Введение / Introduction
В современном мире информационные технологии проникли во все сферы жизни общества. Развитие информационных технологий определило широкое распространение экранов в нашей жизни. Уже сейчас экранная культура становится наименованием образовательных программ, в рамках которых осуществляется подготовка различных специалистов, способных качественно использовать экранные технологии в своей профессиональной деятельности. Например, магистерская программа «Экранная культура» реализуется в Университете Осло в Норвегии [1], Университете Эдинбурга [2]. Педагогическая практика также не становится исключением. И в настоящее время экранная культура педагога приобретает особое значение в образовательном пространстве. Экранная культура студента – будущего педагога включает в себя не только умение работать с различными цифровыми инструментами, но и способность критически оценивать информацию, поступающую с экрана, а также использовать ее для развития своих учеников.
В связи с этим актуальным является вопрос подготовки педагогов, способных эффективно использовать современные экранные технологии в образовательном процессе. Однако для того, чтобы качественно сформировать экранную культуру у студентов – будущих педагогов, необходимо понимать компоненты, из которых состоит эта культура и на которые происходит воздействие в процессе подготовки, для достижения наивысшего уровня сформированности экранной культуры.
Таким образом, целью нашего исследования является установление компонентов, составляющих структуру экранной культуры студентов – будущих педагогов, и определение степени значимости этих компонентов.
Обзор литературы / Literature review
Подготовку современного педагога можно считать одной из приоритетных задач общества, поскольку от качества образования педагогов зависит развитие последующих поколений. Автор согласен с мнением М. С. Задворной, которая утверждает, что личность педагога в огромной степени влияет на личность воспитанника [3], ведь какими качествами, знаниями, умениями, навыками, компетенциями обладает педагог, такие он и сможет взрастить в своих учениках. Поэтому не случайно вопросам профессиональной подготовки педагогов в научной литературе уделяется достаточное внимание. Так, М. С. Невзоровой, С. А. Тарасовой, Е. В. Корепановой предлагается трехмерная модель непрерывной профессиональной подготовки будущих педагогов в университете и наставнического сопровождения на месте трудоустройства [4]. С. С. Бурцева разработала трехэтапный процесс формирования цифровых компетенций у педагогов в параллели с условиями развития цифровой дидактики [5]. Л. Маллиллин, К. Алоб рассматривают подготовку будущих учителей с точки зрения теории инструкторских навыков и компетентностных умений [6].
И. А. Алесса и С. Хусейн при рассмотрении традиционных и современных методов подготовки будущих педагогов указывают, что среди преимуществ современных методов обучения можно выделить:
1) помощь студентам в освоении информации различными способами;
2) возможность мыслить нестандартно;
3) повышение самооценки и ответственности обучающихся;
4) включение развлекающих и интересных занятий [7].
Также исследователи изучают особенности подготовки педагогов сельских школ. Например, Т. А. Ткачева разработала план работы, направленный на формирование готовности будущих педагогов к осуществлению педагогической деятельности в условиях сельской среды [8]. О. Ю. Артюхин уточняет список специфических педагогических компетенций, которыми должен обладать сельский учитель [9]. Л. В. Ведерникова, С. А. Еланцева, О. А. Поворознюк в своем исследовании рассматривают региональные особенности практико-ориентированной подготовки современного педагога сельской школы в Ишимском педагогическом институте им. П. П. Ершова (филиале) Тюменского государственного университета [10].
Авторы не ограничиваются изучением особенностей подготовки педагогов только в России. Например, в совместной работе А. О. Будариной, И. Н. Симаевой, О. В. Парахиной, А. С. Чуприс, В. А. Шатохиной исследована подготовка педагогов в университетах Финляндии, основанная на принципах децентрализации, автономности и отступления от унификации [11]. А. О. Будариной в соавторстве также был рассмотрен опыт организации подготовки педагогов в Сингапуре, сочетающий в себе взаимосвязь рефлексивной профессиональной практики и педагогических исследований [12].
