Full text

Введение / Introduction

 

В современной системе образования в последние годы четко наметилась тенденция гуманитаризации. Особый акцент в учебных планах сделан на изучение общественных дисциплин. Так, в школах, помимо традиционных и уже привычных нам истории, обществознания и других подобных предметов, преподают основы духовно‑нравственной культуры народов России, ведутся «Разговоры о важном», а в вузах с 2023/2024 учебного года федеральный компонент основной образовательной программы включает предмет «Основы российской государственности». Эти изменения обусловлены в том числе необходимостью выстраивать конструктивное и основанное на взаимном уважении общение между представителями разных народов внутри страны, формировать толерантность и ценностное отношение к родной культуре и истории.

Нормативно-правовую базу курса составляет Конституция РФ [1], «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [2], указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [3], Стратегия национальной безопасности [4], Концепция внешней политики РФ [5].

В состав разработчиков курса вошли теоретики и практики, представители различных региональных научных школ, которые в ходе сессий и нескольких этапов взаимного обучения и повышения квалификации консолидировали все наработки академического сообщества на специально созданном портале «ДНК России», продолжающем пополняться и расширяться.  Согласно концепции учебно-методического комплекса модуля «Основы российской государственности», данная дисциплина  должна помочь обозначить системный и своевременный ответ на актуальные вызовы образовательной и социальной политики нашего государства, используя процедуры и механизмы формирования необходимых условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе общепринятых ценностей и норм поведения, а также через формирование у обучающихся развитого чувства гражданственности и патриотизма. При этом четко указывается на необходимость наряду с классическими методиками образования использовать публичные дискуссии и проблемные лекции, студенческие дебаты и иные форматы взаимодействия [6].

Авторы статьи реализовали заявленные принципы на практике в течение осеннего семестра, наработанные в ходе преподавания дисциплины педагогические методы и средства легли в основу данного исследования.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Проблематика исследования раскрыта в трудах отечественных и зарубежных авторов недостаточно полно. В первую очередь это обстоятельство обусловлено тем, что преподавание дисциплины «Основы российской государственности» было начато только в сентябре 2023 года. По мере накопления практического педагогического опыта количество исследований об особенностях ведения и изучения дисциплины будет расти.

Тем не менее можно отметить ряд работ, в которых авторы концентрируются на содержательных особенностях дисциплины.

Так, П. Е. Бойко и Г. Л. Галустьянц [7] раскрывают трактовку понятия «идеология», используя методологию цивилизационного и логико-исторического анализа, и указывают на то, идеология может быть оценена в качестве основополагающего элемента общественного сознания, призванного отражать идейное содержание, характерное для конкретного исторического этапа. Отталкиваясь от этой позиции, авторы делают вывод о возможности существования только одной государственной (официально признанной) идеологии при наличии нескольких идеологических концептов, как и наличии одной «национальной идеи», отражающей уникальность нации на конкретном историческом этапе развития, выступающей в качестве всеобщей и сплачивающей этносы идеи целостного существования национального государства. В статье сделан вывод, что идейное содержание сознания определенного общества связано с особенностями исторического становления государства (например, как в «теории официальной народности»), поэтому концепция современной российской идеологии должна включать в себя философско-историческую и историко-культурную составляющие.

Коллектив авторов: А. А. Гребенкина, С. К. Сергеев, О. В. Колесникова, О. Д. Романников – анализирует собственно понятие «государственность» применительно к нашей стране, в частности, утверждая, что в понимании российской государственности содержится преобладание коллективного начала над индивидуальным. При этом в работе содержится расширенное понятие государственности, где наряду с системой отношений публичной власти («государство») включается такая важная надсистема, обеспечивающая «контекст» развития и устойчивого функционирования государства, как отношения публичной власти с негосударственными общественными институтами (такими как объединение этнических групп и другие) [8].

Н. В. Асонов в статье, хронологически предшествующей внедрению курса, комплексно раскрывает особенности становления российской государственности и делает выводы о наличии специфических черт российского опыта государственности как исторически обусловленного результата тесного взаимопроникновения положительных национальных и византийских социально-политических ценностей и целей. Таким образом, в статье на основе привлечения значимого исторического материала резюмируется содержательная основа понимания российской государственности как особого цивилизационного типа – славяноправославной цивилизации [9].

