Введение / Introduction
На сегодняшний день управленческое образование меняется в связи с появлением новых технологий. А. П. Панфилова выделяет современные активные методы обучения, такие как симуляции, компьютерные деловые игры, кейс-стади, мастер‑классы, стендапы и многое другое [1]. Большинство современных методов обучения будущих менеджеров базируется на какой-то определенной истории. Технология сторителлинга активно применяется в коммерческих образовательных центрах, в дистанционном образовании, а также в корпоративном обучении. Преподаватели классических университетов тоже применяют сторителлинг на своих лекционных занятиях, интегрируют историю в учебный материал. По словам Ж. Е. Ермолаевой, одни преподаватели при применении технологии сторителлинга используют фильмы, другие – кейс-стади, некоторые рассказывают истории из собственного опыта – это наиболее встречающееся явление преподавателей-практиков [2]. Однако не получило широкого распространения применение сторителлинга в обратном смысле – когда студент рассказывает свои истории и повышает уровень социального взаимодействия. Для будущих менеджеров компетентность социального взаимодействия является ключевой профессиональной компетентностью, которая развивается на протяжении всей жизни. Одни студенты в силу своих личностных качеств способны легко справиться с социальным взаимодействием, другим сложно устанавливать социальный контакт, поэтому данный навык необходимо формировать в процессе получения высшего образования.
Ключевым аспектом сторителлинга в образовании является его способность к передаче ценностей, социальных норм и профессиональных знаний через истории. По наблюдениям К. Галло, сторителлинг позволяет развить чувство эмпатии и способствует пониманию других людей [3]. Еще одной особенностью сторителлинга является его способность приводить к запоминанию информации, поскольку истории запоминаются намного лучше фактов или концепций.
В процессе обучения будущих менеджеров сторителлинг может быть использован как технология для обучения таким навыкам, как коммуникация, лидерство, управление конфликтами, мотивации персонала и другим аспектам межличностных взаимоотношений. Таким образом, сторителлинг при формировании компетентности социального взаимодействия будущих менеджеров может стать эффективной технологией, способствующей развитию ключевых навыков и качеств, необходимых для успешного руководства организацией.
Обзор литературы / Literature review
Управление людьми невозможно без осуществления социального взаимодействия. Менеджмент построен на том, как правильно общаться, осуществлять влияние и мотивировать персонал организации. Если рассматривать функции менеджмента, разработанные А. Файолем, к которым относятся планирование, организация, мотивация, контроль и координация [4], то можно отметить, что каждый из перечисленных процессов базируется на социальном контакте с другими людьми.
Феномен социального взаимодействия исследовался в разных аспектах научного знания. С философской точки зрения, по мнению Н. Л. Виноградовой, социальное взаимодействие определяется как способ бытия, в котором основой является диалогическое отношение субъектов социального действия [5]. Согласно социологическому подходу Г. В. Осипов характеризует социальное взаимодействие как поведение индивидуума, группы или общества на текущий момент и в перспективе [6]. С педагогической точки зрения социальное взаимодействие, по исследованиям Г. И. Козырева, является процессом влияния социальных субъектов друг на друга, в котором происходит обмен информацией, знаниями, опытом [7]. С точки зрения управления наиболее релевантной интерпретацией термина социального взаимодействия является трактовка, предложенная Э. Дюркгеймом. По его мнению, социальное взаимодействие – это связи, способные объединять людей благодаря определенным специфическим признакам, сформированным общественными реалиями [8]. В настоящее время социальному взаимодействию по-прежнему уделяется значимое внимание. С. Хоплер, Р. Сегерер, Я. Никитин разработали модель социального взаимодействия, состоящую из шести компонентов: актер, партнер, отношения, деятельность, контекст и оценка [9].
Поскольку менеджер всегда находится в процессе коммуникации, ему необходимо активно владеть компетентностью социального взаимодействия, которая представлена в исследованиях В. В. Макаровой как интегративное качество личности, формируемое и реализующееся посредством управленческой и инновационной деятельности, включающее совокупность личностных и профессиональных характеристик, способствующих установлению межличностных и межгрупповых отношений [10]. Например, в таких вузах, как Заполярный государственный университет им. Н. М. Федоровского и в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете, преподают дисциплину «Социальное взаимодействие», целью которой, по мнению автора программы Ж. А. Сулаевой, является формирование и развитие целостного представления о процессе налаживания и поддержания социально-психологических отношений [11]. Однако формирование компетентности социального взаимодействия, как пишет И. Г. Захарова, – это не задача одной учебной дисциплины, это задача образовательной программы, при реализации которой используется междисциплинарный подход, применяются интерактивные технологии и инструменты взаимодействия субъектов образовательного процесса, внедрение практико-ориентированных методов обучения [12].
