Full text

Введение / Introduction

 

В наше время все больше людей осознают значимость изучения иностранных языков, что приводит к повышению интереса к русскому языку, одному из самых распространенных в мире, со стороны студентов из дружественных России стран. Иностранцы, стремящиеся расширить свои коммуникативные навыки и углубить понимание русской культуры, также обращают внимание на русский язык. Вместе с тем преподаватели русского языка как иностранного (далее – РКИ) в высших учебных заведениях сталкиваются с разнообразными трудностями и препятствиями в процессе обучения иностранных студентов. В этом плане использование метода конструирования может стать эффективным инструментом для повышения качества обучения РКИ и достижения успешных результатов. При обучении в вузе иностранным студентам важно учитывать различные аспекты и способы развития их речевых навыков по русскому языку. Необходимо акцентировать внимание на формировании компетенций, которые будут способствовать развитию коммуникативной способности. Важно помнить, что процесс обучения на русском языке как иностранном требует комплексного подхода, объединяющего все аспекты речевой деятельности – аудирование, чтение, говорение и письмо. Эти способности и умения необходимо развивать с целью достижения более высокого уровня коммуникативной компетенции и успешного обучения студентов. При использовании метода обучения РКИ, предложенного в нашем исследовании, студенты конструируют различные предметы, фигуры или сцены, используя бумагу и другие материалы. Затем они коммуницируют на русском языке, описывая свои конструкции и обсуждая их со своими однокурсниками и преподавателем. Метод конструирования является эффективным средством развития коммуникативной компетенции студентов по ряду причин. Во-первых, он предоставляет студентам возможность активного использования русского языка в практических ситуациях, что помогает им увереннее и легче выражать свои мысли и идеи. Во-вторых, создание моделей требует воображения и творческого подхода, что способствует развитию языкового мышления студентов. Кроме того, сам процесс конструирования тренирует навыки работы в группе, умение слушать и понимать других, а также решать проблемные ситуации. Метод конструирования в преподавании русского языка как иностранного для развития коммуникативной компетенции у иностранных студентов является эффективным инструментом в обучении. В ходе исследования было обнаружено, что использование данного метода способствует развитию навыков общения на русском языке, улучшению понимания речи и расширению словарного запаса студентов.

Метод конструирования является инновационным и эффективным инструментом, который может быть использован в преподавании русского языка как иностранного для развития коммуникативной компетенции студентов. Этот метод предлагает студентам различные задания и активности, связанные с созданием разнообразных объектов, что способствует развитию их языковых навыков, творческого мышления и моторики. Во-первых, метод конструирования позволяет студентам углубить свое понимание русского языка через создание конкретных предметов и объектов. Например, студенты могут создавать модели различных зданий или предметов быта, описывая процесс конструирования и функции этих объектов на русском языке. Такие практические упражнения помогают студентам применять изученные лексические и грамматические структуры в реальных контекстах. Во-вторых, метод конструирования активизирует творческое мышление студентов. Они должны использовать свою фантазию и креативность для создания уникальных моделей, что способствует развитию их языкового выражения и оригинальности в использовании языковых средств. Кроме того, при конструировании студенты могут работать в парах или группах, что способствует развитию навыков коллективного творчества и коммуникации на русском языке. В-третьих, метод конструирования развивает моторику студентов и способствует их участию в активном физическом процессе. Это также способствует развитию творческого мышления, воображения и умения решать коммуникативные проблемы. В итоге использование метода конструирования в образовании является эффективным способом не только обучения РКИ, но и развития иностранных студентов в различных аспектах их личности.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Понятие «коммуникативная компетентность» происходит от латинского слова “community”, что означает создание общего, установление связей. Р. К. Хелт разделяет точку зрения, что это объединение знаний о стандартах и правилах взаимодействия в ходе естественного общения, включая диалог, конфликтные ситуации, переговоры и прочее [1]. Базовым элементом обучения, по мнению зарубежного исследователя O. Турко, является развитие коммуникативной компетенции как на родном, так и на иностранном языке [2]. Однако формирование социально активной личности происходит через развитие коммуникативной компетенции, которая включает в себя не только знания о языке, но и умение применять их на практике. Этот процесс также связан с выполнением воспитательных задач и направлен на создание культурно осведомленной личности, способной адаптироваться к современному миру. «Коммуникативная компетенция тесно связана с культурной компетенцией и способствует развитию общей гуманитарной культуры, что, в свою очередь, формирует у человека высокие творческие, мировоззренческие и поведенческие способности, необходимые для успешного участия в разнообразных сферах деятельности», – утверждают исследователи из Республики Казахстан Д. Адырбеков, Ж. Дуйсенбекова и Е. Ергашев [3].

