Введение
Необходимость развития предпринимательских навыков у студентов продиктовано несколькими социально – экономическими факторами [1]. Говоря о роле молодёжного предпринимательства нельзя не отметить следующее:
- Во-первых, оно способствует освоению новых способов производства и новых перспективных сфер этого производства, а также постепенному выбыванию с рынка устаревших продуктов и услуг.
- Во-вторых, этот вид деятельности является основой для создания механизмов координации и разработки стратегического плана развития через рынок и конкуренцию, а также взаимосвязи между всеми хозяйствующими субъектами [2-4].
Студенты стремятся развивать свои предпринимательские навыки из-за ряда причин (смотреть таблицу 1), поэтому используют для этого различные пути. Это могут быть предпринимательские треки, встроенные в образовательные программы высших учебных заведений, сторонние конкурсы и мероприятия, а также варианты государственной поддержки, которая позволила бы получить грантовую помощь [5].
Таблица 1
Причины, популяризации развития предпринимательских навыков у студентов
Причина |
Пояснение актуальности |
Финансовая независимость |
Предпринимательские навыки помогут студентам открыть свое дело и стать финансово независимыми. Это даст им возможность самостоятельно управлять своим заработком, не зависеть от работодателей и иметь возможность увеличивать свой доход. |
Навыки управления |
Становясь предпринимателями, студенты развивают навыки управления и лидерства. Они учатся принимать стратегические решения, управлять временем и ресурсами, мотивировать других и работать в команде. Эти навыки являются ключевыми для успешной карьеры в любой сфере. |
Саморазвитие |
Развитие предпринимательских навыков стимулирует студентов к саморазвитию, поскольку они должны будут принимать решения, рисковать и учиться на своих ошибках. Это поможет им стать уверенными в себе и способными справляться с различными трудностями. |
Умение адаптироваться |
Предпринимательство требует от студентов гибкости и умения адаптироваться к изменяющимся условиям. Это может включать в себя способность быстро реагировать на изменения на рынке, приспосабливаться к новым технологиям или адаптироваться к новым законам. |
Развитие сети контактов |
Как предприниматели, студенты будут встречаться и взаимодействовать с людьми из различных сфер бизнеса. Это даст возможность создать обширную сеть контактов, которые могут помочь им в их карьере или бизнесе в будущем. |
Составлено авторами
Следовательно, для того чтобы достичь экономической эффективности, успеха для всего государства, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, важен именно фактор предпринимательства как особого субъекта хозяйствования, а также как творческого, постоянно создающего что-то новое типа экономического поведения. Сам термин «предпринимательство» по своей экономико-социальной природе включает в себя «идею» и «риск» [6]. Говоря про риск, нужно отметить, что нельзя путать понятия «бизнес» и «предпринимательство», так как не каждое дело может нести за собой риски, соответственно, не каждый бизнес является предпринимательским. Попытка создать нечто новое, что отличается от уже имеющегося на рынке продукта, постоянное развитие новой идеи – важная особенность предпринимательской деятельности, которая в конечном счете приводит к изменению и преобразовании ценностных установок [7].
Одним из признаков предпринимательской деятельности является ее независимость и самостоятельность. Исходя из этого, можно сказать, что любой хозяйствующий субъект, занимающийся таким типом деятельности, имеет личную экономическую заинтересованность в ее результате [8]. Однако, несмотря на то, что основным стимулом для осуществления предпринимательства является собственная выгода или прибыль, предприниматель при этом работает также и на благо общества, для которого производится то или иное благо. Государство реализовывает различные проекты для поддержания высокого уровня предпринимательской активности среди студентов, в том числе, благодаря внедрению предпринимательского трека в вузах [9]. Одним из значимых проектов в рамках трека является инициатива «Стартап как диплом» [10].
