Full text

Введение / Introduction

 

Существующая трансформация социальных отношений предъявляет особые требования к личности будущего медицинского специалиста, подчеркивая необходимость формирования профессионального самоопределения и развития специфических качеств, присущих профессии врача. Современная медицина представляет собой одну из критически важных сфер человеческой деятельности, которая должна обеспечивать непрерывное функционирование независимо от внешних условий. Основная обязанность врачей и медицинского персонала заключается в поддержании здоровья и спасении жизней пациентов при любых обстоятельствах. В условиях межкультурного взаимодействия медицинские специалисты сталкиваются с рядом сложных задач. В их число входит необходимость эффективного взаимодействия с пациентами и коллегами из различных культурных и национальных сообществ. Это требует овладения навыками межкультурной коммуникации и признания важности языковой подготовки как неотъемлемой части профессиональной идентичности медицинского специалиста.

Министр здравоохранения Российской Федерации Михаил Мурашко неоднократно подчеркивал значимость участия российских медицинских специалистов в международных конференциях и ассоциациях, а также необходимость обмена знаниями в области здравоохранения. На современном этапе международное сотрудничество в сфере здравоохранения претерпевает значительные изменения, отражающие эволюцию ранее установленных форматов взаимодействия. Вопросы глобального, регионального и национального здравоохранения все чаще пересекаются со смежными областями, что подчеркивает их междисциплинарный характер. Обеспечение здоровья и благополучия человечества, являясь фундаментом для дальнейшего прогресса и развития в экономической, технологической, научной и политической сферах, становится актуальной темой даже для организаций, не специализирующихся в здравоохранении. В результате на сегодняшний день международное сотрудничество в области здравоохранения приобретает многогранный и комплексный характер. Однако при наличии запроса государства на подготовку медицинских специалистов, имеющих высокий уровень профессиональной идентичности, наблюдаются трудности в организации педагогической деятельности, направленной на формирование данного качества у будущих врачей.

Обозначенная проблема определила цель исследования – разработку модели формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в процессе языковой подготовки. Исходя из цели, были сформированы следующие задачи исследования:

1)       проанализировать отечественную и зарубежную литературу по предмету исследования;

2)       определить составные компоненты модели формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в процессе языковой подготовки и построить блок-схемы;

3)       проанализировать полученные результаты и сделать вывод, отражает ли модель целостное представление об организации языковой подготовки будущего врача и способствует ли повышению уровню самоопределения и самоидентификации студентов медицинских вузов.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Проблема изучения профессиональной идентичности как психолого-педагогического феномена стала актуальной темой для многих педагогических, психологических и философских исследований. В контексте современного образования проблема профессиональной идентичности не является новой и рассматривается многими авторами, как отечественными, так и зарубежными, определяющими ее одним из основных показателей профессионального развития личности. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить различные точки зрения исследователей относительно понятия «профессиональная идентичность»: выделяется ряд общих особенностей, но имеются и противоречия как со стороны определения самой сути проблемы, так и со стороны определения компонентов профессиональной идентичности.

Интерес к вопросам идентичности в отечественной психологии и философии возрос благодаря И. С. Кону (1928–2011). В 1980–1990-е годы Кон, продолжая исследования Карла Ясперса, рассматривал человеческое «Я» в его целостности [1]. В своих исследованиях Кон определяет идентичность как условный конструкт личности, включающий динамические мотивационные тенденции. Он выделяет три типа идентичности: психофизиологическую идентичность – единство физиологических и психических процессов организма; социальную идентичность – систему свойств, предполагающую разделение индивидов по классовым признакам и нормам поведения; личную идентичность – совокупность целей, мотивов, жизненных установок и деятельностей индивида [2].

