Full text

Введение / Introduction

 

Современная система общего образования предполагает обновление профессиональной деятельности учителей на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования. Эти обновления регламентированы современными нормативно-законодательными документами (Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» от 18 мая 2023 года [1], Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» от 18 мая 2023 года [2], Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» от 18 мая 2023 года) [3]. Такое обновление профессиональной деятельности учителя обусловливает необходимость не только наличия предметных компетенций, но и формирования целого ряда новых трудовых действий, функций, компетенций учителя, связанных с воспитанием: компетенций по руководству проектными командами учащихся, компетенций по включению учащихся в деятельность новых детских и молодежных общественных движений «Первые», «Орлята России», компетенций организации деятельности учащихся в рамках новых курсов внеурочной деятельности «Разговоры о важном», «Россия – мои горизонты» и пр. Задача формирования новых компетенций учителя ставится перед системой дополнительного профессионального образования в рамках курсов повышения квалификации (профессиональной переподготовки); выполнение данной задачи во многом зависит от умения учителя управлять собственной учебной деятельностью в образовательной организации дополнительного профессионального образования, от его профессиональной субъектности, реализуемой в постдипломном обучении.

Обучение в образовательной организации системы дополнительного профессионального образования работников образования обеспечивает непрерывное образование специалистов. Данное образование предполагает реализацию профессиональной субъектности учителя, опирающейся на активность слушателя курсов, его самостоятельность, ответственное отношение к результатам собственной учебы в рамках повышения квалификации (профессиональной переподготовки). Особенности профессиональной субъектности учителя описываются ее основными функциями: мотивации, организации, рефлексии; выделенные особенности делают необходимым более подробное изучение профессиональной субъектности учителя.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Отечественное дополнительное профессиональное образование представляет собой важнейшую составляющую системы образования Российской Федерации. Оно существует наряду с основным образованием, с дополнительным образованием детей, с основным профессиональным образованием и решает ряд важнейших задач, обусловленных преобразованиями в сфере образования. Современные тренды образования нацеливают на достижение качественных результатов в системе общего образования, на вхождение России в число десяти стран с лучшим школьным образованием. Для этого, конечно, необходимы учителя, обладающие актуальнейшими компетенциями, знаниями, вырабатываемыми не только в практической деятельности, но и в деятельности самообразования, деятельности повышения квалификации.

Как утверждает Е. Н. Белова, в системе дополнительного профессионального образования работников образовательной сферы функционируют различные учреждения, организующие подготовку учителей по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки: учреждения повышения квалификации, учреждения развития образования, учреждения постдипломного образования, учреждения дополнительного профессионального образования [4].

Ю. С. Тюнников, М. А. Мазниченко утверждают, что значение отечественного дополнительного профессионального образования усиливается в рамках целесообразности роста конкурентоспособного потенциала нашего государства в сложных современных условиях [5]. Исследования профессиональной субъектности учителя становятся востребованными в свете спроса на новые умения, навыки профессионалов системы начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Современное изучение профессиональной субъектности человека позволяет   раскрыть ее сущность, показать структурные компоненты, основные характеристики. Многие исследователи исходят из того, что профессиональная субъектность имеет в своем основании специфические черты и свойства субъектности.

Субъектность как феномен исследуется различными зарубежными и отечественными учеными.

Так, С. Милграм, известный американский социальный психолог, преподаватель, рассматривал субъектность в рамках целого ряда экспериментов, в рамках которых испытуемый наносил удары электрическим током участнику эксперимента, находящемуся в другой комнате. Если испытуемый, несмотря на приказы ведущего эксперимента о продолжении действий, прекращал свои действия по нанесению ударов электрическим током, когда осознавал, что  доставляет  страдания участнику эксперимента, то можно было говорить о ярком проявлении субъектности испытуемого, принимающего решения об изменении собственного поведения, о прекращении подобных действий, о выходе из эксперимента и возвращении денег, предложенных за участие в нем. Проявление субъектности в такой ситуации связано с возникающими противоречиями между ценностными ориентациями испытуемого и  требуемыми от него действиями. С. Милграм делает вывод о важном аспекте субъектности, построенной на самостоятельном волеизъявлении и принятии решений [6].

