Full text

Введение / Introduction

 

Одним из самых важных решений, который каждый делает в своей жизни еще на школьной скамье, является выбор профессии. От него зависит психологическое благополучие индивида, его субъективная удовлетворенность от учебы и работы, успешность продвижения по карьерной лестнице и мн. др.

В старших классах школы размышления о будущей профессии включаются в каждодневную реальность каждого ученика. Обучающиеся начинают более четко осознавать свои потребности, у них появляется интерес к самопознанию, анализу собственных личностных качеств, способностей; они соотносят их с требованиями профессии. Это происходит благодаря новому уровню самосознания и самоопределения, который характерен для данного возраста, на что указывают в своей публикации П. А. Бедная, Н. Е. Серебровская, Т. Г. Ханова [1].

Однако некоторые старшеклассники под влиянием социальных сетей хотят выбирать понятную для них и относительно легкую для освоения, по их мнению, профессию блогера и зарабатывать «быстрые большие деньги» на рекламе, не учась при этом ничему. Другие увлекаются инфоцыганщиной, стремясь подражать своим виртуальным кумирам, и т. д. Влияние соцсетей на профессиональный выбор современных школьников раскрыл в своей статье А. Ю. Гайфуллин [2]. Государство же заинтересовано в подготовке высококвалифицированных конкурентоспособных выпускников по определенным специальностям, которые будут в скором времени позитивно менять нашу страну, делая ее высокотехнологичной, мощно развитой по всем направлениям, опережающей по своим достижениям другие страны. Поэтому правильный профессиональный выбор школьников цифрового поколения сегодня особо важен. В связи с этим обучающихся важно мотивировать на эти профессии, помочь изучить свои склонности, способности, чтобы они смогли выбрать профессию, которая будет соответствовать их потенциалу и индивидуально-личностным ресурсам.

В настоящее время существует востребованность определенных новых профессий, о которых еще нет достаточной информации (они перечислены, например, в Атласе новых профессий [3]), и в то же время существует дефицит традиционных специалистов в различных сферах, что также сопровождается незнанием школьников об их специфике. Так, XXI век назван веком развития психологических технологий; психологическое знание пронизывает все области человеческого существования, включая нейросети и искусственный интеллект, составляет основу информационных войн и новых моделей управления обществом. И только разновидности психологических специальностей и соответствующие им должности можно перечислять десятками: военный психолог, геронтопсихолог, гештальт-психолог, детский психолог, зоопсихолог, киберпсихолог, клинический психолог, когнитивный психолог, корпоративный психолог,нейропсихолог, педагог-психолог, преподаватель психологии, психоаналитик, психолог-профориентолог, психолог-исследователь, психолог-эксперт, психолог-консультант, психолог-криминалист, психолог-маркетолог, психофизиолог, семейный психолог, социальный психолог, специальный психолог, спортивный психолог, судебный психолог, экзистенциальный психолог, экологический психолог и др. Однако, как отмечает Е. Г. Егорова, старшеклассники не имеют ясных представлений ни о потребностях рынка труда, ни о значимости получения высшего образования [4].

Проблема, которую мы будем обсуждать в рамках данной статьи, заключается в том, что детям, пытающимся сейчас определить будущую профессию, зачастую не хватает мотивации для столь важного решения. Так, М. А. и О. И. Сысоевы полагают, что ведущим мотивом представителей цифрового поколения выступает стремление реализовать свои интересы, избежать скуки и выполнять увлекательные задачи. По мнению данных авторов, современные школьники из-за неадекватных амбиций не хотят планировать карьеру в непонятных для них профессиях и в областях с неясными перспективами развития [5].

