Full text

Введение / Introduction

 

Проблемы современного образования вызывают необходимость изучения причин трудностей в обучении. В настоящее время В. В. Рубцов, Е. И. Исаев, С. Г. Косарецкий констатируют дефицит знаний в области профилактики и преодоления трудностей в обучении, который испытывают педагоги, психологи, руководители образовательных организаций [1], что формирует специальный запрос к психолого-педагогической науке по изучению причин и возможностей предупреждения трудностей у современного цифрового поколения. С. Г. Косарецкий отмечает, что нередки ситуации, когда педагоги и родители стремятся переложить ответственность друг на друга [2]. Е. И. Исаев, С. Г. Косарецкий, А. М. Михайлова говорят о необходимости специальной работы с детьми из неблагополучных семей через организацию дополнительного образования, безопасную образовательную среду и т. д. [3] Подчеркивается необходимость взаимодействия школы и семьи в профилактике трудностей в обучении. И. В. Сушкова, Т. Д. Красова, Ж. В. Чуйкова пишут о важности подготовки будущих педагогов к работе с учащимися с различными трудностями [4]. Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева считают, что преодоление трудностей невозможно без привлечения специалистов и оказания комплексной помощи [5]. Таким образом, акцентируется внимание на том, что проблема трудностей обучения носит комплексный характер и затрагивает различных субъектов образования, предполагает объединение усилий психологов, педагогов, логопедов, социальных педагогов, взаимодействие с семьей ученика.

Учащиеся испытывают трудности, тогда как взрослые не всегда готовы оказать им квалифицированную помощь. При этом, по мнению К. В. Бардина, школьники плохо осознают трудности, которые испытывают в процессе учебы, в одиночку с ними справиться не получается, а обращения ко взрослым остаются безрезультатными» [6]. Важно выявление учащихся с трудностями обучения и составление индивидуального плана работы с ними.

С точки зрения Н. В. Дубровинской, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких, трудности в обучении связаны с проблемами психологической и социальной адаптации в школьной среде, успеваемости, усвоения учебного материала [7]. Учащиеся не только испытывают проблемы с одним и более предметами, но и не могут найти общий язык со сверстниками, не развивают свои таланты и способности, т. е. данная проблема намного шире, к ней добавляются проблемы общения, трудности воспитательной работы, социализации и т. д. К. С. Шалагинова, Е. В. Декина, Т. И. Куликова отмечают, что у подростков с проблемами в учебной деятельности выражены низкие показатели по таким параметрам, как познавательная активность и коммуникативность [8].
M.-T. Ван, С. К. Пек подчеркивают, что успехи в учебе и психическое здоровье подростков различаются в зависимости от школьной активности [9]. M.-T. Ван и соавт. отмечают значимость вовлеченности детей в школьную жизнь [10], Р. М. Гиллис – диалогического подхода к подросткам [11], К. Гриффитс, Л. Э. Мердок-Перьера,
Д. Л. Эберхардтобратной связи [12]. Н. В. Бабкина пишет, что при трудностях обучения необходимо обратить внимание на проблемы в познавательной, эмоциональной, социально-поведенческой сферах [13]. Например, Н. Б. Шумакова, Е. И. Щебланова, М. Г. Сорокова показывают, что климат в классе влияет на успешность обучения, психологическое благополучие, личностные характеристики учащихся [14].

Таким образом, с трудностями надо работать, искать новые направления профилактики и коррекции, для этого необходимо своевременно их выявлять для успешного обучения детей в школе.

