Full text

Введение / Introduction

 

Овладение иностранным языком в средней общеобразовательной школе, в профильных предпрофессиональных классах, существенно расширяет возможности выбора старшими школьниками индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на развитие личности, готовой к диалогу культур. Цель профильного обучения иностранным языкам (ИЯ) учащихся 10–11-х классов – повышение уровня владения иностранным языком в рамках определенной профессиональной сферы, предполагающей языковую корректность и функциональную адекватность ситуациям профильно-ориентированного иноязычного общения. Вместе с тем данные целеполагания еще не получили должного теоретического осмысления и практического анализа. Проблемы профильного обучения старшеклассников иностранным языкам, взаимосвязанного с другими предметными областями, насколько нам известно, исследованы недостаточно.

В настоящее время имеются лишь некоторые нормативные документы в этом направлении. Так, согласно Примерной основной образовательной программе основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 15 сентября 2022 г. № 6/22), «иностранный язык выступает инструментом овладения другими предметными областями в сфере гуманитарных, математических, естественно-научных и других наук и становится важной составляющей базы для общего и специального образования» [1]. В Письме Министерства просвещения РФ от 1 июня 2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» отмечено, что создание профильных предпрофессиональных классов предполагает ряд организационных моментов в образовательной среде школы: «комплекс мероприятий из шести форм, включающий в себя описанные в письме форматы работы. Образовательная организация самостоятельно выбирает под запрос экономики профильность обучения в классе. Это могут быть: инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские и другие классы. Заключается партнерское соглашение с профессиональными образовательными организациями (например, в формате учебно-производственного комплекса), организациями ВО, компаниями-работодателями» [2]. Однако многие важные вопросы профильного обучения старшеклассников иностранным языкам остаются в стадии дальнейшей проработки. В связи с этим необходимо существенное уточнение современного понимания процесса профильного обучения ИЯ в средней общеобразовательной школе и составляющих его компонентов. Особого рассмотрения требуют, на наш взгляд, теоретические основы и практика развития умений монологической речи на английском языке (АЯ) у школьников профильных предпрофессиональных классов с использованием технологии CLIL (естественно-научная сфера коммуникации).

Изучение данной проблемы в литературных источниках исследования позволило обозначить ряд противоречий: между потребностями практики профильного обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе и недостаточной разработанностью соответствующих функций, оценочных параметров и механизмов; использованием преимущественно традиционных методик обучения иностранным языкам и потребностью в эффективной технологии обучения ИЯ учащихся старшего звена.

