Введение / Introduction
Обращая внимание на современную социальную политику России, необходимо отметить, что одним из направлений ее развития является оздоровление нации, увеличение продолжительности жизни населения, а также активная пропаганда спорта и здорового образа жизни. Это выражается в реализации таких социальных программ, как «Спорт – норма жизни», «Развитие физической культуры и массового спорта», «Развитие спорта высших достижений» и других. Следовательно, образовательные организации высшего образования должны формировать у обучающихся:
‒ совокупность компетенций, связанных с развитием познавательной деятельности, которые выражаются в способности к непрерывному образованию, то есть обучению и самообучению, на протяжении всей жизни в зависимости от изменяющихся условий и характеристик труда;
‒ устойчивую мотивацию к ведению здорового образа жизни и систематическому занятию спортом. Одним из таких видов спорта являются восточные единоборства. Так, 13 февраля 2024 года была утверждена примерная дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «восточное боевое единоборство» [1]. Также в 2024 году в рамках государственной поддержки на платформе Фонда президентских грантов был организован проект «Восточные единоборства – спорт сильных духом и телом!», реализация которого запланирована на 2025 год [2].
П. П. Николаев, К. А. Бабаян и А. В. Левченко в рамках проведенных исследований отмечают, что сегодня восточные единоборства являются популярным видом спорта среди молодежи. Это обусловлено положительным влиянием данного вида спорта на человека, к такому влиянию авторы относят положительный эмоциональный фон, повышение уверенности в себе, поддержание здорового образа жизни [3]. Однако отметим, что в рамках данного исследования раскрыт не весь потенциал данного вида спорта.
На сегодняшний день выявлен ряд противоречий:
‒ между запросом государства и общества на развитие познавательной деятельности студентов в период обучения в вузах и недостаточным вниманием к этому со стороны педагогов по физическому воспитанию;
‒ существующими видами практики педагогического сопровождения познавательной деятельности студентов вуза и недостаточностью обоснования в них потенциала восточных единоборств в процессе профессиональной подготовки высшего образования;
‒ необходимостью повышения эффективности познавательной деятельности студентов инедостаточной разработанностью в теории и методике высшего образования ее педагогического сопровождения.
Определенная нами потребность в развитии познавательной деятельности студентов для возможности непрерывного образования и современные тенденции спортивного образа жизни, и в частности популярность восточных единоборств, обусловливают актуальность выбора темы научного исследования.
Обзор литературы / Literature review
Изучению вопросов познавательной деятельности в своих научных трудах уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Д. Б. Эльконин определяет познавательную деятельность как процесс овладения обобщенными способами действий в сфере научных понятий, побуждаемый адекватными мотивами. В рамках данного определения автор отводит организатору образовательного процесса мотивационную функцию, то есть указывает на то, что педагог должен побуждать обучающегося к познавательной деятельности [4].
И. В. Брызгалова под познавательной деятельностью понимает целенаправленное изучение человеком окружающей действительности для формирования знаний о правилах существования в ней, а также обучения взаимодействию с ней и воздействию на нее [5].
Е. И. Николаева отмечает, что познавательная деятельность включает в себя совокупность таких умений обучающихся, как исследовательская, поисковая, аналитическая деятельность, а также способность к переработке и обобщению информации, формулированию самостоятельных умозаключений. Также автор отмечает, что преподаватель в данном случае выполняет консультативную функцию, активизирует научный и творческий потенциал студентов [6].
По мнению Ю. К. Бабанского, познавательная деятельность представляет собой систему упорядоченных действий, направленных на решение учебных задач, заданий и упражнений, благодаря чему происходит выявление новых научных закономерностей и открытий [7].
П. И. Пидкасистый познавательную деятельность характеризует как процесс, в ходе которого обучающиеся усваивают предметные знания и формируют умения, а также овладевают способами действий в рамках компетенций, формируемых изучаемой дисциплиной [8].
В научных работах Т. И. Шамовой, Т. М. Давиденко и Г. Н. Шибановой отмечается, что познавательная деятельность – это самостоятельная, целенаправленная, самоуправляемая, мотивированная деятельность обучаемого по овладению знаниями, а также способами их добывания, переработки и применения [9].
Следовательно, на основании теоретического анализа научных трудов, в логике нашего исследования познавательная деятельность – это активное изучение человеком окружающей действительности, мотивированное получение потребности в развитии собственной исследовательской активности, а также в рефлексии полученного опыта.
