Full text

Введение

 

Актуальность систематического изучения ценностных ориентаций представителей различных социальных групп обусловлена тем, что такие исследования позволяют выявить особенности их отношений к себе, к социальным субъектам и общественным институтам, с которыми они взаимодействуют. Ценностные ориентации в своей совокупности образуют базис мировоззрения и стиля жизни, поэтому их изучение в контексте той или иной социальной группы позволяет анализировать социокультурные изменения, происходящие в обществе, и адекватно реагировать на них, разрабатывая научно-методические рекомендации психолого-педагогического характера.

Значительный интерес представляет изучение системы ценностей студентов, поскольку для них характерен тот уровень развития ценностных ориентаций, который оказывает определяющее воздействие на направленность личности и ее социальную активность. Для студенчества как социальной группы характерен период высокой сензитивности, интенсивного формирования мировоззрения и целостной «картины мира», самоопределения и осуществления жизненных выборов в профессиональной и других сферах деятельности.

В последние годы зарубежными учеными выполнен целый ряд исследований, посвященных изучению ценностных ориентаций студенчества. В частности, группой исследователей под руководством П. Бахрами проанализированы ценностные ориентации студентов, обучающихся в области информационных технологий, и их влияние на командное взаимодействие [1]. А. Т. Бозкуртом осуществлено исследование ценностных ориентаций будущих учителей, по результатам которого в качестве наиболее значимых для данной группы студенчества выявлены такие ценности, как «Универсализм», «Самостоятельность» и «Безопасность» [2]. В исследовании М. Четин и Б. С. Эрдогана представлен сравнительный анализ ценностных ориентаций студентов, обучающихся на факультетах спортивных наук и изобразительного искусства [3]. Китайскими исследователями выполнен латентный профильный анализ личностных ценностей среди студентов колледжей во взаимосвязи с психическим здоровьем и удовлетворенностью жизнью [4].

Российские исследователи также значительное внимание в своих работах уделяют изучению ценностных ориентаций различных групп студенчества. В работе Г. С. Кожухарь, А. К. Белоусовой и Е. Д. Бреус рассмотрены ценности студентов-психологов во взаимосвязи с эмоциональным интеллектом [5]. В рамках выполнения научного проекта, поддержанного Российским научным фондом, исследовательским коллективом под руководством С. М. Ашкинази проанализированы ценностные ориентации российских спортсменов, в том числе студентов, обучающихся в образовательных учреждениях спортивной направленности [6, 7]. В статье С. А. Володиной представлены результаты эмпирического исследования связи ценностных ориентаций и копинг-стратегий совладающего поведения у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» гуманитарных профилей [8]. Значительный интерес представляет исследование И. М. Ильинского и В. А. Лукова, посвященное анализу трансформаций ценностных ориентаций московских студентов [9]. В статье А. В. Салькова и А. К. Щипановой рассматриваются результаты мониторинга ценностных ориентаций студентов среднего профессионального образования [10].

Цель данной работы – проанализировать ценностные ориентации студентов, обучающихся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга по направлению подготовки «Юриспруденция» различных профилей.

 

Методология и результаты исследования

 

В качестве методологической основы исследования использовалась теория базовых индивидуальных ценностей Ш. Шварца, в соответствии с которой в основе любой ценностной ориентации лежат желаемые и внеситуативные цели, различающиеся по степени значимости и стимулирующие индивида к определенным действиям. В соответствии с теорией Ш. Шварца выделенные им мотивационные цели в совокупности образуют тот или иной ценностный тип. Обобщив результаты целого ряда социально-психологических исследований, Ш. Шварц выделил 10 ценностных типов, составляющих иерархию в зависимости от личностной значимости. Детальная характеристика динамических отношений между выделенными ценностными типами послужила в качестве основы для разработки Ш. Шварцем ценностного опросника, который позволяет анализировать нормативные идеалы и ценности личности как на уровне убеждений, так и на уровне поведения в качестве индивидуальных приоритетов, наиболее проявляющихся в реальном социальном взаимодействии [11, 12]. В ходе исследования ценностный опросник Ш. Шварца, состоящий из двух частей («Обзор ценностей» и «Профиль личности»), использовался для исследования ценностных ориентаций студентов, обучающихся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга по направлению подготовки «Юриспруденция» различных профилей.

Необходимо отметить высокую степень валидности и надежности методики, разработанной Ш. Шварцем, обусловленную наличием четкой, глубоко проработанной и теоретически обоснованной концепции, содержащей операционализированные характеристики целого ряда ценностей. Кроме того, при разработке теории базовых индивидуальных ценностей Ш. Шварцем были использованы данные, полученные по результатам исследований, проведенных в 54 странах, что свидетельствует о возможности универсального использования соответствующего ценностного опросника при анализе ценностных ориентаций различных социальных групп, в том числе студенчества. Для сравнительного анализа ценностных ориентаций по полу респондентов статистическая обработка и интерпретация полученных данных осуществлялись с помощью U-критерия Манна – Уитни.