Многогранность и сложность профессиональной идентичности как психологического феномена определяется Л. Б. Шнейдер представлением человека о своем месте в профессиональном сообществе, являющемся результатом профессионального самоопределения человека [3]. Как справедливо подчеркивают С. А. Быков и соавторы, чтобы стать экспертом в своей области, современному студенту необходимо не только освоить образовательную программу, приобретая профессиональные знания, умения и навыки, но и интегрироваться в профессиональное сообщество [4]. Это означает усвоение определенных установок, взглядов и идей, а также правил поведения, которые определяют конкретную профессиональную общность. Сложным личностным образованием, результатом становления человека как профессионала понимает профессиональную идентичность А. А. Зайцева [5]. Н. А. Перинская справедливо подчеркивает, что профессиональная идентичность является осознанной человеком принадлежностью к профессиональной группе, идентифицирующей этого человека «своим» [6]. По мнению Э. Ф. Зеера, «становление профессиональной идентичности осуществляется в процессе овладения субъектом какой-либо профессией (в рамках учебной, а затем профессиональной деятельности) и интегрирования его в профессиональную группу (посредством общения)» [7]. Мы согласны с мнением Е. П. Ермолаевой о том, что профессиональная идентичность – это важнейший фактор психологического благополучия человека, так как она обеспечивает «психоэкологический баланс» – ощущение стабильности окружающего мира и уверенности в своих силах [8].

Л. И. Абдуллина считает, что профессиональное самоопределение следует рассматривать как процесс принятия решений, направленных на создание баланса личных предпочтений, соответствие запросам общества и формирование жизненного стиля, в который включается профессиональная деятельность [9]. Е. А. Климов подчеркивает, что профессиональное самоопределение является важным аспектом психического развития, и предлагает рассматривать два уровня изменений в этом процессе: гностический (изменения сознания и самосознания) и практический (изменения социального статуса) [10]. Н. В. Самоукина утверждает, что профессиональное самоопределение – это долгосрочный субъективный процесс, в отличие от выбора профессии, который относится к поведению человека [11]. Н. П. Долгих отмечает, что первичным моментом профессионального самоопределения является осознание личных особенностей и возможностей, в то время как ориентация в обществе и выбор профессии выступают как вторичные факторы [12].

Профессиональную социализацию как один из факторов, влияющих на формирование профессиональной идентичности, определяет Ю. П. Поваренков [13]. Кроме того, Е. И. Рогов приводит классификацию факторов, влияющих на профессиональное становление личности: биологический, социальный и внутриличностный [14].

Особую роль в формировании профессиональной идентичности играет этап профессионального обучения в вузе, который представляет собой период интенсивного развития личности, ее профессионального выбора, ориентации и самоопределения. К. С. Вызулина рассматривает получение образования в учебном заведении как основу для формирования и развития профессиональной идентичности. В учебных заведениях студенты приобретают знания, навыки и формируют собственное мнение по различным вопросам [15]. Анализируя важность верно подобранных педагогических условий, необходимых для формирования определенных качеств будущих специалистов, Н. М. Борытко считает, что педагогические условия оптимизируют педагогический процесс и совершенствуют педагогическую систему [16].  О. В. Налиткина отмечает, что создание в вузах образовательной среды, способствующей формированию у студентов основ профессиональной идентичности, ведет к подготовке высококлассных профессионалов в выбранной сфере деятельности [17]. Л. П. Костикова справедливо утверждает, что возможности формирования профессиональной идентичности будущих специалистов в условиях цифровой образовательной среды вуза разнообразны и очень привлекательны [18]. Е. П. Ермолаева считает, что психологическое благополучие человека, основанное на ощущении стабильности и уверенности, является основной функцией профессиональной идентичности [19].

