Full text

Введение / Introduction

 

Современный мир получил название BANI-мира, в котором, как отмечено в исследовании О. В. Коршуновой, хаотичность, тревожность, нелинейность, хрупкость становятся нормой жизни [1]. Нельзя не согласиться с мнением Е. С. Щербакова, О. Е. Пудовкиной, А. В. Симонова, что быстрые процессы технологических преобразований требуют изменений в подходах к организации образовательного процесса [2]. Сегодня образование является важным вектором адаптации человека к быстро меняющимся условиям, к условиям новой реальности, позволяет овладеть компетенциями, которые обеспечат в дальнейшем успешное будущее и твердый фундамент в жизни.

Анализ стратегических ориентиров развития профессионального образования на последующее десятилетие и существующих тенденций позволяет утверждать, что кардинальная корректировка этих ориентиров обусловлена социально-технологическими изменениями в государстве, а также методологическими тенденциями по изменению образовательной парадигмы. Согласно гуманистической парадигме образования, профессиональная подготовка должна быть ориентированной не на объект, а на создание условий для развития интеллектуальной личности как субъекта собственной деятельности. Инновационно-личностный подход предполагает этот процесс как такой, что происходит в соответствии с потребностями личности, с ее ориентацией на самоактуализацию согласно собственным интересам и способностям. Личность должна быть социально активной, творческой, гармоничной, интеллектуальной, ответственной за свои решения и открытой к инновациям. Итак, в сегодняшних условиях информационного мира перед учебными заведениями высшего образования происходит постановка таких задач, как обеспечение подготовки высокого уровня интеллектуальной компетентности будущих специалистов, которое способствует быстрой адаптации к динамичным социокультурным, экономическим, технологическим, политическим обстоятельствам, что возможно развить с помощью инновационной направленности образовательного процесса.

Особо важным направлением в текущей ситуации военного напряжения является совершенствование системы образовательной подготовки военнослужащих, которые должны обладать высоким уровнем профессионализма и интеллектуальными качествами, позволяющими им оперативно принимать и выполнять боевые задачи для обеспечения обороноспособности нашего государства. Как отмечено в исследовании авторов Е. С. Щербакова, О. Е. Пудовкиной, А. В. Симонова, вести борьбу с внешними угрозами возможно при наличии боеспособной, высокопрофессиональной армии, которая владеет тактическими навыками осуществления военных действий, в том числе максимально приближенных к реальной боевой обстановке [3]. Реализация данной концепции может быть достигнута с помощью улучшения условий обучения, как указано в работе А. И. Савельева [4], где инновационная направленность образовательного процесса в контексте подготовки военных специалистов является приоритетной, значимой и актуальной.

Целостная система профессионального обучения специалистов, в том числе и военных, предусматривает поэтапную реализацию образовательной практики, современных форм и методов обучения, диагностику сформированности знаний, умений, навыков в учебных заведениях. Поэтому проблема формирования интеллектуального потенциала для обеспечения эффективной профессиональной деятельности на основе инновационного подхода требует детального рассмотрения.

 

Обзор литературы / Literature review

 

В современных сложных процессах реформирования национальной системы образования актуализируется проблема формирования интеллектуальной личности. Указанное в полной мере нашло свое подтверждение в национальном проекте «Образование», где отмечается, что стержнем системы является обеспечение возможности для самореализации и развития талантов [5]. Особо остро стоит вопрос обучения военных специалистов, требования к повышению качества подготовки которых обусловлены текущим состоянием в обществе. Условия достижения результативности военной подготовки отражены в «Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2030 года» и в Приказе Министра обороны Российской Федерации от 30 мая 2022 года № 308 «Об организации образовательной деятельности в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации» (с изменениями на 17 апреля 2024 года) [6]. Анализ официальных государственных документов в области образования, в том числе и военного, свидетельствует, что первостепенное значение приобретает развитие интеллектуального потенциала обучающихся.

