Введение / Introduction
В октябре 2019 года в России была утверждена долгосрочная «Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года» [1], в рамках которой искусственный интеллект рассматривается как совокупность технологических решений, которые имитируют когнитивные функции человеческого мозга и способны заниматься интеллектуальной деятельностью наряду с человеком.
Уже сейчас технологии искусственного интеллекта обеспечивают ряд функций, свойственных естественному интеллекту, среди которых: обработка естественного языка и распознавание речи; компьютерное зрение; интеллектуальная поддержка принятия решений и др.
Одной из наиболее популярных моделей генеративного искусственного интеллекта является предварительно обученный трансформер ChatGPT, чей выпуск состоялся 30 ноября 2022 года, а уже к февралю 2023 года число пользователей этой нейросети составило свыше 2 миллионов человек. Данный чат-бот умеет генерировать тексты, изображения, вести беседу, отвечать на вопросы, составлять списки литературы, писать научные статьи и дипломные работы, переводить иноязычные тексты и т. д. Но главное, на наш взгляд, состоит в том, что ChatGPT способен к самообучению, а также к целевому обучению пользователем, как отмечается в монографии С. Вольфрама [2]. В мае 2024 года компания OpenAI разработала версию ChatGPT Edu, предназначенную для университетов: преимущества и особенности данного продукта от OpenAI раскрываются, в частности, Дж. Сучичем – исследователем из Южно‑Каролинского университета [3]. Для российских вузов данная тематика также актуальна, поскольку планируется поэтапное внедрение в образовательный процесс учебного модуля «Системы искусственного интеллекта» [4].
В основу ChatGPT положена мультимодальная большая языковая модель, позволяющая переводить текст в текст, текст в изображения, генерировать аудио и видео. Последняя флагманская версия ChatGPT 4о (‘omni’) обладает значительным быстродействием и почти неограниченными возможностями в области генерирования текстов, «фактически не отличимых от творений, созданных человеком», утверждает Р. Доус, выпускающий редактор информационного агентства TechForge Media [5]. Безусловно, чат-бот не в состоянии мыслить самостоятельно, однако нейросеть непрерывно совершенствуется, и функционал ее последних версий намного превосходит возможности предшествовавших моделей.
Однако, несмотря на явные достоинства и дидактический потенциал, ChatGPT вызывает в преподавательском сообществе множество опасений. В перечне потенциальных угроз лидируют: фишинг, утечки личных данных, искажения научной информации, распространение фейков, потеря кибербезопасности, манипулирование сознанием, усиление академической нечестности и потеря рабочих мест в связи с возрастающей способностью искусственного интеллекта замещать человека. Среди педагогов и психологов распространены опасения, что внедрение чат-ботов в учебный процесс может негативно сказаться на когнитивных и креативных навыках; привести к развитию «цифровой деменции», «лжетворчества» и иных «побочных эффектов» цифровой трансформации образования, как отмечает А. Г. Бермус [6]. В связи с этим в СМИ распространяются негативные метафоры по отношению к ChatGPT: «подрывная технология», «инструмент для хакеров», «симуляция знаний», «порабощение человечества», «угроза авторскому праву», «неспособность понимать контекст и эмоции», «оружие, загоняющее людей в когнитивную ловушку» и т. д.
Выявление проблем, связанных с функционированием ChatGPT в сфере образования, одна из приоритетных задачей глобальной теории и практики образования. Для отечественного образования этот вопрос пока менее актуален в связи с тем, что Российская Федерация не имеет официального доступа к данной программе, однако, как показывает опыт, несмотря на имеющиеся ограничения, российские студенты достаточно успешно применяют чат-бот с целью имитации и симулирования учебной деятельности. В данном контексте проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: при каких условиях применение ChatGPT не повлечет за собой распространение плагиата и рост академической нечестности в форме «ложного авторства» научных публикаций и выпускных квалификационных работ, не приведет к снижению когнитивной активности обучающихся и не вызовет иных негативных явлений в учебном процессе?
В связи с широкой популярностью нейросетей у преподавателей и студентов нам представляется важным выявление типологии проблем, связанных с применением ChatGPT в сфере образования, и поиски путей их решения. Поэтому цель предпринятого нами исследования – выявить педагогические, лингводидактические и психологические условия эффективного и безопасного применения Chat-GPT в системе высшего образования.
