Full text

Введение / Introduction

 

В поликультурном мире современному человеку необходимо обладать мультиязычными коммуникативными навыками и быть способным к непрерывному обучению в информационной среде [1]. Обучение через общение, согласно заключениям С. Копп и Н. Кремер, основано:

-     на умении воспринимать чужую точку зрения;

-      способности глубоко понимать психические состояния, качества и поступки партнеров по взаимодействию [2].

Всеми этими качествами, согласно С. В. Кузьменко, должен обладать специалист в сфере социально-культурной деятельности [3]. Кроме того, перечисленные способности и умения, что подтверждается выводами В. В. Бойко, составляют основу коммуникативной толерантности [4].

Соответствующая информационно-образовательная среда предполагает, как отмечают П. Г. Лабзина, С. Г. Меньшенина, Е. В. Кошарская, от педагога (наставника) умения создавать и поддерживать атмосферу, способствующую развитию честности и открытости; поощрения и руководства; полного согласия и доверия обучающихся [5].

ЮНЕСКО, как и ООН, функционирующие под эгидой содействия взаимопониманию между людьми, в качестве ключевых задач социально-культурной деятельности предполагают:

-     формирование и поддержку межкультурной коммуникации;

-     солидарность в борьбе с нетерпимостью, стереотипами, дискриминацией и насилием [6].

В. Черникова отмечает, что достижения в развитии информационных технологий зачастую нарушают или ставят под сомнение многие традиционные представления о ценностях, смысле жизни, роли и месте культуры в них. Усиливается процесс дегуманизации культуры. Современная культура рационализируется интеллектуализмом, исчезает ее чувственное, интуитивное содержание. По выводам ученого, проблема сохранения культуры как никогда актуальна. Она становится равнозначной проблеме выживания человечества как биологического вида [7].

Ю. Чжао, Дж. Лайон, Ю. Чжан, С. Сонг, Х. Яо указывают, что использование компьютеров и смартфонов в социально-культурной деятельности обеспечивает людям возможность создавать, получать, хранить и распространять информацию [8].

Как отмечает С. В. Кузьменко, специалист в сфере социально-культурной деятельности работает одновременно с людьми и с электронными документами [9], причем он несет личную ответственность за сохранность и конфиденциальность многих данных в цифровом формате [10]. С учетом этого возрастают требования к уровню его технической подготовки: владения цифровыми технологиями, мобильными средствами, интерактивными сервисами и др.

По выводам О. Г. Смоляниновой, Н. А. Ивановой, Н. С. Подуcовой, современный мир переживает влияние информатизации на производственные процессы, потребительское поведение, творческие выражения и политическую сферу [11]. Различные информационные технологии делают творческий опыт доступным для широкой публики, способствуя увеличению и распространению культурных моделей и ценностных ориентиров в коммуникационном пространстве [12]. Эти изменения придают общественное значение разнообразным культурным формам и нормам.

Актуальность данной проблемы заключается и в важности воспитания коммуникативной толерантности у обучающихся цифровой школы. Это отражено в национальной доктрине образования. Важно, чтобы система образования формировала у молодежи понимание разнообразия национальных и религиозных традиций, а также уважение к различным этническим культурам [13]. Итак, развитие коммуникативной толерантности среди обучающихся цифровой школы – это ключевая задача для высших учебных заведений и одна из важнейших социально-культурных проблем современности.

С. П. Ащена в своем исследовании утверждает, что переход к мобильному онлайн-обучению может способствовать [14]:

-      поощрению активного участия и взаимодействия участников коммуникации с носителями «других» культур» посредством онлайн-встреч или через интерактивное приложение;

-      обеспечению качественного инклюзивного обучения;

-      разработке актуального и адаптивного контента;

-      достижению равенства в области мобильных цифровых технологий.

Согласно выводам Е. В. Соболевой, Т. Н. Суворовой, М. И. Бочарова, Т. И. Бочаровой, мобильное обучение возможно рассматривать как подход, при котором среда обучения не ограничена социально-культурной средой конкретного образовательного учреждения или рамками классического дидактического процесса [15].

Таким образом, с одной стороны, мобильные технологии обладают объективно мощным дидактическим потенциалом в плане поддержки мотивации, коммуникации и обмена опытом между людями различных культур. Однако в настоящий момент наиболее активно развивается и методически прорабатывается технический аспект внедрения мобильных приложений и соответствующих программных средств в активизацию обучения и познания.

Цель работы – выявить и обосновать особенности организации практической деятельности по разработке мобильных приложений для формирования коммуникативной толерантности специалистов в сфере социально-культурной деятельности.