Сейчас проблема формирования интеллектуальных качеств учащихся стала предметом целого ряда психолого-педагогических исследований и научных работ ученых. Верно отмечено в работе А. Г. Краевой, что в теоретическом аспекте исследования необходимы для создания новых подходов и взглядов [7]. О. В. Авдейчик важнейшим элементом процесса формирования интеллектуального потенциала человека отмечает образовательный, который реализуется на различных стадиях его становления [8]. Автор А. С. Кисарин подчеркивает, что именно в студенческом возрасте происходит становление особо значимых психических функций интеллектуальной системы [9]. Согласны с точками зрения исследователей и полагаем, что компоненты интеллектуальной направленности личности формируются именно в академической образовательной среде, когда вырабатываются способности и умения решать нестандартные проблемы в рамках познавательной деятельности.

Среди ученых, которые занимались проблематикой развития интеллектуального потенциала, можно выделить как отечественных, так и зарубежных ученых. В своем исследовании И. Н. Емельянова отмечает, что интеллектуальный потенциал личности связан с ее способностью производить инновации, опираясь на «совокупность теоретических знаний, практического опыта и индивидуальных способностей» [10]. В. А. Лапшин характеристику интеллектуального потенциала рассматривает в контексте способности человека к эффективному планированию, к постановке целей и задач, а также нахождению способов и возможностей для их осуществления [11]. Разделяем точки зрения и полагаем, что личностный интеллектуальный потенциал – это не только познавательные способности, но и стремление к познанию чего-то нового, к интеллектуальной активности.

Авторы Г. И. Егорова, А. А. Маринова характеризуют интеллектуальный потенциал как основу самоопределения и формирования функциональной грамотности, что формирует планку объективности и рациональности возможностей личности [12].С. А. Кахрамонова определяет интеллектуальный потенциал как состояние человека с точки зрения возможности осуществлять деятельность определенного вида и качества [13]. Согласно мнению А. С. Седуновой, рассматриваемая категория есть «целостная интегрированная система интеллектуальных ресурсов личности, осознанно реализуемых в деятельности» [14]. Авторы Н. Н. Савина и Ф. Ф. Булатова в своих исследованиях приходят к выводу, что система интеллектуальных ресурсов является результатом многолетней совместной осознанной и целенаправленной деятельности педагогов и учащихся [15]. Согласны с мнениями исследователей, что дефиниция «интеллектуальный потенциал» есть совокупность психолого-познавательных способностей личности, и считаем, что для ее развития в водовороте технологической революции необходимы и значимы условия ее поэтапного формирования.

А. Д. Ускова, Т. С. Мороз, Е. Б. Карпов связывают изучение интеллектуального потенциала выпускника вуза с пониманием образования как долгосрочных инвестиций в экономику государства [16]. Авторы А. А. Иванова, Е. А. Гринченко в своем исследовании отмечают, что знания становятся главной ценностью общества [17]. Придерживаемся аналогичного мнения и полагаем, что в контексте подготовки военных специалистов развитие интеллектуального потенциала позволит реализовывать стратегические национальные интересы страны по укреплению обороноспособности и безопасности, что особенно актуально в текущей нестабильной ситуации.

Как отмечает А. В. Константинов, развитие интеллектуального потенциала отдельной личности предполагает качественное изменение в сторону совершенствования таких структурных способностей личности, как креативность, обучаемость, самообучаемость, активность [18]. Ж. С. Сафронова, Д. С. Бразевич в своем исследовании выделили компоненты интеллектуального потенциала, среди которых – мотивация освоения знаний, умений, навыков, готовность к риску и неопределенности, информационная культура [19]. Когнитивной мобильности и культуре мышления как основополагающим элементам интеллектуального потенциала уделили особое внимание в научных изысканиях авторы Ж. С. Сафронова, Д. С. Бразевич, Т. Н. Кошелева [20]. В рамках тематики нашего исследования и для правильности категорийной характеристики эксплицируем компоненты интеллектуального потенциала учащихся военного вуза.

