Full text

Введение / Introduction

 

Системные преобразования отечественной системы образования ведут к росту значимости воспитания на всех ее уровнях. Прежде всего преобразования охватывают общее образование, что обусловлено особой ролью школьного возраста в формировании у обучающихся патриотизма, гражданских ценностей, понимания прав и обязанностей, отношения к семье и труду. Среди названных преобразований следует отметить: поднятие Государственного флага Российской Федерации в первый учебный день каждой учебной недели перед первым учебным занятием (уроком); введение цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»; возвращение общественно полезного труда в школах; создание общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» и др.

Введение перечисленных преобразований не может не продуцировать рост новых для педагогов воспитательных ситуаций. Под воспитательными ситуациями понимается частный случай педагогических ситуаций, отражающий специфику профессиональной деятельности классных руководителей. Но готов ли классный руководитель к их разрешению? Как показывают исследования Высшей школы экономики, дефициты подготовки педагогов относятся в основном к области разрешения воспитательных ситуаций [1]. Потребность в их восполнении бесспорна, но затруднения появляются при подготовке практикующих классных руководителей. Затруднения связаны с несоответствием динамики преобразований в отечественном образовании и периодичностью обязательных дополнительных профессиональных программ (раз в три года), ограниченностью их объемов возможностями региональных бюджетов, направленностью программ в основном на предметную подготовку, излишним их академизмом и теоретизацией, недостаточной применением инновационных и информационных технологий и пр.

Одним из путей преодоления названных затруднений является применение при подготовке классных руководителей имитационного моделирования воспитательных ситуаций в пространстве вузовского технопарка. Имитационное моделирование рассматривается, во-первых, как метод конструирования дополнительных профессиональных программ исходя из стартовых возможностей классного руководителя и динамики его образовательных достижений; во-вторых, как возможность классному руководителю апробировать в ходе имитационных игр различные варианты разрешения воспитательных ситуаций и выбрать из них наиболее результативные. Технопарки, созданные при всех педагогических вузах, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации, обладают необходимыми ресурсами, позволяющими реализовать названные выше варианты рассмотрения имитационного моделирования. При этом важнейшим этапом имитационного моделирования является определение банка воспитательных ситуаций, актуальных сегодня для классного руководителя, к разрешению которых его нужно готовить.

Цель исследования – формирование банка воспитательных ситуаций, актуальных для классного руководителя и требующих подготовки для их разрешения.

Задачи исследования:

1. Конкретизировать роль воспитательной ситуации в обеспечении результативности воспитательной работы в общеобразовательной организации.

2. Разработать инструмент, позволяющий в диалоге с общеобразовательными организациями определить банк актуальных для классного руководителя воспитательных ситуаций.

3. Сформировать банк воспитательных ситуаций, актуальных для классного руководителя, и провести его анализ.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [2], воспитание относится к одному из стратегических национальных приоритетов. В отечественных и зарубежных исследованиях рассматриваются различные аспекты процесса воспитания, формирования готовности педагогов к разрешению воспитательных ситуаций, а также оценки деятельности классного руководителя.

В последнее время особое место в работах по проблеме воспитания занимают исследования по подготовке классных руководителей к воспитательной работе и к разрешению воспитательных ситуаций, в частности. Такие работы являются актуальными в связи с изменениями, которые происходят в системе воспитания. Данные изменения связаны с внедрением Федеральной рабочей программы воспитания [3] и Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций [4].

Прежде чем перейти к анализу работ ученых, посвященных готовности классного руководителя к воспитательной работе, остановимся на рассмотрении понятия «воспитательная ситуация», ее роли в обеспечении результативности воспитательной работы в общеобразовательной организации.

По мнению В. В. Воронова, воспитательная работа включает постоянное решение педагогических задач, предстающих перед классным руководителем в виде многообразных педагогических ситуаций [5].

В. В. Сериков под педагогической ситуацией понимает «особый педагогический механизм, который ставит воспитанника в новые условия, трансформирующие привычный ход его жизнедеятельности, требующие от него новую модель поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление, переосмысление сложившейся ситуации» [6].

В отечественных исследованиях первым классифицировал педагогические ситуации и задачи Л. Ф. Спирин. По сущности протекающего педагогического процесса как смены состояния педагогической системы ученый разделяет ситуации на воспитательные, дидактические и учебно-воспитательные. В качестве необходимого условия разрешения педагогической ситуации рассматривается ее анализ, результатом которого является постановка педагогической задачи [7].

