Full text

Введение / Introduction

 

Образовательный процесс является неотъемлемым компонентом образовательной деятельности. Его нормативно-правовая основа – положения Конституции Российской Федерации, федерального законодательства об образовании и образовательной деятельности и иные подзаконные акты, определяющие основные образовательные параметры и требования к реализуемым направлениям подготовки и специальностям. Разработка и интеграция в практическую плоскость новейших методов и способов реализации образовательного процесса, как говорилось ранее, является непременным условием жизнедеятельности человека. Столь неочевидная корреляция представленных категорий детерминирована насыщением общественной жизни множеством категорий и явлений, возникающих в результате технологического прогресса. Иными словами, новые технологии определяют необходимость внедрения более совершенных образовательных методик в образовательный процесс, создания нового образовательного инструментария, позволяющего получить не только необходимые знания, но и практические навыки и умения. Таким образом, связь технологического прогресса, пронизывающая различные сферы жизнедеятельности человека и образовательной деятельности, предстает очевидной и взаимообусловленной.

В связи с этим непрерывное и постоянное совершенствование образовательного процесса является феноменом современности, олицетворяющим не только передовые достижения человека (в научно-технологическом смысле), но и его стремление к получению новых знаний, умений и навыков.

Применительно к сфере права совершенствование образовательных методик крайне необходимо, особенно в условиях постоянно изменяющегося законодательства. Современный юрист должен не только обладать обширными знаниями теории, но и уметь использовать цифровые технологии, понимать алгоритмы работы различного программного обеспечения, уметь автоматизировать процессы, составляющие часть его профессиональной деятельности.

Таким образом, подчеркивается значимость разработки новых методов преподавания правовых дисциплин и необходимость интеграции положительного опыта зарубежных государств в точечном режиме, что позволит сконструировать уникальные и высокоэффективные образовательные траектории, позволяющие осуществлять подготовку конкурентных и квалифицированных специалистов в области права.

 

Обзор литературы / Literature review

 

В положениях правовой и педагогической доктрины существует множество мнений и подходов к определению образовательного процесса. По мнению В. А. Стародубцева и А. А. Киселевой, их аккумуляция позволит выделить два основных подхода: широкий и узкий [1].

О. Ш. Базаров и З. Т. Рахимов в своих исследованиях предлагают следующее понимание образовательного процесса в широком смысле: представляет собой совокупность стадий и этапов, направленных на получение обучающимся соответствующего образования (знаний, умений и навыков) [2]. Развивая данную концепцию, Н. А. Муслимов и З. Т. Рахимов отмечают, что в рамках указанного подхода образовательный процесс включает в себя такие компоненты [3]:

– разработка и утверждение учебных планов, основных образовательных программ, рабочих программ дисциплин и практик, программ государственной итоговой аттестации и выпускных квалификационных работ, которые содержат в себе методические рекомендации к организации и планированию образовательной деятельности. Развивая данный подход, представители педагогической доктрины включают в образовательной процесс практическую деятельность преподавателей и педагогов, а также деятельность административных структур и подразделений, которые выполняют вспомогательные для процесса получения образования функции.

В узком смысле слова образовательный процесс представляет собой форму социального взаимодействия: отношения между обучающимися, с одной стороны, и преподавателями и педагогами – с другой. Синонимом такой коммуникации в доктрине называют педагогические отношения.

Таким образом, образовательный процесс представляет собой комплексную систему мер по организации и планированию деятельности обучающихся и профессорско-преподавательского состава по достижению назначения образовательной деятельности. Для образовательного процесса характерна стадийность, которая предполагает наличие обособленных друг от друга, но взаимосвязанных этапов. Согласно исследованиям З. Т. Рахимова и З. У. Шоназарова, к стадиям образовательного процесса относят [4]:

– поступление в образовательные организации и учреждения;

– проведение лекционных, практических, лабораторных и семинарских занятий;

– проведение промежуточных и итоговых форм контроля;

– проведение государственной итоговой аттестации.

Фундаментом образовательного процесса, по мнению З. Т. Рахимова, выступает определенный набор принципов – руководящих идей и начал, пронизывающих его содержание и определяющих окрас целевого назначения [5] (см. рисунок).

