Введение / Introduction
Предъявление новых требований к качеству образования и изменение подходов к преподаванию научных дисциплин в вузе предполагают непрерывный поиск инновационных методов, технологий, которые направлены на обогащение процесса обучения, формирование личности обучающихся в условиях разнообразия видов и форм деятельности, расширение их возможностей. Речь идет о постоянно растущем использовании цифровых образовательных ресурсов. Г. В. Вишневская подчеркивает, что, используя подобные ресурсы, преподаватель вуза делает не только аудиторный, но и самостоятельный процесс изучения более полным, динамичным, насыщенным и эффективным [1].
Мы придерживаемся позиции Е. А. Злобиной [2] и Г. Ф. Свиридовой [3] в том, что очень важно уделять внимание организации самостоятельной работы обучающихся. Это связано с тем, что общая трудоемкость дисциплины «Иностранный язык» распределяется между контактной (лабораторные занятия) и самостоятельной работой, на долю которых отводится примерно одинаковое количество часов, если речь идет об очной форме обучения. В учебном плане для заочной формы обучения количество часов, отводимое на самостоятельную работу, гораздо больше.
Так как происходящие изменения требуют от обучающихся быть готовым к ведению самостоятельной образовательной деятельности, следует учесть мнение исследователей С. М. Коростелевой [4], А. Г. Кохан [5], Т. В. Хутько [6] и других [7], в работах которых речь идет об активизации самостоятельной работы.
Нельзя не согласиться с Л. А. Бондарь в том, что в настоящее время значительное внимание уделяется познавательному и исследовательскому видам деятельности обучающихся, так как они ориентированы на такие процессы, раскрывающие потенциал личности, как самореализация и саморазвитие, но на их исполнение в полной мере влияет правильно организованная педагогом самостоятельная работа [8].
Мы полагаем, что эффективность самостоятельной работы зависит от предлагаемых преподавателем современных технологий и разнообразных видов деятельности, таких как проекты, реферативное изложение материала, составление аннотаций и т. д.
Целью данной работы является представление алгоритма действий, направленного на организацию самостоятельной работы студентов вуза посредством онлайн‑курса по дисциплине «Иностранный язык».
Для достижения цели были обозначены следующие задачи:
– рассмотрение сущности понятий «самостоятельная работа», «цифровой образовательный ресурс», «онлайн-курс»;
– описание структуры онлайн-курса по дисциплине «Иностранный язык» и алгоритма действий преподавателя по организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам;
– представление результатов опроса студентов, направленного на выявление эффективности предлагаемого онлайн-курса.
Обзор литературы / Literature review
В психолого-педагогической литературе понятию «самостоятельная работа» уделяется достаточное внимание. Например, по мнению психологов, во-первых, она является формой организации, во-вторых, средством активизации учебно-познавательной деятельности [9]. В педагогической психологии И. А. Зимняя уточняет, что это не просто форма организации, а высшая форма учебной деятельности, которая целенаправленна и внутренне мотивирована самим обучающимся [10].
В педагогической литературе мы можем найти определение, данное в работе Н. В. Бордовской и А. А. Реан, в котором самостоятельная работа, с одной стороны, предъявляется как вид работы, в котором педагог не принимает непосредственного участия, но он предлагает задания и устанавливает время для их выполнения, важно, что им поощряется достижение обучающимися поставленной цели [11].
С другой стороны, некоторые авторы, в том числе и М. Н. Скаткин, при организации самостоятельной работы отводят педагогу ведущее положение. Самостоятельная работа сочетает в себе индивидуальную и групповую познавательную деятельность обучающихся именно под его наблюдением [12].
Для нашего исследования важна позиция В. М. Рогозинского. Автором самостоятельная работа представлена как познавательная деятельность обучающихся, которая планируется, организационно и методически направляется с целью достижения необходимого результата, но при этом осуществляется без прямой помощи педагога [13].
