Full text

Введение / Introduction

 

Ценностные и смысложизненные ориентации курсантов являются важным аспектом их личностного развития и профессионального становления. Они определяют цели, задачи, приоритеты и способы достижения успеха в учебе и будущей профессиональной деятельности.

Одной из основных ценностей курсантов является образование и профессиональное развитие. Они стремятся получить качественное образование, которое позволит им достичь успеха в будущей профессии. Кроме того, курсанты ценят саморазвитие и личностный рост, которые помогают им становиться более компетентными и успешными специалистами. Как и в исследовании, проведенном Ю. С. Черкасовой и О. В. Бубновской, авторами было выявлено, что у курсантов-полицейских «доминирующий тип направленности личности – направленность на дело. Главная цель для личности – достижение успеха в общем деле» [1].

Можно предположить, что влияние патриотизма на ценностно-смысловую сферу онтогенетически первично, цель определяет задачи и пути ее достижения, а отношение их может определяться как взаимосвязь. В одном из исследований М. А. Холодной патриотизм рассматривается как «способность тормозить импульсивные побуждения, пока ситуация не будет осмыслена в контексте наиболее приемлемого для личности способа поведения» [2].

Под термином «духовно-нравственное развитие» Н. Ф. Гейжан и З. В. Васильева понимают «качественные изменения ценностно-смысловой сферы личности посредством организованного педагогического влияния, направленного на повышение ее творческой активности, формирования способности оценивать собственную деятельность с позиций взаимодействия, конструктивности, созидания, служения, взаимопомощи как противовеса эгоцентризму, эгоизму, индивидуализму» [3].

Ценностные ориентации определяются Н. А. Журавлевой как «относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов поведения и являющиеся относительно независимыми от наличных ситуаций» [4].

Цель исследования – охарактеризовать ценностные и смысложизненные ориентации курсантов образовательных организаций МВД РФ.

Задачи:

– описать особенности ценностно-смысловых ориентаций курсантов-полицейских, определить актуальные задачи процесса духовно-нравственного воспитания;

– проанализировать результаты практических исследований, предоставить их интерпретацию.

Гипотезы:

– у курсантов, включенных в патриотическую деятельность, смысложизненные ориентации выше среднего уровня;

– система ценностей курсантов-патриотов заметно отличается от системы ценностей курсантов, имеющих низкий уровень сформированности патриотизма;

– ценностные и смысложизненные ориентации курсантов связаны между собой.

Апогеем ценностно-смыслового развития личности является сформированное чувство патриотизма, которое в педагогической системе можно понимать как образовательный принцип, цель воспитания и сущностную характеристику педагогического процесса, осуществляющегося в течение всего периода обучения.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Как в отечественном, так и в зарубежном научном сообществе имеется большой объем публикаций, посвященных пониманию тех или иных характеристик ценностных и смысложизненных ориентаций. Далее авторами представлены результаты проведенного анализа наиболее актуальных работ в системе МВД России по теме исследования.

В качестве образцов отношения к проблеме изучения ценностных ориентаций курсантов можно рассмотреть следующие мнения ведущих исследователей в этих областях научного знания. А. С. Отраднова и Р. И. Канунников указывают на то, что «от ценностно-смысловых и смысложизненных ориентаций зависит уровень адаптированности курсантов образовательных организаций МВД России к учебно-служебной деятельности» [5], что было учтено авторами при работе над статьей.

Т. Н. Михайлова отметила важность ценностного отношения к профессии как основы воспитания и образования курсантов вузов МВД России [6]. Благодаря данной работе авторы статьи уточнили понимание ценностей, имеющих важное значение для служебной деятельности. Л. Г. Бикчинтаева также отмечает, что у курсантской молодежи происходят «кардинальные сдвиги в смысловой сфере личности, заключаются они в уточнении и углублении образа себя и Я-концепции в целом, важных изменениях восприятия и осознания собственных позиций на мир, определении в нем своего пути и своих целей. То есть именно данный возрастной этап является особым, сензитивным периодом развития мировоззрения личности как обобщенной системы взглядов на мир в целом и своего собственного места в нем, понимания и оценки смысла деятельности» [7], выводы этого исследователя подтвердились в ходе практической части работы.

Авторами разделяется видение проблем исследования такими учеными, как А. О. Малофей, Р. В. Гоннов и Д. А. Лазарев, которые дали характеристику различным вопросам формирования профессионально-ценностных ориентаций курсантов ведомственных учебных заведений МВД России [8], выявили закономерности и проблемы этого процесса. Также здесь стоит упомянуть мнение Т. И. Арковой, которая пишет о том, что «по структуре в мировоззренческом сегменте воспитания духовно-нравственных ценностей существуют когнитивный (познавательный), эмоционально-волевой и социально-поведенческий компоненты. Соответственно, в каждом из этих компонентов имеются свои ценности» [9].

