Введение
Актуальность систематического изучения ценностных ориентаций представителей различных социальных групп обусловлена тем, что такие исследования позволяют выявить особенности их отношений к себе, к социальным субъектам и общественным институтам, с которыми они взаимодействуют. Ценностные ориентации в своей совокупности образуют базис мировоззрения и стиля жизни, поэтому их изучение в контексте той или иной социальной группы позволяет анализировать социокультурные изменения, происходящие в обществе, и адекватно реагировать на них, разрабатывая научно-методические рекомендации психолого-педагогического характера.
Значительный интерес представляет изучение системы ценностей студентов, поскольку для них характерен тот уровень развития ценностных ориентаций, который оказывает определяющее воздействие на направленность личности и ее социальную активность. Для студенчества как социальной группы характерен период высокой сензитивности, интенсивного формирования мировоззрения и целостной «картины мира», самоопределения и осуществления жизненных выборов в профессиональной и других сферах деятельности.
В последние годы зарубежными учеными выполнен целый ряд исследований, посвященных изучению ценностных ориентаций студенчества. В частности, группой исследователей под руководством П. Бахрами проанализированы ценностные ориентации студентов, обучающихся в области информационных технологий, и их влияние на командное взаимодействие [1]. А. Т. Бозкуртом осуществлено исследование ценностных ориентаций будущих учителей, по результатам которого в качестве наиболее значимых для данной группы студенчества выявлены такие ценности, как «Универсализм», «Самостоятельность» и «Безопасность» [2]. В исследовании М. Четин и Б. С. Эрдогана представлен сравнительный анализ ценностных ориентаций студентов, обучающихся на факультетах спортивных наук и изобразительного искусства [3]. Китайскими исследователями выполнен латентный профильный анализ личностных ценностей среди студентов колледжей во взаимосвязи с психическим здоровьем и удовлетворенностью жизнью [4].
Российские исследователи также значительное внимание в своих работах уделяют изучению ценностных ориентаций различных групп студенчества. В работе Г. С. Кожухарь, А. К. Белоусовой и Е. Д. Бреус рассмотрены ценности студентов-психологов во взаимосвязи с эмоциональным интеллектом [5]. В рамках выполнения научного проекта, поддержанного Российским научным фондом, исследовательским коллективом под руководством С. М. Ашкинази проанализированы ценностные ориентации российских спортсменов, в том числе студентов, обучающихся в образовательных учреждениях спортивной направленности [6, 7]. В статье С. А. Володиной представлены результаты эмпирического исследования связи ценностных ориентаций и копинг-стратегий совладающего поведения у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» гуманитарных профилей [8]. Значительный интерес представляет исследование И. М. Ильинского и В. А. Лукова, посвященное анализу трансформаций ценностных ориентаций московских студентов [9]. В статье А. В. Салькова и А. К. Щипановой рассматриваются результаты мониторинга ценностных ориентаций студентов среднего профессионального образования [10].
Цель данной работы – проанализировать ценностные ориентации студентов, обучающихся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга по направлению подготовки «Юриспруденция» различных профилей.
Методология и результаты исследования
В качестве методологической основы исследования использовалась теория базовых индивидуальных ценностей Ш. Шварца, в соответствии с которой в основе любой ценностной ориентации лежат желаемые и внеситуативные цели, различающиеся по степени значимости и стимулирующие индивида к определенным действиям. В соответствии с теорией Ш. Шварца выделенные им мотивационные цели в совокупности образуют тот или иной ценностный тип. Обобщив результаты целого ряда социально-психологических исследований, Ш. Шварц выделил 10 ценностных типов, составляющих иерархию в зависимости от личностной значимости. Детальная характеристика динамических отношений между выделенными ценностными типами послужила в качестве основы для разработки Ш. Шварцем ценностного опросника, который позволяет анализировать нормативные идеалы и ценности личности как на уровне убеждений, так и на уровне поведения в качестве индивидуальных приоритетов, наиболее проявляющихся в реальном социальном взаимодействии [11, 12]. В ходе исследования ценностный опросник Ш. Шварца, состоящий из двух частей («Обзор ценностей» и «Профиль личности»), использовался для исследования ценностных ориентаций студентов, обучающихся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга по направлению подготовки «Юриспруденция» различных профилей.
