Full text

Введение / Introduction

 

В последнее время, на фоне беспрецедентного внешнего давления и «бурных» внутренних социально-политических процессов, вопрос сохранения традиционных духовных и нравственных ориентиров становится наиболее важным для нашей страны. Следовательно, повышается внимание со стороны государства к военно-патриотическому воспитанию, особенно к кадетскому образованию как некому образцу, эталону трансляции от одного поколения другому чувства долга, гражданской ответственности и любви к Родине. В правоохранительной сфере эта миссия определена для суворовских военных училищ МВД России (далее – СВУ МВД России), в которых осуществляется подготовка будущих сотрудников органов внутренних дел. Однако важным отличием СВУ МВД России от большинства общеобразовательных организаций, находящихся в ведении других силовых структур, является старший подростковый возраст (14–16 лет) поступающих на обучение, характеризующийся возможными проявлениями акцентуаций характера и повышенной тревожности на фоне самоидентификации, поиска собственного «Я» [1]. На начальном этапе обучения, в первые месяцы пребывания в училище, у старших подростков происходит смена привычного школьного уклада на субординационный, приобщение к иерархически выстроенному разновозрастному сообществу [2] и попытка репродукции способов взаимодействия, принятых в новой общественной системе, что, в соответствии с классическими подходами в педагогике, психологии и социологии, представляет собой процесс социализации [3].

Изложенное определяет актуальность настоящего исследования и позволяет сформулировать его цель, которая заключается в уточнении понятия, структуры и признаков социализации воспитанников СВУ МВД России на начальном этапе обучения. При этом использованный инструментарий теоретического анализа специальной литературы и практики одновременно опирается как на инновационные подходы, так и позиции традиционных научных школ, что обусловлено сензитивностью современного российского общества по отношению к проблеме воспитания старших подростков [4]. На одной чаше весов здесь следование научно-техническому и социальному прогрессу, на другой чаше находится разумное стремление к сохранению самобытной культуры, сформированной тысячелетней историей нашего государства.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Первые попытки интерпретации термина «социализация» как процесса приобщения человека к существующему общественно-государственному порядку с помощью адаптации и ученичества отмечаются еще в начале XIX века в английских университетских научных словарях, пишет западноевропейский исследователь С. Кил [5]. Однако «первопроходцами» в изучении социализации принято считать Э. Дюркгейма и Ф. Гиддингса. Э. Дюркгейм смог установить зависимость процесса от культурных особенностей, присущих обществу, и от изменений, происходящих в нем [6]. Ф. Гиддингс, в свою очередь, представлял социализацию как некую форму развития общества с помощью объединения людей [7]. На данный момент в зарубежной литературе наиболее часто социализацией называется процесс «знакомства» индивида с нормами и обычаями общества [8]. Также известный французский социолог и президент социологической ассоциации Франции Мюриэл Дармон отмечает, что трактовка социализации в новых источниках была изменена по сравнению со старыми формулировками. В ее трудах социализация – это в первую очередь интегрирование человеком доминирующих норм и ценностей общества и их адаптация к собственной личности [9]. В целом европейская научная школа постулирует, что окружающая среда не играет абсолютной роли в социализации человека, а социализирующий эффект достигается активным «включением» самой личности с опорой на предрасположенности и предпочтения.