Изложенными выше факторами обусловлена актуальность нашего исследования.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Проблемам модернизации языкового среднего общего образования и организации профильной подготовки старшеклассников на уроках иностранного языка посвящены многие работы отечественных и зарубежных ученых. Так, в новом словаре методических терминов и понятий по теории и практике обучения языкам Э. Г. Азимова и А. Н. Щукина монологическая речь рассматривается как «форма речи, обращенной к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; по сравнению с диалогической речью характеризуется развернутостью (что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания), наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью» [3]. Что касается профильного обучения ИЯ, то, по мнению Л. А. Миловановой, «в содержании профильно-ориентированного обучения старшеклассников иностранным языкам выделяются два блока: а) блок смысловых ориентаций, синтез профильно-ориентированных знаний и понятий, лингвистических знаний, коммуникативных и интеллектуальных умений старшеклассников, интегративное владение предметами выбранного профиля и иноязычные компетенции; б) блок ценностно-смыслового опыта – ценностные аспекты изучаемых предметов: нравственный выбор, принятие и толерантное отношение к ценностям представителей другой лингвокультуры, осознание своей ответственности за явления социальной действительности и др.» [4]. Позже Л. А. Миловановой были описаны ценностные и мотивационные аспекты в содержании профильного обучения школьников иностранному языку [5]. Не менее важной для нашего исследования является работа Л. В. Сушанской, где подробно рассмотрена концепция содержания обучения иностранному языку в старшей школе [6]. А. Л. Бердичевским, Е. Г. Таревой и Н. В. Языковой представлена профессиограмма современного учителя иностранного языка [7]. Практика реализации метапредметного подхода в основной школе изучена Г. С. Бережной, где «особое внимание уделено проведению интегрированных занятий как условию развития естественно-научной грамотности обучающихся, а также средствам оценки уровня сформированности естественно-научной грамотности» [8]. И. Л. Бим разработаны структура и содержание профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы, проанализированы его проблемы и перспективы [9]. Интегрированное профильное обучение английскому языку в средней общеобразовательной школе способствует позитивному осознанию учащимся себя как личности, когда появляется возможность почувствовать свою причастность к будущему профессиональному сообществу, поэтому организация интегрированного профильного обучения иностранному языку может стать одним из действенных средств существенного повышения качества обучения. В этом плане С. В. Дмитриченковой и В. А. Чаузовой уточнены особенности изучения иностранного языка в условиях интегрированного обучения [10]. К использованию английского языка как средства обучения обращался И. И. Игнатенко [11]. В отдельных трудах отечественных ученых речь идет о направлении, ориентированном на самореализацию личности обучающегося в условиях постоянно меняющегося мира профессий благодаря построению различных профессиональных маршрутов актуализации профориентационных возможностей обучения иностранному языку в рамках системы среднего общего образования. Так, от теории к технологии профориентационного обучения иностранным языкам в школе и вузе сделано обобщение А. А. Колесниковым [12]. Наиболее значимой для нашего исследования представляется работа М. А. Турсунбаевой об актуальности преподавания английского языка на основе интегративного подхода в естественно-научном направлении, где автор подчеркивает, что «уровень владения английским языком играет важную роль для будущих специалистов, чтобы добиться высоких результатов в своей профессии» [13]. Изучение вышеуказанных источников позволяет говорить о том, что профильное обучение иностранному языку предполагает формирование иноязычной коммуникативной компетенции, расширение кругозора школьников в области межкультурной коммуникации, содержит профориентационный и социально-личностный компоненты.  

Анализ теории и практики развития умений монологической речи на английском языке у школьников профильных предпрофессиональных классов (10–11-х) с использованием технологии CLIL был построен также на основе концепции обучения монологическому высказыванию на английском языке Л. С. Беляковой и Л. В. Федчун, которая «состоит в том, что это должен быть законченный курс, имеющий реальные цели для учащихся и убеждающий их в возможности использовать полученные умения в практической деятельности» [14]. Интересны этапы работы по развитию умения монологической речи на английском языке К. А. Габеевой [15]. Теория и практика обучения монологической речи учащихся 10-го класса на уроках английского языка описаны в статье О. Е. Федоровой [16]. К вопросу о понятии иноязычной монологической речи обращается А. В. Назарова [17].

В нашем исследовании мы опирались на содержание методологии CLIL, разработанное А. М. Абиловым, где «все формы речевой деятельности должны быть в классе (CLIL), однако особенность этого метода обучения (CLIL) состоит в том, что он занимает большую часть учебного времени» [18]. И. П. Селезнева и В. В. Власова рассматривают предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) как условие развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся общеобразовательной школы [19]. Особый интерес для нашей работы представляет метод проектов в профильном обучении ИЯ, который предусматривает использование различных методов и интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, творчества, обеспечивающее получение метапредметных результатов. Проектную деятельность как условие формирования метапредметных результатов интерпретирует Е. Г. Андреевская [20]. С. А. Гудковой, М. В. Малащенко и Т. С. Якушевой представлен опыт интеграции Ed-tech и CLIL в вузе на базе использования краудсорсинга как инструмента управления развитием интеллектуальных ресурсов [21]. А. Л. Морозовой и Т. А. Костюковой проанализирована практика применения CLIL-подхода в обучении ESP в рамках экспансии российского образования [22]. А. Л. Овчинникова рассматривает CLIL-технологию как средство формирования познавательных УУД на уроке английского языка в начальной школе [23]. При обзоре литературы по проблематике использования технологии CLIL в профильном обучении ИЯ в фокусе нашего внимания были учащиеся, которые изучают предметы на иностранном языке, одновременно совершенствуя иноязычную коммуникативную компетенцию, где, соответственно, языковые и метапредметные знания тесно связаны.

