Введение / Introduction
Согласно мнению А. К. Ерохина, прежнее образование уже устарело и требует коренного пересмотра подходов к обучению [1]. В данной статье мы хотим развеять этот миф и доказать, что сегодня, когда изменилась онтология образования в контексте информационного общества и инновационная деятельность охватила все уровни системы образования, старые концепции, в частности педагогическая теория и дидактический материал «Дары Фрёбеля», остаются также уникальными и в эпоху информационно-коммуникативных технологий. Важно только их адаптировать под современные принципы образования и рассмотреть в новых специфических условиях обучения, которое направлено на то, что учитель должен обучить детей мыслить, анализировать и рассуждать нестандартно, добывать знания самостоятельно, творчески и нетривиальным путем. И к достижению этой цели мы стремимся не только благодаря внедрению в учебный процесс методического наследия Ф. Фрёбеля, но и через такой инструмент ТРИЗ, как метод поиска решений творческих задач, родоначальником которого выступил советский изобретатель Г. С. Альтшуллер [2]. Представление о том, что «все новое – хорошо забытое старое», открывает пути и направления для дальнейшего педагогического поиска. С позиций сегодняшнего дня и с учетом Федеральной образовательной программы начального общего образования (ФОП НОО) [3] можно утверждать, что обе эти концепции, созданные, кстати, в разное время, являются актуальными и требуют, безусловно, адаптации к современной среде обучения. Объединяет эти два подхода их новаторство, личностно ориентированная модель образования и межпредметная интеграция.
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» и модели ТРИЗ-педагогики, по мнению Г. А. Краснощековой и В. А. Семеновой, открывают новые возможности их использования в процессе реализации основных общеобразовательных программ начального общего образования [4]. Однако к настоящему времени, как отмечают О. А. Жарина и В. А. Семенова, в синтезе они еще не использовались в дидактике не только применительно ко всем учебным предметам, но и в рамках дисциплины «иностранный язык» [5]. Как отмечает А. В. Николаева, «наследие Ф. Фрёбеля вновь привлекает к себе внимание теоретиков и практиков образования, ищущих пути и способы реализации гуманистических идеалов в обучении подрастающего поколения». С ее точки зрения, педагогическая, или образовательная, реинновация – действенный способ усовершенствования современного отечественного образования [6]. Как писал М. С. Гафитулин, основные методы, технологии и принципы системы обучения ТРИЗ сегодня тоже как никогда актуальны [7]. Авторы Е. Л. Пчелкина и А. В. Кислов подчеркивают, что они способны развить творческий потенциал ребенка, поиск решения задач не только в одной области, но и в различных сферах жизни, что весьма важно для современного мира [8].
По нашему мнению, сближает концепции Ф. Фрёбеля и Г. С. Альтшуллера то, что в их содержании, как и в основе современной ФОП НОО, лежит проявление творческого начала в человеке, творческое освоение мира.
В конце 40-х годов ХХ века в СССР произошло зарождение уникального инструмента – теории решения изобретательских задач (ТРИЗ, The Theory Of Inventive Problem Solving) под руководством Г. С. Альтшуллера. Он придерживался мнения, что «принципы управления мышлением при решении изобретательских задач могут быть перенесены на организацию творческого мышления в любой области человеческой деятельности» [9].
Анализируя эволюционное развитие теории решения изобретательских задач, представленное в исследовании И. Экмекчи [10] (рис. 1), можно предположить, что ТРИЗ чаще всего используют применительно к точным наукам и изобретательству, ибо эта теория направлена под техническое использование. Однако на сегодняшний день технология ТРИЗ как никогда набирает популярность именно в образовании. Г. А. Краснощекова и В. А. Семенова отмечают, что знание элементов, методов, инструментов, особенностей применения ТРИЗ поможет их адаптировать под любую предметную область, в том числе обучение детей иностранному языку [11].
Риc. 1. Этапы становления ТРИЗ
Обзор литературы / Literature review
М. С. Гафитулин считал, что ТРИЗ является уникальной технологией творчества, а Б. Л. Селюцкий утверждал, что «комплекс знаний, объединенных под названием ТРИЗ, должен превратиться в неотъемлемую часть общечеловеческой культуры» [12]. В технологии ТРИЗ существенное место занимает личность, способная отказаться от шаблонных задач, решений и мыслить нетривиально, творчески. Безусловно, творческий подход можно найти в простых повседневных задачах, вплоть до новаторских научных открытий. Так, по мнению зарубежных ученых Л. Ибраевой, Д. Хелмер и А. КоэнМиллер, творчество связано с важнейшими вызовами XXI века, такими как непредсказуемость и сложность быстро меняющегося, глобализирующегося мира. Поэтому тема творчества получила значительное внимание и широко изучается в образовании на протяжении последних нескольких десятилетий [13]. Исследования Г. А. Краснощековой и В. А. Семеновой показывают, что на базе теории ТРИЗ как раз и можно развить у детей творческое воображение [14].