Н. М. Науменко, О. С. Шаврыгина, Г. И. Якушева обращают внимание на то, что «воспитательный процесс в аспекте деятельностного подхода исходит из необходимости моделирования, проектирования, конструирования воспитывающих ситуаций» [8]. Авторы раскрыли необходимость решения педагогических задач как средства становления будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки; предложили алгоритм анализа педагогической ситуации и решения педагогической задачи; представили этапы формирования готовности будущего учителя к решению педагогических задач.

Одним из видов педагогических ситуаций являются воспитательные (воспитывающие) ситуации. Н. И. Алексеева под воспитательными ситуациями понимает «ситуации, которые имеют воспитательный потенциал и могут быть использованы в целях воспитания в качестве воспитательных средств» [9].

Таким образом, воспитательный процесс представляет собой последовательность воспитательных ситуаций, от грамотного разрешения которых зависит успешность сложного процесса воспитания учащихся.

С. Д. Поляков рассматривает психопедагогические аспекты организованной воспитательной ситуации. В частности, автор представляет три типа вхождения учащихся во внеучебную деятельность: под принуждением педагогов, добровольно-принудительный вариант и добровольное вхождение. Ученый описывает психологические последствия разных вариантов завершения организуемых учителями воспитательных ситуаций [10].

Особое место в работах по проблеме воспитания занимают исследования по методике разрешения воспитательных ситуаций. Например, большой вклад в данную проблему внес М. М. Кашапов. Ученый описал критерии и принципы анализа ситуаций. Особое внимание автор уделил уровневой характеристике процесса решения педагогической ситуации. Согласно М. М. Кашапову, приемы решения ситуации образуют мыслительный процесс, включающий ориентировку в ситуации и поиск педагогического решения; нахождение и принятие решения, реализацию решения и контроль за его исполнением, оценку полученного результата и фиксацию способов его достижения [11].

С. Ю. Темина описывает когнитивный, ситуативный и личностный подходы к трактовке и разрешению педагогических ситуаций. Автор обращает внимание на их преимущества и ограничения в применении на практике, предлагает различные типологии педагогических ситуаций и способы их разрешения [12].

Ученые анализируют разнообразные алгоритмы разрешения педагогических ситуаций. А. Н. Галагузов, М. А. Галагузова, И. А. Ларионова рассматривают социально-педагогические задачи, роль задач в формировании у студентов навыков социально-педагогической деятельности. Авторами представлена система подбора социально-педагогических задач и методика использования их в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы [13].

В монографии Н. М. Борытко уделяется внимание логике развития воспитательной ситуации, профессионально-педагогической подготовке к воспитательной деятельности [14].

Необходимо отметить, что в современных работах нередко освещаются проблемы, связанные с подготовкой педагогов, в том числе студентов, к реализации воспитательного компонента.

Например, Л. Н. Доброхотова рассматривает понятие «интерактивная воспитательная ситуация» в контексте подготовки будущих педагогов. Автор указывает на то, что «интерактивная воспитательная ситуация (как единица содержания процесса воспитания) предполагает диалоговое (полилоговое) взаимодействие, которое можно реализовывать: 1) посредством организации деловых и ролевых игр; 2) использования кейсовых технологий; 3) создания студентами собственных текстов; 4) квазипрофессиональной деятельности (практики)» [15].

К. С.Шалагинова представила опыт работы с классными руководителями в условиях поликультурной образовательной среды по развитию конфликтологической компетентности. В частности, автором разработана программа по формированию конфликтологической компетентности педагогов [16].

И. В. Романова рассматриваетготовность педагога к воспитательной работе в качестве составляющей готовности к педагогической деятельности. Автор рассуждает о необходимости практического переосмысления педагогической подготовки учителей, что составляет основу для проектирования соответствующих технологий ее формирования [17].

В работе М. Ю. Кулебякиной раскрыты структурные компоненты и педагогические условия формирования готовности студентов – будущих классных руководителей – к воспитательной работе в общеобразовательных организациях, а также причины возможных затруднений в деятельности начинающего классного руководителя. Так, одним из затруднений являлось разрешение конфликтных ситуаций. Студенты объясняли данное затруднение недостаточным уровнем знаний в области возрастной психологии, индивидуальных особенностей учащихся [18].

А. В. Федосеев и Л. С. Мурыгина по результатам проведенного ими исследования сделали вывод о том, что «педагоги демонстрируют рост творческой активности как предметников, но при этом каждый третий педагог испытывает серьезные профессиональные трудности в общении и взаимодействии со школьниками, в ситуациях, где он оказывается в роли воспитателя» [19]. Причины приведенной ситуации авторы видят в недостаточной подготовке студентов к воспитательной работе и в том, что в системе повышения квалификации педагогов также не уделяется должного внимания решению проблем, связанных с воспитательной работой.

