Full text

Введение / Introduction

 

В настоящее время наблюдается возросший интерес к системе среднего профессионального образования (СПО), численность поступающих уже превышает численность желающих учиться в высшей школе. Согласно исследованиям Минпросвещения России, более 60% выпускников девятых и одиннадцатых классов выбрали СПО в 2023 году, в то время как в 2000-х это число составляло всего 10–12% [1].

Объяснением возросшего интереса является заинтересованность государства в высококвалифицированном выпускнике среднего звена, портрет которого должен значительным образом отличаться от выпускника ПТУ или техникума несколько лет назад. Перед современным выпускником ставится задача обладать достаточно высоким уровнем профессиональных навыков, уметь работать на высокотехнологическом оборудовании, иметь развитые навыки XXI века, чтобы решать проблемы не только сегодняшнего дня, но и завтрашнего.

Это особенно актуально в условиях развития четвертой промышленной революции, или Индустрии 4.0, развивающей «новую социальность», в которой технические устройства и онлайн-пространства знаковой реальности оказывают влияние на сознание и психические процессы, виды взаимодействия, деятельность, социальные и культурные парадигмы и динамику их изменений.

Современные средства коммуникации, технологии и доступность разных источников информации в Интернете дают некое представление о разных ситуациях, возможностях принятия решений, составлении прогнозов и оценивании результатов. Но анализ многочисленных неверных решений, приводящих к неприятным результатам, говорит об отсутствии «навыков XXI века» или их недолжном развитии, а также о неспособности мыслить системно, всесторонне и глубоко оценивать ситуацию.

Актуальность данного исследования заключается в рассмотрении возможностей усовершенствования развития «хардов» и «софтов» у обучающихся среднего профессионального звена как современного драйвера производства. Представляет интерес федеральный проект «Профессионалитет», начавшийся в 2022 году и ориентированный на качественную подготовку специалистов в более сокращенные сроки. При этом акцент делается на тесное сотрудничество учебных заведений и представителей профессиональных сообществ, играющих ключевую роль в определении должных компетенций выпускника.

Цель данной работы – изучение технологий, таких как виртуальная реальность. Это относительно новое явление, которое начало набирать популярность в последние годы и призвано сделать процесс обучения более эффективным за более короткий период времени. Исследование виртуальных технологий имеет важное теоретическое значение, так как позволяет понять, как искусственно вызванное изменение восприятия оказывает влияние на мышление и устраняет фобии, влияет на когнитивную гибкость, позволяющую обучающимся генерировать нестандартные решения, улучшать творческий потенциал, память, восприятие, профессиональные навыки. Изучение виртуальной реальности в образовании имеет важную практическую значимость, так как это может помочь привнести новые технологии в сферу обучения.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Сегодня уже вряд ли можно встретить специалиста или просто обывателя, не рассуждающего о важности понимания будущего и о том, что необходимо сделать сегодня, чтобы счастливое будущее настало. Так, в книге «Преобразование будущего: предвосхищение 21 века» говорится о необходимости повышения уровня грамотности относительно будущего для того, чтобы понять, как воображаемое будущее влияет на настоящее. Способность «использовать» будущее дает возможность человеку воспринимать, осмысливать и анализировать непростой, очень замысловатый мир сегодня. Это значимый шаг к тому, чтобы научиться принимать сложность современного мира, а не думать о сложности как о главном источнике порочных проблем. Авторы акцентируют внимание на получении знаний для осознания возникающей сложности в целях обретения большей способности к спонтанности и импровизации и называют это «хождение на двух ногах» [2].

