Full text

Введение / Introduction

 

Необходимость скорейшего преодоления обозначенных в стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года рисков достижения страной технологического суверенитета, таких как недостаточное соответствие содержания мер государственной поддержки прикладных научных исследований и разработок на региональном, отраслевом и организационном уровнях приоритетам научно-технологического развития, утвержденным в нормативных документах федерального уровня; разорванность единого инновационного цикла, наблюдаемая во многих отраслях; серьезные различия в уровне научно-технологического и образовательного потенциала разных регионов страны; ориентация на глобальные технологические тренды без комплексного учета национальных интересов Российской Федерации, обозначенных в указе «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [1], требует формирования передовой национальной инновационной системы. Такая система, по мнению зарубежных исследователей процессов инновационного развития Р. Вирасингхе, А. Джаявардане и К. Хуанга, закладывает ценностную основу для организации и стимулирования инновационной деятельности отдельных лиц, групп и организаций в стране [2]. Особенность современного этапа развития инновационных экосистем определяется тенденцией расширения возможностей персонального развития каждого человека за счет достижений в области искусственного интеллекта, энергетики, медицины и транспорта, с тем чтобы эти достижения и открытия могли быть доступны каждому и работали на общественное благо.

Особая роль в формировании национальной инновационной системы, по мнению членов Всемирной организации интеллектуальной собственности, представленному в работе «Глобальный инновационный индекс 2023», отводится сфере образования, следуя, имеющей характер аксиомы, прямой зависимости скорости и эффективности протекания инновационных процессов в экономике от темпов формирования и развития, а также качества инновационной деятельности в образовательной отрасли [3]. Во-первых, в образовательных организациях на всех уровнях национальной образовательной системы осуществляется непрерывная и преемственная подготовка кадров для экономики страны, составляющих кадровый потенциал национальной инновационной системы. Во-вторых, вузы традиционно выступают в качестве генераторов новых знаний и разработчиков технологий их воплощения в действительность. При этом, утверждают А. В. Тарасов, Э. А. Андреева и Д. Г. Сафаралиева, ключевым условием высокой эффективности такой деятельности является тесное взаимодействие с научными организациями и предприятиями реального сектора экономики [4].

Отсюда вытекает необходимость формирования каждым университетом собственной политики в отношении создания интеграционных научно-образовательно-производственных структур, из которых складывается национальная инновационная система (федеральный проект «Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии») [5].

Цель исследования, материалы которого освещаются в данной статье, – разработать модель научно-образовательно-индустриального партнерства как инструмента влияния университета педагогического профиля на социально-экономическое развитие региона за счет «выращивания» профессионалов, способных к воспроизводству образованного слоя общества, готового обеспечить построение Будущего в различных сферах общественной деятельности и персональной жизни человека на основе новых целей, ценностей, смыслов, технологий, содержательных, организационных, институциональных решений. Задачи исследования включают: подбор участников научно-образовательно-индустриального партнерства, инициируемого университетом педагогического профиля в рамках реализации стратегического проекта программы развития вуза; распределение функционала взаимодействующих субъектов в соответствии со спецификой их участия в решении ключевых проблем проекта; определение проектных решений, которые представляют собой совместно получаемые участниками консорциума результаты инновационной деятельности.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Проблема будущего рассматривается в настоящее время как высокоактуальная для всех научных дисциплин. В. С. Комаровский отмечает, что это связано с неопределенностью будущего, затрудняющей четкое видение ключевых направлений развития, что требует принципиальной трансформации экономической модели страны на фоне истощения потенциала предыдущей [6]. В условиях интеллектуальной экономики неизмеримо возрастает роль вузов как основных субъектов, влияющих на качество человеческого капитала в регионе и стране в целом. О. Н. Пономарева предлагает в качестве эффективной технологии трансформации модели экономических взаимоотношений науки, образовательной сферы и производства, потерявшей свою актуальность, механизм коллаборации [7]. По мнению Е. В. Кулясовой и П. В. Трифонова, снизить риски неопределенности можно посредством проектного метода взаимодействия в системе «предприятие/работодатель – вуз – государство» с использованием цифровой технологической платформы, что также позволяет увеличить синергетический эффект от взаимодействия основных институциональных участников за счет совместного доступа к информационным и цифровым ресурсам и возможности сочетать разработку инновационных проектов и подготовку кадров [8]. С данным мнением созвучна позиция зарубежных авторов Р. Линсалоне, Г. Шиума и С. Аммирато, которые не только указывают на значимость наличия цифровой платформы коллаборации университетов и индустриальных партнеров, но и предлагают набор требований к дизайну платформ, способы учета интересов различных заинтересованных сторон, а также краткосрочных и долгосрочных целей вузов [9]. Следует обратить внимание на исследование тайваньских ученых Куо-Хуа Чен и Ли-Пин Су, которые подчеркивают значение образования, ориентированного на будущее, в формировании позитивного видения перспектив за счет целенаправленного формирования у обучающихся таких качеств, как способность к изменениям, система трансдисциплинарного мышления, умение ставить долгосрочные цели и открытость альтернативам [10]. Именно на это, очевидно, необходимо ориентироваться сегодня вузам, которые видят себя флагманами построения национальной инновационной системы.