О важности социально-эмоционального взаимодействия в своей статье говорит С. Хуан [13]. Она делает основной упор на то, что при совместном обучении формируется способность социального взаимодействия, сопровождаемая эмоциональным контекстом. В своих трудах С. Хуан описывает педагогическую методику формирования и развития социально-эмоционального взаимодействия студентов при совместном обучении. Помимо совместной работы, в качестве методов формирования управленческих компетентностей А. О. Мухаметжанова выделяет дискуссии, тренинги, мастер-классы, деловые игры, мозговые штурмы и т. д. [14] Все эти методы активно изучаются и применяются в формировании различных компетенций обучающихся.
Однако существует технология обучения, которая является одной из старейших форм обучения и формирования знаний умений и навыков – сторителлинг. Р. Шанк считает, что знания – это результат опыта, а опыт – это всегда история [15]. М. Грин считает, что цель сторителлинга в преподавании заключается в том, чтобы обеспечить интерес к обучению, создать структурную модель курса, поделиться знаниями со студентами в привычной для них форме и укрепить связь между субъектами образовательного процесса [16]. Помимо перечисленных целей, существует не менее важная цель – формирование компетентности социального взаимодействия. Д. Вилингем полагает, что применение технологии сторителлинга позволяет преподавателю добиться большего доверия от студентов, поскольку истории несут искренний посыл, помогающий расположить собеседников друг к другу, а также запомнить предоставленный материал [17]. Достигается наиболее благоприятная атмосфера в коллективе, лидером которого становится рассказчик. Это не значит, что только преподаватель должен рассказывать истории – студенты могут захотеть поделиться своей историей, что станет отправной точкой к укреплению социального взаимодействия в коллективе и развитию изучаемой компетентности. Дж. Рашер выделяет три части сторителлинга: осмысленность, связанность и запоминаемость [18]. Управленческая наука тесно переплетается с человеческими отношениями, которые волнуют каждого, поэтому кейсов на различные темы из личного или профессионального опыта достаточно у каждого человека, необходимо лишь связывать их с изучаемой темой. Дж. Фой пишет о том, что сторителлинг позволяет понимать главных героев истории и способствует сопереживанию, что формирует чувство эмпатии у студентов, которое является элементом социального взаимодействия [19]. Иногда истории не требуют специальных навыков драматурга, в менеджменте достаточно личных историй известных управленцев или лидеров. Рассказ про них в доступной форме позволит упростить учебный материал, а также вовлечь студентов в процесс и выступит катализатором мотивации на карьерные достижения. В своих трудах А. Симмонс утверждает, что упрощенный материал гораздо лучше запоминается студентами [20]. Например, история про Хоторнский эксперимент, описанный Э. Мэйо [21], имеет интересную сюжетную линию и объясняет студентам появление управленческой школы человеческих отношений.
Г. Денистон-Трохта делится правилами применения сторителлинга в обучении [22]. Первое правило – придерживаться образовательных целей. Второе – история должна заинтересовать студента, затронуть его лично. Третье правило – выдерживать интригу, которая будет усиливать значимость основной мысли. М. Дрейк исследует в своих трудах форматы сторителлинга, к которым относит такие форматы, как публичное выступление спикера, длинные тексты и даже мультфильмы. Мультфильмы, по его мнению, удерживают внимание как детей, так и взрослых и транслируют в большинстве своем довольно глубокие смыслы [23]. Например, мультфильм «Рататуй», снятый по одноименной детской книге, написанной Р. Китти [24], рассказывает историю успеха мышонка, получившего желаемую работу. Однако на этом же примере можно рассказывать про SWOT-анализ (пока потребитель не знал о мышах на кухне ресторана, мыши не были слабой стороной компании).
Д. Макадамс рассуждает в своих трудах о значимости историй, созданных студентами [25]. Размышления студентов, возникающие в процессе построения жизненных повествований, способствуют формированию своей идентичности и развитию личностных качеств. К. Абрахамсон не советует злоупотреблять технологией сторителлинга в процессе подготовки специалистов, поскольку это может расслабить студентов и сбить их серьезный настрой на получение образования [26]. Р. Ландрум разработал практические рекомендации для преподавателей психологии по использованию технологии сторителлинга, выделив главный аспект, который заключается в установлении взаимопонимания между преподавателем и студентом, основанного на доверии [27]. Стоит обращать внимание на то, какие ценностные установки, помимо учебной задачи, транслируются через рассказанную историю. Р. Макки пишет о том, что ценности должны обладать парным зарядом: положительным и отрицательным [28]. Ключевые сюжетные повороты истории должны происходить на контрасте морального выбора персонажа. На протяжении всей истории, как утверждает Д. Хатченс, рассказчик описывает характеристики главного героя, его действия, которые могут соотноситься с мыслями студентов, коррелировать с их выбором, благодаря чему студенты могут сопоставить собственный путь с развитием персонажа истории [29]. Ю. С. Яхновская в своих трудах исследует коммуникативные практики в обучении, опираясь на технологию сторителлинга [30]. По ее мнению, процесс перехода от лекции к сторителлингу неизбежен еще и потому, что такого подхода требует общество и современный рынок образовательных услуг.