«Хождение на двух ногах» в эпоху четвертой промышленной революции, или Индустрии 4.0, представляется достаточно замысловатым по сравнению с предыдущими тремя революциями, которые также были вызваны технологическим прогрессом. Первой промышленной революцией К. Шваб называет период между
1760–1840 годами, когда произошла смена ручного производства на механическое благодаря использованию энергии воды и пара. Переход на массовое производство и сборочные линии в связи с использованием электроэнергии между 1871 и 1914 годами ознаменовало начало второй промышленной революции. Третья промышленная революция, или цифровая революция, как ее еще называют, относится ко второй половине двадцатого века и связана с автоматизацией производства вследствие изобретения мэйнфреймов и полупроводников, а создание персональных компьютеров в 1970‑х годах и Интернета в 1990-х годах только ускорило данный процесс, приведший к четвертой промышленной революции, претендующей на глобальные изменения в парадигме современного общества [3].

Джамаис Кашио характеризует современную ситуацию как мир хрупкий, тревожный, нелинейный и непостижимый, умножающий стресс. Футуролог говорит о потребности в новом методе или инструменте для осмысления мира [4]. Бернард Марр видит противоядие в навыках XXI века, среди которых основные – это навыки коммуникации, эмоциональный интеллект, лидерство, адаптивность и гибкость, цифровые навыки, тайм-менеджмент, личный бренд и нетворкинг, а также критическое и креативное мышление, непрерывное обучение, вынесение обоснованных суждений и принятие сложных решений. Автор дает практические советы о развитии данных навыков, а также напоминает о важности человечности в эпоху цифровых технологий [5].

В. А. Спивак рассматривает необходимость развития разных видов мышления, таких как социальное, политическое, творческое, профессиональное, и особенно выделяет системное как основу для видения целого, установления связей между явлениями, прогнозирования и решения проблем. Автор показывает преимущества использования системного подхода в разных сферах деятельности, большое внимание уделено живым системам, их замысловатости, в частности человеку. Ученым обосновывается значимость личностных особенностей, а также роль внешней среды, этики, эмоций, культуры, цифровизации, клиповости и предикативности мышления в достижении успеха [6].

Клиповость мышления как результат влияния компьютерных технологий на человека одним из первых начала рассматриваться философом и культурологом Ф. И. Гиренок. Под термином «клиповое мышление» ученый подразумевает аффективное действие, а не знание, для него важна реальность, а не логика. Автор сравнивает клиповое мышление с хаосом в сознании, допустимым обществом, и приводит многочисленные примеры из разных сфер деятельности: образовательной, философской, культурологической, политической. Так, при коммуникации нам нужен хаос, чтобы уловить смысл, а не информацию, ведь при общении нам приходится иметь дело не только с тем, что нам сказали, но и с недосказанным или со сверхсказанным – со смыслами. В искусстве ученый акцентирует внимание на важности концепта для клипового мышления, а не на самом искусстве. Сегодня художник тот, кто умеет «говорить» рисунком, а не просто красиво изображать. Следовательно, даже искусство сегодня это событие языка, а не сознания.

В образовании также наблюдается война двух реальностей: экранная и книжная, клиповое мышление и понятийное. Обучающийся видит в учителе экранного персонажа, некий образ, задача которого кратко представить мысль и дать возможность когнитивных развлечений в виде обсуждения. Ученик хочет воспринимать тезисы, слоганы, а не длинную лекцию на 90 мин. Поэтому для него педагог не способен представить мысль в виде картинки. Клиповое мышление означает мыслить быстро, но этому мешают преподаватели и детали, на которые можно не обращать внимания. Таким образом, Ф. И. Гиренок подчеркивает, что «клиповое мышление» конструирует мысли, а не обдумывает, провоцируя в нас режиссеров, а не мыслителей [7].

Принимая во внимание цифровизацию разных сфер деятельности, а также ее влияние на человека, В. А. Беликов, И. С. Николаева, В. М. Тучин рассматривают педагогические тенденции цифровизации среднего профессионального образования. Авторы говорят о важности баланса между цифровизацией и гуманизацией, ведь машина только дает материал, а благодаря педагогу происходит очеловечивание информации, именно педагог формирует мировоззрение студентов. Ученые также анализируют эффективные способы организации учебного процесса за счет применения цифровых технологий – виртуальной среды [8].