Задачи исследования:

1)       уточнить содержание и выявить уровни развития коммуникативной толерантности;

2)       определить возможности мобильных технологий, использование которых позволит создать дополнительные ресурсы для формирования коммуникативной толерантности специалистов;

3)       выявить и обосновать педагогические условия, способствующие наиболее эффективному формированию коммуникативной толерантности студентов в ходе разработке мобильных приложений;

4)          экспериментально проверить эффективность предлагаемой системы работы.

В работе выдвигается следующая гипотеза: формирование коммуникативной толерантности специалистов в сфере социально-культурной деятельности в ходе разработки мобильных приложений учебного назначения будет эффективным, если дидактические возможности современных цифровых технологий будут целесообразно использоваться и учитываться на всех этапах развития коммуникативной толерантности (от обучения до выражения активной позиции в информационной среде) студентов.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Согласно Уставу ЮНЕСКО, мир должен строиться на интеллектуальной и моральной солидарности человечества. Это означает, что ЮНЕСКО проводит и поддерживает осуществление инициатив, расширяющих и обогащающих дидактические возможности средств новых информационных технологий для мирного, свободного и равноправного сосуществования всех культур и наций.

Эти инициативы реализуются в единстве образования, культуры, науки, средств массовой информации и технических средств связи. Другими словами, привлекаются и активно используются для удовлетворения указанных ключевых задач все достижения человеческого разума и научно-технического прогресса.

По выводам В. Черниковой, влияние PR-технологий, предполагающих содержание и методологию реализации информации, может быть как позитивно, так и негативно оценено с точки зрения воздействия на массовое сознание населения [16]. Этот диапазон воздействия определяется М. От, Ф. Пози как сложный механизм, называемый манипуляцией. Важная составляющая жизненной позиции человека, толерантность, в данной ситуации может смягчить потенциальное противоречие, ведь собственные ценности и интересы есть у каждого члена общества [17].

С. В. Мареева, Е. Д. Слободенюк, В. А. Аникин отмечают, что в современном мире одной из фундаментальных ценностей признается толерантность. По их утверждениям, одной из ключевых областей, где формирование и поддержание ценности толерантности становится государственной задачей, является образование [18].

А. В. Пономарев, Е. В. Реймер также обосновывают, что взаимодействие студентов в совместной деятельности может строиться как на основе чувств товарищества и сплоченности, так и на основе конкуренции и обособленности по различным признакам [19]. Качество взаимоотношений определяет уровень коммуникативной толерантности. Важно распознавать социокультурные шаблоны, которые влияют на формирование толерантных или нетерпимых взглядов.

А. Г. Асмолов рассматривает коммуникативную толерантность «как искусство жить в мире непохожих людей и идей» [20]. Г. Д. Дмитриев выделяет следующие этапы развития толерантности: обучение толерантности (развитие у обучающихся терпимости в отношении культурных особенностей других этносов); коммуникация с представителями другой культуры в целях изучения ее особенностей и лучшего понимания; формирование уважения к обнаруженным культурным различиям; понимание и выражение в коммуникативной деятельности активной социальной позиции [21].

М. Веркуйтен, Р. Коллар выделяют, что использование понятия «толерантность» вполне возможно и эффективно с позиции проектирования управления социально-культурным образованием [22]. В социальной сфере, где необходимо действие «мягких» человек-ориентированных методов, настраиваемых на личностные особенности «объекта», применима, по их выводам, именно подобная когнитивно-психологическая технология.

Н. Гончаревич и другие выдвигают гипотезу, что проблема воспитания толерантной личности актуальна для современного общества, характеристиками которого являются плюрализм, отсутствие единообразия во мнениях, оценках, установках, формах поведения. Роль социального педагога в решении этой проблемы, по заключениям авторов, трудно переоценить [23]. Они устанавливают, что в современном научно-методическом сообществе профессионализм наставника все чаще рассматривается в связи с его толерантностью.

Таким образом, в указанных выше исследованиях:

-     проанализированы различные подходы к определению сущности коммуникативной толерантности;

-     выявлена значимость формирования коммуникативной толерантности у современного человека.

О. Г. Смолянинова, Н. А. Иванова, Н. С. Подуcова исследуют особенности организации информационно-образовательной среды в университете, основа которой – технология медиации [24]. Медиация рассматривается в контексте урегулирования конфликтов и формирования психологически комфортной образовательной среды, обеспечения социальной и эмоциональной безопасности личности.