В научной литературе существует множество определений понятия творчество. Так, в 1952 году американский поэт и ученый Б. Гизелин охарактеризовал творчество как процесс изменения, развития, эволюции в организации субъективной жизни [15]. В 1962 году американские ученые Н. Гупта, Юн Хи Чжан, С. Медник и Д. Э. Хубер считали, что творчество – это формирование ассоциативных элементов в новые комбинации, которые либо отвечают требованиям, либо каким-то образом являются полезными [16] Кроме того, исследователи творчества A. K. Роджер, З. С. Формелла упомянули в своем труде ученого Ф. Ю. Вернона, который в 1989 году отмечал, что данный термин представляет собой способность человека создавать новые или оригинальные идеи, изобретения или художественные продукты, которые признаются экспертами как имеющие научную, эстетическую, социальную или техническую ценность [17]. Представляется интересным позиция С. Саид-Метвали, выделяющего четыре подхода к изучению креативности: исследование творческого процесса, творческой личности, творческой среды и конечного инновационного продукта [18]. Отсюда следует, что развитие креативности – это медленный поэтапный процесс и необходимы условия, обеспечивающие формирование творческой личности.
Окружающие привыкли думать, что термин творчество в основном применим только к прорывным, новаторским идеям, но специалист в данной области M. Чиксентмихайи полагает, что существует два вида творческого решения проблем:
– Big-c creativity, описывающий глобальный вид мышления;
– Small-c creativity, направленный на создание небольших идей [19].
Люди, деятельность которых направлена на создание «миниатюрных» новшеств, часто полагают, что не способны масштабно мыслить, не являются достаточно креативными личностями, забывая, однако, что если они смогут научиться сосредотачиваться на мелочах, то узнают о себе как о творческом существе, а творчество – часть всего нашего существования в мире. Как писал легендарный древнекитайский философ Лао-Цзы, «преодоление трудного начинается с легкого, осуществление великого начинается с малого, ибо в мире трудное образуется из легкого, а великое – из малого», как отмечено в переводе текста, выполненном С. Митчеллом [20].
Творчество является ключевым элементом в колесе жизненного баланса и имеет огромную значимость в формировании условий для развития собственной индивидуальности, в том числе и в детском возрасте. В становлении личности ребенка существенное значение играет речевое творчество. Как отмечала в своем интервью профессор Российской академии театрального искусства Т. Д. Сегова [21], «речь – это творчество». Дети лучше всего постигают языковую деятельность творчески в дошкольном и младшем школьном возрасте, и от них не нужно требовать творчества, их нужно ему научить, в том числе творчеству речевому.
По мнению сертифицированного специалиста по ТРИЗ Ленинградской школы Е. Л. Пчелкиной, речевое творчество является основным фактором интеллектуального развития [22]. Взаимосвязь между изучением иностранного языка и развитием мышления подробно представлена в работах иностранных ученых. Так, К. Х. Ким указывал на то, что для формирования креативного и образного мышления ребенка, а также его речевого воспитания используются различные тризовские приемы и методы [23]. Л. Ли утверждал, что эти методы могут быть применены на любых занятиях, поскольку они способствуют развитию гибкости мышления, творческих способностей и поиску нестандартных решений в различных ситуациях [24]. С. Шоги, Б. Гонсоли акцентировали свое внимание на том, что эти методы широко используются на уроках, посвященных обучению детей иностранным языкам [25].
В дошкольных образовательных организациях и начальной школе необходимо создать образовательное пространство, где дошкольники и учащиеся школ смогут применить полученные знания на практике. Анализируя статистические данные компании LEGO Foundation, описанные Д. M. Зош, Х. Дженсен, Э. Д. Хопкинс, можно заметить, что приблизительно 65% младших школьников будут осваивать профессии будущего [26], а для этого необходимо найти корректные методы для развития соответствующих навыков, к которым, на наш взгляд, и относится технология ТРИЗ. Поэтому, раздумывая о том, как в наше время сделать интересным и увлекательным процесс обучения и ориентировать его на формирование у детей дивергентного мышления, имеет смысл обратиться к технологии ТРИЗ, которая пересекается в своей основе с принципами современного образования. Для реализации этой технологии будем использовать педагогическое наследие немецкого педагога Ф. Фрёбеля.