Обеспечение продуктивного взаимодействия вузов с различными организациями в целях реализации совместных проектов в образовательной, научной, инновационной сфере признается и отечественными, и зарубежными исследователями в качестве современного тренда, характеризующего лидерскую позицию организаций высшего образования как ключевых субъектов социально-экономического развития. К основным областям партнерского взаимодействия вузов с организациями реального сектора экономики, осуществляемого на основе соглашений о сотрудничестве, ученые Сибирского федерального университета Е. А. Бойко и А. А. Пикалова [11] относят разработку и реализацию специализированных программ подготовки специалистов в определенных областях на основе согласования социального заказа и требований индустриальных партнеров к выпускникам вуза, целей партнерства и результатов обучения; проведение консолидированных проектно-исследовательских работ, направленных на создание новых технологий и других результатов интеллектуальной деятельности; организацию профориентационной работы со школьниками, стажировок и практик для студентов профильных направлений подготовки с целью получения обучающимися реального производственного опыта; предоставление индустриальными партнерами финансовой и материальной поддержки вузам для развития на их базе научно-технологической инфраструктуры; совместную организацию и проведение конференций, форумов, иных мероприятий по обмену опытом и представлению передовых практик; сотрудничество в профессиональных сообществах для обмена передовыми отраслевыми знаниями и повышения эффективности профессиональной деятельности.

По мнению В. А. Гончаровой, наиболее распространенным в последнее десятилетие форматом официально закрепленного объединения вузов и индустриальных партнеров для достижения общих целей является консорциум [12]. Кроме того, создание консорциумов как добровольных межорганизационных объединений признается одним из ключевых механизмов реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет – 2030» [13]. Как полагают Е. В. Анохова и Д. А. Штыхно, преимущество консорциумов состоит в сочетании конкуренции и сотрудничества, что обеспечивает непрерывное развитие всех участников консорциума [14].

В докладе, подготовленном бельгийской некоммерческой научной ассоциацией Board по заказу Совета по инновациям в области науки и бизнеса AISBL, выделены следующие ключевые признаки успешного университетско-индустриального партнерства: придание этому партнерству статуса стратегического приоритета; определение в качестве предмета взаимодействия тех направлений деятельности, в которых индустриальный партнер не может обойтись без творческого потенциала и интеллектуального капитала вуза; поощрение обмена информацией на всех уровнях, поиск областей, представляющих общий интерес; стремление к партнерству равных и совместному принятию решений (создание консультативных советов из представителей обеих сторон партнерства); формирование междисциплинарных академических программ и содействие вовлечению промышленности в такие программы. Авторы доклада отмечают, что сотрудничество университетов с промышленностью должно быть связано с пересмотром миссии университетов в XXI веке, которая выходит за рамки преподавания и научных исследований, но распространяется на решение ключевых социальных проблем и содействие экономическому росту [15].