Активизация познавательной деятельности у студентов образовательных организаций высшего образования невозможна без целенаправленного педагогического сопровождения.Педагогическое сопровождение, по мнению П. Н. Скахиной, представляет собой целенаправленный процесс оказания помощи обучающимся в достижении образовательных целей [10].
И. Е. Балыкова отмечает, что педагогическое сопровождение – это усилие педагога, направленное на создание образовательного пространства для достижения целей его обучающихся [11]. Достижение таких целей способствует развитию субъектной позиции обучающихся, их самостоятельности, ценностной ориентированности на будущее, формированию постановки целей и направленности на их достижение.
И. В. Крыжановская рассматривает педагогическое сопровождение в рамках компетентностного подхода и отмечает, что это процесс, основанный на развитии у обучающихся стремления и способностей к получению не обособленных друг от друга знаний, а целостных. Такие знания будут обеспечивать возможность для самостоятельного выполнения профессиональных задач, а также самореализации и непрерывного профессионального образования [12].
Педагогическое сопровождение в работах Н. М. Новичковой и Н. Н. Дементьева рассматривается как деятельность преподавателя, направленная на активизацию у обучающихся профессионального самоопределения, развитие их субъектности, способности к рефлексии, формирование мотивации к постоянному саморазвитию и познавательной деятельности [13]. Важную роль в процессе обучения и дальнейшего саморазвития играет мотивация, как отмечают Ю. Н. Корешникова и Е. А. Авдеева, она представляет собой сложную многомерную структуру, стимулирующую студентов к освоению учебного материала и правильному выполнению заданий, а значит, и достижению целей обучения [14].
Н. А. Лызь и О. Н. Истратова считают, что значимыми для успешности обучения являются мотивационные переменные, в том числе предпочтения учащихся и смыслы учебной деятельности. В рамках нашего исследования для педагога проектируется технология, способствующая активизации познавательной деятельности обучающихся, а в качестве результата апробации такой технологии является сформированность у обучающихся устойчивой направленности на познавательную деятельность, мотивов к обучению и самообучению [15].
Р. М. Шерайзина и Е. В. Юшкевич отмечают, что целью педагогического сопровождения студентов является формирование у них устойчивой направленности на саморазвитие. Достижению этой цели, по мнению авторов, будет способствовать организация педагогом горизонтального и вертикального сетевого взаимодействия, дополнительное образование, а также виртуальная образовательная среда [16]. Важность педагогического сопровождения в образовательном процессе отмечают и зарубежные авторы Ц. Чжан, М. Цай, Даньян Ли, в работах которых педагогическое сопровождение рассматривается как реализация методики «мышление роста», под которой авторы понимают эмоциональное сопровождение и психологическую поддержку обучающихся, оказание им помощи при разработке индивидуально адаптированных стратегий роста и саморазвития. Также авторы отмечают, что способность оказывать индивидуальное педагогическое сопровождение есть только у педагогов с достаточным опытом работы [17].
Значимость профессиональной компетентности педагога, оказывающего педагогическое сопровождение, обосновывается и в работах С. Тобона, Э. Ф. Лосано-Сальморана. Авторы отмечают, что развитие компетенций преподавателей является ключевым в вузах [18].
Внедрение в образовательную среду инновационных технологий требует от профессорско-преподавательского состава умений применять новые технологии и методики преподавания в своей профессиональной деятельности. М. Э. Кушнир, П. Д. Рабинович и К. Е. Заведенский к значимым факторам современной образовательной среды относят информационные технологии, которые создают новые проблемы и инструменты, решают поставленные задачи, интенсифицируют образовательный процесс [19]. В логике нашего исследования развитие познавательной деятельности студентов на основе личностных проектов в рамках педагогического сопровождения при освоении восточных единоборств требует от преподавателей сформированных компетенций для разработки средств обучения, а также проектирования и реализации педагогических условий, в том числе с использованием потенциала современных информационных технологий.
K. Бёрте, С. Лилледжорд отмечают, что вместо традиционных методов преподавания педагог должен проявлять активную позицию в отношении обучающихся. Такая позиция должна выражаться в обучении построения проектов по дальнейшему развитию и саморазвитию потенциала обучающихся [20].