Итоговые параметры развития умений монологической речи на английском языке у школьников профильных предпрофессиональных классов с использованием технологии CLIL (естественно-научная сфера коммуникации) в нашем исследовании были выявлены и установлены с опорой на метапредметные результаты учащихся как один из образовательных результатов освоения образовательных программ по Федеральному государственному образовательному стандарту, выделенные в работе М. Г. Дрожжачих [24]. И. В. Муштавинской описана система формирования и оценки метапредметных результатов [25]. Д. Маршем изучена сущность содержания и языка в интегрированном обучении [26]. Д. Койл рассматривает содержание и интегрированное обучение языку на базе педагогических основ CLIL [27]. Подчеркнем, что владение хотя бы одним иностранным языком расширяет географию будущей профессиональной деятельности в глобальных масштабах. В подтверждение этой Д. Дженкинс, A. Кого и M. Дьюи сделан обзор разработок в области исследования делового и академического английского языка, далее была рассмотрена глобализированная и глобализирующаяся практика его использования в профессиональных сферах жизнедеятельности [28]. A. K. Хультгрен выделены подходы к использованию английского языка в интернационализированных университетах Северной Европы [29]. У. Литтлвуд напоминает о важности профессионально ориентированных и специализированных текстов для обучения коммуникативному английскому языку [30]. Ф. Боллом,  К. Келли, Дж. Клеггом доказана значимость применения технологии CLIL на практике, при изучении английского языка в профессиональной сфере [31]. Д. Койл, Ф. Худом и Д. Маршем разработаны структура и специализированное содержание интегрированного обучения английскому языку [32]. Стоит отметить: современная практика обучения английскому языку школьников и студентов в сфере профессиональной коммуникации тесно связана с использованием возможностей искусственного интеллекта (ИИ). Так, Ш. Фойерригел, Я. Р. Шреста, Г. Крогг и C. Чжан в своей работе описывают внедрение языковых умений ИИ в управление бизнесом [33]. По мнению Р. К. Шармы, П. Кавачи и A. Бозкурта, «ландшафт искусственного интеллекта целесообразно использовать в открытом, онлайн и дистанционном образовании» [34]. Х. С. Ким, Я. Ча и Н. Я. Ким описывают влияние чат-ботов ИИ на коммуникативные навыки студентов, на которые мы также ориентировались в развитии умений монологической речи на английском языке у школьников профильных предпрофессиональных классов с использованием технологии CLIL (естественно-научная сфера коммуникации), а именно: общительность в рамках профессиональной сферы, инициативность, активность, компоненты коммуникативного поведения и др. [35] Осмысление идей и принципов цифровой трансформации профильного обучения иностранному языку в условиях развития и массового распространения технологии ИИ и формирование практических навыков по обучению ИЯ в различных сферах профессиональной деятельности у обучающихся в школах и вузах, использование и эффективное внедрение инструментов на основе ИИ в деятельности образовательных организаций подробно представлены в статье [36]. Принципы работы роботов-учителей, основанные на технологии ИИ, позволяющие создавать индивидуальный подход к каждому обучающемуся и улучшать результаты занятий по иностранному языку, описаны в работе [37].