Понимание субъектности как сложного образования предложено Д. Н. Стерном, который трактует ее как своеобразный способ изучения человеком собственной природы, сути собственного существования посредством коммуникации с социумом: в профессиональной, семейной, игровой сферах, в сферах  культуры, науки, спорта, быта и пр. Построение коммуникативных связей человека с социумом,  характеристики взаимоотношений с людьми, активность  коммуникации являются, по мнению Д. Н. Стерна, знаковыми особенностями субъектности. Включение во взаимодействие, в коммуникацию трактуется как основное средство становления, изменения субъектности человека, которое помогает ему в процессе познания своих способностей в контексте воздействия на участников общения, на их мировоззрение, ценностные ориентации. Иными словами, исследователь подчеркивает, что не автономность человека, не его самостоятельность, а именно способность построения коммуникаций различных видов, специфика построения этих коммуникаций являются важными чертами субъектности человека. Раскрывая для себя смысловые, символические аспекты общения, человек попадает в условия изменения своей субъектности, осмысления себя, самоактуализирования. Исследуя коммуникацию матери, ее механизмы, ребенок усваивает способы общения, попадает в ситуацию дословесного понимания, в ситуацию развития субъектности [7].

Субъектность человека рассматривалась и в работах Дж. Мартина как основание психической активности. Эта активность – механизм существования человека, который осознаёт внешний мир, оценивает его особенности, награждает собственными значениями и символами, формирует свое внутреннее содержание.  Дж. Мартин рассматривает активность, деятельность, субъектность как характеристики психической жизни личности; именно они детерминируют появление новых психических особенностей в процессе жизни личности. Также Дж. Мартин подчеркивает, что психическая жизнь личности дает ей возможность приспособиться к изменяющимся обстоятельствам жизни, перестраивать внешние условия и при этом удерживать собственную аутентичность [8].

Значимыми в сфере изучения субъектности являются и статьи Дж. Шугармана, который подчеркивает, что изменения субъектности человека происходят на базе интеграции биологического, физиологического начала человека и культурного содержания общественной жизни. Традиции, ценностные основания общества мощно влияют на становление субъектности человека этого общества, являясь социальными рычагами, управляющими его поведением; но в процессе интериоризации человеком ценностей, принятых социальных норм, традиционных точек зрения социальные рычаги оказываются внутриличностными и способствуют самоуправлению человеком собственным поведением, активностью, деятельностью. Такое самоуправление является проявлением субъектности человека [9].

Исследования субъектности, проведенные Р. Кэмпбеллом, дают основание заключить, что ее важной особенностью является комплексность. Среди важнейших комплексных аспектов субъектности автор выделяет самотрансформационный, самоизменяющийся, самоактуализационный, обеспечивающие развитие субъектности, изменения ее количественных и качественных показателей. Субъектность находит свое выражение в построении человеком смысла своего жизненного пути, в определении и осуществлении своей жизнедеятельности, в ее перестройке (при необходимости), в различных видах деятельности, осуществленных осознанно и самостоятельно. По мнению ученого, независимость в принятых решениях, автономность в выборе, самоуправляемость являются своеобразными показателями субъектности. Именно субъект выстраивает жизненное пространство, в котором раскрывает, предъявляет, реализует себя, другими словами, творит собственное бытие, себя [10].