Советские и российские ученые при исследовании социализации фокусировали свое внимание на сложном конструкте процесса, его философских детерминантах. Значимое место в отечественной теории социализации занимает концепция А. В. Мудрика, согласно которой во взаимодействии и взаимовлиянии с социумом одновременно происходит приспособление человека и его обособление. Под приспособлением следует понимать изменение личности под влиянием правил, норм и ценностных ориентаций окружающего общества. Обособление означает автономизацию человека, а результатом такой автономизации становится обретение индивидуальности [10]. Направляющий вектор социализации, считает А. В. Мудрик, задают агенты: семья, школа, трудовой коллектив и т. д., а сам процесс является саморазвитием и самоизменением личности, выражающимся в усвоении и воспроизводстве культуры [11]. Т. Ю. Кирилина и Н. В. Омельницкая конкретизируют, что человек также воздействует на среду, способен видоизменять воспроизводимую культуру посредством деятельности [12]. Вместе с тем приобщение к социуму многими авторами соотносится с адаптацией, что подкрепляется и ярко проявляется в исследованиях молодежной среды [13]. Сверх сказанного, как утверждает А. И. Матвеева, в социализации помимо психофизиологической адаптации существует гносеологически более сложный процесс самостроительства, прежде всего разворачивающийся в духовно-нравственном пространстве, направленный вслед за «высшими смыслами» бытия [14]. Качество приобщения – адаптации и самореализации в образовательной системе, в таком случае, подчеркивают Л. Н. Судьина, Е. А. Чигишев, Я. Е. Завьялова, определяется включенностью человека в образовательные процессы, принятием установленных норм и продуктивностью личности в социально значимой и культурной деятельности [15]. Сказанное обобщает положения концепции социализации, но не детализирует относительно ее применимости в военизированных общеобразовательных организациях.

Данные подходы к осмыслению сущности социализации смыкаются в признании двуединости процесса, переплетения адаптации к окружающей среде и самоопределения в ней. Но зарубежные и отечественные авторы признают, что недостаточно быть окруженным культурными объектами или людьми с особым поведением, чтобы усвоить определенное отношение к культуре: присутствие, следовательно, не обязательно означает социализирующий эффект. Что касается старших подростков в СВУ МВД России, то перед педагогическим коллективом, наоборот, стоит задача «перетянуть» первокурсника в регламентированную и иерархически выстроенную нормативными документами и многовековыми традициями кадетскую среду из привычной для них семейно-школьной среды. Об этом говорит М. Р. Илакавичус, добавляя, что в данной работе педагоги и воспитатели должны ориентироваться на гуманистические принципы, строить человеческие взаимоотношения с воспитанниками [16]. Это требуют психологические особенности личности, проявляющиеся в старшем подростковом возрасте. С. Климент-Галарза, М. Алькайд, О. Ф. Гарсия, Фанчжоу Чен  и Ф. Гарсия выдвигают самооценку на первый план среди индикаторов социализации старших подростков, причем самооценка, как показывают исследования, находится на более низком уровне, чем у детей до 14 лет и взрослых [17]. Для избегания появления эмоционального выгорания и стресса на фоне низкой самооценки Д. Манчини, З. Озал, Р. Биолкати, E. Тромбини и K. В. Петридес теоретически доказывают эффективность взаимодействия старших подростков с «более опытными» сверстниками [18]. J. A. Мартинес-Эскудеро, О. Ф. Гарсия, M. Алькаид, И. Бочонс и Ф. Гарсия отмечают значимость взрослых, которые находятся рядом и правильно совмещают «теплоту» и «строгость» [19], в случае с суворовцами такие взрослые заменяют им родителей. Я. Хуан и Г. Чуи находят прямую концептуальную связь между субъективным благополучием подростков и воспитательной средой образовательной организации [20]. Все указанные выводы исследователей, подводят к пониманию, что предиктором успешной социализации первокурсников на начальном этапе обучения в СВУ МВД России является осознание старшим подростком принадлежности к сообществу сверстников и воспроизводство культурных смыслов новой среды.

Проведенный С. А. Козыревым и В. С. Олейниковым анализ архивных документов показал наличие преемственности в части организации воспитательной среды СВУ МВД России от суворовских военных училищ войск НКВД СССР [21] и даже, в некоторых аспектах, от кадетских корпусов дореволюционной России [22]. М. Р. Илакавичус и П. В. Селин, развивая идею о такой преемственности, указывают на то, что СВУ МВД России «продолжили лучшие традиции воспитания: равнение на высокие идеалы воинского служения народу во имя сохранения законности и правопорядка, формирование и развитие братства как основы взаимопомощи, нацеленность на воспитание лидера воинского коллектива, защитника сограждан» [23]. Н. Л. Вахонин описывает «суворовское братство» с двух сторон: товарищество в армейской среде училищ и некое сложноустроенное сообщество разных поколений суворовцев, по образу и подобию братства десантников или артиллеристов [24]. В обоих случаях мы видим, что общим является процесс сохранения и передачи традиций от старших к младшим, от ветеранов к юным защитникам Отечества.