Одним из первых ученых, занимающихся изучением программирования и представивших термин «виртуальная реальность», является Джарон Ланье. Именно Д. Ланье в 1984 году положил начало проектам, основанным на виртуальной реальности, которые были задействованы даже в NASA. В своей книге ученый представил некоторые исторические факты о зарождении данной технологии, своем личном опыте, а также о возможностях, открывающихся перед человеком. Д. Ланье рассматривает виртуальную реальность как «важный технологический, философский и научный прорыв нашей эпохи», «значимый и многообещающий ресурс для познания неограниченных возможностей самого человека, расширения его сознания и улучшения исследовательского потенциала». Завораживает язык изложения материала, полный юмора и приятного сарказма [9].

Влияние виртуальной реальности на формирование психических процессов рассматривает В. В. Селиванов, один из ведущих ученых в нашей стране и за рубежом. Он за основу берет учебный процесс с использованием дидактических учебных программ. Согласно результатам исследований, дидактическая виртуальная реальность оказывает положительное влияние на все три компонента мышления, а именно на формы мышления, которые оказываются более логически выстроенными; умственные действия приобретают более направленный характер; обеспечивается значительная динамика в мыслительных процессах. Ученый доказывает эффективное влияние применения дидактической виртуальной среды на психические процессы, мотивацию и другие познавательные процессы [10].

Дэвид Парсонс и Кэтрин Маккаллум проводят анализ работ с 2015 по 2020 год, описывающих опыт применения дополненной реальности в медицинском образовании. Согласно результатам исследования, VR-технологии более эффективны для улучшения навыков, а не приобретения новых знаний. Главными возможностями виртуальной среды видятся развитие практических навыков в пространстве, обучение в контексте разных ситуаций в таких медицинских сферах, как анатомия и хирургия [11].

Инцзе Лю, Цинлун Чжан и Вэньпин Чжао анализируют работы с 2000 по 2022 год, посвященные использованию VR-технологий в профессиональном образовании. Несмотря на их уже достаточно долгое применение, они все еще находятся на ранней стадии развития. Виртуальная реальность предлагает новые способы развития практических навыков обучающихся и теоретических концепций, инновационных методов обучения. Данное исследование также акцентирует внимание на проблемах, даются рекомендации исследователям и разработчикам программного обеспечения [12].

Ф. Ф. Дудырев, О. В. Максименкова описывают виртуальные технологии, используемые в среднем профессиональном образовании для обучения будущих медиков, педагогов и «технарей». Авторы указывают на место технологий как обучающей среды и описывают возможности формирования профессиональных и личностных навыков, а также сложности, мешающие их обширному применению [13].

Анализ изученной литературы говорит о смене парадигмы в области профессионального образования в связи с развитием цифровизации, изменением мышления и необходимостью приобретения навыков в более сжатые сроки.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Теоретическую и методологическую базу данной работы составляют исследования о тенденциях развития современного общества в условиях четвертой промышленной революции, или Индустрии 4.0, о ее беспрецедентном влиянии на социальные, экологические и производственные аспекты, представленные Т. Филбеком, Н. Дэвисом [14], К. Бай, П. Далласегой, Г. Орзесом и Дж. Саркисом [15]. Авторы К. Шиохира [16], С. Захара, М. Н. Селамат, К. Алави и К. Арифин [17], Э. Тоффлер [18] убеждены, что облачные производства, гибкий адаптивный искусственный интеллект, использование киберфизических систем и производственных систем, интегрированных с компьютером, могут спровоцировать глобальные изменения в ландшафте занятости и замены человеческих работников.

Согласно исследованиям Ю. А. Дутко, Е. В. Беловол, результатом цифровизации является изменение мышления [19]. Так, авторы Н. В. Азаренок [20], О. В. Белоконь [21], В. М. Букатов [22], К. А. Полищук [23], Е. В. Бахадова [24] акцентируют внимание на клиповом мышлении, характеризуют его сильные и слабые стороны.

