Введение / Introduction
В современном мире каждый человек ежедневно сталкивается с экономикой, начиная с семейного бюджета и заканчивая экономической политикой страны, в которой он живет. Очень важно, чтобы граждане, в частности отдельная их категория «студенчество», представляющая для нас интерес как экономически активная часть населения, обладали экономической культурой, которая в настоящее время просто необходима для конкурентоспособности на рынке труда, успешной самореализации и развития гибкости людей относительно изменчивых экономических отношений в условиях рыночной экономики. Среди причин, объясняющих значимость ее формирования у студентов, также выделяют: социально-личностное развитие, включающее закладку ценностных установок, формирование нравственно-экономических качеств личности (ответственность, предприимчивость, деловитость, бережливость и др.), адекватной самооценки готовности к видам экономической деятельности, которые обеспечивают рациональное экономическое поведение в разрешении жизненных трудностей; воспитание субъектности студента в хозяйственных отношениях – осознание ролей собственника, потребителя и других, ориентируемость в макро- и микроэкономических событиях, грамотность в разрешении хозяйственных вопросов; гражданское становление – способность видеть причинно-следственные связи экономических процессов, протекающих в стране, готовность отстаивать свою точку зрения на этот счет и принимать участие в решении экономических вопросов [1]. Также следует отметить провозглашаемое Указом Президента РФ от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [2] устойчивое и динамичное развитие экономики нашей страны, которое возможно только в том случае, если граждане, его обеспечивающие, будут обладать экономической культурой.
В системе высшего образования формирование экономической культуры каждого студента – вызов времени. Но процесс этот непрост, имеет свои характерные особенности, которые необходимо изучить для эффективной работы в данном направлении.
Обзор литературы / Literature review
Рассмотрение вопроса об особенностях формирования экономической культуры студентов в системе высшего образования необходимо начать с изучения сущности феномена «культура». Попытки его осмысления были предприняты еще во времена античности. Древнеримский государственный деятель М. П. Катон в своем трактате «Земледелие» повествует о культуре содержания земельного участка. Понимание культуры в данной работе смещается с ее односмысленного первоначального трактования как возделывания, обработки земли, автор расставляет акценты на почитании, особом отношении и уходе за приобретенным земельным участком. М. П. Катон был убежден в том, что участие в благом труде делает земледельцев людьми свободными от злых помыслов, самыми верными и стойкими [3]. Древнеримский политический деятель, философ М. Т. Цицерон противопоставлял культуру варварству. По мнению мыслителя, культура рождается и существует при столкновении энергии, стремлений, свободы человека с традициями, законами, интересами общества. Но эта борьба не перерастает в деструктивный конфликт, а наоборот, способствует развитию и обогащению культуры. Ее подлинность Цицерон видит в диалектическом единстве духовного совершенствования гражданина и «самых общих интересов государства» [4]. Таким образом, культура приобретает смысл воспитания идеальных членов общества, осознающих свой долг перед Отечеством. Древнегреческий философ Аристотель рассматривает понятие культуры с точки зрения воспитательных влияний на человечество. В «Политике» он рассуждает о значимости существования в обществе законов воспитания, а его само возводит в ранг общего дела для всех граждан [5]. В поэме древнеримского поэта-философа Лукреция «О природе вещей» прослеживается становление культуры в жизни людей: от первой добычи огня до научения различным ремеслам и искусствам. Лукреций ведет читателя по сюжетной линии своего произведения от времени отсутствия в человеческом обществе нравственных правил, законов, общественного блага к времени, когда люди претерпевали духовное развитие [6].
В Средние века вместо культуры чаще всего философы использовали понятие «культ». Ярким представителем данной эпохи Фомой Аквинским [7] в рассматриваемый нами феномен вкладывался смысл божественного творения со сложной иерархической структурой. Но она не ограничивалась земным бытием, включала небесные, высшие формы.
В эпоху Возрождения происходит возвращение к античному пониманию культуры как гармоничному и возвышенному развитию человека, содержащему в себе его активное, творческое начало. При этом пропагандировалась идея свободы человека перед Богом и миром [8].