По мнению зарубежных исследователей Д. Ганна, Ф. Монтрезора, Дж. Айзенберга, представленному в публикации на интернет-ресурсе Всемирного экономического форума [16], при организации сотрудничества университетов и партнеров из реального сектора экономики необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на его эффективность для обеих сторон: развитие университетами собственных каналов привлечения талантов и организация стимулирования индустриальными партнерами их деятельности в обоюдовыгодных направлениях; использование предприятиями компетенций вуза в сфере коммуникации, интеллектуального анализа социальных данных для изучения влияния быстро развивающихся технологических инноваций на общество и повышения качества принимаемых решений; кооперация в рамках цикла трансфера технологий: от превращения идеи в технологию, технологии в продукт и, наконец, коммерциализация продукта.

В обзоре научной литературы за 2000–2023 годы, посвященной стратегиям и возможностям для сотрудничества между университетами и промышленностью, международный коллектив исследователей в составе Э. Терещенко, Э. Салмелы и Э. Мелькко выделил три направления партнерства: образование, научные исследования и управление [17]. Образовательный аспект включает в себя все виды взаимодействия между университетами и промышленными предприятиями в области обучения студентов и переподготовки сотрудников компании. Исследовательский компонент включает проведение совместных исследований и разработок, инновационную и консалтинговую деятельность. Управление связано с разработкой норм взаимодействия в рамках университетско-индустриального партнерства. Также были выделены восемь наиболее успешных в мировой практике форматов сотрудничества: совместные исследования и разработки, стажировки и совместные программы, наставничество и менторство, предпринимательские и инкубационные программы, спонсируемые проекты и гранты, совместные предприятия и лицензионные соглашения, обучение руководителей и профессиональное развитие сотрудников, а также карьерный рост студентов.

Н. Э. Овчинникова на основе анализа отечественных и зарубежных практик взаимодействия университетов и реального сектора экономики в целях усовершенствования кооперации и повышения эффективности партнерства в условиях глобальной цифровой трансформации предлагает модель, построенную на основе взаимодействия четырех ключевых акторов: промышленности, университетов, структуры власти и гражданского общества – и интегрированную в цифровою сферу [18]. В качестве механизма реализации такой модели можно рассматривать предложенную Иберо-Американским научно-образовательным консорциумом (ISTEC) технологию «Инициатива», которая представляет собой организованные усилия по разработке мероприятий, направленных на решение конкретных проблемных вопросов. Как показывают ее авторы Д. Гарсия, М. Р. де Джусти, Р. Джордан, Вил. Морено и К. Нуш, инициативы являются гибкими и реализуются параллельно по инициативе членов консорциума [19]. В рамках инициатив определяются, планируются и реализуются проекты. Распределенная структура, из которой вытекают проекты, позволяет избежать дублирования усилий и по своей сути отвечает потребностям членов ISTEC. Проекты разрабатываются с учетом как краткосрочных, так и долгосрочных целей, а также с учетом социального воздействия. Они динамичны и могут расширяться, и для максимального использования имеющихся ресурсов поощряется координация.

С. Бегни и М. Гурари на основе изучения глобальных моделей сотрудничества университетов и корпораций выявили основные треки научно-образовательно-индустриального партнерства: создание коллаборационных исследовательских центров, инициирование совместных исследовательских проектов, направленных на решение прикладных проблем, содействие передаче знаний посредством инициатив по взаимному сотрудничеству, развитие сетей доверия и изучение возможностей для будущих совместных предприятий [20].

Кеннет Р. Лутчен, временно исполняющий обязанности ректора Бостонского университета, указывает на то, что в настоящее время наблюдается переход от преимущественной ориентации в университетско-индустриальном партнерстве на финансирование и совместное проведение краткосрочных исследовательских проектов к более глубокому долгосрочному сотрудничеству, направленному на совершенствование учебных программ, через включение в них навыков, связанных с отраслевыми инновациями [21]. Цель этого состоит в том, чтобы подготовить выпускников, которые вступят в трудовой мир уже знакомыми с передовыми технологиями, имеющими практический опыт их использования и понимающими, как их не только эффективно применять, но и совершенствовать.

