Введение / Introduction
Третья миссия университетов, направленная на развитие предпринимательства, стала мировым трендом. В связи с этим особую значимость для мирового сообщества имеют Руководящие принципы предпринимательской деятельности и прав человека (англ. The United Nations Guiding Principles on Business and Human Right, UNGPs), принятые Организацией Объединенных Наций 16 июня 2011 года [1]. Современные университеты, подчеркивает Дж. Виссема, становятся инкубаторами новейших идей и технологий, способствующих развитию предпринимательской деятельности за счет внедрения научных достижений и разработок [2].
Российское высшее образование, являясь частью мирового образовательного пространства, ставит задачу формирования нового поколения предпринимателей, предпринимательских компетенций и активного вовлечения в предпринимательскую деятельность граждан нашей страны. Это направление поддерживает и государство. В «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» подчеркивается необходимость создания и реализации образовательных программ по основам предпринимательства, проектной деятельности; развития инструментов наставничества в сфере ведения бизнеса при участии предпринимательского сообщества, вузов; поддержки молодежного предпринимательства и прочие меры [3]. П. С. Сорокин справедливо утверждает, и с ним нельзя не согласиться: «Очень важно понимать, что сегодня проблема становления предпринимательского образования или обучения предпринимательству – это по-настоящему фронтир мировой не только науки, но и практики» [4].
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что проектная деятельность студентов, направленная на повышение престижа и привлекательности университета, привлечет большее количество абитуриентов, как российских, так и иностранных, способствуя тем самым выполнению социальной миссии современного университета.
Цель – проанализировать формирование предпринимательских компетенций студентов в ходе их работы над проектами, направленными на привлечение российских и зарубежных абитуриентов на обучение в российском университете.
Задачи:
- Определение предпринимательских компетенций, необходимых для работы студентов над рекламными проектами.
- Анализ представленных студенческих проектов.
- Анализ мнений студентов, представивших рекламные проекты, о третьей миссии университета.
Обзор литературы / Literature review
Современные вузы, являющиеся университетами третьего поколения, как верно полагают Й. Виссема, Е. В. Воевода, А. Ю. Белогуров, П. И. Касаткин, Е. Н. Махмутова и Е. Э. Шишлова, «активно занимаются внедрением или коммерциализацией создаваемых ими знаний, рассматривая подобную деятельность как важную задачу наряду с образовательной и научной деятельностью. Коммерциализация деятельности вузов отвечает приоритетам государственной политики в сфере высшего образования во многих странах мира» [5]. Несомненно, важность внимания к развитию предпринимательских намерений и компетенций студентов вузов непрофильных направлений подготовки, в том числе через введение в учебные планы специальных дисциплин, как утверждает А. В. Пеша и соавт., может стать одним из предикторов экономического и социального благополучия страны [6].
Вместе с тем третья миссия университетов в каждой стране и каждом университете имеет свою специфику. В настоящее время государство обеспечивает финансирование бюджетных мест, хотя коммерческая деятельность всегда считалась значимой для развития университета. Некоммерческая же деятельность заключается во вкладе университета, как справедливо подчеркивают О. В. Дремова, И. А. Щеглова, в развитие местного сообщества и региона с помощью различных образовательных, социальных и волонтерских инициатив [7].Безусловно, предпринимательское обучение должно высоко цениться во всех учебных заведениях и включаться в программу всех отделений, поскольку оно обеспечивает возможность взаимодействия с внешним миром, особенно бизнесом и предпринимательством. Предпринимательские университеты – это те университеты, где студентов всех направлений подготовки поощряют думать и действовать как предприниматели. По мнению Р. Дж. Сегумпан и Дж. МакАлани, огромное внимание качеству обучения уделяется в странах Персидского залива [8].