Признанием пользуются и результаты исследовательских работ Дж. Бюджентала, в которых он представляет связи субъектности и субъективности человека. Субъективное начало, по его мнению, отражает неповторимую эндогенную характеристику эмоциональной, интеллектуальной, мотивационной сфер человека; субъективное человека опирается на систему ценностей, инструментов оценок предметов, явлений, процессов, доминирующих поведенческих паттернов. Субъектность человека возводится на субъективном начале, так как принятие решений, саморегуляция исходят из базовых ценностей, мотиваций, убеждений человека [11]. Автор также соотносит субъектность и субъективность, подчеркивая, что субъективное начало представляет собой специфическую индивидуальную среду внутренней психологической жизни человека. Она состоит из ценностных ориентаций, набора предпочитаемых способов поведения, страхов, эмоциональных состояний и пр. Субъектность же человека часто строится на основе субъективности, поскольку истинная внутренняя деятельность по самоизменению, самотрансформации человека происходит в сфере субъективности [12].

По мнению А. Бандуры, становление субъектности и ее дальнейшее развитие требует определенных условий, и прежде всего взаимодействия в социуме, которое позволяет выбирать из различных поведенческих шаблонов окружающих людей наиболее адекватные для данного человека, данной ситуации [13].

Д. Гонзалес описывает субъектность как продукт взаимодействия человека с обществом, который отражает сущность и качество такого взаимодействия [14].

Специфика содержания самоконтроля позволяет достаточно объемно трактовать Ю. Губеру субъектность человека. Отслеживание соответствия своих действий возникающим задачам, их оперативное изменение (при обнаруженном несоответствии), построение оценочных суждений об итогах своих действий трактуются ученым в качестве субъектных проявлений человека; иными словами, самоконтролирование понимается как значимый критерий субъектности [15].

A. Грутшон утверждал, что специфику общения с окружающими также определяет субъектность человека. Выбор стратегии общения, способов предотвращения и разрешения конфликтов, построение смыслов взаимодействия представляют собой отражение сущности субъектности [16]. Мысли о критичности и неординарности мышления, о способности высказывать идеи, идущие вразрез с традиционными, высказывал Р. Харре, давая описание субъектности [17].

Потребность в проявлении собственных выдающихся качеств, потребность в самовыражении понимаются А. Роджерсом в контексте субъектности [18].

Отечественными учеными также предложено достаточно исследований в области субъектности.

С. Л. Рубинштейн утверждал, что субъектность проявляется в общественной активности человека, в его самостоятельности, в осуществлении действий, реализуемых самостоятельно и осознанно. Результат таких действий – трансформирование субъектности человека [19].

Анализу субъектности посвятил свои исследования и А. Н. Леонтьев, характеризуя ее в контексте деятельности психики человека, позволяющей выстраивать взаимосвязи с социумом. Ученый рассматривал содержание деятельности, прописывал структурные элементы, указывал отличительные аспекты. Автор утверждал, что в рамках деятельности выявляются субъектные особенности человека; именно деятельность – субъектностное мерило [20].

В. Н. Мясищев рассматривал вопросы развития личности, субъектности. Субъектность обнаруживается в деятельности человека, в ее регуляции, в выборе способов ее реализации. Субъектность – качество субъекта, базовый аргумент для объяснения предпочтений человека, его мотивов, выбираемых им способов решений задач.

Разрабатывая концепцию отношений, ученый представлял человека-субъекта, становящегося таким посредством построения комплекса отношений с социумом; такие отношения являются для человека связующими основаниями взаимодействия с обществом, а их построение и претворение в жизнь становятся условиями дальнейшего становления субъектности человека. Различные группы, объединения понимаются человеком целями выстраивания взаимодействий. Автор акцентировал внимание на том, что для развития субъектности человека необходима система отношений с социумом, с различными командами, сообществами, поскольку они позволяют личности, сопоставляя, сравнивая, составить мнение о собственных свойствах, достоинствах, о проделанной работе, о ее итогах. Взаимоотношения, взаимовоздействие людей во многом определяют их убеждения, точки зрения, позиции, мнения, влияют на развитие субъектности [21].