В качестве примера партнерства «университет – государственная образовательная система – научно-производственные организации» можно привести проект двух канадских вузов: Университета Квебека в Монреале и Университета Шербрука в Шербруке под названием «Партнерство во имя развития и успеха научного образования в средних школах» [22]. Проект предполагает создание динамичной среды для профессионализации школьников и проведения ими исследований в профессиональных учебных сообществах, в которые включены представители индустриальных партнеров. Эта инициатива побуждает преподавателей университетов и учителей естественных наук активно участвовать в практических исследованиях, внедрять и совершенствовать основанные на фактических данных стратегии обучения и развивать культуру постоянного профессионального роста и рефлексивной практики. Такое партнерство способствует преодолению разрыва между образовательной практикой и научно-производственной реальностью.

Таким образом, прослеживание эволюции исследовательской мысли, как зарубежной, так и отечественной, касающейся развития идеи научно-образовательно-индустриального партнерства организаций высшего образования с реальным сектором экономики, позволяет сделать вывод о том, что ключевым ценностно-смысловым ориентиром активно создаваемых сегодня вузами консорциумов, консолидирующих усилия федеральных и региональных органов власти, научно-образовательного сообщества, институтов гражданского общества, должна стать новая технология общественного договора, предусматривающая такой формат межведомственной, межинституциональной и т. п. коммуникации, который позволяет взаимодействующим сторонам не только договориться по поводу образа будущего, но и совместно определить его характеристики и выстроить систему совместных действий по воплощению желаемого образа будущего в действительность.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

В качестве методологической базы исследования, посвященного разработке модели научно-образовательно-индустриального партнерства, ориентированного на создание стратегического задела для реализации долгосрочных планов национального развития, выбраны следующие категории: коллаборация как современный формат межинституционального взаимодействия; социальный механизм как способ управления развитием в условиях инновационной системы; понятие «будущее», рассматриваемое в контексте характеристик шестого технологического уклада.

Формирование нового контура национальной системы высшего педагогического образования, обозначенного в современных нормативно-правовых документах [23], требует применения адекватных трансформационным процессам в экономике и обществе управленческих механизмов и технологий. Стратегия усовершенствования модели управления в рамках традиционной парадигмы в современных условиях себя исчерпала, необходимы новые стратегические инициативы, разработка и внедрение новых организационно-управленческих структур, в том числе основанных на принципе коллаборации, заключающемся в объединении ресурсов для достижения общих и совместно поставленных целей [24, 25]. Коллаборация определяется исследователями в области экономики знаний как высшая форма развития институциональной кооперации в условиях интеллектуальной экономики, базирующейся на знаниях и особых возможностях и навыках их носителей, фактически становящихся главным фактором развития материального и нематериального производства, обеспечения устойчивого социально-экономического развития [26, 27].

Научно-образовательно-индустриальное партнерство представляет собой социальный механизм, характеризуемый как система взаимосвязанных между собой социальных субъектов, которые сообща функционируют для достижения общей цели [28]. К основным элементам социального механизма относят: социальных субъектов, структурированных в определенном иерархическом порядке; ценностно-смысловую основу, образованную базовыми социальными нормами, правилами, образцами поведения, ценностями; порядок взаимодействия всех элементов на каждом этапе реализации механизма; среду, в которой осуществляется его применение, планируемые и фактические результаты, систему показателей эффективности использования социального механизма; обратную связь как процесс информационного обмена между его субъектами.

Представляя собой социальный механизм управления развитием вуза, научно-образовательно-индустриальное партнерство университета педагогического профиля ориентируется не столько на внутренние изменения, сколько на нововведения во внешнем контуре взаимодействия, следуя установке, что системные инновации оказывают развивающее влияние на обновление всего окружения, создавая точки роста человеческого потенциала [29]. Данный механизм в условиях кризиса традиционных форм и способов управления вузом, которые по разным причинам и обстоятельствам уже не достигают целей, поставленных государством, обществом перед высшим педагогическим образованием в новой социокультурной ситуации, обеспечивает создание новой системы управления изменениям как внутри университета, так и в его ближнем и дальнем окружении. Наиболее адекватной организационной формой для решения обозначенной управленческой задачи является консорциум – проектно-инициативная структура, основанная на принципах децентрализации и нормотворчества. По мнению специалиста по учебным технологиям Университета Индианы Анастасии Морроне, сила такого рода объединений заключается в том, что они позволяют привлечь команде развития университета единомышленников для решения проблем, стоящих перед вузом, путем совместной работы над какой-либо инициативой [30].

