Full text

Введение / Introduction

 

Концепции «Индустрия 4.0» и «Индустрия 5.0» сегодня широко обсуждаются большим кругом учёных и практиков, являясь, по сути, междисциплинарными. Фундаментальные идеи «Индустрии 4.0» сформулировал в 2011 году немецкий экономист, основатель Всемирного экономического форума К. Шваб. Он же ввёл в экономический дискурс термин «четвёртая промышленная революция», который сегодня транслирован во многие науки, включая педагогику. Согласно идеям К. Шваба, четвёртая промышленная революция направлена на коренные изменения в жизни человека, которые связываются с цифровизацией промышленности, технологическими новациями и изменением ландшафта профессий. Однако сегодня многие учёные и представители бизнеса признают, что прогнозы относительно эффектов Индустрии 4.0 оказались слишком оптимистичными. Как отмечает Н. М. Розанова, «бездумная и безумная повсеместная автоматизация» вытеснила «человека из экономической жизни» [1]. Вследствие этого обострились такие проблемы человечества, как экологические угрозы, социальное расслоение, неэффективное использование ресурсов для производства и потребления.

В сложившихся обстоятельствах видится неизбежным очередной этап эволюции человеческого общества, идеология которого изложена в относительно новой концепции, получившей название «Индустрия 5.0», или пятая промышленная революция. Как отмечают Ю. А. Аренс и соавторы, ключевой категорией данной концепции, основанной на активном сотрудничестве людей и машин, становится «человекоцентричность», а одной из главных задач – развитие «цифровых навыков и навыков, связанных с творческим, предпринимательским, гибким и открытым мышлением» [2]. Глобальный тренд возвращения «человеческого начала» в производство, сочетания естественного интеллекта и творческого потенциала личности с эффективностью труда, обеспечиваемой современными цифровыми технологиями, влияет на мировые рынки труда, включая российский. Согласно исследованиям И. С. Волегжаниной, крупные отечественные работодатели – высокотехнологичные наукоёмкие предприятия (далее – ВНП) – нацелены на привлечение выпускников технических вузов, ориентированных на профессионально-личностное развитие, творческую самореализацию, научно-исследовательскую деятельность [3].

Несмотря на то что концепция пятой промышленной революции существует лишь в законопроектах Европейского комитета, многие вузы начинают актуализировать существующие и разрабатывать новые учебные планы, рабочие программы дисциплин, перечни компетенций, чтобы подготовить выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности в условиях развития Индустрии 5.0. Важными ориентирами, отвечающими запросам общества и работодателей, полагаются компетенции молодого специалиста, связанные с инновационным развитием, творческим решением технологических задач, проведением научных исследований и т. д. Показательным примером является академия «Высшая инженерная школа» Российского университета транспорта (МИИТ), сотрудниками которой был разработан проект новой программы «Цифровые транспортные коридоры и аналитика перевозок» [4]. Данная программа направлена на развитие в комплексе профессиональных («жёстких») и надпрофессиональных («мягких, гибких») компетенций будущих специалистов. Последние являются важной составляющей научно-исследовательской компетентности будущего специалиста, что подтверждают работодатели в отрасли. Так, в ноябре 2009 года был создан Объединённый учёный совет ОАО «РЖД», целью деятельности которого, согласно утверждённому Положению [5], является интенсификация научной деятельности холдинга и формирование научной политики, обеспечивающей оптимальное достижение стратегических целей его развития. В перечне функций Объединённого учёного совета называются, в частности, функции, связанные с развитием кадрового потенциала, обладающего научно-исследовательской компетентностью: «готовит предложения по привлечению высококвалифицированных кадров и использованию научной базы для решения задач инновационного развития ОАО “РЖД”, в том числе в рамках кооперации с ведущими российскими и зарубежными научными организациями; готовит предложения по развитию кадрового потенциала научно-технического комплекса ОАО “РЖД”». Для решения этих задач Объединённый учёный совет активно использует интеллектуальный потенциал девяти университетов путей сообщения, находящихся в управлении Федерального агентства железнодорожного транспорта.

Интеллектуальный потенциал, вслед за С. А. Степанчук, будем понимать как «совокупность интеллектуальных способностей персонала (знаний, умений, информации, ценностей, навыков и т. п.) и возможностей их раскрытия, развития и использования» [6]. Способность интеллектуального потенциала вуза к восполнению и пополнению во многом определяется развитой научно-исследовательской компетентностью молодёжи. Поэтому важным направлением деятельности Объединённого учёного совета декларируется расширение участия обучающихся вузов в научных исследованиях в рамках отраслевых научных школ, в том числе посредством специально организуемых мероприятий. В качестве примера приведём ежегодно организуемый Всероссийский конкурс научных работ среди студентов и аспирантов по транспортной проблематике, направленный на выявление и поддержку наиболее талантливых и творчески активных участников для дальнейшего привлечения к исследовательской и аналитической работе по решению актуальных задач железнодорожной отрасли; развитие научно-исследовательских способностей молодых учёных.

