Full text

Введение / Introduction

 

Мы согласны со С. Ю. Манухиной, В. В. Торубаровым, что образование – это тот «детерминирующий фактор качества жизни современного человека, тот качественный базис, который необходим для создания самодостаточного общества» [1]. Авторы считают, что «качественная жизнь дает индивиду доступ к различным знаниевым и материальным благам, включая те, которые обеспечивают непрерывный процесс профессионального самоопределения» [2]. По мнению Л. В. Мезенцевой, Р. Н. Зиязовой, «определение тенденций применимости данного процесса предполагает рост образовательного и личностного потенциала человека» [3].

Раскрытие потенциала обучающихся, развитие профессионально важных качеств и формирование необходимых компетенций возможны в условиях непрерывного образования, которое выступает залогом конкурентоспособности человека на рынке труда. Исходя из этого, основное отличие традиционного образования от непрерывного заключается в том, что последнее не завершается окончанием конкретной ступени и учебное заведение – база для дальнейшего развития и саморазвития. Непрерывному образованию свойственны черты процесса, обслуживающего все образовательные потребности личности. С. Ю. Манухина, В. В. Торубаров считают, что, «имея персонифицированный, личностно-ориентированный характер, оно отвечает на вызовы времени и является действующей составляющей устойчивого развития» [4]. А это, в свою очередь, является залогом устойчивого развития и самого общества.

Непрерывное образование, реализуемое в системе различных государственных и общественных институтов, учитывающее потребности как личности, так и общества, позволяет людям любого возраста совершенствовать ранее приобретенные знания и умения, оттачивать имеющиеся у них навыки, повышать свою культуру, развивать способности, получать специальность и совершенствоваться в ней в дальнейшем и т. д. [5] Непрерывное образование – это постоянно развивающаяся система, которая требует также от ее участников постоянного изменения и развития.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Как отмечает А. В. Лубков, «поскольку на авансцену модернизационного переустройства выдвигается человек как социальный актор, носитель ценностей и культуры, основной индикатор прогрессивности или реакционности изменений, то ведущая роль в эволюционном процессе принадлежит личностному фактору, а в образовательном процессе – личности учителя. Поэтому важнейшей задачей становится фундаментальная методологическая и содержательная подготовка педагога…» [6].

Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года (Распоряжение от 24.06.2022 № 1688-р) определяет цели, принципы и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в области подготовки педагогических кадров для системы образования посредством непрерывности, которая прописана в следующих положениях. В документе мы находим:

«– приоритет равной доступности качественного образования по педагогическим направлениям подготовки и специальностям во всех субъектах Российской Федерации, во всех образовательных организациях вне зависимости от ведомственной подчиненности;

– непрерывность и преемственность профессионального развития педагогических кадров;

– развитие системы подготовки педагогических кадров с учетом актуальной исследовательской повестки в сфере образования;

– обеспечение совместной деятельности образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров, и социальных партнеров» и т. д. [7]

По мнению В. А. Федорова, современные реалии жизни определяют «лавинообразное увеличение объема знаний, стремительное появление новой техники и технологий, их сравнительно быстрое старение и в то же время – возрастание роли личности в обществе и на производстве, развитие ее потребностей, гуманизацию и демократизацию общества, интеллектуализацию труда» [8]. Эту точку зрения разделяет и А. Н. Сергеев [9]. В этих условиях на первое место выдвигается идея непрерывности образования, в частности педагогического, которое играет важную роль в развитии современного общества.

