Введение / Introduction
Современная отечественная система дополнительного профессионального образования решает сложные задачи, связанные с постоянно перестраивающейся экономической ситуацией в стране, с форсированием производственных реформ, с обучением профессионалов, обладающих широким спектром актуальных знаний, умений, навыков, которые позволяют им быть конкурентоспособными, с созданием условий для развития их креативности и т. д. Разнообразные реформы, происходящие в Российской Федерации, находят свое отражение в национальных проектах: «Здравоохранение», «Образование», «Культура», «Демография», «Наука и университеты» и прочее, реализация которых, безусловно, требует профессионалов с системой передовых компетенций.
Этим реформам отвечает отечественная система дополнительного профессионального образования, которая предполагает функционирование учебных центров и комбинатов, учреждений повышения квалификации, учреждений, которые организуют внутрифирменное обучение, вузов, организующих обучение в контексте переподготовки и повышения квалификации, профессионально-технических учреждений, также проводящих обучение для потерявших работу людей по востребованным профессиям и пр. [1] Такие учреждения готовят специалистов по краткосрочным дополнительным профессиональным программам в течение коротких временных сроков, формируя актуальные компетенции. Иными словами, роль дополнительного профессионального образования возрастает в контексте необходимости повышения уровня конкурентоспособности России, который во многом зависит от профессионализма специалистов в современных политических и экономических условиях [2]. Развитие профессиональной субъектности учителя становится важным в современных условиях системы дополнительного профессионального образования, поскольку отвечает требованиям формирования новых компетенций специалистов системы образования.
Обзор литературы / Literature review
В актуальных исследованиях сферы образования важное место занимает анализ профессиональной субъектности человека, ее значимых характеристик, их взаимосвязей. Профессиональная субъектность часто характеризуется посредством умений специалиста решать разнообразные профессиональные задачи, умений профессионального саморазвития и самосовершенствования.
Проблемы субъектности человека рассматривались различными учеными. В числе зарубежных исследований интерес представляют работы С. Милграма, который трактует субъектность в контексте активности, деятельности обучения [3].
Исследования Д. Н. Стерна трактуют субъектность как познание человеком своей сущности с самого рождения. Такое познание опирается на изучение собственных проявлений в процессе общения с окружающими людьми. Субъектность, по Д. Н. Стерну, описывается не самодостаточностью человека, не его отделенностью от социума как главными показателями. Характеристиками субъектности становятся организация взаимодействия с другими, качество отношений с другими, активная включенность человека в общение с окружающими, способы, подходы к построению диалогов. Участие в отношениях с людьми мыслится своеобразным механизмом развития субъектности человека, позволяющим ему понять собственные потенциальные возможности оказания влияния на собеседников, на их убеждение и переубеждение, на формирование их мнений и взглядов.
Другими словами, взаимодействие и общение с другими понимается Д. Н. Стерном как инструмент становления, поддержания, сопровождения, актуализации субъектности конкретного человека; во взаимодействии с собеседниками человек сталкивается с различными смыслами, символами, значениями, раскрывая которые он «входит» в ситуацию развития собственной субъектности. Понимание самого себя через анализ других, через опыт общения с другими – путь самопознания, самораскрытия, самоактуализации.
По мнению автора, ситуация, в которой ребенок изучает рефлексивную, словесную деятельность матери, ее умения дать оценку окружающему, организовать собственную активность, способствует развитию дословесной, дорефлексивной формы самосознания, развитию субъектности ребенка [4].
Изучение субъектности человека имеет разнообразные методологические основания, в силу этого трактование субъектности различными учеными имеет свои особенности.
Так, Дж. Мартин в рамках онтологического методологического основания указывает на способность человека как субъекта осуществлять психическую активность. Такая активность являет собой универсальный инструмент бытия человека, способного воспринимать и понимать внешний мир, давать ему оценки, создавать собственный внутренний мир, собственные способы его понимания. Ученый рассматривает активностные, деятельностные, субъектные характеристики как ступени становления психического начала человека, каждая из которых описывает новообразования, возникающие в процессе развития человека.