Все вышеизложенное обосновывает актуальность проблемы развития научно-исследовательской компетентности будущего специалиста для современных ВНП на уровне вуза с учётом условий пятой промышленной революции и отраслевого контекста. Вместе с тем педагогическая сущность научно-исследовательской компетентности таких специалистов остаётся не до конца изученной. Отсюда сформулирована цель статьи – на основе проведённого теоретического анализа раскрыть сущность научно-исследовательской компетентности будущего специалиста для высокотехнологичных наукоёмких предприятий в условиях Индустрии 5.0.

 

Обзор литературы / Literature review

 

В настоящее время проведение научных исследований выделяется в качестве важного направления учебной и самообразовательной деятельности обучающихся на всех ступенях непрерывного образования. Существует значительное число педагогических публикаций, посвящённых преемственности в овладении детьми дошкольного и школьного возраста исследовательской компетенцией, среди которых можно отметить работу Н. А. Семёновой [7]. О. В. Знаменская и К. Э. Высокос подчёркивают, что формирование исследовательских умений начинается ещё в детском саду, когда дети старшего дошкольного возраста вовлекаются в познавательно-исследовательскую деятельность [8]. Данный процесс продолжается на уровне общеобразовательной школы в ходе учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, на что указывают С. А. Веселова и Д. А. Коронатов [9]. Дальнейшее развитие, как подчёркивают А. И. Дашкина и Н. Л. Чубакова [10], осуществляется на уровне среднего профессионального и высшего образования. В вузе подготовка обучающихся к научно-исследовательской деятельности отражена в ФГОС ВО 3++ [11] и является обязательной составляющей модели специалиста. Таким образом, в преемственности овладения будущим специалистом научно-исследовательской компетентностью (НИК) проявляется её динамический характер: данное профессионально-личностное новообразование зарождается на уровне дошкольного учреждения, затем формируется на уровне общеобразовательной школы и далее развивается на уровне вуза – от младших курсов до аспирантуры.

Развитие НИК будущих специалистов в единстве личностных и деятельностных характеристик является одним из ключевых направлений образовательного процесса высшей школы. Подтверждение этому мы находим в работе В. И. Лях и Д. А. Сигиды, которые отмечают, что НИК, являясь личностным качеством студента, формируется в процессе его исследовательской деятельности и «помогает студенту выстроить свою собственную траекторию профессионального развития, опираясь на новые формы организации поисковой и внедренческой деятельности» [12]. Подобные идеи прослеживаются и в зарубежных исследованиях. Например, А. Сирасо, Дж. Рейнальдо Мартинес-Фернандес и соавторы [13] отмечают, что НИК должна быть одним из столпов образования, поэтому преподаватели образовательных организаций должны демонстрировать и развивать критическое, рефлексивное, регулируемое и саморегулируемое мышление обучающихся; все научные знания должны строиться на знаниях о науке. 

Познание педагогической сущности НИК будущего специалиста в условиях Индустрии 5.0 базируется на определении родового понятия «педагогическая сущность». В изученных нами современных педагогических словарях и энциклопедиях, например «Педагогическом словаре» Г. М. Коджаспировой [14], нам не встретились словарные статьи, посвящённые непосредственно педагогической сущности.

Так как «сущность» является категорией философского дискурса, мы провели анализ словарных статей, представленных в философских словарях, и установили, что термин «сущность» в толковом словаре Д. Н. Ушакова определяется как внутреннее содержание, свойство [15]. Составители энциклопедии «История философии» трактуют данное понятие как субстанциональное ядро [16]. В энциклопедическом словаре по философии под редакцией А. А. Ивина сущность раскрывается как совокупность существенных или определяющих свойств и качеств [17]. В «Философской энциклопедии» данная категория рассматривается как всеобщие, необходимые, относительно устойчивые, закономерные связи и отношения [18]. Перечисленные определения могут обобщённо характеризовать педагогическую сущность конкретного педагогического феномена, однако не являются достаточными, чтобы раскрыть её в полной мере. Для познания педагогической сущности НИК как профессионально-личностного новообразования будущего специалиста ВНП мы обратились к педагогической литературе.

Анализ современных отечественных и зарубежных педагогических исследований подтверждает интерес со стороны педагогического сообщества к проблеме раскрытия педагогической сущности изучаемых объектов и явлений. Однако вопрос о содержании понятия «педагогическая сущность» остаётся без ответа. Это явно видно из текстов изученных нами диссертаций и научных статей, авторы которых, используя словосочетание «педагогическая сущность» для конкретизации содержания ключевых понятий своих исследований, не объясняют содержание самого понятия «педагогическая сущность». Примером служит статья Х. Алссарма [19], который употребляет терминологическое словосочетание «педагогическая сущность» в названии и заявляемой цели исследования без его уточнения.

В то же время эти исследования позволяют выявить основные характеристики категории «педагогическая сущность». Так, педагогическая сущность всегда конкретна, т. е. связана с изучаемым педагогическим феноменом, которым зачастую является процесс изменений (становление, формирование, развитие) личности или её качеств – компетенций и компетентностей. Среди последних выделяем научно-исследовательскую компетентность будущих специалистов высокотехнологичных наукоёмких предприятий. В дальнейших рассуждениях мы будем исходить из понимания процесса развития НИК в отраслевом техническом вузе как части педагогического процесса, который, согласно определению М. А. Данилова, есть «внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых – превращение социального опыта в качества формируемого человека» [20].