Система принципов образовательного процесса вытекает из содержания нормативно-правовых источников, определяющих внутренние и внешние характеристики образовательной деятельности.

 

Система принципов образовательного процесса

 

Общие требования к реализации образовательного процесса определены положениями Закона об образовании (ст. 15). Указанная норма содержит в себе перечень локальных правовых документов, которые определяют структуру и содержание образовательного процесса для конкретной образовательной программы и специализации.

Вышеназванным автором также отмечается, что конкретные требования к образовательным программам и специализациям изложены в положениях федеральных государственных образовательных стандартов [6]. Отметим, что на их основе образовательной организацией разрабатываются локальные нормативные документы, среди которых: учебный план, график учебного процесса, рабочие программы дисциплин и практик, программы воспитания, государственной итоговой аттестации и выпускной квалификационной работы.

Ранее отмечалось, что образовательный процесс предполагает наличие двух основных субъектов: преподавателя и обучающегося. Последний является также получателем образовательных услуг и активным участником образовательной деятельности, в связи с чем уровень и качество образовательного процесса напрямую зависят от осознанности, целенаправленности и адекватности обучающегося. Следует согласится с мнением З. Т. Рахимова, согласно которому профессионализм и мастерство преподавателя фактически подкрепляют успех образовательного процесса, однако он (образовательный процесс) предполагает наличие не только контактной, но и бесконтактной (самостоятельной) работы [7]. Таким образом, роль обучающегося и преподавателя в образовательном процессе проявляется в качестве их взаимосвязи. Основной результат образовательного процесса – получение новых знаний, умений и навыков, что позволит обучаемому реализовывать в будущем собственную профессиональную деятельность. В педагогической доктрине справедливо высказывается мнение о том, что крайне важно в образовательном процессе научить реагировать на преобразования общественных и производственных процессов.

К. А. Аксенов и Н. В. Гончарова в своих трудах констатируют, что «профессиональным заказом» современного работодателя является подготовка специалистов, которые способны мыслить в нестандартных ситуациях, в связи с чем образовательный процесс должен быть насыщен творческими компонентами, которые позволят обучающемуся получать новые знания, формировать умения использовать информацию и соотносить ее с данными объективной реальности [8]. Таким образом, новой вехой образовательного процесса является утверждение дипломатичности как значимой характеристики и свойства будущего специалиста.

Однако организация образовательного процесса в различных учебных заведениях отличается. Уместна позиция А. Г. Бермуса и Е. М. Богатова, согласно которой излишняя самостоятельность высших учебных заведений, с одной стороны, позволяет им создавать уникальные образовательные проекты и услуги, тогда как с другой – приводит к деградации системы образования за счет ее перенасыщения однотипными образовательными программами и специализациями (с позиции их наполнения) [9, 10]. Иными словами, возникновение феномена рынка образовательных услуг и включение образовательных учреждений и организаций в рыночные отношения приводит к упадку эффективности и снижению уровня и качества образовательной деятельности, что, безусловно, сказывается на образовательном процессе.

В связи с этим автор убежден в необходимости стандартизации моделей образовательного процесса, выработки единых и точечных требований к конструкции учебно-методического материала.

Применительно к сфере преподавания правовых дисциплин необходимо пересмотреть вопрос о подаче «образовательного продукта» обучающимся. Дело в том, что распространение цифровых технологий, наличие множество электронно-информационных ресурсов фактически нивелирует эффективность занятий традиционного лекционного типа. Представляется возможным усвоить данный материал в ходе самостоятельной работы обучающимся, тогда как контактная работа с обучающимися должна строиться на основе обсуждения с использованием инфографического материала и электронных учебно-наглядных средств. При этом излагаемый материал должен соответствовать актуальным положениям действующего законодательства и реалиям юридической практики.