Употребление понятия «культура» в качестве самостоятельного термина связано с именем немецкого юриста и историка С. Пуфендорфа. Ему также принадлежит заслуга формирования современного трактования культуры. С. Пуфендорф в трактате «О законе природном и гражданском» в понятие «культура» вкладывает смысл самосовершенствования человека, в нем также фигурирует термин cultus, означающий совокупность обустройств всей человеческой жизни. Позднее в «Скандинавской полемике» немецкий деятель говорит об источниках появления культуры в жизни людей, к ним С. Пуфендорф относит поддержку, предприимчивость и изобретения человечества [9].
В России первое упоминание о термине «культура» связано с личностью советского поэта, писателя, художника Н. С. Кириллова. Автор характеризует понятие как деятельность по пробуждению заключенных в каком-либо предмете сил. По мнению Н. С. Кириллова, культура обязательно несет в себе улучшение, совершенствование, а в качестве предмета такой деятельности может быть как что-то материальное, например земля, так и невещественное, например разум [10].
Зарубежная и отечественная наука XX–XXI веков насчитывает множество определений культуры. Обратимся к некоторым из них.
Э. Б. Тэйлор культуру отождествляет с цивилизацией. Рассуждая о сущности понятия, он говорит о том, что культура приводит к совершенствованию человечества за счет более высокой организации личности и общества. Предназначение культуры Тэйлор видит в развитии нравственности, могущества и счастья человека [11].
Э. Сепир в своих исследованиях акцентирует внимание на свойствах подлинной культуры – это гармоничность, уравновешенность и самодостаточность. Автор говорит о правомерности применения понятия «культура» в любом типе цивилизации и на любом этапе ее развития. Подлинную культуру Э. Сепир характеризует как единую, но в то же время с высокой степенью вариативности жизненную установку, согласно которой значимость какого-либо элемента цивилизации прослеживается сквозь призму отношения к другим ее элементам [12].
Р. Линтон, характеризуя понятие «культура», связывает его с наличием образцов поведения людей в человеческом сообществе, которое их разделяет и передает своим членам [13].
Согласно воззрениям Е. А. Алиевой, культура является выражением социального опыта, объединяет людей в единую «мозаику» человечества. По мнению доктора философии в области культурологии, обмен культурным опытом не несет смысл столкновения культур друг с другом. Благодаря диалогу культур развивается и сохраняется их самобытность [14].
А. Спада, М. Фиоре, А. Галати на основании своего исследования считают культуру фактором влияния на уровень бедности граждан [15].
Дж. Д. Пинкус утверждает, что привитие культурных ценностей происходит в ходе непрерывного взаимодействия людей, они не «даются» и не «принимаются» [16].
По мнению П. С. Гуревича, творения культуры надстраиваются над природой, ее предметы выступают продуктами преодоления природы, инстинктов [17]. Таким образом, культура и есть этот самый акт преодоления.
А. Н. Маркова видит в культуре смысл совершенствования и преобразования природы в результате деятельности людей. По мнению культуролога, именно она призвана регулировать социальное взаимодействие и поведение [18].
П. А. Сорокин под культурой подразумевает комплекс «значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения» [19].
А. М. Алексеев-Апраксин говорит о неразделимости и взаимообусловленности существования человека и культуры. Коммуникативным путем передачи собственного опыта в ходе диалога поколений люди становятся приверженцами культуры социума, в котором они живут [20].
Г. Е. Шкалина в культуре видит социальное нормирование жизнедеятельности человеческого общества, а основным ее предназначением – возделывание души, совершенствование личности [21].
А. Ф. Григорьев культуру характеризует как духовную константу развития общества. Культуролог говорит о том, что сами люди создают ценности и передают их поколениям, коммуницируя друг с другом посредством вербальных сигналов и символики [22].
Проблеме формирования экономической культуры у студентов посвящен ряд диссертационных работ, статей российских исследователей.