Коллеги авторов статьи, Н. А. Деева и С. С. Лампаров, говорят о том, что «ценностные основания задают базовые координаты для формирования и реализации адаптационных возможностей личности» [10], а М. Г. Рябова и Р. И. Канунников показали актуальность анализа соотношения ценностных ориентаций и мотивации у курсантов образовательных организаций МВД России и практических сотрудников ОВД с помощью комплекса психодиагностических методик [11], доказав наличие сходств и различий между ними.

Авторами также разделяется мнение Е. А. Никитской и И. Г. Евсеевой о том, что сегодня актуально «формирование смысложизненных ценностей профессиональной деятельности и духовно-нравственное развитие личности на основе осмысления идеалов культуры» [12]. Именно культурный уровень развития личности способствует формированию высоких нравственно ориентированных смыслов.

Стоит отметить, что Д. В. Деулин и Н. В. Аникеева, изучив современные ценностные парадигмы у курсантов образовательной организации МВД России [13], подтвердили их соответствие парадигме М. Рокича, согласно которой выделяются два класса ценностей: «терминальные ценности – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, семейное счастье или возможность реализовать себя в творчестве) как с личной, так и с общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности – убеждения в том, что какой-то образ действий (например, воспитанность, исполнительность) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. Разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств» [14], при этом наиболее характерные особенности ценностно-смысловой сферы личности у сотрудников полиции направлены на профессиональный рост и самосовершенствование.

Важно также упомянуть исследование О. В. Богомоловой, в ходе которого выявлены особенности ценностных ориентаций курсантов учебных заведений МВД на разных этапах обучения [15], при этом диагностирована проблема отсутствия систематически организованной работы по формированию ценностных ориентаций у курсантов. Особый научный интерес представляет исследование А. С. Гусева и Ю. Г. Хлоповских, которые на основе сопоставительного анализа рассмотрели ценностные ориентации обучающихся ведомственных образовательных организаций [16], что обогатило опыт исследования сравнительным материалом. Они понимают смысложизненные ориентации как компонент смысловой сферы личности процесса профессионализации курсантов, признавая их лежащими в основе таких процессов становления личности, как социализация, самопознание, самоопределение, профессиональная идентичность.

Авторами статьи подчеркивается высокая ценность трудов Ю. Р. Джавадян, в ходе которых изучена концепция личностно развивающего образования при развитии ценностно-смысловых ориентиров курсантов образовательной организации МВД России, проанализировано содержание и предназначение личностно развивающегося образования для всестороннего развития личности курсантов [17]. При этом данная работа коррелирует с мнением В. И. Коваленко, Е. В. Коваленко и Д. А. Воронова, которые указывают на ценностно-смысловую направленность образовательного процесса в образовательных организациях МВД России, относя его к знаниево-деятельно-ориентированному виду образования [18].

Также нельзя не упомянуть работу О. Н. Колмыковой, которая описала проблемы формирования ценностных ориентаций личности курсанта МВД России, придя к выводу, что при помощи ориентаций индивид производит выбор социально значимых объектов, которые в результате оценки их полезности, важности для него получают статус «ценности» [19]. На некоторые подходы из данной статьи опирались и Т. С. Каримова и А. А. Каримов, охарактеризовав теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания курсантов в условиях вуза МВД [20]. Именно благодаря подобным исследованиям педагогическая наука обогащается теоретическим пониманием оснований духовно-нравственного воспитания. В работе Е. С. Саможен представлена актуальность развития нравственно-патриотического воспитания курсантов образовательных организаций МВД России в современных условиях [21].

Здесь примечательно мнение А. В. Мелентьева, который, говоря о национально ориентированном патриотизме, подразумевает под этнической самоидентификацией «осознанное понимание личностью принадлежности к определенному этносу (культуре), задающее вектор формирования смысложизненных ориентаций, духовно-патриотических ценностей и социальных действий, согласованных с конкретными социальными обязанностями и правами» [22]. Е. В. Семенова написала работу о формировании профессионально-нравственной устойчивости курсантов вузов МВД России [23], отметив значимую роль в личностном росте фактора взаимосвязи воспитания и самовоспитания. Т. А. Терехова, Н. А. Самойлик, О. С. Серегина и
Н. Н. Тавтилова оценили практику диагностики системы ценностных ориентаций студентов и курсантов образовательных организаций, сделав вывод о выраженности у курсантов ведомственных вузов когнитивного типа профессионально-ценностных ориентаций [24].

