Введение / Introduction
История как важнейший способ самоидентификации членов общества является средством их «ориентации» в социальном пространстве, определения ими своего места в историческом и социокультурном контексте. Историческое самосознание понимается А. Л. Андреевым как «внутренняя, духовная самоорганизация личности на основе высших исторических ценностей жизни» [1]. Для полноценного бытия в обществе человеку необходимо осознание исторического процесса той страны, в пространстве которой он существует, и понимание особенностей своего участия в нем. Неотъемлемой частью исторического самосознания, по словам В. В. Балахонского, является чувство сопричастности к историческим событиям, фактам, личностям [2]. Историческое самосознание высоко оценивается Е. Н. Устюговой как признак диалектики стабильности и динамизма общества [3]. Кроме того, по мнению А. Я. Зарипова, историческое самосознание должно помочь гражданину общества оценить «поступательный прогресс человека, человечества и общества в целом» [4].
Вопрос об историческом самосознании особенно значим для молодежи, находящейся в процессе становления своей личности. В деле воспитания личности историческое самосознание выступает и как инструмент воспитания, и как его объект. Для молодого человека обязательно хорошо ориентироваться в истории своей страны и в мировой истории, соотносить настоящий момент с историей предыдущих периодов и в то же время понимать, каков сам этот момент в историческом плане, каким он останется в истории.
Целью исследования является изучение особенностей исторического самосознания современной российской молодежи. Цель исследования конкретизировали следующие задачи: 1) выявление особенностей исторического самосознания молодежи на основе исследования результатов социологического опроса студентов Каменского технологического института, входящего в структуру Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) им. М. И. Платова (г. Каменск-Шахтинский, Российская Федерация); 2) сравнительный анализ выявленных результатов и итогов аналогичного исследования, проведенного в 2006 году среди студентов Пермского госуниверситета; 3) определение основных рекомендаций по изучению дисциплины «История» в технических (негуманитарных) вузах.
Последняя задача связана с тем, что студенты, изучающие историю в негуманитарных вузах, традиционно сталкиваются с рядом сложностей. Во-первых, преобладающий тип мышления у студентов технических специальностей логически-дискретный: для них, как отмечает Е. В. Слонимская, предпочтительно получать информацию в простых, матричных моделях [5]. Во-вторых, студенты технических вузов обладают низким общим уровнем знаний по истории России, причем знания нередко имеют фрагментарный характер. В-третьих, изучение истории в течение одного семестра затрудняет возможность полностью ликвидировать пробелы в знаниях студентов по истории и реализовать системный подход к обучению. Есть также сложности в понимании студентами сути традиций и новаций, оценке значимой роли, которую, как пишет М. Н. Крылова, играют в обществе новации, служа историческому развитию страны и сохранению традиций [6].
Обзор литературы / Literature review
Самосознание наряду с саморегуляцией понимается как важнейшее свойство личности, приобретаемое, по мнению Б. Е. Сибарани, к старшему подростковому возрасту [7]. Для развития личности студентов определяющими являются различные виды самосознания. Д. М. Куриленко выделяет в этой структуре национальное самосознание [8]. А. У. Огоев и Л. Т. Зембатова считают воспитание гражданского самосознания важнейшей задачей высшего образования [9]. А. Э. Умерова полагает, что при формировании профессионального самосознания у студентов должен быть сформирован образ Я как представление о себе в профессии [10]. Наибольшее внимание в современных условиях следует уделять развитию исторического самосознания.
Зарубежные исследователи З. Хуан, С. Чэнь и Х. Чэнь считают важным средством формирования самосознания молодежи мир эмоций [11]. А. Ганизаде, С. Мирзаи и Т. Юсефзаде называют следствием развития самосознания критическое мышление [12]. Теория и практика исторического самосознания молодежи и его развития в западной науке не нашли разработки; приоритет в данной отрасли имеет российская наука.
Проблема формирования исторического самосознания студенческой молодежи активно изучается современными российскими исследователями. А. С. Берберян и О. Р. Тучина особое внимание уделяют влиянию на историческое самосознание российской молодежи опыта Великой Отечественной войны [13]. Л. А. Лялина говорит о необходимости восстановления и сохранения исторической и культурной памяти народа [14]. А. В. Ильина и Е. С. Комаревцева заявляют о значимости для формирования исторического самосознания нации сохранения культурного наследия страны [15]. По мнению Т. М. Пенской, исследования заслуживают компоненты имперскости в русском историческом самосознании [16]. По словам Б. Ф. Мухамедьянова, формами развития исторического самосознания личности являются социальная, историческая и нравственная память [17]. П. П. Осюшкин говорит о влиянии на состояние исторического самосознания процесса модернизации [18]. По мнению Е. В. Петраш, необходимо сохранение культурных памятников как фундамента формирования исторического самосознания народа [19].