В то же время современные ученые С. В. Молчанов, О. Б. Чеснокова, С. М. Чурбанова подчеркивают, что профессиональное самоопределение является важным структурным компонентом будущего профессионализма [6], т. е. его необходимо рассматривать не как отдельный шаг в жизни выпускника школы, а как начало целой цепочки изменений, ведущих к развитию профессионального сознания, компетентности, внутреннего ценностного стрежня специалиста. Однако профессиональный выбор современных школьников нередко носит недостаточно осознанный, сумбурный характер, который основывается на чужом мнении, модных тенденциях, задаваемых интернет-кумирами, или легкостью/трудностью сдачи ЕГЭ по тем или иным учебным предметам, на что указывает в своей статье Е. Г. Щербакова [7]. Таким образом, возникает необходимость специальной работы по повышению мотивации выбора профессии у представителей цифрового поколения и поиска таких форм и методов профориентационной работы, которые могут стать стимулирующими и действенными для современного поколения старшеклассников.

Работая с будущими психологами, мы полагаем, что для углубленной профессиональной ориентации необходимо развивать специфические формы, ориентированные именно на психологические специальности и направления подготовки. В связи с этим целью нашего исследования стал поиск и апробация эффективных инновационных форм профориентационной работы с обучающимися цифрового поколения для повышения мотивации выбора профессии психолога.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Обзор начнем с анализа специфики гибридной социализации подрастающего поколения под влиянием цифровой среды. Ее рассмотрела в своей статье Л. Н. Мешкова [8]. При создании образа «Я» в цифровом мире современные школьники нередко связывают его с некими идеальными, на их взгляд, характеристиками личности, которые транслируют в социальных сетях их кумиры-блогеры или популярные в молодежной среде лидеры. Виртуальный образ «Я», наделенный желаемыми качествами, создает иллюзию защищенности, анонимности, дефицит которой наблюдается у подростков в реальном мире. Е. И. Солдатова и ее коллеги установили, что ключевыми характеристиками любого поколения являются разделяемые ими ценности и транслируемые формы поведения. Однако у цифрового поколения в результате гибридной социализации они искажены. И постепенно в ходе онлайн– и офлайн-коммуникации из пелены созданного призрачного идеального образа вырисовываются настоящие качества, которые не отвечают иллюзорным представлениям о себе [9]. Особенно отчетливо это становится заметно в ходе практико-ориентированных занятий по профилю будущей профессии. На подобное несоответствие обратили внимание китайские ученые Ц. Чен, С. Инь, Ч. Цзя, когда исследовали эмоциональные переживания будущих педагогов, связанные с их профессиональным развитием и выявленными в ходе проведенной диагностики несоответствиями профессиональной идентичности [10]. Некоторые исследователи предлагают делать акцент в психолого-педагогической подготовке будущих кадров на изменении их идентичности, чтобы достичь соответствия личностно-профессиональных характеристик требованиям профессии [11].

К. Д. Костарева [12] в своей статье описала социально-психологические особенности старшеклассников, рассматривающих блогерство как будущую профессию, и показала, что многие молодые люди цифрового поколения не видят смысла в формализованной системе образовании, а предпочитают самостоятельно искать нужные им материалы на просторах Интернета. Йосеф М. Эйд, ученый из Саудовской Аравии, провел исследование взаимосвязи самостоятельного обучения и успеваемости современных обучающихся, выявив неоднозначные результаты [13]. Проблема заключается в том, что поток виртуальной информации зачастую имеет разрозненный, неупорядоченный характер, статьи и посты не проверяются на истинность и объективность, не отличаются систематизированностью, обобщенностью, научностью, из-за чего у поглощающих их школьников формируется достаточно поверхностный кругозор, фрагментарность и раздробленность знаний, в ряде случаев их алогичность.

Современные дети – старшеклассники цифрового поколения, по мнению многих исследователей, сталкиваются с множественными трудностями при выборе профессии в первую очередь из-за недостаточно сформированной у них мотивации профессионального выбора. Так, В. С. Третьякова, Н. Г. Церковникова в своей статье фиксируют сужение круга интересов у детей цифрового поколения. Поскольку старшеклассники достаточно много времени проводят в виртуальной среде, то такое гибридное сосуществование сильно влияет на их личностное становление, формирующиеся ожидания относительно будущей жизни, карьеры, профессиональный выбор и представления о собственном будущем. Данные авторы зафиксировали, что у представителей цифрового поколения из-за создания интернет-двойника искажается восприятие себя, трансформируется образ «Я» и отношение к себе, при этом отмечается нечеткость в понимании ценностно-смысловых основ своего жизненного пути. В связи с этим у обучающихся появляются трудности в личностном самоопределении (они очень абстрактно представляют свой дальнейший жизненный путь, не могут конкретизировать планируемые события), осознании профессиональных перспектив, формулировании возможных альтернатив самореализации после окончания школы [14].