Цифровизация образования является сегодня популярным трендом, о чем говорится в многочисленных государственных документах [25] и затрагивает все уровни, в том числе и СПО.

Учитывая все возрастающий интерес к рабочим специальностям и системе среднего профессионального образования, авторы рассматривают возможности ее усовершенствования [26], при этом «Профессионалитет» значится важной составляющей [27]. Принимая во внимание «портрет» выпускника, ученые говорят о важности развития не только профессиональных и универсальных навыков [28], но и системного мышления [29].

Одним из возможных вариантов развития системного мышления В. В. Селиванов, Л. Н. Селиванова [30], Ю. П. Зинченко, Г. Я. Меньшикова, Ю. М. Баяковский, А. М. Черноризов, А. Е. Войскунский [31], А. Магул, С. Моейни и Я. Арефазар [32] видят применение виртуальной реальности. VR-технологии обладают большим количеством преимуществ по сравнению с традиционным: это и более эффективное концептуальное и пространственное понимание, и лучшее качество воспринимаемого материала, и более высокая личная заинтересованность и удовлетворение от изучаемого материала, и развитие когнитивных способностей, профессиональных навыков.

 

Результаты исследования / Research results

 

Сегодня наблюдается много разговоров и прогнозов относительно будущего и роли человека в нем. Можно ли предугадать, к чему готовиться? И нужно ли вообще прогнозировать, если современный мир так динамичен и нестабилен? Есть ли возможность адаптироваться к все более нарастающей замысловатости?

Современный мир развивается в условиях четвертой промышленной революции, или Индустрии 4.0, что подразумевает использование высоких технологий, киберфизических систем и обработку данных в режиме реального времени. Новые цифровые технологии в виде робототехники, искусственного интеллекта, квантовых вычислений, биотехнологии и интернета вещей невообразимым образом внесли изменения в формат коммуникации, развития мышления, производительности, стираются границы между биологическим, физическим и виртуальным мирами. При этом скорость и масштаб воздействия на промышленность и общество в целом задают тренд на новую рабочую силу с более сложными навыками и компетенциями.

Четвертая промышленная революция сравнивается учеными-футурологами (Джамаис Кашио) с миром BANI (brittle, аnxious, nonlinear, incomprehensible – хрупкий, тревожный, нелинейный, непонятный). Хрупкость проявляется в ненадежности систем: даже те, которые ранее обладали большой стабильностью, оказывается, способны разрушиться из-за «малозаметных трещин» (например, пандемия COVID-19). Тревожность характеризуется постоянными изменениями и является отличительной чертой XXI века. Нелинейность заключается в разъединении причинно-следственных связей, несбалансированности усилий и результата. Непостижимость – огромное количество информации, которой мы сегодня владеем, не является гарантией лучшего понимания ситуации.

Таким образом, Индустрия 4.0 и мир BANI требуют развития более замысловатых профессиональных и личностных навыков, которые позволят людям взаимодействовать не только между собой, но и с технологиями, а также быть успешными в реализации себя, таких как гибкость мышления, способность маневрировать, креативные навыки, понимание инноваций, умения учиться, переучиваться, аналитические навыки, эмпатия, эмоциональный интеллект и навыки коммуникации, системное и критическое мышление.

Формирование вышеперечисленных компетенций и личностных качеств особенно актуально и в нашей стране, так как для россиян характерны крайне низкие показатели «ценностей роста» по системе ценностей Ш. Шварца (лишь у 2% против 24% в Западной Европе и 32% – в Северной) [33]. Так, наблюдается дефицит «драйва», инициативы, энергичности, смелости, гибкости мышления, клиентоориентированности, критического и системного мышления, креативности и новаторства [34].

Усложняют ситуацию формирования некоторых компетенций будущего и особенности исследуемого поколения – поколения Z, для которого характерно клиповое мышление.

