Введение / Introduction
Эксперты ЮНЕСКО, отмечая возрастающую роль языка в сохранении культурного разнообразия и поддержке диалога наций, определяют и необходимость международной коллаборации в достижении качественного образования для всех. Ученые разрабатывают интеграционные механизмы сотрудничества, к которым относятся разработка и реализация совместных образовательных программ (в том числе и спортивного характера) на базе цифровых платформ [1]. Выполнение подобных инициатив предполагает качественную иноязычную подготовку их участников, применение средств информатизации для решения стратегических задач, наличие опыта сетевой командной работы [2].
Поощрение таких ценностей, как совместная спортивная деятельность, дисциплина, взаимное уважение и солидарность, по выводам руководителей ЮНЕСКО, может стать основой поддержки мира и устойчивого развития. В рамках инициативы “Fit for Life” на мировом уровне происходит поддержка массового занятия граждан спортом с целью укрепления этих ценностей и достижения высоких личностных результатов [3].
Тенденцией развития российской системы высшего образования является активизация международной деятельности вузов, направленной на их интеграцию в мировое научное пространство. Согласно принятому приоритетному проекту «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» целевая модель международной деятельности вузов предполагает интернационализацию внутренней информационной среды, формирование межкультурных компетенций у сотрудников и студентов, продвижение спортивных связей [4].
Н. В. Надёжина, определяя дидактический потенциал хореографии в формировании физической культуры высококвалифицированных специалистов, отмечает возможность использования занятий танцами для повышения эффективности применяемого комплекса организационно-образовательных методов воздействия на физическое, мультиязычное, эмоциональное и культурное развитие студентов [5].
E. П. Мельникова отмечает, что с учетом особой роли спортивной совместной деятельности в установлении международного (образовательного, научного и гуманитарного) взаимодействия, умения работать с источниками информации бережное и корректное отношение к наследию предков приобретает особую актуальность применительно к подготовке педагогов-хореографов [6].
С. Бакирова, Т. Изим, Тойган, Л. Николаева, Г. Саитова аргументированно заключают, что в подготовке специалистов высокого уровня в области организации работы учебных танцевальных групп преобладает практический компонент. И поэтому применение инновационных дидактических методов является особенно важным в формировании иноязычной компетенции педагогов-хореографов [7].
Дж. Уинтл указывает, что для будущих специалистов в области танца и физической культуры важным фактором является возможность использовать цифровые ресурсы для обеспечения интерактивных способов взаимодействия и получения оперативной связи с обучающимися, а также для своевременного реагирования на их запросы, на поддержку физического, морального и психического состояния подопечных [8].
И. С. Злобина, Н. В. Резепова, Н. А. Сергеева, Н. В. Уткина, О. С. Рублёва на экспериментальных данных доказывают необходимость разработки и внедрения инновационных подходов для формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих педагогов, применения возможностей цифровых сервисов для профессионального иноязычного общения [9]. Исследователи отмечают, что при изучении иностранного языка одна из основных задач для педагога – это пополнение словарного запаса обучающихся. Однако авторы учебников иностранных языков, как правило, предоставляя достаточно большой объем информации для усвоения, редко предлагают готовые образовательные решения, способные эффективно помочь в запоминании новых лексических и грамматических единиц.
Самый распространенный и эффективный способ изучения новой лексики или повторения пройденного материала, по выводам Н. Н. Векуа, Е. А. Мамаевой, – это флеш-карты [10]. В то же время ученые определяют проблемы применения флеш‑карт в цифровом формате для иноязычного обучения: необходимость учета специфики педагогической деятельности и трудовых функций наставника, материальные и временные затраты на модернизацию методической системы.
По нормам должностной инструкции, хореограф, решая задачи организации музыкальной и хореографической практики, должен четко понимать следующее: где и с какой целью использовать возможности персонального компьютера, информационных и коммуникационных технологий; какие программные продукты должны обеспечить решение задач поддержки педагогической, балетмейстерской, культурно-просветительской, методической и организационно-управленческой деятельности [11].
При этом внедрение цифровых инноваций в спортивную совместную деятельность, согласно аналитическим заключениям С. Модра, М. Домокос, С. Петраковски, способствует целенаправленному изменению условий обучения как целостной системы процесса воспитания физических качеств и функциональных систем организма и тем самым поддерживает управление процессом усвоения определенных знаний и формирования необходимых умений [12].
Гипотеза исследования: включение цифровых флеш-карт дидактического назначения в иноязычное обучение специалистов в области танца и физической культуры обеспечит дополнительные ресурсы для повышения качества их профессиональной подготовки.