К ключевым понятиям нашей статьи относятся понятия мотива и мотивации. Данные категории достаточно хорошо проработаны отечественными и зарубежными исследователями.

Так, американский ученый Дэвид Кларенс Макклелланд, автор теории потребностей, который впервые описал понятие мотивации достижения, в своих публикациях показал, что в современной культуре категория мотива используется в многомерном, расширенном, преобразованном смысле, а не в буквальном переводе, который означает «двигаться, действовать» [15].

Немецкий ученый Х. Хекхаузен, занимаясь проблемой движущих сил поведения человека, выявил в психологическом механизме мотивации взаимодействие трех коррелирующих друг с другом факторов (личностного, ситуативного и собственно мотивационного) [16].

Американский исследователь А. Маслоу обосновал содержательную теорию иерархии потребностей, которые наряду с целями и мотивами образуют психологическую структуру мотивационной сферы человека. Главным он считал мотив самовыражения, доказывая при этом, что достижение более высоких уровней мотивации возможно только при удовлетворении ниже расположенных (физиологических, в безопасности, принадлежности, уважении и др.). Мотив он рассматривал как сугубо личностное образование [17].

Ю. Ю. Суровицкая и М. Н. Мадимухаметов – ученые из Республики Казахстан – отмечают, что мотивация сегодня рассматривается как многослойное образование, включающее в себя совокупность внутренних и внешних побуждений – установок, мотивов, намерений, ценностей человека, тесно связанных с потребностями и интересами, а также стимулов – внешних детерминант, которые запускают мотивационные процессы и определяют содержательную основу его действий. В своей статье данные авторы указывают, что мотивы формируют мотивационно-ценностную структуру профессиональной деятельности. Ю. Ю. Суровицкая и М. Н. Мадимухаметов подчеркивают, что специфика мотивов освоения профессиональной деятельности зависит от внешних и внутренних условий. К внешним они относят инновационные технологии, в ходе использования которых меняются представления человека о профессии, критерии ее оценки и способы самореализации в ней; к внутренним – преобразование общих мотивов личности в мотивы труда, появление широты, осознанности, устойчивости, иерархии профессиональных мотивов с изменением уровня профессионализации [18].

Что касается инновационных тенденций в профориентационной работе, то финские ученые A. Тони и Р. Вуоринен подчеркивают значимость плотного взаимодействия образовательного и трудового секторов в профориентационной работе [19]. Отечественные исследователи Т. А. Бережнова, И. Э. Есауленко, И. И. Либина, Е. С. Натарова, позиция которых нам близка, развивают современный подход к профориентации в предуниверсарии [20].

И. Б. Бетигер и Е. В. Строгецкая считают, что для повышения уровня сформированности мотивов профессионального выбора и осознанного поступления в университет молодых людей цифрового поколения нужна тотальная смена форм коммуникативного взаимодействия с ними, реализуемых в ходе профориентации [21]. Их идеям созвучна позиция американских авторов M. Коула и С. Скрибнер, которые полагают, что любой вид социализации (в т. ч. цифровой, гибридный) порастающего поколения необходимо рассматривать прежде всего как культурную коммуникацию [22].

Формы и методы профориентационной работы, которые сегодня используются для стимулирования профессионального самоопределения и выработки соответствующей мотивации у обучающихся, многообразны. Они ориентированы на разных субъектов: дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников, их родителей; подразделяются на индивидуальные, групповые, массовые; бывают пассивными и активными; словесными, визуальными, практическим и пр. Специфику профориентационной работы на различных этапах возрастного развития описывает в своей книге Н. С. Пряжников [23].