Также Дж. Мартин подчеркивает, что психическая активность позволяет человеку как субъекту адаптироваться к текущей ситуации, вырабатывать актуальные способы собственного преобразования, а также изменять окружающее пространство, сохраняя собственную индивидуальность [5].
Для современной науки важными являются и исследования Дж. Шугармана. Ученый отмечает, что субъектность развивается на взаимопроникающем взаимодействии биологической, физиологической природы человека и культуры социума. Субъектность тесно связана с культурными ценностями, основаниями, принятыми в социуме, в котором человек существует. Такие нормы, ценности присваиваются человеком в процессе жизнедеятельности, и изначально внешние регуляторы деятельности человека постепенно становятся его внутренними характеристиками. Внешние регуляторы, ставшие внутренними (присвоенными), организуют деятельность человека в рамках принятых в социуме ценностей, законов и пр.
Дж. Шугарман подчеркивал также, что развитие субъектности человека связано с предрефлексивной психической активностью человека [6].
Говоря о субъектности, Р. Кэмпбелл отмечал ее холистичность как ведущую характеристику. Субъектность, по его мнению, предполагает активность, вектор которой нацелен на самоизменение, самотрансформацию, саморазвитие, на преобразование окружающего, на предъявление собственной аутентичности. Человек как субъект является созидателем содержания собственной жизни, инициатором ее реформ, начинателем ее перестроек, деятелем в ее осуществлении. Р. Кэмпбелл связывает субъектность со свободой принятия решений, свободой выбора, осознанностью действий, с полезностью, значимостью реализуемой деятельности. Описывая таким образом субъектность, автор указывал на важное условие ее существования ‒ на личностную развитость. Субъект является организатором собственного жизненного пути, способным к адекватному самопредъявлению, самораскрытию, самоутверждению. Субъектность связывается в первую очередь с носителем субъектности как причиной инициативы, деятельности, творчества [7].
Важным вкладом в понимание субъектности являются исследования Дж. Бюджентала. Автор соотносит субъектность и субъективность, подчеркивая, что субъективное начало представляет собой специфическую индивидуальную среду внутренней психологической жизни человека. Она состоит из ценностных ориентаций, набора предпочитаемых способов поведения, страхов, эмоциональных состояний и пр. Субъектность же человека часто строится на основе субъективности, поскольку истинная внутренняя деятельность по самоизменению, самотрансформации человека происходит в сфере субъективности [8]. В рамках теории социального обучения субъектность толкуется как база для осуществления различных поведенческих актов, поступков человека, каждый из которых имеет те или иные мотивы, основания. Именно субъектность определяет поведенческие выборы, предпочтения, принятие решений. Развитию субъектности человека способствует социальное окружение, наблюдение за поведением окружающих, принятие человеком различных моделей поведения других людей за возможные основания для собственного поведения в сходных ситуациях [9]. В рамках критической психологии субъектность раскрывается как социальное приобретение человека, как новообразование, возникающее в процессе взаимодействия человека с социумом [10].
Ю. Губер трактует субъекта и субъектность в контексте самоконтроля. Истинный субъект организует собственный контроль своих действий, своевременную корректировку действий (если они ведут к ошибочным результатам), качественную оценку полученных результатов собственных действий. Самоконтроль понимается как значимая характеристика субъектности [11]. Также субъектность понимается как неотъемлемая характеристика человека во взаимодействии с другими. Важным является тот смысл, который несет собой человек для окружающих, такой смысл и способствует становлению, развитию субъектности человека во взаимодействии с группой, коллективом [12]. Р. Харре вкладывает в понимание субъектности идеи автономности, независимости от окружающего, самодостаточности и нереактивности, самодетерминации [13]. Развитие субъектности рассматривается и как возрастание уровня ответственности человека, осознанности в процессе принятия решений [14].
А. Роджерс указывал, что субъектом движет стимул самоактуализации, желание выявить свои самые яркие свойства, только субъект нацелен на собственное развитие, преобразование, изменение себя к лучшему [15].