В статье А. Б. Шатилова, З. И. Волхонской, Д. Д. Осининой раскрывается ценностное насыщение российской государственности, при этом выделяются пять приоритетных аксиологических компонентов, таких как уважение к традициям и истории страны, самовосприятие человека как «хозяина своей земли», самоидентификация в рамках семьи, внедрение гражданской идентичности как чувства общности с народом и страной, понимание и принятие России как страны глобальных проектов [10].

Другие авторы сосредоточены на целевой направленности курса.

Например, А. А. Гуляев декларирует, что дисциплина призвана придать российской молодежи уверенность в ее будущем в России как государстве-цивилизации [11]. Автор раскрывает и характеризует программу курса, при этом отмечая, что именно завершающий раздел «Вызовы будущего и развитие страны», реализующий прогностическую функцию, наиболее важен для освоения.

М. А. Широкова отмечает, что курс способен восполнить пробелы в политическом образовании в российской высшей школе. Автор, базируясь на системном и структурно-функциональном подходах, подвергает анализу содержание политического образования и его цель, указывает на связь системы политического образования с внешней средой (социально-политическая практика российского общества, деятельность государственных институтов). В работе выделены факторы, способствующие повышению значимости политического образования, и сделан вывод о необходимости повышения политической культуры у молодежи в современных условиях, чего можно достичь с помощью обсуждаемой новой дисциплины [12].

Другие исследователи сосредоточились на методических аспектах преподавания применительно к новому курсу.

Так, Т. А. Борзова отмечает, что обучение студентов основам российской государственности, сочетая исторические, политические и социальные аспекты, а также адаптированный подход к разным направлениям подготовки, взывает к необходимости привлечения преподавателей, готовых выступить в роли экспертов во многих гуманитарных областях знаний. В ее статье «Возвращение к истокам: о подходах к преподаванию курса “Основы российской государственности» в высшей школе”» обосновывается значимость знания и изучения основ российской государственности как базисной платформы для принятия обдуманных решений, учитывающих исторический и культурный контекст страны, и в конечном итоге для эффективного управления страной. В данной статье анализируется содержание курса «Основы российской государственности» с акцентом на первом разделе «Что такое Россия», для которого представлены сценарии нескольких семинарских занятий [13].

В другой работе Т. А. Борзова, рассуждая об особенностях представления студентам дисциплины «Основы российской государственности», выделяет такие педагогические подходы преподавания, как проблемно-ориентированный, контекстный, исследовательский, а также проектный и диалоговый подходы [14], которые были высоко оценены студентами в ходе нашего опроса. В этом труде автор сконцентрировался на третьем разделе дисциплины – «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации» – и представил  содержательное наполнение лекционных (например, предлагается перед освоением концепции мировоззрения ознакомить студентов со смежными категориями: «культура», «менталитет», «традиция», «Я-концепция», «идентичность», «культурный код») и семинарских занятий («Ценностные вызовы современной политики», «Концепт мировоззрения в социальных науках», «Системная модель мировоззрения», «Ценности российской цивилизации») с указанием форм и методов внедрения учебного материала.

С. Ф. Шляпина отмечает, что педагогическое сопровождение дисциплины, связанное с проблемой духовного самоопределения студентов, заключается в создании условий для развития когнитивного, операционального и ценностно-смыслового компонентов самоопределения и активизации рефлексии, стереотипизации и персонализации как трех компонентов психологического механизма развития личности. В данной работе после анализа основных понятий и методологических концепций на примере отдельно взятой темы показано, как можно способствовать развитию духовного самоопределения в рамках курса «Основы российской государственности» [15].

Так как основным методом исследования избран социологический опрос, при подготовке данной статьи необходимо было учесть работы, освещающие проблематику проведения опросов среди обучающихся в целом.

Исследователями З. Ф. Громовой, О. В. Калинкиной, М. А. Фроловой выявлено, что оценить качество образования можно как технологическим путем, за счет учета таких показателей, как успеваемость, так и гуманистическим – ориентированным на обеспечение потребности обучающегося в объективной оценке его образования [16], т. е. с помощью социологических методик. Авторы отсылают нас к декларированной на уровне образовательной политики государства возможности и праву, представленному обучающимся оценивать содержание, организацию и качество учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. В статье на примере отдельной дисциплины раскрыта методология подобного социологического исследования.