При этом мы ориентировались на решение двух ключевых задач:
1) определение преобладающей тематики, методов и географии исследований, касающихся применения ChatGPT как инновационной образовательной технологии;
2) систематизация проблем использования чат-бота ChatGPT в вузовском обучении и выявление условий его успешной и безопасной реализации.
Обзор литературы / Literature review
О появлении новой нейронной сети ChatGPT было объявлено в конце ноября 2022 года, а уже в начале 2023 года появились первые научные публикации, освещающие возможности и результаты применения чат-бота в образовательной деятельности. Мы разделили исследования чат-бота ChatGPT на три группы: 1. Публикации, освещающие педагогические и этические аспекты реализации ChatGPT в образовании. 2. Статьи, в которых раскрывается влияние нейросетей на психические функции и когнитивную активность обучающихся. 3. Исследования опыта применения ChatGPT в обучении иностранным языкам. Проанализируем тематику и выводы наиболее популярных научных исследований в каждой группе.
1. Педагогические аспекты реализации ChatGPT как образовательной технологии. С момента появления ChatGPT многие исследователи высказывали опасения, связанные с ростом академической нечестности. Известно немало случаев, когда ChatGPT выполнял за студентов дипломные работы, представляющие собой тексты достаточно высокого качества с вполне приемлемым уровнем оригинальности. О том, каковы возможные выходы из данной ситуации, пишут П. В. Сысоев и Е. М. Филатов [7], формулируя отнюдь не риторический вопрос: запрещать или обучать? Авторы на основе проведенного ими эмпирического исследования доказывают, что ChatGPT может успешно использоваться в исследовательской деятельности студентов и молодых ученых, выполняя рутинную и трудозатратную работу, связанную с поиском и анализом информации, составлением библиографических список, обзоров литературы и т. п. Исследователи пришли к выводу, что важно не отвергать возможности чат-бота, но, напротив, обучать студентов грамотно пользоваться нейросетью, принимая во внимание моральную ответственность и риски, связанные с некорректным и «неэтичным» применением ChatGPT, который в условиях вуза может стать ценным инструментом в подготовке исследовательских и выпускных квалификационных работ.
Д. А. Забелин, Е. В. Плащевая и С. Ю. Ланина к одной из ключевых проблем относят обеспечение точности данных, генерируемых чат-ботом [8], что требует от преподавателей и студентов развитых навыков верификации информации, а также умения взаимодействовать с интеллектуальными машинами. С дидактической точки зрения ChatGPT обладает такими полезными качествами, как интерактивность, быстрая обратная связь, способность вести содержательный диалог с пользователем, возможность создания персонализированной учебной среды и др.
П. М. Лукичев и О. П. Чекмарев выделяют еще одну серьезную, хотя и отдаленную угрозу применения искусственного интеллекта в высшей школе, а именно риск вероятного «отмирания» высшего образования как такового в связи с мощным развитием искусственного интеллекта и возможностью автоматизированного контроля знаний [9]. Поэтому авторы предлагают увеличить объем инновационных образовательных практик в учебном процессе, повышая тем самым привлекательность обучения.
В. В. и А. В. Мантуленко [10] к противоречиям в использовании искусственного интеллекта относят: возможное сокращение спроса на получаемую профессию; неумение студентов работать с текстом и вести поиск информации, что приводит к перекладыванию этих «рутинных» задач на инструменты искусственного интеллекта и, как следствие, к снижению когнитивной активности, сложностям в нахождении причинно-следственных связей и др. В итоге у студентов менее эффективно протекает формирование мягких навыков и происходит «обесценивание» критически важных компетенций.
По мнению А. В. Резаева и Н. Д. Трегубовой [11], имеются такие сферы образовательной деятельности, где применение ChatGPT чрезвычайно эффективно (аккредитация и лицензирование вузов, набор абитуриентов, преподавание и обучение). Однако в вузах, в которых обучаются представители разных культур и религиозных конфессий, существует угроза того, что ChatGPT может генерировать предвзятые и стереотипные мнения, допускать оскорбительные высказывания, демонстрировать непонимание исторических процессов, национальных особенностей и культурных различий. Подобные прецеденты уже случались с данной нейросетью.