Раскрытие педагогической сущности НИК предполагает обращение к родовому понятию «компетентность», которое в профессиональном образовании рассматривается в связи с другой важной категорией компетентностного подхода – «компетенцией». Так, в исследовательском отчёте С. Вителло и соавторы, описывая эти две категории, отмечают, что они отличаются по степени конкретности (специфичности): если «компетентность» относится к общему кругу (совокупности) компетенций, то понятие «компетенция» используется по отношению к конкретным способностям и умениям [21]. Проведённый анализ педагогической литературы позволил установить, что, изучая сущность и понятие компетенции и компетентности в рамках компетентностного подхода, учёные акцентируют внимание на том или ином аспекте этих научных категорий, чаще всего личностном или деятельностном.

Вопрос взаимосвязи категорий «компетенция» и «компетентность» с позиции личностной ориентированности глубже всего изучен в работах А. И. Субетто, посвящённых онтологии компетентностного подхода. В них учёный рассматривает отношение между компетенциями и компетентностями в контексте «потенциальное – актуальное» в личности, определяя компетенцию как совокупность потенциальных профессионально-личностных свойств, а компетентность – как «совокупность компетенций, актуализированных в определённых видах деятельности» [22]. При этом подчёркивается, что компетентность является мерой актуализации компетенций в процессе их развития. Аналогичный взгляд находим в трудах И. А. Зимней, которая, вслед за Н. Хомским, разграничивает понятия «компетенция» и «компетентность» как качество личности по основанию «потенциальное – актуальное», понимая под компетентностью «актуальное, формируемое личностное качество как основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная характеристика человека, его личностное качество» [23]. В согласии с вышеизложенными представлениями проблемы личности в профессиональном образовании изучает Ю. Г. Татур [24], определяя компетентность как качество личности. Такая позиция позволяет связать компетентность с реализацией личностью своего профессионального потенциала. По мнению учёного, завершив определённую образовательную ступень, выпускник должен быть нацелен реализовать свой потенциал в выбранной профессиональной сфере. Этот потенциал проявляется в полученных знаниях, умениях, опыте, а также личностных качествах. При этом высказывается важная применительно к будущим специалистам ВНП мысль о том, что выпускник всегда должен помнить о личной ответственности за результаты своей деятельности и постоянном профессионально-личностном совершенствовании.

Наряду с изучением личностно ориентированного аспекта в компетентности сложилось направление исследований, акцентированных на её деятельностном аспекте. Например, В. А. Адольф, выделяя актуальное в компетентности, утверждает, что таковая выражается в способности будущего специалиста действовать [25]. Деятельностная направленность компетентности определяется компетенциями, которые её реализуют. Как пишут Т. В. Фуряева и соавторы, без компетенции невозможно осуществлять профессиональную деятельность [25]. В состав компетенций, помимо знаний, умений и навыков, предлагается также включать способы действий и поведение, необходимые для результативного осуществления профессиональной деятельности. Компетентность же рассматривается как совокупность обобщённых знаний, которую следует считать целостным и систематизированным конгломератом. Именно такой взгляд на компетенции и компетентность представлен в трудах Э. Ф. Зеера и его учеников [27]. Подобные формулировки находим у А. В. Хуторского, в понимании которого компетенции представляют собой некие обобщённые знания, умения, навыки, способы и опыт деятельности для выполнения качественной деятельности в определённой сфере, а компетентность представляется гораздо более сложным образованием, включающим владение компетенцией и состоящим из «совокупности личных качеств» и отношений, знаний «для осуществления продуктивной деятельности» [28]. Ещё более рельефно деятельностная направленность выражена в работах А. Г. Асмолова, характеризующего компетенцию как «знание в действии», «способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие решения в условиях неопределённости и вырабатывать алгоритм действий по его реализации», а компетентность – «как результат когнитивного научения» [29].

Схожую позицию занимают зарубежные исследователи, полагающие, что будущий специалист, осуществляя исполнительную функцию, должен быть способен понимать и выполнять соответствующие действия на базовом уровне. Ряд исследователей описывают компетенцию как поведение при эффективном выполнении работы. К примеру, в своей книге «Компетенции на работе» М. Лайл Спенсер и М. Сайн Спенсер отмечают, что для анализа, оценки и разработки моделей компетенций они использовали поведенческие примеры в критических (профессиональных) ситуациях [30]. Обобщая британскую модель компетенций, Г. Читэм и Д. Чиверс [31] провели оценку значимости компетенций, характеризующих профессионалов. Учёные предложили структуру индивидуального сочетания компетенций, среди которых главную роль исполняют поведенческие (личностные) компетенции. T. Ати и M. Орт предлагают рассматривать компетенцию как совокупность знаний, умений и способностей [32]. С ними соглашается Ш. Ч. Вонг, ссылаясь на то, что «человек может развить или определить конкретные навыки, способности, знания, необходимые для эффективной работы в конкретной профессии» [33].

