Введение / Introduction
Ценностные и смысложизненные ориентации курсантов являются важным аспектом их личностного развития и профессионального становления. Они определяют цели, задачи, приоритеты и способы достижения успеха в учебе и будущей профессиональной деятельности.
Одной из основных ценностей курсантов является образование и профессиональное развитие. Они стремятся получить качественное образование, которое позволит им достичь успеха в будущей профессии. Кроме того, курсанты ценят саморазвитие и личностный рост, которые помогают им становиться более компетентными и успешными специалистами. Как и в исследовании, проведенном Ю. С. Черкасовой и О. В. Бубновской, авторами было выявлено, что у курсантов-полицейских «доминирующий тип направленности личности – направленность на дело. Главная цель для личности – достижение успеха в общем деле» [1].
Можно предположить, что влияние патриотизма на ценностно-смысловую сферу онтогенетически первично, цель определяет задачи и пути ее достижения, а отношение их может определяться как взаимосвязь. В одном из исследований М. А. Холодной патриотизм рассматривается как «способность тормозить импульсивные побуждения, пока ситуация не будет осмыслена в контексте наиболее приемлемого для личности способа поведения» [2].
Под термином «духовно-нравственное развитие» Н. Ф. Гейжан и З. В. Васильева понимают «качественные изменения ценностно-смысловой сферы личности посредством организованного педагогического влияния, направленного на повышение ее творческой активности, формирования способности оценивать собственную деятельность с позиций взаимодействия, конструктивности, созидания, служения, взаимопомощи как противовеса эгоцентризму, эгоизму, индивидуализму» [3].
Ценностные ориентации определяются Н. А. Журавлевой как «относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов поведения и являющиеся относительно независимыми от наличных ситуаций» [4].
Цель исследования – охарактеризовать ценностные и смысложизненные ориентации курсантов образовательных организаций МВД РФ.
Задачи:
– описать особенности ценностно-смысловых ориентаций курсантов-полицейских, определить актуальные задачи процесса духовно-нравственного воспитания;
– проанализировать результаты практических исследований, предоставить их интерпретацию.
Гипотезы:
– у курсантов, включенных в патриотическую деятельность, смысложизненные ориентации выше среднего уровня;
– система ценностей курсантов-патриотов заметно отличается от системы ценностей курсантов, имеющих низкий уровень сформированности патриотизма;
– ценностные и смысложизненные ориентации курсантов связаны между собой.
Апогеем ценностно-смыслового развития личности является сформированное чувство патриотизма, которое в педагогической системе можно понимать как образовательный принцип, цель воспитания и сущностную характеристику педагогического процесса, осуществляющегося в течение всего периода обучения.
Обзор литературы / Literature review
Как в отечественном, так и в зарубежном научном сообществе имеется большой объем публикаций, посвященных пониманию тех или иных характеристик ценностных и смысложизненных ориентаций. Далее авторами представлены результаты проведенного анализа наиболее актуальных работ в системе МВД России по теме исследования.
В качестве образцов отношения к проблеме изучения ценностных ориентаций курсантов можно рассмотреть следующие мнения ведущих исследователей в этих областях научного знания. А. С. Отраднова и Р. И. Канунников указывают на то, что «от ценностно-смысловых и смысложизненных ориентаций зависит уровень адаптированности курсантов образовательных организаций МВД России к учебно-служебной деятельности» [5], что было учтено авторами при работе над статьей.
Т. Н. Михайлова отметила важность ценностного отношения к профессии как основы воспитания и образования курсантов вузов МВД России [6]. Благодаря данной работе авторы статьи уточнили понимание ценностей, имеющих важное значение для служебной деятельности. Л. Г. Бикчинтаева также отмечает, что у курсантской молодежи происходят «кардинальные сдвиги в смысловой сфере личности, заключаются они в уточнении и углублении образа себя и Я-концепции в целом, важных изменениях восприятия и осознания собственных позиций на мир, определении в нем своего пути и своих целей. То есть именно данный возрастной этап является особым, сензитивным периодом развития мировоззрения личности как обобщенной системы взглядов на мир в целом и своего собственного места в нем, понимания и оценки смысла деятельности» [7], выводы этого исследователя подтвердились в ходе практической части работы.
Авторами разделяется видение проблем исследования такими учеными, как А. О. Малофей, Р. В. Гоннов и Д. А. Лазарев, которые дали характеристику различным вопросам формирования профессионально-ценностных ориентаций курсантов ведомственных учебных заведений МВД России [8], выявили закономерности и проблемы этого процесса. Также здесь стоит упомянуть мнение Т. И. Арковой, которая пишет о том, что «по структуре в мировоззренческом сегменте воспитания духовно-нравственных ценностей существуют когнитивный (познавательный), эмоционально-волевой и социально-поведенческий компоненты. Соответственно, в каждом из этих компонентов имеются свои ценности» [9].
