Введение / Introduction
Современная политическая обстановка ежедневно доказывает, как важно любить свою Родину и понимать происходящие события в своей стране и мире, не утрачивая веру в будущее, гордясь своим настоящим и помня прошлое.
В нашей истории известна огромная плеяда личностей, чьи заслуги и свершения оказали влияние на развитие не только нашего Отечества, но и всего человечества в целом. Выдающиеся военачальники и простые солдаты создают ПРОСТО ИСТОРИЮ: от князя Святослава, Александра Невского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Фёдора Ушакова, Павла Нахимова, Георгия Жукова до героев специальной военной операции – Владимира Жоги, Ольги Качуры, Алексея Хомякова и многих других простых и великих служителей Отечества.
В 2023 году отмечалось много памятных дат воинской славы России: 340 лет основания Российской императорской гвардии (1683 год), 210 лет победы русской армии над наполеоновскими войсками (1813 год), 80-летие переломных сражений советского народа в Великой Отечественной войне в 1943 году (прорыв блокады Ленинграда, Сталинградская битва, Ржевская битва, Курская битва, освобождение от фашистов советскими войсками города Киева).
В 2024 году такими датами становятся 315-летие Полтавского сражения, 250-летие победного сражения русской армии под командованием Александра Суворова с турецким войском у болгарского селения Козлуджи в июне 1774 года, 225-летие похода Суворова через Альпы и присвоения ему воинского звания генералиссимуса, 110-летие начала Первой мировой войны. Отдельное внимание в этом году заслуживают юбилейные 80-летние даты побед Красной армии в 1944 году в стратегических операциях Великой Отечественной войны, которые Ю. В. Емельянов назвал знаменитыми «сталинскими ударами» [1]. 2025 год станет для нашей страны годом празднования 80-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
Привлекая внимание молодежи к памятным историческим датам, выдающимся деятелям российской воинской славы и простым солдатам, мы создаем атмосферу сопричастности к исторической памяти народа, сохраняем преемственность поколений через осмысление молодежью современных политических событий, социальных явлений и процессов. И это осмысление происходит через вовлеченность молодежи в творческую проектную деятельность, когда они не только видят и слышат, но и сами создают проекты и вовлекают в эту деятельность других. При этом созидательным инструментом выступает творчество, а именно изобразительное и декоративно-прикладное искусство, создание фото и видео, художественное прочтение текстов и др. Подвиги и победы славных защитников Родины становятся источником вдохновения и творческого осмысления, а опыт сопричастности к истории служения Отечеству дает возможность противостоять современным вызовам и угрозам.
Идея использования творческой деятельности как инструмента патриотического воспитания стала основой проекта «#PRO100 ИСТОРИЯ (ПРОСТО ИСТОРИЯ)», а обращение в ходе проекта к культурно-историческому наследию в области воинской славы России позволило формировать гражданскую патриотическую позицию молодого поколения с учетом современных ресурсов и актуальных технологий. Это соответствует стратегическим задачам федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование», национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» [2], закрепленного в указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [3].
Обзор литературы / Literature review
Современные исследователи патриотизма единодушно отмечают актуальность и важность проблемы формирования этого феномена. Начиная с работ советского периода и до наших дней, отечественные авторы рассматривают патриотизм как важнейший элемент духовной составляющей человека, народа, государства. Так, в коллективной исследовательской работе под редакцией Н. П. Комарова подчеркивается роль российского национального патриотизма в системе безопасности стран постсоветского пространства, определяются приоритеты воспитательно-патриотической работы [4]. Патриотическое воспитание молодежи тесно связано с формированием традиционных важных ценностей общества, что отмечают в своих работах И. В. Герлах и К. В. Шкуропий, И. А. Зайцева и Н. В. Чиркова, Н. Ш. Блягоз, А. Н. Тесленко и М. Е. Жуматаев, Е. В. Яструбенко.
