торговой деятельности в России систематизированы и представлены нами на рис. 1.

Таким образом, одной из задач развития торговли в национальной экономике ставится обеспечение и повышение доступности товаров (экономической и физической) для населения. Достижение данного эффекта возможно за счет реализации государственной поддержки малого предпринимательства в сфере розничной торговли, являющегося более мобильным и обладающего большим социальным и экономическим потенциалом в следующих сферах [21]:

– удовлетворение потребностей покупателей посредством обеспечения индивидуального подхода, в том числе за счет более узкой товарной специализации; создание условий для комфортного совершения покупок товаров повседневного спроса с учетом потребительского поведения населения;

– создание рабочих мест;

– сбыт продукции малых и средних товаропроизводителей, в целом стимулирование развития отечественного производства;

– развитие предпринимательства в целом (часто являясь «стартовым» видом деятельности для начинающих предпринимателей в связи с его относительно небольшими потребностями в капиталовложениях на начальном этапе), формирование конкурентной среды.

В государственной политике поддержки с позиции отраслевого подхода акцент делается на промышленном производстве, сферах инноваций, ремесленничества, сельского хозяйства, а также социального предпринимательства и внешнеэкономической деятельности. Государственная же поддержка малых предприятий сферы розничной торговли на современном этапе развития основывается на формах, рекомендуемых в рамках общеотраслевого законодательства по государственному регулированию малого и среднего предпринимательства, закрепленных в Федеральном законе № 209-ФЗ [22], и включает финансовую, имущественную, информационную, консультационную формы поддержки и поддержку в сфере образования (см. рис. 2).

При этом ряд мер в области государственной социально-экономической политики в отношении малого розничного бизнеса не учитывает их интересы. К примеру, отмена для предприятий, применяющих специальные налоговые режимы, льгот по уплате налога на имущество организаций, введение торгового сбора, свободное изменение в некоторых регионах России схем размещения нестационарных объектов торговли, повышение НДС, отмена ЕНВД и др. [24, 25] В условиях пандемии коронавирусной инфекции розничной торговле также уделялось недостаточное внимание. В частности, в перечень отраслей, наиболее пострадавших, была включена лишь часть непродовольственного сектора [26], что, соответственно, ограничивало доступ к мерам государственной поддержки остальных субъектов розничной торговли, в первую очередь продовольственного сектора, играющего большую роль в обеспечении комфортности среды проживания.

 

 

Рис. 1. Особенности государственного регулирования торговли в России
(составлено автором на основании [18–20])

 

Рис. 2. Формы государственной поддержки малого предпринимательства
в сфере розничной торговли в России (составлено автором на основании [23])

 

В результате влияния совокупности факторов (экономических, политических, социальных и пр.) при недостаточном уровне государственной поддержки малый сектор в сфере розничной торговли в последние годы существенно сдает свои позиции, что демонстрируют негативные тренды основных показателей его развития, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Основные показатели развития субъектов малого предпринимательства (МП) в сфере розничной торговли (составлено автором по данным [27])

 

Показатели

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Удельный вес субъектов МП в обороте розничной торговли, %

46,5

46,1

44,6

43,6

39,2

36,6

Число малых предприятий (вкл. микро-), тыс. ед.

255,3

239,0

221,8

149,2

148,3

143,6

Численность индивидуальных предпринимателей, тыс. чел.

1014,4

978,8

942,5

936,3

673,8

815,5

Удельный вес убыточных предприятий среди малых предприятий розничной торговли, %

19,9

20,5

20,4

20,2

20,5

20,6

Средняя численность работников малых предприятий (вкл. микро-), тыс. чел.

1149,5

1159,7

1100,1

1024,1

839,7

838,5

Численность занятых в сфере ИП, тыс. чел.

2604,5

2621,3

2527,1

2591,6

1777,9

2320,8

 

О неоднородности обеспечения населения услугами розничной торговли (в том числе субъектами малого бизнеса) свидетельствуют официальные статистические данные о распределении магазинов и торговых площадей на территории страны: практически половина из них приходится на Центральный и Приволжский федеральные округа (около 45% магазинов и 53% торговых площадей [28]).

Очевидно, что при выработке мер поддержки необходимо учитывать ситуацию на конкретной территории. Объективно учет условий функционирования малых розничных предприятий возможен лишь на региональном и местном (муниципальном) уровнях. Они предполагают разработку и реализацию мероприятий поддержки на основе программно-целевого подхода. Анализ ряда муниципальных программ развития розничной торговли (потребительского рынка, в целом торговли и пр.) позволил выявить ряд общих недостатков таких программ:

– анализ состояния и развития отрасли на территории муниципального образования (городского округа, города и пр.) представляет «сухую» констатацию фактов на основе статистических данных без факторного анализа;

– предлагаемые мероприятия имеют размытую, слишком обобщенную формулировку и не несут конкретного действия (например, «Создание условий для развития нестационарной и мобильной торговли»), что не дает представления о средствах, механизмах, инструментах, алгоритмах его реализации для назначаемого исполнителя;

– применение показателя обеспеченности площадью торговых объектов (в том числе по форматам розничной торговли) как целевого индикатора реализации программ осуществляется в обобщенном виде (т. е. в целом по муниципальному образованию), не направлено на выявление проблемных зон (территорий).

Таким образом, сегодня существует определенное несоответствие целевых программ поддержки реальной потребности розничного бизнеса вследствие общего характера этой поддержки (т. е. не адресная система), и в этом аспекте важное место занимают муниципалитеты, напрямую соприкасающиеся с предпринимателями на местах и влияющие в целом на предпринимательский климат территории. Однако в существующих реалиях система государственной поддержки малого предпринимательства, в том числе в сфере розничной торговли, на местном уровне также является далеко не совершенной: в табл. 2 мы попытались сгруппировать основные проблемы, возникающие при ее реализации и получении.