 

Обзор литературы / Literature review

 

В своих исследованиях М. М. Безруких рассматривает школьные трудности как комплекс проблем, первое проявление которых сопряжено с началом обучения в школе. Результатом воздействия данного комплекса на ребенка являются стрессы, нарушения здоровья, снижение адаптационного потенциала и, как следствие, снижение результативности в обучении [15]. Ученые указывают на взаимосвязь категорий «трудности в обучении» и «неуспеваемость», но дифференцируют их проявления [16]. Неуспеваемость определяется не только отставанием по школьным предметам, но и неиспользованием учениками интеллектуальных возможностей [17]. Л. С. Славина, рассматривая в качестве критерия классификации такие категории, как мотивы учения и способности, выделяет типы неуспевающих школьников [18]. В подходе Н. И. Мурачковского в основе классификации лежат личностные свойства – особенности мыслительной деятельности и отношение к учению [19]. Ю. К. Бабанский, И. М. Косоножкин к числу причин неуспеваемости, наравне с особенностями функционирования когнитивной сферы, относят особенности воспитанности, работоспособности и др. [20] Анализ подходов отечественных исследователей позволяет трактовать понятие «неуспеваемость» как более узкое в сравнении с неуспешностью (школьной) [21]. Таким образом, исторический аспект проблемы связан с академической неуспеваемостью.

В своем исследовании мы разделяем положение М. М. Безруких о том, что продуктивнее использовать термин «трудности», поскольку именно выделение причин и повлекших их трудностей позволяет найти конструктивные пути решения [22].
С. Г. Косарецкий, Т. А. Мерцалова, Н. А. Сенина в профилактике трудностей отмечают важность организации дополнительных занятий, консультативной работы, психологического климата в школе, единства усилий семьи и школы [23]. Е. И. Исаев, А. А. Марголис, обращаясь к проблеме трудностей обучения, рассматривают вопросы соотношения обучения и развития, подчеркивают важность использования индивидуализации обучения [24]. Опираясь на исследования Л. С. Выготского о важности ориентировки на зону ближайшего развития [25], работы Л. В. Занкова о целесообразности обучения на высоком уровне сложности [26], В. К. Зарецкий отмечает важность получения ребенком при активном участии и помощи взрослого (учитель, родитель) самостоятельного опыта решения возникающих проблем [27]. В зарубежном исследовании [28] подчеркивается важность обращения к развивающему образованию.

Е. В. Агиянц в контексте вышесказанного подчеркивает важность позиции педагога, готовность к изменениям, росту, развитию [29]. Таким образом, трудности можно рассматривать нормой в обучении, они должны быть, но лежать в зоне ближайшего развития ребенка, поэтому педагоги должны уметь их специально создавать, причем для учащихся с разной степенью подготовки.

Е. И. Исаев приводит в своих исследованиях общую типологию трудностей в обучении у обучающихся, имеющих соответствующие риски неблагоприятных социальных условий [30]. Современными исследователями отдается предпочтение психологическому подходу [31], предполагающему учет соотношений трудностей и их психологических причин у учащихся, в центре которого находится ученик, а не программа. В. К. Зарецкий и А. Б. Холмогорова как представители рефлексивно-деятельностного подхода рассматривают учебные трудности как потенциальный ресурс для развития [32]. Исходя из этого, важно выявление эффективных стратегий преодоления трудностей в обучении, предполагающих учет социально-психологической ресурсности учащихся.

В условиях современной реальности считаем важным выявить основные категории трудностей в обучении у учащихся цифрового поколения. Процесс цифровизации, по мнению Н. Я. Агеева, Ю. А. Токарчук, А. М. Токарчук, Е. В. Гавриловой, качественно изменяет протекание когнитивных и коммуникативных процессов в подростковом и юношеском возрасте [33]. Е. В. Ускова на основе материалов исследования выявила следующие виды деятельности подростков в киберпространстве: пассивное времяпрепровождение, культурное потребление, социальное взаимодействие, компьютерные игры [34]. Т. А. Ольховая, А. А. Чернова, И. Б. Парамонов отмечают изменение содержания многих личностных процессов, в том числе процесса социализации у цифрового поколения [35]. Цифровое поколение характеризуется стремлением реализовать свои интересы, индивидуальность, избежать скуки, открыто к различным идеям и др. Рассматривая вопросы работы педагога-психолога с трудностями, необходимо учитывать особенности цифрового поколения.