Основными характеристиками консорциумов, создаваемых по инициативе современных организаций высшего образования с разными экономическими субъектами и общественными институциями, исследователи указывают: добровольность объединения для достижения масштабных целей, требующих значительных материальных и организационных затрат; солидарную ответственность всех участников метаобъединения за процесс и результаты осуществляемой деятельности; сохранение автономности каждого члена консорциума, притом что в совместной деятельности по достижению общей цели предусмотрено подчинение коллегиальному органу руководства; открытость деятельности как внутри консорциума, так и во внешней среде; временную ограниченность, определяемую ориентацией на реализацию стратегического проекта с возможностью реорганизации по достижении запланированных результатов [31].

Проектно-инициативный характер научно-образовательно-индустриального партнерства позволяет рассматривать его как механизм построения Будущего. Концепт «будущее» занимает важное место в понятийно-категориальном строе социально-гуманитарного научного знания: в философии будущее соотносится с представлением о необратимости хода времени, а его созидание понимается как переход, на основе переосмысления имеющегося опыта, из возможного, потенциального состояния в реальное [32], таким образом существующая реальность вбирает в себя новую; в психологических исследованиях акцентируется видение человеком своего будущего и будущего общности, которой он принадлежит, а в русле субъектного подхода построение будущего связывается с расширением бытийного пространства личности [33]; в контексте теории образования и концепций развития образовательной сферы выделяют три типа отношения к будущему: смысловой, проектно-целевой и прогностический, которые аккумулируются, в свою очередь, в категорию «образ будущего». Данная категория описывает коллективные представления членов определенного сообщества, складывающиеся в целостную картину будущего этого общества, включающую понимание его экономических, политических, социальных и культурных перспектив [34].

С точки зрения научной теории технологических укладов как инструмента управления социально-экономическим развитием Будущее рассматривается в характеристиках нового (шестого) технологического уклада, значительно революционизирующего трансформационные процессы в мире, утверждая приоритет производящей, а не потребляющей экономики [35]. Складывается принципиально иная организация социума, в рамках которой происходит его кластеризация по сетевому принципу, предполагающая горизонтальное пространственно-временное распределение таким образом, что и управление приобретает сетевой характер, максимально расширяя круг участников разработки и принятия управленческих решений [36, 37], что, собственно, и составляет сущность научно-образовательно-индустриального партнерства как социального механизма управления созиданием Будущего.

Создание Будущего в настоящем путем внесения опережающего вклада в развитие интеллектуального потенциала общества является особой миссией университета педагогического профиля, определяющей направленность вектора его институциональной трансформации в направлении включения в сферу образования нового типа социальных акторов, в партнерстве с которыми педагогический вуз становится полноправным участником осуществления системных изменений в условиях цифровой трансформации экономики и общества [38].

 

Результаты исследования / Research results

 

Ключевым приоритетом социально-экономического развития Российской Федерации в целом и каждого отдельного региона является создание сбалансированной системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров, отвечающей тактическим и стратегическим задачам национальной экономики. В сложившейся экономической и политической ситуации необходимость оперативного решения этой проблемы возрастает многократно.

Ключевую роль в формировании личности, выборе образовательной и профессиональной траектории каждого гражданина России на каждом возрастном этапе развития личности играет педагог – воспитатель, учитель, преподаватель. Подготовка такого педагога, владеющего современными методиками обучения и воспитания, знакомого с потребностями экономики и готового выполнять роль «проводника» между общеобразовательными программами и направлениями дальнейшего личностно-профессионального развития, является базовой целью университета педагогического профиля.