В работе Т. В. Калининой, Э. Г. Патрикеевой, Е. Н. Трухмановой обращается внимание на проблему готовности преподавателей высшей школы к воспитательной работе со студентами в условиях вузовского обучения. Исследователи приводят программу «Школа куратора». Одной из целью программы является формирование у кураторов представлений об организации воспитательной работы в вузе [20].

Следует обратить внимание на исследования, посвященные дефицитам в профессиональной деятельности классного руководителя.

Например, М. В. Бывшева, А. С. Демышева, А. В. Коротун в статье классифицируют профессиональные затруднения классных руководителей в общеобразовательных организациях. Авторы представляют методику опроса для выявления профессиональных дефицитов классного руководства [21].

Ю. Н. Галагузова, Т. С. Дорохова, А. И. Матвеева с помощью субъективной оценки классными руководителями своих возможностей и проблемных зон выявляют дефициты и степень их выраженности в деятельности классного руководителя. Исследователи приходят к выводу о необходимости разработки программы повышения квалификации классных руководителей, включающей инвариантный и вариативный модули [22].

В статье Т. С. Дороховой, Ю. Н. Галагузовой, И. А. Симоновой определяется уровень сформированности социально-педагогических компетенций классных руководителей. Авторами предлагаются рекомендации по профессиональной подготовке, организации курсов повышения квалификации классных руководителей [23].

В. В. Николина, А. А. Лощилова, С. И. Аксёнов, Р. У. Арифулина, О. А. Катушенко разработали и обосновали критериальную базу оценки эффективности деятельности классного руководителя, структурированную по личностному, процессуальному и результативному блокам. Для каждого блока коллектив автор представил критерии и показатели эффективности с учетом ключевых инвариантных направлений деятельности классного руководителя, таких как работа с личностью обучающегося, классом, родителями, учителями-предметниками, социальными партнерами [24].

В зарубежных исследованиях обращается внимание на готовность классных руководителей, а также студентов справляться с различными ситуациями, угрожающими благополучию учащихся.

В большей степени в работах иностранных ученых затрагиваются вопросы подготовки классных руководителей к ситуациям, связанным с психологической травлей: моббингом, буллингом. Например, как указывает Елиз Темли Дурмуш, основные проблемы касаются того, что учителя не способны реагировать на неадекватное поведение моббера. Автором исследованы взгляды учителей начальной школы на моббинг и выявлены такие актуальные для учителей вопросы, как борьба с моббингом и его последствия [25]. Ларс Дитрих, Сюзанна Юрковски, Никола-Ханс Шварцер, Давид Циммерманн изучили роль эмоциональной поддержки учителей и благоприятного психологического климата в классе в профилактике буллинга [26].

Что касается непосредственно аспектов воспитания, то затрагиваются аспекты, связанные с воспитанием гражданственности, толерантности. Например, Песон Чобфон рассматривает вопросы воспитания глобальной гражданственности, приводит данные исследований учителей, которые участвовали в тренинге по глобальному гражданскому образованию. В частности, анализируются способы, с помощью которых учителя способствуют формированию у учащихся глобального гражданства [27].

Анна-Элина Сало, Ану Каджамиес обращают внимание на то, что будущие педагоги сталкиваются со сложными ситуациями при общении с учащимися. Готовность студентов справляться с различными ситуациями, которые могут угрожать благополучию учащихся, как отмечают авторы, является невысокой. Наименее подготовленными будущие учителя чувствовали себя к борьбе с тревогой и зависимостями, связанными с угрозами и кризисами, и наиболее подготовленными к наблюдению за трудностями сотрудничества со сверстниками и реагированию на травлю [28].

Терри Хоган, Карло Риччи и Томас Г. Райан в статье «Уважение к учащимся: оскорбительное словесное поведение классного руководителя» затрагивают проблему неправомерного поведения учителей. Авторы представили результаты изучения словесных оскорблений со стороны классных руководителей в адрес учащихся. Как отмечают ученые, методы борьбы с неправомерным поведением учителей развиваются медленно. В статье даются рекомендации, касающиеся защиты учащихся от жесткого обращения со стороны классных руководителей [29].

Силла М. Грейнер, Джини Парк, Сара Э. Гольдштейн представили результаты исследования, посвященного изучению восприятия учителями-стажерами своей подготовки к оказанию помощи учащимся в решении конкретных сложных жизненных ситуаций. Авторы статьи обращают внимание на недостаточное количество исследований, посвященных подготовке будущих учителей к решению различных задач [30].

Таким образом, в работах отечественных и зарубежных ученых остро встают вопросы дефицитов в профессиональной деятельности классных руководителей, подготовки классных руководителей, будущих учителей к воспитательной работе.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

В ходе решения приведенных выше задач были применены следующие исследовательские методы.