Достоинства, недостатки, возможности и угрозы чат-бота ChatGPT в образовании довольно эффективно оцениваются посредством SWOT-анализа. В статье В. И. Токтаровой и О. В. Ребко [12] авторами выделяются такие сильные стороны ChatGPT, как персонализация обучения, автоматизация процессов управления, упрощение исследовательской деятельности. К слабым сторонам исследователи относят: полное делегирование обязанностей человека на ChatGPT; возникновение этических проблем; недостоверность данных; сложность применения чат-бота у педагогов с невысоким уровнем цифровой грамотности. Возможности ChatGPT направлены на расширение границ образования, стимулирование исследований в области педагогики, формирование компетенций будущего. Угрозы, связанные с данной нейросетью, – это усиление цифрового неравенства, снижение когнитивных функций обучающихся, зависимость от технологий и некорректная подача информации.
М. Фаррохния, С. К. Банихашем, О. Норузи и А. Уолс [13] к ключевым проблемам применения ChatGPT относят: отсутствие у нейросети глубокого осмысления текстов; непонимание широкого контекста; сложность оценивания достоверности сгенерированной информации; риск предубеждений и дискриминации, которые несут в себе ответы чат-бота; усугубление академической нечестности; углубление неравенства в образовании; возможность манипуляции данными с целью отражения мнения той или иной группы пользователей.
Х. М. Алабул [14] выделяет такие негативные факторы реализации ChatGPT в образовательном пространстве, как чрезмерная зависимость от технологий, этические проблемы, отсутствие взаимодействия с другими людьми. К рискам исследователь относит нежелание принимать новшества и перемены со стороны педагогического сообщества; потенциальную угрозу потери рабочих мест, утечку личных данных и проблемы с качеством генерируемых текстов.
М. Амин Дар, Т. Куршет и другие авторы [15], рассматривая перспективы ChatGPT в образовании, полагают, что одной из серьезнейших проблем является отсутствие механизмов верификации данных, из-за чего возможно генерирование недостоверного и неточного контента, что, в свою очередь, ведет к риску дезинформации. Второй серьезной проблемой может стать фактическое поощрение плагиата и имитаций в образовательной и научной деятельности.
Ц. Арипин, У. Суприатна и М. С. Махапутра [16] серьезную угрозу для системы образования и социальной сферы видят в чрезмерном доверии пользователей ChatGPT как практико-ориентированной технологии, что чревато угрозой нарушения авторского права, возможностью кибератак, манипулированием общественным сознанием. Особенно опасно, по мнению авторов, применение чат-бота в журналистском образовании и масс-медиа из-за риска создания ботов, распространяющих фейки и ведущих пропагандистскую деятельность.
Таким образом, большинство исследователей обеспокоены возможными негативными эффектами применения ChatGPT в разных сферах жизнедеятельности.
2. Психологические аспекты использования ChatGPT как образовательной технологии. Количество исследований, раскрывающих особенности психологического воздействия нейросетей на пользователей, включая студентов вузов, непрерывно возрастает. Если в первый год использования ChatGPT (конец 2022 – начало 2023 года) большинство публикаций было посвящено выявлению особенностей, возможностей и рисков применения нейросети в системе высшего образования, то со второй половины года возросло число публикаций, в которых освещаются различные аспекты воздействия ChatGPT на обучающихся. Особый интерес педагогов, психологов, медиков вызывает исследование психологических эффектов взаимодействия человека и объектов искусственного интеллекта (интеллектуальных машин, цифровых помощников, чат-ботов и т. д.).
Одной из первых публикаций в России, освещающих психологическое влияние ChatGPT в вузовском обучении, стало исследование Н. С. Гаркуши и Ю. С. Городовой [17], в котором анализируется когнитивная активность обучающихся под воздействием ChatGPT. Влияние чат-бота на человеческий организм рассматривалось с точки зрения когнитивной педагогики и педагогической психологии. В ходе опытно-экспериментальной работы оценивались рефлексивность, познавательный интерес и уровень мотивации студентов к образовательной деятельности. Результаты исследования показали, что, несмотря на ряд недостатков (неточности в изложении и поиске информации; выводы, нуждающиеся в верификации, и т. д.), целенаправленное применение ChatGPT может способствовать развитию креативности и познавательных способностей обучающихся, активизации творческого мышления и даже решению некоторых психологических проблем, например преодолению «боязни чистого листа».