В связи с этим Ишимским педагогическим институтом им. П. П. Ершова (филиалом) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (далее – ИПИ им. П. П. Ершова (филиал) ТюмГУ) с учетом «социально-педагогических основ развития образовательных траекторий личности в системе непрерывного образования», определенных Т. Ю. Ломакиной [10, 11], в среднесрочной перспективе определены следующие ключевые задачи, направленные на решение проблемы обеспечения непрерывности образования:

– создание «современной, мобильной и гибкой системы непрерывного профессионального педагогического образования», изучением которой и занималась Т. Ю. Ломакина [12] (школа – СПО – вуз – профессия/специальность);

– создание коммуникативной площадки в формате Всероссийского форума «Ершовские чтения» посредством реализации педагогических мастерских по направлениям деятельности детского, родительского и педагогического сообществ;

– создание системы экспертной оценки различных «образовательных продуктов» (проекты, программы, учебно-методические рекомендации, учебные издания и т. д.);

– обеспечение инновационного характера непрерывного профессионального педагогического образования через интеграцию образования (основного и дополнительного), науки и производства [13].

Как мы видим, проблема обеспечения непрерывности образования является актуальной на сегодняшний день и привлекает к себе внимание исследователей, которые изучают структурные компоненты непрерывного образования, условия его эффективного функционирования и т. д.

Мобильность и гибкость системы непрерывного профессионального педагогического образования обеспечивается в педагогическом вузе совокупностью следующих принципов:

– многоступенчатость системы школа – СПО – вуз – профессия/специальность и интеграция профессиональных образовательных структур, обеспечивающих единое образовательное пространство для построения индивидуальных образовательных траекторий;

– преемственность профессиональных образовательных программ всех уровней: от начальной подготовки, включая профориентацию, до постдипломного образования, ориентированного на современные тренды и вызовы.

В отечественной и зарубежной образовательной практике выделяются три модели непрерывного профессионального педагогического образования, которые представлены в исследованиях Ю. А. Чекулаевой, Дж. Биннера, М. С. Задворной, А. А. Федорова, Л. Е. Шапошникова и В. В. Николиной [14–17].

1. Life-long learning education – обучение в течение всей жизни [18]. В основе лежит три принципа:

– «обучение длиной в жизнь» – образование на протяжении всей жизни [19];

– «обучение шириной в жизнь» – человек охватывает широкие сферы познания, заходящие далеко за пределы профессионального педагогического образования [20];

– «самомотивация» – наличие сознательного интереса к получению непрерывного образования через самопознание и самосовершенствование [21].

По мнению Дж. Филда, обучение на протяжении всей жизни – это «новый образовательный порядок» [22], когда правительства поощряют граждан учиться и применять полученное в жизни. Т. В. Мухлаева и Н. П. Литвинова изучают политические меры по достижению «жизнеспособного общества обучения» [23]. Всё это в очередной раз подтверждает важность рассматриваемого вопроса.

Согласно «Платформе обучения на протяжении жизни» (LLLPlatform), понятие «обучение в течение всей жизни» включает формальное, неформальное или информальное обучение людей разных возрастов в различных сферах жизни и позволяет им стать активными участниками происходящих в обществе процессов и событий. Отсюда следует, что образование – это не только предоставление возможности трудоустроиться, выстроить карьеру, но и создание рамок для личностного развития человека в различных сферах его жизнедеятельности [24].

  1. Adult education – образование взрослых. Данная модель подробно описана в энциклопедии «Британика» [25]. Взрослым даются знания, умения и навыки, которые они по разным причинам не получили в ходе освоения традиционных общеобразовательных программ на одном из этапов обучения (школа, колледж, вуз). Они приобретают еще одну профессию, получают квалификацию, расширяют кругозор, осваивают новые компетенции и т. д. В большинстве случаев этот процесс носит характеристику саморазвития человека.

Образование взрослых подразделяется на формальное c получением документа об образовании; неформальное, не всегда сопровождающееся выпускным документом и осуществляемое, помимо всего, в общественных организациях, клубах, во время занятий с преподавателем, тренером и т. д.; неофициальное (спонтанное) – индивидуальная деятельность, не всегда имеющая целенаправленный характер и приводящая к конкретному результату. А. А. Динер и И. С. Стурова в ходе обзора зарубежного опыта в сфере дополнительного профессионального образования взрослых и пожилых людей подробно остановились на рассмотрении данной модели непрерывного профессионального образования [26].