П. Херат и К. Джаясингхе указывают, что со студентами могут проводиться качественные интервью, чтобы получить представление об их личности, представление о себе как о клиентах и их ожиданиях от образовательных учреждений, и количественные опросы, с помощью которых измеряют уровень удовлетворенности студентов и собирают данные о различных факторах, таких как академическая успеваемость, качество, методы обучения, вспомогательные службы и оперативность работы учреждений [17].

Н. Н. Таньков говорит о том, что удовлетворенность студентов учебным процессом входит в состав удовлетворенности учебной деятельностью и представляет собой эмоционально-оценочное отношение к учебному процессу и условиям его реализации. Автор убедительно доказывает, что учет в образовательном процессе интересов и способностей обучающихся приводит к повышению удовлетворенности студентов учебным процессом [18].

Е. В. Кузнецова всесторонне рассматривает методику мониторинга удовлетворенности студентов вуза и преимущества вовлечения студентов в данный процесс. На основе анализа опыта проведения опросов студентов в российской и зарубежной практике высшей школы на кафедре прикладной математики Липецкого государственного технического университета был разработан оценочный инструмент – методика мониторинга удовлетворенности студентов качеством образовательных программ, ставшая объектом анализа в статье [19]. Автор раскрывает механизм проверки опросов по критериям надежности (предлагается оценивать внутреннюю согласованность вопросов анкеты с помощью расчета значений А. Кронбаха), содержательной валидности (анализ согласованности результатов опроса с теорией и практикой обучения). Внедрение таких механизмов проверки повышает эффективность использования опросов для анализа качества образовательных программ в вузе.

В работе К. К. Хаусон и Ф. Матоса исследуется взаимосвязь между показателями удовлетворенности и вовлеченности с помощью институционального опроса, основанного на результатах двух крупнейших в мире опросов об опыте студентов высших учебных заведений: Национального опроса студентов (NSS), проводимого в Великобритании, и Национального опроса вовлеченности студентов (NSSE), проводимого в США. В их статье подчеркивается необходимость изменения точки зрения в отношении роли опросов учащихся в определении политики в сфере образования с подхода «студент как клиент» на подход, который рассматривает студентов и учреждения как совместно ответственных за обучение и вовлечение [20].

Опросы удовлетворенности могут принять характер лонгитюдного исследования, например, как в практике, описанной в работе [21], направленной на оценку уровня удовлетворенности студентов за девятилетний период.

Таким образом, в настоящее время в академическом сообществе идет процесс накопления педагогических практик и опыта отдельных преподавателей по внедрению в образовательный процесс новой дисциплины, характеризующейся комплексностью, актуальностью и полемичностью. Этим обусловлено малое количество опубликованных работ, в которых представлены отдельные аспекты заявленной проблематики. Так, можно отметить, что авторы рассматривают в своих исследованиях отдельные аспекты курса, оценивая дисциплину сквозь призму философского, исторического, политологического, культурологического подходов.

В то же время в научном сообществе сложилось устоявшееся мнение о необходимости привлечения обучающихся к оценке качества обучения в целом и эффектов от применения конкретных педагогических приемов в частности. Отечественные и зарубежные авторы отмечают эффективность применения опросных методик для этих целей, что подтверждает актуальность избранного нами эмпирического метода исследования.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

С целью исследования мнения студентов-первокурсников по итогам освоения дисциплины «Основы российской государственности» для дальнейшего повышения эффективности преподавания данного предмета нами была разработана анкета. В анкете представлены восемь вопросов, часть которых предполагает выбор, ограниченный вариантами ответа, предложенными разработчиками, другие дают возможность дополнить представленные варианты собственной версией объяснения своей позиции. В силу комплексности и сложности исследуемой проблемы часть вопросов предполагает одновременный выбор нескольких вариантов ответа. Три вопроса предполагают ранжирование представленных в вопросе слагаемых.