Компетентность же предлагается рассматривать применительно к реальной профессиональной деятельности как способность выполнять конкретную задачу.

Поскольку компетенции актуализируются в определённых условиях деятельности, НИК целесообразно рассматривать с позиций полисубъектного подхода. Переходя к рассуждениям о НИК будущих специалистов ВНП, выскажем мысль о том, что сущность данной компетентности определяется спецификой деятельности таких организационных структур, представляющих собой научно-производственные или научно-образовательно-производственные комплексы в конкретной отрасли экономики.

Изучению особенностей высокотехнологичных наукоёмких предприятий посвящены работы российских и зарубежных учёных. Так, О. П. Орлова и И. Г. Сергеева характеризуют ВНП как наукоёмкие компании, чья деятельность осуществляется «на стыке развития науки и предпринимательства» и требует «прогнозирования технологических трендов, продвижения научных результатов и разработки междисциплинарных инновационных продуктов» [34]. На важность сотрудничества таких компаний с научными организациями указывают K. Ростек и A. Скала [35]. Вслед за
Р. Й. Й. Хангом и соавторами [36] они отмечают, что данное обстоятельство способствует ускорению коммерциализации научных исследований и передаче технологических знаний, а также подчёркивают тот факт, что ВНП являются прекрасной площадкой для изучения новейших тенденций в области технологий, менеджмента и маркетинга.  Работа высокотехнологичных наукоёмких предприятий связана с инновациями. Подтверждение этому мы находим в исследованиях Б. Фен и соавторов, согласно которым ВНП сохраняют свои конкурентные преимущества лишь в том случае, если проводят инновационные и научные исследования [37]. В результате значительные средства затрачиваются на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), что полагается основной отличительной характеристикой предприятий данного типа. В. В. Татаринов предлагает шесть организационно-экономических факторов ВНП для анализа привлекательности инновационных проектов [38]. Характеристики, связанные с высоким инновационным потенциалом и большой долей научных сотрудников и компетентных специалистов среди персонала, были выделены С. С. Полосковым и А. В. Желтенковым [39]. Полученные исследователями результаты дополнены А. Д. Жуковским, описавшим шесть отличительных признаков ВНП, среди которых отметим постоянное развитие, обучение и самообразование сотрудников [40]. Исследование, проведённое А. А. Коровиной, существенно расширяет этот перечень. Автор предлагает включать в него значительный производственный потенциал, длительный период взаимодействия с инвесторами, территориальную близость партнёров, наличие необходимого оборудования, опыт реализации инвестиционной деятельности и др. [41]

Все исследователи сходятся во мнении, что технологическая модернизация и наукоёмкость предприятий требуют нового подхода к профессиональной подготовке кадрового потенциала. Поэтому вузы, тесно взаимодействующие с такими предприятиями, постоянно осуществляют поиск более эффективных путей подготовки будущих специалистов и одновременно сами трансформируются в научно-образовательные комплексы. Как подчёркивает Л. Н. Свирина, занимаясь научной деятельностью в бизнес-инкубаторах, вузы получают предпринимательский опыт, а предприятия – будущих специалистов с научно-исследовательской компетентностью [42].

Несмотря на востребованность выпускников с развитой НИК, на сегодняшний день отсутствует единое представление о содержании данного понятия. В работах многих исследователей одновременно (в качестве синонимов) используются термины «научно-исследовательская компетентность» и «исследовательская компетентность». Кроме того, встречается смешение понятий – под термином «научно-исследовательская компетентность» подразумевается термин «научно-исследовательская компетенция» и наоборот.

Анализ определений НИК, предложенных рядом исследователей, показал, что одни авторы акцентируют внимание на личностном аспекте данной компетентности, а другие – на деятельностном. Личностная ориентированность отражена в определении В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, Е. Н. Шиянова, а именно совокупность личностных характеристик, направленных на самостоятельное получение новых знаний [43]. В. К. Тагиров отмечает свойства, характеристики, качество личности, совокупность ценностно-мотивационного, когнитивного и операционального компонентов [44]. М. Д. Акбаева выделяет системную характеристику личности будущего выпускника, готового применить методы научного исследования в решении профессиональных задач [45]. А. Шоумен и соавторы обращают внимание на совокупность личностных характеристик и критического мышления, коммуникативности, креативности и др. [46]. Анализируя мировой опыт, Х. Салменто, М. Мертонен и М. Кили делают вывод, что НИК – это знания о содержании, методологии и анализе исследований, коммуникативные навыки, навыки осмысления результатов исследования и др. [47] Деятельностная направленность НИК прослеживается в исследовании М. М. Ивановой и соавторов, которые связывают развитие данной компетенции с получением новых знаний и нового интеллектуального продукта через проведение научного исследования, т. е. через деятельность [48]. В своём исследовании Ю. А. Комарова, описывая уровни сформированности научно-исследовательской компетентности, акцентирует внимание на способности действовать и решать многообразные «экспериментальные, конструктивные и композиционные задачи» [49], которые обусловливают успешное и эффективное решение профессиональных задач с использованием методов научного исследования. Третья группа исследователей рассматривает НИК как совокупность личностного и деятельностного. Например, Ш. Сюджакулов и И. Аминов описывают компетенцию как качество личности, в также как её готовность и способность самостоятельно решать исследовательские и творческие задачи с ориентацией на профессиональную деятельность [50].