Необходимо отметить высокую степень валидности и надежности методики, разработанной Ш. Шварцем, обусловленную наличием четкой, глубоко проработанной и теоретически обоснованной концепции, содержащей операционализированные характеристики целого ряда ценностей. Кроме того, при разработке теории базовых индивидуальных ценностей Ш. Шварцем были использованы данные, полученные по результатам исследований, проведенных в 54 странах, что свидетельствует о возможности универсального использования соответствующего ценностного опросника при анализе ценностных ориентаций различных социальных групп, в том числе студенчества. Для сравнительного анализа ценностных ориентаций по полу респондентов статистическая обработка и интерпретация полученных данных осуществлялись с помощью U-критерия Манна – Уитни.
В опросе приняли участие 203 российских студента (возраст 18–25 лет), обучающихся в семи высших учебных заведениях Санкт-Петербурга по направлению подготовки «Юриспруденция» различных профилей. В числе респондентов – 106 девушек (52,2%) и 97 юношей (47,8%).
В ходе исследования выявлено, что наиболее значимыми ценностями для респондентов являются «Самостоятельность», «Гедонизм», «Достижения» и «Доброта», о чем свидетельствуют результаты математико-статистической обработки данных, представленные в табл. 1. Определяющая цель ценности «Самостоятельность» заключена в возможности выбора способов достижения значимых профессиональных результатов и обусловлена интеракционными потребностями в автономности и независимости. Мотивационная цель ценности «Гедонизм» детерминируется стремлением респондентов к наслаждению жизнью и получению различных удовольствий. Ценность «Достижения» базируется на стремлении респондентов к личному успеху и социально одобряемой реализации своего интеллектуального потенциала в рамках юридической деятельности. Ценность «Доброта» фокусируется на стремлении к позитивному межличностному взаимодействию в окружающем социуме, а ее мотивационная цель – сохранение благополучия людей, с которыми индивид контактирует в силу тех или иных обстоятельств.
Таблица 1
Результаты исследования ценностных ориентаций респондентов
с помощью ценностного опросника Ш. Шварца
Ценность |
Уровень нормативных идеалов |
Уровень индивидуальных приоритетов |
||||
M |
SD |
Ранг |
M |
SD |
Ранг |
|
Конформность |
4,11 |
1,07 |
6 |
1,36 |
0,77 |
9 |
Традиции |
2,81 |
1,33 |
10 |
0,50 |
0,70 |
10 |
Доброта |
4,74 |
0,77 |
3 |
1,95 |
0,77 |
4 |
Универсализм |
4,04 |
1,18 |
7 |
1,72 |
0,88 |
5 |
Самостоятельность |
4,78 |
1,10 |
2 |
2,41 |
0,82 |
1 |
Стимуляция |
3,97 |
1,38 |
8 |
1,50 |
0,99 |
7 |
Гедонизм |
5,10 |
1,33 |
1 |
2,29 |
1,19 |
2 |
Достижения |
4,55 |
0,97 |
4 |
2,10 |
0,96 |
3 |
Власть |
3,56 |
1,23 |
9 |
1,40 |
1,01 |
8 |
Безопасность |
4,39 |
0,88 |
5 |
1,67 |
0,70 |
6 |
Средние показатели значимости ценностей будущих юристов на уровне нормативных идеалов и уровне индивидуальных приоритетов несколько различаются. Визуально результаты обработки данных исследования с применением приведенных значений продемонстрированы на рисунке ниже. В частности, на уровне нормативных идеалов ценность «Гедонизм» имеет самый высокий ранг, в то время как на уровне индивидуальных приоритетов данная ценность находится на втором месте. Аналогичная ситуация наблюдается по ценности «Самостоятельность», где на уровне индивидуальных приоритетов она имеет первый ранг, а на уровне нормативных идеалов – второй. Данные различия обусловлены тем, что вышеперечисленные ценности на уровне нормативных идеалов отражают определенные жизненные принципы респондентов, которые под влиянием социума, в частности групповых норм и правил поведения, претерпевают определенные изменения и на уровне индивидуальных приоритетов влияют на их конкретные поступки и действия.