Педагог-исследователь Е. В. Яструбенко пишет, что эти ценности интегрируют социальные, исторические, духовные, культурные, этнические и другие императивы. Автор представляет ретроспективный анализ национально-патриотического воспитания на примере работ классиков зарубежной педагогики и психологии: Я. А. Коменского, Ж-Ж. Руссо, А. Дистервега, З. Фрейда, А. Адлера, А. Маслоу и др. Е. В. Яструбенко делает упор на правдивом освещении истории и культуры, возврате к культурным ценностям прошлого, а также на открытии неизвестных страниц исторического наследия [5]. О сохранности культурных ценностей в диагностическом аспекте воспитания патриотов говорят И. В. Герлах и К. В. Шкуропий. Оценивая готовность будущих педагогов к патриотическому воспитанию, они приводят цитату президента Российской Федерации В. В. Путина о том, что «в настоящее время нужно взять опыт и лучшие традиции воспитания и просвещения… и вместе с тем искать новые формы нравственного и патриотического воспитания» [6]. Эта идея поиска новых эффективных воспитательных практик, позволяющих укрепить традиционные ценности и сформировать гражданскую компетентность, прослеживается в работе И. А. Зайцевой и Н. В. Чирковой [7]. Авторы особо выделяют активную гражданскую позицию, лежащую в основе феномена гражданской компетентности. В свою очередь Н. Ш. Блягоз с соавторами отмечают проблему духовной опустошенности и недостаточного уровня общей культуры молодежи в сочетании с дефицитом гражданственности и патриотизма [8]. Решение этой проблемы авторы видят в применении современных инструментов воспитания патриота.
Интересно, что в современных зарубежных исследованиях, посвященных проблеме патриотизма, также подчеркивается важность формирования ценностей. В частности, в исследовании 2023 года M. T. Ньелези, в котором анализируется роль преподавателей в высшем военном образовании Мозамбика, автор говорит об эффективности воспитательной работы по формированию ценностей именно в процессе обучения [9]. M. T. Ньелези отмечает факторы, связанные с международной ситуацией, социальными, политическими и экономическими условиями, констатирует, что далеко не все граждане следуют ценностям общества, поэтому так актуальна проблема воспитания патриотизма.
Таджикские исследователи П. С. Ризоева, Б. П. Ашрапов, проводя аналогию между патриотизмом и гражданственностью, считают гражданственность ценностью, в основе которой лежит гордость за свою страну, готовность трудиться на ее благо [10]. Они призывают формировать этот феномен в системе дидактического обучения с позиции становления личностных смыслов и принадлежности к обществу. О единении и сплоченности социальных групп как параметра усиления патриотизма говорят в своем исследовании в области социальных наук Дж. Айсленд, Э. Сильвер, K. Гофф [11]. Именно в контексте формирования коллективной сплоченности эта работа оказывается созвучной нашему поиску эффективных инструментов воспитания патриотизма.
Сегодня как никогда нужны эти инструменты патриотического воспитания, которые отвечали бы ориентирам российской государственной политики, требованиям инновационной образовательной практики и социальным запросам современной молодежи. У подрастающего поколения необходимо формировать способность к инновациям, высокие этические нормы поведения, уважение к культурным традициям народов нашей многонациональной Родины. С одной стороны, это семейные патриотические ресурсы, которые априори являются источником культуры национального чувства и патриотической верности, что отмечается как в советском учебном пособии по педагогике Т. А. Ильиной [12], так и в современных исследованиях. Так, у А. Н. Тесленко и М. Е. Жуматаева находим описание системы средств воспитания на основе традиционных этнических ценностей и взаимодействия с семьей [13]. С другой стороны, кроме семейного потенциала, необходимо рассматривать расширенные социальные ресурсы, связанные с реализацией разных видов деятельности, например с проектной деятельностью, в основе которой лежит метод проектов, известный со времен Джона Дьюи (конец XIX века) и работ У. Килпатрика (начало XX века). В книге У. Килпатрика «Метод проекта» определена специфика этого метода и его преимущества в решении нестандартных проблем, что применимо к образовательной сфере [14].