Субъектность как феномен рассматривалась и в работах Б. Г. Ананьева, который строил представление о человеке через призму индивидуального, личностного, субъектного аспектов. Генетическая, физиологическая основы являют собой базу для понимания индивидного аспекта человека; социальные характеристики человека (роли, имидж, убеждения) обрисовывают его личностные аспекты. Ученый указывал на плотное соединение, «сплавление» личностных, субъектностных, индивидных аспектов. Специфика, неповторимость этого целостного образования дают возможность говорить об уникальности субъектности человека [22].

Субъектность представлена К. А. Абульхановой-Славской в виде инструмента, посредством которого происходит предъявление личностной неповторимости человека. Именно субъектность – основание для принятия решений в процессе определения направлений жизнедеятельности. Жизнь, по мнению К. А. Абульхановой-Славской, это движение с разрешением противоречий; субъектность же позволяет определять подходы к организации такого движения, к разрешению проблемных ситуаций в этом движении [23].

Пониманию внешней реальности способствует субъектность человека, по утверждению А. В. Брушлинского. Субъектность позволяет человеку выстраивать объяснения социальным феноменам, трактовать происходящее, понимать собственное значение в тех или иных явлениях. Субъектность определяет «призму», через которую человек преломляет знания, информацию, события. Дальнейшее становление субъектности основано на интериоризации человеком сущности разнообразных значений, знаков, атрибутов, на введении их в зону своего осознания [24].

А. К. Осницкий пишет о субъектности в контексте самоконтроля, самосознания. Субъектность обнаруживается в сознательной деятельности человека (в которой нет места внешнему контролированию), в регуляции этой деятельности, в ее осуществлении. Значимыми свойствами субъектности являются автономия, независимость, самовыражение, будучи основой осуществления деятельности, порождаемой различными внутренними и внешними стимулами [25].

В рамках проактивности А. М. Трещев изучает субъектность. Автор подчеркивал, что субъектность не зависит от внешних воздействий и определяет самодетерминацию, самодвижение, самостоятельность в целом. Для понимания субъектности человека важным является самостоятельное стратегическое планирование на продолжительное время, самостоятельное определение эффективных действий в ситуации неопределенности [26].

А. Г. Асмолов определяет субъектность как способность человека породить деятельность, запланировать последовательность ее выполнения, осуществить ее.  Субъектность позволяет человеку осознавать, анализировать собственную деятельность, организовывать самоизменения, изменения ближайшего окружения [27].

О развитии субъектности, которое осуществляется на протяжении жизненного пути, пишет В. И. Слободчиков, подчеркивая, что важным условием для развития является решение человеком разнообразных проблем существования, проблем профессионального, семейного характера и пр. По мнению автора, субъектность выражается в автономности человека от признанных авторитетов социума, в умении критически мыслить, в умении высказывать независимые суждения [28].

По мнению О. И. Хомутова, в контексте субъектного подхода рассмотрение дополнительного профессионального образования дает возможность понимать его в виде образовательного пространства, позволяющего специалисту выявить профессиональные вызовы, собственные профессиональные затруднения, освоить техники «снятия» этих затруднений, сформировать требуемые профессиональные умения, умения «видеть» пути последующего профессионального роста [29].

Профессиональная субъектность как постоянно изменяющийся феномен также рассматривается Ю. П. Ольшанским в рамках субъектного подхода; им отмечается, что в учреждениях образования взрослых создаются необходимые требования для развития профессиональной субъектности [30].

На сегодняшний день можно отметить немало актуальных отечественных исследований, изучающих профессиональную субъектность.

С. П. Будникова с группой своих учеников и последователей, работая в Тульском государственном педагогическом университете имени Л. Н. Толстого, изучает специфику профессиональной субъектности учителя, исследует ее структуру, прослеживает отношения структурных компонентов (их взаимодетерминацию), предлагает ряд позиций, способствующих приращению, изменению профессиональной субъектности учителя [31].