Зарубежные исследователи Л. Бай, С. Лю и Д. Су [18] сосредоточены на комплексном изучении когнитивных эффектов чат-бота ChatGPT на память и другие интеллектуальные функции индивида: критическое мышление, креативность, умение решать проблемы; коммуникативные навыки во взаимодействиях типа «человек – интеллектуальная машина», «человек – продвинутая модель искусственного интеллекта». Предлагаются возможные пути встраивания больших языковых моделей в дизайн образовательных программ; рассматриваются способы индивидуализации обучения посредством нейросетей, в частности путем автоматического выявления пробелов в знаниях и прогнозирования скорости обучения индивида. При этом отмечается, что неконтролируемая зависимость человека от технологий может оказать негативное влияние на развитие внимания, креативности и активизацию функций критического мышления.
Исследователь из Сингапура Дж. Лю [19] рассматривает ChatGPT с точки зрения взаимодействия «человек – компьютер». Автор описывает функции чат-бота, основанного на модели GPT-4, выпущенной в марте 2023 года. В задачи исследования входила оценка потенциала психологического воздействия нейросети на пользователя, в том числе анализ возможностей интеллектуальной машины проявлять признаки эмпатии, близкие к человеческим. В ходе экспериментальной работы выявлялось влияние ChatGPT как мультимодального цифрового механизма на эмоциональную регуляцию и характер социальных отношений. Использование больших языковых моделей позволяет нейронным сетям осуществлять коммуникацию с пользователями на естественных языках, замечать тонкие нюансы речи, многозначность слов, особенности и стили разных контекстов и даже понимать иронию и смысл фразеологических единиц, выражаемых средствами китайского языка. Оказалось, что ChatGPT как предварительно обученная модель в состоянии в определенной степени распознавать человеческие эмоции, поддерживать и даже стимулировать диалоговое общение. Модель GPT-4 обладает огромным количеством параметров (1,76 триллиона) и обширнейшим словарем, поэтому она способна к мультимодальному взаимодействию и осмысленному диалогу между человеком и компьютером. Предполагается, что в недалекой перспективе мультимодальность нейросети будет обеспечивать одновременную генерацию текстов, изображений, голоса и тактильных ощущений. Более того, автор публикации дает ссылки на медицинские и психологические исследования, в которых доказывается, что чат-боты могут снижать уровень тревожности и симптомы депрессии у пользователей, как это показано в статье Ф. Аланези [20].
С данными представленных выше психологических исследований перекликаются результаты, полученные Й. Квокзехом [21], согласно которым взаимодействие обучающихся с ChatGPT оказывает положительное влияние на развитие креативных качеств личности, критического мышления, навыков принятия решений в условиях неопределенности.
В совместном исследовании испанских и индийских ученых С. Дюбей, P. Гош и соавторов [22] с позиций нейромедицины обосновывается тот факт, что, несмотря на опасения многих авторов о негативном влиянии нейросетей на развитие естественных когнитивных способностей человека, чат-боты выступают как помощники в сохранении ментального здоровья, развитии когнитивных процессов и стимулировании высших функций головного мозга, в том числе интуиции, памяти, визуально-пространственных способностей.
3. Лингводидактические возможности ChatGPT как образовательной технологии. Лингводидактика – это, пожалуй, одна из немногих отраслей педагогической науки, в которых применение искусственного интеллекта и цифровых интеллектуальных помощников началось раньше, чем в других предметных областях. Исследований, посвященных применению различных технологий искусственного интеллекта в языковом образовании, достаточно много. Так, А. П. Авраменко и М. А. Тишина [23] описывают функционирование нейронных сетей Кохонена, характеризуя дидактический потенциал лингвистических корпусов на базе технологий искусственного интеллекта для адаптации и редактирования текстов, разработки учебных квестов, библиографических описаний, авторских заданий и контрольно-измерительных материалов.
С. В. Ковальчук, И. А. Тараненко и М. Б. Устинова [24] представляют эмпирический опыт использования чат-ботов и сервисов искусственного интеллекта в обучении иностранному языку на примере платформ Edvibe, Miro, Notion, Trello, Canva и приложений Duolingo, Babbel, Grammarly, QuillBot's AI. Многие из инструментов позволяют задействовать интеллектуальных помощников, вести диалоговое общение, создавать видеоролики, говорящие мемы и пр.