Л. Попович, Д. Чосич, С. Попов показывают, что контрастные точки зрения и идеи, привносимые разнообразным персоналом, являются ценным ресурсом, способствующим творчеству и инновациям в современном информационном обществе [25]. Сочетание различных точек зрения и опыта при поддержке средств ИКТ, по заключениям Ю. Чжао, Дж. Лайон, Ю. Чжан, С. Сонг, Х. Яо, повышает способность человека или организации генерировать оригинальные идеи и расширять творческий потенциал [26].

Согласно выводам С. П. Ащена, в период пандемии COVID-19 система образования столкнулась с необходимостью значительных изменений, и гораздо больших, нежели просто обеспечение наличия и доступа к современным цифровым ресурсам, например таким, как мобильные приложения [27].

С. Сакулвичицинту описывает опыт исследований, в которых оценивается влияние средств мобильных технологий на сознание и подсознание человека. Автор отмечает, что контент мобильных приложений поддерживает различные формы коммуникации (межличностную, групповую) через естественно образуемую призму восприятия полученной информации. Происходит интеграция зрительного, слухового, графического образов слов [28].

Д. Кумар, Б. Пандей заключают, что интерес исследователей к изучению роли и влияния мобильного обучения в сфере высшего образования стремительно возрос с 2010 года, особенно после появления на рынке доступных смартфонов [29]. Во многих исследованиях сообщается, что высшие учебные заведения начали предпринимать усилия по внедрению мобильных устройств в процессы подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере социально-культурной деятельности.

А. Хинце, Н. Вандершанц, С. Тимпани, С. Каннингем, С.-Дж. Саравани, С. Уилкинсон отмечают, что наблюдается активная интеграция мобильных технологий (приложений, сервисов) в систему высшего образования [30]. Они указывают, что внимание педагогов и методистов все больше сосредотачивается на использовании мобильных устройств для офлайн- и онлайн-обучения. При этом неучтенным остается потенциал мобильных технологий для исследовательских целей, поддержки когнитивного развития и формирования качеств личности. Поэтому авторы инструментами онлайн-анкеты опросили сотрудников и студентов высших учебных заведений в Новой Зеландии. Главная цель – выяснить, какие (и каким образом) мобильные приложения используются в преподавании, организации исследований и профориентационной работе. Параллельно ученые отслеживали преимущества и недостатки включения мобильных технологий в деятельность университетов.

Ими выявлено, что преподаватели и студенты главным образом используют мобильные приложения:

-     для хранения и обмена документами (данными);

-     коммуникации (в том числе межкультурной).

Особо авторы отмечают, что доля чисто академического использования мобильных приложений в среде высшего образования Новой Зеландии весьма незначительна.

В большинстве случаев использование приложений было основано на личной мотивации, а не являлось закономерным следствием педагогической установки от преподавателя, т. е. мобильное приложение не применялось для оптимизации отношений и интересов различных социальных групп и классов. Однако принявшие участие в опросе, безусловно, отметили наличие такой дидактической возможности у современных информационных технологий.

Е. В. Соболева, С. E. Чиркина, O. A. Калугина представляют классификацию используемых в обучении мобильных приложений на основе содержательного и функционального признаков. Главный критерий выбора – дидактическое назначение проектируемого приложения (мотивация, актуализация, контроль, изучение нового материала, развитие/саморазвитие или воспитание/самовоспитание) [31].

Анализ современных технологий мобильного обучения позволил Д. А. Шабалиной, Е. В. Соболевой, З. В. Шиловой, Н. В. Гавриловской, В. Л. Снежко выделить следующие основные преимущества его реализации в образовательном процессе и социально-культурной деятельности [32]: наличие обратной связи и возможности оценки результатов обучения; возможность самостоятельного выбора места и времени обучения; возможность персонификации образовательной программы; изменение форм аудиторной работы за счет широкого применения практико-ориентированных технологий; расширение спектра социального взаимодействия и др.

С. К. Яруткамолпонг, П. Ван Муанг, Л. Нгуен, П. Дуангнгерн отмечают, что дидактические возможности мобильных технологий зачастую направлены на создание наиболее комфортных условий реализации образовательного процесса вне учебного заведения посредством обеспечения доступа к информационным ресурсам [33].

Таким образом, в представленных исследованиях выявлен значительный дидактических потенциал мобильных технологий.

O. В. Львова указывает на то, что поиск путей и средств решения проблемы толерантности сейчас крайне актуален для мирового сообщества [34]. В России, в силу ряда обстоятельств, за значительное время был накоплен определенный опыт; предложены различные подходы к решению подобных проблем.