Традиционно в отечественной науке изучению субъектности уделяется немало внимания. Так, С. Л. Рубинштейн, подробно исследуя субъектность, выдвинул утверждение о том, что субъектность человека развивается и находит свое выражение в самодвижении, в деятельности по собственной инициативе. Итогом такого самодвижения становится нечто (изделие, произведение, продукт и пр.), созданное человеком, а также изменение субъектности деятеля [16].
Различные аспекты субъектности анализировал и А. Н. Леонтьев, указывал на ее специфику, акцентировал внимание на главном условии функционирования субъектности человека ‒ на психической деятельности человека, которая также позволяет организовать взаимодействие личности с окружающим миром. Раскрывая деятельность, исследователь определил ее сущность, структуру, особенности. По его мнению, субъект, осуществляя деятельность, проявляет собственную личность; только посредством оценки деятельности можно оценить личность [17].
Большое значение имеют и исследования вопросов субъектности, личности В. Н. Мясищева. Субъект обладает способностью к деятельности, к постановке ее цели, выработке плана, выбору инструментов ее осуществления и оценки ее качества. Он подчеркивал, что субъектность представляет собой характеристику субъекта, понимается как основание для течения процессов принятия решений, выборов, разрешения противоречий.
Давая характеристику концепции отношений, автор описывал личность как субъекта, строящего ряд отношений с внешней средой, что служит для личности способом контактирования с ней. Явления, процессы, другие личности, коллективы становятся объектами построения отношений. Выстраивание отношений, их осуществление представляются для автора своеобразными средствами развития субъектности человека, средствами его самопредъявления.
В. Н. Мясищев подчеркивал значимость для становления субъектности человека отношений с иными личностями, коллективами, так как такие отношения включают личность в систему оценки своих качеств, осуществленной деятельности, продуктов деятельности. В таких отношениях огромную роль играет и взаимовлияние личностей, их взаимодействие, в которых формируются ценности, взгляды, мировоззрение личностей, развивается субъектность [18].
Вопросы субъектности поднимались и в трудах Б. Г. Ананьева, рассматривающего человека посредством индивидных, личностных, субъектных характеристик. Биологические, физиологические начала человека лежат в основе его индивидной сущности. Социальные статусы, ролевые функции, мировоззрение, позиции человека определяют его личностную сущность. При этом Б. Г. Ананьев подчеркивает, что личность и субъектность тесно связаны и не существуют отдельно; сознание, активность, деятельность, творчество – опоры, проявления субъектности человека [19].
К. А. Абульханова-Славская писала о субъекте как о средстве передачи личности, которая самостоятельно осуществляет собственную жизнь. Субъектность позволяет выбрать неповторимые способы разрешения жизненно важных вопросов, позволяет достигать человеку значимых целей в профессиональной деятельности, в общении, принимать ответственные решения и нести ответственность за их последствия [20].
А. В. Брушлинский описывает субъектность через изучение процесса понимания человеком явлений окружающего мира. Именно субъектность позволяет человеку давать собственные толкования действительности, видеть в ней причины и следствия, объяснять воспринятое. При этом автор подчеркивает, что понимание осуществляется на основе уже имеющихся у человека знаний, ценностей, убеждений. Развитие субъектности, по мнению автора, заключается в трактовании человеком различных смыслов, символов действительности и включении их в пространство личного понимания [21].
Связь субъектности с отсутствием внешнего контроля, с сознательным продвижением по жизни подчеркивает А. К. Осницкий. Субъектность стремительно развивается в условиях самостоятельного построения цели, плана деятельности, средств для ее реализации. Ведущей характеристикой субъектности, по мнению автора, является самодетерминация, лежащая в основе реализации деятельности при опоре на значимые личностные мотивы [22].
А. М. Трещев рассматривал субъектность в контексте деятельности. Именно деятельность является важнейшим условием развития субъектности, поскольку организует контакты с внешней средой посредством аутентичных способов, присущих конкретному человеку [23].
Во взглядах А. Г. Асмолова субъектность предстает как полагание деятельности, ее запуск, генерирование. Ученый трактует субъектность как возможность осмысления человеком собственной деятельности, как инструмент понимания и обновления смыслов деятельности, как механизм осуществления трансформации человеком самого себя и окружающих [24].