Коллеги авторов статьи, Н. А. Деева и С. С. Лампаров, говорят о том, что «ценностные основания задают базовые координаты для формирования и реализации адаптационных возможностей личности» [10], а М. Г. Рябова и Р. И. Канунников показали актуальность анализа соотношения ценностных ориентаций и мотивации у курсантов образовательных организаций МВД России и практических сотрудников ОВД с помощью комплекса психодиагностических методик [11], доказав наличие сходств и различий между ними.
Авторами также разделяется мнение Е. А. Никитской и И. Г. Евсеевой о том, что сегодня актуально «формирование смысложизненных ценностей профессиональной деятельности и духовно-нравственное развитие личности на основе осмысления идеалов культуры» [12]. Именно культурный уровень развития личности способствует формированию высоких нравственно ориентированных смыслов.
Стоит отметить, что Д. В. Деулин и Н. В. Аникеева, изучив современные ценностные парадигмы у курсантов образовательной организации МВД России [13], подтвердили их соответствие парадигме М. Рокича, согласно которой выделяются два класса ценностей: «терминальные ценности – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, семейное счастье или возможность реализовать себя в творчестве) как с личной, так и с общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности – убеждения в том, что какой-то образ действий (например, воспитанность, исполнительность) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. Разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств» [14], при этом наиболее характерные особенности ценностно-смысловой сферы личности у сотрудников полиции направлены на профессиональный рост и самосовершенствование.
Важно также упомянуть исследование О. В. Богомоловой, в ходе которого выявлены особенности ценностных ориентаций курсантов учебных заведений МВД на разных этапах обучения [15], при этом диагностирована проблема отсутствия систематически организованной работы по формированию ценностных ориентаций у курсантов. Особый научный интерес представляет исследование А. С. Гусева и Ю. Г. Хлоповских, которые на основе сопоставительного анализа рассмотрели ценностные ориентации обучающихся ведомственных образовательных организаций [16], что обогатило опыт исследования сравнительным материалом. Они понимают смысложизненные ориентации как компонент смысловой сферы личности процесса профессионализации курсантов, признавая их лежащими в основе таких процессов становления личности, как социализация, самопознание, самоопределение, профессиональная идентичность.
Авторами статьи подчеркивается высокая ценность трудов Ю. Р. Джавадян, в ходе которых изучена концепция личностно развивающего образования при развитии ценностно-смысловых ориентиров курсантов образовательной организации МВД России, проанализировано содержание и предназначение личностно развивающегося образования для всестороннего развития личности курсантов [17]. При этом данная работа коррелирует с мнением В. И. Коваленко, Е. В. Коваленко и Д. А. Воронова, которые указывают на ценностно-смысловую направленность образовательного процесса в образовательных организациях МВД России, относя его к знаниево-деятельно-ориентированному виду образования [18].
Также нельзя не упомянуть работу О. Н. Колмыковой, которая описала проблемы формирования ценностных ориентаций личности курсанта МВД России, придя к выводу, что при помощи ориентаций индивид производит выбор социально значимых объектов, которые в результате оценки их полезности, важности для него получают статус «ценности» [19]. На некоторые подходы из данной статьи опирались и Т. С. Каримова и А. А. Каримов, охарактеризовав теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания курсантов в условиях вуза МВД [20]. Именно благодаря подобным исследованиям педагогическая наука обогащается теоретическим пониманием оснований духовно-нравственного воспитания. В работе Е. С. Саможен представлена актуальность развития нравственно-патриотического воспитания курсантов образовательных организаций МВД России в современных условиях [21].
Здесь примечательно мнение А. В. Мелентьева, который, говоря о национально ориентированном патриотизме, подразумевает под этнической самоидентификацией «осознанное понимание личностью принадлежности к определенному этносу (культуре), задающее вектор формирования смысложизненных ориентаций, духовно-патриотических ценностей и социальных действий, согласованных с конкретными социальными обязанностями и правами» [22]. Е. В. Семенова написала работу о формировании профессионально-нравственной устойчивости курсантов вузов МВД России [23], отметив значимую роль в личностном росте фактора взаимосвязи воспитания и самовоспитания. Т. А. Терехова, Н. А. Самойлик, О. С. Серегина и
Н. Н. Тавтилова оценили практику диагностики системы ценностных ориентаций студентов и курсантов образовательных организаций, сделав вывод о выраженности у курсантов ведомственных вузов когнитивного типа профессионально-ценностных ориентаций [24].
Е. А. Слесарева, С. Ю. Михайлова и Д. Е. Смирнов отмечают, что в процессе обучения курсанты-полицейские «получают четкое представление о своем профессиональном долге, о различных нормах в поведенческой сфере, определяют для себя смыслы жизни и ведущие ценности, с помощью которых они будут находить в своей профессиональной деятельности мотивы развиваться в выбранном специалитете» [25].