В ходе выполненного анализа установлено следующее:

-     в реалиях развития современного мультикультурного общества обостряется проблема взаимоотношений (терпимости) между людьми, приятие/неприятие других точек зрения;

-     в плане духовно-нравственного воспитания молодежи особую роль и влияние приобретают цифровые технологии, социальные сети;

-     мобильные платформы и приложения как средства новых цифровых технологий обладают существенным дидактическим потенциалом в плане активизации познания и поддержки коммуникации в информационной образовательной среде.

Итак, мобильные устройства, согласно выводам К. Алзуби, становятся все более популярными среди педагогов и методистов как инструмент обучения и познания [35]. Однако важно осознавать, что потенциал мобильных технологий не ограничивается лишь учебными целями. Они также способны стимулировать исследовательскую деятельность, улучшать когнитивные функции и способствовать развитию личностных качеств.

Таким образом, современные программные средства, в частности мобильные приложения, обладающие существенным социально-культурным потенциалом, могут и должны активно применяться для поддержки формирования коммуникативной толерантности в межкультурной студенческой среде, что соответствует требованиям и социальному заказу цифрового общества.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Были проанализированы различные подходы к пониманию сущности и выделению структурных компонентов коммуникативной толерантности, рассмотрены варианты и дидактические технологии ее развития. Также определены проблемы и перспективы воздействия современных информационно-коммуникационных средств, в частности мобильных приложений, на образовательный процесс в плане поддержки формирования поликультурной личности.

Практика разработки и применения мобильных приложений социально-культурного назначения для формирования коммуникативной толерантности реализована среди студентов направления подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность, профиль – «Менеджмент социально-культурной деятельности» (уровень бакалавриата). В опытно-экспериментальной работе задействовано 82 студента третьего курса Орловского института культуры (далее – ОГИК).

Проектирование и создание мобильных приложений происходило на занятиях по дисциплине «Инновационный опыт профессиональной деятельности в сфере культуры». Средний возраст – 21 год. Среди участников 65% девушек и 35% молодых людей.

Для разработки мобильных приложений социально-культурного назначения будущие специалисты применяли инструменты облачной среды MIT App Inventor. В процессе выбора на разных этапах исследования оценивался потенциал следующих программных продуктов: GDevelop, iBuildApp, MS Visual Studio, Eclipse, Phaser, MIT App Inventor, Android Studio, Godot, Dvadeshki и др.

Критерии выбора: целевая аудитория; функциональные возможности разработки; мультиязычность; сложности использования и разработки программного решения; использование разных технологий для хранения информации.

Для оценки сформированности коммуникативной толерантности применялся тест В. В. Бойко. Его преимущества:

-      он позволяет наставнику разглядеть слабые места опрашиваемого;

-      понять, какие поведенческие реакции, стратегии и установки в межличностном общении стоит подкорректировать, чтобы сделать коммуникационный процесс эффективным.

Тест включает 45 вопросов, поделенных на 9 блоков. Каждый из блоков отражает особенности поведения в определенных условиях общения. Шкала оценок содержит целые значения от 0 до 3 баллов. Их использует респондент, чтобы выразить, насколько по отношению к нему применимы приведенные в тесте суждения. Механизм расстановки значений: 0 баллов – не применимы; 1 балл – иногда применяются в незначительном проявлении; 2 балла – применяются, и значительно; 3 балла – применяются в максимальном выражении.

Далее подсчитывается сумма баллов, полученных по всем девяти признакам. Максимальное число баллов – 135, по каждому из блоков – 15. Так как все участники эксперимента – обучающиеся третьего курса института культуры, то было принято решение ввести три уровня выраженности коммуникативной толерантности: высокий (от 1 до 45 баллов), средний (45–85 баллов), низкий (85–135 баллов), т. е. уровень «полное неприятие» был объединен с уровнем «низкий».

Уровень, согласно методике В. В. Бойко, – это интегральный показатель по всем блокам.

Критерий χ2 Пирсона использован на этапе статистической обработки результатов исследования. Его реализация выполнена в среде для онлайн-расчетов (https://medstatistic.ru/calculators/calchit.html). При проверке однородности был выполнен анализ выборки (с помощью гистограммы относительных частот, которая имитирует плотность распределения).

Ограничения и условия критерия выполняются (объем выборки больше 30 респондентов, пересечения в них отсутствуют, сумма респондентов по каждой группе совпадает с общим числом студентов по направлению подготовки).