В. И. Слободчиков, исследуя субъектность, указывает на то, что она развивается в течение жизни человека, в процессе разрешения им различных бытовых, профессиональных, бытийных задач. Субъектность предполагет независимость человека от внешних влияний, воздействий, умение выработать собственную позицию и демонстрировать ее социуму [25].
Субъектный подход трактует дополнительное профессиональное образование как среду, в которой происходит осознание специалистом как субъектом собственных профессиональных дефицитов, профессиональных запросов, понимание способов их преодоления и удовлетворения, как среду, в которой развиваются различные актуальные компетенции, вырабатываются умения адаптации в профессиональной деятельности, умения прогнозирования собственного дальнейшего профессионального развития [26]. Субъектный подход позволяет изучать изменения профессиональной субъектности учителя в специально созданных условиях учреждения повышения квалификации работников образования. Уровень развития теории образования взрослых допускает вероятность разработки концепции с обоснованием необходимых условий, содержания развития профессиональной субъектности учителя в учреждениях системы повышения квалификации [27].
В современной российской вузовской системе реализуется ряд исследований, посвященных рассмотрению профессиональной субъектности.
Так, в Тульском государственном педагогическом университете имени Л. Н. Толстого команда ученых под руководством С. П. Будниковой рассматривает элементы субъектности студентов ‒ будущих педагогов, изучает сущность профессиональной субъектности педагога, описывает систему факторов, определяющих становление профессиональной субъектности, показывает взаимосвязь и взаимовлияние этих факторов [28].
В военном университете Министерства обороны Российской Федерации города Москвы группа исследователей во главе с И. В. Сыромятниковым изучает профессиональную субъектность офицеров Вооруженных сил Российской Федерации, анализирует сущность профессиональной субъектности офицеров, ее основные функции, инструменты ее развития, специфику динамики ее становления [29].
В Южно-Российском государственном политехническом университете (НПИ) имени М. И. Платова в 2023 году А. А. Залевской проведено изучение развития профессиональной субъектности личности в контексте цифровизации общества. В рамках такого изучения выявлены направления изменений профессиональной деятельности человека в контексте научно-технического прогресса и современной цифровизации, показаны возможности цифрового общества в процессе становления профессиональной субъектности человека, изучены трудности развития профессиональной субъектности личности [30].
Указанные исследования дают основание сделать вывод о сложности феноменов «субъектность», «профессиональная субъектность», об их полиструктурности, многоплановости, что позволяет ученым рассмотреть их различные стороны, выявить недостаточно изученные аспекты и раскрыть их детальнее.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
В процессе деятельности нами были реализованы следующие этапы исследования: подготовительный (2018–2020 годы), на котором изучалась литература по выбранной теме, рассматривались современные зарубежные и отечественные исследования профессиональной субъектности учителя, формулировались объект, предмет, цель и задачи исследования, проходило предварительное наблюдение специфики традиционного обучения слушателей (400 специалистов) на базе государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования», «Институт дополнительного профессионального образования» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского».
В рамках этапа конструирования (2021–2023 годы) была разработана концепция развития профессиональной субъектности учителя в системе дополнительного профессионального образования, уточнены ее составляющие, указаны основные положения концепции.
В исследовании мы использовали следующую систему методов: анализ литературных источников, метод построения концепции. Метод анализа литературных источников опирался на выявление проблем субъектности и ее развития, на определение специфики профессиональной субъектности, особенностей системы дополнительного профессионального образования, ее функций, решаемых задач. Метод построения концепции развития профессиональной субъектности учителя в системе дополнительного профессионального образования предполагал выявление ее цели, структурных частей (управленческой, диагностической, практической, аналитической), уточнение составляющих их элементов.
Результаты исследования / Research results
Основные положения концепции развития профессиональной субъектности учителя в системе дополнительного профессионального образования представлены в таблице ниже.
Представляя концепцию развития профессиональной субъектности учителя в системе дополнительного профессионального образования, опишем ее общие положения более подробно.
