Введение
Германия одной из первых стала реализовывать энергетическую политику в сфере развития альтернативных источников энергии и в настоящее время входит в группу лидеров в области развития возобновляемой энергетики в Евросоюзе. Среди факторов, способствующих переходу на возобновляемые источники энергии (далее – ВИЭ), можно выделить следующие: сокращение объемов невозобновляемых энергоресурсов, повышение концентрации парниковых газов при добыче полезных ископаемых, рост цен на энергоресурсы, обеспечение энергетической безопасности, изменение потребностей и самосознания людей в вопросах защиты климата.
На возможность активного использования ВИЭ для получения энергии повлияли и природные особенности Германии, такие как климат, рельеф и внутренние воды.
Климат страны имеет свои особенности. Германия расположена в умеренном климатическом поясе, на севере климат морской, южнее переходит в умеренно-континентальный. Северное и Балтийское моря влияют на климат северной части страны, делая его морским с дождливым летом и теплой зимой, штормами. На востоке и юго-востоке – континентальный климат с более жарким летом и холодной зимой. На самом юге в Альпийских горах типичный горный климат [1].
Территория Германии подразделяется на три крупные широтно-ориентированные области: обширная Северо-Германская низменность – на севере, горы средней части Германии – в центре, предгорья Альп и Баварское плоскогорье – на юге. Более двух процентов территории страны занимают озера, реки и другие водоемы. Речная сеть Германии густая и полноводная. Основными реками страны являются Рейн, Одер, Дунай со своими притоками. В стране создана густая сеть искусственных каналов. В Германии множество природных озер, преимущественно ледникового происхождения [2].
Различия природных условий на севере и юге Германии делают актуальным вопрос изучения особенностей и видов ВИЭ, перспектив развития возобновляемой энергетики в северных и южных федеральных землях Германии.
Германия является экономически развитым государством и значимым участником международных отношений, ее опыт активного использования ВИЭ в общем объеме производства электроэнергии, применения новых технологий и нормирования процессов может быть полезен другим странам мира.
Методология и результаты исследования
В исследовании использованы следующие методы: изучение данных нормативно-правовых актов, научной литературы; анализ основных показателей ВИЭ; обобщение данных и выявление общих тенденций развития ВИЭ. Анализ документов и оценка развития определенных видов ВИЭ проведены по северным землям Германии: Нижняя Саксония, Шлезвиг-Гольштейн и Мекленбург-Передняя Померания – и по южным землям: Баден-Вюртемберг и Бавария.
Все федеральные земли Германии руководствуются Законом о возобновляемых источниках энергии, последняя редакция которого была принята в 2023 г. Данный закон устанавливает общую цель по доле ВИЭ в валовом потреблении энергии, определяет объемы тендеров и задает вектор развития каждого возобновляемого источника энергии [3].
В свою очередь, федеральные земли принимают решение о том, какой сектор возобновляемой энергетики получит приоритетное развитие. Конкретные цели, меры и прогнозы энергетической политики отражены как в законах о защите климата и развитии энергии, так и в планах, программах и концепциях развития возобновляемой энергетики. Вследствие многообразия региональных программ использования ВИЭ задачи и целевые показатели существенно отличаются между федеральными землями. Каждая земля устанавливает свое целевое значение, чтобы к 2030 г. добиться достижения единой федеральной цели.
С географической точки зрения наиболее благоприятно складывается развитие сектора возобновляемой энергетики на севере и юге Германии. Северные земли (Нижняя Саксония, Шлезвиг-Гольштейн и Мекленбург-Передняя Померания) имеют приморское положение, что способствует развитию наземной и особенно офшорной ветроэнергетики. Поэтому основополагающее внимание в законах уделяется энергии ветра.