 

Результаты исследования / Research results

 

Уточнение основных понятий

Коммуникативная толерантность в представленном исследовании рассматривается как интегративное качество личности, формирующееся в процессе социализации.

Мобильное приложение – это программное обеспечение, функциональный веб-продукт, который специально разрабатывается на основе возможностей современных гаджетов. Мобильное приложение социально-культурного назначения отличается тем, что это программный продукт, функции и внешний вид которого изначально предназначены для работы на мобильных платформах в целях достижения общественно значимых образовательных целях.

Проведенная аналитическая работа с источниками литературы позволяет заключить, что коммуникативная толерантность выражается в высоконравственной мотивации поведения и общения, в установках толерантного сознания, стремлении к межкультурному диалогу, в плодотворных способах социального взаимодействия в мультиязычной информационной среде. При определении видов коммуникативной толерантности будем придерживаться тех, которые сформулировал В. В. Бойко [36]:

1)   ситуативная, отражающая отношение личности к конкретному человеку;

2)   типологическая, напротив, выражающаяся в отношении к определенному типу личности или конкретной группе людей;

3)   профессиональная, обозначающая способность эффективно общаться в профессиональных сферах;

4)   общая, указывающая на отношение к людям в целом.

При этом формирование коммуникативной толерантности будем выстраивать согласно логике, предложенной Г. Д. Дмитриевым: от обучения толерантности через коммуникацию и взаимодействие к активной социальной деятельности [37]. При этом каждый этап в этой цепочке поддерживается когнитивной деятельностью будущих педагогов в среде программной разработки для мобильного приложения.

Мобильное приложение социально-культурного назначения для поддержки формирования коммуникативной толерантности у будущих социальных менеджеров – это программное обеспечение, разработанное специально:

-     для оптимизации процесса обучения, познания и развития;

-     обеспечения дополнительных возможностей при информационном взаимодействии пользователей, в том числе и на иностранном языке.

Дидактические возможности мобильных приложений: мотивация и стимулирование; активизация познания, развитие творчества; поддержка информационной коммуникации.

Педагогические условия – это комплекс специально организованных обстоятельств и направлений педагогической деятельности, которые в совокупности определяют достижение эффективности результата, в данном случае – формирование коммуникативной толерантности студентов.

Особенности работы с мобильными приложениями – это специфические виды деятельности, способствующие развитию коммуникативной толерантности.

В исследовании мобильные приложения социально-культурного назначения используются для содействия толерантности; коммуникации с представителями другой культуры (социальной группы, нации); формирования уважения к культурным и интеллектуально-эмоциональным особенностям; выражения активной позиции.

Ранее было отмечено, что существует достаточное количество средств и сред программирования мобильных решений (GDevelop, iBuildApp, MS Visual Studio, Eclipse, Phaser, MIT App Inventor, Android Studio, Godot и др.).

Укажем причины выбора именно MIT App Inventor:

1)   возможность работы в среде даже новичков, так как построение программ осуществляется в визуальном режиме с использованием блоков программного кода;

2)   поддержка OS Android, работа в которой не требует знания языка программирования Java и Android SDK. Достаточно знания элементарных основ алгоритмизации;

3)   рабочее окно конструктора состоит из нескольких областей: просмотрщик, палитра, список компонентов, инструменты для работы с медиа (используемые картинки и аудио), настройки компонентов (цвет, размер текста, шрифт) и прочее;

4)   бесплатный облачный инструмент. Платформа с открытым исходным кодом позволяет сразу приступить к визуальному дизайну игры или приложения;

5)   после создания проекта его сразу можно установить на мобильное устройство и запустить с помощью QR-кода.

Отметим те приобретаемые навыки и компетенции, которые потенциально могут быть сформированы в ходе предлагаемой практической деятельности:

-     умение формировать и организовывать социально-культурную работу в цифровой среде на основе мобильных приложений;

-     способность управлять соответствующими информационными и коммуникативными процессами;

-     навыки проведения оценки эффективности и рисков мультикультурных проектов и программ в социально-культурной сфере;

-     навыки эффективного взаимодействия в проектной команде, члены которой могут быть представителями разных этнических групп, культур и др.

 

Организация работы по созданию мобильного приложения

Теоретические вопросы, которые были рассмотрены студентами в рамках дисциплины «Инновационный опыт профессиональной деятельности в сфере культуры» при изучении мобильных технологий:

-      что такое мобильное обучение, перспективы его развития в контексте приоритетов цифровой школы, требований общества и вызовов Индустрии 4.0;

-      виды и примеры мобильных приложений социально-культурного назначения (программы для проведения опроса и викторин, тренажеры, обучающие средства, игровые решения, симуляторы);

-      примеры программных платформ и сервисов для разработки соответствующих мобильных приложений;

-      интерфейс и особенности работы в среде проектирования.