В опросе приняли участие 203 российских студента (возраст 18–25 лет), обучающихся в семи высших учебных заведениях Санкт-Петербурга по направлению подготовки «Юриспруденция» различных профилей. В числе респондентов – 106 девушек (52,2%) и 97 юношей (47,8%).

В ходе исследования выявлено, что наиболее значимыми ценностями для респондентов являются «Самостоятельность», «Гедонизм», «Достижения» и «Доброта», о чем свидетельствуют результаты математико-статистической обработки данных, представленные в табл. 1. Определяющая цель ценности «Самостоятельность» заключена в возможности выбора способов достижения значимых профессиональных результатов и обусловлена интеракционными потребностями в автономности и независимости. Мотивационная цель ценности «Гедонизм» детерминируется стремлением респондентов к наслаждению жизнью и получению различных удовольствий. Ценность «Достижения» базируется на стремлении респондентов к личному успеху и социально одобряемой реализации своего интеллектуального потенциала в рамках юридической деятельности. Ценность «Доброта» фокусируется на стремлении к позитивному межличностному взаимодействию в окружающем социуме, а ее мотивационная цель – сохранение благополучия людей, с которыми индивид контактирует в силу тех или иных обстоятельств.

Таблица 1

Результаты исследования ценностных ориентаций респондентов
с помощью ценностного опросника Ш. Шварца

 

Ценность

Уровень нормативных

идеалов

Уровень индивидуальных приоритетов

M

SD

Ранг

M

SD

Ранг

Конформность

4,11

1,07

6

1,36

0,77

9

Традиции

2,81

1,33

10

0,50

0,70

10

Доброта

4,74

0,77

3

1,95

0,77

4

Универсализм

4,04

1,18

7

1,72

0,88

5

Самостоятельность

4,78

1,10

2

2,41

0,82

1

Стимуляция

3,97

1,38

8

1,50

0,99

7

Гедонизм

5,10

1,33

1

2,29

1,19

2

Достижения

4,55

0,97

4

2,10

0,96

3

Власть

3,56

1,23

9

1,40

1,01

8

Безопасность

4,39

0,88

5

1,67

0,70

6

 

Средние показатели значимости ценностей будущих юристов на уровне нормативных идеалов и уровне индивидуальных приоритетов несколько различаются. Визуально результаты обработки данных исследования с применением приведенных значений продемонстрированы на рисунке ниже. В частности, на уровне нормативных идеалов ценность «Гедонизм» имеет самый высокий ранг, в то время как на уровне индивидуальных приоритетов данная ценность находится на втором месте. Аналогичная ситуация наблюдается по ценности «Самостоятельность», где на уровне индивидуальных приоритетов она имеет первый ранг, а на уровне нормативных идеалов – второй. Данные различия обусловлены тем, что вышеперечисленные ценности на уровне нормативных идеалов отражают определенные жизненные принципы респондентов, которые под влиянием социума, в частности групповых норм и правил поведения, претерпевают определенные изменения и на уровне индивидуальных приоритетов влияют на их конкретные поступки и действия.

Характеризуя средние показатели значимости ценностей «Достижения» и «Доброта», следует отметить, что на уровне нормативных идеалов они находятся на 3-м и 4-м местах соответственно, а на уровне индивидуальных приоритетов – наоборот. Снижение ранга ценности «Достижения» на уровне индивидуальных приоритетов, по‑видимому, связано с тем, что под влиянием конкретных жизненных обстоятельств и проблем респонденты в той или иной мере осознают трудности, связанные с достижением личного успеха через проявление профессиональной компетентности в соответствии с существующими социальными стандартами. При этом значение ценности «Доброта» на уровне индивидуальных приоритетов усиливается за счет осознания значимости межличностного взаимодействия и его возможных последствий.

 

 

Лепестковая диаграмма приведенных средних значений на уровнях нормативных идеалов
и индивидуальных приоритетов респондентов

 

Необходимо отметить, что результаты исследования соотносятся с положениями теоретической модели отношений между десятью мотивационными типами ценностей, предложенной Ш. Шварцем. В соответствии с этой моделью ценностные типы скомпонованы в две биполярные оси измерения: «Открытость изменениям – Консерватизм» и «Самовозвышение – Самотрансцендентность». Ценность «Гедонизм», имеющая по результатам исследования первый и второй ранги, в соответствии с моделью Ш. Шварца включает элементы как открытости изменениям, так и самовозвышения и, соответственно, имеет тенденцию к интеграции с ценностями, близкими в рамках биполярных осей. «Открытость к изменениям» включает ценность «Самостоятельность», имеющую по результатам исследования второй и первый ранги, а «Самовозвышение» – ценность «Достижения», имеющую третий и четвертый ранги. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о тенденции к связи «Гедонизма» со сходными ценностными типами, находящимися в структуре ценностей по соседству и близкими по занимаемому рангу.