В работах С. Конг, T. Лин также отмечено, что саморегулируемое обучение студентов достигается только посредством грамотного педагогического сопровождения обучающихся на первом курсе обучения [21]. Авторы говорят о высокой значимости компетентности преподавателя и его личной заинтересованности в развитии познавательных способностей студентов.
В рамках личностно ориентированного подхода педагогического сопровождения, по мнению М. А. М. Аль-Джерафи, Ш. Ш. Госвами и соавт., преподаватели должны развивать у обучающихся критическое мышление, способности к решению проблем, креативность и цифровую грамотность, это позволит сформировать у обучающихся мотивацию к непрерывному образованию [22].
Тенденции личностно-развивающего подхода раскрыты и в работах отечественных авторов, так, например, Р. М. Асадуллин и О. В. Фролов отмечают, что современное образование должно быть в первую очередь ориентировано на личность, а педагог в образовательном процессе должен создавать условия для интеллектуального, нравственного и духовного развития личности, а также обеспечивать раскрытие творческого потенциала. [23]. Педагог-новатор XX века А. С. Макаренко отмечал, что каждый обучающийся имеет врожденные способности, задачей педагога является создать условия для их развития [24]. В современном понимании таким условием будет выступать педагогическая технология.
В широком понимании А. К. Быков определяет технологию как науку или учение о мастерстве, искусстве практической деятельности. В педагогике понятие «технология» определяется как специально организованный процесс, направленный на достижение гарантированного положительного результата в обучении с учетом организации эффективности образовательного процесса [25].
А. С. Латифов и Ш. Н. Умарова, рассматривая понятие «педагогическая технология», определили его как исследование с целью выявления принципов и разработки приемов оптимизации образовательного процесса, конструирования и применения приемов, оценки применяемых методов [26].
Особенностью технологии является использование познавательного потенциала восточных единоборств. Н. И. Борисова отмечает, что такой потенциал представлен как средство и характеризуется комплексным влиянием на становление и развитие личности, креативным характером освоения и применения знаний, привнесением ценностного содержания в межличностные отношения, возможностью формирования психических новообразований в личности, умения разработать индивидуальную программу собственного развития и осуществлять ее коррекцию [27].
Для преодоления вышеуказанных проблем и противоречий разработана и апробирована технология педагогического сопровождения познавательной деятельности студентов вуза при освоении восточных единоборств. Данная технология представлена в виде пяти взаимосвязанных компонентов, что отражает системный подход, используемый в рамках проводимого исследования. Такими компонентами являются:
- Целевой компонент, включает в себя основную цель – развитие познавательной деятельности студентов на основе реализации личностных проектов. В рамках проводимого исследования личностный проект познавательной деятельности определяется нами как комплексная индивидуальная тренировочная программа, разработанная на основе педагогического потенциала восточных единоборств. Такой проект направлен на решение конкретной цели (проблемы) и может дополняться элементами профессиональной и оздоровительной физической культуры. В связи с тем что это личностный проект, в нем учитываются личные интересы и потребности, пол, возраст и результаты диагностики студента, определяются потенциальные возможности в теоретической, методической, физической, технической, психологической подготовке.
- Методологический компонент, в котором определены подходы и принципы, лежащие в основе развития познавательной деятельности студентов на основе реализации личностных проектов. В рамках нашего исследования такими методологическими подходами выступили: системный, личностно-деятельностный, компетентностный и индивидуально-дифференцированный. Принципами познания и обучения для реализации поставленной цели выступили: принцип синергизма, природосообразности, рефлексивной активности, саморазвития личности, системности и самоуправляемости.
- Содержательный компонент представлен основными видами подготовок и их возможностями, что отражает потенциал компетентностного подхода, используемого в рамках проводимого исследования. К таким видам подготовок относятся: теоретическая, методическая, физическая, техническая, психологическая и диагностическая. Каждый из видов подготовок имеет свои конкретные задачи, методы и средства. Например, задачей теоретической подготовки выступает формирование системы знаний о физической культуре и спорте (далек – ФКиС), культуре здоровья, философии и традициях восточных единоборств. Для реализации данной задачи используются словесные и наглядные методы обучения, а в качестве средств выступают лекции, рассказы, наглядные материалы, презентации, видеоматериалы. Все виды подготовок функционируют на этапах обучения в диалектическом единстве. Каждый вид подготовки несет определенную смысловую нагрузку и рассматривается как конкретный дидактически законченный элемент (программа).
