Full text

Введение / Introduction

 

На сегодняшний день управленческое образование меняется в связи с появлением новых технологий. А. П. Панфилова выделяет современные активные методы обучения, такие как симуляции, компьютерные деловые игры, кейс-стади, мастер‑классы, стендапы и многое другое [1]. Большинство современных методов обучения будущих менеджеров базируется на какой-то определенной истории. Технология сторителлинга активно применяется в коммерческих образовательных центрах, в дистанционном образовании, а также в корпоративном обучении. Преподаватели классических университетов тоже применяют сторителлинг на своих лекционных занятиях, интегрируют историю в учебный материал. По словам Ж. Е. Ермолаевой, одни преподаватели при применении технологии сторителлинга используют фильмы, другие – кейс-стади, некоторые рассказывают истории из собственного опыта – это наиболее встречающееся явление преподавателей-практиков [2]. Однако не получило широкого распространения применение сторителлинга в обратном смысле – когда студент рассказывает свои истории и повышает уровень социального взаимодействия. Для будущих менеджеров компетентность социального взаимодействия является ключевой профессиональной компетентностью, которая развивается на протяжении всей жизни. Одни студенты в силу своих личностных качеств способны легко справиться с социальным взаимодействием, другим сложно устанавливать социальный контакт, поэтому данный навык необходимо формировать в процессе получения высшего образования.

Ключевым аспектом сторителлинга в образовании является его способность к передаче ценностей, социальных норм и профессиональных знаний через истории. По наблюдениям К. Галло, сторителлинг позволяет развить чувство эмпатии и способствует пониманию других людей [3]. Еще одной особенностью сторителлинга является его способность приводить к запоминанию информации, поскольку истории запоминаются намного лучше фактов или концепций.

В процессе обучения будущих менеджеров сторителлинг может быть использован как технология для обучения таким навыкам, как коммуникация, лидерство, управление конфликтами, мотивации персонала и другим аспектам межличностных взаимоотношений. Таким образом, сторителлинг при формировании компетентности социального взаимодействия будущих менеджеров может стать эффективной технологией, способствующей развитию ключевых навыков и качеств, необходимых для успешного руководства организацией.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Управление людьми невозможно без осуществления социального взаимодействия. Менеджмент построен на том, как правильно общаться, осуществлять влияние и мотивировать персонал организации. Если рассматривать функции менеджмента, разработанные А. Файолем, к которым относятся планирование, организация, мотивация, контроль и координация [4], то можно отметить, что каждый из перечисленных процессов базируется на социальном контакте с другими людьми.

Феномен социального взаимодействия исследовался в разных аспектах научного знания. С философской точки зрения, по мнению Н. Л. Виноградовой, социальное взаимодействие определяется как способ бытия, в котором основой является диалогическое отношение субъектов социального действия [5]. Согласно социологическому подходу Г. В. Осипов характеризует социальное взаимодействие как поведение индивидуума, группы или общества на текущий момент и в перспективе [6]. С педагогической точки зрения социальное взаимодействие, по исследованиям Г. И. Козырева, является процессом влияния социальных субъектов друг на друга, в котором происходит обмен информацией, знаниями, опытом [7]. С точки зрения управления наиболее релевантной интерпретацией термина социального взаимодействия является трактовка, предложенная Э. Дюркгеймом. По его мнению, социальное взаимодействие – это связи, способные объединять людей благодаря определенным специфическим признакам, сформированным общественными реалиями [8]. В настоящее время социальному взаимодействию по-прежнему уделяется значимое внимание. С. Хоплер, Р. Сегерер, Я. Никитин разработали модель социального взаимодействия, состоящую из шести компонентов: актер, партнер, отношения, деятельность, контекст и оценка [9].

Поскольку менеджер всегда находится в процессе коммуникации, ему необходимо активно владеть компетентностью социального взаимодействия, которая представлена в исследованиях В. В. Макаровой как интегративное качество личности, формируемое и реализующееся посредством управленческой и инновационной деятельности, включающее совокупность личностных и профессиональных характеристик, способствующих установлению межличностных и межгрупповых отношений [10]. Например, в таких вузах, как Заполярный государственный университет им. Н. М. Федоровского и в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете, преподают дисциплину «Социальное взаимодействие», целью которой, по мнению автора программы Ж. А. Сулаевой, является формирование и развитие целостного представления о процессе налаживания и поддержания социально-психологических отношений [11]. Однако формирование компетентности социального взаимодействия, как пишет И. Г. Захарова, – это не задача одной учебной дисциплины, это задача образовательной программы, при реализации которой используется междисциплинарный подход, применяются интерактивные технологии и инструменты взаимодействия субъектов образовательного процесса, внедрение практико-ориентированных методов обучения [12].