В 2016 г. правительство Нижней Саксонии приняло Заявление о миссии в области устойчивой политики в сфере энергетики и защиты климата. Энергетическая безопасность, доступность и экологичность составили основу энергетической политики земли. Запланировано, что энергоснабжение Нижней Саксонии практически полностью перейдет на ВИЭ не позднее 2050 г. [4]
Закон Нижней Саксонии о содействии защите климата и смягчении последствий изменения климата (NKlimaG) был принят в декабре 2020 г. Последняя поправка была принята в июне 2022 г. Согласно закону, потребности Нижней Саксонии в энергии должны в большей степени удовлетворяться за счет ВИЭ. При этом как минимум 1,7% территории земли должны быть определены в качестве приоритетных зон использования энергии ветра в региональных программах территориального планирования к 2027 г. и как минимум 2,2% – к 2033 г. Для развития солнечной фотоэлектрической энергии выделяется как минимум 0,47% территории земли к 2033 г.
В законе также оговариваются целевые показатели по выработке электроэнергии. К 31 декабря 2035 г. общая установленная мощность ветряных наземных электростанций должна составлять не менее 30 ГВт, а общая установленная мощность фотоэлектрических систем – не менее 65 ГВт [5].
В земле Шлезвиг-Гольштейн Закон об энергетическом переходе и защите климата (EWKG) был принят в марте 2017 г. В контексте сокращения выбросов парниковых газов особое значение имеет повышение энергосбережения, ресурсосбережения и энергоэффективности, а также расширение сектора возобновляемой энергетики. Производство электроэнергии из ВИЭ в Шлезвиг-Гольштейне должно быть увеличено как минимум до 37 ТВт*ч к 2025 г. Доля тепла от ВИЭ в конечном потреблении тепла в Шлезвиг-Гольштейне должна составлять не менее 22% к 2025 г. [6]
Последняя поправка в закон была внесена в декабре 2021 г. Согласно текущей редакции закона фотоэлектрическая система на крыше становится стандартом при новом строительстве, а также при ремонте более 10% площади крыши всех нежилых зданий. При строительстве новых парковок большего размера на них также предусматривается обязательная установка фотоэлектрических систем.
Также предполагается ввести обязательное использование ВИЭ для теплоснабжения зданий. Аналогичное регулирование для нового строительства уже существует на федеральном уровне. В частности, стандарт предусматривает, что с июля 2022 г. при замене системы отопления в зданиях, построенных до 2009 г., не менее 15% годовой потребности в энергии будет удовлетворяться за счет ВИЭ. И в будущем муниципалитеты будут обязаны составлять муниципальный план по отоплению и охлаждению, что позволит примерно 50% домохозяйств в Шлезвиг-Гольштейне лучше планировать переход на ВИЭ [7].
Закон о защите климата в Мекленбурге-Передней Померании в настоящее время находится на стадии разработки. В марте 2022 г. правительство земли одобрило создание межминистерской рабочей группы по защите климата для разработки закона. Актуальной целью рабочей группы является привлечение различных ведомств для обсуждения законопроекта [8].
В 2010 г. в Мекленбурге-Передней Померании был принят План действий по защите климата. Помимо установления мер по смягчению негативного воздействия на климат, план рассматривает развитие сектора возобновляемой энергетики в федеральной земле. Следует отметить, что доля ВИЭ в потреблении первичной энергии в Мекленбурге-Передней Померании почти в два раза выше, чем в других северных землях. С другой стороны, здесь самое низкое потребление первичной энергии среди всех исследуемых земель (например, в Бранденбурге потребление первичной энергии было почти в четыре раза выше за аналогичный период) [9].
В феврале 2015 г. была принята Концепция энергетической политики для земли Мекленбург-Передняя Померания. С точки зрения регионального развития акцент сделан на сохранении децентрализации энергоснабжения, внедрении современных технологий хранения данных и отказе от одностороннего подхода к устаревшим электростанциям. Поэтому цели энергетической политики были определены в следующих областях: будущий энергетический баланс, эффективное производство и эффективное использование полученной энергии, а также транспортировка электроэнергии, газа и тепла по соответствующим сетям. Энергетический переход в рассматриваемой федеральной земле, несмотря на его значительный прогресс, находится на начальном этапе развития [10].