Многообразие определений вышеназванного понятия обусловливает выделение его различных видов. Т. И. Гречухина и А. В. Меренков подчеркивают важность таких видов самостоятельной работы, как аудиторная и внеаудиторная, индивидуальная и групповая, эвристическая, исследовательская и др. [14]
В данном исследовании мы хотели бы представить классификацию Н. В. Клочковой и О. В. Шороновой. Авторы выделяют репродуктивную, познавательно-поисковую и творческую самостоятельную работу. Репродуктивная самостоятельная работа предусматривает самостоятельное ознакомление с материалом, повторение ранее изученного, представление материала в кратком сжатом виде, его заучивание.
Познавательно-поисковая работа связана с написанием эссе, контрольных работ, подготовкой докладов и презентаций с последующим выступлением на лабораторных и практических занятиях.
К творческой самостоятельной работе относится написание выпускной квалификационной работы, научных статей, участие в студенческих научно-практических конференциях и др. [15]
Но открытым для новых разработок остается вопрос об организации самостоятельной работы обучающихся, так как появляются новые технологии, ресурсы.
В настоящее время в практике обучения иностранным языкам акцентируется внимание на использовании цифровых образовательных ресурсов. Весьма уместна точка зрения С. С. Куликовой и О. В. Яковлевой в том, что подобные ресурсы дают возможность обучающимся принять позицию активного субъекта, запустить в нем механизмы осознанного самоконтроля и самооценки [16].
Как полагает В. Фтенакис, цифровые образовательные ресурсы способствуют саморегулированию обучения при планировании, обмене информацией, возникновении идей, нахождении творческих решений, контроле и анализе [17].
Для наилучшего понимания представим некоторые определения данного понятия. Так, по мнению Д. Р. Золотовой, цифровые образовательные ресурсы – это современные средства обучения. Несмотря на электронный формат, они необходимы для повышения результативности процесса образования [18].
Цифровой образовательный ресурс Л. В. Крашенинникова называет продуктом, созданным для решения учебных задач. Его необходимыми составляющими компонентами являются законченность (привлечение дополнительных внешних ресурсов не требуется), интерактивность (изменения вносятся или адаптируются в соответствии с потребностями обучающихся), мультимедийность (представление в различных форматах – текстовом, аудио, видео и пр.) [19].
Весьма важно, что при использовании цифровых образовательных ресурсов необходимо учитывать ряд требований, среди которых А. Я. Ваграменко выделяет следующие:
1) сориентированность порядка предоставления информации, содержания учебного материала на образовательный стандарт, учебную программу по изучаемой дисциплине;
2) обеспечение универсальности использования цифрового ресурса;
3) адаптирование цифрового ресурса к внесению корректировок и дополнений в случае изменения учебного плана;
4) нацеленность на эстетическое восприятие дизайна предлагаемого ресурса;
5) предоставление рекомендаций по использованию ресурса в учебном процессе;
6) организация учебного процесса педагогом, владеющим необходимыми знаниями в данной области [20].
Мы считаем, что подобный ресурс сможет оказать соответствующее обучающее воздействие, а не просто носить развлекательный характер, если будут учтены все обозначенные требования. Тому, что их целесообразно принимать во внимание, тем самым улучшая образовательный процесс, мы нашли подтверждение в материалах зарубежных авторов. Проведенные ими исследования доказывают положительное воздействие цифровых ресурсов на самообразование обучающихся.
Дополнительно к вышеобозначенным требованиям следует также отнести характеристики, влияющие на качество цифровых ресурсов, предложенные М. Баас, Р. ван дер Рейстом, Т. Хейзингой, Э. ван ден Берг [21]. По мнению авторов, благоприятное восприятие на обучающихся оказывают контент, дизайн, удобство использования, вовлеченность и удобочитаемость. Очень важно, что при создании подобных ресурсов необходимо поощрять их обсуждение со своими коллегами, оказывать поддержку в адаптации к учебным потребностям педагогов.
Исследователи А. Сунь и С. Чен полагают, что эффективными онлайн-ресурсы могут быть только в том случае, если содержание курса хорошо разработано, взаимодействие между преподавателем и обучающимися мотивировано, сами преподаватели подготовлены к подобному обучению [22].
На наш взгляд, организация эффективного образовательного процесса зависит от правильно созданного взаимодействия обучающихся и педагога, а также правильно подобранного современного ресурса. Выбор именно онлайн-ресурсов в обучении связан с некоторыми аспектами.