В онлайн-анкетировании приняли участие 173 обучающихся вузов Пензы и Казани. При отборе респондентов применялась простая случайная выборка. Авторы намеренно не делали разделение выборки по полу, точному возрасту, месту рождения и иным демографическим характеристикам или по направлениям подготовки, хотя в перспективе рассматривается возможность проведения дифференцированного социологического исследования, призванного проследить корреляции в восприятии и ожиданиях от курса у иностранных граждан, обучающихся на территории РФ, и россиян или специфику изучения дисциплины «Основы российской государственности» в зависимости от профиля обучения с условным разделением на обучающихся по естественному, техническому, социально-гуманитарному, военному профилю и студентов, проходящих подготовку в области точных наук.

Опрос проводился после полного освоения дисциплины и завершения промежуточной аттестации по ней. Это дало возможность студентам сформировать к времени анкетирования объективное и полное представление о дисциплине и, что не менее важно, избежать различного рода опасений, связанных с тем фактом, что инициатором социологического исследования выступает преподаватель. Дифференциация мнений респондентов, в том числе наличие критических оценок по отношению к исследуемой проблеме, показало, что респонденты были достаточно откровенны в оценках, данные, собранные в ходе онлайн-опроса, можно признать достоверными.

 

Результаты исследования / Research results

 

Студентам было предложено оценить по 5-балльной шкале, насколько оправдались их ожидания от изучения дисциплины «Основы российской государственности».

62% опрошенных ответили, что полностью удовлетворены полученным на занятиях результатом, 24,3% - вполне удовлетворены. 8,1% респондентов отметили результаты изучения дисциплины «Основы российской государственности» как удовлетворительные. У оставшихся 5,2% студентов ожидания от изучения курса не оправдались. В связи с данным вопросом важно обратить внимание: несмотря на то что информация о перспективах внедрения в учебные планы данной дисциплины стала объектом полемики как среди научного и преподавательского сообщества, так и среди представителей политических объединений, гражданского общества в силу общественной значимости и потенциальной идеологической направленности данного курса, обучающиеся в большинстве своем оказались вне этого обсуждения. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 68% российских граждан обозначили необходимость изучения нового курса в вузах, при этом 72% россиян высказали желание, чтобы их дети и/или внуки изучили «Основы российской государственности». Показательно распределение ответов в отношении востребованности дисциплины по демографическому критерию «возраст»: 85% респондентов в возрастной когорте старше 60 лет высказались крайне положительно, тогда как участники опроса в возрасте 18–24 лет отнеслись к перспективам такого изменения учебных планов достаточно скептично, так как четверть молодых людей заявила об индифферентном отношении к изучению курса, 26% указали на нежелание получать знания и проходить оценку сформированности компетенций по данной дисциплине [22]. В то же время, согласно блиц-опросам обучающихся на первом занятии, 90,5% (67 из 74 первокурсников) ничего не слышали о данной дисциплине и бурном обсуждении, связанном с ней, до того, как увидели «Основы российской государственности» в расписании. Поэтому ожидания опрошенных первокурсников формировались спонтанно, были основаны на названии курса, описании содержания дисциплины и ее цели, задач, представленных преподавателем на вводном лекционном занятии. На наш взгляд, можно отметить, что цели и задачи, поставленные в правовом поле и обозначенные в медийном пространстве перед вузами в целом и конкретными преподавателями в частности, были выполнены. Результаты опроса студентов этот факт подтверждают.

 

 

Рис. 1. Соответствие ожиданиям от дисциплины

 

При ответе на вопрос «Что из представленных факторов повлияло на Ваше впечатление относительно пройденной дисциплины?» студентам было предложено выбрать не более трех вариантов ответа.

Лидировал вариант «Диалог между преподавателем и студенческой аудиторией в процессе проведения занятий» (75,1%). Данный результат показывает значимость роли преподавателя в образовательном процессе, влияние его профессиональных и личных качеств на ход обучения и усвоения материала, несмотря на глобальную информатизацию во всех сферах общественной жизни.

