Введение / Introduction
В условиях современного мира все больше обостряется потребность в одаренных людях и реализации их творческого потенциала на благо общества. Различные аспекты развития детской одаренности средствами образования достаточно активно исследуются в современной науке и реализуются в образовательной практике. В центре внимания находятся вопросы осознанной реализации одаренной личностью индивидуальных возможностей во взрослой жизни, готовности принять и развивать свой потенциал в интересах общества. А. В. Короченцевой отмечается, что трудности развития одаренных детей во многом носят социальную направленность, в их числе – социальная изоляция и дезадаптация, конфликты в общении со сверстниками и взрослыми, проблемы в получении необходимого образования, а также искаженное понимание родителями потребностей развития одаренных детей [1].
Личностное и социальное развитие одаренного ребенка проходит прежде всего в семье при непосредственном участии родителей, при этом в системе образования создаются условия для выявления и развития одаренности детей, предполагающие сотрудничество с родителями. Отношение родителей к своему ребенку проявляется в поддержке его возможностей, интересов и оказывает непосредственное влияние на развитие социально активной, самостоятельно мыслящей, ответственной за результаты своей деятельности личности.
Проведенный анализ современных исследований показал, что в отечественной и зарубежной научной литературе проблема поддержки родителями развития одаренных детей слабо изучена, при этом образовательная практика фиксирует проблемы, ожидающие научно-методического обеспечения. Так, Е. Н. Емельяновой акцентируется внимание на неумении родителей понять и принять одаренность своих детей [2]. С. Ю. Решетиной обращается внимание на необходимость преодоления трудностей развития через решение проблем взаимодействия одаренных детей с родителями [3]. В. В. Кольтинова считает значимым целенаправленное просвещение родителей [4]. На важности совершенствования взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания детей акцентируют внимание Е. В. Коротаева, А. С. Андрюнина, И. Г. Чугаева [5]. Кроме того, О. А. Токаревым отмечается значимость поддержки одаренных детей в процессе социально-педагогического сопровождения [6]. О. Ю. Ангелова обращает внимание на необходимость поиска возможностей активизации родителей в поддержке развития одаренных детей [7].
Таким образом, возникает необходимость проведения сравнительного анализа и обобщения имеющихся данных. Цель данной статьи заключается в уточнении теоретических аспектов понятия «родительская поддержка развития одаренных детей», конкретизации содержания родительской поддержки в сопровождении развития одаренности детей для актуализации использования данного понятия в теории и практике педагогики детской одаренности.
Обзор литературы / Literature review
Феномен одаренности привлекает внимание просвещенного человечества на протяжении длительного времени. Современное понимание психолого-педагогических основ феномена «одаренность» отражено отечественными учеными в «Рабочей концепции одаренности» [8].
Одаренность понимается в науке как потенциал человека в достижении неординарных результатов в деятельности по сравнению с другими людьми. Развитие этого потенциала и самой личности человека может происходить по разным сценариям, а качество содержания – определяться качественными характеристиками всех факторов и результатом их взаимовлияния, включая принятие и отношение к ним одаренного человека. Именно поэтому в центре внимания – человеческое отношение со стороны общества к поддержке развития ребенка, у которого мы видим проявления одаренности, и передача необходимого социального опыта, чтобы научиться понимать самого себя и окружающий мир, презентовать свои возможности, развиваться и жить собственной жизнью. С учетом тезиса, что все дети от природы одарены, уровень развития одаренности у каждого ребенка может быть самым разным, а проявления одаренности сопряжены с эмоциональными и поведенческими сложностями для окружающих, важно понять сложность и актуальность задачи, требующей своего решения.
Ребенок проявляет свою одаренность в разных видах деятельности: демонстрирует нестандартность, творческость мышления, быструю обучаемость, нонконформизм, перфекционизм и другие признаки одаренности, вызывая, с одной стороны, интерес, а с другой стороны, неудобства и неприятие окружающих людей в силу особенностей эмоционально-поведенческих проявлений одаренности у детей в ходе их развития.
Понятие «развитие» предполагает переход количественных изменений в качественные изменения.