1. Разработка всякой концепции определяется ее востребованностью, общественными причинами, общественным запросом. Так, разработка концепции развития профессиональной субъектности учителя обусловлена запросами системы дополнительного профессионального образования, ориентированной на реализацию непрерывного образования взрослых. Непрерывное образование представляет собой постоянное развитие профессиональных компетенций специалиста в течение всей профессиональной деятельности. Такие изменяющиеся компетенции отвечают требованиям времени, изменяющимся экономическим и политическим условиям страны. Систематическое развитие профессиональных умений делает специалиста востребованным, его опыт – актуальным, его возможности – постоянно расширяющимися. Непрерывное образование нацелено на адаптацию специалиста к профессии в условиях цифровизации. Современные компетенции учителя обусловлены профессиональными стандартами, в которых представлено большое количество новых компетенций, и овладение ими является для специалистов актуальным. Среди них компетенции, связанные с работой с одаренными детьми, с детьми, имеющими поведенческие отклонения, с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, с детьми-мигрантами и пр. Это часто требует обращения к дополнительному профессиональному образованию, где важно быть субъектом учебной деятельности. В рамках такой деятельности учитель самостоятельно выявляет собственные профессиональные дефициты, ставит цель по их преодолению, выбирает способы достижения цели, осуществляет обучение (особенно в рамках индивидуального образовательного маршрута) и проводит его рефлексию.
Основные положения концепции развития
профессиональной субъектности учителя
в системе дополнительного профессионального образования
№ |
Положение концепции |
Характеристика положения концепции |
1 |
Разработка концепции определяется ее востребованностью, общественными причинами, общественным запросом |
Необходимость концепции обусловлена запросом, предложенным в профессиональном педагогическом стандарте, на новые профессиональные компетенции учителя: компетенции, связанные с работой с одаренными детьми, с детьми, имеющими поведенческие отклонения, с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, с детьми-мигрантами (для которых русский язык не является родным) и пр. |
2 |
Концепция развития профессиональной субъектности учителя в системе дополнительного профессионального образования опирается на исследования феномена субъектности |
Рассматривается профессиональная субъектность как субъектность учителя, осуществляемая в профессиональной деятельности, в деятельности обучения на курсах повышения квалификации. Также рассматриваются подходы к пониманию субъектности различными отечественными учеными: С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, К. А. Абульхановой-Славской, А. К. Осницким, В. И. Слободчиковым и др. Представлены их концептуальные взгляды на проблемы субъектности человека, их отличительные научные позиции, их трактовки сущности и содержания субъектности человека |
3 |
Концепция развития профессиональной субъектности учителя в системе дополнительного профессионального образования являет собой систему теоретико-методологических и методико-технологических знаний о развитии профессиональной субъектности учителя, которая способствует более полной профессиональной самореализации учителя |
Концепция развития профессиональной субъектности учителя в системе дополнительного профессионального образования описывается посредством основных частей: управленческой, диагностической, практической, аналитической; описывается как система теоретико-методологических и методико-технологических знаний о формировании профессиональной субъектности учителя |
2. Концепция развития профессиональной субъектности учителя в системе дополнительного профессионального образования опирается на исследования феномена субъектности.
Концепция развития профессиональной субъектности учителя, ассимилируя различные взгляды исследователей на субъектность, включает ряд позиций:
‒ субъектность человека развивается и находит свое выражение в самодвижении, в деятельности по собственной инициативе; итогом такого самодвижения становится изменение субъектности деятеля;
‒ главное условие функционирования субъектности человека ‒ психическая деятельность человека, которая позволяет организовать взаимодействие субъекта с окружающим миром; субъект, осуществляя деятельность, проявляет собственную личность;
‒ субъект обладает способностью к деятельности, к постановке ее цели, выработке плана, выбору инструментов ее осуществления и оценки ее качества; субъектность представляет собой характеристику субъекта, понимается как основание для течения процессов принятия решений, выбора, разрешения противоречий;
‒ личность и субъектность тесно связаны и не существуют отдельно; активность, деятельность, творчество – опора, проявления субъектности человека;
‒ субъектность позволяет выбрать неповторимые способы разрешения жизненно важных вопросов, позволяет достигать человеку значимых целей в профессиональной деятельности, в общении, принимать ответственные решения и нести ответственность за их последствия;
‒ субъектность позволяет человеку давать собственные толкования действительности, видеть в ней причины и следствия, объяснять воспринятое;
‒ субъектность тесно связана с отсутствием внешнего контроля, с сознательным продвижением по жизни; ведущей характеристикой субъектности является самодетерминация;
‒ субъектность представляет собой возможность осмысления человеком собственной деятельности, механизм осуществления трансформации человеком самого себя;
‒ субъектность развивается в течение жизни человека, в процессе разрешения им различных бытовых, профессиональных, бытийных задач. Субъектность предполагает независимость человека от внешних влияний, воздействий, умение выработать собственную позицию и демонстрировать ее социуму;
‒ субъектный подход позволяет изучать изменения профессиональной субъектности учителя в специально созданных условиях учреждения повышения квалификации работников образования.