Практические аспекты: режим дизайнера (для создания интерфейса приложения), режим конструктора (для программирования компонентов приложения).

Например, в режиме дизайнера (слева от рабочего стола) находятся те компоненты, которые можно добавлять в приложение. Справа – те компоненты, которые уже добавлены. Добавленным компонентам можно изменять свойства.

Опишем логику одного из практических занятий – «Знакомство со средой. Создание социально-культурного проекта».

1. Перейдите по ссылке на главную страницу сайта и зарегистрируйтесь через аккаунт Google. Следует сделать рекомендуемое действие и принять лицензионное соглашение.

2. Создать новый проект. Проекты создаются либо через кнопку меню «Проекты» – «Начать новый проект», либо через аналогичную кнопку приветственного окна.

3. Определите имя (название) приложения. После этого вы попадаете на экран конструктора для создания проектов – в среду разработки. В основе этого сервиса лежит создание мобильного приложения за счет инструментов двух рабочих столов. Разберем их далее.

4. Рабочий стол «Дизайнер». Это пространство конструктора, которое отвечает за дизайн приложения. Здесь вы формируете компоненты интерфейса, из которых далее создаёте приложение. И здесь же происходит настройка каждого компонента на более точные задачи.

4.1. Палитра. В палитре собраны все компоненты, которые помогут создать функционал приложения. Здесь находятся кнопки, изображения, карты, датчики устройств и прочее.

Именно отсюда и следует брать все элементы для разработки мобильных приложений.

4.2. Просмотр. Этот специальный экран программы помогает в создании прототипа проекта. Он служит для предварительного просмотра в конструкторе.

4.3. Компоненты. Проект состоит из множества компонентов, которыми наполняется проект. Этот инструмент сервиса помогает работать с ними.

4.4. Свойства. Это окно для дополнительной настройки каждого элемента проекта.

4.5. Медиа. Здесь можно посмотреть список используемых медиафайлов: изображений, видео-, аудиороликов и т. п.

4.6. Рабочий стол «Блоки» – это пространство сервиса, где вы можете разрабатывать программную часть продукта.

Пример проектируемого приложения – «Шар судьбы». Готовое решение будет представлять собой виртуальную конструкцию в виде шара. Внутри шара имеется темная жидкость, в которой плавает икосаэдр, на который нанесены различные ответы. Всего предполагается 20 вариантов ответа. Пользователь задает вопрос, встряхивая шар и получает ответ.

Методическая рекомендация: обучающийся самостоятельно определяет содержание вопросов; язык, на котором они будут написаны.

Представленный далее вариант описывает ситуацию электронного шара, где при встряхивании смартфона пользователю выдается ответ из шести фраз на английском языке. Программа использует в своей основе функцию акселерометра (управление ориентацией девайса): «Возможно», «Перспективы неопределенные», «Вероятно, да», «Ни за что», «Это определенно», «Маловероятно», «Ответ туманный», «Без сомнения». Для начала на экране Screen размещаются необходимые компоненты: вертикальное расположение («Палитра» – «Расположение»); изображение, метка 1 и метка 2 («Палитра» – «Интерфейс пользователя»); sound 1 («Палитра» – «Звук»); сенсор Акселерометра 1 («Палитра» – «Сенсоры»).

Два последних компонента являются невидимыми. Компоненты в вертикальном расположении должны быть размещены по центру. В раздел «Медиа» добавьте изображение шара и файл с музыкой. Далее прописывается код приложения. Для этого необходимо перейти в меню «Блоки». Далее проверьте программу при помощи эмулятора (Подключиться – Эмулятор) или смартфона (скачиванием APK-файла). Сохраните проект.

Пример другого проекта, который реализовывали обучающиеся, – «Как Ваше самочувствие?». Это мобильное приложение в игровой форме предусматривает проверку изменения настроения в течение дня. Методическая рекомендация: название приложения, фразы для диалога обучающийся записывает на предпочтительном для него языке.

 

Описание опытно-экспериментальной работы

На первом этапе проводился анализ значимости проблемы формирования коммуникативной толерантности в современном поликультурном обществе. Обосновано, что коммуникативная толерантность является интегративным качеством личности. Выделены и проанализированы трудности и варианты воздействия современных цифровых средств, в частности мобильных приложений, на дидактический процесс в плане развития поликультурной личности. Определены положения федерального стандарта по направлению подготовки, уточнены направления учебно-воспитательной и будущей профессиональной деятельности.