В аналитической статье Н. В. Ивановой и Д. И. Деминой приведены зарубежные практики применения проектной деятельности, у которой много положительных эффектов и проблемных вопросов [15]. Так, M. Холм подчеркивает ориентированность обучения на учащегося, эффективность усвоения знаний, в том числе для детей с особенностями развития [16]. Л. Снайдер, M. Снайдер говорят о необходимости обеспечения баланса между учебной программой, оценочной системой и реализацией проектной деятельности в учебных планах [17]. Э. Капп уделяет внимание культуре сотрудничества и партнерства при организации совместной работы в проекте, называя это самой сложной проблемой [18].
Нельзя не отметить встречающийся в зарубежных исследованиях скептицизм в отношении слабой концептуализации проектного подхода и недостаточной доказанности эффективности проектных практик. Это, по мнению таких ученых, как Л. Хелле, П. Тиньяля, Э. Олкинуора, становится общей проблемой проектного подхода [19], поскольку критерии коллективности, мультидисциплинарности, проблемности и практикоориентированности, будучи ценностным ядром любого проекта, сами по себе уже являются несомненным плюсом, что для доказательства эффективности недостаточно.
Обобщая исследования зарубежных педагогов, Н. В. Иванова и Д. И. Демина выделяют организационные и конструктивно-дидактические проблемы в реализации проектного метода, в частности недостаточную компетентность и опыт педагога, недооценку современных информационных технологий. Одним из действенных решений этих проблем является творческий подход к деятельности, креативность педагога, его уровень творческого мышления. Умение человека творчески мыслить, предлагать нестандартное решение и т. п. априори является признаком эффективности и результативности, начиная со школьного обучения. Так, в исследовании 2021 года китайскими авторами Хуан Ян и Синьхуэй Чжао показан приоритет творческого мышления в успешности будущей профессиональной деятельности [20]. На примере большой выборки (более 2000 китайских школьников) ученые анализируют механизмы и последствия влияния творческого мышления на успеваемость, подчеркивая, что в оценке результатов образования это является ключевым показателем.
Творчество – незаменимый параметр проектной деятельности. Об их связи говорит В. Д. Симоненко, отмечая, что проектность является стилевой чертой современного мышления, одним из важнейших признаков современной культуры, связанной с творческой деятельностью человека [21].
В аспекте творческой деятельности патриотическое воспитание рассматривают Е. А. Алешина, А. А. Валеева, Н. А. Долгая, А. В. Журин, И. А. Зайцева, Н. В. Чиркова, В. Д. Симоненко, С. П. Зубова, Л. Р. Назарова, М. М. Омаров, А. М. Полякова, Г. А. Мамейчик, А. П. Колпакова, Н. В. Саратовцева и др.
Е. А. Алешина считает творчество идеальным инструментом для воспитания патриотизма молодежи, посредством которого формируется целостное мировоззрение молодого человека, повышается творческий потенциал, что способствует воспитанию межнациональной толерантности и формированию общечеловеческих ценностей [22], а этнокультурное творчество, включающее освоение основ ремесел, фольклора, народных игр, как показывает А. А. Валеева [23], становится средством приобщения к духовным традициям и ценностям родного этноса.