З. З. Сабирова под экономической культурой студентов понимает комплекс экономических знаний, умений и навыков их практического использования с высоким уровнем экономически значимых качеств личности. По мнению исследователя, экономическая культура студентов определяет их готовность к рациональной экономической деятельности, а ее структура включает когнитивный, ценностно-мотивационный, деятельностно-креативный компоненты [23]. Исходя из того факта, что сознание личности едино, автор считает, что экономическая культура личности одновременно включена в другие виды культуры и содержит их в себе. Необходимыми педагогическими условиями формирования экономической культуры З. З. Сабирова выделяет: информационную наполненность экономического образования, субъектную позицию студентов, интеграцию экономических дисциплин с другими, опыт экономической деятельности [24].
И. А. Тарасова экономическую культуру отождествляет со сложносоставным интегративным личностным образованием, которое характеризуют экономические знания, убеждения, навыки, нормы деятельности и поведения, опыт творческой деятельности. Ее компонентами педагог считает: познавательно-ценностный, нравственно-ценностный, деятельностно-ценностный. В своей работе И. А. Тарасова акцентирует внимание на поэтапном и последовательном достижении студентами более высокого уровня экономической культуры, которую она рассматривает в контексте общей культуры. Исследователь отдает экономической культуре главную роль в формировании целостной культуры личности в условиях рыночной экономики [25].
Н. Г. Игнатьева исследовала формирование экономической культуры студентов педвуза. Экономическую культуру она охарактеризовала как интегральное личностное новообразование, включающее развитое экономическое мышление, сформированные умения и навыки экономической деятельности в сфере образования и позитивное отношение к этой активности. Согласно позиции Н. Г. Игнатьевой, экономическая культура студента педвуза содержит когнитивный, мотивационный, аксиологический, деятельностный компоненты. Педагогическими условиями эффективности ее формирования служат: компетентностный подход, межпредметная интеграция, поэтапность освоения экономических знаний, отношений, опыта, практическая направленность и включенность в реальную экономическую деятельность, наличие инструментов и критериев диагностики динамики формирования экономической культуры обучающихся [26].
Команда исследователей под руководством М. Г. Сергеевой изучала формирование экономической культуры будущего специалиста и охарактеризовала ее как интегративную характеристику личности, сочетающую в себе экономические знания, сознание, опыт, мышление, реализуемые в деятельности по приобщению к экономической культуре общества, а вместе с тем и ее созданию. Ученые выделяют этапы формирования экономической культуры: формирование базовой экономической культуры, базовой профессиональной экономической культуры, профессиональной экономической культуры. Основным компонентом экономической культуры команда исследователей выделяет экономическую компетентность, в качестве ее главного принципа – непрерывность. По их мнению, формирование экономической культуры основывается на междисциплинарном подходе [27].
Е. А. Ирсетская, А. Г. Тюриков, рассматривая экономическую культуру населения, характеризуют ее как систему норм и ценностей, регулирующих экономическое поведение граждан. Соответственно, элементами экономической культуры авторы выделяют социальные нормы, ценности, экономические интересы, ожидания, стратегии экономического поведения людей разного социального статуса и положения в обществе [28]. М. М. Новосельцева в своей работе указывает на прямую зависимость между финансово-экономической грамотностью населения и уровнем его жизни, экономической безопасностью, экономическим развитием страны [29].
И. В. Брызгалов, описывая авторскую технологию по экономическому образованию студентов области физического воспитания и спорта, говорит о такой ее обязательной характеристике, как социальная чувствительность (то есть направленность на формирование у выпускников вузов экономических компетенций, обусловленных общественным запросом), которая актуальна для формирования экономической культуры студентов в целом. Ее развитие также требует включения обучающихся в различные виды деятельности и использования форм работы с высокой долей активности самих студентов [30].
А. Ю. Гвалдин и его коллеги [31], аналогично предыдущему исследователю, поддерживают в процессе освоения элементов экономической культуры молодежью России их субъектную позицию. Одним из эффективных инструментов инициирования субъектности студентов педагоги считают воспитательные диалоги на экономические темы в профессиональной среде, так как именно с их помощью становится возможен обмен ценностями, что обеспечивает погружение в экономические отношения и обретение опыта грамотного экономического поведения в современном обществе.
