Введение
Эффективность применения таможенных платежей, от которых напрямую зависит динамика перемещения товаров через таможенную границу, определяется количеством заключенных экспортно-импортных сделок. Согласно ст. 46 ТК ЕАЭС, к таможенным платежам принадлежат [1]:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость (НДС), который взимается при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС;
4) акциз, который взимается при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС;
5) таможенные сборы.
В последние годы потрясения внешней среды и глобальные сбои, такие как санкционное давление, вирусная пандемия, снижение цен на нефть, ситуация на мировых рынках, динамика обменного курса национальной валюты, оказывают непосредственное влияние на внешнеторговый оборот страны.
Методология и результаты исследования
По данным федеральной таможенной статистики, внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2023 г. составил 567 млрд евро, что на 15% меньше, чем в 2021 г. (табл.1). Динамика показателей товарооборота РФ со странами СНГ, ЕАЭС, ЕС, АТЭС за период с 2021 по 2023 г. имеет отрицательный тренд. Так, общий объем товарооборота в 2023 г. по сравнению с 2021 г. сократился на 120 млрд долл., или на 17,5%. Наибольшее снижение показателя наблюдается в отношении стран ЕС (на 26,3% в 2023 г. по сравнению с 2021 г.). Соответственно, отрицательную динамику имеют и вывозные таможенные пошлины.
Таблица 1
Товарооборот Российской Федерации, млрд долл.
Показатели |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2023 г. |
2023 г. |
Товарооборот, всего |
687 |
667 |
567 |
82,5 |
85,0 |
Товарооборот со странами СНГ, всего |
82 |
81 |
73 |
89,0 |
90,1 |
Товарооборот со странами ЕАЭС, всего |
58 |
58 |
52 |
89,6 |
89,6 |
Товарооборот со странами ЕС, всего |
297 |
278 |
219 |
73,7 |
78,8 |
Товарооборот со странами АТЭС, всего |
212 |
213 |
192 |
90,6 |
90,1 |
Вывозные таможенные пошлины также сократились (см. рисунок). Если в 2021 г. объем вывозных таможенных пошлин составлял 2526 млрд руб., то в 2023 г. данный показатель сократился до 1388 млрд руб., то есть изменение составило 1138 млрд руб. При этом наблюдается прямая зависимость между динамикой рассматриваемых показателей: снижение товарооборота влечет сокращение объемов вывозных таможенных пошлин.
Динамика товарооборота и вывозных таможенных пошлин в России за 2021–2023 гг.
По динамике объема товарооборота и размера вывозной таможенной пошлины наибольший спад наблюдается в 2023 г. по сравнению с 2022 г. Одним из главных факторов сложившейся ситуации является сокращение числа торговых сделок между Россией и зарубежными странами, вызванное санкционными ограничениями и сменой приоритетов внешнеэкономической политики. Таким образом, вывозные пошлины являются показателем-индикатором уровня участия субъектов экономической деятельности в экспорте товаров и показывают степень вовлеченности государства во внешнеэкономическую деятельность.
Российская Федерация активно развивает свою экономику, о чем свидетельствует вступление во Всемирную торговую организацию, создание Евразийского экономического союза, функционирование таможенных органов.
Стоит отметить: таможенные платежи играют очень важную роль в формировании государственного бюджета стран ЕАЭС, они составляют около трети его доходной части. При этом ввозные пошлины составляют наибольшую часть от общего числа всех платежей, взимаемых таможенными органами. В Российской Федерации за 2023 г. их доля составляет 72,5%. В масштабе всей доходной части бюджета страны ввозные пошлины составляют в среднем 4–5% в странах ЕАЭС [2].
Большая часть суммы поступающих ввозных пошлин поступает в бюджет Российской Федерации (85,3%). На втором месте находится Республика Казахстан, в чей бюджет зачисляется 7,1% поступлений. Чуть меньше по процентному соотношению приходится на Республику Беларусь (4,6%). Четвертое место занимает Киргизская Республика (1,9%), а также 1,2% от общей суммы ввозных пошлин приходится на Республику Армения (табл. 2).