А. И. Ибраев в своем научном исследовании выделяет трехкомпонентную модель военно-интеллектуального потенциала, а именно военный, социокультурный и личностный компоненты, каждый из которых имеет свои особенности в плане интеллектуального развития. Согласно мнению автора, формирование умений, навыков при решении оборонных задач выполняет военная составляющая, мировоззренческие, духовно-нравственные – это прерогатива социокультурного компонента, а процесс саморазвития реализуется через личностный компонент [21]. Важность педагогических подходов в вузе: деятельностного, контекстного, компетентностного, личностно ориентированного, системного, технологического – отмечена в исследовании А. О. Кошелевой, А. М. Переплетова, Г. Н. Пантюхина [22]. Согласны с мнениями авторов и полагаем, что эффективное интеллектуальное развитие будущих военных специалистов должно рассматриваться в контексте нового видения специфики военно-профессиональной деятельности и с учетом применения системы современных средств обучения.

Как видим, в научных изысканиях авторов существуют разнообразные трактовки, и перед решением поставленной задачи есть необходимость обратиться к уточнению понятия «интеллектуальный потенциал». В рамках нашего исследования под дефиницией «интеллектуальный потенциал учащихся военного вуза» понимаем интеграцию структурных компонентов качеств личности, которые позволяют активизировать познавательно-мыслительную деятельность, обобщать материал и связывать его в систему для дальнейшего применения в военно-социальном окружении. Это возможность будущего военного специалиста использовать мыслительные операции, совершенствовать критическое мышление, составлять развернутые выводы, приводить аргументы с привязкой к военной специфике. Полагаем, что интеллектуальный потенциал – это ресурс, который способствует оперативному решению военно-профессиональных задач в контексте нового видения и индивидуального подхода к ситуации, требующей нестандартного мышления и мыслительной активности в различных условиях окружающей действительности.

В зарубежном исследовании [23] отмечено, что сегодня перед высшими учебными заведениями стоит настоятельная необходимость усиливать интеллектуальный образовательный ресурс через использование возможностей информационных технологий, чтобы быть успешным в условиях глобальной конкуренции. По мнению авторов Д. Л. Робертс, M. Кенди, искусственный интеллект расширяет сферу возможностей для инноваций, тем самым усиливая результативность учебных процессов. Его использование в обучении расширяет творческие аналитические способности, положительно влияет на конвергентную и дивергентную парадигмы мышления [24]. M. A. Айанвале, M. Ндлову полагают, что на применение инновационных технологий влияют различные факторы, в том числе преимущество технологий [25]. Считаем, что передовые цифровые системы и их использование в учебном процессе будут способствовать развитию межкультурного понимания, расширять кругозор, содействовать креативному мышлению, симбиоз которых выступает элементом интеллектуального потенциала. 

Свое видение опубликовали Сяохуа Ли, Вэйбин Чэнь, Мелфи Альрашиди, которые выразили мнение, что инновационная образовательная система и ее активное применение в процессе подготовки приводят к нестандартному мышлению. Инновационная среда, по их мнению, будет способствовать творчеству, позволяя решать сложные учебные проблемы и задачи, повысит вовлеченность учащихся [26]. Согласны с мнением авторов и полагаем, что в условиях трансформационного обучения с целью повышения мотивации и улучшения успеваемости обучающихся важно использовать или сочетать с традиционными инновационные элементы обучения.

Х. Вэй, А. Дин, Ч. Гао акцентировали внимание на механизме подготовки специалистов. По их мнению, важно оптимизировать образовательный процесс, применяя инновационные ресурсы, развивающие творческое мышление, являющиеся компонентом интеллектуальных качеств личности. Реализуя указанные цели, в своей статье авторы разработали комбинированную модель обучения, которая состоит из метода проектов и инновационных дидактических средств, оказывающих положительное влияние на мотивацию к процессу обучения учащихся [27].

По мнению исследователей В. О. Кожиной, И. В. Толмачевой, Е. А. Чепкасовой, обеспечение развития интеллектуального потенциала в условиях экономики знаний требует активного использования информационных средств, что способствует укреплению интеллектуального потенциала [28]. А. Хан, М. Tao в своем исследовании акцентируют внимание на применении цифровых возможностей для повышения эффективности усвоения знаний, умений, навыков [29]. Важность особой образовательной среды, способствующей формированию нестандартных алгоритмов при решении поставленных задач, указана в статье Ю. Ю. Юмашиной [30]. Верно отмечено в исследовании О. Е. Пудовкиной, Е. С. Щербакова, А. В. Симонова, что экосистему обучения следует сосредоточить на внедрении инноваций с помощью современных технологий [31].