Анализируя научные работы зарубежных авторов по теме исследования, следует также отметить, что неизвестно, кто первым ввел термин «идентичность», наиболее вероятно, что З. Фрейд был одним из первых исследователей, рассматривавших идентичность с различных точек зрения. Фрейд понимал идентичность как широкое концептуальное явление, как перцептивную структуру и как этнический компонент личности [20]. Также идентичность, по Фрейду, является результатом идентификации, которая сопровождается стремлением человека походить на другого человека [21]. Немецкий философ и психиатр К. Ясперс изучал идентичность в контексте философской антропологии, выделяя ее как один из четырех формальных признаков сознания «Я», к которым относятся чувство активности, осознание собственного единства, осознание своей идентичности и осознание «Я» как отдельного от всего, что не является «Я» [22]. Немецко-американский психолог Э. Эриксон связывал идентичность с чувством собственной подлинности, сопричастности миру и другим людям [23].

Р. Эллис и Э. Хогард в своих изысканиях делают вывод, что профессиональная идентичность имеет как внутренние, так и внешние аспекты. С одной стороны, это то, как индивид видит себя; с другой стороны, это то, как его видят другие [24]. M. Форузанде, M. Киани, Ш. Базми считают, что формирование профессиональной идентичности – это процесс, включающий в себя развитие личной (психосоциальной) и культурной идентичности, которая является результатом объединения профессионального, личностного и этического развития [25]. Л. Чандран, Р. Лули, Л. Страно-Пол отмечают, что формирование профессиональной идентичности должно являться важным направлением деятельности педагогов и что приобретение студентом профессиональной идентичности остается высшей целью медицинского образования[26].

Б. Даль и Э. Клэнси утверждают, что ключевую роль в процессе формирования профессиональной идентичности играет непосредственное общение между представителями одной профессии. Этот процесс зависит от того, как специалисты переживают и описывают свой профессиональный опыт [27]. Американский ученый Х. Уолд описывает три жизненно важных элемента в формировании профессиональной идентичности в медицинском образовании: рефлексию, отношения и стойкость [28]. У. Гофтон и Г. Регер признают значительное влияние учебной среды на процесс формирования профессиональной идентичности, подчеркивая необходимость свободного и безопасного обсуждения уязвимых мест и этических разногласий[29]. Важной темой в процессе профессиональной языковой подготовки студента-медика, по мнению К. Гиллиана, M. Пауэлла, M. С. Линах, является обучение пациент-ориентированным коммуникациям, что является актуальным для медицинского образования в международном масштабе [30]. Профессиональная идентичность, по справедливому замечанию T. Хинкли, Л. Кул и Д. Либиг, способствует эффективному принятию решений, открытому общению и совместной работе в команде, что приводит к удовлетворенности работой, удержанию и, что наиболее важно, безопасному и качественному уходу в здоровой рабочей среде [31]. Понимание важнейших аспектов профессиональной идентичности, по мнению M. Корнетт, К. Палермо, С. Эш, необходимо для благополучия медицинских работников и понимания их собственных перспектив в медицинской профессии [32]. Как полагают Ф. Расмуссен, Э. Хендерсон, Ж. МакКалум, Н. Эндрю, профессиональная идентичность, на примере представителей профессии медсестры, связана с работой, ролью медсестры, уходом за пациентом, окружающей рабочей средой, медицинской командой и восприятием остальных членов медицинского сообщества [33].

Проведенный нами обзор литературы показал, что и в российской, и в зарубежной науке достаточно широко обсуждаются вопросы формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза, однако роль языковой подготовки в данном процессе изучена недостаточно.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Исследование базируется на идеях профессиологического подхода (А. П. Беляева [34], Э. В. Балакирева [35], Э. Ф. Зеер [36]), предполагающего формирование профессиональных качеств будущих специалистов в университетской среде, и идеях коммуникативно-когнитивного подхода (С. Е. Григоренко [37], С. В. Майборода [38]), предполагающего организацию процесса обучения в соответствии с естественными познавательными стратегиями человека.

Теоретические методы: теоретический анализ, систематизация и обобщение положений научных трудов отечественных и зарубежных ученых по проблеме исследования, а также результатов исследований по проблеме, анализ нормативно-правовых документов.

Эмпирические методы: анализ педагогического опыта автора в качестве преподавателя кафедры иностранных языков с курсом русского языка Рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова Министерства здравоохранения Российской Федерации, моделирование.