  1. Continuing vocational education and training–непрекращающееся профессиональное образование и обучение – адаптация в современном мире, удержание в профессии, профессиональное самосовершенствование. Описание данной модели мы находим в трудах Л.-К. Мары и Н. А. Зарубы [27–29]. Если предыдущие модели предполагают просто смену профессий, то третья модель направлена на самосовершенствование внутри одной конкретной выбранной профессии.

Таким образом, накоплен значительный опыт в области теории и практики непрерывного профессионального образования. Различные его модели позволяют человеку не только лучше удовлетворять свои потребности в знаниях и навыках, необходимых для профессионального роста, личностного развития, способствующего увеличению общего культурного и интеллектуального уровня с учетом тенденций в социально-экономическом и социально-культурном развитии общества, но и стать свободным творцом своей жизни, реализовать себя.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

ИПИ им. П. П. Ершова (филиал) ТюмГУ является платформой для реализации непрерывного педагогического образования на юге Тюменской области по ступенчатой модели «Обучение длиною в жизнь», что обеспечивается последовательностью ступеней:

– первая ступень: обучение, воспитание и развитие человека с дошкольной ступени до получения им общего образования, «предшествующие его вступлению в самостоятельную жизнь» [30];

– вторая ступень: образовательная деятельность в период обучения в СПО и ВПО (бакалавриат, магистратура), сочетающаяся с различными видами практической деятельности;

– третья ступень: построение профессиональной карьеры (стажировки, курсы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) без ограничения возрастного ценза.

Рассмотрим представленные выше ступени более подробно. Нами определены для каждой ступени целевые ориентиры. Ориентиром первой ступени является следующее: ранняя профнавигация; работа психолого-педагогических классов и кафедральных школ для детей и подростков, организация и проведение предметных олимпиад и конкурсов, подготовка и проведение дней открытых дверей, работа каникулярных школ и т. д. [31] На формирование требований к профессиональной ориентации молодежи влияют смена технологических укладов, глобализация в экономике, политические и общественные изменения, развитие международных связей и отношений, дифференциация труда, изменение мотивации человека на профессиональную деятельность, рост профессиональной мобильности, потребность в молодых специалистах, готовых сразу включаться в производственные процессы, демонстрируя высокую производительность и квалификацию и т. д. [32, 33] Система профориентации вуза позволяет подготовить детей и подростков к самостоятельному выбору профессии педагога и получению соответствующего образования с учетом индивидуальных особенностей личности, ее предпочтений и интересов [34].

Ориентиром второй ступени является непосредственная подготовка бакалавров в вузе. Изменения в общеобразовательной школе требуют совершенствования подготовки педагогических кадров. Сложившиеся условия определяют необходимость совершенствования учебных планов, направленных на профессиональную ориентацию студентов.

Формирование профессионально-педагогической направленности личности специалиста происходит в ходе интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности (научно-учебные группы, проектная и грантоискательская деятельность студентов и т. д.) [35]. Вовлеченность студентов в вышеобозначенные направления деятельности начинается на I курсе. Каждая следующая ступень в данных видах деятельности (II–V курсы) формирует у студента ряд профессиональных компетенций, соответствующих направлению и профилю их подготовки. Всё это позволяет решать задачи непрерывного педагогического образования [36].

Важным условием функционирования системы непрерывного педагогического образования выступает социальное партнерство, которое закреплено в системе договорных отношений и ориентировано на практическую подготовку студентов вуза. Взаимодействие с многочисленными социальными партнерами направлено на повышение эффективности образовательного и воспитательного процесса в вузе, организацию взаимодействия школы с учреждениями социального, культурного, профилактического, оздоровительного, профориентационного и других направлений. Мы согласны с мнением М. В. Бывшевой и А. Н. Шулики, которые считают, что «социальное партнерство предполагает взаимодействие субъектов образовательного процесса вуза с различными субъектами социокультурного пространства региона, позволяет выявить неиспользованные ресурсы, объединить воспитательные возможности социума города и региона в решении проблем» [37, 38]. На наш взгляд, только в такой ситуации возможно достижение намеченных взаимовыгодных результатов. В целом работа вуза должна интегрироваться в жизнь города и региона с целью поднятия социального статуса учителя и популяризации профессии, распространения и внедрения в образовательный процесс инновационных технологий, программ и методик, что важно в плане обмена передовым педагогическим опытом и внедрения его в образовательную практику, а также выявления одаренных детей и подростков с целью их дальнейшей ориентации на осознанный выбор профессии педагога.