Термин «клиповое мышление» начал активно использоваться учеными (Ф. И. Гинерок, Э. Тоффлер) еще в прошлом веке, акцентировавшими внимание на разорванности, изменчивости формирующейся среды. Клиповое мышление часто сравнивают с «торопливым» мышлением, дискретным, мозаичным, его часто называют кнопочным, пиксельным, предельно упрощенным, альтернационным мышлением, где альтернация – это чередование.

Доказано (Ю. А. Дутко, Е. В. Беловол, Н. В. Азаренюк, К. А. Полищук), что данное мышление формируется в связи с взаимодействием с огромными массивами информации, но данная информация носит фрагментарный характер, часто никак не связана между собой, то есть воспринимается обрывками. Подростки оценивают информацию на эмоциональном уровне, на уровне значимых смыслов здесь и сейчас. Безусловно, это отражается на формировании познавательных процессов и личности в целом. Защитная реакция мозга против избыточного объема информации провоцирует ее восприятие небольшими массивами – теми самыми клипами, все больше основанной на визуальных образах, развивается наглядно-образное мышление, что способствует быстрому восприятию и быстрой обработке информации. Поколение Интернета обладает хорошими навыками многозадачности: могут одновременно делать уроки, наслаждаться музыкой, общаться в мессенджерах, искать информацию в сети, а платой служит дефицит внимания, гиперактивность, рассеянность, неспособность сосредоточиться и системно мыслить, предпочтение наглядных символов глубокой работе с информацией и логике.

Но владение информацией, даже несмотря на ее большое количество, не может принести пользу человеку в силу ее разрозненности, так как требуется умение понимать причинно-следственные связи между разными сферами, а также применять информацию и знания на практике.

Согласно эволюционному психологу Паскале Буайе, который изучает связь науки и знаний, раньше было достаточно владеть информацией или знаниями, чтобы претендовать на роль специалиста. Еще не так давно таксисту в Лондоне нужно было знать названия всех улиц и маршруты. Появление приложений-навигаций сделало данные знания не особо актуальными. Сами по себе знания – это всего лишь описание, а необходимы навыки построения гипотез, объяснений, выводов и применения на практике [35].

Сегодня требуется личный вклад, умение анализировать, систематизировать материал, творчески перерабатывать и излагать собственные мысли. Также наблюдается спрос на специалистов, способных воспринимать и объединять информацию из разных сфер деятельности, таких как дата-журналист, трендвотчер, биоэтик.

Таким образом, мы видим явное противоречие между визуализацией и текстом, между умением быстро переключаться на новый, незнакомый раздражитель и способностью длительного погружения и концентрации внимания на изучаемой теме. Ирония положения заключается в том, что оба типа мышления – клиповое и системное – крайне необходимы современному человеку для успешной реализации себя.

Руководитель «Сбербанка» Г. Греф убежден, что «неспособность мыслить системно – это катастрофа по жизни», и включает в понятие «системное мышление» анализ как способность детального изучения и структурирования информации и синтез – способность масштабного видения ситуации. Системное мышление позволяет оценивать ситуацию не просто как набор фрагментарных и бессвязных деталей, а как взаимосвязанную систему [36].

Кроме того, согласно исследованиям Headhunter, с 2022 года наблюдается рост интереса на 20% к кандидатам в сфере устойчивого развития (ESG-образование). Найти кандидата представляется достаточно сложно, так как необходимо умение комбинировать знания в вопросах глобализации, климатических изменений и этики. Специалисту требуются фундаментальные знания в области социологии, экологии и психологии и непредметные навыки: креативность, критическое и системное мышление [37].

Термин «системное мышление» определяется как мышление, позволяющее определять связи между предметами и явлениями, понять значимые закономерности, предвидеть развитие событий и решать сложные ситуации.