Обращаясь к содержанию подготовки воспитанников к службе в органах внутренних дел, М. Р. Илакавичус и П. В. Селин относят профессию полицейского к профессиям служения, которые обладают «глубокими культурными корнями», зиждущимися на традициях, заложенных христианской верой [25]. Служение предполагает постепенное культуросообразное осмысление способа существования во имя другого через послушание к руководству. По мнению М. Р. Илакавичус, «профессиональное образование сотрудников полиции должно быть не теоретическим, а духовно-практическим, то есть специалисты должны нарабатывать опыт проживания ценностей культуры, их рефлексии и самоопределения» [26]. Здесь уместно вспомнить о суворовском братстве как сообществе разных поколений, в котором и осуществляется такая передача опыта, следовательно, о суворовцах можно говорить в парадигме полицейской профессии, ведь огромное значение в организации воспитательной работы в СВУ МВД России имеет именно удержание братства, объединение людей разного возраста общим идеалом служения. Схожей точки зрения придерживается Ю. Ю. Стрельникова, которая связывает традиции и морально-психологический климат в коллективе взрослых и суворовцев в единый фактор, влияющий на формирование личности воспитанника СВУ МВД России [27]. В любом случае, согласно утверждениям упомянутых авторов, исходной точкой процесса передачи опыта является традиция.

Философия традиции в наше время приобретает статус одного из наиболее дискуссионных философских направлений, но в контексте поставленной нами проблемы, несомненно, образует фундамент исследования. Так, по мысли Х. Г. Гадамера, традиция задает некий «предрассудок» при обращении человека к тому или иному первоисточнику, всегда предшествует рассуждению и рефлексии [28]. Х. Г. Гадамер считал язык особой реальностью, в которую погружен человек, в нем сосредоточен опыт, в нем концентрируются традиции. Язык профессионального общения в иерархической структуре СВУ МВД России – пример такого аккумулирующего эффекта. Но язык лишь объект, а традиция – это то, что в первую очередь определяет развитие человеческой культуры. Такой метанарратив содержится в теории культурогенеза К. Лоренца [29]. Сохранение старого, традиций, выстроенных в трансляции опыта между поколениями, должно превалировать над новизной, ведь на практике «сберечь» всегда сложнее, чем «построить с нуля», тем более что «новое» не может быть признано лучшим без превращения его в «старое» путем апробирования поколениями. Собственно традиции и ритуалы помогли создать крепкий культурный каркас в СВУ МВД России, каждое новое поколение суворовцев приобщается к нему, несмотря на изначальную «враждебность» молодых людей ко всему старому, о чем писал К. Лоренц. В отечественной науке особого внимания заслуживают труды М. В. Захарченко о раскрытии сущностного ядра традиции. М. В. Захарченко говорила о традиции как о ценностном отношении к наследию, как о духовной практике и как о совместном межпоколенном проживании общей жизни [30]. Игумен Георгий (Шестун) и М. В. Захарченко предложили осуществить перенос православной культуры, характерной для российского общества, в структуру принципов содержания образования [31]. М. В. Захарченко декларирует, что «связь поколений раскрывается и как смысловая основа устойчивости человеческой жизни, и как солидарность поколений, актуально присутствующая в опыте деятельности и общения детско-взрослого сообщества» [32]. Тогда обозначенная М. Р. Илакавичус сверхзадача «обретения человеком своей целостности в пространстве родной культуры» [33, с. 336] для действующих сотрудников полиции может быть принята как modus vivendi и по отношению к суворовцам на пути их становления в профессии. Образовательная организация, в свою очередь, становится организатором культуросообразного воспитания, процесс приобщения воспитанника на начальном этапе обучения к разновозрастному сообществу СВУ МВД России – праксисом трансфера и сохранения традиции, а главными бенефициарами этого должны выступать общество и государство.