- Процессуальный компонент представлен этапами, формами и педагогическими условиями по развитию познавательной деятельности студентов на основе реализации личностных проектов. К таким этапам относятся познавательный, методический, проектировочный, деятельностно-практический и оценочно-коррекционный, представленные в табл. 1.
В качестве форм развития познавательной деятельности студентов на основе реализации личностных проектов выделим коллективные, групповые, индивидуальные, индивидуализированные формы работы, а также самостоятельную работу обучающихся.
В. С. Макеева отмечает, что педагогическим условием, способствующим развитию познавательной деятельности студентов на основе реализации личностных проектов, выступает информационно-методический программный комплекс. В логике нашего исследования данный комплекс состоит из методического инструментария (рабочая программа дисциплины, программа элективной дисциплины «Кудо», словарь-справочник, сертификат физического здоровья, алгоритм комплексной самодиагностики), рекомендации по ФОС и созданию презентации личностного проекта, электронная итоговая ведомость по элективной дисциплине «восточные единоборства» и др.) и пакета компьютерных программ разных типов (информационно-диагностическая система самоуправления развитием личности и ее психофизической подготовленностью, программа контроля уровня знаний, справочная, диагностико-рекомендательная, программа расчета калорийности питания, программы контроля, управления и коррекции физических состояний и др.) [28].
5. Результативный компонент.Результат апробации технологии педагогического сопровождения познавательной деятельности студентов отражает их умение не только создавать личностный проект, но и добиваться внутренних и внешних изменений у студентов в процессе занятий восточными единоборствами. Внутренние результаты выражаются в качественных изменениях мотивов, способностей, опыта, контроля, самопознания, самоопределения, самоорганизации, самореализации, саморегуляции, самосовершенствования, субъектных взаимоотношений. Внешние результаты проявляются в готовности студентов вносить инновации в свое поведение и деятельность в соответствии с содержанием конкретных индивидуальных познавательных задач. Критериями эффективности педагогического сопровождения познавательной деятельности в логике нашего исследования являются когнитивный, мотивационный и деятельностный.
Таблица 1
Этапы педагогического сопровождения познавательной деятельности студентов вуза при освоении восточных единоборств
|
Этапы |
Цель |
Содержание этапов |
|
Познавательный (теоретической подготовки) |
Освоение знаний о философском и психолого-педагогическом влиянии восточных единоборств на развитие личности и познавательной деятельности
|
Лекционные занятия по теории и методике ФКиС о возможностяхвосточных единоборств как средства развития познавательной деятельности студентов (взаимосвязь культуры и традиций, взаимоотношения школы, учителя и учеников) и формирования познавательной мотивации к здоровому стилю жизни в процессе обучения |
|
Методический (методической подготовки) |
Формирование способности к самопознанию (определение своих способностей и функциональных возможностей для освоения восточных единоборств, развитие умений выстраивать познавательный процесс) |
Методические занятия по освоению методов самодиагностики и технологии создания личностных проектов познавательной деятельности. Определение целей и задач в соответствии с выявленными недостатками и проблемами
|
|
Проектировочный (методической подготовки) |
Развитие способности к самоопределению (пониманию своих потребностей в деятельности, общении, поведении) |
Проектирование индивидуальной комплексной программы саморазвития, самосовершенствования, самокоррекции |
|
Деятельностно- практический (физической, технической, психологической подготовки) |
Формирование способности к самоорганизации, саморегуляции (формирование умения управлять познанием, эмоционально-волевой сферой, преобразование самого себя, переосмысление боевой практики) |
Реализация личностного проекта на занятиях в вузе и в процессе самостоятельных тренировок. Подготовка организма к продолжительной работоспособности при выполнении познавательных задач различной сложности. Осуществление технологий базовых техник: перемещений, уходов и уклонений. Управление дыханием, координацией, движением, мышечной концентрацией, расслаблением. Управление своим психическим состоянием в процессе выполнения деятельности |
|
Оценочно-коррекционный (диагностической подготовки)
|
Формирование способности к самоконтролю (оценивание своих сильных и слабых сторон, нахождение ошибок и их исправление) |
Диагностика и самодиагностика (измерение) психофизических состояний. Анализ и сравнение показателей. Оценка результативности применяемых форм, методов, средств. Самооценка и коррекция содержания программ с учетом предшествующих задач с опорой на анализ полученных результатов |
Таким образом, на основании проведенного теоретического анализа, обобщая изученную научную литературу и периодические издания по теме исследования, делаем вывод, что познавательная деятельность – это системный объект, который формируется не одномоментно, а проходит в своем развитии ряд последовательных этапов с характерными для них условиями. Поэтому программа ее формирования должна состоять из нескольких этапов с соответствующими целями и задачами. Результатами такой деятельности станут взаимосвязанные целостные знания, способствующие достижению личных и профессиональных целей обучающихся, что отражает компетентностный подход в проводимом исследовании.