Говоря о развитии одаренности детей, необходимо различать разные его аспекты. С одной стороны, иметь в виду развитие индивидуально-психологического потенциала ребенка, обладающего данным ресурсом, и прогнозировать поэтапные ступени развития в логике «дар – способности – талант»; с другой стороны, ориентироваться на развитие растущего человека как личности, чтобы сопровождать и поддерживать данное развитие в логике «одаренный ребенок – одаренный школьник – одаренный взрослый». В связи с этим Л. Ю. Калинина, Д. В. Иванов, Н. А. Никитин обращают внимание на то, что ведущим подходом к изучению одаренности и пониманию специфики развития одаренных детей становится междисциплинарный подход, позволяющий рассматривать развитие ребенка как единство физических, интеллектуальных, духовных, психологических и социальных аспектов [9].
По мнению Е. И. Щеблановой, современные научные представления об одаренности доказывают необходимость «многомерного восприятия одаренности» [10]. На развитие одаренности как потенциала человека оказывают влияние внешние и внутренние факторы (среда, наследственность, семья и др.), дар проявляется по-своему у каждого, определяя потребности развития и вызывая разный отклик социального окружения; то есть одаренному ребенку очень нужна помощь и поддержка со стороны взрослых.
В настоящее время в условиях обострения конкуренции в мире задача сохранения одаренности у детей как качества взрослой личности формулируется как глобальная задача общества. Рассуждая о развитии одаренности, необходимо понимать, что речь идет об одаренных людях (детях и взрослых), носителях этого потенциала, испытывающих определенные социально-эмоциональные трудности в силу возникающих противоречий с социумом и одновременно естественную потребность в понимании, уважении и заботе со стороны окружающих, как и все другие люди. Анализ материалов исследования И. Н. Грушецкой и О. С. Щербининой особенностей взаимоотношений одаренных детей с микросоциумом (сверстниками, учителями) показывает, что необходима «поддержка одаренных школьников в их социальном развитии» [11].
На современном этапе мы наблюдаем настоящую борьбу за умы и сердца наших детей и молодежи. Безусловно, от талантливого взрослого общество ждет социально значимого вклада в общественное развитие, а значит, полагает, что свои неординарные возможности он сможет применить для прогресса общества. Для взрослого сообщества это означает, что наряду с разработкой вопросов развития одаренных детей в системе образования важно устанавливать тесное сотрудничество с родителями, взаимодействуя во всех вопросах развития их детей. Такая ориентация на достижение устойчивого развития одаренных детей создает основу для продуманного использования различных ресурсов всех субъектов образования. Анализ опыта поддержки одаренных детей в странах Европы, представленный О. И. Ключко, А. В. Ляблиной и О. Я. Гавриловой, показывает необходимость системной работы в этом направлении, основанной на использовании идей персонализации, наставничества, коучинга, включенности родителей [12].
Е. А. Слепцова, В. А. Чистова отмечают «ключевую роль родителей в развитии устойчивости детей» в условиях современного нестабильного мира, что весьма актуально, в том числе и для категории одаренных детей [13].
Человек – общественное существо, а одаренный ребенок – представитель человеческой цивилизации, его развитие происходит в социальной группе, включающей сверстников, учителей, родителей, оказывающих непосредственное влияние на социальные аспекты его взросления, принятие себя как части социума. Изучение готовности родителей к выполнению социальной нагрузки в отношении поддержки своих детей в процессе взросления показывает, что родители по-разному включены в этот процесс, но при этом их участие имеет огромное значение в жизни ребенка во время их социального взросления. По мнению Н. В. Шабровой, участие родителей в образовании своих детей – проявление их гражданской активности и способствует воспитанию гражданской культуры самих детей, что очень важно для становления личности одаренного ребенка, как гражданина общества [14].
Специфика проявлений одаренности в ходе взросления ребенка вызывает ряд трудностей, оказывает негативное влияние на социальное развитие, сохранность психического и физического здоровья и другие. Развитие и воспитание одаренных детей начинается в семье с первых дней жизни ребенка. Родители заботятся о здоровье, по мере возможности передают свой жизненный опыт, затем приводят ребенка в детский сад, школу, кружки по интересам, сопровождая на пути взросления, ориентируясь на исключительные социально-эмоциональные потребности детей.
В данном ключе важной представляется позиция, отраженная в материалах И. Н. Грушецкой, о принятии родителями одаренности своего ребенка, нуждающегося в поддержке со стороны семьи, поскольку речь идет о здоровье ребенка и становлении его личности [15].