Акцент в настоящее время делается на интерактивные, игровые, диалоговые и практико-ориентированные мероприятия. Эффективность игрового подхода к профориентации обосновывают ученые из Великобритании [24].

Многообразие современных методов и форм профориентации систематизирует в своей книге О. П. Черных [25]. Автор описывает профориентационные уроки, беседы о выборе будущей профессии, круглые столы, дискуссии, профориентационные игры, творческие задания, квесты, профессиональные кейсы, встречи с ведущими специалистами, беседы о профессиях, классные часы, хакатоны, школьные тематические вечера, предметные викторины, посещение школьниками предприятий и учреждений, профессиональные пробы, интенсивы, детско-юношеские профильные лагерные смены, клубы и кружки по профессиональным интересам, профессиональные конкурсы, волонтерскую деятельность, профориентационные фильмы, профориентационные туры с выездом сельских детей в городские вузы и др.

В последнее время в работе со школьниками достаточно часто стали использоваться следующие цифровые ресурсы и цифровые формы профориентации: вебинар, онлайн-конференция, чат, беседа в сетевой группе, виртуальная экскурсия, виртуальный мастер-класс, онлайн-профпроба, тренинги личностного и профессионального самоопределения на цифровых тренажерах, профориентационное цифровое тестирование, «Шоу профессий» (проект «ВКонтакте»), изучение сайтов вакансий, сайтов вузов в соцсетях, самостоятельное посещение школьниками интерактивных цифровых платформ профориентации и другое, что анализируют в своей публикации «Цифровая профориентация как необходимая реальность» Е. М. Бурнаева и С. Н. Саломатова [26].

Зарубежные ученые тоже активно развивают цифровые форматы профориентации. Так, специфику проведения профессиональной ориентации со школьниками посредством цифровых игр описывают в своей работе И. Данвел, П. Ламерс, С.  де Фрейтас и др. [27] Данные авторы подчеркивают ценность цифровых игр в развитии универсальных навыков, которые востребованы в разных профессиях. Однако цифровые форматы профориентации до настоящего время остаются недостаточно эффективными. Поэтому ученые Х. Л. Дуонг и T. K. O. Во анализируют причины нерешительности педагогов в отношении внедрения специальной цифровой геймификации в образовательный процесс [28].

Однако сегодня существует потребность специализации форм профориентации на конкретных профессиях, создания их научно-методического обеспечения, проблема слабо выраженного регионального подхода к разработке новых форм привлечения абитуриентов в конкретный вуз, а также недостаточного использования существующих инновационных технологий, что приводит к затруднениям выбора профессии у старшеклассников мотивационного характера.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

В качестве основного методологического подхода выступил личностно-деятельностный подход. В работе использовались организационные, теоретические, эмпирические методы, количественный и качественный анализ данных и их интерпретация.

В диагностическую программу вошли такие методики:

– тест-опросник «Мотивы выбора профессии» (автор С. С. Гришпун), с помощью которого оценивались следующие показатели: выраженность мотивов «престиж профессии», «материальное благополучие», «деловое отношение», «творческое отношение»;

– методика определения основных мотивов выбора профессии (автор Е. М. Павлютенков), среди которых были следующие: социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, связанные с содержанием труда, материальные, престижные, утилитарные;

– опросник выявления готовности к выбору профессии (автор В. Б. Успенский), который использовался для изучения преобладающего уровня готовности учащихся к выбору профессии;

– дифференциально-диагностический опросник (автор Е. А. Климов), применяемый для выявления ориентации на определенный тип профессии: «человек – природа», «человек – техника», «человек – человек», «человек – знаковая техника, знаковый образ», «человек – художественный образ»;

– опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши в модификации Г. В. Резапкиной, применявшийся для выявления склонности школьников к работе с людьми, к исследовательской деятельности, к эстетическим видам деятельности, экстремальным видам деятельности и пр. [29]

Для доказательства эффективности применяемых форм повышения мотивированности на профессию психолога среди обучающихся психолого-педагогических классов после апробации предложенной нами инновационной программы использовался t-критерий Стьюдента, показавший наличие статистической значимости различий полученных в исследовании средних величин.