Педагогическое сопровождение – это формирующая и коррекционная работа педагога. В рамках нашего исследования была спроектирована технология, позволяющая реализовывать педагогическое сопровождение и состоящая из самостоятельных компонентов, но взаимосвязанных между собой. Это позволит наглядно представить каждый этап развития познавательной деятельности обучающихся при помощи педагогического сопровождения студентов вуза при освоении восточных единоборств. В рамках личностно ориентированного подхода результатом такого сопровождения будет выступать сформированная у обучающихся познавательная деятельность и способность создавать и реализовывать личностные проекты.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Эффективность разработанной технологии определена в процессе опытно-экспериментальной проверки. Разработанные нами критерии характеризуют изменения показателей педагогического сопровождения познавательной деятельности студентов вуза при освоении восточных единоборств. Чтобы обеспечить предметность процесса мониторинга познавательной деятельности студентов, определены показатели и методы измерения для каждого критерия (см. табл. 2).
Эффективность и результативность представленной технологии педагогического сопровождения познавательной деятельности студентов вуза при освоении восточных единоборств подтверждается результатами экспериментального исследования, которое проводилось на базе Автономной некоммерческой организации высшего образования «Гуманитарный университет» г. Екатеринбурга в период с 2018 по 2024 год. В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 18 тренеров по восточным единоборствам и 580 студентов в возрасте 18–21 года. В формирующем эксперименте участвовало 99 студентов. В рамках формирующего этапа исследования были сформированы экспериментальная группа (ЭГ) в количестве 48 человек и контрольная (КГ) – 51 человека (далее – студенты). В экспериментальной группе тренировочные занятия проводились с учетом внедрения элементов разработанной технологии педагогического сопровождения познавательной деятельности студентов вуза при освоении восточных единоборств, а в контрольной группе занятия осуществлялись в соответствии с примерной программой спортивной подготовки для образовательных учреждений [31].
Для обработки информации, полученной в ходе опытно-экспериментальной работы, применялись: вычисление средней арифметической величины (М), коэффициента вариации (V %), темпа изменений ∆М, %, который вычислялся по формуле: ∆М= (М1 – М2) × М (t) ÷ 100. Для статистической обработки собранных данных применялась программа SPSS Statistics 17.0 и прикладная компьютерная программа универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel 2007–2010. Достоверность различий определялась при помощи t-критерия Стьюдента.
Таблица 2
Критерии и показатели эффективности педагогического сопровождения
познавательной деятельности студентов при освоении восточных единоборств
|
Критерии |
Показатели |
Диагностики |
|
Когнитивный
|
1. Знание подходов к разработке личностных проектов познавательной деятельности. 2. Знание технологии создания личностных проектов познавательной деятельности. 3. Знание методов диагностики личностного развития и познавательной деятельности. 4. Знание методик составления программ саморазвития, самосовершенствования, самокоррекции в ходе занятий восточными единоборствами |
2. Опросы в процессе проведения методических занятий |
|
Мотивационный |
4. Личностное и физическое совершенствование в ходе занятий восточными единоборствами |
2. Тест черно-красные таблицы Ф. Горбова и В. Шульте, методики «Объем оперативной памяти», «Исключение понятий». 3. Тест определения уровня здоровья (Г. Л. Апанасенко). Определение биологического возраста (В. П. Войтенко) [29]. 4. Проба Руфье. «Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк) |
|
Деятельностный |
1. Умение создавать и реализовывать личностные проекты познавательной деятельности. 2. Умение осуществлять технологию создания личностных проектов познавательной деятельности. 3. Умение производить диагностирование посредством изменений степени освоения технических действий восточных единоборств и уровня физической подготовленности (управление своими состояниями). 4. Умение реализовывать методики программ саморазвития, самосовершенствования, самокоррекции |
1. Тест определения интегрального уровня развития познавательной деятельности (М. Я. Виленский). 2. Тест черно-красные таблицы Ф. Горбова и В. Шульте, методики «Объем оперативной памяти», «Исключение понятий». 3. Тест определения уровня здоровья (Г. Л. Апанасенко). Определение биологического возраста (В. П. Войтенко). 4. Проба Руфье. Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк) [30] |
Результаты исследования / Research results
По результатам формирующего этапа опытно-экспериментальной работы были получены следующие выводы:
- 1. В когнитивном критерии после эксперимента выявлен прирост показателей в экспериментальной группе до 139%, а в контрольной – до 54%. Наблюдается увеличение среднего арифметического с 12,74 до 31,02 и уменьшение значений коэффициента вариаций с 56,88% до 12,33% в экспериментальной группе. Это позволяет судить об эффективности содержания применяемого лекционного курса физкультурно-оздоровительной направленности и росте мотивации к познавательной деятельности (см. табл. 3).