Принимая во внимание ключевые характеристики системы, а именно: играет определенную роль в большой системе, все части системы взаимосвязаны и важны для ее успешного функционирования, система может сохранять устойчивость и изменяться благодаря обратной связи, можно сделать вывод, что системное мышление позволяет мыслить перспективно, видеть события в новом ракурсе, а значит, адекватно реагировать и быть более успешным в достижении целей.

Следовательно, человек, обладающий хорошим системным мышлением, способен быстро анализировать, реалистично и критически воспринимать ситуацию и мобильно изменять собственную картину мира исходя из внешних обстоятельств, способен абстрагироваться, находиться в неопределенности, прогнозировать, видеть взаимосвязи между частями.

Развитие навыков XXI века, и системного мышления в частности, является важной задачей и для учащихся СПО. Президентом была поставлена задача обновить профессиональное обучение для того, чтобы иметь технологическую независимость и мощное развитие страны. Для этого разрабатываются новые учебные проекты. Так, в 2022 году была запущена новая система среднего профессионального обучения – «Профессионалитет», которая охватила 150 тысяч обучающихся, в 2024 году данная цифра увеличилась до 350 тысяч. Миссия «Профессионалитета» – возрождение опыта обучения в профессиональных училищах, создание системы мотивации и условий, благоприятствующих привлекательности трудовых специальностей, строительству карьеры благодаря совершенствованию учебного процесса и большей заинтересованности работодателей, предоставлению наставничества, площадок для прохождения практики и их участия в формировании набора компетенций выпускников [38].

Согласно документу «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» выпускникам СПО устанавливается 4-й или 5-й уровень квалификации. Это означает, что молодые специалисты должны обладать такими компетенциями, как выполнять самостоятельную практическую деятельность, требующую анализа ситуации и ее изменений, работать с информацией, планировать собственную деятельность или деятельность группы людей, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценивать и вносить коррективы, быть открытым новым идеям [39].

Федеральный проект «Профессионалитет» включает разные соревнования, такие как чемпионат по профессиональному мастерству «Профессионалы», чемпионат высоких технологий, конкурс «Лидер», которые призваны способствовать развитию профессионального мастерства в разных сферах деятельности, а также компетенций, необходимых выпускнику, включая системное мышление и навыки XXI века [40].

«Профессионалитет» предполагает сокращение времени обучения за счет лучшей вовлеченности студентов в процесс обучения путем применения интегративных педагогических подходов, практической подготовки с использованием современного оборудования и цифрового образовательного ресурса, что отражено в многочисленных государственных документах.

Так, следует упомянуть исходный документ о развитии информационного общества и формировании национальной цифровой экономики – Указ Президента России от 09.05 2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы», цель которого – преобразование существующих принципов развития общества и создание общества знаний [41].

Также заслуживает внимание федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», нацеленный на подготовку высококвалифицированных кадров. Основные задачи данного проекта: разработать ключевые компетенции и механизм их развития, апробировать и распространить лучший опыт формирования цифровых навыков в образовательных организациях, разработать цифровые учебно-методические комплексы (ЦУМК), виртуальные лаборатории, тренажеры, симуляторы, в том числе и для реализации программ СПО [42].

С 1 сентября 2019 года реализуется национальный проект «Образование», целью которого является обеспечить глобальную конкурентоспособность отечественного образования и вхождение РФ в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Основными задачами данного проекта выступают модернизация профессионального образования, получение новых цифровых компетенций и профессиональных навыков за счет использования новых образовательных технологий и методов обучения [43].

При этом формирование профессиональных и универсальных компетенций обучающихся базируется на компетентностном подходе с опорой на образовательные стандарты (ФГОС). Именно на этой основе осуществляется создание цифровой информационно-образовательной среды (ЦИОС) в СПО.