Характеризуя средние показатели значимости ценностей «Достижения» и «Доброта», следует отметить, что на уровне нормативных идеалов они находятся на 3-м и 4-м местах соответственно, а на уровне индивидуальных приоритетов – наоборот. Снижение ранга ценности «Достижения» на уровне индивидуальных приоритетов, по‑видимому, связано с тем, что под влиянием конкретных жизненных обстоятельств и проблем респонденты в той или иной мере осознают трудности, связанные с достижением личного успеха через проявление профессиональной компетентности в соответствии с существующими социальными стандартами. При этом значение ценности «Доброта» на уровне индивидуальных приоритетов усиливается за счет осознания значимости межличностного взаимодействия и его возможных последствий.
Лепестковая диаграмма приведенных средних значений на уровнях нормативных идеалов
и индивидуальных приоритетов респондентов
Необходимо отметить, что результаты исследования соотносятся с положениями теоретической модели отношений между десятью мотивационными типами ценностей, предложенной Ш. Шварцем. В соответствии с этой моделью ценностные типы скомпонованы в две биполярные оси измерения: «Открытость изменениям – Консерватизм» и «Самовозвышение – Самотрансцендентность». Ценность «Гедонизм», имеющая по результатам исследования первый и второй ранги, в соответствии с моделью Ш. Шварца включает элементы как открытости изменениям, так и самовозвышения и, соответственно, имеет тенденцию к интеграции с ценностями, близкими в рамках биполярных осей. «Открытость к изменениям» включает ценность «Самостоятельность», имеющую по результатам исследования второй и первый ранги, а «Самовозвышение» – ценность «Достижения», имеющую третий и четвертый ранги. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о тенденции к связи «Гедонизма» со сходными ценностными типами, находящимися в структуре ценностей по соседству и близкими по занимаемому рангу.
В то же время ценность «Доброта», относящаяся к «Самотрансцендентности» и противопоставленная ценности «Достижения» по биполярной оси измерения, имеет достаточно высокие четвертый и третий ранги. Это свидетельствует о наличии психологических предпосылок для внутреннего напряжения между стремлением к личному успеху в профессиональной и другой деятельности, с одной стороны, и потребностью в позитивном взаимодействии с близкими людьми, желанием обеспечить их благополучие – с другой. Действия, совершаемые в соответствии с ценностями, противопоставленными в рамках биполярной оси измерения, могут быть противоречащими, вступать в конфликт и, соответственно, иметь негативные социально-психологические последствия.
Сравнительный анализ средних показателей значимости ценностей на уровне нормативных идеалов по полу респондентов позволяет констатировать сходство в большинстве случаев (табл. 2). Наибольшую значимость как для юношей, так и для девушек, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» различных профилей, имеют ценности «Гедонизм», «Самостоятельность» и «Доброта».
Таблица 2
Результаты сравнительного анализа средних показателей значимости
ценностей на уровне нормативных идеалов по полу респондентов
(U-критерий Манна – Уитни)
Ценность |
Женский пол |
Мужской пол |
p |
||||
M |
SD |
Ранг |
M |
SD |
Ранг |
||
Конформность |
4,16 |
1,21 |
7 |
4,03 |
0,84 |
6 |
0,842 |
Традиции |
2,84 |
1,30 |
10 |
2,77 |
1,39 |
10 |
0,774 |
Доброта |
4,80 |
0,72 |
3 |
4,65 |
0,86 |
3 |
0,463 |
Универсализм |
4,37 |
1,01 |
6 |
3,55 |
1,27 |
8 |
0,007 |
Самостоятельность |
4,86 |
1,03 |
2 |
4,66 |
1,19 |
2 |
0,185 |
Стимуляция |
4,05 |
1,30 |
8 |
3,87 |
1,50 |
7 |
0,965 |
Гедонизм |
5,09 |
1,11 |
1 |
5,11 |
1,63 |
1 |
0,425 |
Достижения |
4,61 |
0,95 |
4 |
4,45 |
1,01 |
4 |
0,580 |
Власть |
3,68 |
1,02 |
9 |
3,38 |
1,49 |
9 |
0,508 |
Безопасность |
4,44 |
0,85 |
5 |
4,32 |
0,94 |
5 |
0,535 |
Статистически значимые различия между группами юношей и девушек на уровне нормативных идеалов зафиксированы по ценности «Универсализм». Следует отметить, что в группе девушек показатели значимости этой ценности в среднем выше, чем в группе юношей.