К уровню подготовки современного педагога, по мнению Я. С. Марковой, предъявляются высокие требования: он должен быть готов к работе в условиях быстро меняющегося мира, уметь применять новые технологии и методики обучения, а также постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки, быть мобильным и обладать гибкими навыками, чтобы поддерживать необходимый уровень профессионализма [13]. А устоявшиеся подходы о том, что педагог должен давать только знания по своему предмету по стандартным правилам, становятся уже неактуальными, считает Л. В. Оренбурова [14].
Фр. Томас считает, что педагоги должны не только обладать знаниями, но и интегрировать технологии в процесс преподавания, т. е. развивать так называемые «навыки XXI века» [15].
М. Банжица отмечает, что профессиональные качества педагога проявляются через его поведение (педагог должен быть в настроении и веселым, привносить юмор в процесс преподавания, чтобы сделать предмет более привлекательным, подходит к процессу обучения со скромным, дружелюбным голосом, который отражает его достоинства, что создает приятный климат в классе, в то время как высокомерное, нелепое, иронично-саркастическое поведение учителя создает неудовлетворительную рабочую обстановку, пугает учеников, демотивирует их и т. д.) [16].
Исследуя ключевые компетенции преподавателей для инновационного обучения, Н. Симонович отмечает, что в современную эпоху господства информационных и коммуникационных технологий необходимы изменения в профессиональном развитии учителя, которое должно основываться на профессиональных компетенциях в определенных областях, например, таких как информационные и коммуникационные компетенции, которые являются неотъемлемым и неотделимым компонентом медиапространства. Автор полагает, что такие компетенции становятся базовыми для учителей XXI века [17].
Благодаря развитию информационно-коммуникативных технологий школьникам доступен огромный объем информации, которую они получают в большинстве своем с различных экранов при помощи зрения. По мнению члена-корреспондента РАН В. Попова, до 80% поступающей информации человек воспринимает именно через органы зрения [18]. Кроме того, в настоящее время педагогам приходится работать с детьми поколения Z, мышление которых, считает А. Б. Кулакова, характеризуется клиповостью, то есть информацию они лучше усваивают через короткие и яркие образы и послания [19]. При этом, согласно исследованию, проведенному С. Д. Поляковым, Л. А. Белозеровой, В. В. Вершининой, С. В. Даниловым, Н. С. Кривцовой, у школьников (в сравнении со студентами) выраженное «клиповое» мышление встречается в полтора раза чаще [20]. Г. В. Акименко, Ю. Ю. Кирина, И. Ф. Федосеева, А. С. Яковлев убеждены, что в условиях современного информационного общества клиповое мышление существенно меняет восприятие информации обучающимися в вузе [21]. В. Д. Нечаев и Е. Е. Дурнева заявляют о необходимости формулировки перспективных направлений развития содержания, методики, технологии и организации процессов образования, которые учитывали бы подготовку будущих специалистов – представителей поколения Z [22].
Таким образом, на основании вышеизложенного полагаем, что проблема использования экранов в образовательном процессе, формирования экранной культуры педагогов становится достаточно актуальной в настоящее время.
Большинство авторов отмечают, что экранная культура – «феномен информационной революции, произошедшей в XX–XXI веках». Н. Б. Кириллова пишет, что результатом цифровой революции рубежа XX–XXI веков является не только полная трансформация экранной культуры как таковой, но и создание глобальной медиаинфраструктуры (медиасреды), возникновение которой связано с колоссальным и новыми всеобъемлющим влиянием медиаиндустрии [23].
Экранная культура становится частью ежедневной рутины большинства людей, опираясь на современные технологии, аккумулируя достижения науки и культуры, например, интегрируя музыку, живопись, литературу, эстетику, социологию и коммуникации посредством видео, игр, других образовательных ресурсов, не ограничиваясь территорией и культурой для передачи информации и мысли, проникает во все сферы жизни общества.