Южные земли (Баден-Вюртемберг и Бавария), напротив, не имеют выхода к морю, поэтому строительство офшорных ветряных электростанций в них невозможно. Однако здесь особенно благоприятно развивается гидроэнергетика за счет наличия полноводной и разветвленной речной системы. Помимо гидроэлектростанций, в южных федеральных землях довольно много фотоэлектрических систем, что также является отражением географического положения, в частности, более длинного светового дня. Приоритетное использование гидроэнергии и солнечной энергии прослеживается в законодательной базе земель.
В июле 2013 г. в федеральной земле Баден-Вюртемберг был принят Закон о содействии защите климата. Закон в первую очередь устанавливает меры по защите климата, где важную роль играет развитие возобновляемой энергетики. Более того, он призывает каждого вносить вклад в достижение целей по защите климата, в частности, путем энергосбережения, эффективного предоставления, преобразования, использования и хранения энергии, а также использования ВИЭ в соответствии со своими возможностями [11].
В следующем году была принята Интегрированная концепция в области энергетики и защиты климата Баден-Вюртемберга (IEKK). Согласно данной концепции основными факторами предстоящей реструктуризации энергоснабжения являются: решительный отказ от ядерной энергетики; требования по защите климата; ограниченная доступность ископаемого топлива.
Наряду с защитой климата в центре внимания остаются такие цели в области энергетики, как обеспечение безопасности поставок и доступные цены на энергоносители. Все цели правительства земли в области энергетической политики основаны на энергетическом сценарии Баден-Вюртемберга до 2050 г., подготовленном Центром исследований солнечной энергии и водорода (ZSW). Ожидается, что в 2050 г. ВИЭ внесут весомый вклад в производство электроэнергии, их доля составит 86%.
Интегрированная концепция акцентирует внимание на развитии сектора теплоснабжения. В отличие от электроэнергетического сектора, здесь доля ВИЭ, а также их ежегодные темпы роста все еще довольно низки. Поскольку доминирующее использование биомассы достигает своих пределов, требуется значительное увеличение количества солнечных коллекторов, а также использование тепловой и геотермальной энергии.
В транспортной сфере стратегия перехода на ВИЭ до сих пор основывалась главным образом на добавлении топлива, получаемого из биомассы. Оценка связанных с этим воздействий на климат и дальнейшая стратегия расширения использования биотоплива в настоящее время являются предметом дискуссий [12].
В Баварии Закон о защите климата (BayKlimaG) был принят в ноябре 2020 г. Особое значение в достижении целей по смягчению последствий изменения климата придается энергосбережению, эффективному предоставлению, преобразованию, использованию и хранению энергии, развитию ВИЭ, использованию информационно-коммуникационных технологий и цифровых инструментов в целях экономии энергии и ресурсов, модернизации транспортного сектора и энергетической реконструкции зданий [13].
Энергетическая концепция Баварии “Energie innovativ” была впервые принята в мае 2011 г., а Баварская энергетическая программа – в 2015 г. На их основе в ноябре 2019 г. была составлена и опубликована Баварская программа действий в области энергетики. Она включает в себя 73 меры по развитию возобновляемого энергоснабжения, распределенные по следующим 13 областям: солнечная энергия, водород, гидравлическая энергия, биоэнергия, энергия ветра, геотермия, надежность энергоснабжения, энергосети, когенерация, гибкость (секторальная связь), эффективные здания, эффективные предприятия и энергетические исследования [14].
По состоянию на 2022 г. 69 из 73 мер были успешно реализованы. Особенно успешно были достигнуты меры в области солнечной энергии. Правительство земли разрешило устанавливать больше фотоэлектрических систем на неблагополучных сельскохозяйственных землях уже в 2020 г. На федеральном уровне Бавария успешно лоббировала отмену ограничения в 52 ГВт для расширения производства фотоэлектрических систем. А Государственное агентство по энергетике и защите климата запустило информационную кампанию по солнечной тепловой энергии [15].