Необходимо отметить недостаточное количество исследований процесса социализации воспитанников СВУ МВД России на начальном этапе обучения в специальной литературе. По этой причине в нашей работе мы будем ориентироваться на аналогичные исследования в общеобразовательных организациях, находящихся в ведении других силовых структур, а также на концепции и практики, учитывающие старший подростковый возраст обучающихся, пусть даже не являющихся кадетами или суворовцами. Например, В. А. Макаренко, проводя исследования на базе Ставропольского президентского кадетского училища, приходит к выводу, что ядром успешной социализации старших подростков выступает коллективная деятельность, способствующая социальному развитию личности и формированию индивидуальности, а «рычагом влияния» на личность – общественное мнение [34]. О. Ф. Удовиченко из личного опыта работы для интенсификации адаптации первокурсников к образовательной среде кадетского корпуса выделяет комплекс мероприятий, состоящий из тесного взаимодействия с родителями и создания памятки «Дом, в котором живет кадет» для воспитанников [35]. С. Н. Пиунов и А. И. Закинчак в своих работах делают интересные наблюдения, что «социализация является источником процесса индивидуализации кадета. В ходе социализации каждый человек развивает свою индивидуальность, способность независимо мыслить и действовать» [36]. Проведя сравнительный анализ между уровнем жизнестойкости и волевой саморегуляции кадет и обычных школьников, Т. В. Маркелова, Ж. А. Шуткина, А. М. Семонюк обнаружили тенденцию к более высоким значениям по обозначенным показателям у воспитанников кадетского корпуса, нежели у их «гражданских» сверстников [37]. Тем самым авторы поставили вопрос о значении среды образовательной организации в формировании данных интегральных характеристик личности. Но, по нашему мнению, наиболее «сильные» теории, работающие в пространстве взаимодействия старшего подростка и среды, – это моделирование оптимального социального окружения подростка по А. А. Остапенко и наполненные гуманитарно-антропологическими смыслами идеи М. Р. Илакавичус и П. В. Селина, адаптированные к условиям СВУ МВД России. А. А. Остапенко предлагает механизмы «погружения» старшего подростка в социальную среду одновременно в двух разнонаправленных проекциях: иерархической разновозрастной, через вектор наставничества-послушания, и сообщества сверстников, через сотрудничество и соперничество [38]. М. Р. Илакавичус и П. В. Селин расставляют акценты на событие взрослых и старших подростков, активное включение тех и других в совместное планирование, подготовку и реализацию воспитательных событий в СВУ МВД России [39]. Однако первая теория не учитывает особенности суворовской жизни и деятельности, а вторая ориентирована прежде всего на педагогический коллектив, на сообщество воспитателей.

Следует выделить, что исследования, посвященные социализации воспитанников СВУ МВД России на начальном этапе, а также близкие к указанной проблеме в области кадетского и суворовского образования, демонстрируют огромное количество белых пятен. Направление малоизучено, но перечисленные нами научные выводы современных авторов позволяют сконструировать педагогически обоснованные подходы в уточнении понятия, структуры и искомых признаков социализации старших подростков в военизированной среде училищ.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Методология в нашем исследовании представлена социально-педагогическим и гуманитарно-антропологическим подходами. На философском уровне они сформированы идеями о значимости традиции в сохранении самобытной культуры народа, а значит, культуросообразной передачи опыта от одного поколения к другому, ценности этого опыта. Так выстраивается особый уклад СВУ МВД России, особые правила и нормы взаимодействия между людьми, нравственные детерминанты профессии полицейского как профессии служения. На общенаучном уровне – концепцией социализации и психолого-педагогической концепцией формирования и развития личности у старших подростков. В этих концепциях воспитание принимается как относительно контролируемая социализация, в процессе которой происходит усвоение старшим подростком норм общества, попытка их воспроизводства и в то же время индивидуализация личности с сохранением субъективного психологического благополучия. На конкретно-научном уровне мы ориентировались на модель оптимального социального окружения подростка и способы совместного созидания общей разновозрастной воспитывающей среды СВУ МВД России. Ключом, в таком случае, к пониманию сущности социализации становятся совместные усилия воспитателей и воспитанников в установлении событийной среды, ускорение принятия самими первокурсниками «суворовского братства» и принятие его, «погружение» бывших школьников в профессию служения.