Личностно ориентированный, действенный, практико-ориентированный и деятельностный характер НИК отражается в содержании её структурных компонентов. Под термином «компоненты компетентности» Дж. Равен понимает характеристики и способности людей, направленные на достижение личностно значимых целей независимо от характера этих целей, а также социальной структуры, в которой живут и работают эти люди [51]. Как показал анализ научных источников, среди учёных нет однозначного представления о том, сколько и какие компоненты должна включать в себя НИК. В изученных трудах представлены структуры НИК в виде 3, 4, 5 и более компонентов. Так, М. Ю. Никишин рассматривает трёхкомпонентную структуру в виде когнитивного, мотивационного и операционального компонентов [52]. Структура, предложенная Н. Ю. Владимировой и Е. А. Теплых, состоит из четырёх групп компонентов сформированности НИК: когнитивного, мотивационного, ориентировочного, технологического (операционального) [53]. Некоторые авторы предлагают пятикомпонентную структуру. Е. В. Набиева выделяет мотивационный, когнитивный, деятельностный, ценностно-смысловой и эмоционально-волевой компоненты [54]. В исследовании А. Д. Сыздыкбаевой представлены ценностный, мотивационный, теоретико-методологический, технологический и рефлексивный компоненты [55]. В работе М. Д. Гочияевой и Ф. Ш. Хапаевой рассмотрена шестикомпонентная структура, которая содержит мотивационный, информационный, познавательный, коммуникативный, рефлексивный и личный компоненты [56]. Согласно проведённому анализу наиболее частотной является четырёхкомпонентная структура НИК. При сохранении этого количества названия компонентов варьируются, однако чаще всего исследователи обращаются к таким взаимосвязанным функциональным компонентам, как мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивно-оценочный. Выделяемые компоненты содержательно конкретизируются в их наполнении, которое также вариативно и зависит от решаемых в конкретном исследовании задач.

Обобщая все вышеизложенное, отметим, что многообразие и расхождения в представлениях о НИК связаны с её сущностными характеристиками, которые выявляются авторами изученных исследований с позиций различных научных подходов.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Методологическую основу проводимого исследования составляют следующие подходы конкретно-научного уровня: компетентностно-деятельностный, личностно ориентированный и полисубъектный.

С позиций компетентностно-деятельностного подхода НИК рассматривается как качество личности, позволяющее выпускнику реализовать свой профессиональный потенциал в деятельности по решению задач ВНП. Положения компетентностного-деятельностного подхода, сформулированные в исследованиях В. А. Адольфа, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, Дж. Равена, В. А. Сластенина, А. И. Субетто, Г. Читмана, Д. Чиверса и других, позволяют рассматривать НИК как составляющую профессиональной компетентности будущего специалиста, переход которой из потенциального состояния в актуальное осуществляется в процессе её развития на уровне вуза.

С позиций личностно ориентированного подхода НИК связывается с качествами личности будущего специалиста, значимыми для осуществления научно-исследовательской деятельности в современных ВНП. Личностно ориентированный подход, теоретические основы которого заложены трудами К. Роджерса, Л. С. Выготского, И. С. Якиманской, Е. В. Бондаревской, В. В. Серикова и других, даёт возможность увидеть в процессе развития НИК будущего специалиста точки профессионально-личностного роста для ее дальнейшего саморазвития.

С позиций полисубъектного подхода определяется влияние специфики деятельности современных ВНП на содержание НИК. Возможности полисубъектного подхода, представленные в исследованиях И. В. Вачкова, Е. Н. Кролевецкой, В. И. Слободчикова, Е. В. Фалуниной и других, позволяют рассматривать НИК будущего специалиста ВНП в отраслевом контексте с учётом условий Индустрии 5.0. Преемственность развития НИК на уровне вуза обеспечивается деятельностью по созданию новых научных знаний для решения стратегических задач ВНП при взаимодействии множества естественных и искусственных интеллектуальных агентов.

Для изучения сущности НИК будущего специалиста ВНП мы обращались к теоретическим методам исследования, а именно: изучению стратегических документов отраслевых предприятий для составления перечня специфических признаков ВНП; анализу содержания понятий НИК и родовых по отношению к нему понятий, представленных в современной философской и психолого-педагогической литературе, для выделения сущностных характеристик НИК; конкретизации содержания этого ключевого понятия для исследования состава структурных компонентов НИК; обобщению опыта организации научно-исследовательской работы обучающихся в современных вузах.

Результаты исследования / Research results

 

На основании проведённого анализа современной отечественной и зарубежной педагогической литературы мы выявили, что сущность некоторого объекта или явления может выражаться в единстве свойств, качеств, признаков, отношений внутреннего содержания. Эти отношения составляют основу его существования и определяют все остальные свойства, а именно то, чем является данный предмет или явление сам по себе и что отличает его от других предметов или явлений.