В настоящее время в Германии происходит переход от традиционных источников энергии к альтернативным, что обусловлено повышенным вниманием к экологическим проблемам, ограниченностью собственных энергоресурсов, а также развитием передовых производственных технологий по выработке электроэнергии из ВИЭ [16].
Главным индикатором является доля ВИЭ в валовом производстве энергии. В Германии этот показатель растет каждый год. В 2021 г., в частности, он составлял 39,8%, а в настоящее время приближается к отметке 50%. Что касается исследуемых земель, в каждой земле изменение объема использования ВИЭ происходит в своем темпе, который можно проследить по основным показателям развития альтернативных источников энергии (см. таблицу) [17].
Основные показатели развития ВИЭ
Показатели |
Бавария |
Баден-Вюртемберг |
Мекленбург-Передняя Померания |
Нижняя Саксония |
Шлезвиг-Гольштейн |
Германия |
Доля ВИЭ в валовом производстве энергии (2021, %) |
48,5 |
35,8 |
77,8 |
51,6 |
59,1 |
39,8 |
Мощность наземной ветроэнергетики (2022, МВт) |
2595 |
1764 |
3583 |
12078 |
7452 |
58 047 |
Мощность фотоэлектрической энергетики (2022, МВт) |
18619 |
8285 |
3392 |
5607 |
2371 |
67 440 |
Производство гидроэнергии (2021, млн кВтч) |
11420 |
4529 |
4 |
261 |
5 |
19 657 |
Производство энергии из биомассы (2022, млн кВтч) |
9524 |
4939 |
2452 |
9005 |
3040 |
48 629 |
Прогрессивнее всего развивается Мекленбург-Передняя Померания со значением этого показателя 77,8%. В других исследуемых землях этот индикатор принимает более низкие значения. Например, в Баден-Вюртемберге он имеет минимальное значение и составляет всего 35,8%. Однако такая разница между северными и южными землями во многом обусловлена не реальным отставанием южных земель, а большим объемом производимой энергии на юге, в котором возобновляемые источники даже при их расширенном использовании занимают небольшую долю [18].
Приоритет в использовании конкретного источника энергии всецело зависит от географического положения земли. Северные земли Германии находятся на побережье Северного и Балтийского морей, поэтому здесь преобладают сильные, порывистые ветра, которые способствуют развитию как офшорной, так и наземной энергетики. Лидером в этом секторе является Нижняя Саксония, в которой мощность наземной ветроэнергетики в 2022 г. составила 12078 МВт.
Однако развитие наземной и офшорной ветроэнергетики идет разными темпами. Офшорная ветроэнергетика развивается намного медленнее наземной в связи со сложностями ведения работ в морских условиях, высокой стоимостью морских ветротурбин и подключения в энергосеть. При этом офшорная ветроэнергетика не перестает развиваться, постоянно снижая высокие капитальные затраты [19].
Наземная ветроэнергетика активно развивается и в южных землях. В земле Баден-Вюртемберг ежегодно увеличивается количество вводимых новых ветроэнергетических мощностей. В 2020 г. их доля в энергетическом секторе составила 10% [20]. В целом Германия является лидером в области установки наземных ветроэнергетических преобразователей в Европе, на сегодняшний день это лидер рынка в регионе и мировой лидер в области ветряных технологий [21].
Однако более активно на юге развивается солнечная энергетика. Это обусловлено длинным световым днем и большой площадью территории, пригодной для солнечных установок. Так, в Баварии мощность фотоэлектрической энергетики в 2022 г. достигла отметки 18619 МВт.