Предпринимательская компетенция, считают Х. Хийтинен, Т. Туононен и Е. Браун, может рассматриваться и как общекультурная, и как профессиональная. Обычно предпринимательская компетенция рассматривается с точки зрения бизнеса, так как оттуда она и пришла [9]. Предпринимательская компетенция может входить в программу всех уровней подготовки, в зависимости от целей обучения. Есть разница между обучением «о», «для» и «посредством» предпринимательства. От этого зависит содержание и методика преподавания курса. Предварительно изучается мнение студентов о предпринимательстве, об уровне их знаний и ожиданий. По мнению экспертов международной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), изучающих Австрию, после анализа данных можно определить, какой курс предпринимательства вводить в программу [10].
Предпринимательские компетенции, формируемые у студентов университета, как верно отмечают Е. Н. Махмутова и Р. Н. Воронина, могут значительно повышать ценность выпускников всех специальностей на рынке труда и результативность их профессиональной деятельности [11]. В связи с этим третья миссия университетов, подчеркивает Е. Н. Махмутова, предполагает развитие у студентов предпринимательских компетенций вне зависимости от их профессиональных специализаций [12]. В основе формирования предпринимательских компетенций студентов всех направлений подготовки, по мнению Р. Н. Ворониной и Е. Н. Махмутовой, лежит освоение студентами трехуровневой структуры: компетенций развития личности предпринимателя, создания проектов, предпринимательского взаимодействия [13].
Появляются различные технологии развития предпринимательских компетенций студентов в образовательном пространстве университета. В. Ю. Стромов,
П. В. Сысоев, В. В. Завьялов представляют научно-образовательный проект студенческого самоуправления «Школа компетенций» как один из форматов развития предпринимательских компетенций [14]. Е. М. Землина рассматривает акселерационные программы как средство формирования готовности студентов к предпринимательской деятельности [15]. М. И. Алдошина анализирует формирование предпринимательских компетенций студентов университета в проектной деятельностина основеSTEM-образования (англ. science, technology, engineering and mathematics – естественные науки, технология, инженерия и математика) и Agile-технологий (гибких технологий) [16]. Более того, еще одной особенностью современного высшего образования, как верно отмечают Е. А. Антюхова и П. И. Касаткин, «стало появление своего рода нового класса – научных руководителей проектов» [17], которые концентрируют свое внимание на создании соответствующих научных проектных групп.
Интегральным итоговым практически значимым результатом предпринимательского обучения в России становится реализация программы «Стартап как диплом», которую курирует Министерство науки и высшего образования РФ начиная с 2022 года. Выпускники демонстрируют свою практическую готовность к работе в конкурентной среде современного предпринимательства, что способствует, по верному мнению Б. Ю. Рубина и Д. П. Можжухина, активизации экономической деятельности за счет увеличения числа самостоятельно выполняемых новых бизнес-проектов [18].
Серьезной педагогической проблемой является отбор критериев для оценки студенческих проектов. П. С. Сорокин и соавт. считают, что эта оценка не должна быть ограничена только финансовыми показателями, кроме того, она должна учитывать такие критерии, как отраслевая принадлежность, медийный успех, честность/репутация, социальная значимость и публичный образ стартапа [19]. Подчеркнем, что уже сейчас существуют авторитетные зарубежные рейтинги оценки студенческих стартапов, анализ которых позволит выработать новые и уточнить существующие критерии оценки предпринимательских проектов студентов.
В зарубежной науке вопросам развития предпринимательства уделяется огромное внимание. К настоящему времени многие крупнейшие мировые университеты ввели предпринимательство в программу обучения студентов всех направлений подготовки и выстраивают партнерские отношения между учреждениями высшего образования и бизнесом. Основная цель – развитие предпринимательского мышления и наращивание предпринимательской активности студентов. Немецкие ученые А. Дейвид и И. Хамбург уточняют, что такое обучение направлено на развитие креативности, способностей эффективно решать проблемы, объективно анализировать бизнес-идеи, общаться, сотрудничать, лидировать и оценивать проекты. Студенты должны научиться открывать свой бизнес, если смогли протестировать проект в благоприятной образовательной среде во время обучения [20]. Использование предпринимательских онлайн-программ доказало свою эффективность, хотя их реализация, по мнению английских ученых А. Гюнай и Э. Халилоглу, изучающих особенности обучения в высшей школе в постэпидемический период, может столкнуться с рядом проблем: недостаток личного живого общения, ограничения в ресурсах, неподходящие технологии [21].