Таблица 2
Динамика распределения ввозной таможенной пошлины за 2022–2023 гг.
между государствами – членами ЕАЭС
Показатели |
Доля, % |
Сумма распределения, млрд руб. |
|
2022 г. |
2023 г. |
||
Российская Федерация |
85,3 |
493,3 |
527,1 |
Республика Казахстан |
7,1 |
40,8 |
43,6 |
Республика Беларусь |
4,6 |
26,4 |
28,2 |
Киргизская Республика |
1,9 |
11,0 |
11,7 |
Республика Армения |
1,2 |
7,1 |
7,5 |
Итого |
100 |
578,6 |
618,2 |
Информация о распределении сумм ввозных пошлин в электронном виде поступает от уполномоченного органа государства-члена уполномоченным органам других государств-членов через интегрированную информационную систему ЕАЭС.
Если одно из государств-членов по каким-либо причинам не может перечислить другим государствам-членам соответствующую распределенную сумму, оно должно уплатить проценты за неисполнение обязательств по всей непогашенной сумме в размере 0,1% за один календарный день просрочки.
1 октября 2020 г. были внесены изменения в Договор о ЕАЭС, а также были изменены и прекратили действие некоторые международные договоры. Одним из изменений был пересмотр нормативов распределения сумм ввозных пошлин между государствами – членами ЕАЭС. Протокол с изменениями вступил в силу 1 января 2021 г.
За все время работы Федеральной таможенной службой России была проведена масштабная работа, целью которой являлось наиболее эффективное таможенное администрирование и использование новейших информационных технологий для оптимизации процесса уплаты таможенных платежей. Исходя из этого, очевидно, что на представленную динамику оказало воздействие большое число факторов: возможность удаленной уплаты таможенных платежей; наличие единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, личного кабинета участника внешнеэкономической деятельности. Эффективное и грамотное администрирование уплаты таможенных платежей содействует полной реализации фискальной функции таможенных органов и обеспечивает стабильность пополнения доходной части государственного бюджета [3].
Таким образом, можно сделать вывод, что порядок взимания и распределения ввозных пошлин при пересечении товарами таможенную границу ЕАЭС представляет собой сложный процесс, который регулируется многочисленными нормативно-правовыми документами. Кроме того, ввозные пошлины, составляющие наибольшую часть всех таможенных платежей, администрируемых таможенными органами стран ЕАЭС, также играют важную роль в формировании бюджета страны, и с каждым годом эта роль становится значительнее.
За период с 2021 по 2023 г. наблюдается сокращение сумм ввозных таможенных пошлин, администрируемых Федеральной таможенной службой РФ в доходы федерального бюджета, наряду с суммами вывозных таможенных пошлин (табл. 3). При этом наблюдается рост таможенных пошлин и налогов, уплачиваемых физическими лицами. Это связано с геополитической ситуацией в стране, санкционными ограничениями, а также с необходимостью развития внутреннего производства отдельных промышленных товаров в России.
Таблица 3
Динамика и структура перечислений, администрируемых ФТС России
в федеральный бюджет в 2021–2023 гг., млрд руб.
Показатели |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
Ввозные таможенные пошлины |
756 |
481 |
543 |
Вывозные таможенные пошлины |
2526 |
2732 |
1388 |
Таможенные пошлины, таможенные налоги от физических лиц |
44 |
77 |
106 |
Исходя из этого, порядок и механизм исчисления, взимания и распределения таможенных платежей требуют особого внимания, высокой квалификации персонала и участников внешнеэкономической деятельности. Гарантия уплаты таможенных пошлин считается залогом постоянного наполнения государственной казны и, более того, необходимым условием существования сильного государства.
Основная доля освобождений от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов при ввозе товаров в особые экономические зоны в 2023 г. приходится на льготы, предоставленные для товаров, ввозимых в Особую экономическую зону в Калининградской области, – 121,5 млрд руб. (96% от общей суммы льгот, предоставленных при ввозе товаров в особые экономические зоны) [4].