Подобный подход к организации преподавания юридических дисциплин не только позволит усилить интерес обучающегося к будущей профессии, но и в значительной степени будет способствовать приобретению им соответствующих знаний, навыков и умений. Явление цифровизации не должно ограничиваться только лишь приобретением медиасредств, оно должно подразумевать внедрение в образовательный процесс соответствующих методик и технологий преподавания. За последние десятилетия образовательный процесс подвергся существенным изменениям. Так, создание автономных для каждой образовательной организации систем управления обучением и электронных информационно-образовательных площадок позволило оптимизировать производственно-образовательный процесс, сделать его более прозрачным и интуитивно понятным (в данном случае имеется в виду аспект взаимодействия обучающегося с административными структурами подразделений образовательной организации).

Вместе с тем образовательными организациями был расширен спектр информационных баз и ресурсов, которые могут быть использованы при решении ситуационных и аналитических задач. Так, технология BIG-DATA стала повсеместной и доступной для образовательных учреждений и организаций.

Однако насыщение материально-технической составляющей не является панацей при решении проблем реализации образовательного процесса. Следует иметь в виду, что преподаватель как один из ключевых участников исследуемого процесса также должен уметь пользоваться новейшими программными средствами. В связи с этим возникает потребность в непрерывной организации обучения преподавателей. Излишний консерватизм и нежелание преподавателей осваивать новые программные средства и продукты оказывают деструктивное воздействие на образовательный процесс.

Совершенствование образовательного процесса немыслимо в отсутствии интеграции положительного опыта зарубежных образовательных учреждений и организаций. В рамках настоящего исследования автор считает необходимым проанализировать теоретические и прикладные аспекты организации образовательного процесса в зарубежных учебных заведениях, рассмотреть их положительные и отрицательные стороны.

Основной упор в организации эффективного образовательного процесса делается на профессиональные качества преподавателя и педагога. По мнению В. А. Сластенина, залогом успеха в вопросах профессионализма современных преподавателей и педагогов является надлежащая подготовка кадров высшей школы посредством непрерывной программы повышения квалификации [11], в связи с чем справедливо высказывание В. С. Аванесова о необходимости создания более совершенной системы профессиональной дополнительной подготовки действующих преподавателей и педагогов [12]. Совершенствование собственного профессионализма способствует прежде всего личностному росту преподавателя, а также его возможностям в образовательной деятельности.

 Статистические исследования, проведенные Д. Л. Банегасом [13], А. Б. Брюином [14] и Дж. Коллеттом [15], показывают, что внутренний профессионализм и положительные личностные качества и характеристики положительно сказываются на реализации образовательного процесса, способствуют утверждению личной мотивации обучающихся в освоении преподаваемой дисциплины, стимулируют желание в будущем осуществлять трудовую деятельность по специальности.

Известный зарубежный исследователь Р. Фариас в своих трудах называет следующие условия, способствующие личностному росту преподавателя и развитию его профессиональных качеств: минимизация бюрократических процессов, наличие свободного времени и механизмов, позволяющих повышать собственную квалификацию посредством послевузовских образовательных курсов и программ [16].

Несколько иной позиции придерживаются Л. Ингварсон [17], М. Перваз Икбал [18] и Ф. Дж. Посуэлос Эстрада [19], отводя главенствующую роль «принудительной» интеграции научно обоснованных методов и способов преподавания с использованием цифровых образовательных технологий взамен консервативных методик преподавания.

Безусловно, вопросы замены «консервативных» методик преподавания являются актуальными, зачастую из-за невладения навыками использования цифровых инструментов преподаватель вынужден прибегать к морально устаревшим методам реализации образовательного процесса, что, безусловно, подтверждает необходимость усиления процесса непрерывного образования преподавателей.

Однако создание подобной платформы на сегодняшний день отягощается законодательными трудностями, отсутствие подготовленной нормативно-правовой базы не позволяет это сделать. В связи с этим возникает острая необходимость в совершении поступательных действий, направленных на подготовку нормативно-правовой «инфраструктуры» под будущие реформы. В частности, необходимо модернизировать положения следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [20], Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» [21], Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности» [22] и др. В данном случае автор акцентирует внимание на необходимости усиления процедур ведомственного контроля за процессом «непрерывного образования преподавателей». Зачастую обозначенный выше процесс реализуется посредством тестирования в «вузовской» электронно-образовательной среде, где тестовые базы без перманентной актуализации неизбежно морально устаревают.