Цель работы – исследование возможностей применения цифровых флеш-карт в обучении будущих педагогов-хореографов для развития их иноязычной коммуникативной компетенции.
Задачи исследования:
- уточнить особенности иноязычного обучения педагогов-хореографов;
- описать варианты использования цифровых флеш-карт дидактического назначения для поддержки различных видов иноязычной деятельности в контексте реализации трудовых функций будущих педагогов по физической культуре;
- выявить факторы, влияющие на качество применения цифровых флеш-карт дидактического назначения, для повышения качества иноязычной подготовки специалистов в области танца и физической культуры;
- экспериментально проверить эффективность предлагаемых цифровых флеш-карт для интеграции в иноязычную деятельность.
Обзор литературы / Literature review
Реализация совместно с ЮНЕСКО программы “Fit for Life” является для страны площадкой популяризации и развития массового спорта, привлечения людей к занятиям танцами. Участие России в международном движении позволяет использовать танцевальные интенсивы и мастер-классы в качестве «мягкого» воздействия для урегулирования политических конфликтов. Для достижения указанных целей в паспорте проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» обозначается необходимость [13]:
- развития и усовершенствования образовательных программ на английском языке в российских вузах;
- продвижения программ электронного обучения и информационных систем в сети Интернет.
Э. Уайдуллакызы, Н. Альметов, Ш. Турдалиева, А. Айтжанова, Г. Мусаханова предлагают при подготовке специалистов в области танцев и физической культуры особое внимание уделять не только передаче профессионально ориентированных знаний, а развитию профессионально значимых качеств личности, способностей к самостоятельному творческому труду и работе с информационными источниками, в том числе на иностранном языке и с использованием компьютерных технологий [14].
А. Фисквик, А. Дуберг, С. Джуслин предлагают считать, что танец сам по себе является языком. Как следствие, хореография требует многих из тех же умственных способностей, что и вербальный язык [15]. Это убеждение автора объясняет, почему с помощью танца развиваются не только телесные ощущения, но и коммуникативные навыки, воображение и творческие способности. Способность быстро запоминать порядок – один из главных признаков танцевального мышления. По заключению А. Фисквик, А. Дуберг, С. Джуслин, эта способность зависит:
- от танцевального опыта (чем больше движений автоматизировано, тем проще воспринимаются новые и тем быстрее хореография адаптируется под тело спортсмена);
- зрительной памяти (человек запоминает порядок во время показа и может воспроизвести, опираясь на сохранившуюся в памяти информацию);
- мышечной памяти (после увиденного полезно сразу проверить новую хореографию своим телом, чтобы сохранить в мышечной памяти, которая более надежна, чем зрительная);
- координации (увидев комбинацию, координированный человек может сразу сделать исполнение осмысленным, найти логичную связь движений и запомнить. Ему не нужно много времени, чтобы согласовать).
Танцы, по выводам Н. В. Надёжиной, это не только искусство, но один из видов спорта [16]. Хореографы принимают активное участие в конкурсах и соревнованиях по танцам, как в настоящем спорте. На танцах присутствует хореография, где занимаются растяжкой связок. Похожие упражнения атлеты выполняют и в гимнастике.
E. П. Мельникова, анализируя подходы к инновационным технологиям, нацеленным на хореографическую подготовку участников танцевальных коллективов, отмечает, что наставнику по танцам необходимо знать и учитывать народности и областные особенности, гендерные различия при воспитании и тренировке учеников [17]. Кроме того, от профессионалов нового поколения требуется владение информационными средствами, позволяющими разнообразить стандартные уроки.
К. С. Попенко, A. С. Махов отмечают, что владение иностранными языками, особенно английским как языком международного общения, – это необходимое условие успешной профессиональной деятельности [18]. По заключениям Р. Мушкеты, М. Напиерала, С. Мирославы, В. Жукова, З. Козиной, С. Лермакова, М. Горного, взаимодействие с коллегами из разных стран происходит при поддержке информационных технологий во многих сферах, в частности в спортивной [19].
С. Л. Суворова, И. С. Осипова говорят о том, что особое место в сфере спортивного менеджмента занимает коммуникативная компетентность специалистов, в том числе их готовность общаться с иностранными партнерами. Следовательно, иноязычной подготовке будущих специалистов в сфере спортивного менеджмента должно уделяться особое внимание [20].