Многие ученые, включая И. И. Новосельцеву, рассматривают иноязычную коммуникативную компетенцию как способность использовать язык в различных областях деятельности в зависимости от целей и контекста общения [4]. Компетенции, связанные с взаимодействием человека и общества, включают в себя кросс-культурное общение, деловую переписку, бизнес-язык и иноязычное общение. Следует отметить, что в результате анализа работы М. Н. Ветчиновой эти компетенции могут быть рассмотрены как составляющие социальной компетентности: умение общения, способность находить и использовать разнообразные вербальные и невербальные методы выражения мыслей на родном и иностранном языках [5]. Не вызывает никаких сомнений значимость культуры общения как на обычном, так и на профессиональном уровне. В зависимости от сферы деятельности это общение может осуществляться на родном или иностранном языке. Для успешной интеграции в общество это особенно важно. Мы согласны с мнением М. П. Трофименко о том, что «сегодня иноязычная коммуникативная компетенция является обязательным компонентом профессиональной подготовки специалиста. Неоспоримым фактом является то, что высококвалифицированный работник должен быть в состоянии использовать научные достижения других стран и народов» [6].

Развитие коммуникативной компетенции требует включения всего комплекса способностей и умений, формируемых при обучении всем основным видам речевой деятельности, в отличие от отдельного умения или навыка, которые можно тренировать каждое само по себе. Мы разделяем мнение П. Дж. Митчелла о том, что «изучение иностранного языка начинается с погружения в культуру и общение с носителями языка; это позволяет обучающимся ощутить себя частью целого, узнать себя в новом контексте» [7]. Разнообразные мероприятия по изучению иностранного языка становятся ключом к успешной идентификации с языком и культурой, открывая новые возможности и перспективы. В вузе, при обучении различным видам речевой деятельности, важно учитывать особенности преподавания русского языка как иностранного в рамках современного компетентностного подхода к обучению. Основными видами речевой деятельности являются чтение, аудирование, письмо и говорение. Чтение различных материалов, как утверждает О. Н. Лихачева, способствует улучшению навыков общения и является ключевой задачей в обучении [8]. Это важное средство для формирования устной речи, где студенты могут применить свои знания. Они учатся видеть особенности структуры описаний и аргументации, изучая разнообразные тексты. Аудирование, письмо и говорение – это термины, требующие пояснения в методическом плане. Студенты учатся создавать коммуникативные ситуации, основанные на логике высказываний. Они могут применить это знание к своим собственным репликам, формируя их в различных формах и объемах, считает А. Л. Морозова [9].

Мы согласны с мнением Р. Ф. Мустафиной, И. А. Щербаковой и М. С. Ильиной о том, что «для успешного овладения иностранным языком необходимо использовать интерактивные методы и диалогические модели в обучении, расширять и конструировать позиции для свободного общения, развивать культурное и лингвокультурное сознание, умение работать с разнообразными источниками информации, а также иметь мотивацию для изучения иностранного языка» [10]. В соответствии с тезисами С. А. Золотаревой и М. В. Межовой мы можем сделать вывод, что студенты, обладающие коммуникативной компетенцией, имеют важные навыки и знания, а именно они умеют анализировать информацию, распознавать языковые единицы, а также оценивать социокультурный контекст и стилистические особенности языка [11]. Кроме того, они развивают свои способности в области фонематического слуха, языковой догадки и активного слушания. Также они обучены фонетическому чтению и умеют выражать свои мысли вербально.