В 2023 г. таможенные органы получили гарантию уплаты таможенных пошлин и налогов на общую сумму более 614 млрд руб. Основная часть этой суммы принимается таможенными органами.
Поступление сумм вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти, в 2023 г. составило 2 506,4 млрд руб., или 150,6% от суммы, учтенной при формировании обновленного закона о федеральном бюджете. По отношению к 2021 г. поступление средств от взимания экспортных пошлин на сырую нефть сократилось на 54 625,4 млн. руб. Основной причиной снижения поступлений от экспортных пошлин на сырую нефть является снижение курса доллара по отношению к рублю на 12,3%.
По отношению к 2023 г. приток средств от взимания экспортных пошлин на газ увеличился на 39 745,9 млн. руб., или на 7,4%. Причиной увеличения поступлений по экспортным пошлинам на газ является увеличение реальной цены на газ в странах дальнего зарубежья примерно на 12,4%, а также увеличение облагаемых натуральным налогом объемов экспорта газа на 4,4%.
Основные направления совершенствования функционирующей системы таможенно-тарифного регулирования на текущий момент отражены в распоряжении Правительства РФ № 1388-р «О стратегии развития таможенной службы до 2030 года» [5].
Среди них можно выделить некоторые фундаментальные:
– разработка и совершенствование комплекса нормативно-правовых актов по вопросам эффективной реализации ТК в рамках ЕАЭС;
– разработка правовой базы, содействующей более тесному информационному взаимодействию таможенных и налоговых органов в отношении прослеживаемости движения товаров;
– совершенствование вопросов, связанных с обеспечением исполнения обязанностей по уплате таможенных пошлин и налогов, вопросов обеспечения внесения денежных залогов и предоставления банковских гарантий;
– цифровизация процессов межведомственного взаимодействия в отношении предоставления сведений о совершении таможенных операций и сведений о наличии или отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, пени и штрафов;
– своевременная доработка программных информационных средств таможенных органов в целях создания единого цифрового сервиса таможенного и налогового администрирования, а также валютного контроля;
– актуализация и разработка технологических карт межведомственного взаимодействия таможенных органов с иными федеральными органами исполнительной власти;
– непрерывное обновление перечней товаров с указанием кодов и классификаций товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в рамках ЕАЭС в целях наиболее точной идентификации товаров, перемещаемых через таможенную территорию.
Заключение
Таким образом, таможенные платежи, составляя значительную долю доходов федерального бюджета Российской Федерации, являются важным инструментом регулирования объемов и направлений внешней торговли страны.
В сложившихся условиях приоритетными задачами таможенно-тарифной политики на ближайшую среднесрочную перспективу необходимо назвать:
- создание условий для расширения российского несырьевого экспорта, а также для эффективного встраивания предприятий России и других государств ЕАЭС в трансграничные производственные объединения;
- оптимизацию ставок импортных пошлин на материалы, оборудование, части и комплектующие, вовлеченные в экспортно-ориентированное производство, для повышения конкурентоспособности отечественной продукции на внешних рынках;
- разработку мер таможенно-тарифного регулирования, направленных на обеспечение сбалансированности товарных рынков и недопущение ускоренного роста цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, на достижение поставленных задач по импортозамещению и обеспечение продовольственной безопасности страны.
Практическую ценность реформирования таможенной политики государства можно повысить с помощью:
– соответствующего анализа оценки влияния факторов на объем внешнеторгового оборота РФ;
– четко сформулированных ориентиров таможенно-тарифной политики (ТТП), сроков их реализации, а также прогноза их влияния на экономику в ближайшей перспективе;
– прогноза влияния предполагаемых мер ТТП на доходы федерального бюджета, на внутренний спрос и производство;
– прогноза влияния последствий изменений таможенно-тарифной политики в связи с расширением ЕАЭС на бюджет Российской Федерации;
– прогноза влияния предполагаемых мер ТТП, применяемых к трансграничной (электронной) торговле в Российской Федерации.