Таблица 3
Динамика результатов по когнитивному критерию
у студентов экспериментальной (Э) и контрольной (К) групп
|
Диагностика |
Группы |
Этапы эксперимента |
Результаты |
||||
|
М ± m |
V, % |
DМ, %
|
P по группе |
P между группами |
|||
|
Тестовое задание для определения интегрального (кумулятивного) уровня знаний, кол-во правильных ответов |
Э |
До |
12,74 ± 1,04 |
56,88 |
|
|
> 0,05 |
|
После |
31,02 ± 0,54 |
12,33 |
139 |
< 0,001 |
|
||
|
К |
До |
12,50 ± 0,95 |
55,34 |
|
|
|
|
|
После
|
19,29 ± 1,02 |
35,54 |
54,00 |
< 0, 01
|
< 0,001
|
||
- 2. Мотивационный критерий показывает изменение показателей профессиональной конкурентоспособности (табл. 4), ценностного отношения к здоровью, продолжительной работоспособности, личностного и физического совершенствования в ходе занятий восточными единоборствами. К концу эксперимента произошло улучшение по всем показателям в обеих группах, однако в контрольной результаты оказались ниже.
Таблица 4
Динамика результатов показателя «профессиональная конкурентоспособность»
студентов экспериментальной и контрольной групп
|
Диагностика
|
Группы |
Этапы эксперимента |
Результаты |
||||
|
М ± m |
V, % |
DМ, %
|
P по группе |
P между группами |
|||
|
Мотивационно-ценностный компонент, балл |
Э |
До |
15,83 ± 2,04 |
12,86 |
|
|
> 0,05 |
|
После |
21,22 ± 1,56 |
7,33 |
34,04 |
< 0,001 |
|
||
|
К |
До |
15,95 ± 1,68 |
10,55 |
|
|
|
|
|
После |
17,11 ± 1,41 |
8,24 |
7,26 |
< 0,05 |
< 0,01 |
||
|
Операциональный компонент, балл |
Э |
До |
8,00 ± 1,78 |
22,28 |
|
|
> 0,05 |
|
После |
9,89 ± 1,28 |
12,93 |
23,61 |
< 0,001 |
|
||
|
К |
До |
8,11 ± 1,66 |
20,52 |
|
|
|
|
|
После |
8,68 ± 1,73 |
19,96 |
7,14 |
> 0,05 |
< 0,05 |
||
|
Эмоционально-волевой компонент, балл |
Э |
До |
10,83 ± 1,82 |
16,83 |
|
|
> 0,05 |
|
После |
14,44 ± 1,38 |
9,56 |
33,33 |
< 0,001 |
|
||
|
К |
До |
10,79 ± 1,72 |
15,93 |
|
|
|
|
|
После |
12,16 ± 1,57 |
12,94 |
12,68 |
< 0,05 |
< 0,01 |
||
|
Практико-деятельностный компонент, балл |
Э |
До |
7,33 ± 1,24 |
16,86 |
|
|
> 0,05 |
|
После |
10,00 ± 0,97 |
9,70 |
36,35 |
< 0,001 |
|
||
|
К |
До |
7,89 ± 1,24 |
15,74 |
|
|
|
|
|
После |
8,68 ± 1,16 |
13,33 |
10,00 |
> 0,05 |
< 0,001 |
||
|
Интегральный уровень развития познавательной деятельности, балл |
Э |
До |
42,00±4,10 |
9,77 |
|
|
> 0,05 |
|
После |
55,56±2,75 |
4,95 |
32,28 |
< 0,001 |
|
||
|
К |
До |
42,74±4,29 |
10,04 |
|
|
|
|
|
После |
46,63±3,83 |
8,22 |
9,11 |
< 0,01 |
< 0,001 |
||
- 3. Деятельностный критерий.Выявлено, что студенты экспериментальной группы к концу исследования имеют достаточно высокий показатель, характеризующий сформированность умения создавать и реализовывать личностные проекты познавательной деятельности (4,56 балла), а студенты контрольной группы – низкий (2,26 балла). Наглядно результаты положительной динамики изменения показателей данного компонента в экспериментальной группе представлены на рисунке.