Одним из возможных вариантов улучшения качества образования в СПО рассматривается виртуальная реальность благодаря интерактивности и реалистичности, позволяющая быстро овладеть профессиональным навыком, с одной стороны, и сформировать определенное мышление – с другой. Результаты эксперимента, проводимого с использованием Microsoft Hololens 2, говорят о большей вовлеченности обучающихся (35%), о более эффективном проведении лабораторных работ, исследований и более высоких академических результатах (25%) [44]. Тренд на данный формат обучения сегодня активно заявлен.

Так, платформы онлайн-обучения EdTech и Coursera начали активно задействовать искусственный интеллект в целях персонализации образования, а также VR‑технологии для изучения китайского языка, публичной речи, человеческой физиологии. Видеолекции дополняются виртуальной реальностью исходя из уровня обучающегося. Приложение Google Expeditions позволяет подробно исследовать местность или организовать развлекательные туры, например, по музеям. Большое количество стартапов, предлагающих целые разработанные комплексы для разных предметов и техническую поддержку преподавателям (AltspaceVR и VRChat), доказывает возрастающий интерес к использованию виртуального класса сегодня.

Однако впервые о виртуальной реальности заговорил ее основоположник Джарон Ланье еще в 1984 году. В своих определениях данной технологии ученый акцентировал внимание на впечатлениях и положительных эмоциях от ее использования, на открывающиеся возможности мысленно и физически исследовать глубины реальности для подпитки фантазий и реализации мечтаний. Он сравнивал виртуальную реальность с грандиозными географическими открытиями, так как дает яркое представление о другом месте, теле или внеземной логике. Это и симулятор широкого спектра применения, и фокусы, выполненные благодаря цифровым технологиям, и среда, позволяющая снова и снова открывать себя, и дисциплина, являющаяся центром всего.

Сегодня виртуальная реальность рассматривается как применение интерактивной графики с трехмерными моделями в режиме реального времени, позволяющая участнику активно взаимодействовать с объектами в пространстве, не утрачивая понимания объективной реальности [45].

Ученые В. В. Селиванов, Л. Н. Селиванова [46, 47] выделяют три главных механизма, которые способствуют лучшей работе познавательных процессов. Первый – создает образный план мышления за счет голографичности и отчетливости образа. Второй – анимация, в виртуальной среде оказывает мощное влияние на функциональное восприятие, память, мышление. И третий механизм, связанный с эффектом присутствия, развивает специфически познавательную мотивацию, мотивационный план восприятия, памяти, мышления. Доказано, что при использовании виртуальной реальности увеличивается область поиска, способность к классификации и обобщению, появляются неординарные идеи благодаря повышению наблюдательности, устойчивости и концентрации внимания.

Виртуальная реальность позволяет создавать знание самим обучающимся, а не преподавателем, формирует навыки самостоятельной работы и организации своей деятельности, навыки ответственности за свою профессиональную деятельность.

Применение VR-технологий имеет ряд плюсов над традиционными. Преподаватель может регулировать скорость выполнения задачи или даже остановить для обсуждения решения, анализа развития событий, может изменить параметры производственных задач, тем самым выстраивая индивидуальную траекторию развития для обучающихся. Оборудование дает возможность фиксировать работу и в дальнейшем анализировать результаты.

Основными образовательными видами деятельности СПО, где применяются
VR-технологии, являются транспорт, военное дело, энергетика, сварка, медицина и профессиональное образование. Данные сферы значительным образом сопряжены с риском для жизни, необходимостью моментального реагирования, анализа ситуации и принятия правильного решения, четкостью отработки профессиональных навыков. Для обучения студентов требуется использовать дорогостоящее оборудование, компоненты, машины, которые не всегда есть в распоряжении учебной организации. Работа со сложным оборудованием часто вызывает страх, поэтому виртуальная среда способствует положительному сознательному изменению суждений о фобических аспектах ситуации.

Если говорить о медицинской сфере, то современные стандарты оказания помощи ограничивают доступ к больным для не имеющих профессионального образования людей. Виртуальные технологии позволяют смоделировать работу, например, медицинской бригады в заданной клинической ситуации. Студенты могут отработать практические навыки и сформировать системное клиническое мышление, выполняя комплексные действия.