Анализ отечественных и зарубежных исследований, посвященных квантификации воспитательного процесса. Рассмотрение его как последовательности воспитательных ситуаций позволяет абстрагировать конкретную воспитательную ситуацию и конкретизировать последовательность действий участников образовательных отношений, обеспечивающих ее разрешение.

Метод групповых экспертных оценок, позволяющий на основе коллективного экспертного мнения выявить характеристики объекта экспертизы. В ходе исследования были сформированы две экспертные группы – ЭГ-1 и ЭГ-2, включающие 15 и 12 экспертов соответственно. Объектами экспертизы являлись воспитательные ситуации.

Анкетирование позволило выявить актуальные, по мнению 92 педагогов, представляющих 12 регионов Российской Федерации(Удмуртская Республика, Кировская, Самарская, Новосибирская области, Алтайский край, Калининградская область, Красноярский край, Белгородская, Амурская, Саратовская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чеченская Республика), воспитательные ситуации и уровень готовности классных руководителей к их разрешению.

Проведен сравнительный анализ результатов анкетирования по трем характеристикам (по группам воспитательных ситуаций, внутри групп воспитательных ситуаций, по респондентам, проживающим в населенных пунктах различной величины).

Осуществлен синтез выводов на основе полученных результатов исследования, позволяющий определить степень выполнения исследовательских задач.

 

Результаты исследования / Research results

 

Процесс разработки инструмента, позволяющего в диалоге со школами определить банк актуальных для классного руководителя воспитательных ситуаций, включает следующие этапы:

  1. Выбор формы инструмента определения банка воспитательных ситуаций.
  2. Формирование рабочей группы и двух экспертных групп.
  3. Создание первого объекта экспертизы и работа с ним первой экспертной группы.
  4. Создание второго объекта экспертизы и работа с ним второй экспертной группы.
  5. Разработка на основе результатов экспертизы инструмента определения банка воспитательных ситуаций.

Рассмотрим перечисленные этапы более подробно.

В качестве инструмента, позволяющего в диалоге с общеобразовательными организациями определить банк актуальных для классного руководителя воспитательных ситуаций, нами была определена анкета. Выбор аргументировался, во-первых, масштабом проведения исследования, охватывающим несколько регионов России; во-вторых, возможностью получения необходимой информации в удобное для респондентов время; в-третьих, возможностями, заложенными в Yandex Forms, для обработки полученных результатов.

На втором этапе была сформирована рабочая группа, обеспечивающая сопровождение и координацию действий всех участников проводимого исследования. Рабочей группой была организована деятельность по формированию двух экспертных групп. Первая экспертная группа (ЭГ-1) включала 15 руководителей общеобразовательных организаций Удмуртской Республики. Вторая экспертная группа (ЭГ-2) состояла из 12 экспертов, в число которых вошли классные руководители, социальные педагоги, школьные педагоги-психологи. Анализ данных для расчета коэффициента компетентности экспертов позволил считать их значения равными.

На третьем этапе для создания первого объекта экспертизы экспертам было предложено описать типовые и актуальные для современной школы воспитательные ситуации, требующие разрешения от участников образовательных отношений. По результатам опроса первый объект экспертизы содержал список из 183 воспитательных ситуаций. Список был представлен экспертам для ранжирования по дихотомической шкале (1 – актуальная ситуация для участников образовательных отношений, 0 – ситуация не актуальная). По итогам ранжирования был сформирован список из 140 воспитательных ситуаций, актуальность которых была определена более чем 50% экспертов из ЭГ-1.

В ходе четвертого этапа рабочая группа предложила экспертам ЭГ-2 провести отбор и систематизацию 140 воспитательных ситуаций, определенных как актуальных ЭГ-1. Экспертам предлагалось, во-первых, выбрать воспитательные ситуации, актуальные для классного руководителя и требующие подготовки, во-вторых, систематизировать их по семи группам, отражающим взаимосвязь со следующими преобразованиями отечественной системы образования:

1)   введение цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»;

2)   введение должности советника директора по воспитанию;

3)   возвращение общественно полезного труда в школах;

4)   участие в общероссийском общественно-государственном движении детей и молодежи «Движение первых»;

5)   поднятие Государственного флага Российской Федерации в первый учебный день каждой учебной недели перед первым учебным занятием (уроком);

6)   запрет использования мобильных телефонов на уроках в школах России;

7)   введение профориентационных уроков «Моя Россия – новые горизонты» по четвергам в 6–11-х классах.