Данный федеральный проект - это инновационный подход к написанию выпускной квалификационной работы в университете, когда студент разрабатывает и реализует собственный стартап. Эта концепция позволяет студентам применять полученные знания и навыки на практике, развивать предпринимательские способности и создавать реальный продукт или услугу [11].
Процесс создания стартапа как диплома включает несколько этапов[12]:
- Выбор идеи: студент должен предложить оригинальную идею, которая может стать основой для будущего стартапа. Идея должна быть актуальной, востребованной на рынке и соответствовать профилю студента.
- Разработка бизнес-плана: студент составляет подробный план развития своего стартапа, включая анализ рынка, конкурентов, целевую аудиторию, стратегию продвижения и финансовые расчеты.
- Реализация проекта: на этом этапе студент занимается разработкой и запуском продукта или услуги, поиском инвесторов, привлечением клиентов и продвижением стартапа.
- Презентация проекта: по окончании работы над стартапом студент представляет свой проект перед комиссией, которая оценивает его эффективность, инновационность, потенциал роста и другие критерии.
Стартап как диплом позволяет студентам не только получить теоретические знания, но и применить их на практике [13], развить лидерские качества, научиться работать в команде и решать сложные задачи (смотреть таблицу 2).
Таблица 2
Плюсы и минусы реализации программы «Стартап как диплом»
Плюсы программы |
Минусы программы |
Практико-ориентированное обучение: студенты имеют возможность применять полученные знания на практике, создавая собственный стартап |
Высокий уровень стресса: создание стартапа - это процесс, который может быть очень стрессовым, особенно для студентов, которые только начинают свою карьеру. |
Развитие предпринимательских навыков: участие в создании стартапа требует от студента проявления предпринимательских качеств, таких, как умение принимать решения, работать в команде, управлять рисками и т.д. |
Необходимость инвестиций: для создания стартапа необходимы инвестиции, которые не всегда доступны для студентов |
Возможность привлечения инвестиций: успешные стартапы могут привлечь инвестиции от инвесторов, что может привести к росту и развитию проекта. |
Риск неудачи: стартапы часто терпят неудачу, и студенты могут потерять свои инвестиции и время |
Расширение сети контактов: работая над стартапом, студенты взаимодействуют с различными специалистами и предпринимателями, что позволяет им расширить свою сеть контактов. |
|
Опыт работы в условиях неопределенности: создание стартапа требует принятия решений в условиях неполноты информации и неопределенности, что развивает навыки принятия решений в сложных ситуациях. |
|
Составлено авторами
Еще одной программой государственно – частной поддержки студенческого предпринимательства может служить «Ты – предприниматель». Эта программа предоставляет молодым людям возможность получить финансовую поддержку для реализации своих бизнес-идей, а также консультации и помощь в развитии своего дела от опытных предпринимателей и экспертов [14].
Еще одним примером поддержки молодежного предпринимательства в России является программа “Бизнес-навигатор МСП”, которая предоставляет молодым предпринимателям информацию о мерах государственной поддержки, возможностях получения финансирования и консультационную помощь.
Государство активно реализует грантовую помощь студенческим проектам [15], которые проходят специализированные конкурсные испытания по ряду критериев. Одной из самых известных площадок для выявления успешных проектов на протяжении уже длительного времени остается платформа Росмолодёжь.
Упомянутая выше самостоятельность студенческой предпринимательской инициативы и независимость накладывает на хозяйствующий субъект и большую ответственность за результаты его работы. Рассматриваемая деятельность сама по себе изначально является новаторской и творческой, она базируется на постоянном поиске чего-то нового.
В сущности предпринимательской деятельности лежит производство материальных и нематериальных благ, имеющих ценность для их потребителя и, соответственно, приносящие прибыль их производителю [16].
Задачи предпринимательства могут быть разнообразными и подвержены изменению, и это зависит от многих условий, однако главная цель всегда постоянна – получение прибыли. Эта прибыль в своей сущности является средством для самообеспечения и обеспечения бизнеса. Помимо этой цели можно назвать также снабжение рынка, а соответственно населения необходимыми товарами и услугами, удовлетворение его потребностей; можно также отметить создание ценностей и обеспечение социальных благ, поддержка таких сфер жизни общества, как медицина, образование, культура и т.д.