Таким образом, преодоление трудностей обучающихся в образовательном процессе, сегодня, безусловно, имеет теоретическое и практическое значение. У учащихся отмечается отсутствие мотивации, любопытства, нежелание учиться. Незнание своих социально-психологических ресурсов, неумение их использовать формируют негативную учебную перспективу. В большинстве имеющихся работ в качестве основного показателя, свидетельствующего, что ребенок испытывает трудности в обучении, понимается стойкая выраженная неуспеваемость по одному или нескольким учебным предметам. Авторы рассматривают трудности в обучении как недостижение поставленных целей обучения и воспитания. В настоящее время к проблеме трудностей в обучении добавляются проблемы общения, социализации, девиантного поведения, трудности воспитательной работы и др. Поэтому необходимо зафиксировать изменение места проблематики трудностей в обучении современных учащихся, представить результаты исследований для разработки методик и практик работы педагога, психолога с трудностями учащихся.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

В исследовании по выявлению основных категорий трудностей, возникающих у современных школьников – представителей цифрового поколения в учебе, приняли участие 1664 подростка и старшеклассника образовательных организаций Тулы и Тульского региона (5–11-е классы). В выборке 38% – девушки, 62% – юноши. Анкетирование проводилось с использованием Google Forms. Диагностическая программа включала авторский опросник, состоящий из вводной информации и трех разделов: трудности в обучении, общении и социализации. В данной статье представлен анализ результатов анкетирования подростков и старшеклассников по проблемам трудностей в обучении. На основе результатов исследования представлено содержание уроков «PRO умение учиться» для учащихся.

 

Результаты исследования / Research results

 

На рис. 1 приведены ответы респондентов на вопрос «Испытываешь ли ты трудности в учебе?».

При ответе на вопрос о наличии трудностей в учебной деятельности большая часть опрошенных дала отрицательный ответ. 68% юношей и девушек отметили, что трудности в учебной деятельности им не свойственны. Многие школьники не осознают наличие у себя трудностей в обучении.

Последующее анкетирование предполагало дифференциацию вопросов. Школьники, которые отметили у себя наличие трудностей в учебной деятельности, выбирали из предложенного списка наиболее типичные и характерные – с последующим анализом причин, тогда как респонденты, не испытывающие трудностей в учебной деятельности, должны были перечислить, что помогает, способствует тому, что трудностей в учебе нет.

 

 

Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос «Испытываешь ли ты трудности в учебе»

 

На рис. 2 приведены ответы обучающихся на вопрос «Ниже приведены причины возможных трудностей в учебной деятельности современных школьников», из которых предлагалось выбрать не более трех:

а) мне не нравится учиться, узнавать новое;

б) мне в школе не интересно, не вижу смысла учиться;

в) у меня трудности с выполнением домашних заданий;

г) не складываются отношения с одноклассниками;

д) не складываются отношения с учителями;

е) трудности в освоении основных учебных действий;

ж) свой вариант. 

 

 

 

Рис. 2. Ответы респондентов, испытывающих трудности в учебе, на вопрос о характере трудностей

 

Как видно из рис. 2, большая часть современных школьников – представителей цифрового поколения в качестве основных трудностей выделяет трудности в освоении основных учебных действий – порядка 38%. Чуть меньшее количество опрошенных отметили трудности, связанные с выполнением домашних заданий (37%). Около 17% сказали, что в школе им не интересно, именно это во многом стало причиной снижения мотивации и привело к отсутствию смысла в учебе. У 14,6% опрошенных трудности в учебе обусловлены тем, что не складываются отношения с одноклассниками. Одинаковое количество опрошенных – по 12,8% – отмечают, что им не нравится учиться, узнавать новое и не складываются отношения с учителями. Предлагая собственные варианты ответов, представители цифрового поколения отмечают трудности в освоении отдельных предметов, отдельных тем, неумение распределять время, нежелание изучать отдельные предметы в силу их «ненужности», наличие «лени».