И. В. Сыромятников, возглавляя объединение  молодых ученых военного университета Министерства обороны Российской Федерации города Москвы, рассматривает профессиональную субъектность военных, особенности ее функционирования, механизмы, способствующие ее обновлению, этапы ее развития и их характеристики [32].

А. А. Залевская на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова» в 2023 году организовала исследование профессиональной субъектности учителя в контексте стремительного развития IT-технологий, развития искусственного интеллекта. Ученым указаны векторы, в рамках которых трансформируются профессии ближайшего будущего в цифровом социуме, занятость людей, установлены условия дальнейшего формирования профессиональной субъектности, предложено описание основных угроз и барьеров формирования профессиональной субъектности человека [33].

Давая определение профессиональной субъектности учителя, отметим, что это сложное образование, находящее свое воплощение в самостоятельной организации профессиональной деятельности учителя, нацеленной на управление учебной деятельностью школьников, и его учебной деятельности, нацеленной на разрешение профессиональных противоречий, на профессиональное самосовершенствование учителя посредством самообразования, обучения на курсах повышения квалификации, профессиональной переподготовки.

Проведенный анализ исследований предоставил нам возможность организовать собственное исследование, так как каждая группа работ представляет различные аспекты профессиональной субъектности. Так, одна группа работ, посвященная специфике профессиональной субъектности, освещает ее важнейшие характеристики: осознанность, активность, автономность. Другая группа работ позволяет сделать вывод о полиструктурности профессиональной субъектности, о ее разнонаправленности, что позволяет специалисту понять свои профессиональные дефициты, способы их преодоления. Третья группа работ позволяет нам выявить основные функции профессиональной субъектности учителя. В целом рассмотренные источники литературы способствуют построению заключения о том, что профессиональная субъектность ‒ комплексное, многоплановое образование, имеющее разные составляющие; образование, которое можно рассмотреть с помощью ряда методологических оснований, недостаточную изученность данного образования.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

В контексте деятельности нами был реализован ряд этапов исследования: подготовительный (2018–2020 годы), в рамках которого были проанализированы  литературные издания по выбранному направлению, рассматривались современные отечественные и зарубежные труды, нацеленные на изучение субъектности, профессиональной субъектности специалистов, профессиональной субъектности учителя, был разработан инструментарий для исследования, прописаны задачи исследовательской работы, организовано наблюдение профессиональной субъектности учителя в рамках управления собственной учебной деятельностью в системе дополнительного профессионального образования на базе государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования», Института дополнительного профессионального образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского».

Этап базисный (2021–2023 годы) предполагал тщательную проработку сущности профессиональной субъектности учителя, выявление ее специфики, определение функций профессиональной субъектности учителя, реализуемых в учебной деятельности образовательной организации системы дополнительного профессионального образования.

В исследовательской деятельности были использованы различные методы: метод изучения литературных источников, метод определения функций. Метод изучения литературных источников был направлен на установление особенностей субъектности, профессиональной субъектности, специфики профессиональной субъектности учителя, проанализированных разными учеными. В контексте метода определения функций нами были определены установлены функции профессиональной субъектности учителя, реализуемые им в процессе руководства собственной учебной деятельностью в рамках курсов повышения квалификации в учреждении дополнительного профессионального образования, описаны их ведущие характеристики.

 

Результаты исследования / Research results

 

Основные функции профессиональной субъектности учителя, реализующиеся в процессе его учебной деятельности в образовательной организации системы дополнительного профессионального образования, представлены в таблице.

Показывая функции профессиональной субъектности учителя в образовательной организации дополнительного профессионального образования, укажем их подробнее.

Функция мотивации предполагает инициирование активности, самомотивацию на учебную деятельность в образовательной организации системы дополнительного профессионального образования и преодоление разнообразных учебных  затруднений, актуализацию необходимых компетенций для их разрешения, личностную включенность специалиста в учебную деятельность, мобилизацию на профессиональное обучение и самосовершенствование; мотивация на разработку задач собственной учебной деятельности, на усвоение предлагаемой содержательной части обучения, на выполнение необходимых заданий и самостоятельное оценивание их качества.