Анализ исследований художественного творчества как действенного инструмента патриотического воспитания молодежи показывает, что среди отдельных направлений искусства были выбраны кино, музыка, литература, театр, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Так, в работе Г. А. Мамейчик и А. П. Колпаковой приводится анализ роли военных фильмов [24], а у Н. В. Саратовцевой – роли музыки военно-патриотического содержания в процессе воспитания патриота [25]. В статье А. В. Журина анализируется музыкальное культурное наследие, приводятся музыкальные образцы классической музыки, наиболее ярко отражающие тему патриотизма, что позволяет автору рассматривать музыкальное искусство как средство патриотического воспитания молодого поколения [26]. Еще одним культурным инструментом нравственно-патриотического воспитания выступает литературное творчество, на что указывает С. П. Зубова [27]. На примере творчества поэтов-земляков и изучения их биографии автор свидетельствует о формировании лучших нравственных качеств, любви к родному краю. В работе А. М.Поляковой исследуется театральная педагогика как наука, закладывающая фундамент нравственности, помогающая усваивать общечеловеческие моральные нормы и формировать чувство патриотизма [28]. Творческий потенциал декоративно-прикладного искусства в воспитании патриотизма экспериментально подтверждает М. М. Омаров в своем исследовании [29]. В процессе практического рисования автор формирует интерес к Родине, национально-художественной культуре и народному декоративно-прикладному искусству. В указанных работах эмпирически доказывается эффективность выбранных средств художественного творчества в деле воспитания патриота. При этом немалую роль играет организация коллективной творческой деятельности, которая формирует социальные приоритеты, создает положительный настрой, позволяет не только выявить лидеров, но и увидеть разные способности и возможности людей, объединенных в коллектив. Возможности коллективной творческой деятельности в патриотическом воспитании изучаются на примере обучающихся разного возраста, начиная от младших школьников в работе Н. А. Долгой [30] и до студенческого возраста в исследовании Л. Р. Назаровой [31]. Последняя работа наиболее близка нашему исследованию с точки зрения проектирования медиапроектов студентами-дизайнерами, где делается акцент на проектном творчестве студентов в аспекте формирования гражданской, нравственной, эстетической культуры.
Таким образом, анализ современных исследований по изучаемой проблеме свидетельствует о большом потенциале творческой деятельности в деле воспитания патриота. В сочетании с проектированием творчество становится деятельностью «непрямого» воздействия и дает положительный эмоциональный и когнитивный эффект. Именно средства художественного творчества разных направлений (изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, художественное слово, дизайн, музыка, театр и др.) позволяют молодежи «неколлективного формата» прикоснуться к истории нашей Родины, высказаться и эмоционально пережить то, что становится общей историей: историей семьи, историей народа, историей своего Отечества.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Творческая деятельность молодежи в рамках проекта «#PRO100 ИСТОРИЯ (ПРОСТО ИСТОРИЯ)» стала основным инструментом патриотического воспитания в комплексе культурно-творческих мероприятий по сохранению исторической памяти и сбережению исторического опыта. Проект был реализован при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» (соглашение № 073-15-2023-086 от 08 февраля 2023 года) на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина» (с 15.05.2024 – Бийский филиал им. В. М. Шукшина АлтГПУ).
Проект #PRO100 ИСТОРИЯ (ПРОСТО ИСТОРИЯ) направлен на решение проблем:
‒ поиска современных эффективных практик патриотического воспитания, ориентированных на молодежную аудиторию;
‒ сохранения национальной памяти, подлинности культурно-исторических событий, связанных с достижениями, победами и успехами нашего народа;
‒ формирования общероссийской исторической культуры и популяризации отечественной истории среди молодежи.
Целью проекта явилось патриотическое воспитание молодежи посредством реализации творческой проектной деятельности в рамках проведения комплекса культурно-просветительских выставочных мероприятий, направленных на представление воинской славы в исторической ретроспективе, в частности демонстрации мобильной интерактивной выставочной экспозиции #PRO100 ИСТОРИЯ (ПРОСТО ИСТОРИЯ).