Некоторые современные зарубежные исследования также посвящены проблеме сторителлинга в образовании. Дж. Тсе указывает на важность сторителлинга, поскольку он превращает учебное задание в приятное занятие для учащихся, предоставляя им более мотивирующий и увлекательный способ передавать мысли, добавляя в истории различные цифровые средства и навыки, а не просто слова [31]. Р. Юсупова рассматривает сторителлинг с точки зрения формирования академических навыков публичных выступлений [32]. Она определяет сторителлинг как процесс обучения, посредством которого студенты делятся своими жизненными историями и творческим воображением с другими.
Таким образом, технология сторителлинга будет не просто полезна при обучении будущих менеджеров, она и действительно позволит сформировать компетентность социального взаимодействия благодаря эмпатии, рефлексии, дискуссиям, обратной связи, которые она способна вызвать в образовательном процессе.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Цель исследования – определить уровень осведомленности будущих менеджеров о технологии сторителлинга, проанализировать готовность студентов к использованию сторителлинга в образовательном процессе. Базой исследования является Мытищинский филиал МГТУ им. Н. Э. Баумана. В исследовании приняли участие студенты I–IV курсов направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент».
К теоретическим методам исследования относятся изучение и анализ литературы отечественных и зарубежных авторов, изучающих аспекты сторителлинга в образовании. К эмпирическим методам исследования – анкетирование и наблюдение, позволяющие получить качественные и количественные данные среди респондентов.
Результаты исследования / Research results
В рамках исследования было проведено анкетирование студентов на тему «Сторителлинг в обучении будущих менеджеров». Результаты исследования представлены на рисунке ниже.
По результатам исследования получены следующие выводы.
Только четверть студентов не была осведомлена о том, что из себя представляет технология сторителлинга, однако, когда студентам предоставили краткую характеристику технологии, абсолютно все поняли, о чем речь, и оказались с ней знакомы. Анкетирование показало, что количество студентов, которые готовы активно слушать истории, гораздо больше тех, кто готов их рассказывать. Из 68 опрошенных только 4 студента не готовы рассказывать истории, а один студент не любит слушать истории. 10% опрошенных уверены в том, что они отличные рассказчики, 44% опрошенных характеризуют свой уровень рассказчика как хороший и вовлекающий, 34% считают, что их уровень сторителлинга находится на среднем уровне, и 12% респондентов сомневаются в своем навыке повествования истории. Однако это результат субъективной оценки своих качеств, который может отличаться от действительности.
Также было исследовано мнение студентов на тему необходимости сторителлинга в управленческой деятельности. 63% опрошенных считают, что в профессии, связанной с социальным взаимодействием, в том числе в профессии менеджера, навык сторителлинга необходим для установления социальных контактов и более длительных отношений. 28% опрошенных утверждают, что необходимость применения сторителлинга будет зависеть от сферы деятельности менеджера. 9% респондентов убеждены, что необходимо уделять внимание более значимым навыкам, которые будут способствовать развитию профессиональных компетенций.
Результаты анкетирования студентов
Еще один блок вопросов был посвящен применению сторителлинга в образовательной деятельности. Абсолютно все респонденты согласились с тем, что преподаватели используют эту технологию в своей практике. Опрос показал, что большинство студентов (75%) считают истории преподавателей релевантными и соответствующими темам изучаемых дисциплин. 21% опрошенных считает, что не все истории преподавателей связаны с учебным материалом, и 4% студентов считают, что истории не соответствуют изучаемым дисциплинам.
Сторителлинг в процессе обучения не обязательно должен применяться только преподавателями. На практических занятиях в рамках обсуждений и дискуссий студенты могут рассказывать свои истории, демонстрирующие их собственный опыт и знания той или иной темы. 25% респондентов с радостью готовы делиться своими историями с аудиторией и преподавателями, 55% опрошенных считают, что справятся с историей, если для них будет разработана структура повествования. 18% опасаются возможных сложностей с творческим подходом в повествовании истории, и лишь 2% не готовы делиться своими историями с преподавателем и аудиторией. 88% опрошенных планируют развивать навык сторителлинга в будущем, считая, что использование этой коммуникативной технологии позволит достичь успеха в профессиональной и личной жизни. 10% студентов считают, что они достигли желаемого уровня, и не планируют повышать его в дальнейшем. 2% считают, что данный навык не будет полезен в будущем.