Т. Г. Киселева отмечает, что экранная культура является показателем социокультурного прогресса и истории мирового сообщества [24].
Зарубежные авторы рассматривают экранную культуру с точки зрения различных аспектов.
Ю. Джао и Дж. Джай говорят о том, что экранная культура в широком смысле относится к деятельности по созданию культуры через средства массовой информации. Исследователи подчеркивают, что экранная культура вместе с сетевой культурой меняет модель поведения и идеологию человека [25].
В наиболее общем подходе, сформированном Х. Кон, представителем Уханьского университета науки и технологии, экранная культура рассматривается:
- как искусство (экранная культура, аккумулируя в себе достижения различных сфер искусства, является простым, всеобъемлющим способом удовлетворения эстетических потребностей людей);
- инструмент передачи информации (экранная культура содержит огромное количество информации визуальной и звуковой, популярной в обществе и быстро распространяемой, которая постепенно вытесняет традиционные бумажные носители, становясь одним из наиболее значимых общественных медиа в обществе);
- форма культуры (экранная культура раскрывает социальные и культурные явления страны, региона и народа в определенное время, которые также оказывают влияние на все социальные сферы, такие как политика, экономика, культура и т. д.) [26].
Сущность экранной культуры может быть охарактеризована не только через определение ее понятия, но и с точки зрения описания ее структуры, то есть определенных компонентов, которые обладают относительной самостоятельностью, но вместе с тем образуют единое целое.
Так, А. И. Саввантиди определила следующие компоненты экранной культуры курсантов в ходе самостоятельной работы:
1) культура отбора и поиска аудиовизуальной информации;
2) культура восприятия аудиовизуальной информации;
3) культура анализа аудиовизуальной информации;
4) культура преобразования и использования аудиовизуальной информации [27].
Существенным недостатком в данном подходе, по нашему мнению, является то, что автор сконцентрировала свое внимание только на деятельностном подходе и не уделила должного внимания иным аспектам.
Другой точки зрения придерживается А. А. Ивлев, согласно которому экранная культура студентов университета состоит из когнитивного, эмоционально-ценностного, деятельностного компонентов [28].
Однако если мы обратимся к характеристике компонентов иных составляющих базовой культуры личности, присущих ей, то убедимся в недостаточности выделения только этих трех компонентов. Например, С. С. Кашлев и Ю. М. Гришаева при рассмотрении экологической культуры школьника выделяют мотивационный, аксиологический, гностический, этический (нормативный), операционно-деятельностный, эмоционально-волевой [29]. Л. В. Воронина, Л. В. Моисеева, изучая математическую культуру личности, сконцентрировали свое внимание на ценностно-оценочном, когнитивно-информационном, действенно-практическом, рефлексивно-оценочном компонентах [30]. В гуманитарной культуре личности Л. В. Павлова определила информационно-когнитивный, коммуникативный, аксиологический, рефлексивно-деятельностный, художественный компоненты [31].
Таким образом, подводя итог вышеизложенному, отметим, что в научной литературе экранная культура в большей степени рассматривается с точки зрения культурологического аспекта, однако можно встретить и характеристики, определяющие ее с точки зрения коммуникативного и компетентностного подходов.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Методологическую основу исследования составляют три подхода, определенные авторами в предыдущих исследованиях:
1) культурологический: экранная культура как становление индивидуального образа окружающей действительности;
2) коммуникативный: экранная культура как способ передачи и усвоения информации;
3) компетентностный: экранная культура как уровень сформированности коммуникативно-информационных компетенций [32].
При проведении исследования авторами были использованы следующие методы:
1) теоретические (анализ, обобщение, синтез);
2) эмпирические (анкетирование, метод экспертных оценок, метод факторного анализа).