Развитие интереса к молодежному предпринимательству позволяет сформировать следующие группы навыков, отражающих основные функции предпринимательства [17]:
- Общеэкономические;
- Инновационные (творческо-поисковая);
- Ресурсные;
- Социальные;
- Организаторские.
Итак, первой и наиболее обобщенной является общеэкономическая функция. Она обусловлена тем, что молодые предприниматели выступают в качестве субъектов рыночных отношений. Деятельность этих субъектов заключается в производстве различных материальных и нематериальных благ, а также их реализация, то есть доведение до конечного покупателя, которыми являются другие физические и юридические лица, домохозяйства, государство. Этот процесс осуществляется в рамках и под влиянием законов рыночной экономики, где имеет место закон спроса и предложения, конкуренция на рынке, закон стоимости и прочее. Все это составляет основу для проявления данной функции. Динамичное развитие предпринимательского сектора в стране, в свою очередь, дает толчок к экономическому росту. Студенты, занимающиеся предпринимательством, повышают уровень финансовой культуры и грамотности.
Следующей из перечисленных функций является ресурсная функция. Она занимает одну из главенствующих позиций в функционале предпринимательского сектора. Без эффективного использования ресурсов нельзя представить поступательное развитие предпринимательства. Ресурсами в данном случае называют все материальные и нематериальные условия и факторы производства, а именно средства производства, трудовые ресурсы, земля, научные достижения и талант предпринимателя как особая категория ресурсов.
Субъект предпринимательства, в том числе из разряда студенчества, имеет все шансы добиться успеха в своем деле в том случае, если он сможет создать какую-либо новую и актуальную идею, реализовать нововведения в своей сфере деятельности, а также эффективно и грамотно использовать человеческие ресурсы.
Третья функция предпринимательства – инновационная или творческо-поисковая. Молодежь способна сгенерировать актуальную коммерческую идею, так как ближе всего данная социальная группа связана с трендами и быстрыми изменениями, которые происходят в стране.
Следующая важная функция предпринимательства – социальная. Она заключается в способности и возможности любого дееспособного и правоспособного лица заниматься предпринимательской деятельностью, то есть быть собственником бизнеса, проявляя при этом свои собственные амбиции, возможности и таланты. Это очень важно для молодого поколения, способствует ускоренной социализации и появлению навыков бизнес – коммуникации. Параллельно с этим успешная предпринимательская деятельность студентов и ее развитие приводит к росту числа рабочих мест в стране, к уменьшению числа безработных и, как следствие, к сокращению уровня безработицы, а также к укреплению положения в обществе наемной рабочей силы.
Последней, но не по значению, является организаторская функция предпринимательской деятельности. Она находит свое проявление в принятии субъектами предпринимательства самостоятельных решений по поводу организации своей работы, ведению дел, изменениям, необходимым бизнесу в тот или иной момент, в формировании аппарата управления, в организации структур предпринимательства, корректировке стратегии и цели и прочее.
Студенческое предпринимательство – неотъемлемая часть инновационной экономической деятельности государства. Таким образом, развитие студенческого предпринимательства через формирование предпринимательских компетенций и их поддержку – это важный аспект образовательной деятельности высших учебных заведений и помощи со стороны государства через различные каналы обратной связи и потенциального инвестирования.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Предпринимательским навыкам в российской педагогической школе стали уделять значимое внимание совсем недавно. В образовательном процессе появляются профессиональные предпринимательские образовательные треки, дисциплины, связанные с развитием критического и творческого мышления, риск-менеджментом и бизнес-планированием. Важной частью обучения предпринимательским навыкам в российской педагогической школе является обучение финансовой грамотности. Учащиеся изучают основы экономики, маркетинга и управления финансами, что позволяет им лучше понимать, как работает бизнес и как принимать обоснованные решения. У обучающихся появляется возможность заниматься проектной деятельностью в рамках классических и привычных дисциплин. Проблему актуальности и необходимости развития предпринимательских навыков у студентов в процессе обучения через грамотную образовательную модель выделяют Г.А. Набиев и О. Бакирова[18].