 

Результаты исследования / Research results

 

На основе анализа теоретических аспектов, связанных с формированием профессиональной идентичности студентов медицинского вуза, ее компонентов, сущностных и структурных характеристик, а также анализа роли профессиональной языковой подготовки студентов-медиков нами было заключено, что профессиональная идентичность является сложным психологическим феноменом, который функционирует в системе профессионального образования и характеризуется динамикой и многоуровневостью. С учетом изложенного мы предлагаем рассматривать понятие «профессиональная идентичность студента медицинского вуза» как интегративное качество личности медицинского специалиста, характеризующееся способностью к самоопределению, осознанию собственных профессиональных перспектив и возможностью осуществления профессиональной деятельности в условиях межкультурного взаимодействия с использованием иностранного языка

Далее была разработана модель формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в процессе языковой подготовки, представляющая исследуемый процесс как единое целое и как совокупность взаимосвязанных элементов, которые отражают потребности как медицинской сферы в целом, так и медицинского вуза в частности в подготовке высококвалифицированных медицинских специалистов. Модель формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в процессе языковой подготовки состоит из шести блоков (рис. 1): целевой, содержательно-организационный, процессуальный, критериально-оценочный, результативный, коррекционный блоки. Целевой блок учитывает наличие социального заказа на подготовку медицинских специалистов, имеющих высокий уровень профессиональной идентичности.

В основе модели – профессиональная идентичность студента медицинского вуза, формируемая в процессе языковой подготовки. Основные требования в рамках социального заказа отражены в нормативно-правовых документах высшего образования: 1) федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования ФГОС 31.05.01 Лечебное дело от 09.02.2016 № 95, ФГОС 31.05.01 Лечебное дело от 12.08.2020 № 988; 2) образовательные стандарты. Кроме того, в обязательном порядке были учтены требования профессионального медицинского рынка. В первую очередь это трудовая функция «Диагностика заболеваний по профилю “терапия”» согласно профессиональному стандарту 1006 «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», а также рекомендации международных медицинских агентств и комитетов.

С учетом современных тенденций развития международных отношений и углубления международного сотрудничества в области медицины, происходящего в последние годы, целевой блок был ориентирован на основной вектор развития медицинского специалиста – формирование профессиональной идентичности. Это отражает осознание будущим врачом границ медицинской профессии, позволяет ему занять позицию профессионала в обществе и является результатом профессиональной социализации медицинского специалиста, а также контролируемого процесса становления у него образа профессионала.

Методологический блок в нашем исследовании включает комплекс методологических подходов, основными из которых являются профессиологический, целостный, интегративно-деятельностный, коммуникативно-когнитивный и средовый. Важно отметить, что понимание методологии науки является ключевым для исследователя и для развития науки в целом. Методологический подход – отправная точка, лежащая в основе исследования и определяющая его основную цель. Следует отметить, что ни один методологический подход не обладает универсальностью и не может быть применен ко всем научным задачам без исключения. Поэтому необходимо тщательно оценивать адекватность выбранного подхода с учетом типа исследования, объекта изучения, а также поставленных целей и задач. Применение совокупности взаимодополняющих подходов, наиболее точно отражающих специфику конкретной исследовательской деятельности, представляется целесообразным. Такой подход обеспечивает получение полной и достоверной информации об изучаемом объекте. Важно также учитывать технологию выполнения научного исследования, которая подразумевает конкретную организацию процесса исследования.