В рамках участия Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина (Мининский университет) в программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» было определено в качестве ведущего направления построение модели обеспечения самореализации молодежи как основы благополучия региона с целью предотвращения существенного риска для развития национальной экономики – массового оттока квалифицированных молодых специалистов с территорий Российской Федерации в крупные столичные мегаполисы. Именно поэтому подготовка профессионалов, обладающих уникальным набором компетенций, способных к развитию талантов детей и молодежи, формированию у них территориального патриотизма, является стратегическим ориентиром для программы развития Мининского университета. Это предполагает:

‒     создание тиражируемых решений для профессиональной и творческой самореализации обучающейся молодежи в регионе, ориентируясь на интересы детей и юношества, поддержку семей и запросы представителей реального сектора экономики;

‒     формирование позиции вуза в регионе как центра универсальных педагогических компетенций;

‒     объединение усилий органов власти, системы образования и ведущих предприятий для формирования кадрового потенциала региона и страны.

Решение этих задач требует кооперации с представителями государственных структур, академическими партнерами, крупным бизнесом, региональной системой образования и др. Максимальное вовлечение работодателей в реализацию образовательных программ, включая развитие прикладного проектного обучения, сетевых образовательных программ, формирование совместных исследовательских центров, кафедр и лабораторий, включение представителей работодателей в координационные советы по направлениям основных профессиональных образовательных программ позволит достичь синергетического эффекта и в области профессиональной подготовки, и в области трудоустройства молодежи.

Обозначенные стратегические ориентиры были положены в основу создания модели научно-образовательно-индустриального партнерства Мининского университета. Данная модель предполагает взаимодействие вуза с учреждениями общего, высшего и профессионального образования, научными сообществами и организациями реального сектора экономики в рамках совместных образовательных, научных, инновационных и социальных проектов. Создание модели преследует объединение усилий, при ведущей экспертной позиции Мининского университета, для всестороннего содействия полноценной социализации, прогрессивному личностному развитию детей и молодежи Нижегородского региона и приобретения ими востребованных современной экономикой профессиональных навыков и компетенций. Основными задачами проектируемой модели научно-образовательно-индустриального партнерства является повышение мобильности обучающихся и педагогических работников, что позволяет осуществлять более эффективно профориентационные мероприятия; адаптация образовательных программ под реальные потребности рынка труда; интеграция образовательного процесса школы, вуза с научно-технологическими и исследовательскими программами, что расширяет спектр возможностей получения учащимися и студентами практического опыта решения профессиональных задач; формирование сообществ преподавателей, педагогических работников, специалистов предприятий – единомышленников в достижении общей цели, связанной с удержанием молодежи в регионе через создание условий для их личного и профессионального развития на основе учета потребностей и интересов представителей молодого поколения. Данная модель партнерства реализуется педагогическим вузом в формате консорциума «Самореализация и развитие».

Методологической основой создания консорциума «Самореализация и развитие» в рамках реализации Программы развития Мининского университета до 2030 года является представление о многосторонности сотрудничества, охватывающего и создание новых норм, и образовательную, и научно-исследовательскую, и проектно-технологическую деятельности; учет междисциплинарности и межинституциональности в построении структуры консорциума; определение в качестве предмета совместной деятельности реализацию конкретного проекта, вписанного в программу развития вуза, который и является инициатором научно-образовательно-индустриального партнерства; сбалансированное сочетание подходов к выдвижению инициатив в рамках проекта: «сверху вниз», когда решения в рамках общей цели принимаются на высшем уровне руководства взаимодействующих участников консорциума, а затем в их реализацию вовлекаются различные группы и отдельные сотрудники, и «снизу вверх», предполагающий вовлечение сотрудников каждого уровня сотрудничающих организаций в процесс принятия решений, учет их мнений, идей и предложений, создание атмосферы открытого диалога. Важной особенностью научно-образовательно-индустриального партнерства в формате консорциума «Самореализация и развитие» (см. таблицу) является включение в него цифровой среды. Использование цифрового инструментария позволяет сформировать на базе научно-образовательной инфраструктуры Мининского университета единую интеграционную платформу взаимодействия с партнерами в научной, образовательной и инновационной деятельности.