Во-первых, именно для современного поколения данные ресурсы помогают преподавателям найти подход более привлекательный, так как обучающиеся уже используют их при работе в социальных сетях. Данный подход отмечен в работе Л. Пейп [23]. Необходимо отметить, что ресурсы, представляемые онлайн, становятся более доступными.
Во-вторых, обучающиеся, использующие в обучении эффективные онлайн‑стратегии, с большей вероятностью будут иметь лучшие академические достижения, как представлено в работе М. Сакра, С. Лопес-Пернас, Е. Йованович, Д. Гашевича [24], или они смогут улучшить свои результаты, отмечено в исследовании Т. Нгуен [25]. Следует подчеркнуть, что обучающиеся становятся более вовлеченными в учебный процесс.
В-третьих, изменения в образовании, а именно переход от традиционных платформ в среду онлайн, меняют роль педагога, и их нельзя не замечать, а следует учитывать. Д. Кенгве, Т. Кидд предлагают подобную позицию [26]. Весьма важно, что преобразования в образовательной среде неизбежны и затрагивают всех участников процесса обучения.
Рассмотрев преимущества цифровых ресурсов, приведем некоторые примеры. К ним относятся электронные учебники, аудиокниги, видеозаписи, онлайн-курсы и др.
В качестве примера цифрового образовательного ресурса, набирающего всю большую популярность в образовательном процессе при организации самостоятельной работы, являются онлайн-курсы. Они могут быть разработаны по различным дисциплинам, и уже имеются положительные результаты их использования. Так, в исследовании Е. С. Белько [27] представлен онлайн-курс по изучению математических дисциплин. Очень важно, что описанная авторами схема организации самостоятельной работы предоставляет студентам возможность творчески самореализоваться и выработать индивидуальный подход к обучению.
Работа Г. А. Краснощековой и А. О. Чубий [28] наиболее близка нашему исследованию, так как предлагаемый онлайн-курс касается обучения иностранным языкам. Структура онлайн-курса и предлагаемые интерактивные задания, разработанные авторами, способствуют не только лучшему восприятию, но и закреплению языкового материала, что, в свою очередь, позволяет наладить процесс самостоятельной работы.
Также о подготовке к аудиторным занятиям по иностранному языку с помощью онлайн-курса мы узнаем из работы Д. Д. Климентьева и В. В. Климентьевой [29]. Авторами уточняется, что мотивированное овладение учебным материалом и повышаемая результативность учебного процесса находятся в прямой зависимости от режима интерактивных онлайн-заданий, понятного интерфейса, гибкой системы.
Несмотря на имеющиеся положительные результаты использования онлайн-курсов, некоторые моменты еще остаются спорными в силу того, что необходимо детальное изучение тонкостей взаимодействия обучающихся и преподавателей во время онлайн-обучения, а также преодоление возникающих организационных трудностей.
Данной позиции также поддерживаются Г. Криста, Л. Хизер. Обучающиеся могут столкнуться с серьезными проблемами в онлайн-обучении. В связи с этим необходим тщательный анализ имеющихся исследований в данном направлении, чтобы помочь избежать их в будущем [30].
Ф. Мартин, В. П. Деннен, К. Дж. Бонк полагают, что имеющиеся противоречия уходят корнями далеко в прошлое. По мере того как в конце 1990-х годов курсы и программы обучения через Интернет становились все более распространенными, ускорились исследования по таким темам, как онлайн-модерация и ролевые игры, мотивация и формы взаимодействия, формы интерактивности и обратной связи, а также виртуальное командное взаимодействие [31].
Представим определение понятия «онлайн-курс». Согласно положению о государственной информационной системе Правительства РФ «Современная цифровая образовательная среда», онлайн-курс – это учебный курс, реализуемый с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, размещаемый на официальных сайтах образовательных организаций, образовательных платформах, доступ к которому предоставляется через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», и направленный на обеспечение достижения обучающимися определенных результатов обучения [32].
Довольно многогранное определение понятия «онлайн-курс» дано в работе Н. В. Гречушкиной. Автор рассматривает онлайн-курс как вид электронного обучения, посредством которого образовательный процесс организован целенаправленно, с учетом педагогических принципов. В связи с этим он является структурно завершенной учебной единицей. В реализации задействованы современные информационные технологии [33].