Развитие предпринимательских умений и навыков постоянно продолжающийся процесс. В обзоре возможностей провинции Квебек, Канада, по внедрению обучения предпринимательству в программу высшей школы авторы сходятся во мнении, что университеты должны отвечать новым вызовам и обучать широкому диапазону умений (социальных, технических, концептуальных), как начинать и вести бизнес, так как в современном мире это ключ к успеху. По мнению экспертов ОЭСР, изучающих Канаду, разный уровень образования и владения навыками объясняет, почему предпринимательское поведение одних успешно, а других нет [22].
Предпринимателями не рождаются, ими становятся. Предпринимательскому мышлению и предпринимательским умениям можно научить. Для многих стран и образовательных учреждений обучение предпринимательству стало приоритетом, были созданы специальные курсы на разных этапах обучения, от начального до курсов непрерывного обучения. Предпринимательское образование состоит как из профессиональных умений и навыков, таких как финансовая грамотность, бизнес-планирование и учет, так и универсальных: упорство, оценка рисков, лидерство, креативность.
Эта комбинация пересекающихся умений представляет собой «добавленную стоимость» для студента независимо от того, заинтересован он или нет в развитии своего бизнеса. С точки зрения британского ученого П. Эносайк, предпринимательское образование способствует созданию междисциплинарных педагогических пространств, которые будут иметь положительное влияние на личность. Эти умения помогут студентам найти себя на нестабильном, меняющемся рынке труда. Во многих странах мира предпринимательское обучение и поддержка процветают [23].
Эффективное использование предпринимательских знаний и умений гарантирует социальную и экономическую выгоду, предпринимательскую эффективность и создание новых рабочих мест. Пилотный проект по внедрению предпринимательского образования в Африке, описываемый С. С. Лайонсом и соавт., продемонстрировал, что студенты могут конвертировать полученные предпринимательские знания и умения в возможности получения средств к существованию [24]. Несомненно, отмечает индийский ученый С. С. Гупта, бизнес-консультирование в академической среде должно быть построено таким образом, чтобы обеспечить поддержку на любой стадии проекта – от идеи до поиска финансирования [25].
В процессе выполнения проекта с предпринимательскими целями, по мнению американских авторов Х. Фрай, С. Маршалл, С. Кеттеридж, студенты на практике обучаются использованию современных технологий в сфере бизнеса и менеджмента; получают контакты в сфере бизнеса; приобретают умения работать в команде, решать проблемы, собирать информацию, распределять время, обрабатывать, анализировать и синтезировать релевантную информацию и делать значимые выводы; включаются в исследовательскую работу, получают возможность продемонстрировать свои личные качества, работая индивидуально; обучение становится для них увлекательным и ценным процессом [26].
Ценность практического опыта в высшем образовании известна давно. Проекты – характерная черта заключительного этапа обучения на многих программах, считают британские ученые Д. Р. Холл, M. K. Смит, Б. Maрсичевска и соавт. Есть так называемые «сэндвич-курсы», где практика неразрывно связана с теорией, чтобы обеспечить студентам практический опыт без отрыва от академических занятий. Важность практического обучения заключается в том, что обучающиеся приобретают необходимые практические знания и умения, которые повышают их профессиональную ценность [27].