А. Г. Сетко и О. М. Жданова акцентировали внимание на значимости медицинского сопровождения одаренных детей в образовательной организации, основываясь на том, что жизненно необходимой для развития одаренности школьника является интеллектуальная насыщенность учебной и внеучебной деятельности в образовательной среде; в то же время чрезмерная интеллектуальная активность, увлекающая ребенка, вызывает перенапряжение его жизненных сил и негативно влияет на его эмоциональное, психическое и физическое здоровье, поэтому наряду с сопровождением образовательными средствами требуется системное медицинское сопровождение развития одаренного ребенка в образовательной организации [16].
В свою очередь исследователи И. В. Сушкова, Т. Д. Красова, Ж. В. Чуйкова, И. Д. Емельянова такие трудности, как взаимодействие со сверстниками и взрослыми, психологический дискомфорт в семье, относят к общим угрозам безопасности для развития детей, требующим решения и государственной заботы [17].
В контексте исследования интерес представляют материалы зарубежных авторов, которые акцентируют внимание на различных аспектах влияния родителей на одаренных детей.
Д. Пападопулус подчеркивает значимость родителей в развитии и воспитании одаренных детей, ежедневно помогающих им в преодолении психосоциальных и эмоциональных трудностей [18].
По мнению Ф. Йылдырым, Ш. Ли, внимание родителей к своему одаренному ребенку помогает ему обрести уверенность в себе, поддерживает развитие твердости характера и силы духа [19].
Зарубежные исследователи предприняли попытку рассмотреть значимость для развития одаренных детей понимания и принятия в семье их особенностей, а также разнообразных проявлений одаренности в поведении и деятельности для саморазвития детей.
Интерес представляют выводы M. A. Занетти, T. Тромбетта, Л. Ролле, К. Маринони, что готовность родителей быстро и действенно реагировать на возникающие нужды одаренного ребенка способствует улучшению социальной адаптации, снижению уровня тревожности, решению проблем с поведением; при этом родительская жесткость и авторитаризм вызывают неприятие детей, нарушают социально-эмоциональные связи в семье и понимание родителями потребностей ребенка [20].
Кроме того, M. A. Занетти с соавт. обращается внимание на взаимовлияние эмоционального развития детей и родителей: стрессоустойчивость одаренного ребенка положительно сказывается на психологическом здоровье родителей, а также на развитии самого ребенка [21].
Развитие и воспитание одаренных детей является достаточно трудоемким процессом в силу противоречивости природы одаренности, сложности проявлений сильных и слабых сторон каждого конкретного одаренного ребенка в реальной жизни, учебной и внеучебной деятельности, в общении с окружающими. Поиск продуктивных путей воспитания позволил зарубежным исследователям сделать вывод, что многое зависит от внимательности родителей к своим детям, понимания их сильных сторон, готовности развивать этот потенциал, компенсируя имеющиеся трудности [22].
В целом как отечественные, так и зарубежные исследователи едины в том, что одаренность не является счастливым шансом для ребенка стать успешным в жизни, а качество их жизни часто бывает значительно хуже, чем у обычных детей. Поэтому внимательное и доброжелательное отношение родителей к своим малопонятным одаренным детям, как полагают С. Йылдыз, Н. Алтай, может оказать положительное «влияние на их развитие, создавая атмосферу, способствующую достижению выдающихся результатов» [23].
Воспитание взрослой социально активной личности возможно на основе интеграции усилий всех субъектов образования, имеющих отношение к обеспечению здорового детства: от специалистов системы образования до разных специалистов иных сфер. Поддержка семьи, активной ячейки общества, занимает особое место в понимании нужд одаренного ребенка. Реализация результативной родительской поддержки развития одаренных детей возможна при условии знания и понимания родителями особенностей этого процесса, его научных составляющих. При этом родительская поддержка как ресурс развития одаренности детей требует дополнительного рассмотрения.
Развитие одаренности как потенциала личности и самого одаренного ребенка – процесс сложный, многоаспектный. Противоречивость его заключается в том, что для общества является предметом ожидания результатов в виде успешных преобразований, а для самого одаренного человека причиной противостояния с обществом, которое с трудом воспринимает ожидания и требования самой одаренной личности.