Одной из эффективных технологий обучения русскому языку как иностранному является использование метода конструирования при работе в малых группах на занятиях, считает Х. А. Шайхутдинова [12]. Развитие речевых навыков у студентов несет в себе больший потенциал, чем просто обучение. Это помогает им стать более гибкими и приспособленными к работе в группе. Важно, чтобы они научились сотрудничать и взаимодействовать, так как это способствует их будущей карьере. Мы разделяем мнение В. П. Самариной, А. Н. Шевченко и А. В. Самарина о том, что творческое развитие и самореализация студентов обеспечиваются изучением иностранных языков на основе основных принципов продуктивного метода, который позволяет систематизировать методологические основы интегрированного обучения языкам иностранных студентов [13].

Методика обучения русскому языку как иностранному опирается на принцип активного общения, где студенты активно используют языковые навыки для выражения собственных мыслей и идей в процессе метода конструирования различных моделей. Опыт Л. Р. Мустафина, П. Л. Габдрахмановой и Е. Н. Богатовой показал, что обучение русскому языку как иностранному эффективней, если со студентами используются зрительные и практические методы преподавания [14]. Этот подход предполагает не только пассивное усвоение информации, но и активное применение языковых навыков для создания высказываний в процессе деятельности. В процессе обучения студентам предоставляется возможность участвовать в различных формах общения, включая устную и письменную речь, чтение и аудирование. Сам процесс обучения структурируется вокруг трех ключевых этапов, выделенных Е. Ю. Поляковой: создание модели, презентация продукта деятельности и рефлексия [15]. На первом этапе в ходе создания какой-либо модели из бумаги или другого материала, фигуры, сюжета студенты используют конструирование как способ для стимулирования развития умений в устной речи студентов, важно организовывать общение в различных ситуациях. На втором этапе обучающиеся демонстрируют свои знания и умения, выступая с презентацией продукта практической деятельности перед аудиторией. Для описания своих материалов студенты вынуждены воспользоваться множеством грамматических конструкций и разнообразных словесных выражений. На третьем этапе каждый участник имеет возможность высказать свое мнение по теме занятия или задать вопросы для обсуждения.

Проанализировав точки зрения исследователей по теме нашей статьи, можно заключить, что изучение русского языка как иностранного при помощи метода конструирования приводит к активному участию студентов в учебном процессе и развитию навыков самостоятельной деятельности. Сначала студенты создают разнообразные предметы и сцены из бумаги и других материалов, затем они обсуждают свои работы на русском языке с однокурсниками и преподавателем, что способствует развитию языковых навыков, творческого мышления и моторики. Метод предполагает разработку заданий, связанных с созданием объектов, что делает процесс обучения РКИ более интересным и эффективным.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Сегодня обучение русскому языку как иностранному рассматривается как ключевой элемент в развитии личности студента из-за рубежа, соответствующий современным стандартам профессиональной подготовки специалиста [16]. Поэтому требования к дисциплине «Русский язык как иностранный» постоянно возрастают, и его роль в образовательном процессе становится все более интегративной и значимой, не ограничиваясь простым усвоением нового языка.

Иностранные студенты, изучающие русский язык, сталкиваются с вызовом запоминания падежных окончаний, правил использования глаголов и существительных, а также особых случаев применения предлогов. Однако с помощью современных методов визуализации и запоминания эту сложную задачу можно легко преодолеть [17]. Используя практические методы, такие как метод конструирования, студенты с различным уровнем языковых навыков могут раскрыть свой творческий потенциал. В процессе работы над этими методами они глубже погружаются в полученные знания и применяют их на практике [18]. Эти знания не только усвоены ими на уроках русского языка, но и получены при изучении других предметов. Самостоятельная внеаудиторная работа также способствует этому процессу [19]. Вместо традиционных методов обучения РКИ можно применять метод конструирования, не считая его альтернативой, а скорее способом, который ведет к наиболее эффективной подготовке будущих специалистов. В ходе практики и на основании выводов исследователя Е. С. Зданович было установлено, что использование эвристических методов обучения на занятиях по дисциплине «Русский язык как иностранный» способствует развитию самостоятельности студентов и раскрытию их творческого потенциала [20]. Это позволяет студентам самостоятельно приобретать новые знания, что, в свою очередь, увеличивает их мотивацию и интерес к обучению, делая процесс более эффективным.