3. Представляемая концепция развития профессиональной субъектности учителя в системе дополнительного профессионального образования являет собой систему теоретико-методологических и методико-технологических знаний о развитии профессиональной субъектности учителя, которая способствует более полной профессиональной самореализации учителя.
Цель концепции - толкование развития профессиональной субъектности учителя как деятельности андрагога, сущностью которой является дальнейшее содействие андрагогом профессиональной самореализации учителя в организации повышения квалификации работников образования.
Основное содержание концепции показано посредством системы развития профессиональной субъектности учителя в учреждениях дополнительного профессионального образования, в разработке которой были использованы системный, деятельностный, антропологический подходы, закономерности и принципы развития профессиональной субъектности.
В систему развития профессиональной субъектности учителя включены несколько частей. Каждая часть (в свою очередь) состоит из ряда элементов. Так, управленческая часть вбирает в себя планирование, мотивирование, организацию, контролирование. Диагностическая часть - диагностику уровня профессиональной субъектности учителя, самодиагностику уровня профессиональной субъектности учителя, диагностику эффективности развития профессиональной субъектности учителя. Практическая часть включает деятельность организации системы дополнительного профессионального образования, развитие профессиональной субъектности учителя. Аналитическая часть строится на основе изучения динамики профессиональной субъектности учителя в процессе курсов повышения квалификации. Части и элементы системы развития профессиональной субъектности учителя в учреждении системы дополнительного профессионального образования сопряжены, представляют собой целостное образование; только применение всей системы дает возможность достижения вышеуказанной цели.
Основами, на базе которых организуется обучение в институте развития образования, являются: гуманистический подход (с доминантой ценности человечности), практико-ориентированный подход (позволяющий выявить верность педагогической теории), подход соответствия предлагаемых тем и профессиональной подготовленности слушателей, подход последовательного предъявления информации, дифференцированный подход, в рамках которого слушателям разных профессиональных категорий предлагаются разного уровня сложности темы и задания к ним в дополнительной профессиональной программе, подход диалогичности обучения (предполагающий открытое общение учителя и педагога института развития образования, учителя с коллегами в аудитории), подход контекстного обучения (предполагающий использование опыта учителей, их профессиональных компетенций, профессиональных дефицитов в качестве дополнительного содержания образования аудитории), субъектный подход. Такой подход предполагает трактование слушателя как субъекта в учебном процессе, который самостоятельно управляет своей учебной деятельностью. Подобное управление опирается на автономную организацию целеполагания, планирования, выбора средств и методов деятельности, осуществления деятельности, ее рефлексии и оценивания.
Заключение / Conclusion
Таким образом, концепция развития профессиональной субъектности учителя отвечает современным требованиям системы дополнительного профессионального образования педагогов, имеет четкую структуру (управленческая, диагностическая, практическая, аналитическая части), характеризуется вышеуказанными положениями о том, что разработка любой концепции определяется ее востребованностью, общественными причинами, общественным запросом; концепция развития профессио-нальной субъектности учителя опирается на исследования феномена субъектности; концепция являет собой систему теоретико-методологических и методико-технологических знаний о развитии профессиональной субъектности учителя, которая способствует более полной профессиональной самореализации учителя.