Одаренному человеку, начиная с детского возраста, необходимо осваивать стратегии саморазвития и социальной устойчивости, чтобы в какой-то мере реализовать свои неординарные возможности в социуме. Именно семья может помочь сгладить и нивелировать возникающие факторы риска для развития одаренного ребенка. Важным направлением сопровождения развития одаренного ребенка выступает поддержка родителями.
Понятие поддержки появилось в педагогике в ходе разработки идеи педагогической поддержки О. С. Газмана, понимаемой составной частью педагогического сопровождения развития ребенка в процессе его взросления [24].
Р. Р. Хайрутдинов, И. И. Лушпаева, Ф. Г. Мухаметзянова, рассматривая концепты сопровождения и поддержки одаренности детей родителями, понимают поддержку как «ситуативную акцию» в рамках процесса сопровождения развития детей для содействия устойчивости их развития и своевременного оказания конкретной психолого-педагогической помощи в социально-образовательной среде, остро необходимой в данный момент времени [25].
Сущность и содержание понятия родительской поддержки в настоящее время определяется на теоретическом и практическом уровнях.
А. А Лифинцева рассматривает конструкт «родительская поддержка» как социально-психологический феномен, что позволяет сфокусировать внимание взрослого на использовании ресурсов семьи для развития личности ребенка [26]. Например, в цифровом обществе, как отмечают С. Ю. Жданова и В. Ф. Доронина, важна родительская поддержка детей в социальных сетях и пространстве Интернет [27].
В то же время в смысловой нагрузке данного понятия присутствует педагогическая составляющая, исследование которой становится все более востребованной.
О. Г. Тавстуха, Л. Ю. Шавшаева обращают внимание, что разработка понятия «родительская поддержка» обусловлена необходимостью конкретизации содержания деятельности родителей в отношении своих одаренных детей; неудачный опыт родителей обусловлен некомпетентностью в этой области [28].
Знание и понимание родителями психолого-педагогических особенностей феномена «одаренность» позволит повысить готовность и способность семьи оказать ребенку необходимую помощь и содействие.
В дополнение М. О. Александрович полагает, что «эмоциональная, информационная и инструментальная поддержка со стороны семьи» может содействовать «мотивации к профессиональному развитию» одаренных детей, что обусловлено следующими причинами [29]:
‒ уровень принятия самого факта одаренности ребенка;
‒ готовность принимать и решать проблемы, сопутствующие проявлениям одаренности;
‒ готовность помогать в развитии или прагматично демонстрировать «дар» ребенка;
‒ уровень готовности повышать психолого-педагогическую грамотность и обращаться за помощью к специалистам и другие.
Д. А. Гальперина делает вывод, что главное для родителей, понимающих, что в их семье растет одаренный ребенок, принимать своего ребенка со всеми его особенностями, прежде всего, осознавать, что растет новый человек, и помогать ему в самопознании и саморазвитии [30].
Отметим, что родительская поддержка предполагает сопереживание успехам и неудачам, включенность родителей во все события в жизнедеятельности ребенка, способность и готовность находить ресурсы для преодоления возникающих у детей трудностей.
Материалы обзора Н. Б. Флоровой показывают, что зарубежные исследователи относят родителей к «наиболее влиятельной силе в обеспечении успешного обучения, социализации, эмоционального благополучия детей» [31].
По мнению П. Пармар с соавт., изучавших вовлеченность родителей в образование ребенка дома и в школе, выявлено положительное влияние родительского участия на академические достижения и проблемное поведение детей (тревожность, социальная замкнутость, неподчинение, нарушение правил, импульсивность); также определено, что родительская вовлеченность связана со стилем воспитания, выражается в реальном содействии ребенку (помощь с домашним заданием, обсуждение образовательного маршрута, общение семьи и школы, участие в школьных конференциях и внешкольных мероприятиях и др.) [32].
В свою очередь, вовлеченность родителей зависит от отношения родителей к одаренным детям. Анализ результатов исследования отношения родителей к одаренным учащимся показывает, что ведущим компонентом родительского отношения является поддержка адаптации детей в образовании, определяемая знанием и пониманием родителями «плюсов» (адаптивность к новым обстоятельствам, успешность в образовании и карьере) и «минусов» (трудности социальной адаптации, эмоциональная нестабильность) одаренности [33].