Бурное развитие солнечной генерации стало возможным главным образом благодаря мерам государственной поддержки производителей и потребителей нетрадиционной энергии на среднесрочную перспективу [22]. В Германии планируется увеличить установленную мощность солнечных технологий до 200 ГВт; повысить годовые лимиты аукционных мощностей и фиксированные тарифы солнечным установкам; расширить объемы применения солнечных панелей на крышах коммерческих зданий; ввести равномерное распределение субсидий между промышленными солнечными установками и солнечными панелями на крышах домов [23].
Гидроэнергетика в Германии является самым древним из секторов возобновляемой энергетики. Ее история началась в конце XIX в. Большинство гидроэлектростанций (далее – ГЭС) расположено в западных, южных и восточных землях Германии, в то время как водные ресурсы севера сильно истощены. В анализируемых землях абсолютное большинство по количеству работающих в настоящее время ГЭС принадлежит Баварии. Показатели по сектору гидроэнергетики также одни из самых высоких в данной земле. В 2021 г. производство гидроэнергии в Баварии составило 11420 млн кВтч, или почти 60% от общегерманского показателя [24].
В структуре ГЭС Германии присутствуют как малые по мощности – до 5МВт, так и средние – от 5 до 25МВт – и мощные – свыше 25 МВт ГЭС. В Баварии функционируют все виды ГЭС. Самой мощной ГЭС Баварии является Langenprozelten power plant – 164 МВт, объем годовой выработки электричества составляет 621,77 млн кВт·ч. ГЭС самой малой мощности – Trausnitz power plant – 1 МВт, объем годовой выработки электричества – 3,58 млн кВт·ч [25].
Еще одним сектором возобновляемой энергетики, хоть и небольшим, является биоэнергетика, или производство энергии из биомассы. Лидерство здесь также занимает Бавария с показателем 9524 млн кВтч в 2022 г. Однако конкуренцию ей составляет Нижняя Саксония со значением 9005 кВтч.
Развитию биоэнергетики уделяется гораздо меньшее внимание, чем другим источникам энергии. Поэтому ежегодно как в землях, так и в целом в Германии показатели данного сектора неуклонно снижаются [26].
Таким образом, энергетический потенциал северных и южных федеральных земель существенно различается. Северные земли в большей степени реализовали или даже исчерпали свой энергетический потенциал по некоторым источникам, что проявляется в показателе доли ВИЭ в общем производстве энергии. Приоритетное развитие на севере имеет сектор ветроэнергетики в силу выгодного приморского местоположения земель. Также развивается солнечная энергетика и биоэнергетика, однако она не может конкурировать с аналогичными секторами на юге Германии.
Солнечная энергия наиболее успешно развивается в южных землях в связи с благоприятными природно-климатическими условиями, в частности продолжительным световым днем. В отличие от северных земель, где отсутствуют мощные гидроресурсы, в южных землях гидроэнергетика занимает важную долю в энергетическом секторе и составляет преобладающую долю в общем показателе гидроэнергетики в Германии.
По большинству показателей Бавария является лидером в области продвижения возобновляемой энергетики в Германии. В Баварии наблюдается прогрессивное развитие как в секторе фотовольтаики, так и в секторах гидроэнергетики и биоэнергетики. Ветроэнергетика также планомерно развивается, однако приоритетное внимание уделяется именно солнечной энергетике.
Германия – одна из первых стран в мире, которая выполнила требования Парижского соглашения по климату и начала активно развивать сектор возобновляемой энергетики. Однако сейчас данный сектор сталкивается с множеством проблем.
К середине 2022 г. в Германии завершился энергопереход. ВИЭ стали приоритетными по наращиванию мощностей и доступу к общей сети для отпуска электроэнергии. Традиционная генерация была переориентирована на поддержку ВИЭ. Экономика Германии оказалась перегружена инвестиционными вливаниями в электроэнергетический сектор в ущерб другим секторам, при этом инвестиции были израсходованы крайне нерационально. В результате произошел существенный рост цен на энергоресурсы и повсеместные ограничения доступа к электроэнергии практически всех категорий потребителей. Экологическая нейтральность электроэнергетики также не была достигнута. Электроэнергетика Германии перестала соответствовать критериям, установленным в Плане 2030, и не достигла ЦУР 7 (недорогостоящая и чистая энергия) [27].