О важности социально-эмоционального взаимодействия в своей статье говорит С. Хуан [13]. Она делает основной упор на то, что при совместном обучении формируется способность социального взаимодействия, сопровождаемая эмоциональным контекстом. В своих трудах С. Хуан описывает педагогическую методику формирования и развития социально-эмоционального взаимодействия студентов при совместном обучении. Помимо совместной работы, в качестве методов формирования управленческих компетентностей А. О. Мухаметжанова выделяет дискуссии, тренинги, мастер-классы, деловые игры, мозговые штурмы и т. д. [14] Все эти методы активно изучаются и применяются в формировании различных компетенций обучающихся.

Однако существует технология обучения, которая является одной из старейших форм обучения и формирования знаний умений и навыков – сторителлинг. Р. Шанк считает, что знания – это результат опыта, а опыт – это всегда история [15]. М. Грин считает, что цель сторителлинга в преподавании заключается в том, чтобы обеспечить интерес к обучению, создать структурную модель курса, поделиться знаниями со студентами в привычной для них форме и укрепить связь между субъектами образовательного процесса [16]. Помимо перечисленных целей, существует не менее важная цель – формирование компетентности социального взаимодействия. Д. Вилингем полагает, что применение технологии сторителлинга позволяет преподавателю добиться большего доверия от студентов, поскольку истории несут искренний посыл, помогающий расположить собеседников друг к другу, а также запомнить предоставленный материал [17]. Достигается наиболее благоприятная атмосфера в коллективе, лидером которого становится рассказчик. Это не значит, что только преподаватель должен рассказывать истории – студенты могут захотеть поделиться своей историей, что станет отправной точкой к укреплению социального взаимодействия в коллективе и развитию изучаемой компетентности. Дж. Рашер выделяет три части сторителлинга: осмысленность, связанность и запоминаемость [18]. Управленческая наука тесно переплетается с человеческими отношениями, которые волнуют каждого, поэтому кейсов на различные темы из личного или профессионального опыта достаточно у каждого человека, необходимо лишь связывать их с изучаемой темой. Дж. Фой пишет о том, что сторителлинг позволяет понимать главных героев истории и способствует сопереживанию, что формирует чувство эмпатии у студентов, которое является элементом социального взаимодействия [19]. Иногда истории не требуют специальных навыков драматурга, в менеджменте достаточно личных историй известных управленцев или лидеров. Рассказ про них в доступной форме позволит упростить учебный материал, а также вовлечь студентов в процесс и выступит катализатором мотивации на карьерные достижения. В своих трудах А. Симмонс утверждает, что упрощенный материал гораздо лучше запоминается студентами [20]. Например, история про Хоторнский эксперимент, описанный Э. Мэйо [21], имеет интересную сюжетную линию и объясняет студентам появление управленческой школы человеческих отношений.

Г. Денистон-Трохта делится правилами применения сторителлинга в обучении [22]. Первое правило – придерживаться образовательных целей. Второе – история должна заинтересовать студента, затронуть его лично. Третье правило – выдерживать интригу, которая будет усиливать значимость основной мысли. М. Дрейк исследует в своих трудах форматы сторителлинга, к которым относит такие форматы, как публичное выступление спикера, длинные тексты и даже мультфильмы. Мультфильмы, по его мнению, удерживают внимание как детей, так и взрослых и транслируют в большинстве своем довольно глубокие смыслы [23]. Например, мультфильм «Рататуй», снятый по одноименной детской книге, написанной Р. Китти [24], рассказывает историю успеха мышонка, получившего желаемую работу. Однако на этом же примере можно рассказывать про SWOT-анализ (пока потребитель не знал о мышах на кухне ресторана, мыши не были слабой стороной компании).

Д. Макадамс рассуждает в своих трудах о значимости историй, созданных студентами [25]. Размышления студентов, возникающие в процессе построения жизненных повествований, способствуют формированию своей идентичности и развитию личностных качеств. К. Абрахамсон не советует злоупотреблять технологией сторителлинга в процессе подготовки специалистов, поскольку это может расслабить студентов и сбить их серьезный настрой на получение образования [26]. Р. Ландрум разработал практические рекомендации для преподавателей психологии по использованию технологии сторителлинга, выделив главный аспект, который заключается в установлении взаимопонимания между преподавателем и студентом, основанного на доверии [27]. Стоит обращать внимание на то, какие ценностные установки, помимо учебной задачи, транслируются через рассказанную историю. Р. Макки пишет о том, что ценности должны обладать парным зарядом: положительным и отрицательным [28]. Ключевые сюжетные повороты истории должны происходить на контрасте морального выбора персонажа. На протяжении всей истории, как утверждает Д. Хатченс, рассказчик описывает характеристики главного героя, его действия, которые могут соотноситься с мыслями студентов, коррелировать с их выбором, благодаря чему студенты могут сопоставить собственный путь с развитием персонажа истории [29]. Ю. С. Яхновская в своих трудах исследует коммуникативные практики в обучении, опираясь на технологию сторителлинга [30]. По ее мнению, процесс перехода от лекции к сторителлингу неизбежен еще и потому, что такого подхода требует общество и современный рынок образовательных услуг.