В представлении классификации онлайн-курсов мы также ссылаемся на исследование Н. В. Гречушкиной, так как автором представлен подробный анализ видов по следующим параметрам: доступность, организация обучения, решаемые задачи, содержание, взаимодействие, продолжительность обучения.
По предоставлению возможности доступа выделяются онлайн-курсы, которыми может воспользоваться широкий круг лиц, то есть открытые, но к некоторым доступ ограничен, поэтому они именуются частными; если речь идет о платной основе, то коммерческие.
Организация обучения с использованием онлайн-курса может проводиться в режиме реального времени, то есть это синхронные курсы. Если устанавливаются временные рамки, это может быть начало и окончание обучения, выполнение тестовых заданий, ограниченное время на изучение разделов, в данном контексте это полусинхронные курсы. В асинхронных онлайн-курсах не установлены сроки обучения.
В том случае, если речь идет о характере решаемых задач, следует выделить образовательные, то есть направленные на освоение каких-либо учебных дисциплин. Не связанные с образовательными программами онлайн-курсы называют просветительскими, при этом базовая подготовка не требуется.
Содержательно курс может рассматривать только одну дисциплину, раздел или тему. Объединенная серия курсов, изучаемых последовательно, представляется как специализация.
Обучение с использованием онлайн-курса может быть нацелено на взаимодействие обучающихся друг с другом или не организовано совсем, либо затрагивает частичное взаимодействие.
Онлайн-курсы могут быть рассчитаны на продолжительный срок (более 18 недель), средний (от 4 до 18 недель), мини-курсы (менее 4 недель). Если необходимо формирование какого-либо отдельного навыка, то подобные курсы называются нано-курсами (12 часов) [34].
Довольно интересную точку зрения выразили авторы С. М. Равицца, Н. Л. Мерам, Д. З. Хэмбрик [35] о том, что формат онлайн-курса, а именно синхронный и асинхронный, может влиять на личность обучающегося. Асинхронные курсы представляют наибольшую гибкость, так как обучающиеся изучают материал в удобное для них время. При этом от них требуется особая организованность и усердие. Синхронные курсы с фиксированным временем изучения материала позволяют обучающимся организовывать свое расписание, не отвлекаясь на внеучебные дела. Важно, что выбор онлайн-курса может повлиять на академическую успеваемость.
Но не только выбор вида имеет важное значение, но и связь между элементами дизайна онлайн-курсов и нагрузкой курса. З. А. Пардос, К. Борчерс, Ран Ю представляют данную точку зрения. Они анализируют воспринимаемый студентами объем учебной нагрузки и приводят доводы в пользу принятия более целостной конструкции учебной нагрузки, а правильный выбор дизайна снижает психологический стресс [36].
Таким образом, следует отметить, что в раскрытии потенциала обучающихся особую роль занимает не только аудиторная, но и самостоятельная работа, которая должна быть правильно организована педагогом. Проведенный нами анализ отечественных и зарубежных исследований позволяет сделать вывод о том, что изучению цифровых образовательных ресурсов и определению позиции онлайн-курса уделяется все больше внимания в силу того, что открываются их многогранные возможности в организации самостоятельной работы обучающихся. Но для того, чтобы образовательный процесс имел положительный эффект, необходимо придерживаться определенных требований, характеристик, касающихся разработки онлайн-ресурсов.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Для изучения сущности понятий «самостоятельная работа», «цифровой образовательный ресурс», «онлайн-курс» использовался метод анализа психолого-педагогической литературы. Были выявлены неоднозначные подходы к определению данных понятий, их классифицированию. Этому был посвящен теоретический этап исследования.
В рамках практического этапа был разработан и апробирован онлайн-курс по дисциплине «Иностранный язык» на базе Педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета со студентами по направлению подготовки 44.03.01, 44.03.05 «Педагогическое образование». Нами использовались эмпирические методы исследования: наблюдение, опрос для определения возможностей онлайн-курса в организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам и его корректировки в случае необходимости. В опросе приняли участие студенты первого курса (уровень – бакалавриат) очной формы обучения 2022/2023 учебного года. Количество респондентов составило 115 человек.