Эмпирической базой исследования выступило муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования № 7 им. Героя Советского Союза С. Н. Судейского (г. Тула). В исследовании приняли участие обучающиеся профильных психолого-педагогических классов в возрасте 16–17 лет (N = 57). В сборе эмпирических материалов участвовала студентка факультета психологии ТГПУ
им. Л. Н. Толстого В. А. Харькина [30].

 

Результаты исследования / Research results

 

Нами была разработана модель профориентационной работы, основная идея которой заключалась в том, чтобы сделать университет «родным домом» для обучающихся, когда они еще учатся в школе; преодолеть имеющиеся у них барьеры, связанные с опасениями разного рода, возникающими при адаптации; вызвать интерес к вузу как социокультурной образовательной площадке, которая предоставляет возможность раскрытия личностного потенциала, реализации творческих способностей, а не только транслирует академические знания; усилить профориентационную составляющую на конкретную профессию – профессию психолога.

В соответствии с ключевыми идеями нами были отобраны, разработаны и апробированы в работе со старшеклассниками, приходящими в наш вуз, профориентационные формы и методы, включенные в инновационную программу, которые показали свою эффективность на практике (см. рис. 1).

Логика реализации используемой нами инновационной программы следующая: первоначально школьники психолого-педагогических классов приходят к нам в лабораторию психодиагностики для прохождения компьютерного тестирования по специально отобранным тестам, значимым для профессионального самоопределения, с учетом личностных качеств и склонностей. Для этого используется специализированный лицензионный программно-методической комплекс. Затем с каждым из обучающихся психолог проводит индивидуальную консультацию по выявленным проблемам или возникшим вопросам.

 

Формы профориентации на профессию психолог

 

Психологическая диагностика

 

Индивидуальное психологическое консультирование

 

Психологические игры и упражнения

 

Тренинги в специализированных кабинетах

 

Профпробы себя в видах деятельности психолога

 

Родительский лекторий по психологическим темам

 

Психологический анализ проблем героев сказок

 

Мастер-классы «Психология для тебя и о тебе»

 

Интерактив «Семейная гостиная»

 

Знакомство с профинструментарием психолога

 

Рис. 1. Формы профориентации на профессию психолога

 

Следующим этапом является проведение разнообразных психологических игр и упражнений на осознание, дифференциацию и укрепление мотивов профессионального выбора, самопознание, изучение своих особенностей, личностных качеств, склонностей и способностей, которые пригодятся в будущей трудовой деятельности, также особое внимание уделяется знакомству с миром современных профессий и их спецификой через игровые методы. Этот блок наши специалисты реализуют как в стенах университета, так и непосредственно в школах, где они преподают основы психологии в психолого-педагогических классах. К проведению психологических игр привлекаются студенты и магистранты, чьи возрастно-психологические характеристики не сильно отличаются от тех, которые присущи школьникам. Они обладают определенным авторитетом, имеют похожие интересы, приводят примеры, близкие каждому из них, поэтому старшеклассникам бывает легче что-то усвоить из уст равных себе.

Знакомство с университетом и миром психологии продолжается на тренингах в специализированных аудиториях факультета. Занятия по тренинговому типу включают в себя психологическую разминку, упражнения на разогрев группы, основную часть с кратким теоретическим блоком и 2–3 основными заданиями на профессиональное и личностное самоопределение, повышение уверенности в себе, поиск своих сильных сторон и прочее, рефлексию.

Специально для школьников психолого-педагогических классов мы совместно с магистрантами готовим и проводим ряд интерактивных мероприятий: «Семейная гостиная», «Пси-сказка», «Психология для тебя и о тебе». Данные мероприятия погружают обучающихся в мир человеческих проблем, которые мы вместе пытаемся решить на сцене с приглашением психологов-экспертов (наших выпускников, психологов-практиков, руководителей психологических центов) посредством разыгрывания психологических этюдов, анализа историй из собственной жизни и жизни сказочных персонажей. Данные мероприятия проводятся в разных форматах (в зависимости от темы и содержания): в форме ток-шоу, психологической мастерской, мастер-классов, квестов, с использованием соревновательных методов и пр.