Однако имеющиеся исследования находят отражение в практике обучения профильно-ориентированному английскому языку учащихся средней общеобразовательной школы, в конкретной сфере коммуникации, с определенным временным разрывом и не могут свидетельствовать о массовой практической реализации педагогических идей и соответствующих педагогических инструментов. В связи с этим представляется, что на сегодняшний день недостаточно внимания уделяется развитию умений монологической речи на английском языке у школьников профильных классов с использованием технологии CLIL (естественно-научная сфера коммуникации), которые еще не были исследованы системно.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

В исследовании практики развития умений монологической речи на английском языке у школьников профильных предпрофессиональных классов с использованием технологии CLIL (естественно-научная сфера коммуникации) приняли участие 60 респондентов: 50 учащихся 10–11-х классов и 10 учителей средних общеобразовательных школ г. Москвы (ГБОУ Школа № 2120 и др.) и Московской области (МО). Для успешного развития умений монологической речи применялся личностно-деятельностный подход, который является одним из разновидностей деятельностного типа обучения, где учащийся выступает как активный, творческий субъект учебной деятельности, а также компетентностный подход. В ходе исследования были использованы следующие методы: метод теоретического анализа и синтеза; эмпирические; опросно-диагностические (анкетирование, интервьюирование, беседы); экспертная оценка, изучение педагогической документации; наблюдение, обобщение педагогического опыта, опытная работа, опытное обучение; статистические. Эмпирическую базу исследования составило опытное обучение в средних общеобразовательных школах г. Москвы. Обучение английскому языку имело метапредметный характер и было тесно связано с другими предметами образовательной программы школы (ГБОУ Школа № 2120), поэтому была использована технология CLIL (Content and Language Integrated Learning), поскольку она не только позволяет осуществлять преподавание предмета «Иностранный язык» в профильных предпрофессиональных (10–11-х) классах, но и создает особую иноязычную среду, в которой происходит погружение учащихся. Интегрированное профильное обучение АЯ позволяет учащимся применять систематизированные знания из разных предметов для решения задач в социальной сфере и будущей профессиональной деятельности. Основы, в соответствии с которыми реализуется технология CLIL, включают: content (содержание), communication (общение), cognition (умственные способности), culture (культура).

Заметим, что в эпоху глобализации технология CLIL становится все более важной для развития профессиональных умений и навыков при овладении ИЯ. Знание иностранного языка и способность использовать его в профессиональном контексте являются ценными активами на рынке труда. Одним из главных преимуществ технологии CLIL является то, что она может разнообразить методы и формы уроков по АЯ и повышает мотивацию учащихся и их уверенность в себе, дает учителям чувство профессионального удовлетворения. Исследования показали, что учащиеся в профильных предпрофессиональных классах, овладевающие курсами АЯ с применением технологии CLIL, демонстрируют более высокие показатели по предмету «Иностранный язык» по сравнению со школьниками, обучающимися по традиционным методам.

Опытное обучение было организовано в рамках разработанного автором курса по выбору «Английский язык в профессии» для обучающихся средних общеобразовательных школ и направлено на развитие умений монологической речи на английском языке у школьников профильных предпрофессиональных классов с использованием технологии CLIL (естественно-научная сфера коммуникации), которые тесно связаны с метапредметными умениями и навыками как надпредметными когнитивными навыками и умениями, включающими в себя: теоретическое, критическое и творческое мышление, регулятивные навыки, качества мышления и стратегию развития метапредметных умений и навыков. У данной технологии существует качественный подбор образовательной поддержки: академическое содержание; гибкое использование форматов, методов, методик и инструментов, направленных на развитие предметных и метапредметных навыков у учащихся 10–11-х профильных предпрофессиональных классов и умений применять их для решения как образовательных, так и квазипрофессиональных проблем.

Составляющие технологии CLIL были задействованы в опытном обучении по развитию умений монологической речи на английском языке у школьников профильных предпрофессиональных классов в соответствии с требованиями ФГОС СOO по развитию умений монологической речи на АЯ у обучающихся:

1. Content (содержание): учебные материалы, например тексты, отобранные в соответствии с учетом предметного содержания изучаемого предмета. Здесь обращается внимание как на содержание самого текста, так и на предметные термины. В содержании технология CLIL образует интегрированную межпредметную связь, являющуюся базовой составляющей формирования метапредметных результатов через развитие у учащихся знаний межпредметных понятий, а также расширение лингвистического кругозора и лексического запаса языка в рамках изученных тем.