В своем научном исследовании зарубежный ученый Чжичжу Лей приходит к выводу, что внутренний инновационный климат образовательного учреждения не только способствует развитию знаний, но и активизирует черты учащихся, связанные с совместной деятельностью, усиливает ориентацию на получение положительных результатов обучения [32]. Согласны с выводами автора и дополняем его точку зрения тем, что инновационная образовательная среда выступает векторным индикатором, способствующим позитивной трансформации личности, ориентированной на интеллектуальное развитие.

Все вышесказанное формирует гипотезу исследования, которая заключается в том, что развитие интеллектуального потенциала будет эффективным при условии усовершенствованной модели образовательной программы обучения учащихся военного вуза с применением инновационных возможностей сферы EdTech, являющихся одним из индикаторов развития интеллектуальных качеств.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

В процессе написания статьи использовались комплексы научных методов, которые позволили достичь поставленной цели. Контент-анализ научной литературы дал возможность осуществить обзор взглядов исследователей на рассматриваемую категорию и сформировать авторское определение дефиниции «интеллектуальный потенциал военного специалиста» и составляющих его детерминант.

Систематизация научных изысканий позволила выявить тенденции и предоставила возможность разработать модель инновационной направленности образовательного процесса, применение которой будет способствовать развитию интеллектуального потенциала, позволяющего в будущем военным специалистам решать многочисленные военно-профессиональные задачи в условиях мира и условиях локальных военных конфликтов.

С целью проверки выдвинутой гипотезы была проведена опытно-экспериментальная работа на базе филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Сызрани. В ней принимали участие курсанты-респонденты первого курса обучения в количестве 108 человек. Было сформировано две группы: экспериментальная (56 человек) и контрольная (52 человека). Контрольные срезы эксперимента проводились в четырех учебных группах, две из которых – экспериментальные, две – контрольные. Периодичность проведения контрольного среза – после окончания первого курса обучения.

Методический замысел был реализован в два этапа. На первом проведен констатирующий эксперимент с использованием методики П. Ржичана [33], который позволил выявить уровень интеллектуальных способностей поступивших на обучение курсантов. Посредством формирующего эксперимента проведена оценка степени развития интеллектуального потенциала по выделенным критериям при изучении гуманитарного цикла дисциплин первого курса. Анализ проводился с помощью использования разработанных тестовых заданий, оценивающих знаниевый критерий, методики Е. П. Торренса,адаптированной для использования у военнослужащих в возрастной группе от 18 до 23 лет, обучающихся в высшем военном заведении, оценивающий креативный компонент [34], и методики Б. Л. Покровского [35], оценивающий поисковой компонент.

Эффективность опытно-экспериментальной работы проверялась путем сопоставления исходного уровня интеллектуального потенциала в экспериментальных группах с новым уровнем и сравнения полученных данных с данными контрольных групп. Расчет показателей производился по прошествии первого года обучения в военном вузе.

 

Результаты исследования / Research results

 

Процесс формирования интеллектуального потенциала военных специалистов происходит в условиях развивающей образовательной среды, главным критерием качества которой является обеспечение всем субъектам образовательного процесса системы возможностей и условий для эффективного личностного саморазвития. Под понятием «образовательная среда» понимаем, в частности, взаимосвязь организационных, процессных, педагогических и методических факторов, обеспечивающих развитие интеллектуальной личности будущего военного специалиста. В обобщенном виде образовательная среда не только предоставляет комплекс обучающих услуг, но и является стимулятором действий его субъектов в различных видах познавательной деятельности. Итак, содержание и технологии процесса формирования интеллектуального потенциала военных специалистов в рамках профессиональной подготовки являются и средством, и результатом комплексного интеллектуального развития личности обучающегося.