Е. А. Слесарева, С. Ю. Михайлова и Д. Е. Смирнов отмечают, что в процессе обучения курсанты-полицейские «получают четкое представление о своем профессиональном долге, о различных нормах в поведенческой сфере, определяют для себя смыслы жизни и ведущие ценности, с помощью которых они будут находить в своей профессиональной деятельности мотивы развиваться в выбранном специалитете» [25].

Сравнительный анализ работ таких исследователей, как Д. Прусак, К. Квапис, Б. Пилецка, А. Чемперек, А. Кравчик, М. Яблонски и К. Новаковский, был нацелен на постижение проблемы качества жизни, смысла жизни, позитивной ориентации на жизнь и благодарность католических семинаристов в Польше [26], что дало богатый эмпирический материал с целью сравнения с традиционными российскими ценностями.

Зарубежный опыт был учтен авторами статьи при анализе трудов таких исследователей из Азии, как Х. Ван, Х. Гай и С. Ли, которые провели личностно ориентированный анализ смысла жизни, целевых ориентаций и отношения к жизни среди китайской молодежи [27], что во многом совпадает с данными настоящей работы.

Европейский и ближневосточный опыт изучен авторами на примере работ таких ученых, как Б. Лью, К. Чистопольская, А. Осман, Д. М. Ю Хуен, М. А. Талиб и
А. Н. Ман Леунг, которые посвятили свои труды изучению смысла жизни как фактора защиты от суицидальных наклонностей у студентов китайских университетов [28].

Рассматривая актуальность общественной ценности организации как расширения модели характеристик работы, Т. Мейнхардт, К. Херманн и Д. Бардели выявили связь создания ценности для общества с вовлеченностью в работу [29], что во многом совпадает с пониманием отечественными учеными профессионального патриотизма. Такими иностранными авторами, как А. Бесика, Д. У. Скулер, Б. Верпланкен и другие, произведено изучение уровней ценностных ориентаций, которые объясняют различия в смысле и удовлетворенности жизнью людей [30].

Таким образом, проанализировав отечественный и зарубежный опыт в сфере духовно-нравственного воспитания, в рамках которого происходит основной блок мероприятий, направленных на формирование ценностно-смысловых ориентаций личности, авторы исследования определили, что имеется ряд направлений, нуждающихся в дополнительных исследованиях.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Авторами работы взят метод комплексного тестирования курсантов, обучающихся в образовательных организациях, готовящих сотрудников правоохранительных органов, позволивший проверить выдвинутые гипотезы. Анализ его основных результатов приведен в этой статье. Информационной базой исследования послужили данные анонимного (обезличенного) опроса (для стороннего доступа), подкрепленные с согласия испытуемых служебными индивидуально-воспитательными беседами, интервьюированием и педагогическим наблюдением. Приводятся некоторые данные опытно-экспериментальной работы, подтверждающие эффективность педагогического воздействия на курсантов с помощью методов патриотического воспитания, основанных на использовании воспитательного потенциала духовно-нравственных ценностей.

Для получения диагностических данных использовалась такие стандартизированные и валидизированные методики, как «Гражданственность и патриотизм» (анкета, созданная Д. В. Григорьевым), «Ценностные ориентации» (методика М. Рокича), «Патриограмма» (тест, апробированный А. В. Потемкиным), «Тест смысложизненных ориентаций» (Д. А. Леонтьев). Обработка результатов анкетирования осуществлялась с помощью программы SPSS Statistics 23.0. Численность выборки – 160 курсантов четвертых и пятых курсов обучения (из них мужчин – 90 человек, женщин – 70 человек) Краснодарского университета МВД России, Московского университета МВД России, Санкт-Петербургского университета МВД России и их филиалов.

 

Результаты исследования / Research results

 

В данной работе приводятся некоторые результаты диагностики смысложизненных ориентиров курсантов силовых структур. В табл. 1 отображены результаты ранжирования курсантами-полицейскими основных духовно-нравственных ценностей.

Таблица 1

Иерархия духовно-нравственных ценностей курсантов
(в порядке убывания значимости)

 

Ранг

Ценность

Общий ранг (округленные данные)

Количество испытуемых, считающих данную ценность важнейшей

1

Человеколюбие

6

7

2

Вера в добро

4

9

3

Справедливость

7

27

4

Честь

9

34

5

Совесть

5

11

6

Воля

7

29

7

Стремление к исполнению нравственного долга

9

38

8

Личное достоинство

4

5

 

Наименьшие показатели получили «вера в добро» и «личное достоинство». Курсанты пояснили, что не верят в искренность добрых поступков, сомневаются в возможности и бескорыстности и отзывчивости окружающих их людей. В курсантских коллективах наличествует повышенная терпимость к вербальному и невербальному насилию, эгоистические поведенческие мотивы и цинизм взглядов. Это обусловлено развивающимся характером личности молодых сотрудников полиции.