Полученный в ходе отбора и систематизации второй объект экспертизы содержал 79 воспитательных ситуаций. В ходе работы экспертов ЭГ-2 со вторым объектом экспертизы было выбрано 49 воспитательных ситуаций, актуальность и необходимость подготовки к разрешению которых была определена более чем 50% экспертов из ЭГ-2.

На пятом этапе выбранные 49 воспитательных ситуаций были включены в анкету. В ней они были распределены по семи названным выше группам. Респондентам было предложено ознакомиться со списком воспитательных ситуаций и, исходя из собственного педагогического опыта, дополнить список воспитательными ситуациями, которые, на их взгляд, являются актуальными для классного руководителя (учителя-предметника) и к разрешению которых он должен быть готов.

Также необходимо было проранжировать общий список воспитательных ситуаций (представленный в анкете и дополненный респондентами) по новизне и необходимости подготовки классного руководителя (учителя-предметника) для их разрешения.

При ранжировании необходимо было применять следующую шкалу:

5 – воспитательная ситуация новая для классного руководителя (учителя-предметника) и требует обязательной подготовки для ее успешного разрешения;

4 – воспитательная ситуация не новая для классного руководителя (учителя-предметника), но требует подготовки для ее успешного разрешения;

3 – воспитательная ситуация не новая для классного руководителя (учителя-предметника), но желательна подготовка для ее успешного разрешения;

2 – воспитательная ситуация знакомая для классного руководителя (учителя-предметника), и успешно разрешить ее он способен самостоятельно, без подготовки;

1 – вероятность возникновения такой воспитательной ситуации крайне мала, и ее следует исключить из списка.

Далее были предложены сами ситуации для ранжирования.

Процесс формирования банка воспитательных ситуаций, актуальных для классного руководителя, и его анализ содержал следующие этапы:

1. Анкетирование специалистов общеобразовательных организаций.

2. Обработка результатов анкетирования и формирование банка воспитательных ситуаций.

3. Общий анализ результатов анкетирования по группам воспитательных ситуаций.

4. Анализ воспитательных ситуаций внутри группы.

5. Анализ дополнительных воспитательных ситуаций.

6. Анализ воспитательных ситуаций по респондентам, проживающим в населенных пунктах различной величины.

Анкетирование проводилось в апреле-мае 2024 года. В анкетировании приняли участие респонденты – представители 92 общеобразовательных организаций из 12 регионов РФ, указанных ранее.

Что касается занимаемой должности респондентов, то получились следующие показатели: классные руководители – 43,3%; учителя (предметники) – 36,9%; заместители руководителя образовательной организации – 9,9%; советники директора по воспитанию – 1,4% – и другие – 8,5%.

Анкетирование прошли респонденты, проживающие в населенных пунктах различной величины – от 10 тыс. до свыше 1 млн человек. При этом большее количество респондентов, а именно 30%, проживает в населенных пунктах от 250 до 1 млн человек, 27,8% – от 50 тыс. человек до 100 тыс. человек, 25, 6% – менее 10 тыс. человек, 8,9% – от 100 тыс. до 250 тыс. человек, 6,7% – от 10 до 50 тыс. человек, 1,1% – в населенном пункте свыше 1 млн человек. Данные сведения о респондентах для нас были необходимы, чтобы выявить возможную связь между величиной населенного пункта и характером проблем в воспитательных ситуациях, возникающих в образовательной организации.

По итогам анкетирования был сформирован банк воспитательных ситуаций, актуальных для классных руководителей. Банк содержит 118 ситуаций, в числе которых – 49 ситуаций, предложенных рабочей группой для ранжирования, и 69 ситуаций, дополненных респондентами.

Этап обработки результатов включал сравнение полученных результатов между группами и внутри группы. Все полученные респондентами ранги складывались, и вычислялось среднее арифметическое. Результаты представлены на рис. 1.

На рисунке мы видим, что все группы ситуаций примерно находятся на одном уровне значимости для респондентов, а именно воспитательные ситуации для них не новые, но желательна подготовка классных руководителей для их успешного разрешения. Однако больший балл (3,27) получила группа ситуаций, возникающих в связи с проведением воспитательных внеурочных занятий «Разговоры о важном». Возможно, это связано с формальным подходом к проведению занятий, унификацией предложенных тем и т. д.

На втором месте по значимости для рассмотрения и подготовки – «Введение должности советника по воспитательной работе». Данная группа ситуаций была оценена респондентами в 3,14 балла. На наш взгляд, это объясняется новизной должности и недостаточным пониманием исполняемых функций.

Равное количество баллов (3,04) получили группы ситуаций«Возвращение общественно полезного труда в школах» и «Введение профориентационных уроков “Моя Россия – новые горизонты” по четвергам в 6–11-х классах». Считаем, что данные нововведения в принципе знакомы респондентам.