В то же время ценность «Доброта», относящаяся к «Самотрансцендентности» и противопоставленная ценности «Достижения» по биполярной оси измерения, имеет достаточно высокие четвертый и третий ранги. Это свидетельствует о наличии психологических предпосылок для внутреннего напряжения между стремлением к личному успеху в профессиональной и другой деятельности, с одной стороны, и потребностью в позитивном взаимодействии с близкими людьми, желанием обеспечить их благополучие – с другой. Действия, совершаемые в соответствии с ценностями, противопоставленными в рамках биполярной оси измерения, могут быть противоречащими, вступать в конфликт и, соответственно, иметь негативные социально-психологические последствия.

Сравнительный анализ средних показателей значимости ценностей на уровне нормативных идеалов по полу респондентов позволяет констатировать сходство в большинстве случаев (табл. 2). Наибольшую значимость как для юношей, так и для девушек, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» различных профилей, имеют ценности «Гедонизм», «Самостоятельность» и «Доброта».

Таблица 2

Результаты сравнительного анализа средних показателей значимости
ценностей на уровне нормативных идеалов по полу респондентов
(U-критерий Манна – Уитни)

 

Ценность

Женский пол

Мужской пол

p

M

SD

Ранг

M

SD

Ранг

Конформность

4,16

1,21

7

4,03

0,84

6

0,842

Традиции

2,84

1,30

10

2,77

1,39

10

0,774

Доброта

4,80

0,72

3

4,65

0,86

3

0,463

Универсализм

4,37

1,01

6

3,55

1,27

8

0,007

Самостоятельность

4,86

1,03

2

4,66

1,19

2

0,185

Стимуляция

4,05

1,30

8

3,87

1,50

7

0,965

Гедонизм

5,09

1,11

1

5,11

1,63

1

0,425

Достижения

4,61

0,95

4

4,45

1,01

4

0,580

Власть

3,68

1,02

9

3,38

1,49

9

0,508

Безопасность

4,44

0,85

5

4,32

0,94

5

0,535

 

Статистически значимые различия между группами юношей и девушек на уровне нормативных идеалов зафиксированы по ценности «Универсализм». Следует отметить, что в группе девушек показатели значимости этой ценности в среднем выше, чем в группе юношей.

Сравнительный анализ средних показателей значимости ценностей на уровне индивидуальных приоритетов по полу респондентов также позволяет констатировать сходство в большинстве случаев (см. табл. 3). Наибольшую значимость как для юношей, так и для девушек, получающих профессию юриста, имеют ценности «Самостоятельность», «Гедонизм» и «Достижения».


Таблица 3

Результаты сравнительного анализа средних показателей значимости
ценностей на уровне индивидуальных приоритетов по полу респондентов
(U-критерий Манна – Уитни)

 

Ценность

Женский пол

Мужской пол

p

M

SD

Ранг

M

SD

Ранг

Конформность

1,47

0,77

8

1,20

0,75

9

0,150

Традиции

0,36

0,66

10

0,70

0,73

10

0,025

Доброта

2,00

0,71

4

1,87

0,87

4

0,506

Универсализм

1,96

0,84

5

1,36

0,81

7

0,001

Самостоятельность

2,45

0,80

1

2,33

0,85

1

0,657

Стимуляция

1,61

0,91

7

1,35

1,10

8

0,309

Гедонизм

2,29

1,15

2

2,29

1,26

2

0,929

Достижения

2,20

1,04

3

1,95

0,81

3

0,138

Власть

1,33

1,02

9

1,49

1,01

6

0,657

Безопасность

1,62

0,71

6

1,75

0,68

5

0,288

 

Статистически значимые различия между группами юношей и девушек на уровне индивидуальных приоритетов зафиксированы по ценностям «Универсализм» и «Традиции». В частности, в группе девушек ценность «Универсализм» занимает 5-й ранг, а в группе юношей – 7-й. Базируясь на смысловой трактовке ценности «Универсализм», предложенной в теории Ш. Шварца, данное различие на уровне индивидуальных приоритетов можно объяснить более выраженными у респондентов-девушек эмпатией и толерантностью.

 

Заключение

 

Использование методики Ш. Шварца позволило проанализировать ценностные ориентации студентов, обучающихся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга по направлению подготовки «Юриспруденция» различных профилей, на уровне нормативных идеалов и уровне индивидуальных приоритетов. В ходе дальнейших исследований планируется проанализировать показатели удовлетворенности жизнью респондентов, а также изучить вопросы, связанные с влиянием ценностных ориентаций на учебную мотивацию будущих юристов. В конечном итоге результаты проведенных исследований будут использованы для разработки научно-методических рекомендаций по совершенствованию воспитательной работы в высших учебных заведениях, осуществляющих обучение студентов по направлению подготовки «Юриспруденция» различных профилей. Кроме того, результаты исследований могут быть использованы структурными подразделениями, осуществляющими психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в соответствующих вузах, для разработки мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для формирования ценностных ориентаций обучающихся, а также на осознание ими ценностных составляющих юридической профессии.