Результаты исследования / Research results
Разработанный нами онлайн-курс по дисциплине «Иностранный язык» для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01, 44.03.05 «Педагогическое образование» размещен в информационно-образовательной среде Moodle Пензенского государственного университета.
Ориентируясь на представленную выше классификацию онлайн-курсов, охарактеризуем предлагаемый нами курс:
– по продолжительности обучения – долгосрочный (курс рассчитан на 17 недель (в первом семестре) и 18 недель (во втором семестре);
– по доступу – частный, то есть с ограниченным доступом (предназначен только для студентов Педагогического института им. В. Г. Белинского);
– по организации обучения – полусинхронный, так как материал и контроль усвоения не осуществляется в режиме реального времени, но сроки сдачи заданий для самостоятельной работы установлены;
– по характеру решаемой задачи – образовательный, так как ориентирован на изучение дисциплины в соответствии с учебным планом (его структура и содержание определены рабочей программой дисциплины «Иностранный язык»);
– по содержанию – монокурс, в котором рассматриваются темы по дисциплине «Иностранный язык»;
– по типу взаимодействия обучающихся – интерактивный, представляющий возможность онлайн-общения с преподавателем.
На рисунке ниже представлена структура онлайн-курса на примере одной из тем учебной дисциплины «Иностранный язык».
Элементы онлайн-курса условно формируют несколько частей: организационную, информационную, контрольную. В организационную часть включены методические рекомендации по изучению дисциплины. В них отражены:
– цель обучения иностранному языку;
– учебные задачи в соответствии с изучаемой темой, затрагивающие лексический, грамматический аспекты, а также такие виды речевой деятельности, как чтение и письмо;
Структура онлайн-курса по дисциплине «Иностранный язык»
а также указаны номера заданий и страницы из учебно-методической литературы, которые необходимо выполнить в соответствии с заявленной темой; представлен перечень вопросов, по которым можно самостоятельно проконтролировать степень изученности материала; перечислены виды заданий для самостоятельной работы и тренировочные тесты по неделям обучения.
Следует отметить, что представленные методические рекомендации являются алгоритмом действий обучающихся при организации самостоятельного освоения темы, пропущенной по какой-либо причине либо предусматривающей индивидуальное изучение.
В информационную часть входят: справочный грамматический материал по теме и элемент онлайн-курса «Лабораторное занятие». Грамматический материал представлен в доступной форме в виде схем, таблиц с обязательным приведением примеров использования в речи. В лабораторном занятии указываются номера заданий, страницы и источник учебно-методической литературы, из которого необходимо выполнить предложенные задания. Обязательно даются тренировочные задания, способствующие закреплению теоретического грамматического материала.
Контрольная часть включает следующие элементы: вопросы для самоконтроля, задания для самостоятельной работы, тренировочные и итоговые тесты. Если студент самостоятельно изучает какую-либо тему, то вопросы для самоконтроля помогают ему сориентироваться на важных аспектах лексической и грамматической тем. Например, по теме «Профессия учителя. Учитель 21 века. Страдательный залог» предлагается проконтролировать себя по следующим вопросам:
1. Расскажите об обязанностях учителя.
2. Какими качествами должен обладать учитель?
3. С какими трудностями сталкиваются учителя?
4. Чем отличается страдательный залог от действительного залога?
5. Как образуются временные формы страдательного залога?
Необходимо отметить, что виды заданий для самостоятельной работы представлены в соответствии с учебной программой дисциплины «Иностранный язык». Они распределены по учебным неделям. К ним относятся следующие: реферирование статей на иностранном языке, беседа по теме, личное/деловое письмо, перевод текста, выполнение теста.
Если необходимо выполнить реферирование статьи или перевод текста, то предлагаются тексты, соответствующие теме занятия. Для подготовки к беседе по теме даются основные вопросы, касающиеся изучаемой темы. При написании письма представлены темы, например, напишите личное письмо на тему «Студенческая жизнь» (первый семестр – 11-я неделя), деловое письмо на тему «Запрос в университет Германии» (первый семестр – 12-я неделя), деловое письмо-приглашение на тему «Научная работа» (второй семестр – 17-я неделя). Задания для самостоятельной работы выполняются студентами к контрольным точкам, которые выставляются на 8-й (9-й – второй семестр) и 17-й (18-й – второй семестр) неделях.
