Full text

Введение

 

Овладение связной монологической речью предполагает не только наличие обширного словарного запаса и правильное грамматическое построение высказываний, но и способность логично и последовательно выстраивать свои высказывания и передавать информацию.

Прослеживаются четкие различия в монологической речи у детей с общим недоразвитием речи по сравнению с их нормотипично развивающимися сверстниками. Поэтому ключевой задачей является обучение детей самостоятельно формулировать свои мысли и выражать их в связной форме.

Использование сказки представляет собой одно из средств развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Сказка не только становится средством познания мира для этой категории детей, но и выполняет психотерапевтическую функцию, создавая для них психологически безопасное пространство для общения и выражения мыслей.

 

Методология и результаты исследования

 

Исследования, посвященные формированию и развитию связной речи дошкольников, привлекали внимание таких выдающихся ученых, как В. П. Глухов, Ф. А. Сохин [1].

Т. Б. Филичева, Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова уделяли значительное внимание развитию монологической речи у детей с общим недоразвитием речи.

Стоит отметить, что монологическая речь не ограничивается простым изложением мыслей одного человека, а представляет собой целенаправленную и заранее спланированную передачу информации.

В работах А. Р. Лурии монологическая речь определена как связная речь, направленная на передачу фактов и явлений реальной действительности одним лицом [2].

В соответствии с научными исследованиями С. Л. Рубинштейна, монологическая речь представляет собой развернутую форму высказываний, в которой говорящий стремится выразить содержание, выбирая соответствующую языковую форму и конструируя высказывание на основе этого содержания. При этом планирование происходит не только на уровне отдельных высказываний, но и для всего монолога в целом [3].

В работе В. П. Глухова выделены основные характеристики монологических высказываний:

-          непрерывный и односторонний характер,

-          логическая последовательность изложения,

-          произвольность,

-          ориентация на слушателя,

-          развернутость,

-          минимизация использования невербальных средств общения для передачи информации [4].

Овладение навыками связной монологической речью представляет собой одну из ключевых задач в речевом развитии дошкольников, и для ее решения применяются разнообразные методы и средства, включая использование сказок.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева подчеркивает значимость использования сказок в работе по коррекции речи у дошкольников, поскольку они способствуют не только развитию речевой деятельности, но и целостному развитию ребенка [5].

Л. Б. Фесюкова также отмечает важную роль сказок в развитии ребенка в целом, включая связную речь, подчеркивая тем самым их значимость [6].

Л. Н. Галигузова в своих исследованиях доказала, что становление и развитие монолога у детей дошкольного возраста может быть стимулировано через анализ поступков героев сказок, их оценку и решение конфликтных ситуаций, что способствует применению полученного опыта на практике и, следовательно, развитию речи [7].

Сказка выступает эффективным средством развития языковых навыков у дошкольников. В процессе работы со сказкой активно расширяется словарный запас детей, автоматизируются поставленные звуки, развивается диалогическая форма общения при обсуждении содержания сказки, развивается монологическая речь.

На базе МКДОУ «Детский сад № 189» города Кирова нами был организован и проведен констатирующий этап эксперимента. В нем приняли участие 48 детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по заключению ПМПК в возрасте 6,5±0,4 года.

Цель данного исследования заключалась в выявлении особенностей развития монологической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, а также в реализации дальнейшей коррекционно-развивающей работы на основе имеющихся результатов.

Для проведения исследования были сформированы две группы детей: экспериментальная и контрольная. Каждая группа состоит из детей с общим недоразвитием речи в количестве 24 человек. Критерии отбора детей в каждую группу включали равное количество детей в подгруппе, примерно одинаковое количество мальчиков и девочек, а также одинаковый уровень развития.

Для определения уровня развития связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи применялась адаптированная методика В. П. Глухова [8], включающая разнообразные задания: составление рассказов по сюжетным картинкам, описание событий, пересказ текстов и составление рассказов на заданную тему.

Ответы детей оценивались по трехбалльной системе, в которой каждый балл соответствовал определенному уровню.