В качестве способов формирования исторического самосознания молодежи Е. А. Борисова и С. И. Фёдорова называют внимание к военным и трудовым подвигам предков [20]. Н. Д. Каминская и Е. В. Эртман считают эффективным использовать в работе средства туристско-краеведческой деятельности [21]. Э. Н. Нежигай делает опору на инновационные методические инструменты, например на инновационные технологии event-формата в музейной практике [22]. Для И. З. Виситаевой и Б. К. Исаева несомненен потенциал в процессе формирования исторического самосознания волонтерской деятельности [23]. Преподавание истории в современном вузе, по мнению Л. Х. Батаговой, должно выступать одним из факторов формирования у студентов российской идентичности [24]. Каждый преподаватель постоянно находится в поиске действенных инструментов, благодаря которым формирование исторического самосознания студентов будет проходить более успешно.
Студенческая молодежь характеризуется высокой степенью направленности на получение знаний, поэтому формирование исторического самосознания для нее соотнесено с изучением дисциплины «История» в вузе. Исследователи, в первую очередь педагоги-практики, затрагивают проблемы, существующие в преподавании истории в непрофильных вузах. И. Е. Абрамова, Е. В. Магомедова и Н. Е. Рылова говорят о низком уровне школьной гуманитарной подготовки выпускников, которые становятся студентами [25]. И. В. Кутыкова отмечает, что «одной из причин противоречивости исторического сознания школьников является качество содержания учебника истории, одного из основных источников исторического знания» [26]. Данные наблюдения актуальны и для нашей работы.
А. И. Ларькин и И. В. Кутыкова считают необходимым акцентировать проблемы патриотического воспитания молодежи в контексте современного исторического сознания: «Примеры проявляемого героизма, связанного с защитой свободы, мира, благополучия Отечества, чувства преданности “своему” и любви к “родному”, являются существующими и непреходящими» [27]. И. Б. Кабыткина и А. Я. Володина полагают важным учить молодых людей распознавать историческую правду, нередко выступающую как предмет фальсификации в современных политических условиях [28]. Нет сомнений, что представление об историческом самосознании и наполнении данного понятия меняется в конкретной исторической обстановке, под воздействием происходящих социальных и политических процессов.
Отметим, что возможности дисциплины «История» не ограничиваются формированием ряда общекультурных компетенций. Именно изучение истории оказывает значительное влияние на формирование ценностных ориентаций, на развитие критического мышления, интеллектуальных способностей и познавательной самостоятельности студентов, которые должны стать основой их профессиональной компетентности. Кроме того, история достаточно свободна в выборе форм, методов, технологий и средств обучения, применяемых в образовательном процессе и предполагающих овладение разнообразными способами познавательной деятельности.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Достижению цели исследования и решению поставленных задач способствовали системный и функциональный подходы к изучению проблемы. Метод социологического опроса (анкетирования) стал техническим средством изучения исторического самосознания молодежи, а математические методы – инструментом анализа полученных результатов. Методы анализа и обобщения способствовали осмыслению итогов исследования и определению его дальнейших перспектив. Метод экспертной оценки позволил целенаправленно опросить студенческую аудиторию с определенным интеллектуальным уровнем и знаниями по истории. В ходе сопоставления ответов студентов 2006 и 2024 годов использовались методы корреляционного и факторного анализа.
Одним из важнейших подходов в исследовании послужил интегративный, позволивший объединить исследовательские методики и приемы различных гуманитарных дисциплин: социологии, психологии, педагогики и др.
Метод экспериментального проектирования позволил выявить пути влияния на формирование и развитие исторического самосознания студенческой молодежи, обучающейся в техническом вузе, определить формы и методы работы, обеспечивающие такое влияние.
В качестве инструмента социологического исследования исторического самосознания студентов была выбрана методика, предложенная в диссертационном исследовании Е. Н. Шестаковой [29]. Данная методика представляется нам вполне действенной и соответствующей общим методологическим тенденциям проведения исследований исторического самосознания. В частности, схожая методика использовалась М. К. Горшковым и Н. М. Давыдовой [30].
В анкетировании, проведенном в Каменском технологическом институте (филиале) Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М. И. Платова по адаптированной авторами статьи методике Е. Н. Шестаковой, приняло участие 94 человека, в том числе 45% девушек и 55% юношей. Возраст опрошенных: от 18 до 19 лет – 55%, от 20 до 25 лет – 45%.