Важно организовать занятия по дисциплине «Русский язык как иностранный» так, чтобы обучающиеся могли непосредственно ощутить результаты своих усилий, выполняя задания при конструировании. Для развития мотивации к изучению русского языка необходимы стимулы и поощрения. Преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности иностранных студентов, их интересы, чтобы создать атмосферу, в которой студенты будут чувствовать себя уважаемыми и привлекательными. Важно поощрять и поддерживать интерес студентов к изучению иностранных языков. Исследования А. Хоссейни и З. Хейдари-Пур в области психологии показывают, что ключевым фактором для активности человека в различных сферах жизни являются его эмоции [21]. Учитывая это, важно вовлекать эмоциональный аспект в процесс обучения, поскольку он стимулирует фантазию и творчество обучающихся. Преподаватель, используя различные методики, способствует развитию эмоциональной составляющей в обучении. Важно отметить, что креативность преподавателя влияет положительно на интерес иностранных студентов к учебному материалу. Творческий преподаватель обладает способностью к постоянному преобразованию и созданию нового вокруг себя. Применение нестандартных технологий также помогает педагогам создавать более динамичную образовательную среду [22].

Для того чтобы улучшить свои коммуникативные навыки на русском языке, важно использовать определенные принципы [23]. Эти принципы также применяются при использовании метода конструирования в преподавании РКИ в высшей школе. Принцип фрагментарности заключается в том, чтобы давать информацию по частям для легкого усвоения, а также разбивать ее на небольшие блоки для удобства запоминания лексики. Принцип анимации предполагает использование ассоциаций и иллюстраций для более наглядного объяснения материала. А принцип визуализации включает выполнение творческих заданий на основе схем, моделей, картин и других визуальных материалов. Систематизация и структурирование информации, умения и возможность обсуждения результатов деятельности – все это является принципом, который применяется для успешной учебной деятельности иностранных студентов в овладении РКИ.

Для успешного применения метода конструирования в обучении русскому языку как иностранному важно соблюдать определенную последовательность при создании различных объектов:

– первоначальное изучение или продумывание частей и полного вида объекта, включая его назначение, применение;

– применение навыков и знаний чтения рисунков, чертежей, а также анализ объекта;

– непосредственное создание модели с использованием приемов описания, рассуждения, пояснения на иностранном для студента языке [24].

Формирование коммуникативной компетенции у иностранных студентов в профессиональном контексте осуществляется с использованием разнообразных педагогических технологий, например конструирования. Для этого требуются новые подходы к приближению студентов к профессиональной сфере в условиях, когда отсутствует практика. Важно создать образовательную среду, включающую современные методики обучения, ориентированные на развитие навыков и умений, для эффективного коммуникативного взаимодействия [25].

Используя вышеописанные методы и приемы преподавания русского языка как иностранного, надо понимать: студенты должны обладать умениями и навыками в трех направлениях деятельности [26]. Важно, чтобы они умели использовать предложенные образцы в различных общительных ситуациях, изменять их компоненты в соответствии с обстоятельствами, а также умели высказываться на предложенные темы, используя изученную лексику. В части чтения в результате обучения РКИ они должны уметь понимать содержание текстов, написанных с использованием знакомого языкового материала, а также средней сложности адаптированных литературных произведений, содержащих незнакомую лексику, но понимаемую по контексту. В процессе обучения аудированию важно, чтобы студенты понимали смысл высказываний собеседника, основанных на известных языковых структурах и связанных с изученными ситуациями, смысл высказываний в изученных или подобных им ситуациях, даже если встречается незнакомая лексика, которая не влияет на общее понимание. В области письменной речи необходимо, чтобы обучающиеся умели составить рассказ о себе, своей жизни и интересах. К таким же выводам пришла в своих исследованиях Н. А. Забелина, тезисы которой были взяты в нашей работе за основу для адаптации результатов обучения иностранных студентов при изучении русского языка как иностранного [27].