Н. С. Абрамова [32] исследовала вопрос формирования социально-экономической культуры будущих инженеров. Педагог полагает, что социально-экономическая подготовка студентов заключается в создании соответствующей знаниевой базы в сознании обучающихся с последующей работой по формированию на ее основе умений и навыков. В качестве обязательного педагогического инструмента в выбранном направлении исследования Н. С. Абрамова считает имитационные методы обучения, что находит подтверждение в результатах организованной ею опытно-экспериментальной работы.
Е. А. Кузнецова изучала формирование экономической культуры курсантов военного вуза. Понятие «экономическая культура» она охарактеризовала как интеллектуальное свойство, сочетающее экономическое мышление и поведение, основанное на принятых в обществе нормах и ценностях, позволяющее принимать эффективные военно-профессиональные решения. Предлагая авторскую модель формирования экономической культуры, Е. А. Кузнецова выделила в ее структуре когнитивно-ценностный, мотивационно-ценностный и деятельностно-ценностный компоненты с присущими им характеристиками. Когнитивно-ценностный отражает сформированность экономических знаний и представлений курсантов, экономических ценностей, в соответствии с которыми они осуществляют деятельность по удовлетворению потребностей; мотивационно-ценностный – готовность и интерес студентов к овладению теоретической и ценностной базами экономической культуры; деятельностно-ценностный – эффективное выполнение функций курсанта на основании сформированных экономических знаний, представлений, ценностей [33].
К. А. Казиева дает следующее определение экономической культуре: это инструмент взаимодействия людей в экономической деятельности, обеспечивающий понимание как мировых экономических процессов, так и конкретного общества [34].
С. В. Аверьянова в своей статье отмечает, что подготовка специалистов с высоким уровнем экономической культуры должна начинаться с дошкольного возраста в семье, детском саду и продолжаться по мере взросления ребенка в школе, колледже и, наконец, вузе, естественно усложняясь по своему содержанию и приближаясь к реальным экономическим задачам [35]. Однако формирование экономической культуры охватывает не только обучающихся, но и педагогов тоже через систему дополнительного образования взрослых, только для них это больше не формирование, а совершенствование уже сформированной культуры, о чем повествует в своей работе В. Ф. Балащенко [36].
Современные зарубежные исследователи систем высшего образования практически не оперируют понятием «экономическая культура» в своих работах, для них наиболее характерны и часты формулировки: экономическая компетентность, экономическая грамотность, экономическая зрелость.
Исследователи Майнцского университета им. Иоганна Гутенберга О. Златкин-Троичанская, К. Кюлинг-Тейс, Дж. Райхерт-Шлакс совместно с представителямиНационального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) [37]изучали микроэкономические и макроэкономические компетенции студентов вузов в области бизнеса и экономики в России и Германии. Результаты их межнационального анализа свидетельствуют об одном общем факторе экономической компетентности обучающихся. Они указывают на тесную взаимосвязь между обучением и пониманием студентами различного экономического контента.
Исследователи Дуйсбургского университета Ф. Фортунати, Э. Уинтер в своей работе отмечают, что наряду с математическими, лингвистическими, социальными и другими компетенциями экономические компетенции становятся все более важными для управления жизненными ситуациями. В связи с этим развитие экономической компетентности авторы видят важным структурным элементом подготовки к участию человека в общественной жизни, а экономическая зрелость гражданина, согласно их мнению, определяется тем, насколько он эффективно, самостоятельно и ответственно справляется с жизненными ситуациями, обусловленными экономическими факторами [38]. Таким образом, экономическая компетентность предполагает успешное управление экономическими ситуациями, связанными с действиями, которые должны быть отнесены к лично-финансовым, профессионально-предпринимательским и социально-экономическим аспектам. Это проявляется в знаниях и способностях понимать, систематически анализировать, разрабатывать решения, оценивать, действовать обоснованно и размышлять о спектре требований, предъявляемых к экономической постановке проблемы в конкретном экономическом контексте [39].