Сравнительный анализ средних показателей значимости ценностей на уровне индивидуальных приоритетов по полу респондентов также позволяет констатировать сходство в большинстве случаев (см. табл. 3). Наибольшую значимость как для юношей, так и для девушек, получающих профессию юриста, имеют ценности «Самостоятельность», «Гедонизм» и «Достижения».
Таблица 3
Результаты сравнительного анализа средних показателей значимости
ценностей на уровне индивидуальных приоритетов по полу респондентов
(U-критерий Манна – Уитни)
Ценность |
Женский пол |
Мужской пол |
p |
||||
M |
SD |
Ранг |
M |
SD |
Ранг |
||
Конформность |
1,47 |
0,77 |
8 |
1,20 |
0,75 |
9 |
0,150 |
Традиции |
0,36 |
0,66 |
10 |
0,70 |
0,73 |
10 |
0,025 |
Доброта |
2,00 |
0,71 |
4 |
1,87 |
0,87 |
4 |
0,506 |
Универсализм |
1,96 |
0,84 |
5 |
1,36 |
0,81 |
7 |
0,001 |
Самостоятельность |
2,45 |
0,80 |
1 |
2,33 |
0,85 |
1 |
0,657 |
Стимуляция |
1,61 |
0,91 |
7 |
1,35 |
1,10 |
8 |
0,309 |
Гедонизм |
2,29 |
1,15 |
2 |
2,29 |
1,26 |
2 |
0,929 |
Достижения |
2,20 |
1,04 |
3 |
1,95 |
0,81 |
3 |
0,138 |
Власть |
1,33 |
1,02 |
9 |
1,49 |
1,01 |
6 |
0,657 |
Безопасность |
1,62 |
0,71 |
6 |
1,75 |
0,68 |
5 |
0,288 |
Статистически значимые различия между группами юношей и девушек на уровне индивидуальных приоритетов зафиксированы по ценностям «Универсализм» и «Традиции». В частности, в группе девушек ценность «Универсализм» занимает 5-й ранг, а в группе юношей – 7-й. Базируясь на смысловой трактовке ценности «Универсализм», предложенной в теории Ш. Шварца, данное различие на уровне индивидуальных приоритетов можно объяснить более выраженными у респондентов-девушек эмпатией и толерантностью.
Заключение
Использование методики Ш. Шварца позволило проанализировать ценностные ориентации студентов, обучающихся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга по направлению подготовки «Юриспруденция» различных профилей, на уровне нормативных идеалов и уровне индивидуальных приоритетов. В ходе дальнейших исследований планируется проанализировать показатели удовлетворенности жизнью респондентов, а также изучить вопросы, связанные с влиянием ценностных ориентаций на учебную мотивацию будущих юристов. В конечном итоге результаты проведенных исследований будут использованы для разработки научно-методических рекомендаций по совершенствованию воспитательной работы в высших учебных заведениях, осуществляющих обучение студентов по направлению подготовки «Юриспруденция» различных профилей. Кроме того, результаты исследований могут быть использованы структурными подразделениями, осуществляющими психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в соответствующих вузах, для разработки мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для формирования ценностных ориентаций обучающихся, а также на осознание ими ценностных составляющих юридической профессии.