Категории вопросов в тренировочных тестах могут быть на множественный выбор, сопоставление, вопросы с пропуском. На выполнение теста дается ограниченное количество времени и обычно одна или две попытки в соответствии со сложностью изучаемой темы. Данные тесты также выполняются в установленные сроки к контрольным точкам.
Очень важно, что при организации самостоятельной работы студенты должны быть ознакомлены преподавателем со сроками выполнения, видами заданий, правилами выполнения работ, формами контроля, критериями оценки качества [37].
Организуя самостоятельную работу студентов-первокурсников с опорой на предлагаемый онлайн-курс, на первой учебной неделе в каждом семестре преподаватель сообщает о сроках и условиях выполнения заданий. Выполненные задания прикрепляются студентами на платформе Moodle и оцениваются преподавателем лично. За каждое выполненное задание выставляются баллы в соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки знаний обучающихся. Осуществив проверку задания, преподаватель может написать комментарий к нему, указав на какие-то неточности, допущенные ошибки в работе, которые следует учесть студентами и не повторять в последующих работах, внести исправления, а также выделить наиболее интересные размышления, идеи студента.
Кроме элемента курса – задания для самостоятельной работы, организуя работу студентов при наличии онлайн-курса, можно предлагать самостоятельное изучение лексического или грамматического материала в разных объемах. Это может быть дополнительная информация, раскрывающая основные темы; упражнения на повторение и закрепление грамматического материала; самостоятельное изучение материала отдельной учебной темы в полном объеме, включая теорию и практические задания.
Следует также отметить, что предлагаемый онлайн-курс может быть полностью изучен студентами самостоятельно в том случае, если они не могут лично присутствовать на занятиях.
Итак, при организации самостоятельной работы студентов с использованием онлайн-курса основное внимание сосредоточено на выполнении заданий для самостоятельной работы и тренировочных, итоговых тестов, но также самостоятельно они могут изучить грамматический материал, выполнить задания лексического и грамматического характера, ответить на вопросы самоконтроля, ориентируясь на алгоритм, данный в элементе онлайн-курса «Методические рекомендации». Разработанный нами онлайн-курс направлен на организацию репродуктивной и частично познавательно-поисковой самостоятельной работы.
В течение 2022/2023 учебного года мы наблюдали за самостоятельной работой студентов, и в конце второго семестра нами был проведен опрос, направленный на определение целесообразности использования онлайн-курса в организации самостоятельной работы при обучении иностранным языкам.
Студентам были заданы следующие вопросы:
1. Необходимо ли использование онлайн-курса при наличии лабораторных занятий по дисциплине «Иностранный язык»?
2. Понятен ли Вам алгоритм действий по элементам онлайн-курса?
3. Какие элементы онлайн-курса Вами используются для осуществления самостоятельной работы?
4. На организацию каких видов самостоятельной работы (репродуктивный, познавательно-поисковый, творческий) направлены элементы онлайн-курса?
5. Насколько, по Вашему мнению, эффективно организована самостоятельная работа с использованием онлайн-курса в обучении иностранным языкам (достаточно эффективно, скорее эффективно, неэффективно, затрудняюсь ответить)?
Результаты опроса представлены в таблице.