Проведем анализ причин трудностей в учебе: «невнимательность» – трудности, связанные с умением сосредоточиваться, концентрироваться, распределять внимание и пр., отметили у себя 35% респондентов. 33% говорят о «плохой памяти», в первую очередь отмечая плохое запоминание учебного материала. Чуть меньшее количество школьников, соответственно 29% и 24%, рассматривают в качестве причины «неумение организовать себя» и «пробелы в знаниях». В рамках нашего исследования достаточно интересным является рассмотрение представителями цифрового поколения в качестве причины трудностей в учебной деятельности «много времени провожу с гаджетами, если выбирать между уроками и гаджетами, то выберу гаджеты». Данный ответ имеет место у 22% опрошенных, однако в тройку основных причин трудностей время, проведенное с гаджетами, не входит. Собственные варианты ответов школьников во многом дублируют ответы на предыдущий вопрос – о характере трудностей. Современные юноши и девушки отмечают перегрузки, трудности в отношениях с педагогами и одноклассниками, наличие лени, непонимание материала в силу разных причин и пр.

Проанализируем ответы обучающихся, не испытывающих трудностей в учебе, о том, что «помогает, что способствует тому, что ты не испытываешь трудностей в учебе». Достаточно индикаторным видится нам выбор в качестве наиболее популярного варианта ответа «хорошие отношения с одноклассниками» (57,2%). Несмотря на то что речь идет об учебной деятельности и отсутствии трудностей в успешности и результативности освоения учебного материала, более половины опрошенных отметили важность выстроенных отношений в коллективе, дружеские связи, благоприятный, положительный климат, возможность конструктивного общения. 

Вторым по популярности стал ответ «хорошие отношения с учителями» – его предпочли порядка 48% опрошенных, третья позиция у ответа «у меня получается учиться». 40% представителей цифрового поколения отметили, что им интересно в школе, нравится и хочется узнавать новое, 35% говорят о собственной самостоятельности, рассматривая именно ее как основное условие успешности в учебе, возможность избежать трудностей.

На следующем этапе исследования школьникам предлагалось поразмышлять над тем, «что делать с трудностями в учебе, как их решать, каковы стратегии преодоления трудностей в учебе», и выбрать из предложенного списка наиболее типичные для них:

а) попросить помощи у более успешного одноклассника, педагога;

б) больше уделять времени урокам, домашним заданиям, в целом серьезнее относиться к учебе;

в) обратиться к репетитору;

г) я не вижу смысла в хорошей учебе, и двоечники в жизни хорошо устраиваются;

д) выстроить индивидуальную траекторию обучения и ей следовать;

е) пробовать себя в новых видах деятельности (исследовательская, проектная, олимпиады и т. д.);

ж) свой вариант (см. рис. 3).

60% представителей цифрового поколения, отвечая на вопрос о способах и вариантах преодоления трудностей в учебе, отдали предпочтение варианту «больше уделять времени урокам, домашним заданиям, в целом серьезнее относиться к учебе». 45% юношей и девушек, участвующих в исследовании, готовы и считают полезным и целесообразным обратиться за помощью либо к более успешному однокласснику, либо к педагогу. Порядка 40% респондентов рассматривают возможность обращения за помощью к репетитору как способ преодоления трудностей в учебе. Приблизительно одинаковое число опрощенных говорят о целесообразности выстроить индивидуальную траекторию обучения и ей следовать и пробовать себя в новых видах деятельности (исследовательская, проектная, олимпиады и т. д.) – 28%. В качестве собственного варианта преодоления трудностей в учебе школьники рассматривают возможность обращения за помощью к родителям, развитие самодисциплины, самоорганизованности, преодоление лени и пр.

 

 

 

Рис. 3. Ответы респондентов на вопрос «Как ты думаешь, что делать с трудностями в учебе, как их решать,
каковы стратегии преодоления трудностей в учебе?»

 

Оценивая влияние цифровизации, компьютерных технологий на собственную успешность в учебе и общении, 84,4% опрошенных отметили ее положительное влияние, выделив в качестве основных плюсов возможность поиска и получения важной и новой информации. Помимо этого представители цифрового поколения отмечают легкость и доступность информации, ее красочность, яркость, интересный формат представления (64,9%), безграничность общения (44,7%). 39,7% современных школьников отмечают, что цифровизация способствует не только эффективной учебе и общению, но и имеет профориентационную составляющую, поскольку многие профессии предполагают использование компьютерных технологий, искусственного интеллекта. Отсюда важно рассмотреть возможности использования гаджетов для развития интереса к учебе, профориентации, а не простого времяпрепровождения.