Основываясь на таком представлении, мы сформулировали обобщённое определение педагогической сущности как смыслового содержания педагогического феномена, выражающего совокупность уникальных внутренних свойств, относительно устойчивых закономерностей педагогического процесса, которые определяют его внешние свойства, а также связи и отношения с другими явлениями педагогического процесса. Конкретизируя это обобщённое определение применительно к предмету нашего исследования, под педагогической сущностью научно-исследовательской компетентности будущего специалиста ВНП мы понимаем смысловое содержание данного педагогического феномена, выражающее совокупность его уникальных внутренних свойств, относительно устойчивых закономерностей процесса развития, которые определяют его внешние свойства, а также связи и отношения, устанавливаемые с образовательной средой отраслевого вуза и  профессиональной средой ВНП. Сущность НИК проявляется в способности будущего специалиста использовать научные знания, методы и подходы для организации, оценки, повышения эффективности исследовательского процесса, развития критического мышления в рамках научно-образовательно-производственной среды.

Сущностные характеристики НИК выявляются с позиций выбранных методологических подходов, объединяемых в контексте Индустрии 5.0.

С позиций компетентностно-деятельностного подхода выделяется «потенциальное» в НИК, выражаемое в способности будущего специалиста, используя накопленные знания и современные цифровые технологии, осуществлять продуктивную научно-исследовательскую деятельность в интересах отрасли, находясь в системе сформированных ценностных отношений к выполняемой деятельности и ее результатам. В процессе развития НИК на уровне вуза у будущего специалиста формируется научно-исследовательский инструментарий в виде научных методов, поэтапных операций и схем поведения в стандартных ситуациях, алгоритмов действий при выполнении типовых исследовательских задач, обобщённого собственного и «чужого» опыта проведения научных исследований. Данный инструментарий обеспечивает переход НИК из потенциального состояния в актуальное в период вузовской подготовки, до начала реальной научно-исследовательской деятельности в ВНП.

Сущностные характеристики НИК с позиций личностно ориентированного подхода выражаются в качествах личности, значимых для осуществления научно-исследовательской деятельности в современных ВНП. Такими качествами являются направленность на создание новых, ценных для отрасли знаний; ответственность и самостоятельность в решении научно-исследовательских задач при работе в составе научных групп и коллективов; уважение существующих правил, сложившихся традиций и интересов других участников научно-исследовательской деятельности с учётом их социальных ролей и статусов; ориентированность на творческий поиск путей решений научно-исследовательских проблем; способность мобилизироваться в сложных ситуациях.

Названные личностные качества рассматриваются предпосылками успешного развития НИК и создают «точки роста» для перехода к саморазвитию данной компетентности. Важную роль при этом играет самооценка индивидуальных способностей и возможностей, которые могут ограничивать продуктивность выполняемых действий, а также понимание своих роли и статуса в совместной научно-исследовательской деятельности, во многом определяющее личное отношение к такой форме взаимодействия. Переход НИК от развития к саморазвитию проявляется в способностях будущего специалиста к самоанализу, саморегуляции, самоконтролю, самоорганизации, самомобилизации, рефлексии о получаемых результатах научно-исследовательской деятельности и вкладе в достижение общей цели, что свидетельствует о готовности нести личную ответственность за принимаемые решения и последствия своих действий.

Полисубъектный подход позволяет раскрыть сущность НИК в условиях научно-образовательно-производственной среды, в которой происходит взаимодействие, сотрудничество и сотворчество будущего специалиста с преподавателями, преподавателями-исследователями, учёными, сотрудниками научных лабораторий, работниками ВНП, а также искусственными интеллектуальными системами. Напомним, что гармоничное взаимодействие естественного и искусственного интеллектов для решения значимых социально-экономических проблем является ключевым признаком Индустрии 5.0. С позиций полисубъектного подхода сущностные характеристики НИК выражаются в способности будущего специалиста осуществлять диалогические и полилогическое межличностное взаимодействие, в которое также могут быть включены искусственные интеллектуальные агенты; умении работать в команде (в том числе многонациональной); способности играть различные роли (исполнителя, ответственного исполнителя, руководителя НИР и НИОКТР) с учетом многополярности мнений, языкового и культурного многообразия.

Специфику НИК будущего специалиста для ВНП, развитие которой осуществляется в полисубъектной образовательной среде технического вуза, определяет отраслевая направленность и особенности современных ВНП. Признаки отраслевых ВНП были выделены нами на основании анализа научной литературы и уточнены в ходе изучения стратегических документов одного из крупнейших работодателей РФ – ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), среди которых – Стратегия научно-технологического развития холдинга «РЖД» на период до 2025 года и на перспективу до 2030 года (Белая книга), Паспорт Комплексной программы инновационного развития холдинга «РЖД» на период до 2025 года, Долгосрочная программа развития открытого акционерного общества «Российские железные дороги» до 2025 года, Программа развития научного отраслевого комплекса холдинга «РЖД» (от 3 ноября 2017 г. № 1172), Протокол заседания Объединённого учёного совета ОАО «РЖД» от 30 мая 2024 г. № 159, Положение о присуждении грантов ОАО «РЖД» на подготовку выпускных квалификационных работ. Выделенные признаки и их проявление в деятельности ОАО »РЖД» представлены в табл. 1.