На основе методологических подходов нами были определены принципы, на которых будет строиться образовательный процесс в контексте разрабатываемой модели: принцип профессиональной направленности определяет основные особенности в реализации будущим врачом его профессиональной деятельности и, в контексте данного исследования, подчеркивает важность ориентации языковой подготовки на будущую профессиональную деятельность; принцип целостности направлен на создание условий, при которых обучающиеся могут максимально реализовать свой потенциал, приобретая не только знания, но и навыки, необходимые для успешной и гармоничной жизни в обществе; принцип междисциплинарной интеграции предполагает сближение, взаимосвязь и взаимодополнение различных учебных дисциплин, создание единого образовательного пространства, обладающего целостным потенциалом развития, и включает в себя активное участие студентов в процесс обучения; принцип коммуникативности и ситуативности способствует приобретению студентами-медиками умений и навыков в области профессиональной коммуникации, формируемых с помощью решения коммуникативных задач в процессе языковой подготовки в медицинском вузе; принцип функциональности образовательной среды подразумевает, что образовательная среда должна быть многофункциональной, вариативной, ориентироваться на потребности студента и способствовать активизации познавательной активности как условию формирования профессиональной идентичности.

Содержательно-организационный блок направлен на оптимизацию профессиональной подготовки будущих врачей, акцентирует внимание на формирование их профессиональной идентичности через языковую подготовку. Классические аудиторные занятия по профессиональной языковой подготовке студентов медицинского вуза часто оказываются недостаточными для этой цели.

Основные направления педагогической деятельности в этом контексте включают не только образовательную работу, но и организацию самостоятельной и исследовательской деятельности студентов. Важным аспектом является создание ситуаций смоделированного иноязычного общения, способствующих развитию субъект-субъектных и субъект-объектных отношений между преподавателем и студентом. Одним из направлений педагогической деятельности мы выделяем организацию работы студентов в цифровом образовательном пространстве. Научно-просветительская деятельность педагога, направленная на вовлечение студентов в международное медицинское сообщество, способствует их самоидентификации и самореализации через научную работу. Формы обучения включают индивидуальные, фронтальные, групповые, парные и дистанционные методы, которые наиболее эффективно способствуют процессу языковой подготовки в медицинском вузе.

Одним из ключевых компонентов разработанной модели является процессуальный блок, ориентированный на формирование профессиональной идентичности студентов медицинского вуза через языковую подготовку. Это достигается путем внедрения коммуникативно-когнитивного и интегративно-деятельностного подходов, которые включают освоение специализированной медицинской терминологии и развитие навыков межкультурной коммуникации.

 

Модель формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза
в процессе языковой подготовки

 

Практические занятия, симуляции врачебных консультаций, обсуждения медицинских тем, а также участие в междисциплинарных проектах и стажировках способствуют укреплению профессиональной идентичности и уверенности студентов в использовании иностранного языка в профессиональной деятельности. Взаимодействие с иностранными специалистами и выполнение исследовательских работ на иностранном языке помогают интегрировать профессиональные знания и навыки, осознавать себя частью международного медицинского сообщества.

Формирование профессиональной идентичности студентов реализуется с помощью различных педагогических технологий, включая цифровые (онлайн-ресурс Grammarly, чат-боты в Telegram, ELEVENLABS.IO, платформа Quizlet, сервисы Google Docs) и технологии активного обучения (ситуационное моделирование, ролевые игры, кейс-метод, проектные технологии). Эти технологии применяются на каждом из этапов, которые мы определяем как системное образование, направленное на формирование профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в процессе языковой подготовки. Данный процесс проходил в три этапа: адаптационно-ознакомительный, процессуально-стабилизационный и этап самоактуализации.

Критериально-оценочный блок включает критерии и показатели для оценки сформированности профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в процессе языковой подготовки. Основные критерии: мотивационно-ценностный, эмоционально-когнитивный, деятельностно-практический и рефлексивно-оценочный. Сформированность профессиональной идентичности будущего врача подразумевает уверенность в себе как в будущем специалисте, владение учебным материалом и его применением, способность анализировать профессиональные проблемы и понимание целей профессии. Студент должен иметь высокую мотивацию к использованию знаний, умений и навыков, стремление к саморазвитию, толерантное отношение к другим культурам, соблюдать нормы профессиональной деятельности и иметь положительное отношение к обучению.