Одним из практических аспектов использования данного метода является активное вовлечение студентов в процесс обучения. Вместо пассивной передачи информации преподаватель становится наставником и фасилитатором, ориентированным на поддержку их активности и самостоятельности [28]. Студенты активно строят свои знания и навыки, самостоятельно решают коммуникативные задачи и применяют полученные знания на практике. Другой важный аспект использования метода конструирования – это обучение в группе и коллективная работа. Студенты работают в парах или небольших группах, взаимодействуют друг с другом, обсуждают задание, предлагают свои решения и взаимно корректируют ошибки. Это не только развивает навыки коллективной работы и коммуникации, но и способствует повышению мотивации и интереса к изучению русского языка, отмечают Н. В. Девдариани и Л. П. Ястребова [29]. Кроме того, метод конструирования из различных материалов позволяет индивидуализировать обучение, адаптировать его к потребностям каждого студента. В зависимости от уровня владения русским языком можно предложить задания и модели для конструирования разных уровней сложности. Это помогает учащимся чувствовать себя комфортно и успешно преодолевать новые лингвистические барьеры [30].

Практические примеры использования метода конструирования для развития коммуникативной компетенции помогут студентам могут лучше понять и применять грамматические правила, развить навыки устной и письменной речи, а также расширить свой лексический запас [31]. Например, студентам могут быть предложены карточки с разными временами глаголов или образцы предложений с разными частями речи. Студенты должны соединять карточки и конструировать фразы или предложения в соответствии с заданной грамматической моделью. Этот метод помогает студентам лучше понимать грамматические правила и освоить их применение в практическом контексте. Студентам могут быть предложены конструкторы или блоки с разными предложениями или абзацами. Они должны использовать эти элементы, чтобы создать тексты на русском языке. Преподаватель может предложить тему для текста, например «Моя семья» или «Мой любимый фильм». Студенты должны использовать доступные конструкторы или блоки для создания текста, используя их для соединения предложения или абзацы в логической последовательности. Этот метод помогает студентам развить навыки письма на русском языке, а также организации информации в тексте, считает Н. Джампулатова [32].

 

Результаты исследования / Research results

 

Метод конструирования позволяет использовать различные элементы обучающей среды: тексты, аутентичные материалы, звукозаписи, видеоматериалы и т. д., чтобы создать условия для активной коммуникации студентов на русском языке. Такой подход способствует усвоению новых знаний и навыков более органично и эффективно. Таким образом, в данной статье мы рассмотрели метод конструирования в преподавании РКИ для развития коммуникативной компетенции иностранных студентов. Метод представлен на примере конкретных упражнений и заданий, которые помогут формированию навыков чтения, аудирования, говорения и письма на русском языке.

Один из приемов использования метода конструирования по изучении русского языка как иностранного – создание различных моделей на основе просмотра и анализа видеоматериалов. Преподаватель может подобрать короткие видеоролики на русском языке с различными ситуациями, которые встречаются в повседневной русскоязычной среде. Такие видеоматериалы позволяют иностранным студентам улучшить навыки восприятия на слух и развить свою реакцию на различные ситуации. Кроме того, они могут использоваться для обсуждения и анализа в группе, что способствует развитию навыков общения и дебатирования на русском языке. После обсуждения результатов просмотра и отработки некоторых языковых умений студенты могут приступить к конструированию моделей или объектов в различных техниках. Еще одним примером является использование аутентичных материалов на русском языке. Это могут быть реальные тексты, аудиозаписи или видеозаписи, такие как статьи, новости, радиопередачи, фильмы и прочее, на основе которых студенты смогут отработать применение ряда языковых конструкций при конструировании. Использование аутентичных материалов развивает навыки чтения, аудирования и позволяет студентам ознакомиться с реальным языком. Такие материалы также могут быть использованы для обсуждения и анализа в группе в процессе конструирования, что помогает студентам развить свою коммуникативную компетенцию.