И. Зварыч, С. Буленок, Л. Власенко, И. Тригуб, А. Титаренко, В. Мирочник определяют, что одной из неотъемлемых задач при изучении иностранных языков является постепенное увеличение словарного запаса. Словарный запас наравне с грамматикой и произношением играет значимую роль в реализации указанных выше трудовых функций педагога. Все три показателя – показатели культуры речи. В современном обществе в любом языке словарный запас является показателем уровня образованности специалиста [21].
К. Карраро, Р. Триндер заключают, что обучение иностранному языку студентов творческих профессий, которое реализуется на очных курсах, онлайн-платформах и цифровых приложениях, различается по качеству, содержанию, принципам работы [22]. Ученые на экспериментальных данных доказывают, что цифровые сервисы и платформы для онлайн-занятий не могут полноценно заменить непосредственное иноязычное общение с преподавателем, в группе.
В. Калдас, Э. Бекес, К. Иллескас определяют, что концептуальной основой для определения целевого назначения расширения словарного запаса, содержания и обучающих стратегий служит именно социокультурный подход к языковому образованию, на базе которого студенты формировали бы знания о реалиях и традициях страны и включались бы в диалог культур [23]. Большую роль в расширении лексического запаса играет участие в исследовательской работе, в интернет-проектах; различные лексические упражнения тренировочного характера, наглядность при введении иноязычного материала, отработка ситуативно-речевого контакта [24].
Н. В. Волынкина, В. Н. Карташова, Н. Н. Архангельская выявляют педагогические факторы, влияющие на формирование soft skills у бакалавров физвоспитания при изучении иностранного языка [25]. Их исследование учитывает положения системно-деятельностного и контекстного подходов.
Г. Н. Гмызина, П. В. Борисова указывают, что использование на занятиях по английскому языку тематических сюжетно-ролевых игр, поисковых и тактических заданий, заданий на внимательность позволяет учесть как психические качества специалистов в области танца и физической культуры, так и особенности взаимодействия внутри спортивного коллектива. А соответствующая организация тренировочного процесса способствовала не только созданию привычной атмосферы, но и более продуктивной работе обучающихся по сравнению с работой других [26].
И. С. Злобина, Н. В. Резепова, Н. А. Сергеева, Н. В. Уткина, О. С. Рублёва предлагают для повышения качества иноязычной подготовки педагогов средствами цифровых технологий использовать интерактивные игровые сервисы [27]. Авторы отмечают, что ключевой фактор при выборе таких средств обучения – их дидактический потенциал в плане повышения мотивации, заинтересованности к изучаемому предмету. Важным выводом их работы является следующее: интерактивные игровые сервисы могут использоваться как на занятии, так и для внеаудиторной работы. Они способствуют хорошему усвоению лексики и грамматики, поскольку в них используются яркие и красочные видео- и аудиоматериалы.
Кроме того, как считают Д. Хель, Э. Акман, применение интерактивных цифровых технологий способствует изменению процедуры контроля [28].
С. Лай, Б. Цзин, Ю. Син, Т. Лин рассматривают, как обучение на базе флеш-карт может способствовать индивидуализации обучения иностранному языку [29]. Ими выделены такие факторы, как уровень первоначальных знаний, эмоциональный настрой, регулярность. Ю. Лей, Б. Рейнольдс указывают, что иногда бывает удобно, чтобы обучающиеся сами изготовили для себя собственные наборы флеш-карт [30]. Их можно использовать и дома, чтобы потренироваться самостоятельно, и даже, например, поиграть с родителями, братьями, сестрами или друзьями.
А. Г. Анджанипутра, В. А. Сальсабила описывают опыт применения Quizlet для создания прочных и гибких лексических речевых связей. На представленных занятиях авторы исследуют, как происходит отработка правильного отбора и сочетания лексических единиц в рамках однотипных речевых ситуаций [31].
На основании аналитической работы можно сформулировать следующие выводы:
1) современная хореография и процесс обучения танцевальным упражнениям тесно связаны между собой (язык в комплексе с движениями легче для понимания и запоминания, пластика и свободное говорение имеют единую природу и т. п.);
2) средства информатизации, в частности цифровые флеш-карты, обладают существенным дидактическим потенциалом в плане повышения качества иноязычного обучения;
3) однако в представленных исследованиях недостаточно исследована проблема включения цифровых флеш-карт дидактического назначения в иноязычное обучение педагогов, специалистов именно в области танца и физической культуры в плане повышения качества их профессиональной подготовки.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
При выявлении особенностей организации иноязычного обучения студентов – будущих педагогов-хореографов выполнен теоретический анализ и обобщение научно-методических трудов российских и зарубежных ученых по проблеме исследования.