Результаты опроса обучающихся, направленного на определение
целесообразности использования онлайн-курса в организации
самостоятельной работы при обучении иностранным языкам
Вопросы |
Ответы респондентов |
В процентном соотношении |
1. Необходимо ли использование онлайн-курса при наличии лабораторных занятий по дисциплине «Иностранный язык»? |
Да, необходимо |
98 |
Затрудняюсь ответить |
2 |
|
2. Понятен ли Вам алгоритм действий по элементам онлайн-курса? |
Понятен |
100 |
3. Какие элементы онлайн-курса Вами используются для осуществления самостоятельной работы? |
Задания для самостоятельной работы; тренировочные, итоговые тесты |
100 |
Дополнительно используются: справочный грамматический материал |
86 |
|
Лабораторное занятие |
10 |
|
Список учебно-методической литературы |
10 |
|
Вопросы для самоконтроля |
4 |
|
4. На организацию каких видов самостоятельной работы (репродуктивный, познавательно-поисковый, творческий) направлены элементы онлайн-курса? |
Репродуктивная самостоятельная работа |
77 |
Познавательно-поисковая самостоятельная работа |
23 |
|
5. Насколько, по Вашему мнению, эффективно организована самостоятельная работа с использованием онлайн-курса в обучении иностранным языкам (достаточно эффективно, скорее эффективно, неэффективно, затрудняюсь ответить)? |
Достаточно эффективно |
85 |
Скорее эффективно |
15 |
На первый вопрос 98% опрошенных дали утвердительный ответ. Большинство обучающихся выразили мнение, что материал, представленный в онлайн-курсе, дублирует изучаемые темы, поэтому его можно повторить или самостоятельно изучить некоторые подтемы в удобное для них время. 2% затруднились ответить на вопрос.
При ответе на второй вопрос все респонденты однозначно написали о понимании алгоритма действий по элементам онлайн-курса, так как на первом занятии преподавателем были даны рекомендации по самостоятельной работе с ним и представлен алгоритм действий.
Отвечая на третий вопрос, все обучающиеся выбрали элементы «Задания для самостоятельной работы», «Тренировочные, итоговые тесты». 86% студентов, кроме данных элементов, используют дополнительно в обучении справочный грамматический материал, 10% – элементы «Лабораторное занятие», «Список учебно-методической литературы», 4% – элемент «Вопросы для самоконтроля».
Среди видов самостоятельной работы, на которые направлен онлайн-курс, 77% опрошенных выбрали репродуктивный. Они могут самостоятельно повторить, дополнительно просмотреть учебный материал. 23% респондентов отметили, что онлайн-курс также способствует организации самостоятельной познавательно-поисковой работы. Они составляли эссе, доклады с презентациями, готовились к выступлениям на лабораторных занятиях.
Оценивая организацию самостоятельной работы с использованием онлайн‑курса, в ответах на пятый вопрос 85% обучающихся сделали выбор в пользу «достаточно эффективно», 15% – «скорее эффективно».
Итак, проведенный опрос показал, что большинство студентов первого курса положительно оценивают потенциал онлайн-курса по дисциплине «Иностранный язык». Это позволяет нам сделать вывод о целесообразности использования онлайн-курса в организации самостоятельной работы студентов в обучении иностранным языкам.
Хотелось бы отметить некоторые преимущества использования онлайн-курса при организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Иностранный язык»:
1) материал изучается, повторяется в удобное для обучающихся время;
2) возможен выбор заданий по степени трудности;
3) предоставлен неограниченный доступ к учебной информации, способствующей повторению и закреплению пройденного материала;
4) со стороны преподавателя осуществляется контроль, а именно выполненные задания проверяются, сопровождаются замечаниями и объяснениями допущенных ошибок;
5) возможна организация интерактивного взаимодействия между преподавателем и студентом.
Заключение / Conclusion
В результате исследования в теоретической части нами были проанализированы отечественные и зарубежные работы, которые посвящены изучению понятий «самостоятельная работа студентов», «цифровой образовательный ресурс», «онлайн-курс». Нами отмечены неоднозначные подходы к определению данных понятий и их классификации, что, в свою очередь, дает возможность для их дальнейшего изучения. В практической части исследования мы представили структуру онлайн-курса по дисциплине «Иностранный язык» и описали алгоритм действий, направленный на организацию самостоятельной работы студентов в обучении иностранным языкам. Проведенный опрос среди студентов-бакалавров первого курса продемонстрировал целесообразность использования онлайн-курса по дисциплине «Иностранный язык» и эффективность организации самостоятельной работы в обучении иностранным языкам. Хотелось бы отметить, что примененный цифровой образовательный ресурс является средством, способствующим самоорганизации и саморазвитию обучающихся. В дальнейшем мы планируем усиление практики взаимодействия преподавателя со студентами посредством ведения форума, также направленного на организацию самостоятельной работы в обучении иностранным языкам.