В целом такие характеристики, как вовлеченность родителей и родительское отношение, могут служить показателями продуктивности родительской поддержки и определять ее содержательную наполненность.
Анализ опыта сопровождения развития одаренных детей, по мнению Т. В. Малининой, позволяет выделить этапы родительской поддержки, предполагающие настройку на понимание потребностей ребенка, в следующей логике: «эмоциональное принятие – когнитивное принятие – мотивационное принятие – поведенческое принятие»; при этом ключевыми являются «выравнивание эмоционального фона» и адекватные действия в рамках родительской поддержки [34].
Итак, именно в семье впервые ребенок проявляет свои индивидуально-психологические особенности, так называемые признаки одаренности. Родители, идентифицируя данные признаки, по-разному реагируют на них и все же полагают, что их ребенок будет успешным и счастливым. Поддержим мнение Я. П. Королевой о том, что родительская поддержка предполагает конкретные практические действия родителей в ходе сопровождения развития своих детей [35].
В зависимости от уровня готовности родителей к поддержке своего ребенка, как отмечают А. Н. Султанова, Л. А. Кадырова, П. М. Карафинка, Е. В. Филоненко,
Е. В. Тагильцева, А. С. Грязнова, У. Ю. Чут, М. И. Бахтин, П. С. Аунбу, Р. Е. Чижиков, В. Е. Яблонский, А. С. Шишов, Д. Р. Мухамадеева, практика действий может иметь разный уровень гибкости, соответственно, и ребенок усваивает определенный набор стратегий реагирования на определенные жизненные ситуации, способствующий освоению опыта самоорганизации и адаптации в окружающей среде [36].
Именно грамотная родительская поддержка может стать одним из благоприятных условий развития одаренной личности, способствующим освоению одаренным ребенком значимых жизненных компетенций.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Методологической основой данного исследования послужили положения феноменологического и социокультурного подходов.
Феноменологический подход нацеливает на изучение специфики детской одаренности, что необходимо для обоснования ориентиров родительской поддержки развития, где главными общественными ценностями выступают здоровье и гармонизация социального развития одаренных детей.
Социокультурный подход позволяет конкретизировать деятельные возможности семьи как социального института с учетом потребностей развития одаренных детей для определения содержания родительской поддержки в процессе сопровождения развития в социуме.
Для изучения проблемного поля использовались методы анализа, сравнения и обобщения имеющихся данных, значимых для уточнения содержания родительской поддержки развития одаренных детей.
Результаты исследования / Research results
По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
- В условиях современного мира задача развития одаренности у детей и в последующем сохранения как качества взрослой личности становится все более актуальной для общества и государства. Сохранение одаренности как качества взрослой личности означает, что ребенок пройдет этапы своего личностного взросления, освоит основные образовательные ступени, а после получения профессионального образования молодой человек будет готов проявлять свои таланты в социально значимой профессиональной сфере во взаимодействии с другими людьми на благо развития общества и государства. Это серьезная психолого-педагогическая работа, комплексное сопровождение развития, основанное на понимании особенностей развития одаренности у детей, по сути, точечная поддержка возникающих потребностей одаренных детей на всех этапах вхождения в социум, как на уровне системы образования, так и в семье.
- Семья выполняет серьезную социальную миссию в воспитании подрастающего поколения; содержательная наполненность деятельной активности родителей в отношении их детей во многом определяет содержание взаимодействия ребенка с окружающим миром. Поэтому полагаем, что понятие «родительская поддержка» необходимо также рассматривать как социально-педагогический феномен, от качественных характеристик которого зависит, насколько продуктивно обеспечивается передача значимого социокультурного опыта подрастающему поколению одаренных детей от поколения их родителей.
В данном контексте родительская поддержка развития одаренных детей может пониматься как система действий родителей, направленных на содействие удовлетворению насущных потребностей развития (возрастного, личностного, социального) одаренных детей в данный момент времени в целях их позитивной социализации и успешной самореализации в социально значимой деятельности в будущей взрослой жизни.