 


Рис. 1. Общий анализ результатов анкетирования по группам воспитательных ситуаций (баллы)

 

И на последнем месте группа ситуаций, а именно 2,89 балла, направленных на «Запрет использования мобильных телефонов на уроках в школах России». Видимо, данные ситуации реже встречаются в работе классных руководителей, а чаще – учителей-предметников, процент которых меньше среди респондентов.

Далее обратимся к анализу ситуаций внутри каждой группы. Рассмотрим ситуации, получившие наибольшие баллы при ранжировании. Результаты анализа представлены на рис. 2.

1. В группе «Введение цикла внеурочных занятий “Разговоры о важном”» наибольшее значение получили ситуации, в которых дети пропускают занятия, в том числе по семейным обстоятельствам. Например:

1.1.  Учащийся 5-го класса систематически пропускает «Разговоры о важном». Когда учитель вызвал его маму в школу и спросил, почему ребенок не посещает данное занятие, родительница ответила: «Почему мой ребенок должен его посещать, если это не обязательный предмет, который предусмотрен в программе, и за него не ставят оценки?» При этом сам мальчик сказал, что ему интересно было бы их посещать, но мама его не будит к нужному времени и категорически против этого.

Иными словами, получается, что дети и не против посещать «Разговоры о важном», но им не создают условия для этого родители. Поэтому здесь важно научить педагогов выстраивать отношения с родителями, умение убедить их в целесообразности проведения таких занятий.

Следующие ситуации, также значимые для подготовки, отражают проблемы, которые возникают при проведении занятий на темы, касающиеся взаимоотношений ребенка с родителями, отсутствия у ребенка одного из родителей, и другие темы, являющиеся болезненными для ребенка.


Рис. 2. Анализ воспитательных ситуаций внутри группы

 

1.2.  Вася (13 лет) живет с матерью, отец погиб. На внеурочном занятии «Разговоры о важном» классный руководитель в рамках темы «23 февраля День защитника Отечества» дал учащимся задание: написать письмо-поздравление своему папе или дедушке. Одноклассник Дима решил подшутить над Васей и сказал: «У Васи нет папы, кому он будет писать письмо?» Вася разозлился, пнул стул Димы и вышел из класса.

Здесь важно тактично повести себя с ребенком и грамотно провести работу с классом, чтобы таких ситуаций больше не повторялось.

2. В следующей группе ситуаций «Введение должности советника директора по воспитанию» наибольший балл (3,47) получила ситуация, связанная с дублированием должностных полномочий, с распределением обязанностей. Возможно, как было указано ранее, это связано с новизной должности, отсутствием четкого понимания своих функциональных обязанностей.

2.2. Классный руководитель подходит к советнику директора по воспитанию: «Почему вы заранее провели занятие с учащимися на тему, которую я сегодня рассматривала во время внеурочного занятия “Разговоры о важном”? Учащиеся меня не слушали. Сказали, что им уже это рассказал на занятии советник директора». На это советник по воспитанию ответил: «Это в том числе и моя работа. В моих должностных обязанностях это прописано».

3. В группе ситуаций «Возвращение общественно полезного труда в школах» наибольшую значимость получили ситуации, связанные с нежеланием детей заниматься общественно полезным трудом. Пример ситуации:

3.1. Классный руководитель на классном часе объявил обучающимся 7-го класса о том, что теперь последний день каждого месяца – генеральная уборка в классе. Все ребята промолчали, но Маша ответила педагогу: «Я не обязана убираться в классе, так как прихожу в школу для получения знаний. И вообще, детский труд запрещен, мне дома хватает уборки!»

Возникновение описанной выше проблемы неудивительно, так как долгое время к труду в школе было другое отношение и многие дети уже привыкли, что заниматься общественно полезным трудом в их обязанности не входит. Поэтому им пока трудно жить по новым правилам, а отсюда и сопротивление. Как убедить школьников, что труд полезен и важен для человека и это благородное занятие, – вот в этом, вероятно, и заключается подготовка к разрешению данного вида ситуаций.

  1. В четвертой группе «Участие в общероссийском общественно-государственном движении детей и молодежи “Движение первых”» были особо выделены воспитательные ситуации, в которых возникает проблема отсутствия времени выпускников для участия в мероприятиях, проблема расстановки приоритетов.

4.2.  В школе активно работает «Движение первых», в которое входит основная часть учащихся 11-х классов. При подготовке к созданию нового проекта классный руководитель выдвинул обязательное требование участия в нем. Одиннадцатиклассники отказались, так как мало времени осталось до выпускных экзаменов и катастрофически не хватает времени для подготовки к ЕГЭ. Классного руководителя не устроили оправдания детей, так как он заранее пообещал администрации школы 100%-ное участие детей 11-х классов. Из-за этого произошел конфликт.