Все приведённые в табл. 1 признаки в той или иной степени связаны с осознанием современными ВНП необходимости развития в новых условиях Индустрии 5.0, технологическими предпосылками которой рассматриваются достижения в сфере искусственного интеллекта и других сквозных цифровых технологий. 

Сущностные характеристики НИК будущего специалиста для ВНП находят отражение в предлагаемом нами определении этого ключевого понятия исследования: научно-исследовательская компетентность – целостный комплекс ценностных отношений, личностных качеств, знаний, умений, компетенций и опыта проведения исследований, реализующий научно-исследовательский потенциал обучающегося технического вуза в совместной деятельности по созданию новых научных знаний в интересах высокотехнологичных наукоёмких предприятий, в том числе с использованием систем искусственного интеллекта.

 

Таблица 1

Признаки отраслевого высокотехнологичного наукоёмкого предприятия,

определяющие специфику НИК будущего специалиста

(на примере ОАО «РЖД»)

 

Признак

Проявление в деятельности ОАО «РЖД»

Миссия и цели стратегического развития на основе тенденций научно-технологического прогресса в отрасли и смежных сферах человеческой деятельности

Миссия ОАО «РЖД»: «Опираясь на свой исторический опыт решения сложных задач, мы постоянно совершенствуемся, внедряем передовые технологии и процессы согласно принципам устойчивого развития» [57].

ОАО «РЖД» ставит научную задачу изучения достижений и опыта других транспортных и промышленных компаний (отечественных и зарубежных) с точки зрения реализации успешных кейсов, которые могут быть применены для решения стратегических задач отрасли

Сетевая организация, обеспечивающая близость партнёров и интеграцию в отраслевой научно-образовательно-производственный комплекс

Территориальное распределение предприятий ОАО «РЖД» и девяти университетов путей сообщения, находящихся под управлением Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдора), объединение их в сеть, позволяющую формирование общего ресурсного потенциала.

Научный отраслевой комплекс холдинга «РЖД» образуют научно-исследовательские институты, проектно-конструкторские бюро (ПКБ), проектно-конструкторско-технологические бюро (ПКТБ), испытательные центры и лаборатории, а также образовательные центры.

Развитие и внедрение современных и передовых технологий на базе железнодорожных вузов

Высокий инновационный потенциал (инвестирование в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в интересах и за счёт средств отрасли)

 

Критерии инновационности: ориентированность на потребителя, эффективность внедрения, безопасность и экологичность, новизна производственного процесса [58].

Консолидация ресурсов в сфере науки и технологий на приоритетных направлениях для укрепления единства и усиления координации транспортных предприятий в интересах эффективного развития и повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта.

Центр инновационного развития – филиал ОАО «РЖД».

Сеть региональных инновационных площадок [59].

Предоставление грантовой поддержки НИР, проводимых вузами Росжелдора, проведение конкурса на выполнение НИР в рамках государственных зданий, реализация которых предполагает участие студентов, аспирантов и молодых учёных

Наличие специализированного патентного портфеля

Совместное владение и использование организациями в составе научно-образовательного комплекса прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученных в ходе реализации работ, выполненных по заказу и в интересах ОАО «РЖД».

Обеспечение надлежащей правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счёт средств ОАО «РЖД».

По данным Центра инновационного развития ОАО «РЖД», по состоянию на 31.12.2023 общий объём портфеля интеллектуальной собственности холдинга составлял более 4465 объектов интеллектуальных прав (изобретения – 652, промышленные образцы – 176, программы ЭВМ, базы данных – 2975 и пр.)

Саморегулирование и обособленность в рамках отрасли

Подразделения ОАО «РЖД», вузы Росжелдора относительно самостоятельно планируют и реализуют инновационные проекты, нацеленные на повышение экономических и внеэкономических показателей.

Результаты НИР, ВКР и других исследований, проводимых в интересах и за счёт средств ОАО «РЖД», являются открытыми исключительно в рамках холдинга.

Доступ к информации и данным ОАО «РЖД» для проведения научных исследований является ограниченным и требует специального разрешения

Развитие интеллектуального капитала отрасли в соответствии с научными и технологическими достижениями

 

Созданы Объединённый учёный совет ОАО «РЖД» и Совет молодых учёных и специалистов ОАО «РЖД».

Реализуется ежегодная программа грантов РЖД для молодых учёных на проведение научных исследований, направленных на создание новой техники и технологий для применения на железнодорожном транспорте.

 ОАО «РЖД» присуждает гранты на подготовку выпускных квалификационных работ (ВКР).