Сравнительный анализ работ таких исследователей, как Д. Прусак, К. Квапис, Б. Пилецка, А. Чемперек, А. Кравчик, М. Яблонски и К. Новаковский, был нацелен на постижение проблемы качества жизни, смысла жизни, позитивной ориентации на жизнь и благодарность католических семинаристов в Польше [26], что дало богатый эмпирический материал с целью сравнения с традиционными российскими ценностями.
Зарубежный опыт был учтен авторами статьи при анализе трудов таких исследователей из Азии, как Х. Ван, Х. Гай и С. Ли, которые провели личностно ориентированный анализ смысла жизни, целевых ориентаций и отношения к жизни среди китайской молодежи [27], что во многом совпадает с данными настоящей работы.
Европейский и ближневосточный опыт изучен авторами на примере работ таких ученых, как Б. Лью, К. Чистопольская, А. Осман, Д. М. Ю Хуен, М. А. Талиб и
А. Н. Ман Леунг, которые посвятили свои труды изучению смысла жизни как фактора защиты от суицидальных наклонностей у студентов китайских университетов [28].
Рассматривая актуальность общественной ценности организации как расширения модели характеристик работы, Т. Мейнхардт, К. Херманн и Д. Бардели выявили связь создания ценности для общества с вовлеченностью в работу [29], что во многом совпадает с пониманием отечественными учеными профессионального патриотизма. Такими иностранными авторами, как А. Бесика, Д. У. Скулер, Б. Верпланкен и другие, произведено изучение уровней ценностных ориентаций, которые объясняют различия в смысле и удовлетворенности жизнью людей [30].
Таким образом, проанализировав отечественный и зарубежный опыт в сфере духовно-нравственного воспитания, в рамках которого происходит основной блок мероприятий, направленных на формирование ценностно-смысловых ориентаций личности, авторы исследования определили, что имеется ряд направлений, нуждающихся в дополнительных исследованиях.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Авторами работы взят метод комплексного тестирования курсантов, обучающихся в образовательных организациях, готовящих сотрудников правоохранительных органов, позволивший проверить выдвинутые гипотезы. Анализ его основных результатов приведен в этой статье. Информационной базой исследования послужили данные анонимного (обезличенного) опроса (для стороннего доступа), подкрепленные с согласия испытуемых служебными индивидуально-воспитательными беседами, интервьюированием и педагогическим наблюдением. Приводятся некоторые данные опытно-экспериментальной работы, подтверждающие эффективность педагогического воздействия на курсантов с помощью методов патриотического воспитания, основанных на использовании воспитательного потенциала духовно-нравственных ценностей.
Для получения диагностических данных использовалась такие стандартизированные и валидизированные методики, как «Гражданственность и патриотизм» (анкета, созданная Д. В. Григорьевым), «Ценностные ориентации» (методика М. Рокича), «Патриограмма» (тест, апробированный А. В. Потемкиным), «Тест смысложизненных ориентаций» (Д. А. Леонтьев). Обработка результатов анкетирования осуществлялась с помощью программы SPSS Statistics 23.0. Численность выборки – 160 курсантов четвертых и пятых курсов обучения (из них мужчин – 90 человек, женщин – 70 человек) Краснодарского университета МВД России, Московского университета МВД России, Санкт-Петербургского университета МВД России и их филиалов.
Результаты исследования / Research results
В данной работе приводятся некоторые результаты диагностики смысложизненных ориентиров курсантов силовых структур. В табл. 1 отображены результаты ранжирования курсантами-полицейскими основных духовно-нравственных ценностей.
Таблица 1
Иерархия духовно-нравственных ценностей курсантов
(в порядке убывания значимости)
Ранг |
Ценность |
Общий ранг (округленные данные) |
Количество испытуемых, считающих данную ценность важнейшей |
1 |
Человеколюбие |
6 |
7 |
2 |
Вера в добро |
4 |
9 |
3 |
Справедливость |
7 |
27 |
4 |
Честь |
9 |
34 |
5 |
Совесть |
5 |
11 |
6 |
Воля |
7 |
29 |
7 |
Стремление к исполнению нравственного долга |
9 |
38 |
8 |
Личное достоинство |
4 |
5 |
Наименьшие показатели получили «вера в добро» и «личное достоинство». Курсанты пояснили, что не верят в искренность добрых поступков, сомневаются в возможности и бескорыстности и отзывчивости окружающих их людей. В курсантских коллективах наличествует повышенная терпимость к вербальному и невербальному насилию, эгоистические поведенческие мотивы и цинизм взглядов. Это обусловлено развивающимся характером личности молодых сотрудников полиции.