2. Communication (общение): обучение иностранным языкам в условиях ФГОС СОО – формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть умения общаться на изучаемом иностранном языке, где метапредметный результат – это умение продуктивно общаться и взаимодействовать в ходе совместной деятельности, учитывать позицию других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты, а также владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою мысль и точку зрения.

3. Cognition (познание): владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

4. Culture (культура): сопоставление реалий, явлений и предметов, взглядов, подходов и отношений к ним как в странах изучаемого языка, так и в России.

Внедрение технологии CLIL на курсах по выбору «Английский язык в профессии» требует тщательного планирования и подготовки. Учителя должны иметь четкое понимание предметного содержания и владеть языковыми навыками, необходимыми для профильного обучения АЯ учащихся 10–11-х классов. Они должны также уметь создавать увлекательные учебные материалы, которые обеспечивают возможности для практики монологической речи на АЯ в естественно-научной сфере коммуникации. При планировании уроков с применением технологии CLIL ставится двуединая цель: глубокое понимание учебного материала и использование иностранного языка для интенсификации профильного обучения. Для развития умений монологической речи у обучающихся на курсах по выбору «Английский язык в профессии» чаще всего учителя пользуются адаптированными текстами профессиональной направленности, которые должны реально моделировать сферы профильно-ориентированного общения, межкультурные ситуации и предлагать языковые средства для их решения, на основе которых обучающиеся будут строить свое монологическое высказывание по теме.

Содержание обучения монологической речи на английском языке у школьников профильных предпрофессиональных классов с использованием технологии CLIL (естественно-научная сфера коммуникации) имело три компонента: лингвистический (языковой и речевой материал), психологический (навыки и умения строить связное монологическое высказывание, беглость высказывания, желание участвовать в обсуждениях) и учебно-познавательный (умение пользоваться и создавать опоры для высказывания).

Уроки в рамках курса по выбору «Английский язык в профессии», посвященные развитию умений монологической речи на английском языке у школьников профильных предпрофессиональных классов с использованием технологии CLIL (естественно-научная сфера коммуникации) содержали следующие этапы работы:

1. Этап мотивации. Повышение мотивации учащихся к изучению АЯ за счет предоставления им возможности изучать интересные и актуальные для них предметные темы (Climate and Nature of Australia, Climate and Nature of Great Britain, Greenwich Village and the East Village in New York, Nature of our region, Essay on Environmental Protectionи др.) на иностранном языке. Учитель создает коммуникативную ситуацию, обращаясь к личному опыту обучающихся, или создает стимул к высказыванию (цитата, использование фотографий, постановка вопроса, приведение интересных фактов по теме будущего высказывания).

2. Этап подготовки. Обучающиеся изучают жанры и типы профильно-ориентированных высказываний, работают с соответствующими аутентичными текстами, изучая новую и повторяя старую лексику и грамматические структуры, выполняют различные упражнения поэтапно (before reading, while reading и after-reading). Изучаются логические средства связи предложений для дальнейшего монологического высказывания. В дальнейшем обучающиеся используют речевые клише, перенося лексические и грамматические синтаксические структуры письменного текста в устную речь.

3. Этап реализации. На данном этапе используются коммуникативные задания, направленные на развитие умения строить монологическое высказывание разных функционально-смысловых типов. При выполнении упражнений обучающиеся участвуют в речевых ситуациях тематического содержания или присваивают себе роли в играх (role game). При этом важно интегрировать в профильное обучение АЯ различные культурные аспекты англоязычных стран, касающиеся естественно-научной сферы коммуникации, что способствует более полному пониманию общественных и культурных особенностей страны изучаемого языка, а также формирует у учащихся навыки межкультурной коммуникации.

4. Этап рефлексии. Обучающиеся занимаются анализом/самоанализом своих монологических высказываний на английском языке в естественно-научной сфере коммуникации по критериям оценивания монологического высказывания. Благодаря наблюдению/самонаблюдению происходит коррекция/самокоррекция ответов. В конце происходит оценка/самооценка обучающихся.