Развитие и внедрение технологий искусственного интеллекта определяет в качестве стратегического приоритета квалификацию персонала, создание соответствующих программ по обучению и переподготовке с учётом возможности появления новых профессий в ОАО «РЖД»

Внедрение искусственных интеллектуальных систем для решения актуальных задач отрасли

Наиболее значимые результаты в ближайшее время и в достаточно длительной перспективе должны обеспечить технологии, связанные с интеллектуальной поддержкой принятия решений, распознавания и синтеза речи, а также методы автоматического машинного обучения, обработки информации на основе новых типов вычислительных систем и интерпретируемой обработки данных

 

Содержание НИК будущего специалиста для ВНП конкретизируется при рассмотрении состава её структурных компонентов. Считаем, что сущность исследуемой компетентности наиболее полно раскрывается во взаимосвязи следующих пяти взаимопроникающих и дополняющих друг друга структурных компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностно-технологического, личностно-поведенческого и рефлексивно-оценочного. Описание выделенных структурных компонентов представлено в табл. 2.

Таблица 2

Компоненты НИК будущего специалиста для ВНП

 

Компонент

Содержание

Мотивационно-ценностный

-     Осознание важности современных открытий науки и научно-технологического прогресса для будущей профессиональной деятельности в ВНП;

-     представление о траектории профессионально-личностного развития в НИД;

-     личная заинтересованность в проведении исследовательской деятельности (от учебно-исследовательской к собственно научной в составе коллективов учёных);

-     принятие социальной роли «инженер-исследователь» и статуса в ВНП как профессиональных ценностей;

-     личностная ценность процесса и результата НИД

Когнитивный

 

-     Представление о научно-исследовательской составляющей профессиональной подготовки в выбранной специальности;

-     знание основных научно-технологических тенденций и практик на мировом отраслевом рынке, инновационных процессов в отрасли;

-     знание научных методов решения исследовательских и инженерных задач;

-     умения когнитивной деятельности, связанные с исследовательской деятельностью (формирование понятий, целеполагание, классификация (ранжирование) и систематизация материала, логические выводы) [60]

Деятельностно-технологический

 

-     Умение определить этапы, способы и алгоритм действий, способность следовать им в процессе осуществления НИД;

-     способность формулировать и решать научно-технические задачи (согласно исследовательской компетенции, определённой ФГОС ВО для специальностей Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей);

-     способность выстроить систему аналитических, проектировочных, конструктивно-прогностических, оценочно-рефлексивных исследовательских умений;

-     способность последовательно выполнять исследовательские действия (операции) для решения поставленных исследовательских задач;

-     способность использовать собственный и адаптировать чужой научно-исследовательский опыт

Личностно-поведенческий

 

 

-     Ориентированность на взаимодействие, сотрудничество сотворчество в научном коллективе;

-     любознательность;

-     способность собираться в сложные моменты;

-     ответственность;

-     вовлеченность в НИД;

-     способность выстраивать адекватную схему поведения с учётом изменения своей роли в различных условиях НИД

Рефлексивно-оценочный

-     Наличие устойчивого положительного отношения к НИД;

-     способность самостоятельно анализировать и оценивать процесс и результаты НИД;

-     способность распознавать и критически оценивать исследуемые объекты и явления;

-     способность анализировать способы проблемного решения задач исследования и выделять среди них результативные;

-     умение определять положительные и негативные стороны своей исследовательской деятельности и сравнивать её с определёнными эталонами;

-     способность давать оценку своим умозаключениям;

-     способность осуществлять самоанализ образа «Я – исследователь»;

-     испытывать чувство удовлетворённости от осуществления научно-исследовательской деятельности;

-     стремление участвовать в конкурсах, конференциях, обсуждениях и т. д. с целью критического осознания значимости своей исследовательской деятельности и полученных результатов

 

Заключение / Conclusion

 

Проведённый теоретический анализ позволил раскрыть сущность НИК будущего специалиста для ВНП, переживающих новый этап трансформаций в связи с пятой промышленной революцией. Познание сущности НИК как сложного профессионально-личностного новообразования осуществлялось с использованием возможностей компетентностно-деятельностного, личностно ориентированного и полисубъектного подходов, педагогическая специфика которых спроецирована на процесс развития НИК в техническом вузе, включённом в состав отраслевого научно-образовательно-производственного комплекса.

С использованием возможностей выбранных подходов были выявлены сущностные характеристики изучаемой НИК, в числе которых: переход из потенциального состояния в актуальное ещё в период вузовской подготовки; значимые для научно-исследовательской деятельности в современных ВНП качества личности, которые рассматриваются предпосылками успешного развития НИК и способствуют её переходу к саморазвитию; вовлеченность будущего специалиста в совместную научно-исследовательскую деятельность с участием естественных и искусственных интеллектов; обусловленность отраслевой направленностью и спецификой деятельности современных ВНП в условиях Индустрии 5.0. Выявленные сущностные характеристики позволили конкретизировать содержание ключевого понятия исследования – НИК будущего специалиста для ВНП – и предложить целостную структуру данной компетентности в виде пяти взаимосвязанных, взаимодополняющих и взаимопроникающих компонентов (мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностно-технологического, личностно-поведенческого и рефлексивно-оценочного).

Перспективным направлением проводимого исследования определено изучение вовлеченности обучающихся отраслевого технического вуза в научно-исследовательскую деятельность на последовательных этапах развития НИК в полисубъектной образовательной среде.