Некоторые современные зарубежные исследования также посвящены проблеме сторителлинга в образовании. Дж. Тсе указывает на важность сторителлинга, поскольку он превращает учебное задание в приятное занятие для учащихся, предоставляя им более мотивирующий и увлекательный способ передавать мысли, добавляя в истории различные цифровые средства и навыки, а не просто слова [31]. Р. Юсупова рассматривает сторителлинг с точки зрения формирования академических навыков публичных выступлений [32]. Она определяет сторителлинг как процесс обучения, посредством которого студенты делятся своими жизненными историями и творческим воображением с другими.

Таким образом, технология сторителлинга будет не просто полезна при обучении будущих менеджеров, она и действительно позволит сформировать компетентность социального взаимодействия благодаря эмпатии, рефлексии, дискуссиям, обратной связи, которые она способна вызвать в образовательном процессе.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Цель исследования – определить уровень осведомленности будущих менеджеров о технологии сторителлинга, проанализировать готовность студентов к использованию сторителлинга в образовательном процессе. Базой исследования является Мытищинский филиал МГТУ им. Н. Э. Баумана. В исследовании приняли участие студенты I–IV курсов направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент».

К теоретическим методам исследования относятся изучение и анализ литературы отечественных и зарубежных авторов, изучающих аспекты сторителлинга в образовании. К эмпирическим методам исследования – анкетирование и наблюдение, позволяющие получить качественные и количественные данные среди респондентов.

 

Результаты исследования / Research results

 

В рамках исследования было проведено анкетирование студентов на тему «Сторителлинг в обучении будущих менеджеров». Результаты исследования представлены на рисунке ниже.

По результатам исследования получены следующие выводы.

Только четверть студентов не была осведомлена о том, что из себя представляет технология сторителлинга, однако, когда студентам предоставили краткую характеристику технологии, абсолютно все поняли, о чем речь, и оказались с ней знакомы. Анкетирование показало, что количество студентов, которые готовы активно слушать истории, гораздо больше тех, кто готов их рассказывать. Из 68 опрошенных только 4 студента не готовы рассказывать истории, а один студент не любит слушать истории. 10% опрошенных уверены в том, что они отличные рассказчики, 44% опрошенных характеризуют свой уровень рассказчика как хороший и вовлекающий, 34% считают, что их уровень сторителлинга находится на среднем уровне, и 12% респондентов сомневаются в своем навыке повествования истории. Однако это результат субъективной оценки своих качеств, который может отличаться от действительности.

Также было исследовано мнение студентов на тему необходимости сторителлинга в управленческой деятельности. 63% опрошенных считают, что в профессии, связанной с социальным взаимодействием, в том числе в профессии менеджера, навык сторителлинга необходим для установления социальных контактов и более длительных отношений. 28% опрошенных утверждают, что необходимость применения сторителлинга будет зависеть от сферы деятельности менеджера. 9% респондентов убеждены, что необходимо уделять внимание более значимым навыкам, которые будут способствовать развитию профессиональных компетенций.

 

 

 

Результаты анкетирования студентов

 

Еще один блок вопросов был посвящен применению сторителлинга в образовательной деятельности. Абсолютно все респонденты согласились с тем, что преподаватели используют эту технологию в своей практике. Опрос показал, что большинство студентов (75%) считают истории преподавателей релевантными и соответствующими темам изучаемых дисциплин. 21% опрошенных считает, что не все истории преподавателей связаны с учебным материалом, и 4% студентов считают, что истории не соответствуют изучаемым дисциплинам.

Сторителлинг в процессе обучения не обязательно должен применяться только преподавателями. На практических занятиях в рамках обсуждений и дискуссий студенты могут рассказывать свои истории, демонстрирующие их собственный опыт и знания той или иной темы. 25% респондентов с радостью готовы делиться своими историями с аудиторией и преподавателями, 55% опрошенных считают, что справятся с историей, если для них будет разработана структура повествования. 18% опасаются возможных сложностей с творческим подходом в повествовании истории, и лишь 2% не готовы делиться своими историями с преподавателем и аудиторией. 88% опрошенных планируют развивать навык сторителлинга в будущем, считая, что использование этой коммуникативной технологии позволит достичь успеха в профессиональной и личной жизни. 10% студентов считают, что они достигли желаемого уровня, и не планируют повышать его в дальнейшем. 2% считают, что данный навык не будет полезен в будущем.