В исследовании широко использованы теоретические методы: анализ научно-педагогической и специальной литературы, герменевтический подход к работе с текстами, понятийный анализ, сравнительный анализ теории и существующей практики, синтез. В уточнении теоретических понятий применялись принципы историзма, детерминизма, человеко- и культуросообразности.

 

Результаты исследования / Research results

 

Для достижения поставленной цели, в связи с ее многокомпонентностью, установлена логика теоретических изысканий. Прежде всего, было осуществлено уточнение самого понятия социализации воспитанников СВУ МВД России на начальном этапе обучения. Во-вторых, описана структура процесса и экстрагированы ее элементы. Наконец, дана характеристика признакам социализации старших подростков в новой для них среде жизни и деятельности. Опишем результаты исследования.

Двигаясь в русле современных концепций социализации старших подростков, мы всегда находим два амбивалентных процесса, лежащих в ее основе: адаптацию и самореализацию. Адаптацию мы синонимизируем с приобщением. Приобщение на начальном этапе обучения в СВУ МВД России представляет собой принятие старшим подростком определенных норм общежития в училище. Почему «общежития»? Это герменевтическая композиция двух неразделимых форм: «общественное» и «жизнь» в самом узком смысле – существования где-либо. Обе формы функционально скреплены в СВУ МВД России положениями нормативных документов, иерархической структурой, традициями и ритуалами и пр. Невозможно отделить одну форму от другой, иначе будет потеряна особенность среды СВУ МВД России. «Общежитие» имеет вполне оригинальную атмосферу суворовского братства, в первом приближении речь идет о сообществе суворовцев. Суворовцы старших курсов, успешно прошедшие адаптационный период, представляют собой некий идеальный образ для первокурсников. Старшекурсники, как показывает практика, лучше учатся, своевременно выполняют поставленные командирами задачи, взрослые воспринимают их практически как равных субъектов служебной и учебной деятельности. Воспитанники первого курса воспринимают эту реальность совершенно по-разному: одни стремятся стать точно такими же, как и старшие, другие, напротив, сталкиваясь с трудностями, «сдаются» и покидают образовательную организацию. Данные, предоставленные нам отделами по работе с личным составом Астраханского, Санкт-Петербургского и Читинского СВУ МВД России, показывают, что на начальный этап (первое полугодие) приходится около половины (46,5%) всех отчислений из образовательных организаций по отношению ко всем отчислениям за весь нормативный трехгодичный срок обучения. Отчисляются именно те воспитанники, которые не преодолели возникшие перед ними затруднения. Сообщество взрослых, равно педагогический коллектив, тоже наделено спецификой. Поступив в училище, старший подросток впервые в жизни видит не учителя, а офицера-преподавателя, не воспитателя, а командира, не директора или завуча, а начальника. «Здравствуйте» меняется на «здравия желаю», «можно» на «разрешите» и т. п. Иерархия кажется старшему подростку сложной и чрезвычайно жесткой, он не понимает, как реализовать потребность в заботе о себе со стороны взрослого, наподобие взаимоотношений с родителями, бабушками или дедушками. Тем более потребность актуализируется в связи с нахождением суворовцев на территории училища 24 часа в сутки. Тогда социальный аспект адаптации мы видим в приобщении старших подростков к разновозрастному сообществу суворовцев и сотрудников образовательной организации, сопровождающемся определенными индивидуально-личностными и средовыми трудностями.