Задачи проекта:
‒ создание условий для патриотического воспитания молодежи посредством обращения к историческому военному прошлому России, юбилейным датам деятелей воинской славы и памятным событиям;
‒ создание единого творческого пространства для развития патриотизма, межрегиональных исторически-культурных связей, духовного единства народов России;
‒ развитие творческого потенциала привлеченной молодежи и благополучателей;
‒ создание серии интерактивных выставочных материалов на основе творческих работ молодежи, посвященных юбилейным датам деятелей воинской славы и памятным событиям;
‒ организация выездного творческого интенсива для победителей заочного этапа проекта #PRO100 ИСТОРИЯ (ПРОСТО ИСТОРИЯ);
‒ организация мобильного интерактивного выставочного экспозиционного пространства по результатам конкурсных работ участников, в том числе в цифровом формате.
Методы: проектирование, мобильные опросы, интервьюирование.
Реализация проекта проходила в три этапа:
1) заочный Всероссийский с международным участием конкурс творческих работ «PRO-Моё!Твоё!Наше!»;
2) творческий интенсив «Арт-точка» в очном формате;
3) мобильная выставочная экспозиция #PRO100 ИСТОРИЯ в очном формате и виртуальном решении.
Участниками проекта стала молодежная аудитория из 29 регионов Российской Федерации, в том числе Донецкой Народной Республики, а также Республики Беларусь. 327 человек прислали работы на первый этап Всероссийского с международным участием конкурса творческих работ «PRO-Моё!Твоё!Наше!». Более 2300 человек приняли участие в онлайн-голосовании за результаты конкурсных работ. 92 человека стали участниками мобильного опроса #Ядумаю_ПРОСТОИСТОРИЯ, #Моёмнение_ПРОСТОИСТОРИЯ. Более 300 человек стали участниками второго этапа проекта – творческого интенсива «Арт-точка», подготовительных и торжественных мероприятий.
Основное количество участников проекта (около 7000) составили посетители выставочной экспозиции: студенты ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», «Алтайский государственный университет», ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В. М. Шукшина», ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», а также школьники образовательных организаций Барнаула в рамках фестиваля «Наука 0+», участники слета поисковых отрядов Алтайского края, участники III Региональной студенческой олимпиады искусства с международным участием «Образ» в составе делегаций УО «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка», ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В. М. Шукшина», ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева», ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет».
Результаты исследования / Research results
В процессе реализации первого этапа проекта был проведен заочный Всероссийский с международным участием конкурс творческих работ «PRO-Моё!Твоё!Наше!». Присланные на конкурс работы в номинациях «Изобразительное искусство», «Декоративно-прикладное искусство», «Дизайн», «Художественная фотография», «Видео», «Художественное слово» отражали значимые события, места, судьбы выдающихся деятелей в области воинской славы и служения Отечеству, а также истории простых солдат.
Работы, прошедшие предварительный отбор, были размещены на цифровой платформе проекта для оценки профессиональным жюри и открытого голосования в разделе «Зрительские симпатии». Для онлайн-голосования были созданы мобильные опросы по каждой номинации с указанием региона и возраста участника опроса. Более 2200 человек участвовало в онлайн-голосовании. Набравшие максимальное количество голосов работы были представлены в качестве победителей в разделе «Зрительские симпатии». Список победителей был утвержден и опубликован на официальном сайте АГГПУ им. В. М. Шукшина (http://www2.bigpi.biysk.ru) и на цифровой платформе проекта в разделе «#PRO-Моё!Твоё!Наше!» (https://pro100hist.bitrix24site.ru/).
В составе победителей оказались представители Алтайского края, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Краснодарского края, Республики Башкортостан, Республики Мордовия, Омской области, Республики Беларусь.
На втором этапе проекта проходил очный творческий интенсив «Арт-точка», программа которого была насыщенная, что соответствует формату интенсивных мероприятий. Важнейшей задачей интенсива являлось формирование общего контента выставочного пространства проекта. Участники «Арт-точки» творчески презентовали свои проекты, делились своими переживаниями и опытом создания работ для конкурса «#PRO-Моё!Твоё!Наше!», активно включались в создание эмоционального контента идеи проекта через серию мероприятий (индивидуальная защита собственной работы, тренинги на командообразование, коллективный флешмоб, мастер-классы, рефлексия у костра, экскурсии по уникальным ландшафтам Алтая).