Результаты исследования / Research results
В ходе анкетирования были получены следующие результаты.
Выявлено, что 68% опрошенных интересуются историей, 25% проявляют низкую заинтересованность и 7% не интересуются ею совсем. Тем не менее на вопрос «Считаете ли Вы важным изучение истории?» подавляющее большинство – 80% студентов – дало твердый однозначный ответ «да».
Интерес к истории объясняется респондентами следующими причинами: желанием расширить свой кругозор (59%), понять «корни» своей страны (50%), недоверием ко многим публикациям на исторические темы (32%), желанием приобщиться к культуре народа (27%), найти ответы на актуальные вопросы (23%), понять современность (11%), применять знания по истории в профессиональной деятельности (7%).
Современной молодежи оказались интересны разные темы в истории. В большинстве случаев это культура (61%) и общественная жизнь (59%), далее следуют быт (30%) и социальная обстановка (34%), политика и экономика (27%).
Анализ когнитивного компонента исторического самосознания показал следующие результаты. Большинство представителей студенческой молодежи хотело бы изучать историю, совершая экскурсии по историческим местам (66%), в процессе просмотра фильмов по истории (55%), через страницы, посвященные исторической тематике в социальных сетях (54%), путем получения достоверных фактов (41%), читая историческую научную и публицистическую литературу (27%), просматривая телепередачи (16%), посредством чтения исторических романов (11%), восприятия исторических легенд, анекдотов и скандалов (9%). Напомним, что в советское время много внимания уделялось формированию исторического самосознания и патриотизма при помощи музейной, экскурсионной деятельности, которая, наряду с чтением исторической литературы, составляла корпус источников информации по истории. В настоящий момент количество источников расширилось и практически все они востребованы студенчеством.
У большинства участников анкетирования принадлежность к своему народу вызывает чувство гордости (61%), у небольшого числа опрашиваемых – чувство стыда, обиды и ущемленности (9%) и не вызывает никаких чувств у 30% респондентов.
При ответе на вопрос «В какие моменты истории Вы наиболее остро осознаёте себя гражданином России?» многие испытывали затруднение. Ответы остальных были следующими: «Во время празднования Дня Победы!», «Видя успехи России на турнирах и олимпиадах», «В тяжелые и переломные моменты в жизни общества», «Во время военных побед», «События на Манежной площади 2005 года», «Выборы».
В ответах на вопрос «Какими событиями в истории России можете гордиться?» 70% опрашиваемых указало на военные победы, 68% – на освоение космоса, 45% – на достижения науки, 41% назвал русскую культуру и 27% – сам русский народ.
В ходе анкетирования были названы и события в истории, вызывающие чувство стыда. Наиболее частыми ответами стали развал СССР, репрессии Сталина, события 1990-х годов, передача Крыма, передача Аляски, Афганская война, переход власти к Ленину, Кровавое воскресенье 1905 года и крепостное право.
Большинство участников анкетирования на вопрос о том, кто является подлинным творцом истории, отметили народ – 66%; значимую роль ярких, выдающихся личностей назвал 41%.
Среди государственных деятелей, оказавших наибольшее влияние на историю России, студенты отметили Петра I, И. В. Сталина, В. И. Ленина, Екатерину II, Александра II, В. В. Путина и др.
В ходе исследования были изучены также средства формирования исторического самосознания молодежи. По мнению большинства участников опроса, на формирование и актуализацию исторического самосознания влияют: образовательные учреждения – 64%, семейное воспитание и СМИ – по 45% соответственно, историческая литература – 41%, экскурсии – 39%, музеи – 36%, самостоятельное пребывание в исторических местах – 16% и личный опыт – 11%.
Кроме того, в ходе исследования респондентам предложили отметить, какие методы изучения истории они хотели бы добавить в систему обучения. Были получены ответы:
1. Просмотр фильмов, посвященных изучаемой теме, – 55%.
2. Дискуссии – 45%.
3. Метод анализа и диагностики – 30%.
4. Дебаты – 20%.
5. Страницы по истории в соцсетях – 18%.
6. Имитационные судебные процессы – 16%.
7. Метод интервью – 5%.
Это позволяет заметить, что интерес к истории студенты стремятся реализовать различными способами, что они готовы к углублению своих знаний и расширению каналов восприятия информации.