4.3.   Марина (учащаяся 6-го класса), по характеру спокойная, тихая, не умеющая отказывать, всегда и везде участвует. Этим пользуется классный руководитель: когда никто не соглашается участвовать в мероприятии, то он просит ее. Мама стала замечать, что у девочки начались проблемы со здоровьем: утомляемость, слабость, болезненный вид. Она сказала об этом классному руководителю и просила не привлекать девочку активно к делам школы. Но педагог проигнорировал просьбу матери, ему нужен результат работы, у него свои причины.

В обеих ситуациях мы видим, что классный руководитель единолично принимает решения об участии своих воспитанников в мероприятиях, что, безусловно, вызывает соответствующую реакцию со стороны школьников.

  1. Следующая группа ситуаций «Поднятие Государственного флага Российской Федерации в первый учебный день каждой учебной недели перед первым учебным занятием (уроком)» ставит проблемы, возникающие по причине отсутствия желания школьников участвовать в поднятии Государственного флага. Наибольший балл получили ситуации, представленные ниже.

5.1.  Вечером классный руководитель написал в чат учащимся, чтобы на поднятие Государственного флага пришли в парадном, деловом стиле. Все ребята увидели сообщение и дали обратную связь, что приняли информацию. На следующий день, во время построения на церемонии, классный руководитель видит, что Дима (15 лет) пришел в спортивном костюме. На вопрос «Что у тебя за внешний вид?» Дима ответил: «Я не патриот своей страны и вообще одеваюсь так, как я хочу. Я сам решаю, как мне одеваться».

5.2.   8-й класс не пришел в понедельник на поднятие Государственного флага. После состоялся серьезный разговор классного руководителя с классом. Ребята пообещали, что больше так делать не будут. Но на следующей неделе ситуация повторилась и ребята снова не пришли.

И в первом, и во втором случае мы видим сопротивление учащихся каждый понедельник приходить в парадной форме.

  1. Шестая группа воспитательных ситуаций «Запрет использования мобильных телефонов на уроках в школах России», получившая в целом наименьший балл, была введена в связи с тем, что 19.12.2023 вступили в силу изменения, внесенные в статью 43 Федерального закона 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», устанавливающую права и обязанности обучающихся. Введен запрет на использование обучающимися мобильных телефонов во время учебных занятий в школах. И достаточно много спорных ситуаций по этой причине сегодня возникает. Учащиеся привыкли пользоваться телефонами в учебное время и для решения своих личных дел, и, безусловно, для поиска правильных ответов в выполнении проверочных и контрольных работ.

6.3. У первоклассника Вити низкий уровень адаптации к школе. Адаптационный период сопровождается болезненным состоянием ребенка. Со стороны матери гиперопека, ей необходимо, чтобы ребенок постоянно находился на связи. Классный руководитель строго соблюдает закон, запрещая использовать мобильные телефоны. В один из дней у учащегося ухудшилось состояние. Ребенок просил позвонить матери, но классный руководитель ответил отказом. На следующий день мать агрессивно стала выяснять причину безответственного отношения классного руководителя к ребенку.

Как видно из ситуации, не только учащимся не хватает средств связи, но и их родителям, которые хотят по разным причинам контролировать своих детей.

  1. И седьмая, заключительная, группа воспитательных ситуаций «Введение профориентационных уроков “Моя Россия – новые горизонты” по четвергам в
    6–11-х классах» раскрывает ситуации, которые возникают или могут возникнуть с введением дополнительной профориентационной работы. Безусловно, есть дети, которым этот вид занятий неинтересен, так как они уже определились с профессией и тратить свое время на знакомство с другими не хотят. Или вот пример другой ситуации, которая набрала в данной группе большее количество баллов.

7.5.  Учитель дал задание: на урок по профориентации подготовить сообщения о профессиях своих родителей. Один ученик отказался, сказав: «Не хочу рассказывать про то, кем работают мои родители».

Бесспорно, рассказ о профессиях своих родителей – интересная форма проведения занятий, но, к сожалению, не все дети могут гордиться профессиями своих родителей. Это деликатный вопрос, который должны уметь разрешать классные руководители, организуя данные занятия.

Таким образом, анализ результатов ранжирования предложенных воспитательных ситуаций позволил выявить наиболее проблемные ситуации, требующие отдельного внимания и дополнительной подготовки классных руководителей.