Авторы для решения проблемы предлагают поэтапное решения следующих задач:
- Реализовать обучения экономических дисциплин на базовом уровне для студентов всех профилей и направлений, при этом авторами статей доказывается теория о том, что начинать обучение нужно уже со школьного возраста.
- Выделить предпринимательство в отдельный вид креативной профессиональной деятельности для будущих молодых специалистов.
- Расширить классификации мыслительной деятельности, выделить предпринимательское мышление в отдельную категорию на теоретическом и практическом уровне образовательных программ.
- Включить развитие предпринимательских навыков не только в учебный образовательный план, но и в воспитательный план образовательного учреждения.
- Стремиться к формированию практико-ориентированному образовательному плану.
О необходимости включения специальной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» говорят в своей статье Я.И. Загребецкая и И.И. Крестина. Авторы статьи приводят аргументы, подтверждающие их точку зрения [19].
В рамках дисциплины предлагается апробация знаний и умений, полученных в рамках дисциплины, на групповых бизнес-проектах. Возможность представить свой «продукт» в конечном счете даст мотивацию к его доработке и получению реальных сторонних инвестиций на различных грантовых конкурсах для выхода на рынок. Это способствует большей мотивацией со стороны студенческого сообщества.
Поддерживают эту точку зрения и Ю.Б.Рубин и Д.П.Можжухин. В публикации всесторонне обсуждается значимость предпринимательского образования в российском высшем образовании [20]. На основе функциональной образовательной карты предпринимательства происходит выделение особых групп профессиональных функций. Авторы статьи утверждает о необходимости включения профессиональных предпринимательских компетенций в образовательные программы, открытия специализированных программ и специальностей. Обучение должно быть построено на компетентностном и практико-ориентированном подходах.
Статья также рассматривает программу “Стартап как диплом” и возможность получения двойной профессиональной квалификации выпускниками. Однако отмечается, что из-за отсутствия консенсуса в признании предпринимательства отдельным направлением высшего образования, вузы вынуждены искать нестандартные пути построения программ, включения профессиональных компетенций в иные направления подготовки.
Авторы также обсуждают текущие результаты деятельности Федеральной инновационной площадки для развития непрерывного предпринимательского образования и предлагают не включать такие программы в направление “Менеджмент”.
Кроме реформирования образовательных программ необходимо осуществить мониторинг усвоения полученных знаний и выявить слабые черты в развитии предпринимательских компетенций у обучающихся. Задачей ВУЗа и потенциальных инвесторов в лице государственных инициативных организаций остается выстраивание коммуникаций через различные каналы связи. Коллектив авторов под руководством А.Н. Романовой предлагает вариант первичной диагностики с последующим её анализом по вопросам, связанных с формированием предпринимательских компетенций [21].
Анкета, представленная авторами, способствует формированию предпринимательской экосистемы вуза. Появляется возможность повысить уровень инициативы в студенческом сообществе и привлечь государственные органы для поддержки успешных и креативных идей студентов.
Сравнительный анализ на основе корреляционной модели, проведенный под руководством А.В. Пеши, позволил выделить качественные и количественные факторы успешности и инициативности студенческих предпринимательских проектов [22].
Авторы отмечают, что на уровень получения предпринимательских компетенций влияют множество факторов:
- пол;
- возраст;
- форма обучения;
- наличие намерений и представления о будущем;
- конкурентоспособность личностных преимуществ;
- идеи и ресурсные возможности.