Рассматривая игру как ведущий вид деятельности в комплексном развитии детей дошкольного возраста, Ф. Фрёбель разработал уникальную по тем временам технологию «Дары Фрёбеля», обращение к которой в наши дни представляется делом весьма перспективным. Обсуждая вопрос о ее роли в современной методике, важно отметить, говоря словами Ф. Фрёбеля, что «игра – не пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение… Она порождает радость, свободу, довольство» [27]. В настоящее время уже имеется отечественная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» [28], разработанная в соответствии с требованиями Федеральной образовательной программы начального общего образования (ФОП НОО) Т. В. Волосовец, что говорит об актуальности идей Фрёбеля не только в те далекие времена, но и в современном обучении.
По мнению Фрёбеля, дошкольное образовательное учреждение должно взаимодействовать с ребенком через творческую деятельность. Мы придерживаемся того принципа, что необходимо использовать не сам опыт, а мысль, выведенную из опыта, и из зарубежных систем можно и нужно брать интересные эффективные средства, методы, но никогда не заимствовать то, что задевает национальные особенности, то неизменное, что называется народностью.
В качестве дидактического материала у Фрёбеля выступают такие геометрические тела, как шар, куб и цилиндр. Эти так называемые «дары» были выбраны им не случайно: они представляют собой символические элементы Вселенной. Следовательно, работая с этими предметами, дети не только развивают силу, ловкость, знакомятся с новыми понятиями, находят взаимосвязи между объектами, но и познают окружающий мир во всем его многообразии, которое «предполагает наличие отдельных элементов, единых по своей сущности» [29]. В своей книге С. Ф. Егорова приводила слова Ф. Фрёбеля, который подчеркивал, что «ребенок находит выражение всякого предмета, а равно и самого себя, как целого и замкнутого единства» [30].
Таким образом, в данной статье попытаемся синтезировать основополагающие принципы обеих этих концепций, найти в них то ядро, которое их объединяет, и адаптировать их содержание под предметную область «иностранный язык».
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Цель данной статьи – на примере «Даров Фрёбеля» и в контексте принципов ТРИЗ-образования показать систему работы на современном уроке обучения английскому языку детей младшего школьного возраста.
Для реализации этой цели были изучены и проанализированы следующие концепции:
– педагогическое наследие Ф. Фрёбеля;
– принципы, положения и методы технологии ТРИЗ.
Задачи исследования:
– адаптировать дидактические разработки «Дары Фрёбеля» и концепцию ТРИЗ к принципам организации современного урока в условиях реализации ФОП НОО;
– спроектировать систему работы на основе синтеза этих концепций в обучении детей младшего школьного возраста иностранному языку.
Используемые методы:
а) методы творческого решения проблем:
– аналогии (обнаружение сходства в несходных объектах), в частности метод синектики – решение задач творческого характера, совмещение разнородных элементов в процессе нахождения решения проблемы, поиск новых идей [31];
– метод проблемного изложения [32];
– метод ассоциативного поиска [33];
б) наглядные методы (наблюдения за движущимися предметами, средства мультипликации).
В качестве механизма, направленного на развитие творческого потенциала обучающихся, выступает межпредметная интеграция.
Результаты исследования / Research results
Предложим систему работы на основе синтеза этих двух концепций.
Как известно, Фрёбель разработал шесть «даров». Этот дидактический материал используется только в дошкольном образовательном учреждении. Расширим данные рамки и покажем методику работы с детьми младшего школьного возраста на уроках обучения их иностранному языку на примере первого дара, который предполагает работу с разноцветными мячиками, так как именно мяч является наиболее простой фигурой для понимания детьми.
Дидактические материалы из первого «дара» Фрёбеля – разноцветные мячики на ниточке – помогают ребенку различать цвета, ориентироваться в пространстве, иметь представления о форме, расположении предметов и т. д. Младшие школьники, в отличие от детей 2–3 месяцев, уже умеют выполнять разнообразные действия с мячом, однако не все ребята в данном возрасте имеют фоновые знания иностранного языка. В младшем школьном возрасте дети очень подвижны, поэтому в процессе игры данный объект исследования должен помещаться в ладонь ребенка. Цвета шариков и ниток, на которых они будут висеть, должны совпадать. В своих текстах Ф. Фрёбель рекомендует 30 идей для игр с мячами, некоторые из них представлены на рис. 2.