Группа исследователей университета Объединенных Арабских Эмиратов и Майнцского университета Дж. Костли и Д. Федерякин совместно с представителями НИУ ВШЭ затрагивают проблему доминирования пассивного подхода во многих образовательных системах. На основании результатов своего исследования они утверждают, что пассивный подход к обучению неэффективен для любого уровня овладения навыками (даже самого низкого – распознавание и понимание). По мнению авторов, активный подход, напротив, потенциально может подготовить студентов к будущей карьере и личной жизни, помочь в адаптации к экономическим и политическим изменениям в стране, а применение преподавателями в рамках активного подхода проблемного обучения и совместного обучения оказывает положительное влияние на академические достижения студентов, формирование компетенций. В качестве стратегий стимулирования активности студентов вузов исследователи выделяют индивидуальное обучение, обучение на основе личного опыта, поощрение любознательности (вопросы, самостоятельный поиск истин) [40]. Также Д. Федерякин в сотрудничестве с командой НИУ ВШЭ занимался изучением инструментов оценки экономической грамотности студентов, определяя ее как способность идентифицировать главные экономические проблемы повседневности и разрешать их при помощи методов и принципов экономического анализа [41].
Б. С. Нармадитья, С. Сахид, М. Хуссин [42]изНационального университета Малайзииизучали взаимосвязь между экономической, предпринимательской, цифровой грамотностью и экономическим поведением обучающихся. В результате их исследования было подтверждено влияние обозначенных видовграмотности на экономическое поведение и выявлена тенденция к увеличению рациональности экономического поведения студентов Индонезии и некоторых других стран.Дж. Кустианди, С. Сахид, И. Х. Кахарудин [43] изучали факторы, влияющие на экономическое поведение студентов университета (экономическая грамотность, экономическое образование семьи, социально-экономический статус родителей и экономическая рациональность).
Исходя из анализа рассмотренных исследований, мы характеризуем экономическую культуру неотделимой частью общей культуры, поликомпонентным личностным новообразованием, интегрирующим экономические знания, умения, навыки, опыт экономической активности и положительное отношение к ней. Также констатируем наличие в структуре экономической культуры студентов вузов знаниевого, мотивационно-ценностного и деятельностного компонентов. Педагогические условия формирования экономической культуры студентов в системе высшего образования рядоположены описываемым результатам исследования, поэтому рассмотрим их позднее.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Цель нашего исследования заключалась в обобщении особенностей формирования экономической культуры у студентов вуза. В исследовании применялись следующие методы: анализ зарубежных и отечественных литературных источников, синтез, обобщение.Анализ зарубежных и отечественных литературных источников позволил определить сущностные характеристики экономической культуры и выделить ряд особенностей процесса по формированию экономической культуры у студентов высшего учебного заведения. С помощью синтеза результатов анализа зарубежных и отечественных литературных источников было сформулировано определение экономической культуры студента в системе высшего образования. С помощью обобщения выделяемых зарубежными и отечественными исследователями особенностей процесса по формированию экономической культуры у студентов высшего учебного заведения были сформулированы главные особенности данного процесса.
Результаты исследования / Research results
Анализ современных отечественных и зарубежных исследований по проблеме формирования экономической культуры студентов в системе высшего образования и обобщение его результатов позволяют нам выделить ключевые особенности данного рода деятельности. Уделим внимание каждой из них.
Непрерывность и системность
Это положение о поэтапном характере формирования экономической культурыс усложнением содержания и приближением к реальным условиям от одной ступени к другой. Рассматривая первую особенность, следует отметить также характерную черту экономического образованиякак значимой части процесса формирования экономический культуры – неограниченность аудиторной работой. Внеаудиторная работа (в том числе самообразование), а также индивидуальная работа со студентами не менее значимы и актуальны. Примерами внеаудиторных мероприятий могут служить студенческие научные кружки экономической направленности, встречи с бизнесменами, экскурсии на различные предприятия, практики и мастер-классы.
Базовые экономические дисциплины – ядро образовательного процесса.
Их изучение формирует у студентов знания основных экономических категорий в их связи с рыночной экономикой и экономической политикой государства.