Важной составляющей профориентационной работы в нашей инновационной программе является просвещение родителей, чье мнение существенно влияет на профессиональный выбор старшеклассников. В дни открытых дверей мы проводим родительский лекторий по разным психологическим темам, параллельно разъясняя родителям значимость и востребованность профессии психолога сегодня, рассказываем о видах психологической деятельности, сферах будущего трудоустройства, используем также истории наших успешных выпускников, которые эффективно реализуют себя в социально значимых областях, достигли больших результатов в профессии.

Заключительным этапом являются профессиональные пробы старшеклассниками психолого-педагогических классов себя на практике при работе с детьми. Именно здесь по-настоящему просыпаются и актуализируются смыслы будущей профессии, будущие специалисты раскрывают свои способности, осознают наличие у них определенных склонностей и делают окончательный профессиональный выбор.

Результаты проведения диагностический программы после полугода встреч со старшеклассниками показали положительную динамику в изучаемых характеристиках, а также повышение заинтересованности в психологии как для самопознания и саморазвития, так и в плане выбора будущей профессии, приобретения необходимых навыков в качестве будущих педагогов и родителей, которым нужны будут психологические знания для воспитания детей.

Так, по результатам проведения методики «Мотивы выбора профессии» (автор С. С. Гришпун) средние значения по разным видам мотивов имели следующую динамику: престиж профессии (было до проведения профориентационной работы 22 балла, стало – 24), материальное благополучие (было до проведения профориентационной работы 21,6 балла, стало – 23,3); деловое отношение (было до проведения профориентационной работы 24 балла, стало – 27), творческое отношение (было до проведения профориентационной работы 23 балла, стало – 25,5).

Оценка статистической значимости различий средних величин осуществлялась с помощью t-критерия Стьюдента для связанных (зависимых) выборок, состоящих из одних и тех же обучающихся, которых мы диагностировали до и после проведения с ними инновационной профориентационной программы (см. табл. 1, 2, рис. 2).

При выборе критерия Стьюдента для анализа сдвигов мы исходили из следующих оснований: 1) возможность сравнения диагностируемых параметров из изучаемых выборок, по итогам которого формулируются выводы о сходстве/различии анализируемых параметров; 2) возможность установления взаимосвязи между измеряемыми параметрами изучаемых выборок. Данный критерий применяется в случаях, когда проводились два диагностических среза и исходные данные отличаются нормальным распределением или хотя бы имеют минимальное взаимодействие (относятся к одной и той же среде, выполняли одно и то же задание и пр.). T-критерий Стьюдента используется в случаях, когда вычислены средние значения по изучаемым параметрам выборки. При использовании критерия Стьюдента имеется ограничение на размер выборки (N ≥ 10 в каждой из сравниваемых групп, рекомендуемая численность – от 30). Перечисленные основания и условия отвечают характеристикам нашего исследования.

 

Таблица 1

Расчет t-критерия Стьюдента по заданным средним величинам

Номер

Показатели в выборке до реализации программы

Показатели в выборке после реализации программы

Отклонения

Квадраты отклонений

22 

24 

–2 

21,6 

23,3 

–1,7 

2,89 

24 

27 

–3 

23 

25,5 

–2,5 

6,25 

Суммы

90,6

99,8

–9,2

22,14

 

По итогам расчета получаем следующий результат: tЭмп = 8,2.

Таблица 2

Критические значения

tКр

p ≤ 0,05

p ≤ 0,01

3,18

5,84

 

Из табл. 2 видим, что полученное эмпирическое значение коэффициента Стьюдента t (8,2) находится в зоне значимости, что также наглядно видно на рис. 2.