После создания надлежащей правовой инфраструктуры необходимо затрагивать материально-технические аспекты организации дополнительного (непрерывного) образования преподавателей и педагогов посредством насыщения баз образовательных организаций и учреждений соответствующими производственными мощностями.

Рассматривая отдельные вопросы (организация учебного процесса, использование цифровых технологий, значимость качества образования и др.) оптимизации образовательного процесса на современном этапе, уделим внимание исследованиям следующих авторов.

Образовательный процесс, являясь составной частью образовательной деятельности, предстает достаточно «хрупкой» категорией, сочетающей в себе социальную ответственность преподавателя и педагога за будущие поколения и уровень образованности в целом, что неоднократно отмечала в своих исследованиях Т. Е. Демидова [23]. Если говорить о профессиональной юридической деятельности, то наличие квалифицированных специалистов определяет уровень и состояние защищенности прав и законных интересов участников общественных отношений. Приведенный выше тезис также подтверждается исследованиями известных отечественных специалистов, среди которых – Э. А. Ярных, Г. В. Агентова [24].

Следует согласиться с мнением Б. М. Лямина, согласно которому иностранные практики преподавания гуманитарных дисциплин в авторитетных учебных заведениях представляются привлекательными для отечественного образовательного процесса [25], однако их интеграция должна производиться в «ручном» режиме, что позволит избежать деструктивного воздействия.

По мнению В. А. Мальцева и К. В. Мальцева, такое разночтение в использовании учебно-методического материала при преподавании правовых дисциплин не позволяет установить четких границ допустимого в изучаемых дисциплинах и влечет за собой формирование крайне дифференцированных требований со стороны педагогов к обучающимся, когда, например, непрофильные предметы освоить в разы сложнее, нежели те, которые составляют обязательный компонент образовательной программы и специализации [26].

По мнению Е. Л. Федотовой и А. А. Федотова, традиционная лекция при отсутствии информативного и инфографического материала не вызывает интерес у обучающихся, а зачастую и вовсе проходит для них безрезультатно [27], что определяет значимость использования цифровых технологий в образовательном процессе.

Приведенные авторские позиции затрагивают точечные аспекты в образовательном процессе, что, безусловно, является важным при оптимизации и совершенствовании национальной системы образования в целом.

В завершение аналитической части исследования уместно привести мнение С. М. Баймолдиной [28] и В. В. Черникова [29], согласно которому совершенствование образовательного процесса по-прежнему является одним из основных направлений деятельности современного государства, поскольку подготовка высококвалифицированных специалистов способствует снижению количественных и качественных показателей «негативных инцидентов» в профессиональной среде.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что в положениях педагогической доктрины содержится весьма широкое многообразие подходов по вопросам оптимизации образовательного процесса в рамках преподавания дисциплин юридического цикла. Их аккумуляция образует обширный пласт теоретических знаний и представлений по исследуемым вопросам, в связи с чем совершенствование образовательного процесса в условиях непрерывного научно-технического прогресса представляется выполнимой задачей современного образования.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

В ходе подготовки настоящего исследования автором применялся весьма широкий круг методов научного исследования, среди которых – анализ, синтез, индукция, дедукция, системный, сравнительно-правовой, статистический и др.

Их использование позволило сформулировать обоснованные выводы по проблемным вопросам организации образовательного процесса в части преподавания юридических дисциплин в образовательных организациях и учреждениях.

 

Результаты исследования / Research results

 

На основании проведенного исследования автором были сделаны следующие научно-исследовательские выводы.

Во-первых, устранение проблем реализации образовательного процесса позволит обеспечить кадровый потенциал квалифицированными специалистами, способными выполнять возложенные на них цели и задачи. Не ошибкой будет сказать, что от грамотного специалиста зависит многое, в том числе и жизнь других людей (применительно к сфере здравоохранения).