В профессиональном образовании, которое относится к досугу, туризму и культуре, студенческие команды могут решать реальные проблемы реальных клиентов в своем проекте. Как следствие, проект будет не только соответствовать академическому содержанию предмета, но и способствовать практической реализации теоретических знаний. Решение проблемы на местах может способствовать коллаборации бизнеса, государственных учреждений и образования, считают греческие ученые В. Kaтсони, M. Сегарра-Она и соавт. Такой подход широко применяется в современных университетах на уровне бакалавриата. Попытки получить квалифицированных специалистов, которые сочетают интересы образования, туризма и бизнеса, важны для современного рынка труда. Решение насущных проблем, проектная деятельность и командная работа – черты современного образовательного процесса [28]. Если человек хочет стать не просто успешным, а успешным предпринимателем не только в своей стране, но и в мире, нужно развивать общекультурные навыки. Они включают языки, предметы социального и естественного цикла, искусство и спорт. Профессор американского университета (Rice University, Хьюстон, Техас) М. Акли полагает, что в сочетании с предпринимательскими умениями они способствуют формированию предпринимательских компетенций [29].
Наше исследование согласуется с рядом других научных работ. «Обучение за рубежом всегда сопровождается, – подчеркивают Е. В. Соколова, Е. В. Воевода и
В. М. Морозов, – адаптацией к новым социокультурным, академическим и языковым реалиям» [30]. И мы с этим согласны, поскольку, как показало наше исследование, создание рекламно-информационных ресурсов будет способствовать более комфортной адаптации иностранных студентов в стране обучения, а также может послужить одним из способов привлечения иностранных студентов. Эту же мысль подтверждает и И. А. Мурог: «Хорошая англоязычная реклама университета очень важна для привлечения иностранных студентов» [31].
Однако не всё у нас удалось. П. В. Кукса рассматривает русскую песню в качестве эффективного средства работы с иностранными студентами, так как посредством русской песни они «узнают не только общие сведения о стране изучаемого языка, но и более глубокие сведения о российской истории и культуре» [32]. В нашем проекте, к сожалению, русская песня и музыка не использовались. Но в дальнейшем можно добавить и поэзию С. А. Есенина, нашего земляка, имя которого носит наш университет, и другие интересные творческие материалы. В. Н. Разиков, В. В. Елистратов, Д. В. Разиков ставят вопрос о необходимости использования искусственного интеллекта в процессе цифровой трансформации образования: «Технологии искусственного интеллекта – это данность, объективная реальность, и поэтому следует думать над тем, в каком виде и каким образом их применять в различных сферах человеческой деятельности» [33]. Мы полагаем, что в дальнейшем с помощью искусственного интеллекта можно было бы создать образ студента нашего вуза, образ города и др.
А. В. Пряхина, И. Ю. Вострикова и И. Ю. Рассохина подчеркивают значимость организации проектов международной направленности в вузе, поскольку они обеспечивают условия «для адаптации к работе в смежных сферах деятельности, овладения новыми навыками, непрерывного обучения и развития на протяжении всей жизни, что соответствует реалиям динамично развивающегося рынка труда на современном этапе» [34]. Над международной составляющей проектной деятельности нам тоже нужно подумать.
Свои первые навыки предпринимательской деятельности студенты могут вырабатывать в ходе работы над рекламными проектами, представляющими, например, преимущества обучения в российском университете для привлечения иностранных студентов. Студенческие проекты могут рекламировать обучение по различным направлениям подготовки в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. Широкое информирование иностранных студентов о преимуществах обучения в российском вузе очень важно. Когда иностранные студенты заранее знают, что их ждет при обучении в другой стране, у них появляется интерес к новой культуре и, как следствие, к поликультурному образованию. У них больше шансов стать гибкими, открытыми новому и в результате принять многообразие культур и точек зрения.
Обзор литературы показал, что и в российской, и в зарубежной науке уделяется большое внимание развитию предпринимательских компетенций студентов. Однако вопросы разработки предпринимательских проектов с целью привлечения иностранных студентов в научной литературе освещены недостаточно.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Исследование базируется на проектном методологическом подходе, предложенном Э. Ф. Зеером, Е. В. Лебедевой, М. В. Зиннатовой [35], позволяющем всесторонне проанализировать предпринимательскую деятельность студентов университета, осуществляемую в виде проектов.