Присланные на конкурс работы были разнообразны по жанрам, видам и технике исполнения. В экспозиции представлены коллажи, рисунки (живопись, графика), дизайн-проекты арт-объектов и памятников, диорамы военных сражений, пластилиновые мультфильмы, видео с высоким уровнем исполнительского мастерства, в том числе авторские ролики в цифровом формате двойной экспозиции, и множество других новых форм современной авторской эклектики. Участники интенсива защищали свои проекты, рассказывали об истории своих работ, многие из которых были созданы в память о близких людях, родственниках, воевавших за свою Родину. Анализ конкурсных работ показал, что более 60% проектов были посвящены Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, 30% – специальной военной операции, около 10% – другим событиям воинской славы России.
Участники творческого интенсива посетили памятные места Бийска, где запечатлена память о воинской славе горожан в различные периоды истории: мемориал воинской славы, краеведческий музей им. В. В. Бианки. В зале боевой славы музея была представлена экспозиция истории города, участников Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, уникальные военные артефакты (знаменитый замок от западных дверей рейхстага, оружие и обмундирование солдат и т. п.). Во время интенсива были сняты фото- и видеоматериалы, которые вошли в мультимедийное электронное издание Н. С. Мамыриной, Т. А. Гусевой, А. В. Копытиной [32].
По окончании интенсива участникам было предложено ответить на вопросы интервью:
- Какие события/лица/истории воинской славы России являются для тебя самыми значимыми?
- Что дало тебе участие в проекте #PRO100 ИСТОРИЯ?
- Есть ли в твоей жизни ПРОСТО ИСТОРИЯ воинской славы, которой ты хотел бы поделиться?
‒ В ответе на первый вопрос из 30 интервьюируемых более половины (53% случаев) называли в качестве значимого события Вторую мировую войну, в частности Великую Отечественную войну 1941–1945 годов:
‒ «Для меня это события Великой Отечественной, которые показывают, кто есть человек, и в полной мере раскрывают русских людей как нацию»;
‒ «Самыми значимыми историческими событиями нашей страны для меня являются события XX века, особенно победа во Второй мировой войне. Я считаю, что многие участники войны значимы для всего русского народа, потому что они ценой своей жизни подарили будущему поколению мир»;
‒ «Для меня самым значимым событием является защита Брестской крепости в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, когда ожесточенные кровопролитные бои шли на всех укреплениях крепости. Солдаты стояли до последнего, и на стене кровью было написано: “Умираю, но не сдаюсь”»;
‒ «Великая Отечественная война – самое значимое для меня событие, ведь она никогда не забудется нашими людьми. Она унесла очень много жизней, покалечила судьбы людей».
Отвечая на второй вопрос, участники описывали полученные в ходе проекта эмоциональные переживания (48%), личностный и профессиональный рост (37%), развитие собственных коммуникативных характеристик и организаторских способностей (29%). Для многих респондентов оказалось важно развить свои навыки, посмотреть на опыт других участников, получить знакомство на профессиональном уровне (72%). Несколько человек отметили полученную в ходе интенсива возможность путешествовать, узнать свою страну, духовно восполниться и развиваться как личность (16%).