Здесь же проведен анализ программных средств (платформ, систем программирования, веб-сервисов), обладающих ресурсами для реализации поставленных задач исследования. Выявлено и обосновано, что MIT App Inventor является оптимальной средой разработки для новичков в программировании.

Конечно, имеются отечественные проекты для поддержки блочного программирования, например Dvadeshki (https://dvadeshki.ru/). Редактор работает в браузере, онлайн и офлайн. Однако возможность проверить спроектированное в нем приложение для мобильного телефона пока отсутствует. Поэтому для проведения опытно-экспериментальной работы Dvadeshki не подходит.

Далее было изучено содержание различных психологических решений для оценки коммуникативной толерантности: методики «Индекс толерантности» (Г. Солдатова, О. Кравцова, О. Хухлаева, Л. Шайгерова) и определения толерантности к неопределенности (С. Баднер); тест коммуникативный толерантности (В. В. Бойко) и др. В качестве методики для проводимого исследования было принято решение использовать тест В. В. Бойко. Причины такого выбора:

-      тест позволяет диагностировать толерантные и интолерантные личностные установки, проявляющиеся в процессе различных видов общения (в том числе и профессионального);

-      девять блоков вопросов теста позволяют отразить особенности поведения человека в определенных ситуациях общения;

-      качественно-количественный анализ балльных оценок дает возможность распределить респондентов по уровням развития коммуникативной толерантности (от высокой степени выраженности до полного неприятия окружающих).

С помощью теста все респонденты, составившие генеральную выборку, были разделены на экспериментальную и контрольную группы (в каждой по 41 студенту).

Разработанные приложения обучающиеся экспериментальной группы могли использовать и в рамках преддипломной практики для поддержки информационного социально-культурного взаимодействия.

Студенты контрольной группы также изучали все темы указанной дисциплины по рабочей программе. Однако к целенаправленной и организованной, согласно описанной выше логике, работе по проектированию мобильных приложений они не привлекались.

Примеры вопросов и заданий, которые выполняли специалисты социально-культурной сферы:

1. Какие конструкторы сайтов вам известны? Выберите один из них, дайте характеристику, опишите достоинства и недостатки, возможности использования в образовательном процессе. Продемонстрируйте его применение для поддержки информационного взаимодействия в мультикультурном обществе.

2. Опишите цифровые инструменты для создания образовательного квеста в дистанционном обучении. Предусмотрите вариант, что заниматься могут представители различных социальных групп, этносов, народов и культур.

3. Создайте свой квест по культуре той страны, в которой вы бы хотели преподавать.

4. Перечислите примеры облачных сервисов и приведите примеры их применения во внеурочной деятельности учащихся.

5. Используя онлайн-сервис, создайте ментальную карту, тематика которой отражает вашу будущую профессиональную деятельность.

6. Используя конструктор тестов, создайте онлайн-тест, тематика которого отражает вашу будущую профессиональную деятельность в поликультурном обществе.

На фиксирующей стадии эксперимента вновь проводилось тестирование по методике В. В. Бойко. Отметим, что по выводам В. В. Бойко коммуникативную толерантность необходимо рассматривать как интегральную характеристику (показатель) отношения личности к людям, показывающую степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.

Высокий уровень коммуникативной толерантности: обучающийся понимает и принимает важность активной созидательной деятельности в современном поликультурном и многонациональном обществе, интенсивно осваивающем и применяющем средства новых информационных технологий. В соответствии с принципом толерантности он способен самостоятельно отбирать материал для наполнения социально-культурного электронного ресурса. Без ошибок оформляет ресурс в цифровом виде. Активно применяет получившийся информационно-образовательный продукт для сохранения своей социально-культурной идентичности, понимания других культур, уважения иных культурно-этнических общностей, поддержки мира и согласия с представителями разных национальностей, рас и верований.

Средний уровень коммуникативной толерантности: обучающийся в большинстве случаев понимает и принимает важность активной созидательной деятельности в современном информационном поликультурном обществе. В соответствии с принципом толерантности он способен при незначительной помощи наставника отбирать материал для наполнения социально-культурного электронного ресурса. Без грубых технических и содержательных ошибок оформляет его в цифровом виде. Стремится применять разработанное информационно-образовательное решение для формирования и поддержки межкультурной коммуникации, в борьбе с нетерпимостью, стереотипами, дискриминацией.