В области отечественной лингводидактики в настоящее время происходит формирование методологической основы применения чат-ботов и генеративных нейронных сетей в обучении иностранному языку. В частности, российские лингводидакты П. В. Сысоев и Е. М. Филатов [25] на основе проводимого авторами экспериментального исследования по развитию иноязычных речевых умений студентов в процессе практики с чат-ботом разработали поэтапную методику обучения устной речи на иностранном языке на основе сочетания внеаудиторного учебного взаимодействия обучающихся с чат-ботом и аудиторной работы, направленной на анализ результатов речевого общения студентов с нейросетью в пространстве учебного дискурса. А. П. Авраменко, А. А. Тарасова, Т. С. Никитина и А. А. Чеканов [26] исследуют дидактический потенциал и ограничения ChatGPT при выполнении письменных заданий на иностранном языке, отмечая, что такие качества чат-бота, как интерактивность, доступность, гибкость и открытость, делают данный цифровой инструмент привлекательным для обучающихся (старшеклассников и студентов) и повышают мотивацию к освоению иностранного языка, что подтверждается экспериментальными данными по использованию в учебном процессе модели «Марти ChatGPT» в мессенджере «Телеграм». Обучающимся предлагалось написать отзыв на английском языке самостоятельно и с помощью чат-бота. Оказалось, что доработка авторских текстов с помощью чат‑бота способствовала повышению качества выполнения письменных заданий.
М. Н. Евстигнеев, П. В. Сысоев и И. А. Евстигнеева [27] отмечают важность повышения уровня цифровой и методической грамотности преподавателей иностранного языка, доказывая, что нейросети и чат-боты, включая ChatGPT, могут стать реальными партнерами педагога, позволяющими формировать у обучающихся речевые умения во всех видах иноязычной речевой деятельности; создавать благоприятные условия для различных лингводидактических практик (работа с лексикой и грамматикой) и имитировать коммуникативные ситуации, близкие к реальности. Нейросеть дает возможность вести аутентичные беседы с чат-ботом на английском и других языках, аналогичные общению с носителями языка, что способствует преодолению языкового барьера и освоению особенностей чужой лингвокультуры.
Чешские исследователи Б. Климова, М. Пикхарт и Л. Х. Аль-Обайди [28] пришли к выводу, что ChatGPT производит революцию в лингводидактике, открывая возможности для разнообразных речевых практик, совершенствования навыков разговорной речи, развития критического мышления, повышения мотивации к изучению иностранного языка. К преимуществам чат-бота исследователи относят быструю обратную связь и широкие методические возможности (составление квизов, подготовка презентаций, адаптация иноязычных текстов, разработка планов уроков и т. д.).
Дж. Л. Цзин, К. Рэн, К. Жэнь и Ч. Чэнь [29] анализируют опыт применения ChatGPT в преподавании китайского языка как иностранного. Исследователи делают акцент на дифференциации и индивидуализации обучения различных категорий студентов: обучающихся с невысоким уровнем владения языком, для которых необходимо обучение грамматике и знакомство с аутентичной культурой; студентов со средним уровнем языковых навыков, которым предлагается составление коротких текстов, обучение логике высказываний и т. п., и, наконец, для аспирантов, осваивающих академическое письмо на китайском языке, что соответствует наиболее высокому уровню языковых компетенций. При этом чат-бот применяется в обучении исключительно как вспомогательное средство и инструмент для ведения дискуссий.
Дж. Альгараади и М. Махьюб [30] опытным путем выявляют способность ChatGPT находить ошибки в письменной речи у изучающих иностранные языки, проверять грамматику, синтаксис, орфографию. Авторы приходят к выводу, что в целом чат-бот неплохо справляется с проверкой грамматических навыков, однако трудности возникают при анализе сложных синтаксических структур и лингвистической прагматики, где более компетентным оказывается педагог, проверяющий студенческие работы.
Китайские ученые Х. Хуан, Д. Цзоу, Х. Чэн и другие [31] описывают возможные пути интеграции искусственного интеллекта в методику преподавания иностранных языков. Авторы используют метод библиометрического анализа, позволяющий выделить актуальные направления исследований, связанные с использованием нейросетей (обучение чтению, письму, устной речи, аудированию, расширение словарного запаса, компьютерно-опосредованная коммуникация, персонализированные системы обучения иностранным языкам и т. д.).