Из ответов:
‒ «Участие в проекте подарило мне целую жизнь! Это просто невероятное мероприятие! Я нашла новых друзей, познакомилась с потрясающими людьми, особенно с организаторами конкурса, это невероятные впечатления!»;
‒ «Я с радостью поучаствую в этом конкурсе еще раз и расскажу всем своим друзьям и знакомым»;
‒ «Участие в проекте мне дало возможность увидеться с хорошими творческими людьми, узнать их истории, побывать в красивейших местах Горного Алтая. Хорошее настроение сопровождало!»;
‒ «Участвуя в проекте ПРОСТО ИСТОРИЯ, я услышала много новых и важных историй, которые вдохновляют, о которых хочется продолжать рассказывать всем остальным людям, чтобы об этом слышало как можно больше людей»;
‒ «Участие в проекте ПРОСТО ИСТОРИЯ позволило мне насытиться силой, энергией от творческих людей, по-другому посмотреть на многие вещи и, конечно же, сблизиться с чудесными участниками проекта. ПРОСТО ИСТОРИЯ дала мне возможность проявить себя, набраться полезного опыта. Также благодаря этому проекту я нашла себе друзей и единомышленников! А самое главное, что от ПРОСТО ИСТОРИИ я получила бурю положительных эмоций!»;
‒ «Участие в проекте дало много новых знакомств. Проект показал, что в нашей стране есть так много неравнодушных людей к истории своей страны, истории своего города или семьи»;
‒ «Участие в проекте ПРОСТО ИСТОРИЯ дало мне возможность реализовать свои творческие способности в полной мере»;
‒ «Проект ПРОСТО ИСТОРИЯ дал мне шанс многое переосмыслить».
Самое важное для нас, как организаторов проекта, это мнение участников о том, что проведенная творческая проектная работа дала шанс популяризовать патриотизм, переосмыслить многие исторические события, как прошлого, так и настоящего, а также вдохновила на участие в подобных проектах и создание новых, распространение их в массы.
В ходе третьего этапа проекта были созданы запланированные творческие продукты, способствующие реализации патриотического воспитания молодежи: мобильная выставочная экспозиция и виртуальная экспозиция, размещенная на цифровой платформе, доступная по ссылке https://pro100hist.bitrix24site.ru/exposition/
Виртуальная экспозиция состоит из трех разделов, соответствующих основным этапам проекта, которые инфографически размещены на фоне триколора. Во вводной части приведены цитаты президента Российской Федерации Владимира Путина из Послания Федеральному собранию в 2023 году о современном воспитании молодежи на примере великих предков [33], председателя Российского военно-исторического общества Владимира Мединского из его выступления на втором заседании межведомственной комиссии по историческому просвещению в 2022 году о величайших вызовах истории [34], министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова о воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и общечеловеческих ценностей в выступлении «Об организации детского отдыха и оздоровлении» в 2023 году [35].
Основная цель виртуальной экспозиции заключалась в предоставлении возможности молодежи увидеть лучшие творческие работы в цифровом формате, присланные на конкурс из разных регионов России. Кроме того, увидеть фотоотчет и видеоролики путешествий участников по Алтаю, услышать их отзывы и рефлексию, продемонстрировать многообразие форм самовыражения сверстников, дать почувствовать, как безграничен мир творческого восприятия и трансляции такого феномена, как любовь к Родине.
Мобильная выставочная экспозиция была выполнена в формате застройки. Она состоит из пяти стендов, соединенных в единую конструкцию, четырех световых тумб, светящегося куба и объемных светящихся букв #PRO100 ИСТОРИЯ. На стендах размещаются лучшие конкурсные работы номинаций «Изобразительное искусство», «Дизайн», «Фото». Размещенный на одном из стендов телевизор позволяет демонстрировать работы в номинациях «Видео» и «Художественное слово». Таким образом, был представлен систематизированный контент проекта #PRO100 ИСТОРИЯ (Просто история), который являет собой пример совместного создания экспозиции, то есть сопричастности участников проекта к истории Отечества, людям и местам боевой славы Родины.
Ключевым мероприятием третьего этапа проекта стала презентация мобильной интерактивной экспозиции на выставочных площадках образовательных организаций Алтайского края, Республики Алтай, Новосибирска. Посетители выставки с большим вниманием отнеслись к материалам проекта. 92 человека из 12 регионов стали участниками мобильного опроса #Ядумаю_ПРОСТОИСТОРИЯ, #Моёмнение_ПРОСТОИСТОРИЯ. Возрастной диапазон участников опроса: 37% – до 19 лет, 28,3% – от 20 до 30 лет, 34,8 – от 30 лет.