Анализ полученных в ходе исследования данных позволяет констатировать потребность обновления не только содержания исторического образования, но и в первую очередь технологий, методов, форм, приемов и средств обучения студентов. Исходя из результатов опроса, можно составить общие методические рекомендации для преподавания дисциплины «История» в техническом вузе в целях увеличения заинтересованности студентов, лучшего понимания ими учебного материала и повышения качества образования. Способы и методы преподавания истории достаточно разнообразны, однако не все они подходят для обучения студентов негуманитарных вузов.
Во-первых, с учетом преобладающего логически-дискретного типа мышления у студентов негуманитарных специальностей, на наш взгляд, оптимальным решением станет внедрение на занятии по истории метода анализа и диагностики ситуации. Разложение исторической картины на причины и следствия, определение данных ею уроков облегчает усвоение материала и способствует лучшей ориентации студентов в историческом пространстве.
Во-вторых, применение преимущественно проблемно-аналитического и проблемно-поискового методов изучения материала по сравнению с повествовательно-хронологическим методом позволит активизировать познавательную деятельность студентов. При этом закладывается определенный алгоритм соответствующего анализа и осмысления материала: круг проблем – основные понятия – взаимосвязь теории и практики.
В-третьих, необходимо, на наш взгляд, использовать составление конспекта в процессе лекции в виде структурно-логических схем. При этом создаются условия для непрерывной проектировочной деятельности: полученное знание порождает вопрос или проблему, их разрешение приводит к получению нового знания и т. д. Безусловно, это способствует систематизации и концептуализации получаемых знаний.
В-четвертых, у студентов технических направлений, как правило, присутствуют проблемы в формировании языковой и коммуникативной компетенций, культуры речи и языковых навыков. В связи с этим актуальны активные методы обучения, например дискуссии или дебаты, которые помогают лучше проанализировать ситуацию и услышать разные точки зрения на события. Кроме того, в процессе дискуссии появляется необходимость правильной формулировки своей мысли. А просмотр фильмов на изучаемую тему не только вызовет интерес к ней, но и породит материал для дебатов.
В-пятых, необходимо уделить внимание тем инновационным методам преподавания истории в высшей школе, которые позволяют обучающимся «вжиться» в историческую ситуацию, почувствовать себя ее участниками, современниками определенных исторических событий. Данного эффекта можно достичь, используя в обучении дискуссии, ролевые игры, метод кейс-стади и т. д.
Кроме того, необходимо учитывать богатый потенциал социальных сетей как средства обучения истории, как инструмент, позволяющий организовать коммуникацию с обучающимися вне аудитории.
Основным способом обсуждения результатов проведенного социологического опроса стало их сравнение с результатами, описанными Е. Н. Шестаковой в работе «Историческое самосознание российской молодежи в конце XX – начале XXI века» [25] (само исследование проводилось в 2006 году). Отметим далее позиции, по которым выявлены значительные отличия в ответах молодежи 2006 и 2024 годов.
Сравнительный анализ позволяет определить, что за прошедшие 15 лет в восприятии истории молодежью произошла смена приоритетов. Для современной студенческой молодежи интерес к истории определяется в первую очередь желанием понять «корни» своей страны и народа (в 2006 году этот интерес определяло стремление расширить свой кругозор) и во вторую очередь – желанием получить достоверные исторические факты (в 2006 году – стремлением лучше понимать современность). При этом резко возрос (в 4 раза!) процент молодых людей, чей интерес к истории вызван недоверием ко многим публикациям на исторические темы. Таких сегодня 32% по сравнению с 8% в 2006 году. Это, пожалуй, самое большое изменение в историческом самосознании молодежи, произошедшее за последние 15 лет.
Относительно того, в какие моменты студенты наиболее остро осознают себя гражданами России, в исследовании Е. Н. Шестаковой также наиболее часто упоминались военные победы, выборы, победы в спортивных соревнованиях, переломные моменты истории общества.
Следует отметить, что за прошедшие полтора десятилетия значительную популярность для познавательной активности студентов приобрела общественная жизнь народа. Интерес к ней выражают 59% опрошенных по сравнению с 15% в 2006 году.
В сравнении с исследованием Е. Н. Шестаковой пожелания студентов в отношении способов и средств изучения истории кардинально не изменились. Тем не менее вырос интерес к изучению истории через научную литературу (с 19 до 27%). Обращаем внимание: так как сегодня большинство молодых людей активно пользуются соцсетями, потребность изучения истории через странички в них также занимает лидирующие позиции. Интересно, что резко снизилось и почти иссякло число желающих изучать историю в том числе и через анекдоты, легенды и скандалы: с 47% до 9%.