Принципы родительской поддержки развития одаренных детей могут быть сформулированы следующим образом:
‒ взаимодействия и сотрудничества (с ребенком, школой, социумом);
‒ опоры на интересы и ответственность за здоровье ребенка;
‒ учета потребностей (в воспитании и образовании) и возможностей ребенка;
‒ любви к ребенку и уважения к индивидуальности ребенка.
3. Родительская поддержка носит комплексный характер и охватывает все направления – от возрастного и личностного развития до социокультурной адаптации в жизни.
Содержание родительской поддержки в сопровождении развития одаренности детей предполагает:
‒ на этапах возрастного развития – помощь в освоении необходимых навыков деятельности и общения, совместный досуг, сохранение здоровья и пр.;
‒ в рамках личностного взросления – диалоговое общение, эмоциональную поддержку, финансовое обеспечение и пр.;
‒ адаптацию в образовательной и социальной средах (материально-техническое обеспечение, информационная поддержка, участие в школьных/внешкольных проектах/благотворительных акциях и пр.).
На содержание родительской поддержки одаренного ребенка оказывает влияние знание родителями психолого-педагогических особенностей феномена одаренности, характера их проявлений в зависимости от возраста и уровня развития одаренности, понимание проявлений одаренности и возникающих задач на примере их ребенка.
Продуктивность действий родителей определяется пониманием индивидуально-типологических особенностей конкретного одаренного ребенка, интересов и возможностей, насущных потребностей в данный период времени, а также потенциальных ресурсов и возможностей их использования самих родителей.
4. Родители первыми встречают проявления одаренности у своего ребенка, начинают их понимать и учатся принимать, ставить задачи воспитания и развития, прогнозировать этапы их достижения и реализовывать в жизни.
При этом нужно иметь в виду, что жизнь каждого взрослого человека всегда наполнена конкуренцией и преодолением каких-либо трудностей: финансовых, общения, профессионального развития и др.
Жизнь одаренного человека (как ребенка, так и взрослого) наполнена более острой конкуренцией, поэтому предполагает воспитание достаточно сильного характера, начиная с детского возраста, для достижения поставленных целей и самореализации в социуме.
С данных позиций родительскую поддержку можно сравнить с жизненным стартом ребенка, маршрутом по освоению социального опыта взаимодействия и самоутверждения в жизни, то есть родителям важно не просто увидеть признаки одаренности у ребенка, а способствовать его личностному развитию: поддержать в нем веру в свои силы, готовность искать и созидать новое, научить взаимодействовать с окружающим миром и встраиваться в него, преодолевать возникающие трудности и ставить задачи саморазвития, основанные на принятии своих дарований.
Заключение / Conclusion
В заключении настоящего исследования отметим, что усиление внимания к понятию родительской поддержки обусловлено расширением потребностей общества во взрослых талантливых людях, нацеленных на самореализацию в социально значимых сферах профессиональной деятельности, сочетающихся с интересами государства и общества.
С теоретических позиций это означает необходимость:
‒ проведения исследований и разработки научно-методических основ содержания родительской поддержки в отношении разных групп одаренных детей как составной части сопровождения их развития средствами образования;
‒ реализации дополнительных профессиональных образовательных программ для сотрудников сферы образования с целью повышения квалификации во взаимодействии с родителями одаренных детей.
С практических позиций это предполагает:
‒ подготовку специалистов, которые смогут оказать родителям необходимую профессиональную психолого-педагогическую помощь (просвещение, консультации и пр.), содействующую успешности во взаимодействии с их одаренными детьми;
‒ обеспечение условий для сотрудничества с родителями в поддержке развития одаренных детей.
Таким образом, родительская поддержка чрезвычайно значима как важная составляющая процесса сопровождения развития одаренных детей. Поэтому достаточно востребованной остается проблема конкретизации содержания родительской поддержки их развития. Практический опыт показывает, что именно своевременная грамотная поддержка родителями в период взросления детей является одним из условий гармонизации их социального развития: в результате объединения усилий семьи и ресурсов системы общего и дополнительного образования из юных исследователей вырастают талантливые ученые, программисты, конструкторы. В то же время требуются дополнительные исследования потребностей и запросов современных родителей, откликающихся на нужды развития талантов своих детей в новых условиях цифрового общества, для уточнения направлений и содержания деятельности администрации образовательной организации и педагогических работников в организации устойчивого взаимодействия с родителями.