Кроме того, студент должен свободно владеть медицинской терминологией на иностранном языке, переводить тексты, применять коммуникативные навыки в экстренных ситуациях, устойчиво общаться на иностранном языке, проявлять ответственность и эффективно решать профессиональные задачи. Формирование ценностных ориентаций медицинского специалиста и готовность к врачебной практике также являются ключевыми аспектами.

Коррекционный блок модели выделен для анализа и корректировки каждого этапа экспериментальной работы. В гуманитарных системах принцип неопределенности может привести к отклонениям в формировании профессиональной идентичности студентов-медиков. Анализ процесса позволяет выявлять и исправлять неточности. При формировании профессиональной идентичности будущих врачей в процессе языковой подготовки важны правильные педагогические условия, исключающие неоднозначность результатов.

В данном исследовании рассматриваются следующие педагогические условия: профессионально ориентированная языковая подготовка, предполагающая особую траекторию преподавания иностранного языка, ориентированную на медицинскую терминологию и развитие профессиональных коммуникативных навыков; междисциплинарное взаимодействие, обеспечивающее тесное взаимодействие между преподавателями иностранных языков и учет содержания медицинских дисциплин для разработки междисциплинарных учебных программ; индивидуализация обучения: адаптация учебных программ под индивидуальные потребности и уровни подготовки студентов, предоставление возможности выбора специализированных курсов; поддержка и наставничество: введение системы наставничества, где опытные преподаватели и профессионалы поддерживают студентов в процессе обучения и профессионального становления. Реализация достаточных педагогических условий позволяет создать благоприятную образовательную среду, способствующую эффективному формированию профессиональной идентичности студентов медицинского вуза. Это обеспечивает не только высокое качество языковой подготовки, но и готовность студентов к успешной профессиональной деятельности в условиях международного взаимодействия.

 

Заключение / Conclusion

 

Таким образом, модель формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в процессе языковой подготовки, представленная процессом профессионального становления личности студента-медика в условиях языковой подготовки, направлена на формирование поликультурных ценностей и норм медицинской профессии, развитие мотивации к овладению профессиональными коммуникативными навыками и компетенциями, а также овладение особенностями употребления лингвокультурных реалий, необходимых для практического обеспечения врачебной деятельности в международном медицинском профессиональном сообществе. В соответствии с созданной моделью языковая подготовка студентов медицинского вуза способствует формированию их профессионального самосознания и выработке собственного стиля профессиональной деятельности в процессе овладения иностранным языком. Использование интернет-ресурсов и цифровых средств обучения значительно расширяет возможности как аудиторной, так и самостоятельной работы студентов-медиков и помогает в процессе формирования профессиональной идентичности, связанной с развитием языковых и профессиональных навыков.

Участие в исследовательской деятельности на иностранном языке раскрывает перед студентами глубину и сложность медицинской науки, позволяя им лично внести вклад в расширение медицинских знаний. Эти исследования дают будущим врачам шанс не только изучить существующие концепции и методы, но и исследовать новые направления и подходы, что позволяет студенту-медику глубже погрузиться в особенности своей профессии, узнать ее «изнутри» и, как следствие, ассоциировать себя с профессиональным сообществом медиков.

Формирование профессиональной идентичности будущих врачей реализуется на основе принципов профессиологического, целостного, интегративно-деятельностного, коммуникативно-когнитивного и пространственно-средового подходов. Выявлены, обоснованы и внедрены достаточные педагогические условия, обеспечивающие формирование профессиональной идентичности студентов медицинского вуза.

Положения исследования могут стать теоретической основой для дальнейшей разработки проблемы формирования профессиональной идентичности будущих медицинских специалистов в медицинских вузах России.

Перспективы дальнейших исследований заключаются в поиске путей повышения качества формирования профессиональной идентичности в процессе языковой подготовки, в совершенствовании процесса языковой подготовки будущих медицинских специалистов.