На курсе по выбору «Английский язык в профессии» с использованием технологии CLIL для естественно-научной сферы коммуникации при обучении монологической речи на АЯ учащихся профильных предпрофессиональных классов (10–11-х) были использованы: российские интернет-ресурсы как источник аутентичной информации; платформа онлайн-обучения MTS Link, которая предлагает курсы, посвященные навыкам монологической речи на АЯ в различных сферах иноязычной коммуникации, с видеолекциями, материалами для чтения и интерактивными упражнениями; онлайн-словари и тезаурусы, такие как Merriam-Webster и Thesaurus.com, которые незаменимы для расширения словарного запаса на АЯ в естественно-научной сфере коммуникации; социальные сети и мессенджеры, такие как ВКонтакте и Telegram, которые служат площадками для практики монологической речи на АЯ; российские онлайн-форумы и блоги, которые предоставляют возможность учащимся делиться своими мыслями на АЯ и получать отзывы от других.

В целом использование технологии CLIL в обучении монологической речи на курсе по выбору «Английский язык в профессии» является эффективным способом подготовки учащихся профильных предпрофессиональных классов к успеху в их будущих профессиональных начинаниях. Этот подход позволяет им развивать свои языковые и метапредметные умения и навыки, повышая их уверенность и готовность к общению в профессиональной иносреде. Итоговые показатели опытной проверки развития умений монологической речи на английском языке у школьников профильных предпрофессиональных классов в естественно-научной сфере коммуникации позволяют говорить о приоритетности использования технологии CLIL в обучении АЯ.

 

Результаты исследования / Research results

 

Обобщение теории и практики развития умений монологической речи на английском языке у школьников профильных предпрофессиональных классов
(10–11-х) с использованием технологии CLIL (естественно-научная сфера коммуникации) позволило выявить и установить следующие положения: целью профильного обучения старшеклассников АЯ станет развитие образовательной компетенции языковой личности школьника, системообразующим компонентом которой является иноязычная коммуникативная компетенция; профильное обучение старшеклассников АЯ основано на принципах дифференциации, индивидуализации, непрерывности, целостности, профильной направленности, реализация которых является главным условием достижения поставленной цели; в содержании профильного обучения старшеклассников АЯ в естественно-научной сфере коммуникации целесообразнее выделить два направления: смысловых ориентаций, синтез профильно-ориентированных знаний и понятий, лингвистических знаний, коммуникативных и интеллектуальных умений старшеклассников, интегративное владение предметами выбранного профиля и умениями монологической речи на АЯ в сфере естественно-научной коммуникации; ценностно-смыслового опыта – ценностные аспекты соизучаемых предметов, связанных с конкретной сферой иноязычного общения; профильное обучение АЯ в естественно-научной сфере коммуникации оптимально организовать на основе дидактической модели, в структуру которой входят процессуальные и уровневые компоненты; методические особенности профильного обучения старшеклассников АЯ в естественно-научной сфере коммуникации заключаются: в перестройке процесса развития умений монологической речи на английском языке у школьников профильных классов на основе компетентностного подхода; моделировании иноязычной учебной и квазипрофессиональной деятельности на базе развивающих ситуаций; развитие умений монологической речи на английском языке в естественно-научной сфере коммуникации у школьников профильных предпрофессиональных классов эффективнее реализуется на базе технологии CLIL. Результаты опытной работы отражены в таблице ниже.

Итоги опытной проверки были получены в ходе исследования и внедрения разработанного автором курса по выбору «Английский в профессии» для обучающихся профильных предпрофессиональных классов (10–11-х) средних общеобразовательных школ, что позволило повысить интерес к естественно-научной сфере коммуникации и способствовало увеличению эффективности развития умений монологической речи на английском языке у школьников за счет использования технологии CLIL.