На рис. 1 представлены результаты распределения дошкольников с общим недоразвитием речи по уровням развития связной монологической речи в экспериментальной и контрольной группах до формирующего эксперимента.

 

 

 

Рис. 1. Общие результаты выполнения дошкольниками с общим недоразвитием речи
диагностических заданий на выявление уровня развития связной монологической речи
на констатирующем этапе эксперимента, %

 

При составлении рассказа по серии сюжетных картинок дошкольники с общим недоразвитием речи столкнулись с рядом трудностей, которые включали затруднения с правильным расположением картинок в нужной последовательности, длительные паузы, ошибки в согласовании имен существительных с прилагательными. Даже после подробного обсуждения содержания картинок и объяснения ключевых деталей дети сталкиваются с затруднениями в составлении связного рассказа, что обусловлено ограниченным словарным запасом.

Сложности возникли также при составлении рассказа по одной картинке. Детям требовалась помощь логопеда. Некоторые дошкольники расстраивались, считая, что выполняют задание правильно, но логопед указывает на ошибки и просит повторить. Рассказы дошкольного возраста характеризуются схематичностью и недостаточной информативностью.

При анализе пересказа текста дошкольников с общим недоразвитием речи были выявлены особенности связной речи, в том числе добавление собственных историй за счет сокращения основного сюжета. Для восстановления последовательности событий детям требовалась помощь логопеда. В пересказах были выявлены смысловые ошибки, фрагментарность рассказа, нарушение логической последовательности и включение лишних слов, таких как «ну и вот» или «как там». Дошкольники часто заменяли имена существительные местоимениями («он позвал»), что также является одной из особенностей их рассказов. Кроме того, наблюдались ошибки в использовании времен глаголов.

При составлении рассказа-описания испытуемыми отмечается отсутствие связи слов в предложении и нарушение порядка слов. Наблюдалась медлительность при выполнении задания, а также отмечались морфолого-синтаксические нарушения.

Результаты исследования, связанного с составлением рассказа на основе личного опыта, указывают на то, что дети испытывают трудности с началом рассказа, что приводит к длительным паузам и нарушению связности. Необходима помощь логопеда в виде вспомогательных вопросов, но и на них дети отвечали односложно и однообразно.

У дошкольников с общим недоразвитием речи возникли сложности при составлении рассказов с элементами творчества. Эти трудности связаны с недостаточным развитием воображения, что затрудняет развертывание сюжета.

Таким образом, по результатам диагностики мы пришли к выводу, что дошкольники с общим недоразвитием речи демонстрируют низкий уровень развития связной монологической речи. Дети испытывают трудности в самостоятельном составлении рассказов, и, когда это происходит, используют простые и нераспространенные предложения. Кроме того, наблюдается множество лексико-грамматических ошибок.

Эти данные свидетельствуют о необходимости разработки программы по развитию связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством сказки.

Через использование сказки планируется обучение словесному комментированию, совместной импровизации и расширение словарного запаса. Это будет способствовать активизации речевой деятельности и развитию индивидуальных способностей детей.

Работа со сказкой предусматривает разнообразные формы взаимодействия, включая чтение, пересказ, анализ поведение героев и причин их успеха и неудач, театрализованное исполнение, составление рассказов с описательными элементами, составление рассказов с опорой на картинный материал.

Через процесс прослушивания, составления собственных сказок и обсуждение поведения персонажей, а также разрешение конфликтных ситуаций, возникающих между ними, у детей происходит развитие связной монологической речи, увеличивается объем словарного запаса, совершенствуются память и внимание. Задания с использованием сказки способствуют развитию творческого мышления и формированию позитивного восприятия мира у детей, что является важным аспектом их развития.

Изначально нами были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная. Логопедическая работа с дошкольниками с общим недоразвитием речи, вошедшими в экспериментальную группу, реализована по разработанной нами программе, а с детьми контрольной группы занятия проводились по адаптированной образовательной программе МКДОУ «Детский сад № 189» города Кирова (на основе программы Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной) с использованием традиционных методов и приемов. Эта образовательная программа предназначена для детей с общим недоразвитием речи с учетом их индивидуальных особенностей психофизического развития. Логопедическая работа в рамках данной программы направлена на развитие навыков рассказывания о собственных наблюдениях за объектами и явлениями природы, а также на составление рассказов о сезонных изменениях в природе с использованием картинок, составление рассказов-описаний любимых игрушек.