Таблица 2

Проблемы при реализации и получении государственной поддержки
по развитию розничного бизнеса на муниципальном уровне (составлено автором)

 

Для получателей поддержки

Для объектов инфраструктуры поддержки

̶    Отсутствие реальной помощи;

̶    бюрократизм, длительное принятие решений;

̶      отсутствие предмета залога при получении кредитов и займов на льготных условиях, а также легальной документации, затрудняющих принятие в пользу предпринимателя положительных решений;

̶    отсутствие навыков бизнес-планирования для обоснования и получения поддержки (финансовой и имущественной);

̶    неправильное использование полученной финансовой поддержки

̶    Дефицит финансовых ресурсов;

̶    недостаточное владение информацией о деятельности объектов инфраструктуры потенциальными получателями поддержки;

̶    низкое развитие материально-технической базы;

̶    низкий уровень понимания необходимости конкретной поддержки со стороны потенциальных получателей;

̶      низкая квалификация персонала предприятий-получателей поддержки, которые обращаются за помощью;

̶    несовпадение интересов получателей поддержки и объектов инфраструктуры;

̶    отсутствие финансовой поддержки со стороны органов местного самоуправления объектам инфраструктуры

Таким образом, с множеством проблем и сложностей сталкиваются не только непосредственно получатели этой поддержки, но и ее объекты инфраструктуры.

Для повышения эффективности политики местных органов власти в области поддержки малого розничного бизнеса необходима четкая систематизация форм государственной поддержки малого предпринимательства исследуемой отрасли, раскрывающая альтернативные варианты их реализации, возможные механизмы и инструменты, с целью выработки комплексных решений, новых подходов в динамично изменяющихся условиях. Нами предлагается формирование типологии форм государственной поддержки малого розничного бизнеса на основе морфологической матрицы. С этой целью автором разработаны видовые (классификационные) признаки и выделены альтернативные варианты реализации поддержки в рамках каждого признака (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Морфологическая матрица форм государственной поддержки малого предпринимательства
в сфере розничной торговли (разработано автором на основании [29–36])

 

На практике представленные формы поддержки малых розничных предприятий используются в различных сочетаниях и формулировках (например, информационно-консультационная, финансово-кредитная и др.). Помимо представленных форм государственной поддержки, отраженных на рис. 3, некоторые ученые (к примеру, [37]) выделяют такие, как сервисная и психологическая (в рамках взаимодействия субъектов инфраструктуры поддержки (в частности, бизнес-инкубаторов) с малыми предприятиями). На наш взгляд, психологическая поддержка больше актуальна на этапе планирования и создания розничных субъектов малого предпринимательства и может являться частью консультационной формы. Сервисная поддержка в широком смысле может включать множество иных форм, представленных на рис. 3. К примеру, речь может идти о спектре услуг, оказываемых сервисными организациями (субъектами инфраструктуры) в целях поддержки и стимулирования деятельности малых розничных предприятий (в частности, юридические (правовые) услуги в области создания/ реорганизации предприятий; услуги в области маркетинга и рекламы; обучение персонала и др.). В более узком смысле сервисная поддержка может сводиться к обеспечению доступа малых предприятий отрасли к сервисам для создания и ведения бизнеса (различных приложений, программ, информационных платформ и пр.), также в рамках иных форм (информационной, инфраструктурной, маркетинговой, в сфере образования и др.).

 

Заключение

 

Таким образом, система государственной поддержки развития малого предпринимательства в сфере розничной торговли в России включает немало форм и способов. Однако она носит общий характер и не учитывает местных особенностей развития малых розничных предприятий, что делает ее на муниципальном уровне малоэффективной. Динамично изменяющиеся условия (в том числе связанные с последствиями пандемии, усложнением геополитических факторов и др.) ставят перед местной властью новые задачи определения стратегических приоритетов государственной поддержки развития малого предпринимательства в розничной торговле с учетом особенностей конкретной территории их функционирования.

В целях выравнивания диспропорций торгового обслуживания населения в городах важными направлениями государственной поддержки малого бизнеса в сфере розничной торговли могут быть:

– совершенствование информационной формы поддержки за счет организации мониторингов предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли на муниципальном уровне, объектом которых должны выступать не только хозяйствующие субъекты отрасли, но и уровень торгового обслуживания и удовлетворенность населения услугами розничной торговли в разрезе микрорайонов города с целью выявления проблемных территорий (зон); мониторинг должен предусматривать учет целого комплекса показателей, формируемых не только органами статистики, но и на основе полевых исследований (опросов населения и предпринимателей);

– совершенствование инфраструктурной формы поддержки на основе кластерного подхода путем объединения малых розничных предприятий и других субъектов в качестве инфраструктурных элементов кластера в целях обеспечения комплексности и доступности инфраструктурной поддержки, четкого разграничения и снижения риска дублирования оказываемых услуг поддержки. Отбор розничных предприятий (потенциальных получателей поддержки) должен осуществляться с учетом пространственно-видовой структуры спроса в городе (в каких районах (зонах) жители испытывают дефицит и в каких товарах); отбор инфраструктурных элементов предполагает анализ соответствующих потребностей малого розничного бизнеса на конкретной территории.

Реализация предлагаемых направлений возможна посредством разработки проектов государственной поддержки малого предпринимательства в сфере розничной торговли, в том числе на конкурсной основе. В перспективе встает вопрос разработкиалгоритмов и инструментов выбора данных проектов поддержки, определения критериев их оценки с учетом ожидаемых социально-экономических эффектов от их реализации на конкретной территории.