Значительные отличия видим в ответе на вопрос о чувствах, которые вызывает у студентов принадлежность к своему народу. В исследованиях 2006 года принадлежность к своему народу не вызывала никаких чувств только у 12% респондентов, в проведенном нами – у 30%. Можем предположить, что столь печальная динамика объясняется несколькими факторами: неудовлетворительным уровнем и качеством преподавания истории в школе; влиянием переживаемой российским государством «информационной войны», дискредитирующей исторические достижения и победы российского народа, или, напротив, противодействием молодежи излишнему влиянию на их патриотизм; приоритетным вниманием к изучению профдисциплин в вузе в ущерб истории и т. д.
Значительные отличия отмечаются в ответе на вопрос о том, кто является подлинным творцом истории. Большинство современных студентов считают таковым народ, а большинство респондентов 2006 года назвало творцами истории яркие, выдающиеся личности.
На основе полученных ответов можно отметить следующее.
Во-первых, большинство молодых людей прагматичны при определении своего интереса к истории. При сопоставлении с данными 2006 года прослеживаются определенные изменения в историческом самосознании молодежи, свидетельствующие о том, что оно динамично развивается, коррелируя с развитием общественно-экономической сферы. Историческое самосознание молодежи неоднородно и продолжает трансформироваться под воздействием большого количества информации, получаемой молодыми людьми.
Во-вторых, отмечаются гендерные отличия в восприятии истории и формировании исторического самосознания. Несмотря на фактор мировоззренческой близости, отношение к истории у девушек и юношей отличается по ряду параметров от отмеченного в исследовании 17-летней давности. На данный момент большинство молодых людей и девушек интересует культура, общественная жизнь и быт. Политикой и социальной жизнью немного больше интересуется женская половина (30% и 45% соответственно), нежели мужская (25%), а вот с экономикой все иначе: к этой сфере юноши проявляют больший интерес (29%), чем девушки (22%). В методах изучения истории девушки и парни отдают одинаковое предпочтение просмотру фильмов и экскурсиям, но женская половина респондентов больше верит телевидению (25%), нежели мужская (8%). В изучении достоверных фактов и научной литературы женская половина заинтересована немного больше (48% и 30% соответственно), чем мужская (38% и 25%).
В-третьих, результаты исследования говорят об актуализации фактора взаимосвязи исторического самосознания и гражданственности, патриотизма. Наличие интереса к истории в совокупности с недостатком и несистемностью приобретения исторического знания несет в себе угрозу не только для исторического мировоззрения молодежи, но и для воспитания чувства гражданственности (о чем свидетельствует выявление 30% молодых людей, ничего не испытывающих от причастности к истории своего народа).
Заключение / Conclusion
В соответствии с целью исследования в статье рассмотрены особенности исторического самосознания современной российской молодежи.
Во-первых, на основе исследования результатов социологического опроса студентов Каменского технологического института, входящего в структуру Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) им. М. И. Платова, выявлены такие особенности исторического самосознания молодежи, как достаточно высокий интерес к истории, понимание необходимости ее изучения, интерес к культуре и общественной жизни как темам истории, желание изучать историю посредством развлекательных источников: экскурсий, фильмов, социальных сетей; гордость за военные победы России, понимание народа как творца истории и т. д.
Во-вторых, посредством сравнительного анализа выявленных результатов и итогов аналогичного исследования, проведенного в 2006 году среди студентов Пермского госуниверситета, установлено, что современная молодежь в большей степени стремится посредством истории узнавать свои «корни», чем просто расширять свой кругозор; испытывает недоверие к официальным публикациям на исторические темы; понимает важность научной исторической литературы. В то же время увеличилось количество молодых людей, для которых несущественной является принадлежность к своему народу.
В-третьих, даны методические рекомендации по изучению дисциплины «История» в технических (негуманитарных) вузах, в том числе внедрение на занятии по истории метода анализа и диагностики ситуации; применение преимущественно проблемно-аналитического и проблемно-поискового методов изучения исторического материала; составление конспекта в процессе лекции в виде структурно-логических схем; использование активных методов обучения, например дискуссий или дебатов; моделирование на занятиях конкретной ситуации прошлого; использование интереса студентов к социальным сетям.
Значительные перспективы данного исследования обусловлены тем, что от молодого поколения зависит будущее России. Учитывая это, стоит уделять значительное внимание историческому самосознанию молодежи, использовать различные способы его формирования и сохранения. Перспективно, в частности, организовать обучение истории в техническом вузе с учетом предложенных выше методических рекомендаций и выявить изменения в историческом самосознании студентов, которые при этом произойдут.

Natalya V. Rossel