Динамика результатов изменения показателей деятельностного компонента
Согласно полученным результатам, в большей степени выражены положительные результаты в ЭГ группе по таким показателям, как сформированные способности к самопознанию, к самостоятельной деятельности и к саморазвитию.
По результатам опытно-экспериментального исследования получены были следующие выводы:
- 1. В когнитивном критерии использовалась диагностика оценки знаний подходов к разработке личностных проектов познавательной деятельности, технологий их создания, методик составления программах саморазвития, самосовершенствования, самокоррекции и др. После эксперимента в ЭГ наблюдается прирост результатов в экспериментальной группе, что свидетельствует о качестве освоения разработанного нами лекционного курса и росте мотивации к познавательной деятельности при освоении восточных единоборств.
- 2. В мотивационном критерии наблюдаемые положительные изменения показателей у ЭГ свидетельствуют о высоком значении педагогического потенциала восточных единоборств как средства саморазвития и самосовершенствования в жизни, а также в системе профессиональной подготовки в вузе. По результатам формирующего этапа у обучающихся ЭГ улучшились результаты практико-деятельностного (36,4%) и мотивационно ценностного (34%) показателей, выросли результаты распределения и переключения внимания, что выразилось в снижении количества ошибок при выполнении заданий на 45,6%; увеличился объем оперативной памяти на 35,2%, а также улучшились результаты логики мышления на 11,6%.
- 3. В деятельностном критерии после эксперимента наблюдается прирост общего уровня способностей к самоуправлению, он составил 27,63% в экспериментальной группе и всего 12,30% – в контрольной. Выявлен наибольший прирост результатов в экспериментальной группе к способностям самопознания и самоопределения (40,77% и 35,43%), что способствует качественной и креативной разработке содержания личностного проекта. В контрольной группе выявлен наибольший прирост результатов способностей к самоорганизации (15,76%), к самоконтролю (14,69%), саморазвитию (14,29%). Также отметим, что большинство студентов ЭГ получили «отлично» и «хорошо» за защиту личностного проекта (комплексной индивидуальной программы), что свидетельствует о высоком уровне сформированности у них умения осуществлять технологию создания личностных проектов познавательной деятельности.
Заключение / Conclusion
Таким образом, теоретический анализ позволил сделать вывод о том, что познавательная деятельность представляет собой активное изучение человеком окружающей действительности, мотивированное получение потребности в развитии собственной исследовательской активности, а также в рефлексии полученного опыта.
Качество сформированности познавательной деятельности зависит от усилий педагога, в связи с чем актуальным вопросом является эффективность педагогического сопровождения, которое представляет собой целенаправленную деятельность педагога по созданию психолого-педагогических условий для осмысления обучающимся окружающего мира, своей роли в жизни, успешного воспитания и творческого развития в ходе каждого этапа познания и обучения, профессионального становления личности как целостного процесса ее изучения, формирования, развития и коррекции.
В рамках проводимого исследования рассмотрен потенциал педагогического сопровождения по развитию познавательной деятельности при освоении восточных единоборств через построение личностных проектов, на основании чего была разработана и апробирована технология педагогического сопровождения познавательной деятельности студентов вуза при освоении восточных единоборств.
В результате опытно-экспериментального исследования была доказана эффективность разработанной технологии, которая проявилась в качественном изменении показателей экспериментальной группы, а именно: мотивационного, деятельностного и когнитивного критериев. Эффективность технологии выражается в росте мотивации к познавательной деятельности, знаний в области восточных единоборств и их потенциала для развития личности, формировании умений создавать и реализовывать личностные проекты.

Dmitry V. Kychymov