Теоретические методы включали анализ и обобщение положений научной литературы российских и зарубежных авторов по вопросам формирования предпринимательских компетенций студентов университета. Были также изучены официальные документы ООН и документы российского правительства о развитии предпринимательства в университетах.
Эмпирическими методами стали включенное наблюдение в процессе руководства студенческим проектом по созданию рекламного ролика об университете на русском и английском языках и опрос студентов с целью выяснения их мнения о проектной деятельности. В опросе приняли участие 153 иностранных студента, проходящих обучение в РГУ имени С. А. Есенина на момент его проведения, на мнении которых было основано включение в проект той или иной информации, и 12 человек, являющихся авторами проекта, обучающихся по направлению подготовки 43.03.02 Туризм, профиль «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг».
Результаты исследования / Research results
Студенты направления подготовки 43.03.02 Туризм, профиль «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг» второго года обучения, наблюдая сложности, с которыми сталкиваются иностранные студенты, начинающие обучение в РГУ имени С. А. Есенина из-за недостаточности объема и объективности предварительной информации, решили им помочь. Сначала был проведен мозговой штурм под руководством педагога-наставника, где были определены формы, этапы, цели и задачи работы, распределены роли и функции между участниками, установлены сроки, предложены эксперты. Поскольку проектная деятельность знакома многим студентам и лежит в основе стартапов, создание которых студенты хотят обязательно попробовать в качестве выпускной квалификационной работы, была выбрана именно эта форма работы.
Далее были определены последующие этапы и формы работы:
1) определение цели проекта – привлечение иностранных абитуриентов к получению конкурентоспособных специальностей в РГУ имени С. А. Есенина;
2) постановка задач проекта – ознакомить иностранных абитуриентов с преимуществами получения высшего образования в РГУ, историей РГУ и Рязани, профессиями и специальностями, которые можно получить в университете, учебной и внеучебной жизни студентов РГУ, рассмотреть потенциал университета для внутреннего и международного образовательного туризма;
3) установление проблемных зон – был составлен опросник и проведен онлайн-опрос иностранных студентов о тех сферах университетской жизни, о которых они предпочли бы узнать заранее;
4) анализ полученных данных – отбор наиболее острых вопросов, ответ на которые можно дать с помощью студенческого проекта;
5) создание прототипа проекта, распределение обязанностей между членами команды;
6) выбор формы финального продукта (интерактивная презентация), представление прототипа продукта на экспертной встрече с представителями университета и регионального агентства по туризму, внесение поправок в проект, создание MVP (minimum viable product, или минимально жизнеспособный продукт) на базе сервиса genial.ly, который позволяет создавать интерактивные привлекательные презентации;
7) MVP в форме рекламного ролика получил название “Welcome to RSU”. Ролик создан с использованием русского и английского языков (перемежающиеся речь/субтитры), поскольку ориентирован на абитуриентов из стран СНГ, дружественных стран Азии и Африки. Проект был защищен и представлен на региональном конкурсе студенческих проектов «Моя инициатива – региону», где занял первое место. По решению администрации вуза ролик предполагается дополнить и разместить на сайте вуза, а также использовать его на других площадках для демонстрации образовательного потенциала региона. В перспективе рассматривается разработка брендированного мерча.
Определяя цель проекта, наставник и студенты исходили из мировых глобальных тенденций: рост глобальных миграционных потоков и интернационализация образования. Для привлечения в вуз наиболее яркой и талантливой иностранной молодежи предполагается создание поликультурной среды на всех уровнях образования, начиная с работы с абитуриентами и их родителями. Первый шаг на пути поиска университета в современных условиях цифровизации общения – просмотр сайта учебного заведения.
Изучение сайтов различных учебных заведений региона с точки зрения полноты и доступности информации для потенциальных иностранных абитуриентов, анализ полученных данных по широкому спектру вопросов показали, что в основном сайты ориентированы на российского абитуриента, многие факты изложены на сложном уровне русского языка, что затрудняет их понимание. Кроме того, мало статистики, яркой, четко структурированной информации, фотографий, изображений с иностранцами, проходящими обучение в учебном заведении, информации о клубах и объединениях для иностранных студентов.