Междисциплинарный подход
Не умаляя значимости предыдущего положения, стоит заметить тот факт, что сформированность экономических знаний не гарантирует обладание высоким уровнем экономической культуры. Они служат всего лишь одной ее частью, компонентом, о чем уже было сказано в разделе обзора литературы. Однако если останавливаться именно на знаниях, то важно отметить, что в сознании студентов необходимо формировать целостную картину мира, чтобы они могли учитывать различные факторы во время принятия экономических решений, а это значит, что знания по психологии, юриспруденции, этике и другим дисциплинам также необходимы.
Активное обучение
Именно активное обучение делает возможным стереть преобладающую над студентом возвышенность преподавателя в познании, дает обучающемуся некоторую степень автономии, образованию – саморефлексивный характер. Педагог становится наставником, направляющим на поиск истины, новых знаний, способов решений задач. Методы активного обучения, применимые для формирования экономической культуры: диалог, проблемная лекция, проектный метод, кейсы, посещение экономически эффективных предприятий, имитационные игры и др. В качестве стратегий стимулирования активности студентов вузов применяют индивидуальное обучение, обучение на основе личного опыта, поощрение любознательности.
Интеграция теоретических знаний с практическим опытом
Практическое применение экономических знаний необходимо не только для их лучшего усвоения, но и для того, чтобы в реальных жизненных ситуациях за пределами вуза студенты могли принимать экономически рациональные решения, не несущие вреда ни им самим, ни обществу, ни окружающей среде. Это возможно при помощи бизнес-симуляторов, решении кейсов, которые основаны на опыте других людей, выполнении проектных работ, практик в реальных фирмах и компаниях и др. Система обучения студентов должна основываться на анализе рыночной конъюнктуры, экономического сознания общества, требований работодателей, экономической активности и компетентности студентов.
Влияние цифровой грамотности
В век информационных технологий экономическая деятельность имеет тесную связь с цифровыми технологиями. Поэтому современному студенту не обойтись без навыков работы с современными инструментами финансового анализа и управления проектами.
Международное сотрудничество
Международные проекты и конференции, объединения студентов и преподавателей служат развитию обмена опытом между образовательными системами и способствуют формированию глобальной экономической культуры, пониманию характерных особенностей, положительных и отрицательных моментов экономик других стран мира.
Значимая роль педагогов и образовательных программ
Преподавателям поистине принадлежит значимая роль в формировании экономической культуры студентов. Они служат трансляторами этой культуры в студенческой среде. Однако их задача заключается не только и не столько в передаче экономических знаний студентам, которыми они обладают сами. На них возлагается миссия стать вдохновителями студентов на самостоятельное развитие своей личности в течение всей последующей жизни после окончания вуза. Что касается образовательных программ, они должны быть гибкими и адаптивными к ситуации в экономике и обществе.
Регулярная оценка результатов
Оценку динамики сформированности экономической культуры необходимо проводить регулярно, выявляя не только знаниевые приращения, но и степень развития компетенций для корректирования процесса и фокусирования внимания на пробелах, если таковые имеются.
Заключение / Conclusion
Формирование экономической культуры студентов в системе высшего образования играет важную роль в подготовке высококвалифицированных специалистов и граждан, способных эффективно функционировать в условиях современной экономики.
Экономическая культура студента – неотделимая часть общей культуры, поликомпонентное личностное новообразование, интегрирующее экономические знания, умения, навыки, опыт экономической активности и положительное отношение к ней. В структуру экономической культуры студентов вузов включены знаниевый, мотивационно-ценностный и деятельностный компоненты.
Формирование экономической культуры студентов характеризуется междисциплинарным подходом с экономическим ядром, непрерывностью и системностью процесса, субъектной позицией студентов, интеграцией теоретических знаний с практической деятельностью, влиянием на ее формирование цифровой грамотности, международного сотрудничества, компетентности педагогов и качества образовательных программ вузов.
Результаты исследования служат первым шагом к построению авторской модели по формированию экономической культуры студентов высшего учебного заведения.