Функция организации учебной деятельности учителя в образовательной организации дополнительного профессионального образования реализуется в ситуации, где учитель самостоятельно вырабатывает цель собственной учебной деятельности, планирует ее, выбирает основные средства ее реализации, осуществляет учебную деятельность, проводит оценку основных результатов, продуктов своей учебной деятельности; собственно организация своей учебной деятельности в разнообразных формах (в том числе и в рамках индивидуального образовательного маршрута).

 

Функции профессиональной субъектности учителя

в образовательной организации системы дополнительного
профессионального образования

 

Функции профессиональной субъектности учителя

Характеристики функции

1

Функция мотивации учителя к учебной деятельности в образовательной организации дополнительного профессионального образования

Функция мотивации предполагает инициирование активности, самомотивацию на учебную деятельность в образовательной организации системы дополнительного профессионального образования и преодоление разнообразных учебных затруднений, актуализацию необходимых компетенций для их разрешения, личностную включенность специалиста в учебную деятельность, мобилизацию на профессиональное обучение и самосовершенствование

2

Функция организации учебной деятельности учителя в образовательной организации дополнительного профессионального образования

Функция организации учебной деятельности учителя в образовательной организации дополнительного профессионального образования реализуется в ситуации, где учитель самостоятельно вырабатывает цель собственной учебной деятельности, планирует ее, выбирает основные средства ее реализации, осуществляет учебную деятельность, проводит оценку основных результатов, продуктов своей учебной деятельности

3

Функция рефлексии учебной деятельности учителя в образовательной организации дополнительного профессионального образования

Функция рефлексии обеспечивается выполнением процедуры сопоставления поставленной цели и полученного результата учебной деятельности учителя в образовательной организации дополнительного профессионального образования, выявления их совпадения или рассогласования, построения образа себя как профессионала, обладающего рядом качеств, компетенций и профессиональных дефицитов, построения собственных критериев оценки своей учебной деятельности, проведения самооценки целей своей учебной деятельности и ее результатов, прогнозирования путей своего дальнейшего профессионального  развития посредством учебной деятельности пр.

 

Функция рефлексии обеспечивается выполнением процедуры сопоставления поставленной цели и полученного результата учебной деятельности учителя в образовательной организации дополнительного профессионального образования, выявления их совпадения или рассогласования, соотнесения эффектов учебной деятельности с ожиданиями; обеспечивается оцениванием уровней полученных результатов с затраченными усилиями, выбором экономичных способов учебной деятельности, позволяющих достичь максимальных результатов; обеспечивается построением образа себя как профессионала, обладающего рядом качеств, компетенций и профессиональных дефицитов, построением собственных критериев оценки своей учебной деятельности, проведением самооценки целей своей учебной деятельности и ее результатов, прогнозированием путей своего дальнейшего профессионального развития посредством учебной деятельности пр.

 

 

 

Заключение / Conclusion

 

Таким образом, профессиональная субъектность учителя, реализуемая в образовательном процессе учреждения системы дополнительного профессионального образования педагогических работников, полиструктурна, многообразна. Профессиональная субъектность учителя обладает разнообразными характеристиками, среди которых – умение учителя организовать собственную учебную деятельность, построить план ее реализации, выполнить эту деятельность, провести рефлексивную оценку, сопоставив цели учебной деятельности и ее результаты. Профессиональная субъектность позволяет учителю осознанно подходить к собственной профессиональной и учебной деятельности, осуществлять их анализ, понимать необходимость профессионального роста и осуществлять его.

Подводя итоги сказанного, отметим, что профессиональная субъектность учителя реализуется не только в профессиональной, но и в учебной деятельности образовательной организации системы дополнительного профессионального образования, в деятельности самообразования.