Анализ позиций авторов относительно характеристики и структуры интеллектуального потенциала обучающихся военного вуза позволил выделить и сформировать систему детерминант анализируемой категории. В качестве основания для типологии положены идеи системного подхода, который развивает возможности использования знаниевого, поискового, креативного компонентов (см. рис. 1).

Предоставим характеристику каждого компонента. Военно-функциональная составляющая в структуре интеллектуального потенциала выполняет роль средства общего профессионального развития будущих военных специалистов. Приобретенная информация в данном блоке выступает средством развития познавательных способностей специалистов, актуализирует их творческий потенциал.

В рамках процессуально-деятельностной составляющей комплексного развития актуализируется креативный детерминант, способствующий нахождению новых приемов достижения военной цели с использованием имеющихся знаний и разносторонних подходов. 

Социальная составляющая отражает влияние социальных процессов на развитие интеллектуального потенциала. В такой среде происходит конструирование способов получения новых знаний, необходимых для идентификации будущими военными специалистами новых проблемных ситуаций и их оптимального, выверенного военно-профессионального решения.

Личностная составляющая связана с психолого-эмоциональным состоянием и отражает индивидуальные когнитивные способности личности. Мотивационная составляющая обозначает индивидуальную целеустремленность в интеллектуальном развитии, саморегуляции, самосовершенствовании, непрерывном стремлении к освоению новых военно-профессиональных знаний, положений, подходов.

Представленные компоненты структуры интеллектуального потенциала будущих военных специалистов дают возможность реализовать профессиональную грамотность и профессиональную компетентность.

Важно отметить, что эффективное интеллектуальное развитие должно осуществляться в контексте нового видения условий образовательной среды, которая представляет собой развивающийся комплекс организационно-учебных компонентов, где интегративная целостность реализуется на основе непрерывного взаимодействия образовательных элементов среды. Анализ концептуальных основ исследуемой проблемы позволил нам создать модель, структура которой определена ее целью – развитием интеллектуального потенциала будущих военных специалистов на основе проектирования инновационной направленности образовательной деятельности (см. рис. 2). Опираясь на вышеизложенное, мы считаем, что для создания модели необходимо определение основных сущностных характеристик инновационного образовательного процесса, его подсистем и установление взаимосвязей между ними.

 

 

Рис. 1. Структурный состав интеллектуального потенциала будущих военных специалистов
(разработано авторами)

 

 

 

 

Рис. 2. Модель инновационной направленности образовательного процесса, способствующая развитию
интеллектуального потенциала военных специалистов (разработано авторами)

Модель отражает диалектическое единство традиционных и инновационных составляющих, обеспечивающих эффективность процесса формирования интеллектуального потенциала в процессе профессиональной подготовки будущих военных специалистов. При создании подсистем модели было сформировано представление о том, какие именно методологические условия будут использоваться для развития интеллектуальных качеств.

Центральную роль выполняет целевая подсистема, которая задает вектор направлений развития интеллектуального потенциала. Концептуальная подсистема отражает подходы и принципы инновационной направленности образовательного процесса, а организационная подсистема состоит из детального пояснения формирующих компонентов, а именно: ресурсного, функционально-деятельностного, рефлексивно-регулирующего.

Процессуально-методологическая подсистема модели в процессе профессиональной подготовки признана выполнять следующие функции:

‒ формирование интеллектуальных качеств как практико-ориентированного результата профессиональной подготовки, развитие интереса в сфере образовательной деятельности;

‒  обеспечение интегративных связей с основами научно-исследовательской деятельности, психологией принятия решений, удовлетворением потребности в саморазвитии;

‒ создание педагогических условий для развития умения принимать эффективные решения, в том числе в условиях неопределенности и риска;

‒ развитие креативного мышления будущих военных специалистов, поисковых действий по алгоритмам решения вопросов, возникающих в процессе профессиональной работы;

‒ развитие в рамках интеллектуальных качеств аналитических, рефлексивных, коммуникативных способностей будущих специалистов;

‒ аккумуляция в сознании будущих специалистов знаний, компетентностей.

Указанные функции создают системно-синергетическое единство, что придает модели гуманистический характер, позволяет личности будущего военного специалиста развиваться в качестве субъекта собственной деятельности и способствует ее эффективному профессионально-личностному определению, в частности формированию мышления, умению находить и использовать необходимую информацию, принимать рациональные решения.