Использовать кластерную модель для формирования студенческой предпринимательской бизнес-среды рекомендует коллектив под руководством В.Ю. Стромова [23]. В работе коллектива представлен положительный опыт создания такой модели Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Модель включает в себя взаимодействие государственных и образовательных сил в пять этапов формирования кластера:
- Составление единой методологической программы.
- Подготовка к открытию бизнес-инкубатора на базе вуза.
- Реализация проектного центра для обучения и формирования компетенций.
- Совместная разработка стартапов для решения общественно важных проблем
- На конечном этапе защита проектов, устранение ошибок и реализация в условиях реальной экономики.
В иностранных педагогических и социально-экономических научных школах
актуален вопрос взаимодействия общеобразовательного процесса и бизнес – сообщества в рамках бизнес – программ и бизнес-образования. Коллектив под руководством Ш.М. Вана рассмотрел вопрос взаимодействия на примере положительной практики Тайваньского университета [24].
Профессиональные компетенции в области предпринимательства сформированы на более высоком уровне у тех студентов, которые получали знания как в общем образовательном процессе, так и параллельно через коммуникацию с бизнес-сообществом. Такая практика способствует повышению студенческой мотивации и уменьшению рисков через снижение институциональных издержек и противоречий.
Европейская практика ведущей роли высшего образования при формировании предпринимательских способностей рассмотрена в коллективной статье, написанной под руководством А.G. Moreno [25]. В этом исследовании представлен анализ предпринимательских компетенций студентов второго и четвертого курсов бакалавриата Университета Кастилия-Ла-Манча (UCLM) в рамках предпринимательского трека учебного заведения. Анализ выборки из 1874 студентов выявил три профиля компетенций студентов UCLM. Первый профиль связан с компетенциями в выполнении действий и принятии решений, второй связан с неприятием риска и управлением неопределенностью, а третий связан со способностью к командной работе. Кроме того, было обнаружено, что компетенции, связанные с внедрением и исполнительской деятельностью, существенно влияют на создание рабочих мест, поскольку они демонстрируют положительную взаимосвязь с намерением создать компанию в первые три года после окончания учебы. Компетенции, связанные с эмоциями, также оказывают значительное влияние на предпринимательское намерение, хотя эта связь отрицательная. Наконец, было обнаружено, что компетенции, основанные только на социально-практическом взаимодействии без включения профессиональных дисциплин, в дальнейшем не дают положительных результатов.
Мониторинг развития предпринимательских компетенций проведен и группой авторов под руководством Ferreras Raquel [26]. Результаты исследования подтверждают, что существуют значительные взаимосвязи между различными группами компетенций. В частности, это показывает, что общие компетенции влияют на конкретные компетенции и что существует тесная взаимосвязь между системными и профессиональными компетенциями и предпринимательскими компетенциями
О том, что предпринимательские компетенции формируются только при наличии инновационной среды, отражается в исследовании коллектива авторов под руководством Hwang Won-Sik [27]. Авторы исследовательской статьи подчеркивают особенность косвенного и прямого взаимодействия наличия инфраструктуры на развитие национального предпринимательства. Таким образом, создание единой модели развития предпринимательских компетенций в вузе, а также открытие необходимых поддерживающих центров и инкубаторов на уровне государства, будет способствовать повышению качества студенческого предпринимательства.
На основании практико-ориентированных исследований авторов разных научных школ можно сделать ряд выводов относительно развития предпринимательских компетенций в студенческой среде:
- Для формирования предпринимательских компетенций необходим четкий учебный план, включающий как общие, так и социально-коммуникационные дисциплины.
- В основе обучения лежит практик-ориентированный подход;
- Вуз и государственные органы должны взаимодействовать на стратегическом уровне в рамках создания общих инновационных программ и предпринимательской инфраструктуры для будущих предпринимателей.