Отметим, что факторный анализ был проведен, а полученные с его помощью результаты были интерпретированы на основании методик, предлагаемых А. И. Орловым и А. П. Кулаичевым [33–35].
В опытно-экспериментальной работе, проведенной в 2021–2022 годах, в качестве экспертов приняли участие 42 преподавателя следующих высших учебных заведений, участвующих в подготовке будущих педагогов: ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет)», ВГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского», ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», а также ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий». Выборка характеризуется разнообразной территориальной представленностью.
Стаж работы в высших учебных заведениях опрошенных нами респондентов составляет от 3 до 43 лет (рис. 1).
Рис. 1. Распределение респондентов по стажу работы в высших учебных заведениях
В полученной выборке присутствуют как преподаватели, имеющие ученые степени доктора и кандидата наук, так и преподаватели, которые не имеют ученой степени (см. рис. 2).
Рис. 2. Распределение респондентов по стажу работы в высших учебных заведениях
Таким образом, в выборке присутствуют представители различных групп преподавательского сообщества, на основании чего имеются основания утверждать, что проанализированная выборка является достаточно репрезентативной.
Экспертам-преподавателям предлагалось оценить целесообразность включения в структуру экранной культуры студентов – будущих педагогов компонентов, выделенных авторами исследования, на основании проведенного анализа компонентов иных видов базовой культуры личности.
Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью Google-анкеты, в которой респондентам предлагалось на основании вопросов закрытого типа оценить целесообразность включения каждого компонента в структуру экранной культуры и его важность в общей структуре. Так, если компонент не нужен, то в предлагаемой форме для ответов ставился 0, если же компонент необходим, то в поле для ответов ставилось число от 1 до 10, где 1 – значимость компонента в структуре экранной культуры минимальна, а 10 – значимость компонента максимальна.
Наименование компонентов экранной культуры и их характеристика были представлены в обязательных вопросах № 1–7 анкеты (табл. 1).
Таблица 1
Предполагаемые компоненты экранной культуры будущих педагогов
и их содержательная характеристика (выделены авторами исследования)
№ п/п |
Наименование компонента |
Характеристика компонента |
1 |
Аксиологический |
Ценностные экранные ориентации человека, осознание человеком многосторонней ценности экранов для общества как источника получения, усвоения и трансляции информации |
2 |
Личностный |
Знание человеком особенностей работы с экранами, согласно которым не происходит нарушения собственного психического и физического здоровья |
3 |
Мотивационный |
Система мотивов экранной деятельности, поведения человека в информационном пространстве |
4 |
Нормативный |
Установленная государством система норм и правил поведения и работы человека с экраном, видов ответственности, которые могут наступить при нарушении этих норм и правил |
5 |
Операционно-деятельностный |
Система экранных умений, практические экранные умения и навыки индивида, владение различными способами, методами и приемами, технологиями взаимодействия с экраном |
6 |
Эстетический |
Понимание индивидом эстетических особенностей, формируемых экраном, создание эстетически организованного пространства |
7 |
Этический |
Знание правил преобразования и использования экранной информации, которое не несет вреда другим индивидам и обществу |
Вопрос № 8 был открытого типа и заполнялся респондентами в том случае, если ни один из вышеуказанных компонентов не получил 10 баллов или эксперт считает, что представленные компоненты не в полной степени характеризуют структуру экранной культуры, тогда в предлагаемом поле можно было указать дополнительные компоненты с указанием их значимости в структуре экранной культуры от 1 до 10.
Вопросы № 9–11 были направлены на получение информации о респонденте: наименование высшего учебного заведения, где работает эксперт, его ученая степень (или ее отсутствие) и стаж работы в высшей школе.
Результаты исследования / Research results
Усредненные итоговые оценки компонентов представлены в табл. 2.