Помимо адаптации, следует обратить внимание на второй компонент социализации – обособление. Опять-таки выбранные методологические основания в виде классических позиций относительно понимания социализации подводят общую черту под обособлением, автономизацией и самоопределением, считая, что эти явления имеют общую природу, например, прямо указывают на тождественность автономизации и профессионального самоопределения. В соответствии с гуманитарно-антропологическим подходом такая тождественность особенно раскрывается в помогающих профессиях: врач, военный, полицейский и т. д. Первостепенным в деятельности становится не зарабатывание денег, а помощь другим и осознание вклада в общее дело. Последнее однозначно можно отнести к профессии сотрудника органов внутренних дел. Стать частью чего-то большего, чем он сам, – вот ориентир суворовца, а путь такого становления и есть одновременное приобщение и обособление в пространстве, насыщенном многовековыми традициями, передаваемыми из поколения в поколение сотрудников. Традиции ритуализируют способы взаимодействия между первокурсником и сверстниками, первокурсником и взрослыми, что устанавливает рамки «вхождения» в профессиональную полицейскую среду, но в то же время, научившись получать и передавать опыт, пополнять его новым качеством, старший подросток самореализуется. Так выглядит самоопределение воспитанника.

Квинтэссенцией изложенного стала интерпретация понятия «социализация воспитанников СВУ МВД России на начальном этапе обучения». Мы представляем, что это двуединый процесс, с одной стороны, адаптации (приспособления) каждого воспитанника к нормам жизни и деятельности в училище, с другой стороны, самореализации (обособления) в новой для него образовательной среде. Самореализация осуществляется в позитивном самоопределении в будущей профессии сотрудника полиции. Все обозначенные компоненты социализации образуют ее структуру, представленную на рисунке ниже.

 

 

 

Структура социализации воспитанников СВУ МВД России на начальном этапе обучения

Выявленная нами структура социализации воспитанников СВУ МВД России на начальном этапе обучения характеризуется импликативностью ее элементов, то есть проявление одного свойства приводит к появлению другого, но не обязательно это закономерно, элементы могут существовать автономно и не зависеть друг от друга. Мы отошли от привычного представления о структуре социализации как двухсоставной системе социализирующего воздействия социализаторов на социализанта в пользу субъект-субъектной системы, где суворовец и сам может влиять на процесс социализации посредством волевой самореализации, а среда наполнена многообразными перекрещивающимися связями взрослых и суворовцев.

Вектор адаптации направлен в сторону преобразования из состояния старшего подростка в состояние суворовца. Пунктиром обозначены промежуточные позиции. Отметим, что скорость адаптации для нас не столь важна, так как гуманитарно-антропологические основания декларируют неторопливость в развитии личности, тем более при «сломе» привычной траектории, коим для старшего подростка считается поступление в СВУ МВД России. Вход в пространства училища и профессии практически одновременен, что вызвано их эквивалентностью. Действительно, несмотря на различия между образовательной деятельностью СВУ МВД России и практической полицейской работой в территориальном органе, стоя на пороге училища, старший подросток видит перед собой сотрудников в погонах, с первых минут он понимает значимость следующего шага в будущую профессию.

Вектор профессионального самоопределения проходит «сквозь» пространство училища и даже пространство профессии. Но оба пространства имеют значительное влияние, наподобие тел огромной массы в теории гравитации. Они «притягивают» к себе более «легкие тела», одновременно ускоряя их, сопровождая на параболическую орбиту. Как ни странно звучит, самоопределение в профессии не заканчивается в ее пространстве. Суворовец, приобретая опыт жизни и деятельности в училище, приобщаясь к культурной сфере органов внутренних дел, дополнительно осваивает новые этические, эстетические, моральные и нравственные нормы. В процессе социализации зачастую у индивидуальности случается выход за привычные границы, очерченные общественным опытом. Такова сущность самоопределения, оно не ограничено, не технологично, но вполне реально и должно привносить что-то новое в общий опыт; так формируется и пополняется традиция. Став суворовцем, старший подросток становится полноценным субъектом полицейской профессии, частью выделенного нами пространства, укрепляет и развивает его, одновременно саморазвивается, самосовершенствуется.