Во-вторых, механизмы совершенствования образовательного процесса должны включать в себя не только выработку собственных новелл на основе учета ошибок прошлого, но и точечную интеграцию положительного зарубежного опыта. В частности, плагиат в образовании, по мнению автора, должен иметь более жесткие последствия, вплоть до отчисления обучающегося. Отдельное внимание следует уделить вопросам материально-технического оснащения специализированных аудиторий для проведения практических и лабораторных занятий, предполагающих использование специального оборудования. К сожалению, на сегодняшний день отсутствуют четкие требования относительно перечня необходимого оборудования для преподавания прикладных юридических дисциплин. В образовательных стандартах представлен перечень необходимых аудиторий и специализированных кабинетов. Модели образовательного процесса должны характеризоваться сочетанием углубленного изучения теоретической базы с практико-ориентированным подходом. По мнению автора, подобный подход к формированию у обучающегося основных общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций позволит нивелировать «разрывы» между результатами теоретического обучения и «практикой» профессиональной деятельности.

В-третьих, необходимо пересмотреть вопрос относительно разработки и наполнения учебно-методических комплектов и рабочих программ дисциплин, количества аудиторных и внеаудиторных часов, выделяемых на отдельные виды работ. Зачастую учебно-методическое наполнение носит исключительно формальный характер, многие преподаватели оперируют иным материалом в образовательном процессе, отличным от того, который имеется в рабочих программах. Право образовательной организации самостоятельно определять количество часов на освоение учебной дисциплины напрямую связано с феноменом рентабельности образовательной программы и ее дороговизной для учебного заведения, что приводит к их искусственному многообразию при минимальном различии собственного содержания. Как правило, образовательные программы различаются по нескольким спецкурсам. Создание уникальной и отличной программы снижает ее рентабельность на рынке образовательных услуг. В качестве примера автор считает необходимым привести собственный опыт руководства образовательными программами в образовательных учреждениях и организациях, когда руководство высшего учебного заведения ограничивает полномочия разработчика ОП в части построения внутреннего наполнения, мотивируя такой отказ ее (ОП) «дороговизной» и нерентабельностью. Как следствие, в практике встречаются случаи, когда значительная часть образовательной программы по своему содержанию сущностно не отличается от иных образовательных программ, входящих в плоскость одной укрупненной группы специальностей и направлений, за исключением нескольких спецкурсов и предполагаемых баз практик, что в конечном счете приводит к формальному увеличению перечня реализуемых образовательных программ и специализаций при отсутствии их индивидуализации.

В-четвертых, сегодня образовательный процесс крайне тесно связан с использованием цифровых технологий и мультимедиа. Автор публикации полагает, что современный образовательный процесс необходимо насыщать различными методами и приемами преподавания, которые способствуют выработке навыков работы в команде, использованию современных систем, позволяющих выстроить алгоритмы автоматизации отдельных аспектов профессиональной деятельности. Аксиологические основы «цифровизации» методов и форм реализации образовательной деятельности в части преподавания заключаются в снижении показателей эффективности традиционных способов в условиях непрерывного технологического прогресса, обусловливающего «технотизацию» различных образовательных процессов.

 

Заключение / Conclusion

 

В заключении настоящего исследования отметим, что предложенные автором меры по совершенствованию образовательного процесса в части преподавания юридических дисциплин в образовательных организациях и учреждениях являются отражением субъективных представлений и накопленного практического опыта преподавательской деятельности. Безусловно, проблематика совершенствования образовательного процесса сохраняет свою актуальность, поскольку многообразие мнений и подходов, помещенных в положения правовой и педагогической доктрины, определяет многообразие взглядов исследователей и практикующих специалистов на содержательные компоненты механизмов реализации образовательного процесса. Соглашаясь с мнением В. В. Пустоваловой, следует отметить, что, с одной стороны, неоднозначность мнений и подходов по заявленной проблематике негативно сказывается на образовательной деятельности в целом, тогда как, с другой стороны, накопленный теоретический материал дает представителям доктрины широкий простор для проведения новых самостоятельных исследований [30].

Таким образом, актуализация исследуемых вопросов, их дискуссионный окрас является желаемым феноменом, определяющим привлекательность проблемы совершенствования образовательного процесса в части преподавания юридических дисциплин в образовательных организациях и учреждениях на современном этапе.

Безусловно, такое положение дел является следствием стремления человека к получению новых знаний, умений и навыков, позволяющих достигать положительные результаты в собственной профессиональной деятельности.