Ориентиром третьей ступени является оказание учебной, психолого-педагогической и научно-методической поддержки выпускников с целью их закрепления в образовательных организациях города и региона, профилирования на выбранную профессию педагога наиболее талантливой молодежи. Вуз наблюдает за профессиональным становлением своих выпускников через систему специальных мероприятий, отслеживая их трудоустройство и трудовую адаптацию на первом месте работы. Дополнительное образование как часть системы непрерывного профессионального педагогического образования вписывается в общую модель вуза, так как начинается с начальной профильной подготовки школьников и заканчивается проектами, направленными на развитие профессиональных компетенций уже зрелых специалистов с опытом работы. По мнению М. А. Ярош, «дополнительное профессиональное образование – социально-педагогическая система в структуре непрерывного педагогического образования, ориентированная на совершенствование профессиональной компетентности специалиста, создание условий для его дальнейшего саморазвития, самообразования» [39]. В этом отношении мы полностью поддерживаем точку зрения автора.

      

Результаты исследования / Research results

 

Вуз выступает платформой для реализации модели непрерывного педагогического образования, что достигается путем организации цикла мероприятий, позволяющих представителям разных поколений включиться в систему непрерывного образования. Что касается ИПИ им. П. П. Ершова (филиала) ТюмГУ, непрерывное профессиональное педагогическое образование реализуется по ступенчатой модели «Обучение длиною в жизнь».

Первая ступень нацелена на ориентацию молодого поколения на педагогическую деятельность как профессиональную. Проводимая ИПИ им. П. П. Ершова (филиалом) ТюмГУ профориентационная работа представляет собой систему психолого-педагогических и производственно-технических мер, направленных на выявление и развитие у обучающихся профессиональных педагогических интересов, профессиональный рост и самоопределение. Приведем наиболее значимые мероприятия, ориентированные на детей дошкольного и школьного возраста: Всероссийский фестиваль науки «Наука 0+»; Всероссийская олимпиада для школьников по истории казачества; Всероссийский конкурс переводов и олимпиада по иностранным языкам “Soft Skills Roundup: Translation Contest and Olympiad”; Международная олимпиада среди школьников по дисциплинам гуманитарного и естественно-научного циклов; gедагогический класс «НЕУРОК» (для школьников 9–11-х классов г. Ишима и юга Тюменской области); Всероссийская научная конференция учащихся «На пути к открытиям» и др.; Слет казачьей молодежи Тюменской области и т. д.

Ориентиром второй ступени является непосредственная подготовка бакалавров в вузе. В ИПИ им. П. П. Ершова (филиале) ТюмГУ подготовка осуществляется по четырем направлениям подготовки очной и заочной форм обучения: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки); 44.03.01 Педагогическое образование; 44.03.02 Психолого-педагогическое образование; 44.03.04 Профессиональное обучения (по отраслям) – будущих специалистов с уникальными конкурентными преимуществами, которые сегодня привлекают работодателей. В вузе определен перечень психолого-педагогических дисциплин, среди которых: «Введение в педагогическую деятельность», «Управление проектной деятельностью», «Психология развития и образования», «Инклюзия в образовании», «Методология и методы научного исследования в предметной области», «Формирование метапредметных результатов обучения», «Современные образовательные технологии (по профилю подготовки) и т. д., которые являются теоретической базой подготовки современного педагога, необходимой для успешной адаптации в профессии. Студенты ежегодно участвуют в программе академической мобильности «Семестр за рубежом» и других мероприятиях разной направленности с целью повышения качества их подготовки, развития мобильности и культурных связей.