Межличностные связи, визуализированные на рисунке, отображают функционирование события суворовцев и взрослых в среде СВУ МВД России. Инструментальные основания портированы нами из модели оптимального социального окружения подростка и адаптированы под специфику образовательной деятельности СВУ МВД России. Мы видим «треугольник», на вершинах которого располагаются взрослые, старшекурсники и первокурсники, между вершинами двусторонняя связь. Вектор послушания – старший подросток взаимодействует с взрослым как с первостепенным носителем социального опыта, слушаться – значит учиться, учиться – значит накапливать опыт. Обратное взаимодействие – вектор наставничества. Воспитывающий взрослый не просто преподаватель или командир, а заинтересованный в успешной социализации воспитанника наставник, помогающий недавнему школьнику освоить жизнь в профессиональной полицейской среде и развиваться в ней. Вектор сотрудничества – это принятие первокурсников суворовцами старших курсов в свое «братство», признание их «полноценными» его членами. Сходно средневековому рыцарскому ордену, когда молодому дворянину необходимо совершить некоторое количество славных подвигов, чтобы иметь право идти в бой с прославленными рыцарями, которые, в свою очередь, обязаны протянуть новичку руку помощи. Однако вектор соперничества дает иную степень свободы. Первокурсник должен понимать, что он рано или поздно станет не просто точно таким же старшекурсником, а лучше. Здоровое соперничество подразумевает совершенствование обоих противостоящих сторон. Формула «послушание – наставничество и сотрудничество – соперничество» подробно отображает внутреннюю коммуникативную реальность СВУ МВД России и не претендует на применение в «открытых средах», например школах, ведь изолированная система военизированной образовательной организации позволяет удержать баланс противонаправленных сил.

В итоге структура социализации воспитанников СВУ МВД России на начальном этапе обучения включает в себя: 1) три процессуальных элемента (адаптация, самоопределение, внутрисубъектное взаимодействие); 2) три субъекта деятельности (первокурсники, старшекурсники, взрослые); 3) три состояния социализирующейся личности (школьник, «бывший школьник», суворовец); 4) три пространства (училище, профессия и общество). Целостность структуры определяет в том числе психологическое благополучие первокурсников в процессе социализации. И наоборот, разрушение компонентов или функциональной связи внутри структуры может перечеркнуть стремление старшего подростка к самоопределению в профессии служения.

На следующем отрезке нашего исследования появляется ответ на вопрос о том, каким должен быть суворовец по прошествии первого полугодия в СВУ МВД России. Для этого охарактеризуем признаки социализации старших подростков на начальном этапе обучения. Другими словами, нарисуем образ суворовца, успешно адаптировавшегося в новой военизированной среде и самореализующегося в ней.

Во-первых, старший подросток должен внутренне осознавать свою причастность к суворовскому братству, к сообществу воспитанников СВУ МВД России. Это коррелирует с базовыми психологическими потребностями молодых людей стать частью значимой группы сверстников и утвердиться в ней. Напомним, что мы рассматриваем понятие «братства» шире и включаем в него «суворовцев» разных поколений. В таком случае расширяется и коридор вхождения для старших подростков, но и повышаются предъявляемые требования, цена на «входной билет». Главным образом, первокурсник сталкивается с большим количеством ограничений: во времени, в общении, в отдыхе и т. п. Традиции русского воинства похожи на традиции православного монашества: суворовец, осилив путь становления, становится носителем культуры братства.

Во-вторых, нахождение в описанном сообществе должно иметь положительный эмоциональный окрас, сформировать стойкое желание у старшего подростка жить и развиваться в таком пространстве. Иначе может произойти разочарование в процессе обучения, в окружающих людях и в профессиональном выборе либо возникнуть сожаление о затраченных усилиях в приобретении нового социального статуса. Как следствие – снижение самооценки, эмоциональное выгорание или стресс.

В-третьих, принятие старшим подростком норм общежития должно быть деятельным, то есть это не проявление пассивной конформности, а продуктивное созидание. При этом не обязательно создавать что-то новое, важнее стать конденсатором, коммутатором и транслятором суворовской жизни и профессиональной культуры. Главными критериями деятельного принятия являются умения ставить цели, планировать время, сотрудничать и соперничать с другими, находить причинно-следственную связь между промежуточными и конечными результатами, находясь в новой субординационной среде СВУ МВД России.