Это лишь некоторые примеры применения метода конструирования из разных видов материалов в преподавании русского языка как иностранного для развития коммуникативной компетенции студентов. Важно подбирать разнообразные материалы, которые будут интересны и позволят студентам погрузиться в русскоязычную среду, развивать свои навыки общения на русском языке.

Изучение русского языка как иностранного является сложным и многогранным процессом, требующим использования разнообразных материалов и методов обучения. Автором исследования были выделены достоинства применения метода конструирования в преподавании русского языка как иностранного в высшей школе. Первое преимущество метода заключается в его гибкости и возможности адаптации к разным уровням языковой подготовки студентов. Используя разные виды материалов, преподаватель может создавать задания и упражнения, соответствующие индивидуальным потребностям каждого студента. Например, для начинающих студентов можно использовать наглядные пособия, игровые карточки или аудиоматериалы, а для более продвинутых – оригинальные тексты, видео и интерактивные упражнения. Второе достоинство метода – его способность стимулировать активное взаимодействие студентов и развивать их коммуникативные навыки. Студенты, работая с разнообразными материалами, учатся выражать свои мысли на русском языке и общаться с другими студентами и преподавателем. Это способствует развитию уверенности в себе и умению адаптироваться к различным коммуникативным ситуациям. Третье преимущество метода заключается в его мотивационной функции. Использование различных материалов для конструирования делает процесс изучения русского языка интересным и разнообразным. Студенты вовлекаются в активную деятельность, проявляют творческий подход к заданиям и получают удовлетворение от достижения результатов. Это способствует повышению мотивации и усилению желания продолжать изучение языка. Метод конструирования также позволяет преподавателю лучше оценить прогресс иностранных студентов и адаптировать обучение к их потребностям. Активное взаимодействие студентов с различными материалами помогает выявить их сильные и слабые стороны, а также определить области, в которых требуется дополнительная работа. Это позволяет преподавателю более эффективно планировать уроки и обеспечивать индивидуальную поддержку каждому студенту. Таким образом, метод конструирования в преподавании русского языка как иностранного отличается своей гибкостью, способностью стимулировать коммуникативное взаимодействие, мотивировать студентов и обеспечивать более индивидуальный подход к обучению. Применение данного метода помогает развить коммуникативную компетенцию студентов и достичь лучших результатов в изучении русского языка.

Одним из основных недостатков применения метода конструирования при развитии коммуникативной компетенции студентов является сложность избегания неправильной употребления языковых средств. В процессе использования данного метода студенты могут создавать конструкции, которые неправильно передают их мысли или недостаточно точно соответствуют правилам русского языка. Это может привести к возникновению путаницы и непониманию со стороны собеседника. Кроме того, данный метод требует от преподавателя и студентов дополнительного времени и усилий для подготовки и работы с различными материалами. Не всем студентам может быть сразу доступен широкий выбор материалов, которые могут быть использованы для создания моделей и конструкций. Это может ограничить возможности преподавателя и утомить студентов, что, в свою очередь, может отрицательно сказаться на их мотивации и интересе к изучению языка. Также данный метод может быть недостаточно эффективным в развитии языковых навыков. Конструирование из различных материалов может помочь студентам сформировать некоторые языковые структуры, но не всегда способствует развитию навыков понимания и использования этих структур в речи. Это может создать дисбаланс в развитии различных языковых компетенций и привести к недостаточной подготовке студентов к реальным коммуникативным ситуациям. Кроме того, при применении данного метода может возникнуть сложность в оценке успехов иностранных студентов. Как правило, конструирование из разных видов материалов требует от студентов творческого подхода и индивидуального проекта. Это может затруднить объективную оценку студентов и сравнение их успехов друг с другом. К тому же возможно искажение оценки из-за неправильного использования языковых средств при конструировании.