В ИПИ им. П. П. Ершова (филиале) ТюмГУ наиболее эффективными студенческими объединениями являются СНО социальной ответственности (в 2022 году вошло в программу развития университета «Приоритет 2030») и Коркинская казачья сотня как часть Отдельского казачьего общества Тюменской области Сибирского войскового казачьего общества Всероссийского казачьего общества.

На заседании Комиссии по научно-исследовательской работе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества было принято решение о вхождении Ишимского педагогического института (филиала) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» в Ассоциацию казачьих вузов на территории Российской Федерации, куда включены в 2023 году еще шесть университетов. Это достижение определило новые векторы развития педагогического вуза Тюменской области.

СНО социальной ответственности существует более пяти лет, его основной задачей является популяризация науки и научных достижений в разных отраслях знания «в шаговой доступности» для каждого субъекта, включенного в образовательный процесс педагогического вуза.

Так, СНО социальной ответственности позволяет организовать работу по следующим направлениям:

– проведение мероприятий с целью популяризации научного знания исследователей России и региона (научно-популярные лекции; площадки в рамках Всероссийского фестиваля науки для молодежи юга Тюменской области);

– организация акселератора научных проектов, направленных на развитие региона (тематические сессии по организации научных исследований и реализации проектов, консультирование экспертами участников акселератора, итоговые конференции);

– организация площадок для взаимодействия представителей практики (бизнеса, власти и образовательных организаций) и студентов-исследователей (Марафон педагогических исследований) с целью реализации студенческих проектов развития региона по различным направлениям.

Ежегодно в стенах педагогического вуза проводятся деловые встречи «Открытый разговор» с работодателями и представителями органов власти юга Тюменской области по позиционированию достижений студентов в области науки, образования и практики.

В рамках социального партнерства подписаны соглашения о сотрудничестве с такими организациями: Тюменская региональная детско-юношеская общественная организация «Казачья молодежь Сибири»; АНО ЦСИ «Проектный офис»; АНО «Агентство современных коммуникаций»; МАУ «Ишимский городской молодежный “Центр развития”»; ГАПОУ ТО «Голышмановский агропедагогический колледж»; МАУ «Ишимский городской спортивно-оздоровительный комплекс “Центральный”»; МКУ «Ишимский городской методический центр» и др. Вуз сотрудничает с отделами образования районов юга Тюменской области в области подготовки педагогических и управленческих кадров, обеспечивая их научное и учебно-методическое сопровождение.

Профессорско-преподавательский состав вуза принимает участие в разработке и реализации госбюджетных и хоздоговорных НИР, грантов: «Теоретико-методологические основы формирования транспрофессиональных компетенций учителей иностранного языка средствами предметно-языковой интеграции в системе непрерывного профессионально-педагогического образования» [40]; «Профилактический потенциал развития резильентности у подростков со слабоалкогольной зависимостью»; «Зелёные против зелёных: дискурс-анализ социальных сетей» и др.

Приведем наиболее значимые мероприятия, реализуемые на данной ступени и ориентированные на студентов и преподавателей вуза: дни студенческой науки на факультетах; Международный научный форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Студенты вузов – школе и производству»; Международный научный форум «Ершовские чтения»; Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы технологического образования в России и за рубежом»; Всероссийская выставка научно-методических трудов и учебных изданий «Инновации в педагогическом образовании – 2023» +Маркетплейс; Региональная научно-практическая конференция «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» в рамках Епархиального этапа Рождественских чтений; Всероссийская научно-практическая конференция «Роль казачества в социально-экономическом развитии Сибири»; Региональная научно-практическая конференция «Кирилло-Мефодиевские чтения “Человек в пространстве православной культуры”», посвященной празднованию Дней славянской письменности и культуры и памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия; Всероссийская научно-практическая конференция «Физическая культура и спорт в жизни студенческой молодежи»; экспертиза и рецензирование студенческих научных работ представителей других учебных заведений; рецензирование магистерских диссертаций; отзывы на диссертационные исследования по направлению 44.00.00 Образование и педагогические науки как ведущей организации.