Конечно, полемическая форма обучения наиболее успешно реализуется в рамках практических занятий, тем более в рабочих программах доля занятий практического типа вдвое превышает встречи со студентами в лекционном формате. Согласимся, что логично использовать практические занятия не только для завершения изучения наиболее важных тем и контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине, но и для закрепления изученного материала, приобретения опыта аналитической работы, ведения дискуссии, аргументации и защиты полученных результатов [23]. Кроме того, личностный фактор, связанный с преподавателем, может быть выражением необходимости и ценности восприятия обучающихся как равных, что особенно актуально для первокурсников и обусловлено спецификой возрастной психологии. Например, согласно исследованиям китайских авторов, внимание преподавателя влияло на успеваемость студентов: среднее внимание преподавателя способствовало получению учащимися опыта обучения, удовлетворенности обучением и положительному влиянию, в то время как низкое внимание преподавателя сдерживало эти положительные эффекты от обучения [24].

Первокурсники обратили внимание на интересное содержание дисциплины (49,1%), его полное соответствие предварительной информации о ней (39,9%). Считаем, что высокий интерес обусловлен в том числе тем, что содержательно курс тесно связан с реалиями времени, с процессами, происходящими в обществе, помогает студентам получить ответы на возникающие у них вопросы, а также является в какой-то мере продолжением пройденных в школе учебных предметов «История», «Обществознание» и других. Как известно, курс состоит из пяти разделов, утвержденных на федеральном уровне, рекомендованное тематическое планирование также было осуществлено на стадии разработки концепции преподавания дисциплины, но следует отметить, что в разных вузах расстановка акцентов в тематическом насыщении, определенное смещение в содержании тем может отличаться в зависимости от профиля кафедры: где-то большее количество часов может быть отведено политическим проблемам, в других вузах философские аспекты сильнее проникают в темы, связанные не только с мировоззрением, но и с футурологией.

Студенты выделили четкие и понятные требования по подготовке к занятиям (34,1%), использованию средств визуализации, обеспечивающих наглядность учебных материалов (30,6%). Респонденты отметили, что содержание дисциплины хорошо структурировано, учебный материал воспринимается логично, новая информация излагается понятно и последовательно (30,1%). Также первокурсники положительно оценили четкие правила аттестации и критерии оценки своих достижений (24,9%).

Безусловно, на выбор студентами данных факторов в качестве предпочтительных ответов оказал влияние высокий уровень ответственности преподавателей при подготовке к занятиям и подборе методических материалов. Поскольку дисциплина «Основы российской государственности» преподается на первом курсе, то она является логичным продолжением школьных предметов «Обществознание» и «История», позволяет сформировать целостное представление об особенностях развития нашей страны, о России как государстве-цивилизации, рассмотреть актуальные вызовы и проблемы, а также сценарии развития российской цивилизации. Курс комплексный, многоаспектный, требует знаний в области экономики, политики, социальной сферы, правоведения, истории, географии и др. Ряд дисциплин преподается параллельно с ним, усиливая и дополняя, позволяя глубоко и с разных сторон изучать государство. Таким образом, и перед преподавательским составом, и перед обучающимися стоит непростая задача. Один из блоков нашей анкеты был направлен на выяснение оценки отдельных разделов дисциплины.

При ответе на вопрос «Какие разделы дисциплины Вы считаете наиболее важными для изучения» студенты определили самыми важными (поставив на 1-е место) «Российское государство-цивилизация» и «Политическое устройство России». Наиболее интересными для изучения были разделы «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации» и «Вызовы будущего и развитие страны». Самыми непростыми для первокурсников оказались разделы «Политическое устройство России» и «Российское государство-цивилизация». Как мы видим, философские и политологические аспекты традиционно являются не только важными и значимыми, но и весьма сложными для восприятия и освоения молодежью.

 

 

Рис. 2. Распределение разделов по степени важности

 

 

Рис. 3. Распределение разделов по степени интересности

 

 

Рис. 4. Распределение разделов по степени сложности

 

Студентов спросили: в чем конкретно они видят пользу от изучения курса? При ответе на этот вопрос можно было выбрать не более трех предложенных вариантов. 68,8% первокурсников убеждены, что основная польза от изучения предмета «Основы российской государственности» заключается в расширении имеющихся знаний по истории России. 39,9% респондентов отметили в качестве значимого результата обучения формирование чувства гордости за свою страну и свой народ, 39,3% - расширение имеющихся знаний по географии России, 34,7% - лучшее понимание геополитических процессов, происходящих в России и в мире, 33,5% - возможность узнать о государственных программах и национальных проектах, реализуемых в РФ. Полученные результаты показывают, что дисциплина на практике способствует формированию у молодежи таких ведущих качеств личности, как гражданственность и патриотизм, которые определяют ценностное отношение личности к историческому прошлому своей страны, принадлежности к своему народу, чувство гордости за свое Отечество.