Общим недостатком всех альтернативных источников энергии является зависимость от природных условий и изменений климата. Немецкие домохозяйства, получающие энергию из ВИЭ, находятся в зоне риска и испытывают серьезные проблемы с тепло- и электроснабжением при возникновении неблагоприятных природных условий на фоне отказа от угольной энергии и ликвидации атомных электростанций.
Более того, существует необходимость в разработке современных систем накопления и хранения «зеленой» энергии. В настоящее время часть получаемой энергии рассеивается в результате несовершенных резервуаров хранения, что делает альтернативные источники энергии крайне не энергоэффективными [28].
Эксплуатация систем генерации ВИЭ связана с определенными рисками, которые можно разделить на две категории: риски, связанные с зависимостью выработки электроэнергии от климатических факторов; риски, связанные с выходом из строя отдельных элементов и узлов генерирующего объекта. Поэтому оценку эффективности инвестиционных проектов с ВИЭ необходимо производить с учетом указанных рисков в условиях неопределенности. Перспективным представляется использование методики оценки риска с применением диаграмм «причина – последствие», где последствия выражены экономическими потерями [29].
Анализ энергетической статистики Евросоюза и Германии за 2014–2020 гг. показал, что без использования крупных накопителей энергии максимальная доля электроэнергии от ВИЭ в развитом государстве не может превышать 15–18% от общего объема потребляемой электроэнергии. Выработки энергии за счет ВИЭ недостаточно для бесперебойной работы предприятий промышленности, транспорта и коммунального хозяйства. Перспективным направлением получения электроэнергии является биомасса, существенные объемы использования которой могут решить проблемы энергетической и экологической безопасности государств [30].
Для активного развития ВИЭ большое значение имеет применение новых технологий, которые минимизируют проблемы возобновляемой энергетики. Можно выделить следующие технологии, способствующие увеличению эффективности и снижению окупаемости проектов в сфере возобновляемой энергетики: цифровизация процессов, использование искусственного интеллекта; создание мини-электросетей; развитие рынка батарей коммунального назначения, энергоаккумулирующих устройств; разработка новых систем хранения электроэнергии; электрификация конечных секторов [31].
В Германии активно развивается водородная энергетика и соответствующие технологии. В 2020 г. правительством ФРГ была принята Национальная водородная стратегия, целями которой стали повышение конкурентоспособности водорода по сравнению с другими ВИЭ; развитие национального производства водорода; расширение инфраструктуры и рынков сбыта. Стратегия содержит меры государственной поддержки развития производственных мощностей в Германии. В среднесрочной перспективе Германия планирует производить и поставлять за рубеж новейшие электролизеры, топливные элементы и автомобили на их основе, технологии улавливания и захвата водорода [32].
Сектор возобновляемой энергетики встречается с различными препятствиями на своем пути развития. Даже несмотря на финансовую поддержку правительства и продвижение возобновляемой энергетики, данный сектор до сих пор остается очень дорогостоящим для реализации на федеральном уровне и для населения на локальном уровне.
Помимо этого использование альтернативных источников энергии оказывает неоднозначное влияние на окружающую среду. С одной стороны, они действительно более экологичны, чем традиционные источники, поскольку при производстве энергии практически не оставляют углеродный след. С другой стороны, эта экологичность относительна. Само строительство установок по выработке возобновляемой энергии нарушает экосистему территории. Ветряки вызывают шумовое загрязнение на суше и загрязнение воды при строительстве на море, а гидроэлектростанции полностью меняют и нарушают экосистему рек и озер. Более того, все установки экологичны до тех пор, пока они работают. После истечения срока эксплуатации они подлежат утилизации, однако в Германии до сих пор не создано достаточное количество мест, способных утилизировать такое оборудование, и в процессе утилизации выделяются крайне вредные для окружающей среды вещества.