На основе результатов исследования было разработано содержание уроков «PRO умение учиться» для подростков и старшеклассников.

Цель уроков – развитие у учащихся базовых навыков для успешного будущего, формирование положительной мотивации учащихся к учебе, знакомство с правилами построения индивидуальной траектории.

Каждый урок включал вводную, основную и заключительную части.

Урок 1 «Навыки и качества, определяющие успешность человека в будущем». На вводном этапе методом мозгового штурма учащиеся составляют список таких навыков и качеств: самостоятельность, ответственность, умение учиться, мотивация достижения, активность, креативность, коммуникативность, планирование своего времени и др., дают им характеристику. Например, самостоятельность – опора на свои собственные силы без обращения к другому; ответственность – способность человека нести ответ за свои поступки; для развития самостоятельности и ответственности необходимо предоставлять возможность принимать решения и отвечать за их последствия. Далее с учащимися проводится беседа «Если ничего не делать, то…», анализ которой мотивирует обучающихся к качественному выполнению следующих заданий. Учащимся предлагаются вопросы для обсуждения. Например, при ответе на вопрос «Что значит быть самостоятельным?» учащиеся обратили внимание на то, что школьник сам делает домашнее задание, решает простые и сложные задания, справляется с предметами, может изучить дополнительный материал и т. д. Ответы учащихся на вопрос «Почему школьник не хочет учиться?» связаны с тем, что у ученика не получается учиться, он плохо запоминает, не очень внимательный, усидчивый, не умеет работать с информацией и т. д. Учащиеся выполняют упражнения на развитие познавательных процессов («Что изменилось?», «Подчеркни, обведи, вычеркни», «Соедини линии», «Пиктограмма», «Лишнее слово», «Как можно использовать предмет» и др.), решают мини-кейсы «Почему великие спортсмены продолжают постоянно заниматься спортом, следуют четкому режиму?», «Согласны ли вы с утверждениями, что успех за креативностью, что общительный человек может получить более хорошую работу и др.?». В конце занятия анализируются возможности для саморазвития, пробы себя, в том числе через хобби, которые развивают полезные навыки (рисование, конструирование, танцы, фотографирование, шахматы, программирование, робототехника, игра на музыкальных инструментах, иностранный язык и др.). По итогам работы учащиеся представляют по одному слову-отзыву, которые объединяются в рефлексивный текст: «Занятие удивило, развивало, активизировало. Мы много узнали нового, общались, дружили, проявляли активность, слушали, поддерживали друг друга, играли. Полученные знания пригодятся в жизни».

Урок 2 «От склонностей и способностей к индивидуальной образовательной траектории и выбору профессии». Учащиеся погружаются в современный мир профессий, выстраивают образовательную траекторию: «школа – вуз – работа», актуализируют вопросы профессионального самоопределения, профессиональных проб. В рамках деловой игры учащиеся анализируют свои положительные качества, возможные направления выбора профессии: «В чем я профи?» Далее по микрогруппам школьники составляют список актуальных профессий по направлениям: «человек – человек», «человек – природа», «человек – техника» и т. д., разрабатывают и презентуют интеллект-карту «Я через 10 лет». На заключительном этапе занятия выполняют «Творческий арт-объект из ладошек».

Урок 3 «Лайфхаки успешной учебы». Учащиеся проходят когнитивный тест, упражнения («Расскажи о школе за одну минуту» и др.), обсуждают различные лайфхаки: как быстро выучить стихотворение, запомнить и пересказать текст параграфа, использовать гаджеты для развития, а не для простого времяпровождения. В конце занятия совместно с учащимися составляются мотивационные фразы, проводится мастер-класс «Птица счастья» с пожеланиями себе в будущее.