Флэш-карты в представленной работе – это карточки в цифровом формате. На одной стороне такого средства информатизации – изображение, на другой стороне – слово на иностранном языке. Основной метод запоминания, реализуемый с помощью флеш-карт, – это метод интервального повторения. Интервальные повторения – техника удержания в памяти, заключающаяся в повторении учебного материала по определенным, постоянно возрастающим интервалам.
Хореограф – это педагог, специалист по танцевальному искусству. Он ведет процесс обучения танцам в различных стилистических формах, занимается постановкой театрализованных танцевальных представлений и сценических номеров. Хореограф владеет методиками руководства при организации работы учебных танцевальных групп, а также может заниматься режиссурой или постановочной деятельностью в классическом, эстрадном или фольклорном танцевальном коллективе. Он обучает слушателей пластике движений, технике выполнения тех или иных танцевальных форм и выполняет задачи художественного руководителя при постановке театральных или эстрадных номеров.
Аналитический метод применяется и при выборе цифровых технологий для создания и применения флеш-карт в иноязычной деятельности будущих специалистов в области танца и физической культуры: Memrise, StudyStack, Quizlet, Lexilize Flashcards, AnkiDroid и др.
Критерии сравнения: простота создания и использования, способы распространения созданных наборов карт (ссылка, QR), возможность командной работы, время на освоение базового функционала; техническая поддержка в условиях санкционной политики и др. По результатам анализа выбор был сделан в пользу онлайн-платформы Quizlet. Quizlet поддерживает изучение лексики с помощью флеш-карточек и параллельного прослушивания произношения.
В исследовании задействовано 54 студента третьего курса Орловского государственного института культуры. Направление подготовки: 52.03.01 – Хореографическое искусство (уровень – бакалавриат). Образовательная программа предусматривает подготовку балетмейстеров и педагогов по различным видам танца, преподавателей хореографических дисциплин.
Средний возраст респондентов – 20 лет (48% – девушек и 52% – молодых людей).
Изучение сервиса для создания флеш-карт (интерфейса, дидактических и функциональных возможностей) реализовано в рамках курса «Компьютерные технологии в танцевальном искусстве». Применение электронных карточек дидактического назначения во всех видах иноязычной деятельности осуществляется в рамках курса «Иностранный язык».
Использование флеш-карт в профессиональном педагогическом общении продолжено и в рамках дисциплин «Организационно-педагогическая работа с хореографическим коллективом», «Современный танец и методика его преподавания», «Народно-сценический танец и методика его преподавания».
Определение эффективности предлагаемого варианта иноязычного обучения будущих педагогов выполнено по материалам контрольной работы. Ее вопросы сгруппированы по двум блокам: «Компьютерные технологии в танцевальном искусстве» и «Иностранный язык в профессиональном общении (область танца и физической культуры)». Задания для контрольной были составлены в соответствии с действующим федеральным стандартом по направлению подготовки, рабочими программами дисциплин.
Для определения уровня сформированности иноязычной компетенции были введены уровни: базовый, повышенный, творческий. Методика определения и интерпретация для каждого уровня представлены далее в результатах исследования.
Размер и половозрастной состав выборки обоснован спецификой исследования. В соответствии с программой подготовки респонденты, задействованные в опытно-экспериментальной работе, – это студенты, которые увлекаются танцами и хотели бы посвятить свою профессиональную деятельность постановке танцев (в том числе для фигурного катания и художественной гимнастики) и балетных спектаклей. Многие участники исследования уже подрабатывают в сфере основного и дополнительного образования детей и взрослых.
Для оценки эффективности включения цифровых флеш-карт дидактического назначения в иноязычное обучение специалистов в области танца и физической культуры в плане повышения качества их профессиональной подготовки применен критерий χ2 (хи-квадрат) Пирсона.
Результаты исследования / Research results
Уточнение основных понятий
В процессе обучения студентов по направлению подготовки 52.03.01 – Хореографическое искусство у будущих специалистов формируются профессиональные компетенции и навыки, позволяющие [32]:
- воплощать творческие замыслы в танцевальной форме;
- осуществлять педагогическую, балетмейстерскую, культурно-просветительскую, методическую и организационно-управленческую деятельность;
- разрабатывать учебно-методические материалы, образовательные программы, посвященные изучению и развитию хореографического искусства.
Хореограф – это специалист в области танца и физической культуры, который создает хореографию для танцевальных выступлений и мероприятий, а также занимается преподаванием танцевального искусства. Хореограф может работать с профессиональными танцорами, артистами балета, гимнастами, фигуристами, а также заниматься обучением начинающих учеников.