Наиболее значимые ранги имели такие ценности, как «стремление к исполнению нравственного долга» и «честь», причинами этого (по мнению самих курсантов) являются нацеленность обучающихся на государственную службу, верность профессиональным идеалам. Однако зачастую количество испытуемых, считающих ту или иную ценность важнейшей, не полностью коррелировало с рангом ценностей.
Также курсанты ценят свободу выбора и независимость. Они стремятся принимать решения самостоятельно, вне зависимости от внешних факторов. Это помогает им чувствовать себя уверенно и комфортно в своей жизни. Патриотические ценности и конструктивные жизненные смыслы имеют огромное значение для курсантов, так как они определяют их поведение, мотивацию и цели в жизни.
Ценности курсантов индивидуальны, но профессионально важные смыслы являются общими для всех. Курсанты имеют личностно значимые жизненные смыслы-цели, например стремиться к финансовой стабильности и материальному благополучию или к поиску смысла жизни и духовному развитию.
Курсанты могут ценить честность, справедливость, ответственность и уважение к другим людям. Они придают большое значение своей профессии и желанию стать хорошим специалистом в своей области.
Примеры жизненных смыслов, имеющих особое значение для курсантов, включают в себя:
1. Стремление к знаниям и обучению. Курсанты могут отождествлять профессию с возможностью постоянного развития и совершенствования служебных навыков. Для патриотически ориентированных курсантов достижение каждой ступени профессионального мастерства является действенным вкладом в укрепление могущества Родины.
2. Социальную ответственность. Курсанты убеждены, что профессия полицейского обладает благородным смысловым началом, служит обществу и позволяет помогать людям в сложных жизненных ситуациях.
3. Семейные ценности. Курсанты-патриоты придают большое значение семейным ценностям и стремятся к созданию крепкой и счастливой семьи как залога светлого будущего своей страны.
4. Духовное развитие. Курсанты находят смысл жизни в духовно-нравственном совершенствовании, развитии лучших моральных качеств личности.
Если обобщать проведенные исследования, основанные на опытно-экспериментальной работе, то главные ценностные ориентации курсантов (проявляющиеся в полярных мнениях) следующие.
Таблица 2
Сравнительный анализ диагностики сформированности чувства патриотизма
и духовно-нравственных ценностей
Оцениваемые показатели |
Диагностические методики |
||||||||
«Гражданственность и патриотизм» Д. А. Григорьева |
«Ценностные ориентации» М. Рокича |
«Патриограмма» А. В. Потемкина |
«Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева |
||||||
КДГ |
ЭДГ |
КДГ |
ЭДГ |
КДГ |
ЭДГ |
КДГ |
ЭДГ |
||
Курсанты, имеющие высокие показатели |
32 |
42 |
28 |
37 |
29 |
34 |
27 |
39 |
|
Курсанты, имеющие низкие показатели |
8 |
5 |
9 |
4 |
7 |
4 |
6 |
3 |
|
Данные сравнительного анализа показывают, что курсанты, имеющие высокие показатели (в проценте от общего количества респондентов) по смежным методикам, имели сопоставимые результаты, однако в экспериментальной группе результаты значимо отличались (в сторону эффективности воспитательного воздействия на экспериментальную группу) от контрольной.
Подводя итоги, можно сказать, что изучение ценностно-смысловой сферы курсантов и понимание ее взаимосвязи с чувством патриотизма имеет большое значение для педагогической науки, так как позволяет вносить изменения в педагогический процесс.
Заключение / Conclusion
Таким образом, ценностные и смысложизненные ориентации курсантов отражают их стремление к успеху в учебе и профессиональной карьере, а также к личностному развитию и самосовершенствованию. Однако эти ориентации могут быть подвержены изменениям в зависимости от внешних факторов и личных обстоятельств как в положительную, так и в отрицательную сторону. Выявив и описав смысложизненные и ценностные ориентации курсантов-полицейских, авторы выделили особенности их профессионального патриотизма.
Смысложизненные ориентации играют важную роль в жизни курсантов: они стремятся найти смысл в своей жизни, определить свои цели и задачи, а также найти способы достижения этих целей. Молодые люди часто ориентируются на социально значимые цели, такие как служение обществу, помощь другим людям и т. д. Однако, несмотря на все эти ценности и смыслы, курсанты также могут сталкиваться с трудностями и проблемами в жизни. Например, они могут испытывать стресс из-за высоких требований к учебе или профессиональной подготовке, а также из-за финансовых проблем или личных трудностей.
Перспективой дальнейших исследований является изучение факторов, влияющих на формирование ценностной структуры личности в повседневной курсантской жизни. Наличие статистической значимости взаимосвязи патриотизма и ценностных ориентаций у сотрудников полиции, что было выдвинуто в качестве гипотезы, подтверждено. Результаты исследования целесообразно использовать для совершенствования методического аппарата, участвующего в духовно-нравственном воспитании курсантов-полицейских.