В-четвертых, первокурсник должен активно включаться в воспитательные события образовательной организации. В плане воспитательных мероприятий на год в каждом СВУ МВД России есть важнейшие контрольные события, требующие максимальной мобилизации усилий всего разновозрастного коллектива, например торжественное обещание или выпуск. Тут может реализоваться событие. Совместное планирование, совместная подготовка и совместное проведение таких мероприятий взрослыми, старшекурсниками и первокурсниками способствуют саморазвитию и самоопределению суворовцев. Главное для руководящего и педагогического состава СВУ МВД России – не допускать формализма в этой работе, не тянуть в нее первокурсника «через силу», дабы не получить обратной реакции.

В-пятых, пожалуй, самое основное, это поддержание баланса между адаптацией старшего подростка к субординационной среде СВУ МВД России и самореализацией (обособлением). В этом балансе определяется эффективность социализации. Сильный перекос в любую из сторон приведет к «опрокидыванию» системы. Однако данное равновесие обязано быть динамичным. Приобщившись к новым нормам, первокурсник «подтягивает» собственные возможности саморазвития. И наоборот, самоопределение в профессии стимулирует и интенсифицирует адаптацию старшего подростка, т. е. баланс между приспособлением и обособлением – центральный признак социализированности человека. А «закрытость» СВУ МВД России дает возможность искусственно выстраивать организационно-педагогические условия для сохранения описанного баланса. Это именно тот случай, когда явно прослеживаются преимущества нормативности и субординационности среды СВУ МВД России.

В конечном счете мы можем зафиксировать признаки социализации воспитанников СВУ МВД России на начальном этапе обучения, тем самым попутно установить критерии эффективности используемых на практике методов и приемов воспитательной работы, а также внедряемых инноваций. Тем временем остается задача восприятия суворовца первого курса как субъекта, выстраивающего собственную жизнь путем самосовершенствования в ориентации на идеалы отечественной культуры.

 

Заключение / Conclusion

 

Таким образом, в результате проведенного теоретического анализа специальной литературы по заданной теме и на основании выбранной методологии было уточнено понятие социализации первокурсника в субординационной среде СВУ МВД России. Старший подросток, попадая в стены военизированной общеобразовательной организации, деятельно осваивает новые для него нормы и правила общежития, приобщается к особому укладу, к суворовскому братству, иными словами, происходит адаптация. Адаптация всегда сопряжена с трудностями, которые необходимо преодолеть, в этом суворовцу должны помогать воспитывающие взрослые и опытные старшекурсники. С другой стороны, видную роль в социализации играет автономизация старшего подростка. Она выражается в его профессиональном самоопределении в «помогающей» профессии полицейского. Фактически двуединый процесс адаптации и самореализации, протекающий в уникальном воспитывающем пространстве, наполненном событием воспитанников и воспитателей, представляет собой структуру социализации суворовцев на начальном этапе обучения в СВУ МВД России. Успешность социализации обусловлена наличием в такой структуре динамичного баланса между адаптацией и самоопределением, обеспечивающим сохранение традиций, повышение самооценки, а также сбережение психологического и эмоционального здоровья первокурсника.

Но нужно понимать, что в нашем исследовании изображен идеальный образ процесса социализации воспитанников СВУ МВД России на начальном этапе обучения. В воспитательной практике такое встречается очень редко, но абрис идеала важен для будущих разработок моделей, программ, технологий, средств и методов социализации старших подростков в субординационной среде общеобразовательной организации, находящейся в ведении силовой структуры. Так раскрываются дальнейшие перспективы разработки тематики статьи. Помимо этого таргетирование проблемы исследования придает импульс для активизации научного сообщества в поиске современных путей развития кадетского образования, с учетом колоссального пласта традиций русского воинства и первоочередной задачи государства по взращиванию защитников Отечества.