Таблица 2
Значимость включения предлагаемых компонентов в структуру
экранной культуры (на основании экспертных оценок)
Наименование компонента |
Усредненная итоговая оценка компонента |
Аксиологический |
8,69 |
Личностный |
8,74 |
Мотивационный |
8,17 |
Нормативный |
7,98 |
Операционно-деятельностный |
8,90 |
Эстетический |
8,38 |
Этический |
8,45 |
Все респонденты посчитали достаточно важным включение выделенных компонентов, о чем свидетельствуют полученные результаты: 6 из 7 компонентов имеют усредненную итоговую оценку выше 8 баллов, 1 из 7 – оценку, приближающуюся к 8 баллам. Также отметим, что нами не было получено ни одного ответа, свидетельствующего о том, что какой-либо из предлагаемых компонентов не нужен.
Кроме того, респондентам в открытом вопросе предлагалось указать дополнительные компоненты в том случае, если ни один из вышеуказанных не получил 10 баллов или представленные компоненты не в полной степени характеризуют структуру экранной культуры. Анализ полученных предложений позволил сделать вывод о том, что ни одно из них не выделяет новый компонент, а лишь утоняет характеристики предложенных (например, было предложено включение такого компонента, как «время работы с экраном», который, по нашему мнению, может входит в состав личностного компонента при рассмотрении его как фактора, влияющего на физическое здоровье обучающего: чем дольше мы проводим времени перед цифровым экраном, тем больше вероятность нарушения зрения).
Далее полученные результаты опроса были обработаны при помощи факторного анализа в программном продукте Minitab 16. Целью факторного анализа было выявление факторов, оказывающих наибольшее влияние на структуру экранной культуры.
Характеристика основных переменных представлена в табл. 3.
Таблица 3
Переменные факторного анализа структуры экранной культуры
Условное обозначение |
Наименование переменной |
X1 |
Аксиологический компонент |
Х2 |
Личностный компонент |
Х3 |
Мотивационный компонент |
Х4 |
Нормативный компонент |
Х5 |
Операционно-деятельностный компонент |
Х6 |
Эстетический компонент |
Х7 |
Этический компонент |
Данные, полученные в результате проведения анализа, представим в табл. 4, где будет сформирована корреляционная матрица.
Из данных, представленных в матрице (табл. 4), видно, что высокое значение корреляции наблюдается между Х1 и Х6, Х2 и Х5, Х2 и Х7, Х3 и Х4, Х3 и Х6, Х4 и Х6, Х6 и Х7.
Необходимо отметить, что коэффициенты корреляции, близкие к 1,000, показывают высокую степень взаимосвязи между группируемыми переменными и группируемыми факторами. Однако в наблюдаемой выборке наибольшее значение имеет показатель 0,557, что в соответствии со шкалой Чеддока характеризуется как заметная связь, также можно говорить об умеренных связях при показателях от 0,3 до 0,5.
Таблица 4
Факторный анализ результатов оценки основных составляющих,
оказывающих влияние на структуру экранной культуры
Наблюдения |
Корреляционная матрица |
||||||
Х1 |
Х2 |
Х3 |
Х4 |
Х5 |
Х6 |
Х7 |
|
X1 |
1 |
0,092 |
0,104 |
0,086 |
0,246 |
0,335 |
0,145 |
Х2 |
0,092 |
1 |
0,266 |
0,163 |
0,333 |
0,249 |
0,342 |
Х3 |
0,104 |
0,266 |
1 |
0,544 |
0,192 |
0,41 |
0,221 |
Х4 |
0,086 |
0,163 |
0,544 |
1 |
0,219 |
0,425 |
0,238 |
Х5 |
0,246 |
0,333 |
0,192 |
0,219 |
1 |
0,267 |
0,151 |
Х6 |
0,335 |
0,249 |
0,41 |
0,425 |
0,267 |
1 |
0,557 |
Х7 |
0,145 |
0,342 |
0,221 |
0,238 |
0,151 |
0,557 |
1 |
Предварительная оценка общностей, собственные значения матрицы корреляции: сумма 7 |
|||||||
Собственное значение |
2,663 |
1,092 |
0,945 |
0,921 |
0,606 |
0,428 |
0,345 |
Доля, % |
38,043 |
15,597 |
13,496 |
13,159 |
8,66 |
6,109 |
4,935 |
Суммарный, % |
38,043 |
53,64 |
67,136 |
80,296 |
88,956 |
95,065 |
100 |
В результате проведенного факторного анализа было выделено два фактора, характеризующих влияние отдельных переменных на структуру экранной культуры. Данные представлены в табл. 5. Метод выделения факторов – метод главных компонентов.