Хореографы получают опыт работы с новыми балетными постановками, возобновления старых танцевальных номеров в музыкальных спектаклях, опереттах, операх и т. д.
Программа подготовки также предполагает реализацию профессиональной постановки хореографических произведений; создание танцевальных композиций различной сложности и продолжительности; проведение индивидуальных занятий с артистами с целью повышения мастерства исполнителей; осуществление групповой подготовки артистов.
Высококвалифицированный специалист направления должен обладать:
- фундаментальными теоретическими знаниями (сценическая речь, основы информатики, история костюма, теория и история музыки, философия, экономика, эстетика, языки видов искусства);
- организаторскими и творческими способностями.
После завершения обучения бакалавры могут трудоустроиться на должности педагогов-хореографов либо же стать членами профессионального творческого коллектива.
Основная деятельность в рамках данной специальности направлена на формирование знаний в сфере хореографического искусства, постановку танцев, концертных номеров, наработку и совершенствование исполнительских навыков и умений студентов, а также развитие педагогического мастерства выпускников в области хореографии [33].
Иноязычная компетенция педагога-хореографа – это интегративная способность личности, заключающаяся:
- в совокупности знаний об информационно-коммуникационных технологиях и готовности использовать их для решения учебных и профессиональных задач в педагогической, балетмейстерской, культурно-просветительской, методической и организационно-управленческой деятельности, в том числе и на иностранном языке;
- умениях анализировать и систематизировать в своей профессиональной деятельности административные, нормативные и правовые документы в сфере танца и физической культуры на иностранном языке;
- умениях осуществлять устную и письменную коммуникацию в процессе осуществления совместных танцевальных и спортивных проектов в соответствии с учетом национально-культурных особенностей чужого лингвосоциума;
- способности анализировать результаты свой работы и определять для себя комплекс мер для дальнейшего совершенствования профессионально-языковых навыков.
В ходе аналитической работы авторами исследования были проанализированы трудовые функции педагога-хореографа в информационном образовательном пространстве. Хореограф при реализации своих трудовых функций должен:
- владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки организации работы учебных танцевальных групп;
- применять специальные языковые тренинги, программы повышения языковой культуры и развития навыков поликультурного общения;
- организовывать совместное с учащимися использование иноязычных источников информации.
Для включения цифровых флеш-карт в обучение педагогов-хореографов для повышения качества их иноязычной и профессиональной подготовки был разработан соответствующий алгоритм.
При анализе литературы было определено, что одним из способов управления общением в коллективе специалистов, занимающихся постановкой танцев, является подробное пошаговое объяснение наставника и демонстрация действия [34]. Поэтому на занятиях при изучении цифровой технологии для создания флеш-карт применялись четкие инструкции для объяснения того, как необходимо выполнять то или иное задание.
Алгоритм работы хореографов с цифровыми флеш-картами
1-й этап. В рамках занятий «Компьютерные технологии в танцевальном искусстве» будущие педагоги по физической культуре изучали платформу Quizlet (интерфейс, функционал и дидактические возможности).
Quizlet предлагает шесть различных режимов обучения и игр. Это позволяет по-разному взаимодействовать с учебными карточками, приобретая разнообразный опыт.
Режим Flashcards – основной режим. Он позволяет просматривать каждую из обучающих карточек и переключаться между термином, понятием и определением. В режиме обучения есть возможность отследить, какие ответы были ошибочными, а какие – правильными.
Режим Speller подходит для терминов, в которых имеет значение орфография.
Режиме Scatter – хронологическая игра с терминами на карточках, где их можно перетаскивать и сопоставлять с определениями. Режим «Космическая гонка» – участник вводит ответ, когда термины и определения перемещаются по экрану. Преподаватели имеют доступ к дополнительному режиму игры под названием Quizlet Live. Этот игровой режим помогает развить навыки сотрудничества, общения и словарного запаса у обучающихся.
2-й этап – работа с Quizlet для развития иноязычной компетенции педагога-хореографа. Она также предполагала несколько этапов:
2.1. «Ввод и семантизация лексических единиц». На данном этапе происходит внедрение платформы на занятиях по иностранному языку.
Преподаватель создает модули по темам курса. В начале занятий обучающимся предлагается пройти по ссылке, заранее отправленной преподавателем, и изучить лексические единицы по конкретной теме. После изучения лексических единиц обучающимся дается небольшой тест на пять минут для проверки усвоения материала на платформе Quizlet.