В целом, несмотря на определенные преимущества, метод конструирования имеет ряд недостатков, которые могут затруднить эффективное преподавание русского языка как иностранного и развитие коммуникативной компетенции студентов. Эти недостатки должны быть учтены и решены преподавателями, чтобы обеспечить максимальную пользу от использования данного метода.

Преподавание русского языка как иностранного с использованием метода конструирования предполагает наличие определенных требований к преподавателю, ведь для успешной реализации данного метода необходимо, чтобы преподаватель обладал рядом навыков и компетенций. Во-первых, преподаватель должен иметь определенный уровень знания русского языка. Он должен владеть языком на высоком уровне и обладать навыками быстрого и грамотного оформления учебных материалов. Только такой преподаватель сможет успешно использовать разные виды материалов и конструировать с их помощью интересные и практические задания для студентов. Во-вторых, преподаватель должен обладать знаниями в области лингвистики и педагогики. Он должен быть знаком с основными принципами обучения иностранным языкам и уметь применять эти знания на практике. Также важно, чтобы преподаватель понимал, какие материалы и методы наиболее эффективны для развития коммуникативной компетенции иностранных студентов. В-третьих, педагог должен обладать творческим мышлением и умением находить нестандартные подходы к преподаванию РКИ. Использование разных видов материалов требует от преподавателя гибкости и способности адаптироваться к разным учебным ситуациям. Он должен уметь создавать задания, которые будут интересными и мотивирующими для студентов, и способствовать активному использованию языка в коммуникативных ситуациях. Таким образом, для успешной реализации метода конструирования в преподавании РКИ для развития коммуникативной компетенции студентов преподаватель должен обладать отличным знанием русского языка, знаниями в области лингвистики и педагогики, творческим мышлением и готовностью к постоянному саморазвитию.

 

Заключение / Conclusion

 

Изучение русского языка как иностранного на уровне высшего образования представляет собой сложное и многообразное поле, где возникают различные сложности и вызовы в процессе обучения. В заключении можно сказать, что использование метода конструирования в преподавании русского языка как иностранного является эффективным способом развития коммуникативной компетенции студентов. Этот метод позволяет студентам не только усвоить новые слова и грамматические конструкции, но и активно использовать их в реальных ситуациях общения, проводя собственные исследования, создавая проекты и коммуницируя с другими участниками учебного процесса. Одной из основных особенностей использования метода конструирования является возможность создания полностью индивидуализированных учебных материалов. Каждый студент может выбрать для себя наиболее интересные и доступные материалы и использовать их для изучения РКИ. Это способствует более глубокому усвоению материала и повышению мотивации к изучению русского языка. Еще одной характеристикой метода конструирования является его способность развивать творческое мышление и общительность иностранных студентов. В ходе работы с различными материалами студенты учатся находить нестандартные решения задач, предлагать свои идеи и высказывать свое мнение. Это помогает развить навыки самостоятельной работы, критического мышления и умения эффективно общаться на русском языке. Также метод конструирования способствует развитию моторики и координации движений у студентов, особенно если используются материалы для создания объектов или проектов. Это помогает сделать процесс обучения РКИ более практичным и интересным, а также способствует более глубокому усвоению материала.

Важно отметить, что применение метода конструирования требует от преподавателя гибкости и творческого подхода. Преподаватель должен уметь адаптировать материалы под уровень и потребности каждого ученика, а также понимать особенности работы с различными материалами. Однако усилия преподавателя окупаются результатами: иностранные студенты более активно участвуют в процессе обучения РКИ, проявляют больший интерес к русскому языку и достигают более высоких результатов.

Таким образом, использование метода конструирования из различных материалов в преподавании РКИ способствует интенсификации формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов.