Введение / Introduction
Педагогические технологии XXI века все больше психологизируются, ориентируясь на индивидуальный подход и удовлетворение потребностей каждого обучающегося. Внедряя новые методы и формы организации учебно-воспитательного процесса, ученые стремятся обосновать их психологическую эффективность. Тенденции последних десятилетий диктуют необходимость междисциплинарной интеграции знаний, взаимопроникновение и взаимообогащение наук, развитие психопедагогики.
Анализируя условия совершенствования качества образования, исследователи приходят к выводу о значимости психологического комфорта школьников для повышения познавательной активности учеников, получения наиболее высоких учебных результатов, а в итоге – достижения эффективности обучения. Также подчеркивается значимость психологического комфорта школьников в процессе воспитания гармонично развитой, социально ответственной личности, осуществления ею созидательной деятельности, позитивной самореализации, на это указывают в своих работах Е. В. Боронина, А. Е. Лепещенко, Е. В. Сычева и др. [1] Н. Н. Ниязбаева пишет, что состояние психологического комфорта способствует сохранению психофизиологического здоровья школьников, является источником творческого подъема, желания учиться, выстраивания позитивных межличностных отношений во внутришкольной среде, стремления к сотрудничеству и др. [2]
Необходимость анализа понятия психологического комфорта и его составляющих актуализировалась в связи с принятием и началом внедрения в 2024 г. Концепции развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Концепции) и плана мероприятий на 2024–2030 годы по ее реализации, где важное место отводится задачам по достижению психологического комфорта школьников разных целевых групп, к которым относятся дети участников (ветеранов) специальной военной операции; дети ветеранов боевых действий; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в т. ч. жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; из семей беженцев и вынужденных переселенцев; оказавшиеся в экстремальных условиях; жертвы насилия; отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях и находящиеся в специальных учебно-воспитательных организациях открытого и закрытого типа для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением; проживающие в малоимущих семьях; проявляющие различные формы отклоняющегося поведения; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; являющиеся иностранными гражданами; испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе с нормативными кризисами взросления; проявляющие выдающиеся способности, одаренные и др. [3]
Важнейшие вопросы, которые беспокоят родительскую и психолого-педагогическую общественность сегодня: «Как обучающийся может чувствовать психологический комфорт в условиях современных вызовов и угроз?» и «Что для этого нужно делать?»
Обзор литературы / Literature review
Слово «комфорт» заимствовано из английского языка, где термин comfort обозначает «поддержку, укрепление» [4]. С. И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» дает следующее определение данному термину: «условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют» [5]. В других источниках психологический комфорт связывается с условиями жизни индивида, при которых он чувствует себя спокойно, у него не возникает необходимость защищаться. Это внутреннее состояние, в котором человеку требуется минимальное количество усилий для ощущения уверенности в своих силах и чувства внутренней защищенности, отмечает О. И. Волкова [6].
Необходимо сказать, что состояние полного спокойствия не способствует активности ребенка в обучении. Напротив, если опираться на теоретическую модель зависимости продуктивности (учебной) деятельности от уровня эмоционального комфорта/напряжения, по Р. М. Баевскому (который ввел SI – stress-index), то можно сделать вывод о том, что эмоции «скука» соответствует нулевой параметр активности ребенка в учебной деятельности. При появлении и развитии интереса познавательная активность увеличивается и достигает своего максимума. Напротив, увеличение беспокойства, эмоционального напряжения приводит к падению продуктивности учебной деятельности, а полное смятение (например, дистресс у школьников на ЕГЭ) вообще может не только негативно сказаться на работоспособности обучающегося, но и иметь отрицательные последствия для его здоровья, на что указывают А. В. Капустина, Л. П. Кузьмина, О. И. Юшкова, В. В. Сериков и др. [7]
Н. Н. Ниязбаева в комфортном состоянии особую роль отводит стабильному повышенному физическому тонусу и рассматривает понятие психологического комфорта как состояние, характеризующееся комплексом долговременных приятных субъективных ощущений, связанных с удовольствием и удовлетворением возникающих потребностей. Она предлагает теоретическую модель комфортного состояния человека, включающую два компонента: психический (он связан с оптимальным уровнем активности психической деятельности и протекания психических процессов) и физиологический (соотносится с психофизиологическими характеристиками организма, положительно влияющими на жизнедеятельность субъекта) [8].
В научной литературе к признакам психологического комфорта ребенка относятся положительный эмоциональный настрой (устойчивое настроение, преобладание положительных чувств и эмоций, отсутствие страхов и тревожности; позитивное переживание происходящих событий, оптимизм); заинтересованность, познавательная активность, мотивация достижения успеха, стремление к созиданию, сотрудничеству, поддержке других; удовлетворенность учебной деятельностью, взаимоотношениями; инициатива, автономия, самостоятельность; самопринятие, адекватная самооценка, уверенность; проявление способностей, самовыражение индивидуальности, открытость опыту, что описано в работах И. В. Абакумовой, Е. Г. Денисовой,
П. Н. Ермакова и др. [9]
А. Г. Самохвалова, Е. В. Тихомирова, О. Н. Вишневская, Н. С. Шипова,
Э. В. Асриян в разработанной ими структурно-функциональной модели показали связь психологического комфорта и благополучия с мотивацией творческой самореализации, особенностями мышления, смысловой сферы, коммуникативной компетентности, креативности и рефлексивности обучающихся [10].
И напротив, можно говорить о том, что дети, которые легко теряют контроль над собой, демонстрируют вспышки ярости, раздражительны, вспыльчивы, гневливы, упрямы, завистливы, обидчивы, подозрительны, мстительны, отличаются оппозиционной манерой поведения, направленной против того или иного одобряемого обществом авторитета (учителя, ученика-лидера), проявляют физическую и вербальную агрессию, деструктивное, разрушительное поведение, намеренно создают конфликтные ситуации, провоцируют ссоры и т. д., явно испытывают психологический дискомфорт. Г. Е. Захарова в своей статье, помимо проявлений психологического дискомфорта обучающихся в образовательной среде, рассматривает еще причины, проявления, последствия и предлагает варианты профилактики [11].
В российских и зарубежных публикациях описаны ситуации, когда обучающиеся, испытывающие психологический дискомфорт в школе (подвергающиеся буллингу, разным видам насилия, изолированные от коллектива и пр.), впоследствии совершали суицидальные попытки или даже планировали/совершали скулшутинг – вооруженное нападение на свою образовательную организацию. Анализ подобных случаев проводят в своей статье М. В. Авакьян, Т. С. Волчецкая, Е. В. Осипова и другие авторы [12]. Также много публикаций посвящено этим вопросам за рубежом, где впервые и появились школьные стрелки, а также зародилось движение колумбайн* (*запрещено в России). Так, Д. Каллен изучал проблемы колумбайна, проведя собственное журналистское расследование [13]. М. Д. Ливингстон, M. Э. Россхайм, K. С. Холл в журнале, посвященном здоровью подростков, провели описательный анализ характеристик школьных стрелков и причин скулшутинга в школах в США за период с 1999 по 2018 год [14]. Али Роухани-Рахбар и К. Мо изучали причины и доказательные аспекты поведения школьных стрелков [15]. А. Л. Уэйли проанализировал статистику и психологические детерминанты, доводящие учеников до стрельбы в школах в США [16].
Особый акцент при анализе психологического комфорта современных детей делается на аспектах его достижения в условиях новых вызовов и угроз.
Сегодня мы живем в мире, который может быть охарактеризован как BANI-мир (аббревиатура образована от первых букв четырех английских слов: brittle – хрупкий, anxious – тревожный, nonlinear – нелинейный, incomprehensible – непостижимый), которому присущи свои вызовы и угрозы, проявляющиеся не только на уровне личности или семьи, но и на более масштабных уровнях, утверждает Д. Кашио [17].
Ученые выделили сферы проявления современных вызовов и угроз. Так,
С. В. Устинкин и А. В. Никитин [18] в своей монографии проанализировали политические и институциональные, ценностные, социальные экологические и природно-ресурсные, технологические, экономические, структурные вызовы и угрозы и пр.
В Концепции выделены следующие основные виды угроз для современного детства: снижение уровня благополучия семей; высокий уровень травматизма несовершеннолетних, приводящий к их смерти или инвалидизации; вовлечение школьников в преступную деятельность; совершение различного рода преступлений в отношении детей как в реальном, так и в виртуальном пространстве; распространение информации, представляющей опасность, вред для детей, в том числе в Интернете; неадекватные представления о традиционных духовно-нравственных, в частности семейных, ценностях и др. [19]
Мы полагаем, что для достижения психологического комфорта ребенком в современной школе должен быть благоприятным социально-психологический климат, обеспечена психологическая безопасность образовательной среды, достигнуты оптимальные показатели психологического благополучия обучающихся.
Рассмотрим наиболее подходящие для современного периода теоретические модели изучения выделенных составляющих достижения психологического комфорта.
Параметры благоприятного и неблагоприятного социально-психологического климата рассматривались многими отечественными и зарубежными исследователями. Так, советско-российский ученый Г. М. Андреева в своих работах описывает понятие социально-психологического климата как целостное состояние коллектива, которое отличается относительно устойчивым для него эмоциональным настроем, и включает в его теоретическую модель три взаимосвязанных компонента: социальный, моральный, психологический [20].
Белорусский исследователь Я. Л. Коломинский связывает социально-психологический климат коллектива с устойчивым психологическим настроем, оказывающим существенное влияние на взаимоотношения входящих в него членов, их отношение к труду и окружающей среде [21].
В качестве характеристик благоприятного социально-психологического климата, приводящего к ощущению психологического комфорта каждым из членов группы, А. Н. Лутошкин [22], автор советской теории лидерства, выделил следующие: преобладание бодрого, жизнерадостного настроения, оптимизма; доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии, стремление к сотрудничеству, взаимопомощи; членам коллектива нравится быть вместе; успехи товарищей вызывают одобрение, неудачи – сопереживание, соучастие; члены коллектива с уважением относятся к мнениям друг друга; девиз «Один – за всех и все – за одного» является реально действующим; чувство гордости за каждого члена коллектива; каждый активен, полон энергии; совместные дела увлекают; в коллективе справедливо относятся друг к другу и др. Свойства неблагоприятного климата, вызывающего психологический дискомфорт у членов группы: преобладание подавленного настроения, пессимизма; конфликтность в отношениях, агрессия, антипатии; члены коллектива выражают отрицательное отношение к совместной деятельности; превалирует соперничество; успехи других вызывают зависть, неудачи – злорадство, высмеивание, презрение; нетерпимость к мнению товарищей; доминируют индивидуалистические ориентации, стремление обособиться от остальных, каждый сам за себя; члены группы равнодушны друг к другу, к успехам и неудачам других; каждый инертен, пассивен; коллектив невозможно собрать на совместное дело; коллектив распадается на привилегированных и отверженных. Перечисленные характеристики были описаны им в качестве основных и зафиксированы в соответствующей диагностической методике изучения параметров социально-психологического климата коллектива – карте‑схеме общей оценки психологического климата. Обращение к лучшим практикам советского наследия в свете формирования у подрастающего поколения школьников традиционных российский ценностей сегодня является очень актуальным, считает О. В. Лунева [23], и мы разделяем ее мнение. В настоящее время имеются современные модификации методики А. Н. Лутошкина, которые можно использовать, например, в детских оздоровительных лагерях, о чем пишут в своей статье А. А. Зарипова, А. А. Сайфина, Л. Р. Уварова, А. В. Яблокова [24].
Преобладающие характеристики социально-психологического климата в конкретном классе, общешкольном коллективе, педагогическом сообществе существенно влияют на уровень психологического комфорта каждого из участников образовательных отношений. Так, стиль общения учителя, психологический климат в педагогическом коллективе являются источником для воспроизводства положительных или негативных сценариев межличностных взаимодействий в детском сообществе, указывает Ю. Е. Гусева [25]. И даже поступившая на работу в образовательное учреждение диктатор-уборщица или агрессивный охранник могут серьезно ранить детскую психику и вызвать стойкое состояние психологического дискомфорта у конкретного обучающегося и следующее за ним нежелание посещать школу, прогулы, бродяжничество, школьную и социальную дезадаптацию и пр. Поэтому автор статьи и преподаватели его кафедры (И. Л. Федотенко и С. В. Филиппова) считают, что создание благоприятного социально-психологического климата в школе и конкретных ученических коллективах является важной задачей всех субъектов образовательных отношений [26].
Следующей значимой составляющей, обеспечивающей комфорт каждого обучающегося, является психологическая безопасность образовательной среды.
И. А. Баева, Е. Б. Лактионова, Л. А. Гаязова, И. В. Кондакова в своей статье пишут: «Роль психологической характеристики безопасности образовательной среды трудно переоценить, так как именно она выступает основным фактором, способствующим субъективному благополучию человека, обеспечивает психическое и психологическое здоровье личности» [27].
Наиболее популярной и широко известной в нашей стране является модель психологически безопасной образовательной среды, обоснованная И. А. Баевой. Под психологической безопасностью образовательной среды она понимает состояние полной защищенности от угроз, источниками которых являются психологическое насилие во взаимодействии, неудовлетворенность потребности в личностно-доверительном общении, отсутствие референтной значимости среды, а также способность противостоять этим угрозам и сохранять устойчивость в неблагоприятной среде. В ее модели выделяется ряд взаимосвязанных компонентов: организационно-управленческий, пространственно-предметный, психодидактический, социально-психологический и субъектный. Для диагностики психологической безопасности образовательной среды ею разработан соответствующий психологический инструментарий [28]. Изучать ее можно и через отсутствие противоположных характеристик. Так, О. И. Леонова выделяет в своей статье две основные интегральные характеристики психологически небезопасной образовательной среды: напряженность и враждебность, а также перечисляет личностные маркеры психологического дискомфорта находящихся в ней школьников: страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, проблемы и страхи в отношениях с учителями, фрустрация потребности в достижении успеха, страх не соответствовать требованиям окружающих, общая тревожность в школе, гнев, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, поведенческие аспекты личностной дезадаптации и др. [29]
Создание психологически благоприятной и безопасной образовательной среды является одним из главных планируемых результатов реализации Концепции развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации [30].
Еще одна составляющая, важная для достижения психологического комфорта, – это личностное благополучие ребенка. Данная характеристика может быть детально изучена на основе анализа модели личного психологического благополучия американского ученого Кэролл Рифф – автора популярной в России Шкалы психологического благополучия (PWB). Предложенная ею шестифакторная модель включает в себя следующие компоненты, способствующие психологическому комфорту, удовлетворенности и счастью индивида: принятие себя; автономия; наличие цели в жизни; позитивные отношения с окружающими; умение управлять окружающей средой; стремление к личностному росту. Данные характеристики зафиксированы в соответствующем разработанной ею тесте [31].
Ответ на вопрос «Как обеспечить психологический комфорт ребенка?» непосредственно связан с использованием особых педагогических технологий.
Так, для формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе школьников М. А. Федорова, К. С. Тенитилова, С. М. Абаева рекомендуют «обучать школьников психологической культуре, навыкам совместной деятельности и коллективного взаимодействия, предоставлять материал для размышлений о специфике межличностного общения, личности человека, взаимооценок»; «классному руководителю следует изучить систему межличностных взаимоотношений в классе», «найти персональный подход к учащимся». Среди педагогических способов поддержания позитивного микроклимата этими учеными называются «постановка общих целей, задач деятельности, создание... ситуаций коллективного сопереживания значимых событий, развитие навыков сотрудничества и эмпатийных способностей, а также использование различных психолого-педагогических приемов» – это может быть «работа по коррекции неформальной структуры класса, своевременное выявление конфликтов и причин их появления, проведение тренингов и консультаций» [32].
К педагогическим технологиям обеспечения психологической безопасности образовательной среды К. А. Файзуллина, А. В. Ермолаева, З. Р. Хайрова и другие относят диалогические технологии воспитания, обеспечение значимости образовательной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса, методы формирования познавательной мотивации и позитивных взаимоотношений обучающихся, просвещение и консультирование учителей и родителей по выбору образовательной технологий для конкретного ребенка с учетом его индивидуально-психологических особенностей, педагогическую поддержку, технологии эффективного разрешения конфликтов, технологии поликультурного образования, технологии развития толерантности, психолого-педагогическую экспертизу (оценку) комфортности и безопасности образовательной среды, проведение мониторинга и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности и пр. [33]
Педагогическими технологиями обеспечения психологического благополучия обучающихся являются следующие: психолого-педагогическое сопровождение школьников, технологии наставничества, медиативные технологии, в реализацию которых включены сами обучающиеся, технологии эмоциональной саморегуляции, методы самоконтроля, методы психопрофилактики, рефлексивные технологии и другие, о чем пишут в своей статье Н. В. Быстрова, С. Н. Казначеева, Е. А. Уракова,
О. И. Госельбах [34].
Таким образом, проведя анализ отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования, мы рассмотрели отличительные особенности психологического комфорта и дискомфорта, подчеркнули значимость развивающего дискомфорта для активизации процессов обучения и воспитания, выявили несоответствие понимания категории психологического комфорта новым вызовам и угрозам, констатировали отсутствие работ, рассматривающих данное понятие как динамическое состояние субъекта в наличных условиях. Отдельное внимание было обращено на спектр педагогических технологий, которые сегодня используются для обеспечения составляющих психологического комфорта ребенка. Большинство из них ориентировано на ситуацию «здесь и сейчас» без учета более широкого масштаба информационных воздействий на современного ребенка и определения смысловой перспективы, что мы постарались учесть при разработке собственной модели.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
В основе нашей работы лежит системный подход. Он предполагает рассмотрение любых изучаемых процессов как целостных систем во взаимосвязи с другими, на что указывает в своей статье Г. А. Репринцева [35]. Его основными принципами выступают следующие: изучение любой системы как целого и как совокупности ее частей (элементов); рассмотрение любой части в контексте анализа ее связей с окружением; принцип выделения иерархии элементов в системе; совместное рассмотрение структуры и функции с приоритетом функции над структурой; принцип развития – учет изменяемости системы, ее способности к развитию, расширению, замене элементов, накапливанию информации; абсолютный приоритет конечной (глобальной) цели; принцип неопределенности: учет неопределенности и случайностей в системе и др. Данные принципы изучает в своей работе Е. С. Заикина [36].
В настоящей статье представлены результаты теоретического исследования, для получения которых были использованы следующие научные методы: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, моделирование. При анализе проблемы также учитывались данные, полученные нами с помощью эмпирического метода, – беседы со старшеклассниками психолого-педагогических классов Тулы.
Результаты исследования / Research results
Следуя принципам системного подхода, мы полагаем, что основные вызовы и угрозы для современного поколения детей необходимо рассматривать не только на личностном уровне и уровне ближайшего социального окружения, а в более широком масштабе, так как дети активно погружаются в информационные потоки и впитывают информацию, с которой взаимодействуют в т. ч. на просторах Интернета, при просмотре зарубежных мультфильмов, телепередач для взрослых и прочего, не всегда безвредную, а иногда и ограниченную или запрещенную для распространения среди школьников определенного возраста.
Мы отдельно изучали данный вопрос, выделив следующие уровни проявления новых вызовов и угроз, которые прямо или косвенно влияют на ощущение психологического комфорта/дискомфорта обучающимися нашей страны в современных условиях жизнедеятельности (рис. 1).
Рис. 1. Уровни проявления новых вызовов и угроз
В своей работе среди новых вызовов и угроз в отдельную группу мы отнесли интернет-угрозы (онлайн-груминг, кибербуллинг, киберсталкинг, холивар, киберагрессия, негативное влияние онлайн-игр, разрабатываемых украинским Центром информационно-психологических операций специально для российских подростков и молодежи, киберсуицид, вовлечение в запрещенные на территории РФ экстремистские группы и секты, киберпреступления и телефонное мошенничество против несовершеннолетних, контент для саморадикализации скулшутеров, деструктивные фейки и пр.), угрозы, связанные с формированием патриотизма, национальной идентичности; угрозы деструктивного лидерства в молодежной среде; угрозы развития новых форм девиаций, обусловленных личностными качествами, выступающими маркерами психологически небезопасного поведения субъекта (социальный пессимизм – установка на безынициативное существование, сознательный уход от общественно значимой деятельности, базирующийся на отрицательных, негативных взглядах на жизнь; нормативный нигилизм – демонстративное игнорирование социальных норм «большинства», сопровождающееся демонстрацией презрения к людям, соблюдающим законы; цинизм и деструктивность – объяснение поведения окружающих низменными мотивами при собственной аморальности, очернение различных достойных человеческих проявлений (дружба, брак и т. п.), снижение ценности жизни других, проведение «голых вечеринок» в то время, когда другие отдают жизнь за Родину на СВО; протестная активность – вид девиантного поведения по отношению к существующим социальным позициям, традициям и нормам, связанное с проявлением таких качеств, как негативизм, отрицание, недовольство окружающим, непокорность, упрямство, стремление добиться желаемого или цели назло в обход существующим правилам, отказ от социально приемлемых форм поведения и др.).
В ходе проведенной нами со старшеклассниками беседы было выявлено, что чаще всего понятие психологического комфорта они связывают со стабильностью, спокойствием, защищенностью, отдыхом, внутренней гармонией, психологической безопасностью, доверием, уверенностью, доброжелательностью, радостью, открытостью по отношению к людям и миру, идеальным миром и пр.
Мы полагаем, что в ситуации новых вызовов и угроз не все из перечисленных выше параметров психологического комфорта являются достижимыми, например, отсутствие страхов и тревожности в условиях ежедневных сводок с фронта и подлетающих к мирным городам дронов, начиненных взрывчаткой; позитивное переживание происходящих событий, если новостной поток переполнен отрицательными сюжетами, а в телефоне мошенники с маминого номера присылают ребенку сообщения манипулятивного характера; оптимистический настрой на будущее при отсутствии должной психолого-педагогической помощи детям участников СВО, ветеранам боевых действий и др. Психологический комфорт, ассоциируемый школьниками только с отдыхом, не коррелирует с принятыми в науке определениями развивающего дискомфорта, при котором осуществляется продвижение вперед в интеллектуальном плане, происходит работа над собой, связанная с преодолением препятствий, выработкой силы воли и пр.
В то же время, не зацикливаясь только на отрицательных аспектах современных вызовов и угроз (при сосредоточении на которых вряд ли кто-то будет чувствовать себя абсолютно психологически комфортно), можно констатировать, что BANI – это новая реальность, иные механизмы и условия существования, которые требуют изменения способов осмысления меняющейся реальности, и она несет за собой открывающиеся новые возможности, которые необходимо выявить и использовать. Поэтому создание условий для обеспечения психологического комфорта современных обучающихся – это сложная, но достижимая задача при правильной расстановке акцентов по ее решению.
Осуществленный анализ психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных ученых позволил нам сделать вывод о том, что достижение психологически комфортного состояния ребенка в школе является результатом взаимодействия трех основных составляющих: формирования благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе и школе в целом, создания психологически безопасной образовательной среды в учреждении, личностного психологического благополучия самого обучающегося, что отражено в нашей модели (рис. 2).
Рис. 2. Модель обеспечения психологического комфорта обучающегося
в условиях новых вызовов и угроз
В настоящее время осознано, что субъектами, создающими тот или иной социально-психологический климат в школе, являются не только психологи или педагоги, но и все участники образовательных отношений – директор, зам. директора по УВР, классные руководители, учителя-предметники, персонал, родители, обучающиеся и др. Именно поэтому субъектами реализации данной составляющей в нашей модели являются все перечисленные участники.
Мы полагаем, что при рассмотрении проблемы обеспечения психологического комфорта обучающихся в современном мире речь должна идти не просто об образовательной среде, а об информационно-образовательной, так как Интернет стал пространством социализации современного поколения школьников. Она может рассматриваться как предметно-пространственный конструкт, представленный в реальном и виртуальном планах, где происходит становление, развитие и самореализация обучающегося. В условиях современных вызовов и угроз, на наш взгляд, рассматривать информационно-образовательное пространство целесообразно как элемент управляемой среды, ориентированной, помимо прочего, на формирование установок в отношении национальных интересов и национальной безопасности страны. Этому будут способствовать, на наш взгляд, такие педагогические методы, как метод акцентирования ценностей, метод ценностных контрастов, методы формирования патриотических ценностей, социокультурные практики, рейды добровольцев, трудовые десанты и др.