В качестве важного итога работы по курсу 27,2% опрошенных выделили возможность принять участие в дискуссии, научиться грамотно выражать свои мысли, 23,7% - возможность определить свое место и место своей семьи в истории страны. Вместе с тем 7,5% отметили, что ничего полезного для себя не получили.

При ответе на вопрос «Какие средства обучения Вы считаете наиболее эффективными применительно к дисциплине “Основы российской государственности”» респондентам нужно было выбрать не более трех вариантов ответа. 68,8% опрошенных отметили видеоролики, 61,3%, подтвердив ранее высказанную позитивную оценку двусторонней симметричной коммуникации между участниками образовательного процесса (преподаватель – обучающиеся, обучающийся – обучающийся), - дискуссию на заданную тему, 41,6% выделили интерактивную онлайн-игру (соответствие традиционных народных костюмов и этносов и т. п.).

Следует отметить, что использование упомянутых выше видеороликов как средства обучения предполагает тщательную методическую проработку. Например, занятие с использованием видеоролика «Неформальные символы – единство в многообразии», кроме выбора аудитории для проведения занятия с упором на необходимое материально-техническое обеспечение (проектор, мультимедийная трибуна или ноутбук), заставляет преподавателя подготовить и дополнительные текстовые материалы, углубляющие сведения, о которых говорится в видео (например, факты об Олимпиаде-1980), составить вопросы для организации дискуссии: какова история нижегородского и казанского Кремля? Какие еще народные танцы, кроме хоровода, вы знаете? – и вопросы в тестовой форме для усвоения просмотренного материала: с правлением какого императора связано становление ювелирного дома «Фаберже» (Петр I, Екатерина II, Александр III, Николай II)? Выберите верные утверждения, характеризующие озеро Байкал (самое маленькое озеро в России, самое глубокое озеро в мире, крупнейший резервуар пресной воды, самое большое по площади озеро в мире).

Использование интерактивных онлайн-игр, с одной стороны, также требует особой подготовки, например, как указывают М. О. Беляева и И. В. Щукина, для реализации педагогических задач в рамках онлайн-форматов необходимо сформировать в обучающемся такие психолого-педагогические характеристики, как дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, целеустремленность [25].

С другой стороны, у обучающихся первых курсов в силу возраста уже сформированы навыки работы в онлайн-среде, кроме того, элементы геймификации хорошо вписываются в потребности молодежи. Например, на занятии, рассматривающем константы российской цивилизации, студентам предлагается воспользоваться специальным интернет-ресурсом «Звуки России» [26], в котором реализована возможность не только оценить внешний вид и послушать звучание народных инструментов различных народностей России (тальян-гармун, варган, гусли, пандур, жалейка), но и создать свой трек с их использованием. Чтобы задание не превратилось в обычное развлечение, а стало все же элементом эдьютейнмента, необходимо снабдить студентов знаниями об истории этих инструментов, связи с народными традициями.

Безусловно, золотое правило дидактики, формулированное чешским педагогом Я. А. Коменским в XVII веке, не теряет актуальности и в современном информационном обществе. Для 40,5% респондентов значимыми были лекции преподавателя, 24,9% особо отметили выполнение презентации в группах. Например, на семинарском занятии «Испытания и победы России» студенты делали доклады с презентациями о ключевых событиях в истории страны и их влиянии на мировую политику. После развала СССР в российском обществе многие годы отмечалась некоторая недооценка нашей страны и ориентация на то, что за рубежом всегда лучше. Безусловно, это не так, поскольку Россия имеет богатую историю побед, огромное количество выигранных войн, неоднократный опыт иностранной интервенции и успешного сохранения государственного суверенитета и национальной идентичности. Всё это наглядно увидели студенты – в презентациях представлены и факты, и фотодокументы, и источники личного происхождения, что способствовало формированию чувства гордости за свою страну и народ.