На наш взгляд, применение нейронных сетей в иноязычном образовании достаточно перспективно с точки зрения развития социального и эмоционального интеллекта обучающихся средствами лингводидактических технологий [32], однако это материал для будущих исследований.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Методологической базой исследования послужила совокупность общелогических и аналитических методов, в том числе анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, а также элементы контент-анализа целевой выборки научно-педагогических источников и метод библиометрического анализа научной литературы по рассматриваемой проблематике. При оценке результатов библиометрического анализа использовался количественно-статистический анализ эмпирических данных, посредством которого стало возможным классифицировать преобладающую тематику и сферы реализации ChatGPT как образовательной технологии в исследованиях российских и зарубежных ученых.
Метод библиометрического анализа пока не слишком широко распространен в науковедении, однако он позволяет сформулировать системное представление о том или ином исследовательском феномене, предполагающее количественную оценку большого объема данных, сопоставление и подсчет различных факторов (контент‑анализ публикаций, журналов, сопоставление наукометрических баз данных, индексов цитирования и т. п.). В данном контексте следует упомянуть публикацию М. Р. Желтухиной, О. В. Сергеевой, А. Р. Масалимовой и соавторов [33], в которой освещается тематика исследований и способы оценки функционала ChatGPT. На метод библиометрического анализа опираются также турецкие ученые [34] и исследователи из Перу [35], которые выявляют географию публикаций, посвященных ChatGPT, и количество цитирований в различных наукометрических базах данных.
Результаты исследования / Research results
География исследований (применение ChatGPT в образовании)
№ |
Страны |
Количество публикаций (% от общего числа) |
1 |
Австралия |
7 (4,7%) |
2 |
Бангладеш |
1 (0,6%) |
3 |
Беларусь |
2 (1,3%) |
4 |
Бразилия |
1 (0,6%) |
5 |
Болгария |
1 (0,6%) |
6 |
Великобритания |
3 (2%) |
7 |
Вьетнам |
3 (2%) |
8 |
Гана |
1 (0,6%) |
9 |
Германия |
5 (3,4%) |
10 |
Индия |
7 (4,6%) |
11 |
Индонезия |
6 (4%) |
12 |
Иран |
1 (0,6%) |
13 |
Испания |
3 (2%) |
14 |
Йемен |
1 (0,6%) |
15 |
Камбоджа |
1 (0,6%) |
16 |
Канада |
2 (1,3%) |
17 |
Катар |
1 (0,6%) |
18 |
Китайская Народная Республика |
28 (18,6%) |
19 |
Крит |
1 (0,6%) |
20 |
Ливия |
1 (0,6%) |
21 |
Малайзия |
1 (0,6%) |
22 |
Мексика |
1 (0,6%) |
23 |
Нидерланды |
3 (2%) |
24 |
Объединенные Арабские Эмираты |
3 (2%) |
25 |
Пакистан |
2 (1,3%) |
26 |
Перу |
1 (0,6%) |
27 |
Польша |
1 (0,6%) |
28 |
Португалия |
1 (0,6%) |
29 |
Российская Федерация |
28 (18,6%) |
30 |
Саудовская Аравия |
1 (0,6%) |
31 |
Сингапур |
1 (0,6%) |
32 |
Словения |
1 (0,6%) |
33 |
США |
14 (9,4%) |
34 |
Таиланд |
1 (0,6%) |
35 |
Тунис |
1 (0,6%) |
36 |
Турция |
7 (4,7%) |
37 |
Узбекистан |
1 (0,6%) |
38 |
Филиппины |
2 (1,3%) |
39 |
Финляндия |
1 (0,66%) |
40 |
Чехия |
4 (2,6%) |
41 |
Швеция |
1 (0,6%) |
42 |
Южно-Африканская Республика |
1 (0,6%) |
43 |
Южная Корея |
1 (0,6%) |
44 |
Япония |
1 (0,6%) |
Приведем полученные нами предварительные результаты библиометрического анализа публикаций по теме ChatGPT в образовании. Базой исследования послужила целевая выборка научных текстов по исследуемой тематике, включающая 150 источников на русском и английском языках, опубликованных в 2023–2024 годах. Отбор источников осуществлялся посредством поиска ключевых слов в поисковых системах Yandex и Google. Анализировались источники, включенные в базы данных: Web of Science, Scopus, Google Scholar, ResearchGate, ERIC, БД РИНЦ и др. Что касается хронологической последовательности выхода публикаций, в выборке оказался 101 источник (67% от общего объема выборки), выпущенный в 2023 году, и 49 источников (33%), изданных с января по август 2024 года включительно. Согласно имеющимся данным, можно судить о том, что бум научных публикаций, посвященных ChatGPT, пришелся на 2023 год. В первой половине 2024 года темпы роста публикационной активности несколько снизились, но по-прежнему остаются высокими.