Наиболее значимые ранги имели такие ценности, как «стремление к исполнению нравственного долга» и «честь», причинами этого (по мнению самих курсантов) являются нацеленность обучающихся на государственную службу, верность профессиональным идеалам. Однако зачастую количество испытуемых, считающих ту или иную ценность важнейшей, не полностью коррелировало с рангом ценностей.

Также курсанты ценят свободу выбора и независимость. Они стремятся принимать решения самостоятельно, вне зависимости от внешних факторов. Это помогает им чувствовать себя уверенно и комфортно в своей жизни. Патриотические ценности и конструктивные жизненные смыслы имеют огромное значение для курсантов, так как они определяют их поведение, мотивацию и цели в жизни.

Ценности курсантов индивидуальны, но профессионально важные смыслы являются общими для всех. Курсанты имеют личностно значимые жизненные смыслы-цели, например стремиться к финансовой стабильности и материальному благополучию или к поиску смысла жизни и духовному развитию.

Курсанты могут ценить честность, справедливость, ответственность и уважение к другим людям. Они придают большое значение своей профессии и желанию стать хорошим специалистом в своей области.

Примеры жизненных смыслов, имеющих особое значение для курсантов, включают в себя:

1. Стремление к знаниям и обучению. Курсанты могут отождествлять профессию с возможностью постоянного развития и совершенствования служебных навыков. Для патриотически ориентированных курсантов достижение каждой ступени профессионального мастерства является действенным вкладом в укрепление могущества Родины.

2. Социальную ответственность. Курсанты убеждены, что профессия полицейского обладает благородным смысловым началом, служит обществу и позволяет помогать людям в сложных жизненных ситуациях.

3. Семейные ценности. Курсанты-патриоты придают большое значение семейным ценностям и стремятся к созданию крепкой и счастливой семьи как залога светлого будущего своей страны.

4. Духовное развитие. Курсанты находят смысл жизни в духовно-нравственном совершенствовании, развитии лучших моральных качеств личности.

Если обобщать проведенные исследования, основанные на опытно-экспериментальной работе, то главные ценностные ориентации курсантов (проявляющиеся в полярных мнениях) следующие.

Таблица 2

Сравнительный анализ диагностики сформированности чувства патриотизма
и духовно-нравственных ценностей

 

Оцениваемые показатели
(% от общего количества респондентов)

Диагностические методики

«Гражданственность и патриотизм» Д. А. Григорьева

«Ценностные ориентации» М. Рокича

«Патриограмма» А. В. Потемкина

«Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева

КДГ

ЭДГ

КДГ

ЭДГ

КДГ

ЭДГ

КДГ

ЭДГ

Курсанты, имеющие высокие показатели

32

42

28

37

29

34

27

39

Курсанты, имеющие низкие показатели

8

5

9

4

7

4

6

3

                   

 

Данные сравнительного анализа показывают, что курсанты, имеющие высокие показатели (в проценте от общего количества респондентов) по смежным методикам, имели сопоставимые результаты, однако в экспериментальной группе результаты значимо отличались (в сторону эффективности воспитательного воздействия на экспериментальную группу) от контрольной.

Подводя итоги, можно сказать, что изучение ценностно-смысловой сферы курсантов и понимание ее взаимосвязи с чувством патриотизма имеет большое значение для педагогической науки, так как позволяет вносить изменения в педагогический процесс.

 

Заключение / Conclusion

 

Таким образом, ценностные и смысложизненные ориентации курсантов отражают их стремление к успеху в учебе и профессиональной карьере, а также к личностному развитию и самосовершенствованию. Однако эти ориентации могут быть подвержены изменениям в зависимости от внешних факторов и личных обстоятельств как в положительную, так и в отрицательную сторону. Выявив и описав смысложизненные и ценностные ориентации курсантов-полицейских, авторы выделили особенности их профессионального патриотизма.

Смысложизненные ориентации играют важную роль в жизни курсантов: они стремятся найти смысл в своей жизни, определить свои цели и задачи, а также найти способы достижения этих целей. Молодые люди часто ориентируются на социально значимые цели, такие как служение обществу, помощь другим людям и т. д. Однако, несмотря на все эти ценности и смыслы, курсанты также могут сталкиваться с трудностями и проблемами в жизни. Например, они могут испытывать стресс из-за высоких требований к учебе или профессиональной подготовке, а также из-за финансовых проблем или личных трудностей.

Перспективой дальнейших исследований является изучение факторов, влияющих на формирование ценностной структуры личности в повседневной курсантской жизни. Наличие статистической значимости взаимосвязи патриотизма и ценностных ориентаций у сотрудников полиции, что было выдвинуто в качестве гипотезы, подтверждено. Результаты исследования целесообразно использовать для совершенствования методического аппарата, участвующего в духовно-нравственном воспитании курсантов-полицейских.