Методологическая база исследования
Для изучения категории «молодёжное (студенческое) предпринимательство» в контексте социально-экономических отношений можно использовать следующие методологические подходы и инструменты, связанные с анализом данной категории и её взаимосвязи с проблемами мотивации развития специализированных навыков не только со стороны студенческого сообщества, но и со стороны государства и высших учебных заведений:
- Качественный сравнительный анализ помогает осуществить классификационный анализ по выявленным критериям. Осуществлять анализ можно по различным социально-управленческим методикам
- Терминологический анализ помогает выявить сущность категорий и отметить их функциональные особенности.
- Кейс – стади – анализ и изучение реальных успешных практик студенческого предпринимательства и поддержки со стороны государства и университетского сообщества [28-29].
- Моделирование – система исследования, позволяющая создать копии или представления чего-либо с целью изучения, анализа или демонстрации.
Математическая модель поддержки молодежного предпринимательства и влияния на его популярности ряда факторов может быть представлена в виде системы уравнений и ограничений, описывающих различные аспекты деятельности молодых предпринимателей и меры поддержки, предоставляемые государством и некоммерческими организациями. Например, такая модель может включать цепочку уравнений, описывающих динамику численности молодых предпринимателей, динамику инвестиций в молодежное предпринимательство, зависимость успешности молодых предпринимателей от различных факторов (например, наличия образования или опыта работы) и т.д.
Для такой модели ограничения могут быть связаны с бюджетными ограничениями, доступностью ресурсов и другими факторами. Решение такой модели позволяет определить оптимальные параметры поддержки молодежного предпринимательства, обеспечивающие максимальный эффект с точки зрения роста числа успешных молодых предпринимателей и увеличения инвестиций в эту сферу.
Для создания линейной модели влияния различных факторов на развитие студенческого предпринимательства можно использовать следующие переменные:
X1 - Уровень образования студентов (измеряется в баллах ЕГЭ или количестве пройденных курсов)
X2 - Количество часов, проведенных в инкубаторе стартапов или на менторских сессиях
X3 - Уровень безработицы в регионе (в процентах)
X4 - Конкуренция на рынке (измеряется количеством стартапов в регионе)
X5 – Наличие профессиональных дисциплин
X6 – Государственная поддержка
Тогда модель будет иметь вид:
Y = b0 + b1X1 + b2X2 + b3X3 + b4X4+ b5X5+ b6X6
где Y - вероятность успеха студенческого стартапа, b0 - константа, b1, b2, b3, b4, b5 и b6. - коэффициенты, которые необходимо определить.
Данная модель является линейной, так как она представляет собой линейную функцию от переменных. Это означает, что если мы увеличиваем значение одной переменной на определенную величину, то изменение зависимой переменной будет происходить на одну и ту же величину.
При осуществлении апробации модели на конкретных данных необходимо собрать региональную статистику по уровню образования студентов, количеству часов, проведенных в инкубаторах стартапов, уровню безработицы и конкуренции в разных регионах, наличие или отсутствие государственной поддержки. Затем можно использовать регрессионный анализ для определения коэффициентов b0, b1, b2, b3¸ b4, b5 и b6.
Для оценки точности модели можно использовать различные метрики, такие, как коэффициент детерминации, средняя абсолютная ошибка, средняя квадратическая ошибка и другие. Чем выше значение данных характеристик, тем точнее модель предсказывает вероятность успеха студенческого стартапа.
5. Контекст-анализ [30] – мониторинг научной литературы, анализ нормативных и инструктивно-методических документов, выявление классификаций и компонентный анализ. На основании контекстного анализа можно предложить теоретическую модель формирования предпринимательских компетенций.
Результаты исследования
Для формирования теоретической модели – программы формирования предпринимательских компетенций у студентов ВУЗов через комплексную поддержку научного сообщества и государства, проанализируем внешнюю среду, в которой реализуется студенческое предпринимательство при помощи PEST – анализа (смотреть таблицу 3) .