Разработанная нами программа включает небольшие сказки, сюжетную основу которых составляют предметы и явления окружающего мира, такие как русская народная сказка «Репка», авторские сказки «Мяч» и «Лужа». Программа состоит из 13 занятий, которые проводятся один раз в неделю в рамках общего плана коррекционной работы, согласно тематическому принципу. Занятия с детьми экспериментальной группы проводятся в групповой форме по 12 человек.

Для развития связной речи у детей в программе предусмотрены различные методы, включая составление описательных рассказов, пересказывание текстов, создание рассказов по сюжетным картинкам и придумывание историй на основе личного опыта.

Структура каждого занятия включает следующие элементы:

1. Подготовительный этап (1–2 минуты):

-      приветствие и объявление темы занятия;

-      создание позитивного настроя;

-      введение в тему через прослушивание сказки или музыкального фрагмента, а также разгадывание загадок.

2. Основной этап (15–20 минут):

-      представление нового материала, включая знакомство с содержанием сказки и иллюстрациями к ней, обсуждение ключевых моментов и персонажей;

-      тематическая физкультминутка с лексической наполненностью;

-      непосредственная работа детей, включающая выполнение заданий логопеда, таких как составление описательных рассказов о героях сказки, пересказ или сочинение собственных сказок.

На этот эта отводится основное время занятия.

3. Рефлексия. Итог занятия (3–4 минуты):

-      обсуждение итогов занятия;

-      осмысление и закрепление нового материала.

План позволяет эффективно распределять время занятия и обеспечить последовательное развитие навыков связной речи у детей.

Целью программы является развитие связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сказки. Программа охватывает различные методы и направления работы: развитие репродуктивной связной речи через пересказ, формирование продуктивной речи, а также стимулирование творческого мышления через составление сказок.

Для развития репродуктивной связной речи выделяются следующие методы:

-      пересказ по серии сюжетных картинок, способствующий развитию умения структурировать информацию и выражать ее в связной форме;

-      пересказ с опорой на картинку, позволяющий детям описывать происходящие события и выражать свои мысли, опираясь на изображения.

Для развития продуктивной связной речи выделяются такие методы:

-      составление сказок по серии сюжетных картинок, что способствует развитию умения конструировать сюжет и выражать свои мысли;

-      составление сказок с опорой на картинку, что помогает детям создавать собственные сюжеты и придумывать персонажей, используя визуальные подсказки;

-      составление сказок по заданному началу и на заданную тему, что развивает у детей умение строить рассказы и выражать свои мысли в рамках определенного контекста.

Таким образом, в программе представлены разнообразные методы для развития различных аспектов связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи.

Эти методы работы направлены не только на развитие речевых навыков, но и на стимулирование творческого мышления и воображения детей данной категории.

Приведем примеры заданий, используемых в программе.

При обучении пересказу используются следующие задания:

1. Моделирование сюжета с использованием картинок, наглядных схем.

2. Восстановление текста сказки с искажениями с последующим пересказом, включая:

-      заполнение пропущенных слов или словосочетаний в тексте сказки;

-      восстановление правильной последовательности предложений сказки.

3. Составление творческих пересказов с изменением действующих лиц, места действия и времени, что способствует развитию у детей креативного мышления и умения сопоставлять различные варианты событий.

Методы работы с сериями сюжетных картинок включают следующие приемы:

1. Упорядочивание картинок, где дети должны правильно расставить картинки и составить сказку.

2. Предоставление испытуемым серии картинок для определения их порядка. Логопед начинает рассказывать сказку, используя первую картинку серии, а затем передает слово детям, чтобы они продолжили сюжет, основываясь на последующих картинках, что способствует развитию воображения и логического мышления.