Результативная подсистема включает критерии и уровни сформированности интеллектуального потенциала, по которым осуществляется оценка положительной или отрицательной динамики, и, в случае недостижения желаемого результата, проведение корректирующих мероприятий.

Реализация концепции разработанной модели в системе подготовки потребовала проведения опытно-экспериментальной работы. Авторами были разработаны критерии и уровни сформированности интеллектуального потенциала будущих военных специалистов (см. табл. 1).

В целях корректного проведения опытно-экспериментальной работы все курсанты военного института, которые принимали участие в эксперименте, были заранее (до начала эксперимента) выровнены по основным показателям, которые влияют на успешность усвоения учебного материала. Для констатации исходного уровня развития интеллектуального потенциала учащихся использовались данные проведенного нами тестирования по методике теста интеллектуального потенциала П. Ржичан. Результаты представлены в табл. 2.


Таблица 1

Показатели и критерии развития интеллектуального потенциала

курсантов военного вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин

 

Критерии

Показатели

Креативный

– Оригинальность мыслей;

– творческий подход к решению военно-профессиональных задач;

– нахождение новых приемов и разносторонних подходов к достижению цели;

– последовательность и четкость в решении поставленной задачи при недостатке времени и исходных данных

Поисковый

– Использование системно-аналитических функций при решении военно-профессиональных проблем;

– поиск и результативная обработка военно-профессиональной информации;

– расширение научно-профессионального мировоззрения

Знаниевый

– Интерпретация и обоснование принятых военно-профессиональных решений на основе комплекса знаниевых качеств;

– прогнозирование результатов военно-профессиональной деятельности;

– интеграция междисциплинарных знаний на практике

Уровни сформированности

Начальный

– Низкая познавательная и научная активность;

– знания не систематизированы;

– неразвитые способности к самоанализу;

– отсутствие самокоррекции;

– слабый уровень овладения информационно-коммуникационными технологиями

Достаточный

– Стабильный уровень познавательной активности;

– систематизация и обобщение знаний;

– достаточное использование информационно-коммуникационных технологий;

– умение осуществлять самооценку, самоанализ и самокоррекцию

Высокий

– Большой объем специализированных знаний;

– высокий уровень познавательной деятельности;

– преобладание системного и креативного мышления;

– возможность на основе имеющихся знаний дать самостоятельную оценку процессам и явлениям, предложить собственный алгоритм решения проблем

 

Таблица 2

Распределение курсантов контрольной и экспериментальной групп

по уровням развития интеллектуального потенциала

(начало эксперимента)

 

Группа курсантов

Уровни развития интеллектуального потенциала

Начальный

Достаточный

Высокий

абс

%

абс

%

абс

%

Контрольная (52)

33

66

17

33

2

1

Экспериментальная (56)

36

65

18

34

2

1

 

Данные табл. 2 свидетельствуют, что лишь незначительная часть обучающихся имеют достаточный уровень интеллектуального потенциала и лишь два курсанта имеют высокий уровень развития.

Для проверки гипотезы был проведен формирующий эксперимент. С целью минимизации влияния дополнительных переменных на итог эксперимента условия его уравнивались.

На основе использования возможности сферы EdTech для практической реализации предложенной модели авторами был разработан электронный курс на платформе Moodle в рамках изучения гуманитарных дисциплин вариативной части учебного плана первого года подготовки военных специалистов. Образовательная составляющая состояла из практических упражнений, сформированных по технологии “Step by step” и технологии развития креативности Ш. А. Амонашвили. Кроме того, структура заданий для выполнения содержала ряд военно-профессиональных ситуаций, решение которых требует активно-мыслительного интеллектуального труда.  В состав электронного курса встроены сюжетно-ролевые упражнения (маневренные перегрузки, условие смены видимости пространства боя, различные виды дезориентации), позволяющие формировать тактическое мышление боя, развивать профессионально-знаниевый интеллект, организовывать образ действий как механизм психической регуляции тактики профессиональной работы. Также в дидактическом электронном материале имелись задания, позволяющие обучающимся испытывать чувство «информационного голода», то есть когда у курсантов не хватает компетенций и знаний и у них возникает потребность в дополнительном поиске ответа из дополнительной литературы.