В профессиональном образовании VR-технологии также позволяют создать «гибридную» обучающую среду. Так, студент имеет дело с виртуальным классом: задает вопросы, объясняет материал, ставит оценки. Виртуальная технология оценивает, как практикант распределяет свое время и внимание, учитывает индивидуальные особенности учеников.

Нельзя отрицать того факта, что внедрение виртуальной реальности имеет некоторые сложности. Во-первых, затратность: разработка симуляторов, программного обеспечения, подготовка кадров требуют значительных инвестиций, что не всегда доступно для колледжей. Во-вторых, узкая направленность профессионального тренинга: симуляторы направлены на подготовку для занятия определенного рабочего места, поэтому они не всегда отвечают задачам СПО – осуществить первоначальное введение в профессиональную деятельность. В-третьих, ориентация на формирование навыков высокого порядка, что требует наличия у обучающегося предшествующего профессионального опыта и квалификации. Обучающиеся колледжей не всегда соответствуют этим входным требованиям. Также стоит отметить тот факт, что широкое применение симуляторов невозможно без уточнения дидактических задач профессионального образования. На сегодняшний момент слабо разработаны педагогические подходы с точки зрения теории обучения, не уточнены задачи, для решения которых симуляторы используются. Все это не позволяет определить те эффекты, которые может дать использование симуляторов в рамках современного учебного плана.

Таким образом, вышеперечисленные особенности использования виртуальной реальности в системе среднего профессионального образования, безусловно, могут значительным образом усовершенствовать профессиональное мастерство, развить когнитивные и личностные характеристики, а также сформировать мышление, в том числе и системное. Однако не стоит забывать о сопутствующих сложностях и уточнении дидактических задач виртуальных технологий.

 

Заключение / Conclusion

 

Современное общество ориентировано на высококвалифицированного специалиста среднего звена, обладающего не только «хардами», но и «софтами». Следовательно, необходимо создать условия для получения качественного образования, тем более что оно пользуется сейчас значительным спросом среди подрастающего поколения. Сегодня активно внедряются «Профессионалитет», конкурсы разного масштаба, национальная программа «Образование», ориентированные на повышение уровня подготовки будущих специалистов.

Согласно запросам работодателей и стандартам квалификационных характеристик выпускников СПО, системное мышление является необходимой составляющей. Но в связи с преобладанием клипового мышления вместо акцентирования внимания на целом и роли отдельного элемента, корректном оценивании ситуации и способности прогнозирования наблюдается фрагментарность и поверхностное видение ситуации.

Цифровизация в виде применения виртуальной реальности призвана сделать качество среднего профессионального образования более эффективным, так как она:

– улучшает работу познавательных процессов – памяти, восприятия, внимания;

– является мощным стимулирующим фактором поиска, классификации, обобщения;

– ввиду эмоциональной вовлеченности способствует развитию наблюдательности, концентрации и устойчивости внимания, что особенно важно для обучающихся СПО, у которых наблюдается недостаток данных показателей;

 – позволяет выстраивать индивидуальную траекторию образования за счет изменения параметров;

– формирует ответственность за принимаемые решения;

– дает возможность отработать навыки на сложном оборудовании, которое не всегда имеется на базе учебной организации;

– позволяет усовершенствовать навыки индивидуальной или коллективной работы в экстремальных условиях.

Однако существуют осложняющие факторы, а именно: дороговизна программного обеспечения, недостаток технических компетенций у преподавательского состава, отсутствие разработанных кейсов и педагогических подходов.

Согласно сделанному обзору, симбиоз традиционных и виртуальных технологий представляется возможным при решении сопутствующих дидактических, психолого-педагогических и организационно-технологических проблем. Постановка и решение этих проблем находятся на фронтире современной цифровой педагогики.