Таблица 5
Объясненная совокупная дисперсия
|
Фактор 1 |
Фактор 2 |
Извлечение суммы квадратов нагрузок |
1,932 |
1,823 |
Всего |
38,043 |
53,64 |
Ротация суммы квадратов нагрузок |
||
% дисперсии |
27,601 |
27,601 |
Суммарный % |
26,038 |
53,64 |
Для выбора наиболее значимых факторов был использован график «каменистая осыпь», который используется для визуализации отбора числа значимых факторов. Как показано на рис. 3, то, где начинается резкий спад, и будет количеством факторов, на котором необходимо остановиться.
Для анализа было выбрано два фактора, первый главный компонент объясняет 38% общей дисперсии, второй – 53,6% общей дисперсии.
Проанализировав матрицу компонентов в табл. 6 (тип факторизации – анализ главных компонентов), сделаем следующие выводы:
- относительно высокое значение для корреляции фактора 1 имеется между переменными Х6 – Эстетический, Х3 – Мотивационный, Х4 – Нормативный, Х7 – Этический;
- относительно высокое значение для корреляции фактора 2 имеется между переменными Х1 – Аксиологический, Х4 – Операционно-деятельностный.
Рис. 3. График собственных значений для определения количества факторов
Таблица 6
Матрица компонентов
Матрица компонентов |
|||
|
Фактор 1 |
Фактор 2 |
|
X1 |
0,4 |
0,582 |
|
Х2 |
0,55 |
0,235 |
|
Х3 |
0,67 |
–0,491 |
|
Х4 |
0,658 |
–0,524 |
|
Х5 |
0,52 |
0,41 |
|
Х6 |
0,796 |
0,031 |
|
Х7 |
0,645 |
0,116 |
|
Переменные, значимые для фактора 1, характеризуются установлением определенных правил, границ, институциональных рамок, определяющих поведение человека в экранном пространстве. Таким образом, фактор 1 можно назвать «Институциональный».
Переменные, значимые для фактора 2, характеризуются осознанием личностью неизбежности и необходимости использования экранов, а также наличием знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых для имплементации экранов в профессиональную деятельность. Таким образом, фактор 2 можно назвать «Утилитарный».
На основании ротированной матрицы компонентов – табл. 7 (тип факторизации – анализ главных компонентов, метод вращения – варимакс с нормализацией Кайзера, вращение сошлось за три итерации) – в одну группу собираются предикторы, которые наиболее тесно взаимосвязаны между собой (наиболее высокое значение корреляции).
Для фактора 1 это Х3 – Мотивационный, Х4 – Нормативный и Х6 – Эстетический, для фактора 2 это Х1 – Аксиологический, Х5 - Операционно-деятельностный, Х2 – Личностный, Х6 – Эстетический, Х7 – Этический.
Таким образом, после вращения матрицы наблюдается в основном увеличение показателей переменных в факторах (табл. 8). Тип факторизации – анализ главных компонентов, метод вращения – варимакс с нормализацией Кайзера.