Урок 4 «Трудности в обучении, общении, социализации и стратегии их преодоления». В рамках урока учащиеся делятся на три микрогруппы по направлениям: «Трудности в обучении и их профилактика», «Трудности  в общении и их профилактика», «Трудности в социализации и их профилактика». Каждая микрогруппа представляет успешного и неуспешного ученика применительно к трудностям в учебе, общении и социализации. Микрогруппы презентуют и дополняют работы друг друга.  Например, ученика с трудностями в обучении учащиеся описывают следующим образом: нет цели в жизни, безответственность, вредные привычки, лень, незаинтересованность в учебе, страх попросить помощь, отсутствие мотивации, проблемы взаимодействия с учителями, нежелание посещать школу из-за одноклассников и т. д.; «успешного ученика» – есть цель в жизни, саморазвитие, активность, ответственность, умеет распределять свое время, взаимодействовать, занимается спортом и т. д. Для преодоления проблем, по мнению учащихся, важно осознать важность учебы для себя, поставить цель и к ней идти, попробовать новые способы учебы, что-то новое, настроить режим дня, обратиться к психологу, раскрыть внутренние резервы, развиваться.

 

Заключение / Conclusion

 

Результаты анкетирования показали, что школьники плохо осознают трудности, которые испытывают в процессе учебы, в качестве основных выделяют трудности в освоении основных учебных действий (38%), трудности при выполнении домашних заданий (37%), отсутствие интереса к школе (17%), трудности во взаимоотношениях с одноклассниками (14,6%), трудности в отношениях с учителями (12,8%), отсутствие интереса к учебе, нежелание узнавать новое (12,8%).

В качестве основных причин трудностей в обучении у представителей цифрового поколения можно выделить недостаточное развитие познавательной сферы (память, внимание, мышление), неумение организовать себя, пробелы в знаниях, отвлечение от учебы на гаджеты. Учащиеся все чаще обращаются за объяснением непонятного материала к искусственному интеллекту.88% учащихся положительно оценивают влияние цифровизации на учебу и общение. Современных учащихся важно научить использовать гаджеты как помощников в учебе и собственном развитии, с пользой.

Современные юноши и девушки отмечают перегрузки, трудности в отношениях с педагогами и одноклассниками, наличие лени, непонимание материала в силу разных причин и пр.

По мнению учащихся, которые не испытывают трудностей, им помогают хорошие отношения с одноклассниками и педагогами, интерес к школе, мотивация. Учащиеся обращают внимание на самостоятельность, уверенность в себе, адекватную самооценку. Важно, чтобы ребенок научился сам принимать решения и нести за них ответственность. Важной стратегией преодоления трудностей в обучении является обращение за помощью к другому (педагогу, однокласснику и т. д.).

Современные учащиеся в плане преодоления трудностей считают, что важно серьезнее относиться к учебе (60%), 45% считают целесообразным обратиться за помощью либо к более успешному однокласснику, либо к педагогу, 40% – к репетитору, по 30% учащихся говорят о выстраивании индивидуальной траектории обучения и пробе себя в разных видах деятельности. Также учащиеся отмечают важность развития самостоятельности, самодисциплины, самоорганизованности. В настоящее время важно, чтобы ребенок мог быстро обучаться, адаптироваться к изменениям и самостоятельно справляться с трудностями, учиться на своих ошибках.

Таким образом, важно  разобраться в причинах – почему у ребенка не получается хорошо учиться, научить его стремиться к знаниям, развивать мотивацию к учебе, научить пользоваться гаджетами для развития и учебы, раскрыть таланты и способности ребенка, его потенциал, навыки для успешного будущего.

Трудности обучения, с которыми сталкивается большинство учащихся, связаны с тем, что ребенку не интересно учиться, ученик делает уроки «для галочки», учащиеся испытывают проблемы с познавательными процессами (ребенок невнимательный, неусидчивый, трудно концентрируется, запоминает, анализирует информацию), ребенок проводит много времени за гаджетами, имеет место проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками и учителями.

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что педагоги должны включать технологии для самостоятельного получения знаний, использования их на практике, индивидуализации учебного процесса, развития универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных. Решить проблемы обучения можно во взаимодействии учителя, родителя и обучающегося, развитии личностных качеств субъекта учебной деятельности: стремление к самостоятельности и инициативности, включение в коллективные формы работы и т. д.