Далее обратимся к тем ситуациям, которые дополнили сами респонденты. Стоит отметить, что далеко не все участники анкетирования дополнили наши ситуации своими. Значительная часть лишь проранжировала предложенные. Всего было дополнено 69 ситуаций, при этом большая часть относилась к группе «Введение цикла внеурочных занятий “Разговоры о важном”» – 23 ситуации. Обратим внимание на тот факт, что именно данная группа ситуаций получила и наибольший средний балл. Возможно, данный вид воспитательной работы вызывает больше всего трудностей и проблемных ситуаций. А вот наименьшее количество ситуаций было дополнено по двум группам: «Поднятие Государственного флага Российской Федерации в первый учебный день каждой учебной недели перед первым учебным занятием (уроком)» и «Запрет использования мобильных телефонов на уроках в школах России». Необходимо отметить, что данные группы ситуаций получили меньшие баллы и при ранжировании, то есть они оказались менее значимыми для подготовки классных руководителей.

Также нами были проанализированы расхождения во взглядах классных руководителей, учителей-предметников и педагогов, занимающих руководящие должности. Существенных различий в ответах классных руководителей и учителей-предметников не выявилось. И среди классных руководителей и среди педагогов, занимающих руководящие должности, редко, но встречаются такие, которые не говорят о проблемах, видимо, стараются не афишировать их, утверждая, что с такими ситуациями они не встречаются, проблем никаких нет и дети с большим удовольствием посещают все нововведенные внеурочные занятия и воспитательные мероприятия – от поднятия Государственного флага до профориентационных мероприятий «Моя Россия – мои горизонты». Возможно, в данных школах действительно не встречается проблемных ситуаций, и это замечательно, что они так смогли выстроить образовательный процесс.


И еще одна позиция, на которую мы хотели бы обратить внимание, – это значимость проблем воспитательных ситуаций в зависимости от населенного пункта. Как было сказано выше, в опросе приняли участие педагоги из разных регионов, проживающие в населенных пунктах различной величины – от 10 тыс. до свыше 1 млн человек. Для сравнения и анализа были взяты те населенные пункты, из которых было большее число респондентов. Результаты анализа представлены на рис. 3.

 

Рис. 3. Анализ воспитательных ситуаций по респондентам, проживающим в населенных пунктах
различной величины (баллы)

 

Как видим на рисунке, разница в баллах является несущественной. Тем не менее наибольшую значимость для респондентов, проживающих в населенных пунктах менее 10 тыс. человек, получили ситуации, возникающие в ходе проведения внеурочных занятий «Разговоры о важном» и «Запрет использования мобильных телефонов на уроках в школах России». И менее значимы ситуации групп «Введение должности советника директора по воспитанию» и «Возвращение общественно полезного труда в школах». Возможно, это связано с тем, что в небольших поселениях дети более терпимо относятся к труду, что неудивительно, поскольку в сельской местности, как правило, детям приходится трудиться, помогая родителям по хозяйству.

Для респондентов из населенных пунктов от 50 до 100 тыс. человек наиболее актуальными оказались ситуации «Участие в общероссийском общественно-государственном движении детей и молодежи “Движение первых”» и «Запрет использования мобильных телефонов на уроках в школах России». А наименее актуальны ситуации, связанные с проведением внеурочных занятий «Разговоры о важном».

Наибольший балл респонденты из населенных пунктов от 250 до 1 млн человек поставили ситуациям «Запрет использования мобильных телефонов на уроках в школах России». И наименьший – внеурочным занятиям «Разговоры о важном».

Таким образом, анализ результатов анкетирования позволил выявить наиболее актуальные воспитательные ситуации, требующие дополнительной подготовки классных руководителей для их успешного разрешения.

 

Заключение / Conclusion

 

В рамках данной статьи конкретизирована роль воспитательной ситуации в обеспечении результативности воспитательной работы в общеобразовательной организации, разработан инструмент, позволяющий в диалоге с общеобразовательными организациями определить банк актуальных для классного руководителя воспитательных ситуаций, сформирован банк воспитательных ситуаций, актуальных для классного руководителя, и проведен его анализ.

Теоретическая значимость статьи заключается в обосновании возможности применить метод групповых экспертных оценок для разработки инструмента, позволившего сформировать банк актуальных для классного руководителя воспитательных ситуаций; в выявленном распределении воспитательных ситуаций по группам, внутри группы, по респондентам, проживающим в населенных пунктах различной величины. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применить результаты исследования при проектировании и анализе рабочих программ воспитания общеобразовательных организаций, для повышения квалификации классных руководителей. Перспективы исследования заключаются в определении средств, позволяющих классному руководителю имитировать разрешение воспитательной ситуации (в том числе средства виртуальной реальности).