 

Рис. 2. Расположение полученного значения коэффициента Стьюдента (tЭмп) на оси значимости

 

Процентное соотношение обучающихся с разными видами преобладающих мотивов также изменилось. Отношение к делу как самый важный фактор при выборе профессии у современных школьников был ярко выражен у 31,6% и выражен в достаточной степени у 47,4%. Мотив материального благополучия изначально был ярко выражен у 36,8% респондентов, выражен в достаточной степени у 31,6%, слабо выражен у 5,3%. Творческое отношение делу как мотив будущей профессии был выражен у 52,6% опрошенных. После проведенных в течение полугода профориентационных встреч на территории вуза у старшеклассников стали преобладать осознанные профессионально ориентированные мотивы, а количество обучающихся с мотивом достижения материального благополучия снизилось до 26,3%. Самый большой рост показал мотив делового отношения (до 63,1%); чуть меньше вырос мотив творческого отношения (до 68,4%).

По результатам проведения опросника В. Б. Успенского, использовавшегося для выявления готовности к выбору профессии, были выявлены следующие средние значения: до проведения профориентационной работы – 13,2, после – 15,6.

До университетских встреч неготовность к выбору профессии была выражена у 10,5% учеников, после – у 5,3%. Низкий уровень готовности имелся у 47,4% обучающихся, стал – у 10,5%. Среднюю готовность к выбору профессии продемонстрировали сначала 26,3% десятиклассников, затем – 52,6%. Высокий уровень при первичной диагностике продемонстрировали 15,8% старшеклассников, при повторной – 31,6%.

Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова позволил выявить наличие склонности у обучающихся к определенному типу профессий, осознанность и устойчивость имеющихся интересов к профессиям конкретных сфер деятельности.

Самым популярным типом профессий в изучаемой выборке был тип, названный Е. А. Климовым «человек – художественный образ». Склонность к данному типу профессий обнаружили при первичной диагностике 57,9% обучающихся, однако степень выраженности была средней. Менее интересен ученикам был тип профессии «человек – природа» (15,8%). Склонность к типу профессий «человек – человек», к которому относятся психологические специальности, была ярко выражена у 10,5% десятиклассников, так же как и типы «человек – знаковая система» и «человек – техника». После проведения интерактивных профориентационных мероприятий на базе университета самыми часто встречаемыми типами профессий в исследуемой группе стали «человек – человек» и «человек – художественный образ», которые была выражены у 31,6% учащихся.

По результатам проведения опросника профессиональных склонностей Л. Йовайши в модификации Г. В. Резапкиной среднее значение по шкале ориентации на работу с людьми до проведения занятий составляло 4,6 балла, после – 5,8 балла, при этом первоначально в группе доминировали средние значения по шкале «эстетический вид деятельности» – 5,5 балла (после – 5 баллов). По остальным шкалам средние значения были гораздо ниже (от 2,4 балла по исследовательской деятельности до 2,9 балла по шкале «работа на производстве» и т. д.).

Сравнение средних значений шкал методики определения основных мотивов выбора профессии (автор Е. М. Павлютенков) позволило выявить произошедшую динамику (табл. 3).

Таблица 3

Динамика мотивов выбора профессии

(по средним значениям шкал методики Е. М. Павлютенкова)

 

Виды мотивов

Средние значения по шкалам

При первичной

диагностике

При повторной

диагностике

Социальные

3,8

7

Моральные

3,6

5,4

Эстетические

1,8

2,1

Познавательные

5,1

5,6

Творческие

4,2

5,5

Мотивы, связанные

с содержанием труда

3,4

7,5

Материальные

9

7

Престижные

8,4

6,2

Утилитарные

8,5

5,3

 

Анализ представленных в табл. 3 данных указывает на то, что по итогам проведенной работы со старшеклассниками произошли изменения в мотивационной сфере обучающихся. Более высокие средние значения были зафиксированы по шкалам «связанные с содержанием труда», «социальные», «моральные» и др. В то же время средние значения по шкалам «материальные мотивы», «престижные мотивы» и «утилитарные мотивы» снизились.