Метод наблюдения применялся на занятиях по маркетингу у первого курса. В лекционные темы были интегрированы истории, которые демонстрировали маркетинговые концепции с практической точки зрения. Уровень вовлеченности студентов во время сторителлинга был значительно выше, чем при обычном лекционном чтении теории маркетинга. На следующем занятии было проведено контрольное мероприятие, включающее в себя небольшие кейсы реальных компаний, которым необходимо было присвоить актуальную для них концепцию маркетинга. Большинство студентов получили положительный балл. В результате опроса студенты отметили, что им гораздо проще было вспомнить рассказанные истории, чем теоретические основы концепций, и соотнести их с контрольными кейсами.

Во время изучения темы «Индивидуальное потребительское поведение» студентам было выдано домашнее задание, в результате которого студенты должны были подготовить занимательную историю, описывающую процесс совершенной ими покупки в соответствии с этапами принятия решения о покупке. Им была предложена структура, по которой они могли подготовить историю. Структура истории представлена в таблице.

 

Структура истории о потребительском поведении

 

Этап истории

Ключевой поворот в сюжете

Пример истории, подготовленной студентом

Рассказать о предшествующих событиях определения потребности

…тогда возникла потребность в…

Моя мама очень озадачена темой здорового образа жизни, поэтому мы всей семьей соблюдаем принципы правильного питания. На прошлой неделе мои родители уехали на дачу, а я остался со своим старшим братом. Мы долго думали, что бы мы хотели на ужин, потому что приготовленная мамой еда нас уже не удовлетворяла. Так мы пришли к единому мнению, что хотим пиццу

Рассказать о том, как осуществлялся поиск информации об удовлетворении потребности

…выбрал несколько вариантов удовлетворения потребности…

Мы начали изучать предложения по доставке пиццы, потому что сами мы ее готовить не умеем. Долго думали и рассуждали о том, какую бы хотели: замороженную или готовую. Поскольку ни один из нас не умеет пользоваться духовкой, выбрали готовый вариант. Затем начали изучать, какие рестораны доставляют пиццу на дом, нашли несколько: «ДоДо», «ПапаДжонс», «Домино» и «Зотман»

Рассказать о том, как происходит отбор вариантов удовлетворения потребности

…выбрал тот продукт, который наиболее подходил для удовлетворения потребности…

Изначально я хотел острую пиццу, но мой брат совсем не любит острое, поэтому нам пришлось искать компромисс. Мы оба хотели пиццу на тонком тесте, с большим количеством сыра и с беконом. Во всех ресторанах предлагался такой вариант, но только в «ПапаДжонс» в комплекте к пицце шел острый перец – халапеньо, который позволял регулировать остроту. Решение было принято: «Баварская пицца» на тонком тесте из ресторана «ПапаДжонс»

Рассказать о том, как принималось решение о покупке

…и я наконец-то это купил…

После того как мы определились с пиццей, мы начали искать промокоды на скидку. Оказалось, что у брата были еще и бонусные баллы в приложении «ЯндексЕда». После того как мы ввели промокод и использовали бонусные баллы, мы оплатили заказ. Ожидание заказа составило 43 минуты

Рассказать о том, насколько вы были удовлетворены сделанным выбором

…я остался очень доволен/не доволен сделанным выбором…

Через 15 минут после того, как нам привезли пиццу, ее уже не было. Нам очень понравился вкус, и я рекомендую попробовать эту пиццу всем, кого знаю. Единственное, что мне не понравилось, – это острый перец. Он действительно очень острый

 

Большинство студентов подготовили свои истории, рассказывали их с юмором и ждали ответную реакцию от одногруппников и от преподавателя. Каждый студент был активным слушателем, некоторые давали свои комментарии о том, как бы поступили они в описанной ситуации. Такой подход к учебному занятию позволяет повысить уровень доверия в аудитории, а также узнать друг о друге неизвестные ранее факты.

На основании полученных результатов можно говорить о том, что технология сторителлинга интересна студентам в качестве изучения и применения в управленческой деятельности. Поэтому ее стоит применять в процессе формирования компетентности социального взаимодействия будущих менеджеров.

 

Заключение / Conclusion

 

В заключении можно отметить, что сторителлингу как технологии формирования компетентности социального взаимодействия будущих менеджеров не уделяется должного внимания. Поскольку на современном этапе развития технологий существует огромное число возможностей рассказывать истории в различных форматах, необходимо эти возможности использовать как в образовательной, так и в управленческой деятельности. Сторителлинг способствует не только развитию компетентности социального взаимодействия, но и тренирует воображение, развивает чувство эмпатии и сопереживания, которые необходимы в эпоху искусственного интеллекта и цифровых технологий.