Таблица 7
Перевернутая матрица компонентов
Перевернутая матрица компонентов |
||
|
Фактор 1 |
Фактор 2 |
X1 |
–0,104 |
0,698 |
Х2 |
0,242 |
0,547 |
Х3 |
0,825 |
0,098 |
Х4 |
0,839 |
0,065 |
Х5 |
0,101 |
0,654 |
Х6 |
0,561 |
0,565 |
Х7 |
–0,392 |
0,524 |
Таблица 8
Матрица преобразований компонентов
Компонент |
1 |
2 |
1 |
0,731 |
0,682 |
2 |
–0,682 |
0,731 |
Далее перейдем к вращению факторов, целью которого является получение простой структуры, которой соответствует большое значение нагрузки каждой переменной только по одному фактору и малое по всем остальным факторам.
Нагрузка отражает связь между предиктором и фактором, являясь подобием коэффициента корреляции. Значение нагрузки лежит в пределах (–1; 1) (см. рис. 4).
Рис. 4. Диаграмма компонента во вращаемом пространстве
Согласно табл. 9 (тип факторизации – анализ главных компонентов, метод вращения – варимакс с нормализацией Кайзера):
- для фактора 1 наиболее значимыми являются предикторы Х3 – Мотивационный и Х4 – Нормативный;
- для фактора 2 наиболее значимыми являются предикторы Х1 – Аксиологический и Х5 – Операционно-деятельностный.
Таблица 9
Матрица коэффициентов значений компонентов
|
Фактор 1 |
Фактор 2 |
X1 |
–0,254 |
0,492 |
Х2 |
0,004 |
0,298 |
Х3 |
0,491 |
–0,157 |
Х4 |
0,508 |
–0,183 |
Х5 |
–0,113 |
0,408 |
Х6 |
0,199 |
0,225 |
Х7 |
0,105 |
–0,243 |
Из данных, представленных в табл. 10 (тип факторизации – анализ главных компонентов, метод вращения – варимакс с нормализацией Кайзера), видно, что фактор 1 и фактор 2 имеют линейную зависимость, так как ковариация равна 1.
Таблица 10
Ковариационная матрица значений компонентов
Компонент |
1 |
2 |
1 |
1,000 |
0,000 |
2 |
0,000 |
1,000 |
Таким образом, проведенный факторный анализ показывает, что для структуры экранной культуры наибольшее значение имеют мотивационный и нормативный компоненты. Далее вторыми по значимости являются аксиологический и операционно-деятельностный компоненты. Оставшиеся компоненты (личностный, эстетический, этический) хотя и входят в структуру экранной культуры, но сильного веса в ее структуре не имеют.
На основании вышеизложенного представим графическое изображение модели структуры экранной культуры студентов – будущих педагогов, согласно которой экранная культура базируется на мотивационном (1) и нормативном (2) компонентах, являющихся основанием модели-треугольника и всей структуры в целом. Далее в средней части треугольника находятся аксиологический (3) и операционно-деятельностный (4) компоненты, и замыкают модель личностный (5), эстетический (6), этический (7) компоненты, которые образуют вершину треугольника (рис. 5).
Заключение / Conclusion
Проведенное исследование позволило при помощи метода экспертных оценок выделить основные ключевые компоненты, определяющие структуру экранной культуры студентов – будущих педагогов. К таковым будут относиться следующие компоненты: аксиологический, личностный, мотивационный, нормативный, операционно-деятельностный, эстетический, этический.
Факторный анализ помог оценить влияние каждого компонента и его вклад в совокупную структуру экранной культуры. Так, наиболее значимыми будут являться мотивационный и нормативный компоненты, образующие группу «институционального» фактора. Следующей по значимости является группа «утилитарного» фактора, в которую будут входить аксиологический и операционно-деятельностный компоненты. Оставшиеся три компонента хотя и являются наименее значимыми в общей структуре, но тоже важны для нее.
Рис. 5. Модель структуры экранной культуры студентов – будущих педагогов
Таким образом, знание компонентов и значимости их влияния на структуру экранной культуры позволяет разработать корректную педагогическую модель формирования экранной культуры студентов – будущих педагогов, которая будет способствовать ее максимально эффективному формированию.