Из 150 научных публикаций в выборке тексты русскоязычных авторов составили 18,6% (28 публикаций), а труды зарубежных ученых – 81,4% (122 публикации). География исследований разнообразна и представлена следующими странами.
Таким образом, в целевую выборку текстов вошли исследования ученых из 44 стран мира, что говорит о высокой актуальности и новизне рассматриваемой исследовательской повестки. Наиболее активными с точки зрения охвата проблематики ChatGPT в образовании стали исследователи из Китая, США, Австралии, Индии и Турции.
Следует отметить, что значительное количество исследований представителей Российской Федерации (18,6%) складывалось из публикаций в зарубежных и российских базах данных; однако если учитывать публикации российских ученых исключительно в зарубежных базах данных, то здесь представлена всего одна публикация российских авторов на английском языке, что составляет около 0,7% от общего количества источников. Таким образом, с точки зрения признания мировым академическим сообществом процент русскоязычных научных исследований в выборке невысок.
Ключевая тематика исследований распределилась следующим образом:
1. Выявление достоинств, проблем и перспектив использования ChatGPT в сфере высшего образования (в том числе на основе SWOT-анализа, PEST-анализа, аналитических методов, сравнительно-сопоставительного метода, анализа экспертной оценки и др.) – 31% всех источников (47 публикаций).
2. Обзорные публикации, посвященные критическому анализу научной литературы, тематическим обзорам и базам данных с применением библиометрического метода и других, – 13% (19 публикаций).
3. Эмпирические исследования, основанные на экспериментальных данных, полученных в результате апробации ChatGPT в образовательной практике, а также анализ кейс-стади – 15% (23 публикации).
4. Исследования этических проблем использования нейросети в научно-образовательной деятельности (плагиат, академическое мошенничество, угрозы кибербезопасности, нарушения авторского права и т. д.) – 9% (14 публикаций).
5. Исследования влияния ChatGPT на развитие когнитивных навыков, памяти и критического мышления с точки зрения педагогической психологии, нейропсихологии, нейролингвистики – 11% (16 публикаций).
6. Лингводидактические исследования применения ChatGPT в процессе преподавания языковых дисциплин – 13% (19 публикаций).
7. Исследования по междисциплинарной тематике – 8% (12 публикаций).
Согласно полученным результатам, преобладают в выборке публикации, посвященные выявлению сильных и слабых сторон использования ChatGPT в сфере образования. Второе место занимают эмпирические исследования, основанные на экспериментальном взаимодействии человека и чат-бота. Третье место по частотности разделили два направления: исследования дидактического потенциала ChatGPT и обзоры научных источников.
Доли публикаций российских авторов (всего 29 публикаций) по каждой из обозначенных выше тем существенно отличаются от мировых:
1. Выявление достоинств, проблем и перспектив использования ChatGPT в сфере высшего образования – 53% (15 публикаций).
2. Систематические обзоры научной литературы – 7% (2 публикации).
3. Эмпирические исследования, основанные на экспериментальных данных апробации ChatGPT в образовательной практике, – 3% (1 публикация).
4. Исследования, освещающие этическую проблематику использования нейросети, – 3% (1 публикация).
5. Исследования влияния ChatGPT на развитие когнитивных навыков обучающихся – 3% (1 публикация).
6. Исследования лингводидактических возможностей ChatGPT – 24% (7 публикаций).
7. Исследования по междисциплинарной тематике – 7% (2 публикации).
Таким образом, в русскоязычной выборке первое место занимают публикации, в которых выявляются общие характеристики, достоинства и недостатки ChatGPT. На втором месте стоят исследования дидактического потенциала изучаемой нейросети. Третье место принадлежит обзорам литературы и междисциплинарным исследованиям.