Метод наблюдения применялся на занятиях по маркетингу у первого курса. В лекционные темы были интегрированы истории, которые демонстрировали маркетинговые концепции с практической точки зрения. Уровень вовлеченности студентов во время сторителлинга был значительно выше, чем при обычном лекционном чтении теории маркетинга. На следующем занятии было проведено контрольное мероприятие, включающее в себя небольшие кейсы реальных компаний, которым необходимо было присвоить актуальную для них концепцию маркетинга. Большинство студентов получили положительный балл. В результате опроса студенты отметили, что им гораздо проще было вспомнить рассказанные истории, чем теоретические основы концепций, и соотнести их с контрольными кейсами.
Во время изучения темы «Индивидуальное потребительское поведение» студентам было выдано домашнее задание, в результате которого студенты должны были подготовить занимательную историю, описывающую процесс совершенной ими покупки в соответствии с этапами принятия решения о покупке. Им была предложена структура, по которой они могли подготовить историю. Структура истории представлена в таблице.
Структура истории о потребительском поведении
Этап истории |
Ключевой поворот в сюжете |
Пример истории, подготовленной студентом |
Рассказать о предшествующих событиях определения потребности |
…тогда возникла потребность в… |
Моя мама очень озадачена темой здорового образа жизни, поэтому мы всей семьей соблюдаем принципы правильного питания. На прошлой неделе мои родители уехали на дачу, а я остался со своим старшим братом. Мы долго думали, что бы мы хотели на ужин, потому что приготовленная мамой еда нас уже не удовлетворяла. Так мы пришли к единому мнению, что хотим пиццу |
Рассказать о том, как осуществлялся поиск информации об удовлетворении потребности |
…выбрал несколько вариантов удовлетворения потребности… |
Мы начали изучать предложения по доставке пиццы, потому что сами мы ее готовить не умеем. Долго думали и рассуждали о том, какую бы хотели: замороженную или готовую. Поскольку ни один из нас не умеет пользоваться духовкой, выбрали готовый вариант. Затем начали изучать, какие рестораны доставляют пиццу на дом, нашли несколько: «ДоДо», «ПапаДжонс», «Домино» и «Зотман» |
Рассказать о том, как происходит отбор вариантов удовлетворения потребности |
…выбрал тот продукт, который наиболее подходил для удовлетворения потребности… |
Изначально я хотел острую пиццу, но мой брат совсем не любит острое, поэтому нам пришлось искать компромисс. Мы оба хотели пиццу на тонком тесте, с большим количеством сыра и с беконом. Во всех ресторанах предлагался такой вариант, но только в «ПапаДжонс» в комплекте к пицце шел острый перец – халапеньо, который позволял регулировать остроту. Решение было принято: «Баварская пицца» на тонком тесте из ресторана «ПапаДжонс» |
Рассказать о том, как принималось решение о покупке |
…и я наконец-то это купил… |
После того как мы определились с пиццей, мы начали искать промокоды на скидку. Оказалось, что у брата были еще и бонусные баллы в приложении «ЯндексЕда». После того как мы ввели промокод и использовали бонусные баллы, мы оплатили заказ. Ожидание заказа составило 43 минуты |
Рассказать о том, насколько вы были удовлетворены сделанным выбором |
…я остался очень доволен/не доволен сделанным выбором… |
Через 15 минут после того, как нам привезли пиццу, ее уже не было. Нам очень понравился вкус, и я рекомендую попробовать эту пиццу всем, кого знаю. Единственное, что мне не понравилось, – это острый перец. Он действительно очень острый |
Большинство студентов подготовили свои истории, рассказывали их с юмором и ждали ответную реакцию от одногруппников и от преподавателя. Каждый студент был активным слушателем, некоторые давали свои комментарии о том, как бы поступили они в описанной ситуации. Такой подход к учебному занятию позволяет повысить уровень доверия в аудитории, а также узнать друг о друге неизвестные ранее факты.
На основании полученных результатов можно говорить о том, что технология сторителлинга интересна студентам в качестве изучения и применения в управленческой деятельности. Поэтому ее стоит применять в процессе формирования компетентности социального взаимодействия будущих менеджеров.
Заключение / Conclusion
В заключении можно отметить, что сторителлингу как технологии формирования компетентности социального взаимодействия будущих менеджеров не уделяется должного внимания. Поскольку на современном этапе развития технологий существует огромное число возможностей рассказывать истории в различных форматах, необходимо эти возможности использовать как в образовательной, так и в управленческой деятельности. Сторителлинг способствует не только развитию компетентности социального взаимодействия, но и тренирует воображение, развивает чувство эмпатии и сопереживания, которые необходимы в эпоху искусственного интеллекта и цифровых технологий.