Структура научно-образовательно-индустриального партнерства
в рамках стратегического проекта «Самореализация молодежи
как основа благополучия региона» программы развития
Мининского университета

 

Проблема стратегического проекта

Задачи

стратегического проекта

Участники

консорциума

Функционал

участников

Проектное

решение

Низкий запрос молодежи на самореализацию в профессиональной деятельности в условиях региона

Проведение комплексных исследований, выявляющих проблемные зоны в создании условий для самореализации молодежи (в том числе для лиц с ОВЗ и инвалидностью)

Российская академия образования (через Нижегородский научный центр РАО на базе Мининского университета)

Совместное проведение исследований и апробация научных и научно-методических разработок

Новое знание о востребованных моделях и формах профессиональной ориентации и профессионального самоопределения детей и молодежи (в том числе для лиц с ОВЗ и инвалидностью), соответствующих тенденциям развития демографической, социокультурной и экономической ситуации в регионе

ФГАОУ ВО НИУ «ННГУ им. Н. И. Лобачевского» (Национальный исследовательский университет)

Министерство образования и науки Нижегородской области

Социальный заказчик на проведение исследований. Предоставление организационного и информационного ресурса для проведения апробации научных и научно-методических разработок

ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет»

Проведение исследований и апробация научных и научно-методических разработок по специфике профессиональной ориентации и профессионального самоопределения лиц с инвалидностью и ОВЗ

Центр содействия научно-образовательной деятельности Нижегородского НОЦ

Предоставление организационного и информационного ресурса для проведения апробации научных и научно-методических разработок

Дефицит высокоразвитых актуальных компетенций, которые начинают формироваться в системе общего образования, на базе общеразвивающих, предпрофессиональных программ, а затем развиваются в рамках среднего профессионального и высшего образования

Организация дополнительного образования школьников (общеразвивающие, предпрофессиональные программы) и студентов (программы профессиональной подготовки и переподготовки, направленные на получение дополнительной квалификации)

Министерство образования и науки Нижегородской области

Предоставление организационного и информационного ресурса при проведении работы с педагогическими работниками, управленческими кадрами и школьниками, тиражировании результатов проекта в регионе. Обеспечение участия своих представителей в мероприятиях проекта.

Пакет основанных на единой методологии реализации всех направленностей и профилей дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных образовательных программ, включая систему методического сопровождения двух видов – для самостоятельной реализации общеобразовательной организацией и для реализации на основе сетевого партнерства с Мининским университетом, включая тьюторскую поддержку обучающихся школьников со стороны студентов университета.

Пакет программ профессиональной подготовки и переподготовки, направленных на получение студентами, обучающимися по очной форме обучения, дополнительной квалификации, включая соответствующие электронные курсы в ЭИОС Мининского университета и нормативное обеспечение их реализации параллельно с освоением основных профессиональных образовательных программ

Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Нижний Новгород»

Совместная разработка и производство просветительского контента. Участие в реализации сетевых дополнительных образовательных программ

ГАУ НО «Нижегородский областной информационный центр»

Центр содействия научно-образовательной деятельности Нижегородского НОЦ

Совместная разработка и реализация сетевых дополнительных образовательных про-грамм и программ профессиональной подготовки и переподготовки, направленных на получение дополнительной квалификации

Корпоративный университет правительства Нижегородской области

ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт (Национальный исследовательский университет)»

Совместная разработка и реализация сетевых дополнительных образовательных программ естественно-научной направленности и инженерно-технологического профиля для школьников; программ, направленных на получение студентами дополнительной квалификации по IT‑профилю (цифровая кафедра)

Управление по труду и занятости населения Нижегородской области

Социальный заказчик на перечень актуальных для региональной социально-экономической системы дополнительных квалификаций. Предоставление помощи по организации трудоустройства обучившихся в соответствии с полученной дополнительной квалификацией

ООО «АЛМИ Партнер»

Апробация программных продуктов компании, соответствующих государственным стандартам, включенных в реестр российского программного обеспечения в рамках создания цифровой среды реализации программ для школьников и студентов

Недостаточная разработанность нормативных механизмов и модельных практик сетевой кооперации организаций образовательной сферы разных уровней и индустриальных партнеров для обеспечения успешной самореализации и эффективного самоопределения молодежи

Создание новой институциональной практики ранней профессионализации школьников на основе сетевой кооперации Мининского университета, субъектов региональной системы образования и предприятий реального сектора экономики