 

Результаты развития умений монологической речи на английском языке
у школьников профильных предпрофессиональных классов
с использованием технологии
CLIL (естественно-научная сфера коммуникации)

по итогам опытной проверки

 

Метапредметные результаты

Специальные метапредметные

результаты

Умение планировать и осуществлять квазипрофессиональную деятельность в соответствии с конкретной учебной задачей и условиями ее реализации в обучении АЯ в естественно-научной сфере коммуникации, способность оценивать свои действия с точки зрения правильности выполнения задачи и корректировать их в соответствии с указаниями учителя – 35%

Умение осуществлять профильную ориентировку в естественно-научной сфере коммуникации на АЯ, обладать мобильностью в поиске и анализе профильно-ориентированной информации – 25%

Умение принимать участие в совместной учебной деятельности на уроках по АЯ в естественно-научной сфере коммуникации, осуществлять сотрудничество как с учителем, так и с одноклассниками – 44%

Умение применять приемы отбора и систематизации материала по АЯ в естественно-научной сфере коммуникации на определенную тему – 34%

 

Умение устанавливать причинно-следственные связи в естественно-научной сфере коммуникации на АЯ, определять критерии для обобщения и классификации объектов – 52%

 

Умение вести самостоятельный поиск информации, преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения или аудирования текстов на АЯ в естественно-научной сфере коммуникации – 43%

Умение строить элементарные логические рассуждения в естественно-научной сфере коммуникации на АЯ – 62%

 

Умение принимать участие в речевом общении на АЯ в естественно-научной сфере коммуникации, соблюдая нормы профессиональной этики, и адекватно использовать невербальные средства коммуникации в процессе речевого общения – 52%

Умение выражать свои мысли и потребности при помощи соответствующих вербальных и невербальных средств, умение вступать в профильно-ориентированную коммуникацию на АЯ, поддерживать беседу, взаимодействовать с собеседником – 71%

Умение осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности по АЯ в естественно-научной сфере коммуникации и оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления– 62%

 

Умение использовать возможности технологии CLIL в процессе учебной деятельности, в том числе для получения и обработки информации, продуктивного общения на АЯ в естественно-научной сфере коммуникации – 80%

Умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе овладения АЯ в естественно-научной сфере коммуникации в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации – 71%

 

 

Заключение / Conclusion

 

В заключении отметим, что профильное обучение английскому языку на уровне среднего общего образования основывается на учете потребностей учащихся 10–11-х классов в изучении иностранных языков, диктуемых характерными особенностями выбранного профиля или будущей профессии, которые, в свою очередь, требуют его изучения. Практика развития умений монологической речи на английском языке у школьников профильных предпрофессиональных классов с использованием технологии CLIL (естественно-научная сфера коммуникации) предполагает описание не только структурно-содержательных характеристик, но и динамических особенностей учебного процесса, предполагающих выявление его процессуальных и уровневых аспектов. В качестве процессуальных аспектов нами были определены предпрофильная подготовка при изучении предмета «Иностранный язык» и факторы становления языковой личности, которые последовательно осуществляются на предпрофильном и профильно-ориентированном уровнях при развитии умений монологической речи на английском языке с использованием технологии CLIL, в естественно-научной сфере коммуникации, на базе авторского курса «Английский язык в профессии». Конечные требования к уровню владению английским языком в профильно-ориентированном обучении определяются метапредметными и специальными метапредметными результатами (умениями монологической речи на английском языке в сфере естественно-научной коммуникации у школьников профильных предпрофессиональных классов), которые обозначены по итогам опытной проверки в таблице нашего исследования. Профильно-ориентированное обучение английскому языку в естественно-научной сфере коммуникации предусматривает интегративное развитие умений монологической речи за счет применения технологии CLIL, что позволяет приблизить процесс изучения иностранных языков к реальным коммуникативным потребностям обучаемых. Иноязычная коммуникативная компетенция, таким образом, превращается в дидактическое средство развития функций личности в профильно-ориентированной подготовке старшеклассников средствами иностранных языков.