Таблица 3
PEST – анализ среды студенческого предпринимательства
Политические факторы |
Экономические факторы |
Законодательная поддержка студенческого предпринимательства со стороны государства |
Уровень экономического развития региона или страны. |
Наличие федеральных и региональных образовательных программ и курсов по развитию предпринимательских навыков для студентов |
Уровень безработицы среди студентов |
Политическая стабильность и ее влияние на предпринимательство |
Цены на ресурсы для студенческого предпринимательства (например, аренда помещения, покупка оборудования). |
Социальные факторы |
Технологические факторы |
Отношение общества к студенческому предпринимательству |
Инновационные технологии, доступные для студенческого предпринимательства, такие как интернет-технологии, искусственный интеллект, робототехника. |
Демографические данные студентов, включая их возраст, пол, уровень образования и т.д. |
Доступ к информационным ресурсам и базам данных для развития предпринимательства среди студентов. |
Социальная мобильность и возможности для карьерного роста в студенческом предпринимательстве. |
|
Составлено авторами
На основе анализа этих факторов можно определить возможности и угрозы для развития студенческого предпринимательства в конкурентной среде, а также разработать стратегии для улучшения условий и поддержки студентов-предпринимателей, как действующих, так и потенциальных.
Среди возможностей для развития студенческого предпринимательства на основании группы факторов можно выделить:
- грантовую поддержку государства и вузов;
- возможное привлечение партнеров из бизнес – сферы;
- развитие предпринимательской инфраструктуры.
Однако наблюдаемые угрозы останавливают студентов от активных действий и желания улучшать свои предпринимательские навыки:
- риск неудачи и снижение студенческой мотивации;
- изменения в законодательстве и конкурентной среде, барьеры входа в сферу бизнеса
Оценить важность представленных факторов можно через факторную линейную модель. Апробируем её на доступных региональных статистических показателях, можно прийти к выводу, что значимыми факторами для Самарской области будут являться:
1. Уровень образования студентов (измеряется в баллах ЕГЭ или количестве пройденных курсов);
2. Количество часов, проведенных в инкубаторе стартапов или на менторских сессиях;
3. Наличие профессиональных дисциплин;
4. Государственная поддержка
Таким образом, конечная модель из значимых факторов для Самарского региона будет выглядеть следующим образом:
Y = b0 + b1X1 + b2X2 + b5X5+ b6X6
На основании регрессионного анализа мы получили конечную модель, позволяющую осуществить прогнозирование уровня развития молодёжного (студенческого предпринимательства) в регионе или в отдельном ВУЗе. Так как коэффициент детерминации стремится к единице, можно утверждать о том, что данная модель значима и может быть использована для расчета уровня успешности молодёжного предпринимательства.
Составим поэтапную модель - программу формирования предпринимательских компетенций у студентов ВУЗов. Она может включать следующие этапы:
Этап 1: Оценка текущего уровня предпринимательских компетенций студентов. На этом этапе необходимо провести анализ существующих компетенций студентов и определить их потребности в развитии. Для этого можно использовать анонимную анкету с открытыми и закрытыми вопросами об опыте предпринимательской деятельности и вопросами по финансовой грамотности. На основании анализа анкет членов студенческой группы определяется уровень развития навыков у группы.
Этап 2: Разработка программы обучения. На основе результатов анализа необходимо разработать программу обучения, которая будет направлена на развитие необходимых компетенций. Программа может включать различные формы обучения, такие, как семинары, тренинги, мастер-классы, работу с наставниками и т.д. На данном этапе вносятся коррективы в образовательный процесс, при достаточном уровне развития предпринимательских навыков упор делается на активные методы обучения и встречи с наставниками, привлечения практиков; при недостаточном уровне развития предпринимательских навыков сначала совершенствуются навыки по финансовой грамотности. Для этого могут быть выделены дополнительные теоретические и лекционные часы, реализоваться практические занятия с общими темами по основам предпринимательской деятельности.