Примеры модулей:
1. Работа, профессии. Времена группы Perfect. Моя будущая профессия.
2. Спорт. Известные спортсмены, великие танцоры и балетмейстеры. Неличные формы глагола.
3. Технический прогресс. Мы живем быстрее, но живем ли мы лучше? Сравнительная степень прилагательных.
4. Здоровый образ жизни. Придаточные предложения.
5. Тренировочная деятельность. Заявление на участие в международном танцевальном конкурсе. Герундий.
6. Использование современных гаджетов как средства коммуникации спортсменов (танцоров, балетмейстеров). Личное и деловое сообщение.
7. Мобильные технологии в спорте, танцах. Причастия.
8. Компьютеры и Интернет. Электронное письмо в комитет Всероссийской федерации танцевального спорта, брейкинга и акробатического рок-н-ролла, в международный танцевальный комитет.
2.2. «Автоматизация лексических единиц». Этап включает разработку упражнений на тренировку лексических единиц. Преподаватель предлагает обучающимся упражнения на грамматику, лексику, аудирование и чтение. Студенты выполняют их с использованием Quizlet.
2.3. «Совершенствование лексических навыков». Обучающимся предлагается самим составить предложения с изученными словами. Например: Translate from Russian into English using present or past tenses (Simple or Continuous):
А. Я люблю смотреть балет по телевизору.
Б. Он сейчас смотрит акробатический рок-н-ролл с другом.
2.4. «Проектная деятельность». Например, преподаватель задавал студентам задание: выучить новую лексику из текста, над которым предстоит работа на следующем занятии, с помощью сервиса Quizlet. Подобное задание возможно перед просмотром видеоролика на иностранном языке. Таким образом, на аудиторном занятии экономилось время за счет предварительного выполнения упражнений ознакомительного этапа в самостоятельном режиме.
Например, участники смотрели видеоролик по истории международных танцевальных конкурсов на английском языке. И далее при помощи карточек Quizlet отвечали на вопросы:
1. В какой стране и в каком году совет по бальным танцам ввел общие стандарты для конкурсных танцев?
2. Кто был инициатором создания Международного совета по бальным танцам?
3. С помощью флеш-карт назовите дату первого Международного балетного конкурса в Москве – олимпийских игр мира балета.
4. С помощью флеш-карт требуется закончить предложение: «Спортивные танцы на льду – дисциплина…»
5. Обучающимся предлагалось угадать название страны. Для методической поддержки преподаватель предоставлял варианты названий стран, из которых будущие хореографы должны были выбрать. Далее демонстрировались движения из танцев, а студенты определяли соответствующую страну. Затем они разыгрывали задание в парах: один называет страну, второй показывает движения.
6. Творческое задание «Свой национальный танец». От студентов требовалось подготовить цифровые флеш-карты с забавными движениями, например side step, pencil jump, swing your arms и т. д. Затем флеш-карты демонстрировались на проекторе в группе и называлось движение, нарисованное на них.
Модификация 1: карты виртуально перемешивались. Студенты повторяли движения в более быстром темпе.
Модификация 2: показать движение до того, как преподаватель продемонстрирует следующую флеш-карту.
Модификация 3. Разделить обучающихся на мини-группы. Используя движения на цифровых флеш-картах, студенты придумывали танец под музыку.
И наоборот, на занятии будущие педагоги-хореографы под руководством преподавателя работают с новым текстом, выполняют все упражнения предтекстового, текстового, послетекстового этапов, разбирают все незнакомые слова. Затем преподаватель дает задание одному из студентов/группе: создать сет с новой лексикой в Quizlet для всей группы. Так были созданы сеты по темам «Олимпийские игры», «Педагог-хореограф», «Здоровый образ жизни», «Лексика для тренировки». Например, составлены такие термины: «прыжок», «растяжка», «ритм», «гармония», «личный тренер», «жюри» и т. д.
3-й этап – применение флеш-карт в рамках дисциплин «Организационно-педагогическая работа с хореографическим коллективом», «Современный танец и методика его преподавания», «Народно-сценический танец и методика его преподавания».
Описание опытно-экспериментальной работы
Основная цель опытно-экспериментальной работы (далее – ОЭР) – это проверка дидактического потенциала цифровых флеш-карт для формирования иноязычной компетенции будущих педагогов-хореографов в плане повышения качества их профессиональной подготовки.