Низкий уровень коммуникативной толерантности: обучающийся в редких случаях понимает и принимает важность активной созидательной деятельности в современном информационном поликультурном обществе. В соответствии с принципом толерантности он способен только при существенной методической помощи наставника отбирать материал для наполнения социально-культурного электронного ресурса. С некоторыми техническими и содержательными ошибками оформляет его в цифровом виде. Студент стремится научиться применять разработанное информационно-образовательное решение для уважения разнообразия мнений, культурных особенностей, религий, полов, рас и других аспектов; понимания точки зрения других людей, проявления интереса к их мыслям и чувствам; для поддержки конструктивного диалога.

В таблице ниже зафиксированы результаты измерения уровня коммуникативной толерантности менеджеров по методике В. В. Бойко до и после практики разработки мобильных приложений.

 

Результаты влияния вовлечения студентов

в разработку приложений на уровень их коммуникативной толерантности

 

Уровень

Группы

Контрольная (41 студент)

Экспериментальная (41 студент)

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Высокий

6

7

5

12

Средний

17

18

18

23

Низкий

18

16

18

6

 

Для α = 0,05, χ2крит равно 5.991. Определено, что χ2obs.1< χ2crit (0.119 < 5.991), and χ2obs.2> χ2crit (6.547>5.991). Следовательно, отличие в уровнях коммуникативной толерантности для экспериментальной и контрольной групп можно считать не случайным. Представленное выше распределение и последующее изменение в уровнях развития коммуникативной толерантности, на наш взгляд, вызвано следующими факторами:

-      повышенным интересом обучающихся к практической работе с мобильными сервисами;

-      самостоятельностью в выборе содержания для наполнения социально-культурных электронных материалов;

-        активной коммуникацией в мультиязычной среде и интенсивной обратной связью;

-      изначальным уровнем терпимости педагогов к учащимся, способностью понимать и прощать несовершенства окружающих.

 

Заключение / Conclusion

 

Формирование коммуникативной толерантности реализуется по цепочке от обучения толерантности через информационное взаимодействие к активной социальной деятельности. Каждый шаг в этой последовательности учебно-познавательных действий поддерживается интерактивной коммуникацией в среде программной разработки для мобильного приложения.

Инструменты MIT App Inventor (дизайн и блоки конструирования кода) позволяют достаточно быстро создавать мобильные приложения. При этом соответствующим образом организованная практическая деятельность (т. е. сам процесс проектирования) поддерживает будущих специалистов в развитии тех способностей и навыков, которые и составляют сущность коммуникативной толерантности. Полученное программное решение содержит и учебно-воспитательный контент, обладающий потенциалом для формирования таких качеств личности, как терпимость, уважительное отношение, миролюбие, любовь, добрая воля и др.

В ходе исследования были организованы следующие педагогические условия, способствующие формированию коммуникативной толерантности:

-     выполнена мотивация участников информационного взаимодействия;

-       разработана система задач и вопросов, методических материалов и инструкций;

-     учтены как интересы обучающихся, так и требования к уровню их профессиональной подготовки;

-       организовано получение обратной связи через инструменты и компоненты среды.

В исследовании мобильные приложения социально-культурного назначения применяются для содействия толерантности; поддержки мультиязычного взаимодействия; формирования уважения к культурным особенностям других людей (этносов, народов); развития эмоционального интеллекта.

Итак, отметим, какие особенности работы с мобильными приложениями обеспечивают дополнительные условия для развития коммуникативной толерантности менеджеров сферы социально-культурной деятельности:

-      добровольный характер общения всех участников информационного взаимодействия;

-      применение инновационных информационных технологий для поддержки конструктивного диалога в рамках профессионального общения: для уважения разнообразия мнений, этнических и культурных аспектов; понимания точки зрения других людей, проявления интереса к их мыслям и чувствам; в борьбе с нетерпимостью, стереотипами, дискриминацией;

-      наличие обратной связи через инструменты и компоненты среды разработки (кнопки, метки, изображения);

-      самостоятельный выбор сюжета и содержания для наполнения мобильных приложений социально-культурного назначения;

-        активное применение мобильных решений в профессиональном общении для понимания психического состояния, качества и поступков партнеров по взаимодействию.

Полученные результаты исследования планируется использовать для совершенствования форм и методов преподавания для других дисциплин указанной программы подготовки, а также для внедрения элементов работы по созданию учебных мобильных приложений в программы дополнительного профессионального образования, реализуемые на базе ОГИК.