Ориентиром третьей ступени является оказание учебной, психолого-педагогической и научно-методической поддержки выпускников с целью их закрепления в образовательных организациях и профилирования на выбранную профессию. В ИПИ им. П. П. Ершова (филиале) ТюмГУ реализуются такие проекты, как «Билет в будущее», «Профлаб»; «Вектор успеха», “Вузlinker” и т. д. Все они направлены на профессиональное становление.

Наиболее востребованными программами в вузе считаются следующие: Школа вожатых: Лидер детского отдыха; Инструктор интерактивного стрелкового тира; Логопедия; Государственное и муниципальное управление; Правоведение и правоохранительная деятельность; Педагогика и психология; Педагогика и методика начального обучения; Теоретико-прагматические основы преподавания иностранного языка (английский язык); Русский язык и литература; Литература и мировая художественная культура; Экономика и управление; Инструктор групповых программ, направление «Кроссфит». Вуз участвует в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» РАНХиГС в  реализации программ профессиональной переподготовки (Аниматор досуговых программ для детей и взрослых; Педагогика и методика дошкольного образования; Логопедия) следующих категорий граждан: безработных; лиц в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста; женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости, стремящихся возобновить трудовую деятельность.

Приведем наиболее значимые мероприятия, реализуемые на данной ступени и ориентированные на выпускников и представителей педагогического сообщества: экспертизы программ развития образовательных организаций г. Ишима и юга Тюменской области; экспертиза программ дошкольного развития детей; экспертиза программ летнего отдыха детей и подростков на базе образовательных организаций г. Ишима и юга Тюменской области, детских спортивно-оздоровительных лагерей; участие в стратегических сессиях на базе Тюменского государственного университета и Тюменского областного государственного института развития регионального образования и др.; Всероссийский научный форум «Ершовские чтения». На базе Ишимского педагогического института им. П. П. Ершова (филиала) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» организована и работает площадка по формированию профессионально-педагогических компетенций у студентов и преподавателей вуза и всех заинтересованных лиц педагогического сообщества посредством мастер-классов, воркшопов, круглых столов, тематических встреч и тренингов.

Человек как активный участник данной системы рассматривает ее как залог своей конкурентоспособности на рынке труда, поэтому он продолжает саморазвиваться дальше, переходя с одной ступени на другую.

 

Заключение / Conclusion

 

Итак, вузу удается достичь следующего:

– доступность в трансферте профессиональных педагогических умений и навыков;

– минимизация времени адаптационных периодов в процессе перехода с одной ступени обучения на другую;

– выполнение требований заказчика – образовательной организации;

– трудоустройство выпускников;

– получение особого набора мотивированных абитуриентов, отвечающего специфике контингента педагогического вуза.

Человек сам решает, какой тип формального или неформального образования получать, исходя из своих потребностей и условий жизнедеятельности. Самообразование при этом становится одним из основных видов учебной деятельности, без которого последняя просто немыслима.

ИПИ им. П. П. Ершова (филиал) ТюмГУ на данный момент является структурой, дающей «навыки непрерывной адаптации» [41], непрерывного образования и самообразования, обеспечивающей конкурентоспособность и перспективность специалиста на быстроизменяющемся рынке труда в современных условиях неопределенности.

То, что мы традиционно называем культурой, сегодня приобретает «форму культуры обучения – обучения жизни, социального обучения в постоянно меняющейся среде» [42], поскольку, как пишут Л. В. Мезенцева и Р. Н. Зиязова, «виртуальная (текучая) и реальная социальная среда все более совпадают» [43]. И в этих условиях, по мнению Е. Ю. Шаманаевой, «непрерывное образование дает человеку развитие, успех, движение вперед» [44].