В целом можно сделать вывод о том, что интерес как российских, так и зарубежных ученых сосредоточен в первую очередь на выявлении технологических характеристик использования чат-бота ChatGPT в системе высшего образования. При этом в англоязычной литературе преобладают экспериментальные и эмпирические исследования, в то время как российские авторы сосредоточены на методических аспектах и описании дидактического потенциала ChatGPT. Недостаточное количество экспериментальных исследований применения ChatGPT на русском языке объясняется отсутствием официального доступа к программе, вследствие чего массив эмпирических данных пока не сформирован.
Заключение / Conclusion
Анализ научных источников, раскрывающих особенности использования ChatGPT в образовательном процессе, показывает, что интерес академического и педагогического сообщества к применению больших языковых моделей и нейронных сетей в высшем образовании чрезвычайно высок. Вопрос о том, применять ли чат-боты в обучении либо запрещать их использование, который возник в начале 2023 года, практически уже не стоит на повестке дня. Очевидно, что, несмотря на определенные угрозы и риски, которые несет в себе применение нейронных сетей, запретить использование ChatGPT не представляется возможным, так же как невозможно, к примеру, остановить процесс цифровой трансформации образования.
Теперь вопрос ставится по-другому: необходимо проанализировать проблемы, связанные с использованием ChatGPT, выявить дидактические возможности чат-бота и разработать методики преподавания учебных дисциплин на основе использования нейронных сетей и интеллектуальных помощников разных типов, не забывая при этом о необходимости решения этических проблем, возникающих в условиях цифровой образовательной среды.
Не претендуя на универсальность выводов, мы попробуем сформулировать ряд потенциальных условий и рекомендаций, которые могут способствовать эффективному использованию нейронных сетей в высшей школе.
1. Чат-бот ChatGPT может стать эффективным дидактическим инструментом формирования универсальных и профессиональных компетенций обучающихся, однако для достижения высоких образовательных результатов необходимы методологическое обоснование и разработка дидактического инструментария применительно к каждой новой модели нейронных сетей, внедряемых в учебный процесс. Педагогам требуется достижение высокого уровня цифровой грамотности, включающей не только методические навыки, но и умение верифицировать информацию, генерируемую нейросетью, с тем чтобы отличить работу, написанную искусственным интеллектом, от самостоятельной работы студента.
2. Применение ChatGPT и иных нейросетей в вузовском обучении может способствовать формированию навыков исследовательской деятельности, например, при написании выпускных квалификационных работ, освоении академического письма и т. д., если студентов будут целенаправленно обучать тому, что может и чего не может нейросеть применительно к поиску научной информации, созданию научного контента, оформлению результатов научно-исследовательской деятельности. За годы обучения в вузе студенты должны приобрести навыки общения с интеллектуальными машинами, осознавая при этом ограничения в использовании нейросетей и запреты этического порядка. Понимая, что вопросы плагиата и академической нечестности будут неизбежно возникать в образовательной деятельности, следовало бы ужесточить условия защиты курсовых, дипломных и научно-квалификационных работ с тем, чтобы выпускник вуза в реальной жизненной ситуации мог доказать, что авторство квалификационного исследования принадлежит ему самому, а не чат-боту.
3. С точки зрения педагогической психологии применение ChatGPT может оказывать на обучающихся как отрицательное, так и положительное воздействие. В данном аспекте важно, чтобы результаты внедрения нейронных сетей в образовательный процесс не являлись итогом «стихийного» пользования технологиями искусственного интеллекта, но свидетельствовали о систематической работе вузов по формированию у студентов когнитивных навыков, улучшению памяти и внимания, развитию креативности и других качеств личности, необходимых профессионалу ХХI века. В данном контексте большую помощь преподавателю вуза могла бы оказать разработка программ психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях цифровизации образования с учетом возможностей чат-ботов в плане персонализации обучения, разработки индивидуальных образовательных маршрутов, повышения мотивации к учебной деятельности.
4. Необходимо изучать и обобщать опыт применения искусственного интеллекта при изучении иностранных языков. Лингводидактические технологии могут стать основой для разработки методик использования ChatGPT и интеллектуальных помощников в преподавании различных учебных дисциплин.
Внедрение продвинутых в технологическом отношении чат-ботов в образовательную деятельность только начинается. С точки зрения представителей академического сообщества предварительно обученный генеративный трансформер ChatGPT является не только ценным образовательным ресурсом, но и перспективной технологией будущего, которая, без сомнения, займет достойное место в образовании в условиях информационного общества.