На подготовительном этапе авторами исследования (по указанным ранее критериям) были проанализированы современные интерактивные технологии для обучения иностранному языку. Выбор остановился на платформе Quizlet.com. Она построена на основе цифровых флеш-карточек. С их помощью преподаватель демонстрирует различные лексические единицы, выражения, фразы и/или предложения и их русские эквиваленты.
Была составлена контрольная работа, вопросы которой сгруппированы по двум блокам: «Компьютерные технологии в танцевальном искусстве» (25 вопросов) и «Иностранный язык в профессиональном общении (область танца и физической культуры)» (25 вопросов).
Пример 1.1. Вопрос из первого блока: выберите функции информационной системы (обработка информации, пользовательская экспертиза программ, сбор информации, стандартизация информационных процессов, хранение информации, поиск и выдача информации пользователям).
Пример 1.2. Перечислите основные объекты, которые могут подвергнуться намеренному или ненамеренному воздействию, с точки зрения информационной безопасности образовательной организации.
Пример 2.1. Вопрос из второго блока: замените русские слова и выражения в скобках английскими эквивалентами (хореография, здоровье, здоровый образ жизни, неудовлетворительно, народный танец и т. п.).
Пример 2.2. Заполните пропуски в предложении подходящим словом из списка:
«Семнадцатый по ___ (норме, счету, списку) российский конкурс артистов балета им. Екатерины Максимовой «Арабеск» проходит на ___ (площадке, сцене, программе) Пермского театра оперы и балета с 19 по 30 апреля в открытом ___ (итоге, режиме, формате). Традиционно в конкурсе принимали участие и иностранные артисты ___ (кино, танца, цирка, балета)».
За правильное выполнение задания студент получал 2 балла. Таким образом по результатам оценивания выставлялся общий балл и определялся уровень иноязычной компетенции: базовый (от 0 до 45 баллов), повышенный (от 46 до 84) и творческий (от 85 до 100 баллов).
На базовом уровне будущие педагоги-хореографы довольно успешно применяют средства информатизации в повседневной жизни, но допускают существенные ошибки при их использовании в иноязычной коммуникации. Они в полной мере не осознают важность их профессии, необходимость языковой подготовки. Студенты не имеют необходимого объема профессиональных и иноязычных знаний и умений для межкультурной коммуникации в области танца и физической культуры.
Студенты с повышенным уровнем компетенции применяют с небольшими ошибками современные средства информатизации в иноязычной коммуникации. Они отличаются неглубокими знаниями о трудовых функциях хореографа, наличием небольшого объема коммуникативных, лингвистических и культуроведческих знаний. Будущие педагоги обладают мотивацией к изучению иностранного языка с учетом будущей профессии и возможностью открытых соревнований. Обучающиеся владеют навыками самостоятельной работы, однако не способны к творческой деятельности на международном уровне.
Студенты с творческим уровнем иноязычной компетенции владеют средствами информатизации на высоком уровне. Они полностью осознают место и роль педагога-хореографа в обществе. Такие специалисты способны анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые иноязычные коммуникации в соответствии с национально-культурными особенностями на уровне международных конкурсов (фестивалей) хореографического искусства, применяют различные формы обучения и самоконтроля. У них ярко выражена способность и готовность к личностному и профессиональному самосовершенствованию.
По результатам контрольной работы из всех респондентов были сформированы контрольная (27 хореографов) и экспериментальная (27 хореографов) группы.
После того как были сформированы экспериментальная и контрольные группы, изучение иностранного языка проводилось дифференцированно.
На втором этапе исследования специалисты в области танца и физической культуры в экспериментальной группе обучались в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком, рабочими программами дисциплин по алгоритму, также представленному в результатах исследования.
Участники экспериментальной группы могли применить полученные навыки по включению цифровых флеш-карт в иноязычную коммуникацию в работе Лаборатории современного танца «DРУГОЕ DВИЖЕНИЕ». Хореографы принимали участие в V Международном хореографическом конкурсе «Вне рамок» в Туле. Педагоги стали обладателями наград І степени и специального приза («За высокий уровень исполнительского мастерства»).
Студенты контрольной группы также изучали материалы курсов, но к специально организованной деятельности по разработке флеш-карт они привлечены не были. Например, в тематическом блоке «Спорт. Известные спортсмены, великие танцоры и балетмейстеры» они выполняли задание «Легенды спорта». Примерный вариант выполнения (адаптация под индивидуальные потребности студента – «Легенды русского балета»):
1. Познакомиться с литературой и материалами Интернета о балете в России.
2. Провести социологический опрос и анализ по выявлению уровня знаний обучающихся о легендарных российских балетмейстерах (хореографах).