Тем не менее сектор возобновляемой энергетики продолжает развиваться. Федеральное правительство и ландтаги всех земель стремятся всецело внедрять данный сектор в энергетику Германии. Население также участвует в этом процессе. Хотя многое оборудование является дорогостоящим, граждане остаются привержены идеям экологически чистой энергии. В частности, все большее количество немцев устанавливает солнечные панели на крышах своих домов, что в долгосрочной перспективе является более выгодным, чем использование традиционных источников энергии.
Особое внимание уделяется развитию относительно новых секторов возобновляемой энергетики – биоэнергетики и водородной энергетики. Биоэнергетика является более экологически чистым источником энергии по сравнению с другими, в то время как водородная энергетика все чаще включается в программы поддержки правительства в силу своей высокой эффективности.
Заключение
В секторе возобновляемой энергетики Закон о возобновляемых источниках энергии является основным на всей территории Германии. На региональном уровне дополнительно приняты законы и программы, направленные на развитие сектора в целом и на продвижение определенных источников энергии в частности. В них устанавливаются целевые показатели, которые стремится выполнить каждая федеральная земля к определенному году, а также указываются меры поддержки данного сектора и проекты сотрудничества с другими землями в области достижения экологически чистого производства энергии.
Конкретные меры и прогнозы энергетической политики также отражены как в законах о защите климата и развитии энергетики, так и в стратегиях устойчивого развития в каждой земле. В силу разнообразия региональных программ развития альтернативной энергетики задачи и целевые показатели значительно различаются между федеральными землями. Каждая земля устанавливает свою цель, чтобы к 2030 г. достичь высокой доли ВИЭ в общем производстве энергии.
Сравнив показатели установленных мощностей и производства электроэнергии по различным ВИЭ, можно отметить, что в Северной Германии господствует ветроэнергетика, причем не только береговая, но и офшорная. Все северные федеральные земли находятся на побережье либо Северного, либо Балтийского морей, поэтому именно здесь энергия ветра эффективно преобразуется в электроэнергию, а прибрежное положение предоставляет широкие возможности по строительству ветроэлектростанций на море.
В южных землях, напротив, приоритетное развитие получает солнечная энергетика, поскольку на юге световой день имеет большую продолжительность. Кроме этого южные земли занимают суммарно большую территорию, чем северные, поэтому здесь развивается целый комплекс альтернативных источников энергии. Помимо фотоэлектрической энергетики, большое значение на юге имеет гидроэнергетика в связи с обилием крупных полноводных рек и биоэнергетика. Лидер по развитию возобновляемой энергетики как на юге Германии, так и среди исследуемых земель – Бавария.
Однако сектор возобновляемой энергетики не всегда является экологической чистой заменой традиционным способам выработки энергии. До сих пор некоторые системы хранения получаемой энергии не являются герметичными, вследствие чего часть энергии уходит в окружающую среду. Сам процесс производства энергии экологичен, однако системы, используемые для производства возобновляемой энергии, особенно ветряки, имеют короткий срок эксплуатации. Утилизировать эти системы может крайне малое количество предприятий в Германии, и при утилизации этих установок происходит выброс вредных веществ.
Другой проблемой сектора является сильная зависимость от природно-климатических условий. Недостаточно солнечный год или отсутствие постоянных ветров приводили к сбоям энергоснабжения, что в первую очередь отражалось на населении.
Сектор возобновляемой энергетики продолжает развиваться. Германия стремится достичь установленных в законе показателей к 2030 г., поэтому в оставшийся период будут рассматриваться новые пути повышения энергоэффективности альтернативной энергетики. Если удастся решить проблемы с хранением энергии и утилизацией установок, данный сектор станет намного более экологичным и эффективным. Решающим фактором при этом является выработка грамотной приемлемой обществом энергетической политики.