Понятие психологической безопасности мы рассматриваем, в отличие от существующих подходов, не как состояние полной защищенности личности (так как невозможно абсолютно изолировать обучающихся от современных вызовов и угроз), не как статическое, а как динамическое образование, зависящее от восприятия тех или иных ситуаций конкретными субъектами, их индивидуально-личностных особенностей реагирования на них. В этом случае значимость приобретают собственные ресурсы личности для сопротивления деструктивным воздействиям (жизнестойкость, выработанные эффективные стратегии поведения в конфликте, техники совладания со стрессом, критическое мышление и пр.). Их развитию будут способствовать такие технологии, как формирование смысложизненных ориентаций, составление колеса балансов жизненных приоритетов, метод придания ценности, ролевые игры, методы реконструкции стилей общения, совместное со взрослыми обсуждение значимых для страны новостей, тренинги развития критического мышления, анализ манипулятивных технологий, используемых телефонными мошенниками, экспресс-упражнения для снятия эмоционального стресса, отрицательных эмоций, проводимые на уроках, динамических паузах, на переменах, методы самоорганизации и др.
Мы полагаем, что особую опасность для личного психологического благополучия подрастающего поколения России сегодня представляют угрозы, проявляющиеся на личностном уровне, оказывающие негативное влияние на систему их ценностных отношений к себе, собственной национальной идентичности, другим людям, современным социально-политическим явлениям и приводящие к развитию у них различных видов деструктивного поведения. Чтобы защитить себя от негативных факторов, не поддаться чужому влиянию (западных СМИ, коверкающих информацию, деструктивных фейков, информационной продукции, не соответствующей традиционным российским ценностям и пр.), обучающийся должен обладать такими личностными качествами, которые могут обеспечить психологическое благополучие в BANI-мире, как саморегуляция, эмоциональная уравновешенность, работоспособность в условиях развивающего дискомфорта, стрессоустойчивость, уверенность в себе, самоорганизованность, адекватная оценка ситуации, критичность и др.
Заключение / Conclusion
Педагоги ищут ответ на вопрос: «При каких условиях эффективность процесса обучения будет наиболее высокой?» В качестве одного из таких условий выступает обеспечение психологического комфорта ребенка в информационно-образовательной среде. Психологический комфорт связан с ощущением безопасности, поддержки, включенности в общность значимых людей; благодаря ему повышается познавательная активность обучающихся, они активно включаются в созидательную деятельность, стремятся к позитивной самореализации в социуме.
Психологический комфорт обучающегося проявляется на психическом и физиологическом уровнях и характеризуется оптимальными свойствами функционирования всех его сфер. В противовес положительным (оптимальным) состояниям комфорта выделяются состояния отрицательные, или дискомфортные. Они могут развиваться под влиянием неблагоприятных условий жизнедеятельности и связаны с субъективно-негативными ощущениями, которые часто сопровождаются неблагоприятными психофизиологическими проявлениями.
Комфорт выступает результатом создания психологически благоприятной и безопасной информационно-образовательной среды, формирования эмоционально положительной атмосферы в школьном коллективе (педагогическом и ученическом), актуализации личностных ресурсов обучающихся.
Изучение теоретических моделей, связанных с обоснованием составляющих психологического комфорта с учетом новых вызовов и угроз, позволит нам выйти на проектирование теоретико-прикладных подходов по его достижению через создание психологически безопасной информационно-образовательной среды, поддержание благоприятного социально-психологического климата в коллективах обучающихся, развития личностных ресурсов субъектов образовательного процесса: стрессоустойчивости, готовности к позитивной самореализации в новых условиях и пр.
Диагностический инструментарий, подобранный для измерения и оценки в качественно-количественных показателях выделенных составляющих достижения психологического комфорта обучающихся: Карта-схема общей оценки психологического климата (по А. И. Лутошкину), «Психологическая безопасность образовательной среды школы» (по И. А. Баевой), Шкала психологического благополучия (по К. Рифф), и предложенные педагогические технологии, способствующие формированию и поддержанию в оптимальном состоянии выделенных в модели составляющих в условиях новых вызовов и угроз (метод акцентирования ценностей, метод ценностных контрастов, метод придания ценности, методы формирования патриотических ценностей, смысложизненных ориентаций, методы реконструкции стилей общения, совместное со взрослыми обсуждение значимых для страны новостей, тренинги развития критического мышления, анализ манипулятивных технологий, используемых телефонными мошенниками, экспресс-упражнения для снятия эмоционального стресса, отрицательных эмоций, проводимые на уроках, динамических паузах, на переменах, методы самоорганизации и др.), могут использоваться при проведении эмпирического исследования на практике.