Министерство образования и науки Нижегородской области

Предоставление организационного и информационного ресурса при проведении работы с педагогическими работниками, управленческими кадрами и школьниками, тиражировании результатов проекта в регионе. Обеспечение участия своих представителей в мероприятиях проекта

Модель учебного центра «Моя первая профессия» для получения школьниками рабочих компетенций и актуальных рабочих профессий социально-гуманитарного (профессии «вожатый», «ассистент экскурсовода (гида)», «цифровой куратор») и технологического («слесарь механосборочных работ», «оператор станков с программным управлением», «лаборант химического анализа»), которые они смогут развивать в дальнейшем на базе среднего профессионального и высшего образования

Управление по труду и занятости населения Нижегородской области

Социальный заказчик на перечень актуальных для региональной социально-экономической системы рабочих профессий. Предоставление помощи по организации трудоустройства обучившихся школьников в соответствии с полученной профессией в каникулярный период

АО «Выксунский металлургический завод»

Участие в реализации в сетевой форме программ профессиональной подготовки школьников по рабочим профессиям (практические занятия, материально-техническое оснащение специальных мастерских) в рамках учебных центров «Моя первая профессия» технологического профиля.

Совместное проведение мероприятий по профессиональной ориентации школьников региона (профессиональных проб, экскурсий на предприятия и т. п.)

АО «Русполимет»

ПАО «ГАЗ»

ООО «АЛМИ Партнер»

Апробация программных продуктов компании, соответствующих государственным стандартам, включенных в реестр российского программного обеспечения в рамках создания цифровой среды реализации программ учебных центров «Моя первая профессия»

 

Консорциум «Самореализация и развитие» создается для аккумуляции инфраструктурных, кадровых и технологических ресурсов обеспечения условий самореализации молодежи в Нижегородской области в ключевых для достижения национальных целей направлениях профессиональной деятельности с возможностью последующего использования опыта участников при тиражировании результатов проекта. Интеграция членов консорциума вокруг идеи о самореализации молодежи в регионе при координирующей функции Мининского университета обеспечит единую систему стратегического планирования направлений социально-экономического развития территории, укрепления кадрового и научно-технологического потенциала организаций реального сектора экономики и социальной сферы на основе консолидированной системы норм и принципов.

Общее руководство деятельностью консорциума, включая принятие решения о включении новых участников, осуществляет Совет консорциума, образованный из представителей участников. Использование результатов интеллектуальной деятельности, созданных в рамках сотрудничества, регулируется отдельными соглашениями. Главным результатом деятельности консорциума является разработка и реализация тиражируемой модели самореализации молодежи в регионе. Планируемые результаты отражают интересы стейкхолдеров в области «выращивания» кадрового потенциала региональной экономики, способного воплотить совместно спроектированный участниками консорциума образ Будущего. Имеющийся у Мининского университета опыт социального партнерства позволяет с высокой степенью уверенности рассчитывать на достижение поставленных амбициозных целей и осуществление вклада в реализацию национальных проектов научно-технологического и регионального развития.

 

Заключение / Conclusion

 

Признавая национальный человеческий капитал как мощный ресурс развития страны и региона, новую миссию университетов педагогического профиля в современных геополитических и социально-экономических условиях можно обозначить как содействие в формировании и воплощении в действительность образа Будущего посредством подготовки педагогов, способных строить на разных уровнях образования в разных предметных областях и направленностях пространства уникальных возможностей личностно-профессиональной самореализации человека в течение всей жизни. Следуя этой миссии, педагогический вуз становится инициатором и проводником инновационных процессов в региональном образовательном пространстве, аккумулируя в своем окружении субъектов ответственного социокультурного действия, непосредственно ориентированных в своей деятельности на достижение показателей национальной цели развития Российской Федерации в области образования путем кооперации, сетевого партнерства, налаживания процессов обмена информацией и совместного использования ресурсов. Научно-образовательно-индустриальное партнерство, организуемое университетом педагогического профиля, создает уникальное интеграционное образовательное пространство, в котором реализуется доступная каждому человеку жизненно-образовательная маршрутизация среди возможностей полноценной социализации, прогрессивного личностного развития и приобретения востребованных современной экономикой профессиональных навыков и компетенций, что является ключевым условием построения передовой национальной инновационной системы.