Этап 3: Реализация программы обучения. На этом этапе проводится непосредственное обучение студентов в соответствии с разработанной программой. Важно обеспечить активное участие студентов в процессе обучения и создать условия для их самостоятельного развития. Образовательная программа должна предполагать обратную связь со стороны студентов. Также необходимо создавать условия для самостоятельного развития студентов, например, через предоставление доступа к дополнительным источникам информации, организацию проектной деятельности и т. д.
Этап 4: Мониторинг и оценка результатов обучения. После завершения программы необходимо провести оценку ее эффективности. Для этого можно использовать различные методы оценки, такие, как тестирование, анкетирование, наблюдение и т.д. В рамках оценки компетенций может быть разработан комплексный фонд оценочных средств, включающий в себя теоретический тест и командное решение проектного кейса.
Заключение
Совершенствование системы развития предпринимательских навыков – это системный и комплексный подход, включающий в себя взаимодействие субъектов триады «студент – вуз – государство». Каждый участник взаимодействия должен быть замотивирован в процессе обучения и поддержки.
Студенческая предпринимательская макросреда формируется при участии государства, причем достаточно активном. Государственным аппаратом формируется внешняя и внутренняя политика, налоговая система, система процентных ставок, которая является гибкой для ее корректировки при изменении ситуации, а также законодательная база, регулирующая сферу экономических отношений между субъектами предпринимательской и иной деятельности. Кроме того, государство должно формировать систему грантовых конкурсов для данной перспективной группы предпринимателей, а также уделять внимание обучению. Внешняя среда оказывает общее влияние на предпринимательство с одной стороны, и обозначает некие рамки в осуществлении действий в правовой, экономической и даже социальной сферах с другой стороны.
Высшее учебные заведения также могут поддерживать предпринимательскую инициативу студенчества путем формирования навыков в рамках встроенных модулей, треков, работ в специализированных симуляционных лабораториях и т.д.
Университеты и государственные программы по всему миру предпринимают различные инициативы для поддержки студентов в развитии их предпринимательских навыков. Система поддержки в конечном виде должна затрагивать следующие аспекты:
- Создание программ и курсов по предпринимательству на базе высшего учебного заведения: введение дополнительного одноименного предмета в базовую часть образовательной программы, а также факультативы по выбору с привлечением преподавателей – практиков. Для этого может быть введен предмет «Основы предпринимательской деятельности», где лекционная часть будет реализована преподавателями – теоретиками из числа ППС, преподающих финансовые/ экономические дисциплины; практические (лабораторные) занятия будут проводиться с привлечением преподавателей – практиков. Общий мониторинг усвоения дисциплин осуществляться совместно, с презентацией лучших командных проектов групп на общевузовском мероприятии.
- Проведение семинаров и тренингов с действующими предпринимателями на региональном уровне на базе молодежной предпринимательской инфраструктуры региона. Поддержка в создании совместных творческо-научных предпринимательских акселераторов и кластеров среди студентов не только разных направлений подготовки, но и разных учебных заведений. Совместно с государственными (региональными) центрами развития предпринимательства и площадками коллективной работы «Точка кипения» проведение открытых дней дверей для студентов всех ВУЗов региона, знакомства с возможностями и профессиональным потенциалом каждого из них. Это способствует сплочению команд и их приращению новыми членами, создание междисциплинарных предпринимательских проектов по итогу совместной работы.
- Сопроводительная и инвестиционная поддержка стартапов действующих и потенциальных на федеральном уровне, увеличение числа грантовых конкурсов по ряду направлений. Дополнительные менторные сессии с предпринимателями, которые уже получили грант, помощь в сопровождении проекта после прохождения точки безубыточности.
- Создание единых коммуникационных площадок для связи студентов – потенциальных предпринимателей, предпринимателей регионов, ВУЗов. Для реализации данной цели можно использовать региональную межвузовскую краудфандинговую платформу, к которой будет доступ у потенциальных инвесторов и молодёжных предпринимательских коллективов.