На следующем этапе студенты составили провели опрос, по результатам которого предполагалось создание рекламного ролика вуза, с учетом собственных замечаний и пожеланий иностранных студентов и их родителей. В частности, были упомянуты вопросы питания, безопасности, ценовой доступности вуза, его материально-технической базы, рейтинга, рекреационных возможностей региона, перспектив последующего трудоустройства, возможности подработки для студентов во время прохождения обучения, возможности продолжения обучения в том же вузе на следующих уровнях высшего образования. Опросник был разработан на платформе Google, имел в составе открытые и закрытые вопросы (20 вопросов), проводился анонимно. Вопросы были сформулированы на простом русском языке (уровень ВI). Иностранные студенты активно предлагали свои варианты; так, были заданы вопросы о возможности получения дополнительных специальностей на базе университета и не только, о возможности выбора иностранного языка для изучения и обучения, о качестве жизни в общежитии, мероприятиях, проводимых для иностранцев, наличии ассоциаций иностранных студентов, возможности получить юридическую, психологическую, материальную помощь в случае необходимости.
Создавая прототип, авторы ролика постарались сделать тексты максимально простыми, не делая их примитивными. Были использованы собственные профессиональные фотографии студентов, осовременен дизайн и видеоряд, обновлены, с учетом замечаний и предложений, данные. Хочется отметить активность студентов, которые не боялись браться за разные задания – от составления и прописывания сценария, поиска релевантной информации до приглашения экспертов и критического взаимодействия с ними и создания дизайна мерча.
В качестве рефлексии студентам было предложено написать нарративное эссе о личном вкладе в проект, где они описали свою роль в проекте, приобретенные навыки, взаимодействие с остальными членами команды, наставником, экспертами, уточнили, что им удалось или не удалось сделать, насколько реализовался их предпринимательский потенциал. Графически наиболее значимые достижения, отмеченные участниками проекта, представлены на рисунке.
Элементы предпринимательского мышления,
развитие которых выделили студенты по окончании проекта
Нарративное эссе было выбрано для оценки опыта участия в создании проекта, поскольку этот вид рефлексии ведется от первого лица и в ходе повествования автор через такие субкомпоненты, как постановка проблемы, авторский комментарий и решение проблемы, приходит к собственным выводам.
Организованный нами проект получился успешным.Разработанный материал послужит основой для работы со студентами по созданию аналогичных проектов, а также примером того, как можно развивать предпринимательские компетенции от общих к специальным и через обучение прийти к созданию востребованного коммерческого продукта. В результате выполнения проекта студенты получили рабочий продукт и практический опыт по его созданию, продемонстрировали креативность, умение работать в команде, презентовать собственный продукт, критически его оценивать, приобрели дополнительные soft skills, опыт разработки проекта до создания MVP, что позволит студентам в дальнейшем заниматься стартапом, поскольку основные этапы работы они прошли, работая над проектом, приобрели контакты в профессиональной и бизнес-среде.
Заключение / Conclusion
Развитие предпринимательских компетенций студентов различных направлений подготовки в современном университете является не только актуальным, но и остро необходимым педагогическим процессом. Представленный нами проект направлен на привлечение иностранных студентов для обучения в российском вузе. Проект выполнен студентами, которые любят свой университет и способны рассказать о нем на русском и английском языках правдиво и интересно. Сформированные в ходе работы soft skills – умение работать в команде, творческая инициатива, стремление к достижению цели, желание создавать творческий продукт – всё это станет основой для дальнейшего личностного роста наших выпускников и повышения их конкурентоспособности на внутреннем и международном рынке труда.
Перспективы дальнейших исследований заключаются в научном обосновании подготовки научных руководителей проектов, которые осуществляют консультирование и формируют цели и задачи проекта, оставляя за студентами возможность осуществления лидерства в проекте.