На вопрос «Как вы относитесь к проектам такого рода?» опрашиваемые ответили: «принимаю участие» – 23,9%, «слежу за результатами» – 52,2%, «равнодушно» – 21,7%. 34,8% респондентов положительно ответили на вопрос «Хотели бы вы принять участие в этом проекте?», отрицательных ответов было 16,3%.
На вопрос с множественным выбором ответов о чувствах, которые вызвал проект #PRO100 ИСТОРИЯ», участники ответили: интерес – 77,2%, восхищение – 50%, удивление – 34,8%, восторг – 33,7%, одухотворенность – 33,7%, радость – 29,3%. При этом указывали и отрицательные эмоции: печаль – 7,6%, досаду – 4,3%, разочарование – 3,3%. Были и другие ответы, предложенные самими респондентами (сентиментальность, незабываемые впечатления, смущение), но они составили ничтожно малую долю ответов.
В результате проделанной проектной работы и изучения мнения о проекте #PRO100 ИСТОРИЯ (ПРОСТО ИСТОРИЯ) были получены данные, которые свидетельствуют о доминирующем положительном восприятии визуального творческого материала патриотического содержания молодыми людьми. Это подтверждается проявленным интересом и положительными эмоциональными переживаниями у большинства участников опроса. В то же время современная молодежь не всегда является активным участником патриотических мероприятий, менее трети опрошенных участвуют в патриотических проектах, однако желание увидеть такие проекты, проследить за их результатами отмечает более половины опрошенных. При этом участники самого проекта, особенно его интенсивной части (очного этапа), оказавшись вовлеченными в материал и творческую проектную деятельность, испытали позитивные эмоции, серьезно рефлексировали, говорили о своем желании продолжить участие в таких проектах.
Заключение / Conclusion
При формировании патриотизма молодежи очень важно использовать методы не только прямого воздействия, но и опосредованные, ориентированные на эмоциональную сферу личности. Таким методом является творческая проектная деятельность, которая может оказать сильнейшее эмоциональное воздействие.
С помощью проекта #PRO100 ИСТОРИЯ (ПРОСТО ИСТОРИЯ) мы предоставили возможность участникам рассказать свою историю воинской славы через рисунок, художественное слово, видеоролик, то есть «почувствовать» патриотизм, показать его, пропустив через историю своей семьи, своего народа, своего Отечества.
Подводя итоги нашей проектной работы, нужно отметить достигнутый социально значимый эффект, выраженный в количественных и качественных показателях:
‒ в привлечении внимания общественности к проблеме патриотического воспитания молодежи за счет публикаций информации о проекте на официальных сайтах, в социальных сетях, в печатных и интернет-изданиях, в телеэфирах;
‒ создании единого творческого пространства для развития патриотизма, межрегиональных исторически-культурных связей, духовного единства народов России за счет включения в проект 29 регионов Российской Федерации (7 округов), в том числе вновь присоединившихся субъектов, а также Республики Беларусь, Казахстана;
‒ получении молодыми участниками проекта эксклюзивного опыта совместной деятельности с мастерами, наставниками, осуществляющими реализацию и подготовку проекта, а также друг с другом;
‒ создании готового продукта творческой деятельности (творческого и информационного контента, мобильного выставочного экспозиционного пространства в формате застройки и виртуальной экспозиции на основе патриотических творческих работ молодежи, посвященных юбилейным датам деятелей воинской славы и памятным событиям, в том числе в цифровом формате).
Выставочная экспозиция являет собой пример современной эффективной практики патриотического воспитания молодежи. Присланные на конкурс работы рекомендуется использовать для молодежной аудитории как демонстрацию творческого материала патриотического содержания. Виртуальная экспозиция может использоваться во всероссийском проекте «Разговоры о важном», что особо актуально в преддверии празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.