В процессе реализации формирующего эксперимента, кроме электронного курса, вводились такие методы работы, как мозговой штурм и психологические тренинги, давались задания межпредметного содержания и интегративного типа, что позволяло активизировать познавательную мыслительную деятельность будущих военных специалистов. Во время самоподготовки у курсантов проводились тематические мероприятия: интеллектуальный ринг, круглый стол, дискуссионная площадка.

Определение уровня развития интеллектуального потенциала будущих военных специалистов на завершающем этапе формирующего эксперимента осуществлялось с помощью разработанных тестовых заданий, оценивающих знаниевый критерий. Использование методики Е. П. Торренса позволило оценить креативный компонент, а методики Б. Л. Покровского – поисковый компонент. Итоговые результаты опытно-экспериментальной работы по каждой группы критериев представлены в табл. 3.

Таблица 3

Динамика развития интеллектуального потенциала

будущих военных специалистов

в процессе применения инновационного подхода в обучении

(по материалам опытно-экспериментальной работы,

в абсолютных числах и процентах)

 

Группы курсантов/ критерий сформированности

Уровни развития интеллектуального потенциала

Начальный

Достаточный

Высокий

 

абс

%

абс

%

абс

%

Экспериментальная (56)

– креативный

7

12

17

31

32

57

– поисковый

5

9

12

21

39

70

– знаниевый

2

3

10

18

44

79

Контрольная (52)

– креативный

31

60

19

36

2

4

– поисковый

16

30

21

41

15

29

– знаниевый

11

21

24

46

17

33

 

Согласно полученным данным, можно констатировать положительную динамику экспериментальной группы. Как видим, после практической реализации образовательного электронного курса и обучающих методик у курсантов возросли компоненты интеллектуального потенциала по сравнению с показателями начала эксперимента. В контрольной группе изменились данные знаниевого и поискового компонентов, что в целом обусловлено фактом процесса обучения в военном вузе. Реализованная опытно-экспериментальная деятельность подтвердила влияние инновационной составляющей образовательного процесса на качественное изменение интеллектуального потенциала будущего военного специалиста.

 

Заключение / Conclusion

 

Интеллектуальный потенциал будущего военного специалиста содержит специфические особенности, а процесс его развития имеет многоступенчатый характер, связанный с особенностями военно-профессиональной деятельности.

С опорой на определенные теоретические положения в основу авторского определения категории интеллектуальный потенциал положен принцип активизации мышления обучающихся, стимулирование которого возможно с использованием инновационного подхода к процессу обучения.

Углубление проблематики исследования связано с разработкой методических рекомендаций и дидактического обеспечения реализации учебной программы гуманитарного цикла первого курса подготовки по совершенствованию способа образовательной работы. Систематическое использование инновационного обучающего курса в учебном процессе военного вуза создаст условия для развития самореализации личности и поможет достичь высокого интеллектуального развития курсантов, будущих офицеров – защитников Отечества.

В разработанной авторами модели было достигнуто единство концептуальных подсистем, раскрывающих специфику индикаторов интеллектуального развития в симбиозе с рациональной организацией занятий с использованием нетрадиционных подходов. Основу военно-профессиональных заданий интеграционного междисциплинарного характера составляют ситуационные упражнения, повышающие уровень сформированности интеллектуальных компонентов, генерирующие креативные, поисковые и знаниевые способности, что в контексте нашего исследования подтверждает гипотезу.

Осуществленная опытно-экспериментальная работа свидетельствует о том, что при комплексном использовании инновационного интерактивного обучения можно повлиять на качество самостоятельных исследовательских компетентностей курсантов, которые будут необходимы в будущей профессиональной деятельности в условиях усложняющихся военно-профессиональных задач.

Таким образом, отметим, что следствием воздействия инновационной образовательной среды является фактор активизации процесса личностного интеллектуального развития обучающегося.