Опишем пример построения урока иностранного языка в начальной школе.
Представим, что на уроке школьники отправляются в воображаемую Страну разноцветных мячей. Для этого им необходимо знать, как по-английски будет называться слово мяч. Чтобы привлечь внимание учеников, учитель загадывает загадку, например: круглый цветной, прыгает скачет (мяч). Постепенно вводя новый лексический материал и используя приемы обобщения для лучшего запоминания детьми новых слов, педагог знакомит класс с наименованием изучаемого объекта (мяча) на английском языке следующим образом: дети отвечают, в каких видах деятельности используется мяч (футбол, волейбол и др.) и что объединяет все эти слова. Класс находит общую часть бол во всех этих словах. После этого учитель демонстрирует устно и письменно на доске английский вариант произношения и написания данного объекта в единственном числе – a ball.
Рис. 2. Различные модификации с мячом [34]
Далее происходит знакомство школьников с наименованиями цветов на английском языке. Учитель акцентирует внимание на расцветке мячей и их количестве. Детям предлагается рассмотреть семь мячей (по цвету радуги) и мяч белого цвета. Отметим, что в дидактическом наборе Ф. Фрёбеля используются шесть мячей на ниточке, три из них имеют красный, голубой и желтый цвета, а три остальных – зеленый, фиолетовый, золотисто-желтый. В отечественной методике добавлялись еще белый и черный мячи.
Итак, дети посредством предложенной учителем проблемной ситуации должны подумать, какое природное явление напоминает данный цвет мячиков. Они должны найти общность и различия между цветом мячей и различными природными явлениями, в том числе радугой. Дети, безусловно, могут предложить и другие варианты, найти схожесть предметов, отождествить себя с объектом, представить его в фантастических условиях (метод синектики), в результате чего происходит деятельностное освоение мира.
Ребята также вспоминают известную мнемоническую фразу [35], изображенную на рис. 3.
Рис. 3. Мнемоническая фраза для изучения младшими школьниками цветов на английском языке
(составлено авторами в программе Excel)
Для знакомства с семью цветами на английском языке преподаватель включает как песни, так и стихи или рифмовки.
На следующем этапе педагог использует интерактивную доску для демонстрации мультфильма, который называется «Однажды утром» [36], с целью анализа обучающимися разных видов движений мяча и наименований их на иностранном языке: направо, налево, вверх, вниз, по кругу, колеблющиеся и др. Мультипликация в данном случае выступила в качестве инструмента развития творческих способностей детей. Так, наглядно демонстрируя обучающимся разные траектории движения предмета, учитель показывает всевозможные вариации движения с мячом, используя в своей речи иноязычную лексику, например: влево – to the left, вправо – to the right, вверх – up, вниз – down, в сторону – to the side и др. В процессе урока педагог может включить на видео любой эпизод мультипликационного фильма, связанный с какой-либо траекторией движений мяча, и закреплять новый лексический материал с обучающимися. В данном мультфильме осуществляется показ огромного количества предметов, и если учитель сможет грамотно применить данную методику в своей практике, то велика вероятность того, что на уроке младшие школьники смогут не только освоить различные вариации с мячом, используя иноязычную лексику, но и быть замотивированы на дальнейшее обучение. Благодаря сочетанию обучения и развлечения стимулируется работа воображения, формируется интерес к познанию мира, понимание причинно-следственных связей, расширяются представления об окружающей действительности.
Повторяя за героем – шариком, школьники выполняют физкультминутку, предусматривающую связь с темой урока: Move your shoulders up and down… и т. д.
Переходим к описанию следующего фрагмента. Учитывая тот факт, что ученики начальных классов уже знакомы со счетом в пределах 10, учитель начинает поэтапно объяснять эту же тему, но опираясь уже на иноязычную лексику, используя при этом три разноцветных мячика. Первоначально педагог знакомит ребят с наименованиями основных (главных) цветов (желтый, красный, синий) и просит учеников вспомнить названия этих цветов на английском языке. В течение этого времени педагог фиксирует первые три цвета на интерактивной доске, присвоив каждому цвету числа 1, 2 и 4 соответственно, а дети на партах выполняют нужные действия. С помощью данной игры дети смогут не только научиться смешивать имеющиеся цвета (дети работают с цветовой палитрой) и на их основе получать новые оттенки, но и приобретут вычислительные навыки в английской речи.