23,7% студентов отметили работу с картой Российской Федерации как эффективное методическое средство. Особенно актуально применение карт в разделе «Что такое Россия». На занятии «Россия: географические факторы и природные богатства» успешно применяется интерактивный практикум по исторической географии. В современном мире и текущей международной обстановке для будущего специалиста критически важно изучение влияния физико-географической среды на развитие человеческого общества в целом и российского в частности в разные исторические периоды.

Чтобы развить эту компетенцию, при помощи средств мультимедиа студентам выводится на экран карта современной России, включающая новые регионы. Первокурсники не только определяют значимые географические объекты (города, реки, острова и полуострова, горы и др.), но и вспоминают исторические события, связанные с ними, а также говорят о влиянии этих событий на политическое и экономическое развитие страны, на формирование особого культурного кода российского народа. Работа с картой не ограничивалась одним занятием, поскольку был отмечен явный недостаток знаний в этой области, неумение видеть межпредметные и причинно-следственные связи. Если говорить о методологии работы с картой, можно вспомнить такой прием, как географический силуэт, суть которого состоит в определении по очертанию географического объекта, который затем следует показать на карте, отметить на контурной карте или дать краткую характеристику: местонахождение, особенности, чем он известен [27].

То, что данный вариант ответа не стал лидирующим, объяснимо и фактом, что карта как средство обучения применима не во всех разделах дисциплины, с одной стороны, и сложностью использования – с другой. Согласимся, что учащиеся должны обладать высоким уровнем когнитивного и концептуального развития, чтобы читать и интерпретировать карту [28]. В то же время чтение карты способно стимулировать логическое и диалектическое мышление, широко и многосторонне охватывая изображенные на ней явления и предметы, т. е., чтобы правильно прочитать карту, необходимо, используя условные знаки, ясно и отчетливо представлять изображенную местность [29]. Зарубежные исследователи отмечают, что современные учащиеся стремятся развить географическое объяснение и понимание экономических, экологических и социальных перспектив текущих проблем [30].

Наименьшей популярностью, по результатам опроса, пользовались студенческие доклады, тесты, работа с учебником.

Таким образом, исследование позволило выяснить отношение первокурсников как к дисциплине «Основы российской государственности» в целом, так и к отдельным ее разделам, а также педагогическим средствам и методам, примененным в ходе преподавания данного курса.

 

Заключение / Conclusion

 

На высшем законодательном уровне сегодня происходит формирование системы идей и ценностей российского общества, отмечается значимая роль традиционных духовных ценностей. Важным является сохранение общероссийской гражданской идентичности с опорой на накопленный народом России культурно-исторический опыт, его передача от поколения к поколению. Особый акцент делается на развитии человеческого потенциала, исходя из чего российская государственность опирается на принципы социальной ответственности и справедливости. В настоящее время эти положения, наряду с основами конституционного строя, являются важным фактором формирования индивидуальной идентичности России.

В целом отношение к дисциплине у студентов можно охарактеризовать как положительное. Они вдумчиво относятся к содержанию курса, отмечая его преимущества и на общеполитическом, и на личностном уровне. Обучающиеся смогли проявить рефлексию, оценив разделы по степени важности, интересности и сложности. Опрос выявил важность диалоговой системы в преподавании. Кроме того, обучающиеся ценят как нестандартные (онлайн-игры, работа с картой), так и классические (презентации, работа с учебником, тест) форматы обучения.

Однако отметим, что первый год преподавания выявил и проблемные зоны, приводящие к ограничениям в эффективности изучения дисциплины: недостаточные знания в области истории, правоведения, политологии. Особенно это касается студентов технических направлений подготовки, которые сдавали ЕГЭ по профильной математике, физике, информатике, русскому языку. Акцент на эти предметы в старших классах школы, а также обучение в профильных классах у некоторых студентов – всё это привело к явным пробелам в области общественных и гуманитарных наук. Вероятно, этот фактор стал причиной того, что раздел «Политическое устройство России» признан студентами самым сложным.