3. Разработать комплекс мероприятий по повышению уровня знаний обучающихся о российских балетмейстерах (хореографах).
4. Подготовить презентацию по проделанной работе.
Примеры других упражнений, выполняемых участниками контрольной группы, по темам курса:
1) прослушайте текст из сферы профессионального общения, составьте аннотацию, тезисы;
2) прослушайте текст, обсудите ряд проблемных вопросов по затронутой теме в контексте работы хореографа.
На фиксирующей стадии эксперимента снова проводилась контрольная работа. Ее принципы конструирования и оценивания были идентичны описанным ранее. Результаты представлены в таблице.
Результаты влияния цифровых флеш-карт дидактического назначения
на качество иноязычной подготовки педагогов-хореографов
Уровень |
Группы |
|||
Экспериментальная (27 хореографов) |
Контрольная (27хореографов) |
|||
До эксперимента |
После эксперимента |
До эксперимента |
После эксперимента |
|
Базовый |
15 |
6 |
14 |
13 |
Продвинутый |
9 |
9 |
10 |
11 |
Творческий |
3 |
12 |
3 |
3 |
Таким образом, χ2набл.1< χ2крит (0.087< 5.991), и χ2набл.2> χ2крит (8.179> 5.991). Следовательно, сдвиг в сторону повышения уровня иноязычной подготовки специалистов в области танцев и физической культуры в экспериментальной группе можно считать неслучайным.
На третьем этапе исследования были определены трудности, возникающие при применении цифровых флеш-карт в иноязычной профессионально ориентированной коммуникации.
Также выявлены условия, которые способствуют эффективному применению цифровых флеш-карт дидактического назначения при иноязычном обучении специалистов именно в области танца и физической культуры в плане повышения качества их профессиональной подготовки.
Выявлено, что для успешной интеграции в профессиональную деятельность молодым специалистам необходим большой объем хореографической практической подготовки, возможность оттачивать профессиональные навыки в образовательных организациях, совместная работа с наставниками (в том числе и на мероприятиях международного уровня).
Заключение / Conclusion
Оптимизация языкового обучения будущих педагогов, в том числе в области танца и физической культуры, путем средств информатизации – важный принцип современного образования. В исследовании обосновывается, что информационно-коммуникационные технологии необходимо интегрировать в традиционный процесс изучения иностранного языка в условиях цифровизации и глобализации.
В общем случае флеш-карты – это дополнительные инструменты для изучения иностранного языка. К факторам, наиболее активно влияющим на качество применения цифровых флеш-карт дидактического назначения для повышения качества иноязычной подготовки будущих педагогов-хореографов, на взгляд авторов, следует отнести:
- использование разнообразного доступного для изучения материала (прослушивание трансляций международных соревнований, чтение зарубежных газет, просмотр записей конкурсов на иностранном языке);
- возможность формирования индивидуальной образовательной траектории (конструирование карточек с учетом специфики деятельности, направлений в танцевальном искусстве, участия в волонтерских движениях);
- разнообразие интернет-ресурсов в сочетании с различными библиотеками и базами данных (работа именно с сервисами, содержащими аналитику спортивных данных);
- формирование активности и самостоятельности обучающихся, причем на всех уровнях образовательного процесса (в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, способы развития координации);
- проведение независимого тестирования и оценки результатов усвоения изученного материала (анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; вести подсчет при выполнении хореографических упражнений).
Таким образом, можно сформулировать следующие дидактические возможности флеш-карт для формирования иноязычной компетенции будущих педагогов-хореографов:
1. Обладая интерактивной составляющей и коммуникативностью, они позволяют достичь высокого уровня мотивации обучаемых за счет эффекта погружения, соревновательности и получения позитивных эмоций.
2. Предоставляют ресурсы для самостоятельного изучения языка (например, английскую терминологию из разных видов и направлений в танцевальном искусстве) во внеаудиторное время.
3. Прослушивание иноязычной речи и общение между собой в группе при работе с флеш-картами помогает преодолеть языковой барьер. Параллельно происходит отработка навыков для всех видов иноязычной профессиональной танцевальной деятельности.
4. Получение навыков профессионального общения в игровой виртуальной среде иноязычного взаимодействия.
Итак, благодаря цифровизации можно изменить контекст и содержание существующей балетмейстерской, культурно-просветительской, методической и организационно-управленческой деятельности. Результаты исследования могут быть ориентиром при разработке учебных программ, методических рекомендаций, программ повышения квалификации, онлайн-курсов различной направленности.