3. Коллективное составление сказки по отдельным картинкам: каждому ребенку выдается по одной картинке из серии, они должны составить предложение или короткий рассказ по ней, а затем дети объединяют свои предложения, чтобы создать полную сказку, что развивает их способность сотрудничать и общаться.

4. Перемешивание картинок из различных серий, выдача каждому ребенку двух-трех картинок для обмена и подбора нужной серии с последующим составлением короткой сказки, что требует от детей творческого подхода.

5. Детям предварительно озвучивается сказка, далее происходит работа с картинками. Дошкольники рассматривают картинки и упорядочивают их в правильной последовательности, затем картинки переворачиваются, и детям необходимо передать сюжет сказки по памяти, основываясь на увиденных изображениях, что развивает память и внимание детей.

При работе с детьми над созданием сказки первоначально взрослый и ребенок работают вместе над созданием сказки, а только затем ребенок может самостоятельно продолжить этот процесс. Логопед может задавать направляющие вопросы, например: «Как зовут героев, которых вы выбрали?», «Что делал герой?» После того как дети определяют ключевые элементы, они могут завершить сюжет сказки самостоятельно. В случае затруднений логопед может задавать дополнительные вопросы для помощи.

Для поддержания интереса детей к логопедическим занятиям важно использовать творческие методы и средства работы со сказками. Ребята могут изменять сюжет сказки, используя волшебную палочку, или вводить непредвиденные ситуации, которые могут привести к неожиданным поворотам сюжета. Они могут также смешивать персонажей из разных сказок для создания новых историй.

Для оценки эффективности работы было проведено повторное диагностическое исследование на контрольном этапе эксперимента. Результаты показали положительную динамику в развитии связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи в экспериментальной группе.

На рис. 2 отражены результаты распределения по уровням развития связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи после завершения формирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах.

По результатам повторной диагностики отмечена положительная динамика у дошкольников с общим недоразвитием речи:

-      в экспериментальной группе число детей с высоким уровнем увеличилось на 15%, а количество детей с низким уровнем снизилось на 16%;

-      в контрольной группе число детей с высоким уровнем увеличилось на 9%, а количество детей с низким уровнем сократилось на 5%.

 

 

Рис. 2. Общие результаты выполнения дошкольниками с общим недоразвитием речи
диагностических заданий на выявление уровня развития связной монологической речи
на контрольном этапе эксперимента, %

 

Нами отмечено значительное улучшение в речи детей из экспериментальной группы после внедрения разработанной программы. В речи наблюдалось сокращение пауз, улучшение плавности связной речи при пересказе текста. Дети показали умение в верной последовательности раскладывать картинки из одной сюжетной серии для составления рассказа и выражения логической связи между ними. Также отмечается снижение необходимости в помощи логопеда через вспомогательные вопросы.

Рассказы детей стали совершенными в их речевом оформлении: расширился словарный запас, что позволило детям выразительнее и более разнообразно выражать свои мысли. В их рассказах также стали прослеживаться творческие элементы, что свидетельствует о положительном влиянии программы на развитие речи и творческого мышления детей.

После апробации программы по развитию связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сказки мы отметили значительное улучшение уровня связной монологической речи у детей. Они продемонстрировали высокий уровень проявления способностей к логическому и последовательному изложению мыслей, а также к оформлению своего высказывания в связном и структурированном виде.

Эти результаты подтверждают эффективность использования сказок в качестве средства для развития речи у детей с общим недоразвитием речи.

 

Заключение

 

В ходе эксперимента мы обнаружили, что дети сталкиваются с трудностями при выполнении заданий, таких как составление рассказов по серии сюжетных картинок, пересказ текстов, а также составление рассказов с творческим уклоном и рассказов‑описаний.

Это подчеркивает важность развития связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в общем комплексе коррекционно-развивающих мероприятий.

Включение сказочных сюжетов и сказок в работу над развитием монолога не только способствует познанию окружающего мира, но и представляет собой форму игровой деятельности.

Экспериментальная работа помогла достигнуть положительных результатов.

Итоги исследования подтверждают необходимость дальнейшего продолжения работы по развитию связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи через использование сказок и сказочных сюжетов.