После этого учитель вводит новые лексические единицы – имена числительные, привлекая для лучшего усвоения темы методы ассоциации, например: цифра два (two) ассоциируется с поездом, который гудит два раза: ту-ту. Разобрав таким образом все необходимые числительные, педагог спрашивает у ребят: «Какие цвета необходимо смешать, чтобы получился оранжевый цвет?» (красный и жёлтый). Желтому цвету отводится число 1, а красному – 2, следовательно, если смешать эти два цвета, то есть посчитать сумму чисел 1 + 2 is 3, то мы получим оранжевый цвет под номером 3.
Для удобства в работе с этим заданием создается рисунок в формате Excel под названием «Волшебная палитра», сочетающий в себе как смешение цветов, так и математические расчеты. Суммируя те или иные цвета, ребенок в результате получает не только новый цвет, но и соответствующее число. Выполнив аналогичные упражнения с остальными цветами, представленными на рис. 4, юные исследователи посредством творческой деятельности смогут открыть для себя уникальные виды цветов и научатся считать на английском языке.
Рис. 4. «Волшебная палитра» (комбинирование математических вычислений и смешения цветов)
(составлено авторами)
Межпредметная интеграция выступает в качестве средства развития творческих и интеллектуальных способностей детей (связь иностранного языка с изобразительным искусством, математикой, музыкой и т. д.).
Следующие этапы построения образовательного процесса – задания на развитие сенсорных ощущений, зрительно-моторной координации, восприятия фактуры мяча, которые уже будут представлены в следующем исследовании на примере остальных «Даров Фрёбеля» и методов ТРИЗ-педагогики.
Развивающая направленность мячиков заключается в том, что дети знакомятся с цветами, пониманием формы, силы, ритма, у них формируется пространственное мышление, мелкая моторика. Развиваются представления типа мягкий – твердый, много – несколько, тяжелый – легкий, высокий – низкий, глубокий – мелкий, быстрый – медленный (ритм), появился – исчез, в том числе с использованием нового уже для них лексического и грамматического материала. Постепенно вводятся сравнения по признаку цвета, формы, вкуса, звука, материала, температуры, ритма и др. Дети анализируют объект с разных аспектов и учатся подмечать в непохожих предметах схожие признаки. Благодаря этой работе «происходит свободная творческая самодеятельность детей, направленная на их самораскрытие». Такого рода игры с мячиками учат младших школьников мыслительным операциям анализа, синтеза, обобщения, развивают цветовосприятие, ориентировку в пространстве, а также формируют лексико-грамматические навыки на иностранном языке.
Заключение / Conclusion
В статье было изучено и проанализировано педагогическое наследие Фрёбеля и принципы, положения и методы технологии ТРИЗ, в основе которых лежит творческий подход в обучении. На основе синтеза этих концепций предложена система работы и показано практическое использование игрового набора «Дары Фрёбеля» и методов ТРИЗ-технологий в образовательной деятельности с детьми младшего школьного возраста на современных уроках обучения иностранному языку.
Подход Ф. Фрёбеля послужил «пусковым механизмом» для дальнейшего вливания современных инновационных технологий типа ТРИЗ в учебную деятельность. В статье доказано, что обе эти концепции являются актуальными и жизнеспособными в наши дни, требуют творческого переосмысления и адаптации к новым российским условиям образования. Можно с уверенностью утверждать, что комплексное использование педагогического наследия Фрёбеля и современной технологии ТРИЗ дает синергетический, т. е. усиливающий и результирующий эффект.
Таким образом, в данной статье представлен опыт работы по использованию первого игрового набора «Дары Фрёбеля» и технологии ТРИЗ при организации образовательного процесса на уроках английского языка в начальной школе. В связи с этим предложен ряд методов, позволяющих обучающимся младших классов не только более эффективно усваивать материал по иностранному языку, но и развивать у них творческий подход к поиску решений. Это достигается благодаря использованию методов творческого решения проблем, наглядных и проблемного изложения материала. В качестве процессов установления связей в объективной действительности на уроке используется межпредметная интеграция.
Перспективы дальнейших изысканий связаны с использованием остальных пяти «Даров Фрёбеля» и в расширении применения методов ТРИЗ-педагогики при обучении иностранному языку детей младшего школьного возраста.